Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю.

К
Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика
Юрье­ва Л. Н., Боль­бот Т. Ю. Ком­пью­тер­ная зави­си­мость: фор­ми­ро­ва­ние, диа­гно­сти­ка, кор­рек­ция и про­фи­лак­ти­ка: Моно­гра­фия.— Дне­про­пет­ровск: Поро­ги, 2006.-196 с.

Пер­вое моно­гра­фи­че­ское иссле­до­ва­ние, издан­ное в Укра­ине, посвя­щен­ное ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. В кни­ге опи­са­на дина­ми­ка фор­ми­ро­ва­ния ком­пью­тер­ной аддик­ции и спе­ци­фи­че­ские для каж­до­го эта­па ее раз­ви­тия пси­хо­ло­ги­че­ские и кли­ни­че­ские осо­бен­но­сти. Пред­став­ле­ны раз­ра­бо­тан­ные авто­ра­ми тех­но­ло­гии пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ки и диф­фе­рен­ци­ро­ван­ная, поэтап­ная систе­ма кор­рек­ции пси­хи­че­ских и пове­ден­че­ских расстройств у лиц моло­до­го воз­рас­та, рабо­та­ю­щих с компьютером.

Кни­га пред­став­ля­ет боль­шой инте­рес не толь­ко для пси­хи­ат­ров, нар­ко­ло­гов и пси­хо­ло­гов, но будет полез­на и учи­те­лям, уча­щим­ся и их роди­те­лям и всем поль­зо­ва­те­лям пер­со­наль­ных компьютеров.

Рецензия на монографию Юрьевой Л. Н., Больбот Т. Ю. «Компьютерная зависимость…»

Бобров А. Е. // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. №4.

Рецен­зи­ру­е­мая моно­гра­фия посвя­ще­на акту­аль­ной про­бле­ме совре­мен­ной пси­хи­ат­рии - изу­че­нию пси­хо­ло­го-пси­хи­ат­ри­че­ских послед­ствий широ­кой ком­пью­те­ри­за­ции, кор­рек­ции и про­фи­лак­ти­ке свя­зан­ных с этим ано­маль­ных форм поведения.

Выбран­ное направ­ле­ние иссле­до­ва­ния весь­ма акту­аль­но, что обу­слов­ле­но несколь­ки­ми фак­то­ра­ми. В XXI веке суще­ствен­но воз­рас­та­ет роль инфор­ма­ци­он­ной сре­ды, а так­же видов про­фес­си­о­наль­ной и учеб­ной дея­тель­но­сти, свя­зан­ных с исполь­зо­ва­ни­ем боль­ших объ­е­мов инфор­ма­ции. Такой вид дея­тель­но­сти невоз­мо­жен без ком­пью­тер­ной тех­ни­ки. Это дела­ет пра­во­мер­ным поста­нов­ку вопро­са об инди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских и соци­аль­ных послед­стви­ях гло­баль­ной ком­пью­те­ри­за­ции и информатизации.

Важ­ней­ши­ми из таких послед­ствий явля­ют­ся слож­ные пси­хо­па­то­ло­ги­че­ские фено­ме­ны, полу­чив­шие назва­ние зави­си­мо­сти от ком­пью­те­ра и Интер­нет. Целым рядом иссле­до­ва­те­лей отме­ча­ет­ся тре­вож­ный факт рас­про­стра­не­ния этих форм дез­адап-тив­но­го пове­де­ния, кото­рые, судя по резуль­та­там опро­сов, наблю­да­ют­ся у 5-14% поль­зо­ва­те­лей. При этом счи­та­ет­ся, что коли­че­ство лиц с явле­ни­я­ми зави­си­мо­сти рас­тет про­пор­ци­о­наль­но уве­ли­че­нию досту­па к Интер­нет. Еще одним важ­ным обсто­я­тель­ством явля­ет­ся то, что ком­пью­тер­ная зави­си­мость в наи­боль­шей сте­пе­ни рас­про­стра­не­на сре­ди детей и подростков.

В моно­гра­фии пред­став­ле­ны впер­вые пред­ло­жен­ные авто­ра­ми под­хо­ды к пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ке ком­пью­тер­ной зависимости.

Этот под­ход вклю­ча­ет реа­ли­за­цию спе­ци­аль­ных инфор­ма­ци­он­ных и обра­зо­ва­тель­ных про­грамм, а так­же целе­на­прав­лен­ную кор­рек­цию семей­ных отно­ше­ний. В рабо­те опи­са­ны фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти лиц из групп рис­ка. Кро­ме того, изла­га­ет­ся раз­ра­бо­тан­ный авто­ра­ми метод скри­нин­га ком­пью­тер­ной зависимости.

Моно­гра­фия состо­ит из пре­ди­сло­вия, вве­де­ния, вось­ми глав, крат­ко­го сло­ва­ря тер­ми­нов, заклю­че­ния и биб­лио­гра­фии, вклю­ча­ю­щей 283 источ­ни­ка, из кото­рых 109 иностранных.

Пре­ди­сло­вие к моно­гра­фии напи­са­но про­фес­со­ром пси­хо­ло­гии Гар­вард­ской меди­цин­ской шко­лы, дирек­то­ром Цен­тра иссле­до­ва­ний ком­пью­тер­ной аддик­ции в Бостоне (СШАMaressa Hecht Orzack. Авто­ры кни­ги неод­но­крат­но посе­ща­ли этот центр и актив­но сотруд­ни­ча­ли в иссле­до­ва­ни­ях с M.H. Orzack.

Во вве­де­нии авто­ры отме­ча­ют, что про­грес­си­ру­ю­щее уве­ли­че­ние чис­ла поль­зо­ва­те­лей ком­пью­те­ра­ми при­во­дит к серьез­но­му изме­не­нию систе­мы соци­аль­ных свя­зей, а так­же зна­чи­тель­ной транс­фор­ма­ции тра­ди­ци­он­ных сти­лей и сте­рео­ти­пов меж­лич­ност­но­го общения.

Авто­ры моно­гра­фии ука­зы­ва­ют, что в насто­я­щее вре­мя про­ис­хо­дит сме­на сре­ды оби­та­ния совре­мен­но­го чело­ве­ка, сопро­вож­да­ю­ща­я­ся услож­не­ни­ем само­со­зна­ния, все боль­шей раци­о­на­ли­за­ци­ей пси­хи­че­ской дея­тель­но­сти и умень­ше­ни­ем ее эмо­ци­о­наль­ной состав­ля­ю­щей. Эти про­цес­сы, в свою оче­редь, могут нару­шать нор­маль­ное вхож­де­ние моло­дых людей в соци­аль­ную сре­ду, а в небла­го­при­ят­ных усло­ви­ях ста­но­вить­ся источ­ни­ком деструк­тив­ных изме­не­ний пси­хи­ки. Поэто­му наи­бо­лее чув­стви­тель­ной к этим изме­не­ни­ям явля­ет­ся пси­хи­ка детей, под­рост­ков и лиц юно­ше­ско­го возраста.

Дан­ная про­бле­ма ста­но­вит­ся все более замет­ной в Укра­ине, где за послед­ние 5 лет коли­че­ство моло­дых людей, кото­рые име­ют доступ к ком­пью­те­ру, воз­рос­ло более чем в 20 раз. Про­пор­ци­о­наль­но это­му, по дан­ным авто­ров, уве­ли­чи­лось и коли­че­ство лиц это­го воз­рас­та с ком­пью­тер­ной зависимостью.

В пер­вой гла­ве авто­ры опи­сы­ва­ют исто­ри­че­скую дина­ми­ку фор­ми­ро­ва­ния ком­пью­тер­ной суб­куль­ту­ры, про­сле­жи­вая путь от кли­но­пи­си к Интер­не­ту. В гла­ве ука­зы­ва­ет­ся на то, что внед­ре­ние новых спо­со­бов и средств ком­му­ни­ка­ции, несо­мнен­но, вле­чет за собой изме­не­ние мен­таль­но­сти обще­ства, сти­ля мыш­ле­ния и обще­ния меж­ду людь­ми, их пси­хо­ло­гии и поведения.

Вто­рая гла­ва посвя­ще­на рас­смот­ре­нию про­бле­мы аддик­тив­но­го пове­де­ния. При­во­дит­ся клас­си­фи­ка­ция аддик­ций, рас­смат­ри­ва­ют­ся фак­то­ры, потен­ци­ру­ю­щие раз­ви­тие аддик­тив­но­го пове­де­ния. Опи­са­ны кли­ни­че­ские и соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские харак­те­ри­сти­ки пато­ло­ги­че­ской склон­но­сти к азарт­ным играм и при­ве­де­ны фак­то­ры, спо­соб­ству­ю­щие их фор­ми­ро­ва­нию. Опи­са­ны эта­пы раз­ви­тия гем­блин­га и фазы раз­ви­тия игро­вых сры­вов. Изло­же­ны прин­ци­пы тера­пии и кор­рек­ции пато­ло­ги­че­ской склон­но­сти к азарт­ным играм.

В тре­тьей гла­ве про­ана­ли­зи­ро­ван опыт зару­беж­ных и оте­че­ствен­ных иссле­до­ва­те­лей, зани­ма­ю­щих­ся про­бле­ма­ми ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. При­во­дит­ся обзор дефи­ни­ций, в кото­рых отра­жа­ет­ся все тер­ми­но­ло­ги­че­ское мно­го­об­ра­зие опре­де­ле­ний, свя­зан­ных с поня­ти­ем «ком­пью­тер­ная зави­си­мость». Опи­сы­ва­ют­ся пози­тив­ные и нега­тив­ные эффек­ты вза­и­мо­дей­ствия чело­ве­ка и ком­пью­те­ра. Рас­смат­ри­ва­ют­ся раз­лич­ные пси­хо­ло­ги­че­ские меха­низ­мы ухо­да в вир­ту­аль­ную реаль­ность, ана­ли­зи­ру­ют­ся изме­не­ния лич­но­сти и само­со­зна­ния в про­цес­се вир­ту­аль­но­го общения.

Авто­ры выде­ля­ют спе­ци­фи­че­ские свой­ства вир­ту­аль­но­го мира, име­ю­щие реша­ю­щее зна­че­ние для фор­ми­ро­ва­ния ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти и спо­соб­ству­ю­щие тому, что соот­вет­ству­ю­щие пси­хо­ло­ги­че­ские кон­струк­ты начи­на­ют «впле­тать­ся» в реаль­ный мир субъ­ек­та, посте­пен­но вытес­няя его и изме­няя вос­при­я­тие соб­ствен­но­го Я.

В гла­ве ана­ли­зи­ру­ет­ся роль ком­пью­тер­ных игр в раз­ви­тии ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. При­во­дит­ся их клас­си­фи­ка­ция, а так­же оцен­ка их сте­пе­ни вли­я­ния по харак­те­ру и силе выра­жен­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти. Опи­сы­ва­ют­ся ста­дии фор­ми­ро­ва­ния игро­вой зави­си­мо­сти. Авто­ры рас­смат­ри­ва­ют так­же про­бле­му кибер­сек­су­аль­ной зави­си­мо­сти и опи­сы­ва­ют ее пси­хо­ло­го-пси­хи­ат­ри­че­ские признаки.

В рабо­те при­во­дят­ся соци­аль­но­де­мо­гра­фи­че­ские и куль­ту­раль­ные харак­те­ри­сти­ки лиц, стра­да­ю­щих ком­пью­тер­ной зави­си­мо­стью. В завер­ше­нии гла­вы авто­ры при­зы­ва­ют чита­те­лей к дис­кус­сии и пред­ла­га­ют свой ответ на постав­лен­ный ими дис­кус­си­он­ный вопрос: «Ком­пью­тер­ная зави­си­мость - кли­ни­че­ская реаль­ность или осо­бое пси­хо­ло­ги­че­ское состояние?».

В чет­вер­той гла­ве моно­гра­фии отра­же­ны резуль­та­ты мно­го­лет­них иссле­до­ва­ний авто­ров, посвя­щен­ных ком­пью­тер­ной зависимости.

В тече­ние 5 лет (1999-2004) они изу­ча­ли вли­я­ние ком­пью­тер­ной дея­тель­но­сти на пси­хи­че­ское состо­я­ние 463 школь­ни­ков, обу­ча­ю­щих­ся в лицее инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и в физи­ко-мате­ма­ти­че­ском лицее, в еже­не­дель­ной учеб­ной про­грам­ме кото­рых 8-10 часов отво­ди­лось обя­за­тель­ным заня­ти­ям за компьютером.

По резуль­та­там скри­нин­га все обсле­до­ван­ные были раз­де­ле­ны на три груп­пы в зави­си­мо­сти от рис­ка фор­ми­ро­ва­ния ком­пью­тер­ной аддикции.

В резуль­та­те иссле­до­ва­ния были выяв­ле­ны меха­низ­мы вли­я­ния ком­пью­тер­ной дея­тель­но­сти на пси­хи­че­ское состо­я­ние уча­щих­ся, а так­же уста­нов­ле­на зави­си­мость меж­ду ген­дер­ны­ми осо­бен­но­стя­ми, дли­тель­но­стью рабо­ты за ком­пью­те­ром, эмо­ци­о­наль­ной депри­ва­ци­ей и риском раз­ви­тия ком­пью­тер­ной зависимости.

Пред­став­ле­ны дан­ные экс­пе­ри­мен­таль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний, каса­ю­щи­е­ся инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей, типов меж­лич­ност­ных отно­ше­ний, само­оцен­ки и выра­жен­но­сти нев­ро­ти­че­ских черт у уча­щих­ся с повы­шен­ным риском фор­ми­ро­ва­ния ком­пью­тер­ной зависимости.

В пятой гла­ве опи­сы­ва­ют­ся кли­ни­че­ские осо­бен­но­сти состо­я­ния боль­ных ком­пью­тер­ной зави­си­мо­стью. Авто­ры обсле­до­ва­ли паци­ен­тов пси­хи­ат­ри­че­ской боль­ни­цы, в кли­ни­че­ской кар­тине кото­рых доми­ни­ро­ва­ла пато­ло­ги­че­ская зави­си­мость от компьютера.

В резуль­та­те про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний было выяв­ле­но, что ком­пью­тер­ная зави­си­мость, подоб­но дру­гим видам аддик­ций, быва­ет пер­вич­ной и симп­то­ма­ти­че­ской. При­чем, симп­то­ма­ти­че­ская ком­пью­тер­ная аддик­ция встре­ча­ет­ся зна­чи­тель­но чаще, чем первичная.

В 55% слу­ча­ев симп­то­ма­ти­че­ская ком­пью­тер­ная зави­си­мость соче­та­ет­ся с дру­ги­ми нару­ше­ни­я­ми пове­де­ния, исто­ки фор­ми­ро­ва­ния кото­рых, закла­ды­ва­ют­ся в роди­тель­ской семье.

Опи­са­на дина­ми­ка фор­ми­ро­ва­ния ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти и спе­ци­фи­че­ские для каж­до­го эта­па ее раз­ви­тия пси­хо­ло­ги­че­ские и пси­хо­па­то­ло­ги­че­ские феномены.

Изло­же­ны кли­ни­че­ские при­зна­ки син­дро­ма акту­а­ли­за­ции ком­пуль­сив­но­го вле­че­ния при ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. При­ве­де­ны диф­фе­рен­ци­аль­но-диа­гно­сти­че­ские кри­те­рии отгра­ни­че­ния эта­пов рис­ка раз­ви­тия и сфор­ми­ро­вав­шей­ся ком­пью­тер­ной зависимости.

Опи­са­ны пси­хо­ло­ги­че­ские и пси­хо­па­то­ло­ги­че­ские харак­те­ри­сти­ки паци­ен­тов с ком­пью­тер­ной зави­си­мо­стью: осо­бен­но­сти их интел­лек­ту­аль­ной дея­тель­но­сти и мыш­ле­ния, иска­же­ния в сфе­ре потреб­но­стей и побуж­де­ний, изме­не­ние инте­ре­сов и само­оцен­ки, а так­же ано­ма­лии лич­но­сти и меж­лич­ност­ных отношений.

Шестая гла­ва посвя­ще­на диа­гно­сти­ке ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. Авто­ры спра­вед­ли­во отме­ча­ют, что диа­гно­сти­ка ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти часто ослож­ня­ет­ся отсут­стви­ем обще­при­ня­тых кри­те­ри­ев уста­нов­ле­ния пато­ло­ги­че­ско­го при­стра­стия к Интер­не­ту или ком­пью­тер­ным раз­вле­че­ни­ям. В свя­зи с этим они не толь­ко при­во­дят опи­са­ние извест­ных прин­ци­пов и кри­те­ри­ев диа­гно­сти­ки Интер­нет-зави­си­мо­сти и ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, но и изла­га­ют свое виде­ние этой акту­аль­ной проблемы.

Раз­ра­бо­тан­ный авто­ра­ми метод скри­нин­го­вой диа­гно­сти­ки ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти весь­ма инте­ре­сен в кли­ни­че­ском отно­ше­нии и защи­щен патен­том на изоб­ре­те­ние (Л.Н. Юрье­ва, Т.Ю. Боль­бот, 2005).

Седь­мая гла­ва посвя­ще­на вопро­сам про­фи­лак­ти­ки ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. Ана­лиз зару­беж­ной и оте­че­ствен­ной лите­ра­ту­ры, а так­же соб­ствен­ный опыт лече­ния паци­ен­тов с ком­пью­тер­ной зави­си­мо­стью поз­во­лил авто­рам утвер­ждать, что залог успе­ха - это выяв­ле­ние сре­ди поль­зо­ва­те­лей пер­со­наль­ны­ми ком­пью­те­ра­ми лиц, состав­ля­ю­щих груп­пу рис­ка, и ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная про­фи­лак­ти­че­ская и кор­рек­ци­он­ная рабо­та с ними на началь­ном (докли­ни­че­ском) эта­пе фор­ми­ро­ва­ния аддикции.

В этой гла­ве пред­став­ле­ны раз­ра­бо­тан­ные авто­ра­ми мето­ди­ки пер­вич­ной про­фи­лак­ти­ки ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, вклю­ча­ю­щие инфор­ма­ци­он­ные и обра­зо­ва­тель­ные про­грам­мы, тех­но­ло­гии заня­то­сти и кор­рек­ции семей­ных отношений.

В вось­мой гла­ве изла­га­ют­ся основ­ные пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ские стра­те­гии, направ­лен­ные на кор­рек­цию ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. С уче­том полу­чен­ных кли­ни­ко-пси­хо­ло­ги­че­ских харак­те­ри­стик лиц, стра­да­ю­щих ком­пью­тер­ной зави­си­мо­стью, авто­ра­ми была раз­ра­бо­та­на поэтап­ная систе­ма кор­рек­ции их поведения.

Выде­ле­но пять эта­пов кор­рек­ции, в отно­ше­нии каж­до­го из кото­рых сфор­му­ли­ро­ва­ны цель, зада­чи и прин­ци­пы тера­пии, а так­же изло­же­на спе­ци­фи­ка пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских вмешательств.

Заклю­чая все ска­зан­ное, сле­ду­ет при­знать, что рецен­зи­ру­е­мая кни­га пред­став­ля­ет боль­шой инте­рес для пси­хи­ат­ров, нар­ко­ло­гов и пси­хо­ло­гов. Она будет так­же весь­ма полез­ной для учи­те­лей, уча­щих­ся и их роди­те­лей, а так­же для всех поль­зо­ва­те­лей пер­со­наль­ны­ми компьютерами.

Ска­чать PDF

Об авторах

  • Люд­ми­ла Нико­ла­ев­на Юрье­ва — пси­хи­атр, док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор, ака­де­мик АН Выс­шей шко­лы Укра­и­ны и Укра­ин­ской АН, заве­ду­ю­щая кафед­рой пси­хи­ат­рии факуль­те­та после­ди­плом­но­го обра­зо­ва­ния Дне­про­пет­ров­ской госу­дар­ствен­ной меди­цин­ской академии.
  • Татья­на Юрьев­на Боль­бот — кан­ди­дат меди­цин­ских наук по спе­ци­аль­но­сти «Пси­хи­ат­рия». Кан­ди­дат­ская дис­сер­та­ция посвя­ще­на теме «Пси­хи­че­ские и пове­ден­че­ские рас­строй­ства улиц моло­до­го воз­рас­та с ком­пью­тер­ной зави­си­мо­стью (кли­ни­ка, кор­рек­ция и про­фи­лак­ти­ка)» (Киев, 2005). Про­хо­ди­ла ста­жи­ров­ку в Роче­стер­ском Уни­вер­си­те­те (Роче­стер, США), в Цен­тре ком­пью­тер­ной аддикции.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest