Юность является плодотворным и определяющим периодом жизни в онтогенезе после отрочества до взрослости. В эти годы человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного повзросления.
Юношам свойственны диаметрально противоположные психологические свойства, неокрепшая воля, неустойчивость интересов, подверженность стихийным влияниям сочетается с особой восприимчивостью, прямотой, искренностью, стремлением к правде, справедливости.
На данном этапе онтогенеза происходит духовное становление личности, нравственное развитие, формирование мировоззрения, правосознания, политической активности.
Исследователи считают главным новообразованием возраста – открытие собственного «Я», рефлексию, осознание собственной индивидуальности, появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы бытия [1]. Этот процесс идет изнутри вовне: от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности.
У юношей и девушек встает проблема выбора жизненных ценностей. Молодой человек пытается сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?») по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям, его волнует «честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории [2].
Молодым людям, обратившимся к анализу и сравнению общечеловеческих ценностей со своими собственными склонностями и ценностными ориентациями, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяют его поведение в детстве и отрочестве.
В этот период молодой человек рефлексируют отношения с семьей, ищет свое место среди близких, проходит через обособление и даже отчуждение от тех, кого любил, кто был ответствен за него в детстве и отрочестве. Это не имеет отношения к подростковому негативизму, а выражает стремления отстраниться от непосредственных отношений родителей с вырастающими сыном или дочерью.
У юноши обостряются потребности к обособлению, стремления оберегать собственный уникальный мир от вторжения посторонних людей для того, чтобы через рефлексию укреплять чувство достоинства, сохранять свою индивидуальность реализовать свои притязания на признание.
В отрочестве начинается созидание собственной личности, сознательное построение способов общения, в юности продолжается путь совершенствования значимых для себя качеств. У юноши продолжается открытие ускользающей сущности через постоянную рефлексию.
В этом возрасте существенное влияние на поведение юношей и девушек оказывают возникающие противоречия между привычным образом жизни и постоянно изменяющейся жизненной ситуацией, у них максимально актуализируется потребность в определении своего социального статуса, в осмыслении будущего.
Типичная черта юности – «ролевой мораторий», диапазон выполняемых ролей расширяется, но эти роли не всегда принимаются всерьез и окончательно, а как пробуются, примеряются.
Главным противоречием юношеского возраста является: с одной стороны, естественное стремление к самопознанию и самореализации, а с другой, отсутствие опыта и недостаток внутренней готовности для этого; появление потребности к интимной психологической близости, включая сексуальную, и ее альтернатива – чувство изоляции и одиночества; потребность в общении, в движении и в то же время – обособление, уход в себя.
Стремясь преодолеть возникающие в юношеском возрасте противоречия, а также неразрешенные подростковые конфликты, некоторые молодые люди выбирают игровую реальность как способ ухода от возникающих трудностей.
Таким образом, именно в 16-25 лет юноши и девушки наиболее подвержены тому, чтобы искать себе место в новом построенном ими самими мире.
Какие же индивидуально-психологические особенности личности в юношеском возрасте приводят к тому, что молодые люди уходят в игровую реальность? Эта новый вопрос в психологии, поэтому сейчас он находиться на стадии изучения.
Огромной проблемой многих юношей становится психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр. Людям, склонным к уходу в игровой мир, свойственны депрессивные отклонения в сфере эмоциональных психических состояний.
В основе таких деструктивных действий лежат постоянные потребности в игре и, одновременно с этим, невозможность полного удовлетворения этой потребности.
У многих происходят субъективные переживания на сознательном уровне бесполезности увлечений играми и, вследствие этого, собственной бесполезности, вместе с тем невозможность прекращения увлечения в силу наличия психологической зависимости.
В результате неконгруэнтности «Я реального» и «Я виртуального» формируется неадекватное отношение к себе.
Достаточно показательным является сравнение себя с компьютерным героем. Его глазами игрок смотрит на виртуальный мир, усиливает проблемы дезадаптации, повышает тревожность человека, что напрямую влияет на изменение общего фона настроения вплоть до дисфории и депрессивных состояний.
При игровой зависимости основными механизмами ее формирования являются потребности в принятии роли и ухода от реальности. Адаптирующийся адекватно в социуме юноша не стремится к бегству от реальности, здоровая личность, нормально оценивающая себя и других, не стремится к принятию роли другого человека или существа.
Уход от реальности, принятие чужой роли свойственны дезадаптивным личностям, неадекватно оценивающим себя.
Нарастание увлеченности компьютерными играми ведет к тому, что ценность виртуального мира и нахождения в нем возрастает, наряду с угасанием интереса к реальности. В связи с этим человек начинает все больше времени проводить в виртуальном мире компьютерных игр и все меньше интересоваться реальным миром, более того - человек развивается в виртуальности, развивая свое «Я виртуальное», а развитие реальной личности резко затормаживается.
Наряду с этим, с увеличением силы зависимости в сознании игрока нарастает диссонанс между виртуальным миром, где «все дозволено» и реальным миром, полным опасностей. Все это ведет к тому, что человек начинает все меньше жить в реальности и все больше уходить в виртуальную реальность.
Виртуальный мир компьютерной игры становится ближе для человека, чем реальная жизнь; реальность становится чуждой и опасной, огромной и непознаваемой по сравнению с небольшим и знакомым миром любимой игры. Адаптация к виртуальному миру растет, в то время как в реальной жизни растет дезадаптация.
Таким образом, можно сформулировать предположения относительно основных причин ухода в игровую реальность в юношеском возрасте: уход в игровую реальность является компенсацией психологических проблем и трудностей, возникающих в реальной жизни, а основной причиной ухода - несформированная личностная идентичность.
Уход в виртуальную реальность является способом отыгрывания собственных отрицательных свойств и качеств в другом персонаже для снятия напряжения, связанного с невозможностью принятием негативных сторон своей личности.
Литература
- Медведева Н.И. Психологические подходы к содержанию смысложизненных ценностей студентов в вузе / В сб. Ценности современной молодежи: ориентация образования в контексте устойчивого развития. - 2014.- С.165-168
- Сотникова Н.Н. Воспитание у молодежи культурно-этнических ценностей // Вестник Международной Академии наук (Русская Секция) №1. - 2014. /В сб. Ценности современной молодежи: ориентация образования в контексте устойчивого развития // Материалы международной научно-практической конференции. - С. 87-88.
Об авторе
Нина Ильинична Медведева - доктор психологических наук, профессор кафедры «Психолого-педагогического и естественнонаучного образования» Ставропольского филиала МПГУ.