Компьютерная зависимость – термин очень противоречивый. Однозначного подхода к этому явлению нет. Да и термин, как и само это явление появился относительно недавно. В 80-е годы о компьютерной зависимости впервые заговорила доктор психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг. Об этой проблеме в последние годы стали очень много писать и говорить в СМИ. Об этом свидетельствуют работы в данной области известных ученых, таких как Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, А. Ю. Егоров, К. Янг, а также других авторов.
В современной жизни компьютер стал необходимостью. В школе ученики пользуются им постоянно. Профессиональная деятельность многих людей связана с компьютером. Поэтому это реальность наших дней. Школьники получают большой поток информации благодаря современным видеосредствам. Если раньше книги занимали важное место в жизни, то теперь век интернета. Кстати, правильное использование компьютера играет важную роль в обучении и воспитании детей.
Дети с удовольствием садятся за компьютер и занимаются. Благодаря компьютеру развивается знаковая функция сознания. Исследования по психологии и педагогике говорят о том, что современные подростки намного умнее своих сверстников 20 века. У них больше возможностей, да и детство немного затянулось. Интериоризация действий у детей развивается раньше, в 4-5 лет. У детей развивается моторика, память и внимание детей улучшается.
Но компьютер часто затягивает, вовремя остановиться дети не могут. Компьютер оказывает и отрицательное влияние: зомбирование подростков, манипулирование сознанием, игнорирование реального общения, виртуализация сознания, криминализация, социальное отчуждение и т.д.
Поэтому, чтобы избежать отрицательных последствий, подростку нужна помощь со стороны родителей и педагогов, нужно заниматься профилактикой.
Школьный психолог тоже непосредственно этим занимается. Одним из основных направлений профилактики является психологическое просвещение подростков и родителей. Родители должны быть проинформированы, как определяется компьютерная зависимость, о признаках компьютерной зависимости.
Сколько времени должен проводить за компьютером ученик, какие сайты ребенок посещает, в какие игры играет и т.д. Чем опасна зависимость от интернета? Почему дети перестают полноценно жить и общаться в реальном мире – все это вызывает много вопросов у родителей.
Самым опасным возрастом для появления аддиктивного поведения является возраст от 12 до 18 лет. Родители должны знать об этих механизмах. На наш взгляд, важным является знание и выявление причин аддикции. Благодаря всему этому можно проводить первичную профилактику. Не упустить момент.
Для эффективной профилактики важно организовать активное участие и взаимодействие педагогов, родителей и самих подростков, эта проблема для них личностно значима. И все участники воспитательного процесса способствует созданию условий для профилактики увлеченности подростков интернетом. Важным моментом является формирование и закрепление социально-одобряемых и социально-приемлемых форм поведения подростков, склонных к интернет-зависимости.
Каждый родитель и педагог должен знать основные признаки интернет-зависимости. Психолог с родителями и с педагогами должен их разобрать, проанализировать. Если ребенок пропускает уроки, утром трудно просыпается, если у него нет друзей, если он плохо учится и т.д. Каждому учителю и педагогу можно раздать памятки, рекомендации, буклеты.
Важно знать причины, по которым дети стараются уйти в виртуальный мир. Значит у них проблемы с общением, с деятельностью в реальном мире. Чаще причиной является социальная неадаптированность подростков.
Чтобы избавить ребенка от этой зависимости нужно в нем развить другую зависимость – зависимость к здоровому образу жизни. Двигательная активность, занятия в спортивных секциях, экстремальные виды спорта все это помогает осознать ценность здорового образа жизни [2].
Всемирная организация здравоохранения считает, что интернет-зависимость является патологическим пристрастием. Интернетомания приводит к тому, что происходит разрушение личности, неокрепшей уязвимой психики ребенка.
Психолог и педагоги школы должны донести до родителей, что в первую очередь за безопасность подростков в интернете ответственны родители. Родители обязательно должны знать о том, какие проблемы, опасности ждут их детей в сети и знать практические рекомендации (которые должны быть в арсенале каждого психолога), которые помогут предупредить угрозы и сделать работу детей в интернете полезной.
В профилактической деятельности, на наш взгляд, важным моментом является работа с подростками, которая обеспечивает социально-психологическую адаптацию подростка. Подросток в новые условия жизнедеятельности, у него формируются новые отношения, появляются новые роли. Поэтому работа психолога должна быть направлена на развитие социально-психологической адаптации.
Социально-психологическая адаптированность характеризуется ценностным единством личности подростка и нового социального окружения, принятием себя и других. Нужна программа профилактики, в которую должны входить психогимнастические упражнения, систематические тренинги общения, личностного роста, совместных походов с обязательным участием школьного психолога.
В процессе тренингов подростки постепенно учатся высказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, не бояться выступать перед аудиторией [1]. Работа психолога должна быть направлена на развитие адекватной самооценки, это и уверенность в себе, умение отстаивать свою точку зрения и т.д.
Педагог-психолог должен правильно организовать досуг подростков с профилактической направленностью. Значимым является психокоррекция личностных свойств личности: адекватная самооценка, понижение тревожности, формирование мотивации достижения успеха. Заниженная самооценка часто способствует развитию аддикции.
Вместе с подростками четко определить временные рамки пользования интернетом, не запрещая ему в полной мере пользоваться компьютером. Педагог-психолог вместе с самими подростками должен определить пользу интернета. И каждый подросток на своем опыте должен это продемонстрировать. Разобрать компьютерные игры, в которые подростки играют, склоняя их к полезным. Конечно, педагог-психолог должен разработать и внедрить программу профилактики интернет-зависимости, проводить работу с педагогами, обращаться к родителям для совместной работы по предупреждению развития этой аддикции.
Таким образом, нами уточнены некоторые аспекты профилактики интернет-зависимости, работа с педагогами и родителями, которые должны помочь подросткам в социально-психологической адаптации, усилить его критичность, ответственность, сознательность, избирательность.
Литература
- Иванова И.П. Профилактика интернет-зависимости подростков // Е.В. Груздева, И.П. Иванова // Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска: проблемы, опыт, перспективы: сб. трудов конференции. – Чебоксары, 2016. – С. 28-32.
- Иванова И.П. Компьютерная игровая зависимость как фактор формирования агрессивного поведения подростков // И.П. Иванова // е: Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сб. научн. ст. – Чебоксары, 2016. – С. 104-112.
Автор
Иванова И.П. - кандидат педагогических наук, доцент г. Чебоксары, ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. И. Я. Яковлева».
Смотрите также:
- Власова Н. В. Психолого-акмеологические особенности интернет-зависимых подростков
- Малыгин В.Л., Хомерики Н.С., Антоненко А.А. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения
- Садретдинова А.М. Результативность коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции
- Терещенко С.Ю., Смольникова М.В. Нейробиологические факторы риска формирования интернет-зависимости у подростков