5 февраля на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Поколение Z: цифровая культура поведения и безопасность». Конференция прошла в рамках безопасного Интернета, являющейся российской частью международных мероприятий Международного Дня безопасного интернета (Safer Internet Day).
День безопасного Интернета – ключевая международная дата, посвященная проблеме безопасности детей и взрослых в сети Интернет и формированию этичной и безопасной онлайн-среды. Она была учреждена по инициативе Европейской комиссии в 2004 году — в рамках проекта «Безопасные границы ЕС» и отмечается в первый вторник февраля.
Цель праздника – объединение усилий заинтересованных государственных, общественных и частных сторон для повышения уровня знаний о безопасном и ответственном использовании Интернет технологий.
Организаторами мероприятия выступили Фонд Развития Интернет, факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), Центр мониторинга рисков и социально-психологической помощи ГБОУ ВО МО «Академия социального управления».
Каждый год проходит под новым лозунгом. Слушателями конференции стали педагоги-психологи, учителя, социальные педагоги, а также другие работники сферы образования, интересующиеся темой безопасности детей в инфо-коммуникационной среде. Всего в конференции приняли участие свыше 230 человек.
Тема Международного Дня безопасного интернета 2018 года – «Творите, общайтесь и уважайте друг друга: лучший интернет начинается с вас».
Именно этот девиз вдохновил организаторов провести конференцию в формате совместного творчества и обмена знаниями.
Особенностью конференции стал интерактивный опрос, проведенный в режиме реального времени на специальной онлайн-платформе. Участники конференции ответили на подготовленные спикерами проблемные вопросы в рамках их докладов. После завершения доклада спикер и слушатели обсуждали демонстрируемые на экране диаграммы ответов, отражающие мнения участников конференции.
Результаты интерактивного опроса
С приветственными словами выступили заместитель министра образования Московской области Картушин Юрий Валентинович, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук Галина Владимировна Солдатова и директор Региональной общественной организации «Центр Интернет технологий» (РОЦИТ) Сергей Владимирович Гребенников.
Профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Центра социологии образования ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», академик РАО, доктор психологических наук Собкин Владимир Самуилович выступил с докладом «Подросток в социальных сетях: особенности пользования и мотивация».
Он отметил, что подавляющее большинство подростков являются пользователями социальных сетей. Их активность в социальных сетях также высока. Большинство подростков пользуются социальными сетями от одного до трех часов в день, однако есть и те, кто проводит в них более пяти часов. Основными мотивами обращения к социальным сетям становятся желание общаться, быть в курсе событий и желание развлечься.
Владимир Самуилович выразил обеспокоенность тенденцией младших подростков переживать чувство скуки и использовать социальные сети как способ избавления от него.
Вместе с тем позитивной тенденцией является то, что старшие подростки начинают рассматривать социальные сети как ресурс для саморазвития и самообразования. В своей части общего опроса Владимир Самуилович поинтересовался у слушателей, когда они начали пользоваться социальными сетями.
Большинство слушателей ответили «более 10 лет назад». Важно отметить, что 99% присутствовавших в зале участников являлись пользователями социальных сетей.
Далее с докладом «Онлайн-агрессия глазами разных поколений: результаты всероссийского исследования» выступила Галина Владимировна Солдатова, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет.
Были представлены первые результаты всероссийского исследовательского проекта «Онлайн-риски, кибербуллинг и цифровая культура поведения», проведенного в конце 2017-начале 2018 годов в восьми федеральных округах Российской Федерации в сотрудничестве с крупнейшими ВУЗами страны и при поддержке компаний РАЭК и Google.
Участниками исследования стали представители трех поколений Z, Y и X, всего 3395 человек.
Галина Владимировна представила основные направления исследования и портреты трех поколений по критериям выбора социальных сетей, социальному капиталу онлайн и динамике пользовательской активности, показала тенденции увеличения частоты столкновений с онлайн-рисками, сделала акцент на коммуникационных рисках, в первую очередь, киберагрессии.
Особое внимание она уделила кибербуллингу как наиболее опасному и травматичному виду онлайн-агрессии: его основным особенностям и ролевой структуре ситуации кибербуллинга, репертуару действий участников, силе эмоциональной реакции и возможным последствиям для пострадавшего.
Вместе с аудиторией Галина Владимировна обсудила проблему регуляции и снижения онлайн-агрессии и формированию цифровой культуры.
Следующий доклад «Агрессия и ее последствия в онлайне и офлайне» был прочитан ведущим научным сотрудником кафедры психологии личности факультета психологии имени М.В. Ломоносова, руководителем отдела медицинской психологии научного Центра психического здоровья РАМН, кандидатом психологических наук Сергеем Николаевичем Ениколоповым.
Сергей Николаевич отметил, что по данным исследований интернета, проводившихся в 90-х годах прошлого века, интернет являлся средством совладания с агрессией реального мира, в наши же дни агрессия из реальности переместилась в интернет. Интернет предоставляет пользователям возможность реализовать различные виды агрессивного поведения.
В качестве профилактики агрессивного поведения в интернете необходимо проводить работу по снижению страхов. Сергей Николаевич в качестве одного из возможных вариантов снижения уровня агрессии в интернете назвал развитие киберспорта.
Слушателям конференции был задан вопрос, какой вид агрессии, по их мнению, более опасен. Большинство участников ответили, что оба — и в интернете, и в реальности.
Далее с докладом «Склонность к аутоагрессивному поведению у подростков и информация, потребляемая ими в сети» выступила руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, профессор, доктор психологических наук Дозорцева Елена Георгиевна.
Елена Георгиевна представила результаты пилотажного исследования, в котором была показана связь между склонностью к самоповреждающему поведению подростков и посещением сайтов и групп в социальных сетях, содержащих деструктивную информацию.
Также в исследовании было показано, что подростки, потребляющие негативную информацию, проводят в интернете больше времени, чем те, кто не интересуется информацией такого рода. Кроме того, им свойственны агрессивность и тревожность как индивидуально-психологические особенности.
Елена Георгиевна спросила у слушателей в зале, подвержены ли все дети и подростки негативной информации в интернете. Большинство участников ответили, что подвержены все.
Завершал первую часть конференции координатор центра безопасного интернета РОЦИТ, кандидат политических наук Парфентьев Урван Урванович, который также отметил, что за последние пять-семь лет проблема киберунижений, включающих спектр угроз для репутации пользователей, вышла на первый план. Для борьбы с ней необходимо принятие законодательных мер противодействия.
Вторую часть конференции открыл профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Гусев Алексей Николаевич.
В его докладе «Психологические технологии онлайн-оценки учебных и педагогических коллективов: на пути к снижению рисков» подчеркивалась значимость проведения психологической диагностики для предупреждения рисков, таких как конфликты и проявления интолерантности.
Алексей Николаевич продемонстрировал несколько новых компьютерных психодиагностических методик, возможности их применения в работе школьного психолога.
В своем вопросе слушателям Алексей Николаевич спросил, какие технологии школьной психодиагностики они бы предпочли. Большинство участников выбрали ответ «качественные (наблюдение, интервью).
Выступления продолжила научный сотрудник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи АСОУ, психолог-исследователь Фонда Развития Интернет Ртищева Мария Анатольевна. В докладе «Дошкольники и младшие школьники: опыт использования цифровых устройств» было рассказано, что большинство детей начинают использовать цифровые устройства в дошкольном возрасте.
2/3 детей пользуются цифровыми устройствами меньше одного часа в день. При этом время использования гаджетов увеличивается в выходные дни. Любимым устройством у дошкольников является планшет, у младших школьников — смартфон. В интернете дети предпочитают играть в онлайн-игры и смотреть мультфильмы. Кроме того, младшие школьники начинают использовать интернет для поиска, создания и размещения контента.
Основные онлайн-риски у дошкольников – столкновение с чем-то пугающим и неудачи в играх. У младших школьников — заражение вирусом, фото и видео эротического или жестокого содержания.
Для разрешения проблемных ситуаций родители чаще всего прибегают к их обсуждению, помогают решать проблемы и объясняют, как поступить. По мере взросления ребенка родители начинают увеличивать число правил использования цифровых устройств.
Посетителям конференции был задан вопрос о возрасте начала использования интернетом. В отличие от современных детей, большинство участников стали пользователями интернета значительно позже.
Далее с докладом «Кибербуллинг в подростковой среде» выступил старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХИГС, кандидат психологических наук Хломов Кирилл Даниилович.
В докладе была подчеркнута роль свидетеля в прекращении ситуаций кибербуллинга. Были представлены результаты исследования, которые показали, что 40% ситуаций кибербуллинга имеют связь с реальными отношениями подростков, а именно реальные конфликты могут перемещаться в интернет и наоборот.
Кирилл Даниилович предположил, что тенденция обращения подростков за помощью к друзьям может быть связана с разрывом между поколениями.
С докладом «Особенности когнитивной сферы у детей с разной пользовательской активностью» выступила Вишнева Анастасия Евгеньевна, клинический психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации.
Анастасия Евгеньевна рассказала о другой части исследования, освещавшегося Ртищевой М.А. Анализ первичных результатов нейропсихологического обследования дошкольников и младших школьников показал, что дети со средней пользовательской активностью имеют наиболее высокие показатели развития когнитивных функций. Дети же с низкой и высокой пользовательской активностью по нескольким показателям демонстрируют более низкие результаты.
Подводя итоги, Анастасия Евгеньевна подчеркнула, что эти полученные данные требуют расширения выборки и дальнейшего осмысления и анализа.
Владимир Андреевич Плешаков, профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, кандидат педагогических наук, в своем выступлении обозначил обозначил основные составляющие культуры киберсоциализации: векторы, опасности и возможности, которые предоставляет современному пользователю онлайн-пространство.
Аудитории педагогов были представлены разработанные для Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» «Методические рекомендации по информационно-медийному направлению деятельности Российского движения школьников» (М.: 2016), а также информационно-просветительский портал Homo Cyberus, объединяющий исследователей феномена киберсоциализации.
Бунчук Виктория Валерьевна, руководитель проектов фонда «Разумный интернет», рассказала о ежегодном конкурсе «Позитивный контент», поддерживающем различные полезные и интересные информационные ресурсы, в первую очередь, для детей и подростков.
Спикер поделилась опытом стимулирования и поддержки создания позитивных ресурсов в интернете для подрастающего поколения и призвала участников конференции попробовать свои силы в этом важном и необходимом деле.
Ирина Дмитриевна Алексеева, менеджер проекта «Школа новых технологий» куратор направления «Информационная безопасность» и марафона «УчИТель» представила участникам конференции совместный проект Департамента образования и Департамента информационных технологий города Москвы – «Школу новых технологий», созданный для поддержки инновационных проектов в образовании.
И.Д. Алексеева рассказала участникам конференции о направлениях работы «Школы новых технологий»: проводимых конкурсах, образовательных активностях и проводимых мероприятиях по технологической модернизации школ и пригласила к сотрудничеству. Отдельное внимание было уделено активной поддержке и совместной работе с образовательными учреждениями, ведущими ВУЗами и крупными IT-компаниями.
Лагутин Антон Александрович, учитель математики и информатики гимназии №2 «Квантор» г. Коломна, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России 2016», не смог по обстоятельствам здоровья появиться на конференции очно и связался с участниками конференции по Skype, дополняя цифровой контекст мероприятия.
Спикер поделился своим опытом воспитания «цифрового» подростка, обозначил стороны воспитательного процесса – родителей, учителей и самих детей, подчеркнув важность участия педагогов не в ограничении использования детей и подростков цифровых устройств, а в формировании цифровой культуры подростка. Выступление получило большой позитивный отклик в зале.
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ
СОЛДАТОВА Галина Владимировна РАССКАЗОВА Елена Игоревна ЧИГАРЬКОВА Светлана Вячеславна ЛЬВОВА Елена Николаевна |
Онлайн-агрессия глазами разных поколений: результаты всероссийского исследования |
СОБКИН Владимир Самуилович АДАМЧУК Дмитрий Владимирович ФЕДОТОВА Александра Владимировна |
Подросток в социальных сетях: особенности пользования и мотивация |
ЕНИКОЛОПОВ Сергей Николаевич | Агрессия и ее последствия в онлайне и офлайне |
ГАФУРОВА Альфия Хасибулловна | Информационно-разъяснительная работа Роскомнадзора с несовершеннолетними по защите персональных данных: подходы и формы |
ДОЗОРЦЕВА Елена Георгиевна СОКОЛОВА Мария Валерьевна |
Склонность к аутоагрессивному поведению у подростков и информация, потребляемая ими в сети Интернет |
ПАРФЕНТЬЕВ Урван Урванович | Практические механизмы борьбы с киберунижением: прогноз на пять лет |
ГУСЕВ Алексей Николаевич | Психологические технологии онлайн-оценки учебных и педагогических коллективов: на пути к снижению рисков |
ВИШНЕВА Анастасия Евгеньевна СОЛДАТОВА Галина Владимировна |
Особенности когнитивной сферы у детей с разной пользовательской активностью |
ХЛОМОВ Кирилл Даниилович | Кибербуллинг в подростковой среде |
РТИЩЕВА Мария Анатольевна ТЕСЛАВСКАЯ Оксана Игоревна СОЛДАТОВА Галина Владимировна |
Дошкольники и младшие школьники: опыт использования цифровых устройств |
ПЛЕШАКОВ Владимир Андреевич | Культура киберсоциализации: векторы, опасности, возможности развития |
БУНЧУК Виктория Валерьевна | Опыт стимулирования и поддержки создания позитивных ресурсов в интернете для детей и подростков |
АЛЕКСЕЕВА Ирина Дмитриевна | «Школа Новых Технологий». Будущее в настоящем |
ЛАГУТИН Антон Александрович | Воспитание «цифрового» подростка: опыт школьного учителя |
ТЕСЛАВСКАЯ Оксана Игоревна СОЛДАТОВА Галина Владимировна |
Увлеченность школьников видеоиграми: анализ современных научных подходов |
СПИКЕРЫ КОНФЕРЕНЦИИ
- Адамчук Д.А., заведующей лабораторией мониторинговых социологических исследований в образовании ФГБНУ «Институт управления образованием РАО».
- Алексеева И. Д., менеджер проекта «Школа Новых Технологий».
- Бунчук В.В., руководитель проектов фонда «Разумный интернет».
- Вишнева А.Е., клинический психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации.
- Гафурова А.Х., заместитель начальника Управления по защите прав субъектов персональных данных, Роскомнадзор
- Гусев А.Н., профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук.
- Дозорцева Е.Г., руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, профессор, доктор психологических наук.
- Ениколопов С.Н., ведущий научный сотрудник факультета психологии имени М.В. Ломоносова, руководитель отдела медицинской психологии научного Центра психического здоровья РАМН, кандидат психологических наук.
- Лагутин А.А., учитель математики и информатики гимназии №2 «Квантор» г.Коломна, победитель всероссийского конкурса «Учитель года России 2016».
- Львова Е.Н., психолог кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук.
- Парфентьев У.У., координатор центра безопасного интернета РОЦИТ, кандидат политических наук.
- Плешаков В.А., профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ, кандидат педагогических наук.
- Рассказова Е.И., доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук.
- Ртищева М.А., научный сотрудник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи АСОУ, психолог-исследователь Фонда Развития Интернет.
- Собкин В.С., профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Центра социологии образования ФГБНУ «Институт управления образованием РАО», академик РАО, доктор психологических наук.
- Соколова М.В., научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России.
- Солдатова Г.В., профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук.
- Теславская О.И., научный сотрудник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи АСОУ, психолог-исследователь Фонда Развития Интернет.
- Федотова А.В., научный сотрудник лаборатории мониторинговых социологических исследований в образовании ФГБНУ «Институт управления образованием РАО».
- Хломов К.Д., старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований ИОН РАНХИГС, кандидат психологических наук.
- Чигарькова С.В., инженер кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Источники:
- Сайт проектов Фонда Развития Интернет Дети России Онлайн
- Все фото: Страница Фонда Развития Интернет в Facebook
Смотрите также:
Некоторые из представленных на конференции слайдов - в альбоме страницы сайта Cyberpsy.ru ВКонтакте