Техноэволюционные процессы в существенной степени определяют не только жизненную среду современного ребенка, но и социально-психологические особенности его развития. Важнейшую роль здесь играют ИКТ, не только влияя на трансляцию информации, но и порождая как новое содержание, так и формы социального взаимодействия. В этом отношении важнейшее место в информационном поле современного ребенка занимают различные виды сетевого взаимодействия.
Рассмотрению особенностей отношения подростков к общению в социальных сетях и посвящена настоящая статья. Она основана на материалах социологического опроса 2074 учащихся 5, 7, 9 и 11-х классов, который был проведен в мае 2016 г. сотрудниками Центра социологии образования Института управления образованием РАО.
Основное внимание в ней уделено вопросам, которые связаны с активностью пользования социальными сетями, мотивацией, побуждающей подростков обращаться к социальным сетям, особенностям содержания общения в социальных сетях, проявлениям агрессии в ситуации сетевого общения.
Помимо этого, охарактеризована значимость социальных сетей по сравнению с другими источниками информации в общем информационном пространстве подростка.
Анализ полученных материалов проведен относительно влияния различных социально- демографических факторов (пол, возраст, социальный статус семьи и др.). Мы попытались показать те содержательные тенденции, которые связаны с социализацией современного подростка и отчетливо проявляются в его сетевом общении.
Настоящая статья продолжает цикл наших исследований, которые были начаты еще в середине 1990-х гг. и были посвящены изучению особенностей отношения учащихся к ИКТ.
Активность пользования социальными сетями. Результаты проведенного опроса показывают, что общение в социальных сетях занимает весьма важное место в структуре досуга современного школьника. Так, отвечая на вопрос, чем они предпочитают заниматься в свободное от учебы время, треть подростков (34,5%) отметили общение в социальных сетях. Причем с возрастом процент детей, предпочитающих это занятие, последовательно увеличивается от 5 к 9 классу (с 25,7 до 43,6%). Для сравнения заметим, что реальное общение с друзьями в 9 классе отмечают 52,2%, а общение с родственниками - всего 25,8%.
Полученные данные однозначно указывают, что сегодня виртуальное общение в социальных сетях занимает важное место в структуре досуга учащихся. Особенно ярко эта тенденция проявляется в сравнении с другими формами досуга: чтение художественной литературы (25,7%), посещение кинотеатров (25,3%), факультативов и кружков (11,5%), музеев и выставок (8,0%), концертов (6,1%), театров (5,2%).
Данные исследования показывают, что не пользуется социальными сетями лишь весьма незначительное число подростков - всего 5,4%. Остальные же являются пользователями сетей. При этом характерно, что 90,5% зарегистрированы в социальных сетях и имеют персональный аккаунт (страница, блог и пр.); пользуются без регистрации (просмотр новостных лент, профилей друзей и пр.) немногие - 4,1%.
С возрастом количество зарегистрированных пользователей последовательно увеличивается с 82,0% в 5 классе до 95,7% в 11-м. Характерно, что основной прирост числа пользователей происходит на рубеже 5 и 7 класса - среди семиклассников доля зарегистрированных пользователей составляет уже 92,2% и в дальнейшем практически не увеличивается.
Полученные данные свидетельствуют осохранении заметных различий в пользовании сетями в городе и селе. Если среди горожан в среднем не пользуются социальными сетями 5,5%, то на селе таких почти в три раза больше - 13,8%.
Проявляется и влияние материального статуса семьи: если среди учащихся из семей со средним достатком доля зарегистрированных пользователей составляет 90,6%, то среди школьников из низко обеспеченных семей таких 80,2%.
Следует также обратить внимание на стремительный рост приобщения к пользованию социальными сетями в более раннем возрасте, который произошел буквально в последние годы. Так, например, если среди нынешних девятиклассников 55,1%, указали, что они начали пользоваться социальными сетями на этапе обучения в начальной школе, то среди нынешних пятиклассников эта доля составляет уже 73,5%.
Сдвиг очевиден. Причем более раннее приобщение к пользованию социальными сетями (пять лет назад и более) характерно для тех школьников, которые занимают в классе лидерские позиции по сравнению с теми, кто чувствуют себя в классе одинокими (соответственно 47,3 и 26,4%).
Это позволяет сделать вывод о том, что более раннее приобщение к пользованию социальными сетями является сегодня важным фактором для занятия более высоких статусных позиций среди сверстников.
Помимо особенностей регистрации в сети, интерес представляет и другой аспект - интенсивность пользования сетями. В этой связи школьникам задавались два вопроса. Первый касался самооценки своей активности в сетях, второй был связан с количеством времени, которое учащийся уделяет сетевому общению в течение дня.
Оценивая собственную активность, около трети подростков (31,5%) отметили, что они являются «активными пользователями: постоянно следят за своим аккаунтом, обновляют его, участвуют в активной переписке, ищут новых друзей».
Около половины (47,2%) отнесли себя к «умеренным пользователям», указав, что они «время от времени обновляют свою страницу, общаются с друзьями».
Почти каждый десятый (13,2%) отметил, что пользуется социальными сетями от случая к случаю, редко обновляет свою страницу, «посещает ее по мере необходимости». И наконец, лишь немногие (3,9%) указали, что они крайне редко пользуются социальными сетями и ни разу не обновляли свою страницу.
В целом приведенные данные достаточно стабильны и не зависят от таких факторов, как тип населенного пункта и уровень образования родителей. В то же время следует отметить, что девочки чаще относят себя к «умеренным пользователям» (51,6%) по сравнению с мальчиками (42,6%).
Характерно, что доля «умеренных пользователей» заметно увеличивается с возрастом (с 7,1% в 5 классе до 53,3% в 11 классе).
Распределение учащихся относительно их ежедневных временных затрат на пользование социальными сетями выглядит следующим образом (см. табл.1)
Таблица 1. Среднее время ежедневного пользования социальными сетями (%)
Из приведенных данных видно, что с возрастом последовательно увеличивается доля школьников, тратящих на общение в социальных сетях большое количество времени (от 3 до 5 и более часов). Если среди пятиклассников доля таких подростков составляет суммарно 13,7%, то в 9 классе их становится уже 36,5%.
Таким образом, мы видим, что виртуальное общение с возрастом становится все более продолжительным. Практически треть старшеклассников тратит на общение в социальных сетях столько же времени (и даже больше), сколько на учебные занятия в школе.
Следует обратить внимание также и на поведенческие варианты пользования социальными сетями. Так, пользуются лишь одной сетью всего 22,3% подростков. Остальные обращаются к двум и более сетям. Мотивы здесь разные. Наиболее распространенным является то обстоятельство, что «знакомые зарегистрированы в разных сетях» - 33,0%. Однако есть и другие причины.
Так, например, 7,3% подростков отмечают, что в одних сетях они создают реальный, а в других - вымышленный профиль пользователя. Поводом также является «блокировка» администрацией сети за некорректное поведение - 3,1%.
Но наиболее важным обстоятельством, обусловливающим пользование разными сетями, является реализация разных потребностей: «в одних сетях удобнее общаться, в других - искать информацию, работать или зарабатывать» - 43,6%. Причем характерно, что с возрастом выбор данного варианта ответа последовательно увеличивается с 35,3% в 5 классе до 48,2% в 9-м. Этот факт свидетельствует о возрастающей дифференциации информационного сетевого пространства подростка с возрастом в зависимости от усложняющихся информационных потребностей.
Мотивы пользования социальными сетями. Отвечая на вопрос о том, что в наибольшей степени побуждает использовать социальные сети, 63,6% учащихся отметили «возможность пообщаться». На втором месте по значимости стоит «стремление быть в курсе последних событий» (48,9%). «Желание развлечься» отметили 44,7% респондентов. Мотив, связанный с «получением необходимой информации», указали 41,4%.
К группе наиболее значимых мотивов можно отнести и такой ответ, как «скука» (36,4%). Содержательно этот ответ близок к варианту «желание развлечься», только взят он с обратным знаком.
Помимо этих, наиболее часто называемых причин обращения к социальным сетям, следует выделить группу мотивов, которые обусловливают удовлетворение непосредственно образовательных потребностей: «желание повысить свой образовательный уровень» (19,0%) и «стремление овладеть новыми навыками» (16,1%).
Кроме отмеченного выше доминирующего мотива, связанного с потребностью в общении, следует отметить также ряд специфических, направленных на удовлетворение потребности в социальном взаимодействии: «возможность познакомиться с новыми людьми» (30,4%), «возможность свободно выразить свою точку зрения» (15,2%) и «конфликты и сложности в реальной жизни» (7,7%).
И наконец, важно обратить внимание еще на две мотивировки. Одна из них касается позитивных возможностей реализации желаний и целей, которые недоступны в реальной жизни: «онлайн экскурсии», «флирт», «общение с иностранцами» и т.д. (суммарно 7,5%), другая связана «возможностью заработать деньги» (6,9%).
Сравнительный анализ гендерных различий показывает, что мальчики заметно чаще девочек отмечают такие мотивы, как «желание развлечься» (соответственно 51,9 и 38,1%), «стремление овладеть новыми навыками» (18,7 и 13,8%) и «возможность заработать деньги» (10,5 и 3,5%). Девочки же чаще указывают на«возможность общения» (соответственно 68,2 и 58,5%) и на «возможность быть в курсе событий» (53,1 и 44,3%).
Следует отметить, что с возрастом значимость большинства мотивов остается практически неизменной. Основной возрастной сдвиг отмечается на рубеже 5 - 7 классов. Здесь заметно повышается значимость трех мотивов: «возможность общения» (с 52,8% в 5 классе до 67,5% в 7-м); «возможность быть в курсе событий» (соответственно 42,1 и 50,6%) и «скука» (24,1 и 38,3%).
С нашей точки зрения, эти изменения весьма показательны и отражают возрастные особенности социального самочувствия на этапе перехода от младшего к старшему подростковому возрасту. Здесь особым образом актуализируется «чувство взрослости» («стремление быть в курсе событий») и потребность в общении.
В то же время важно обратить внимание на то, что значительная часть подростков в этот период переживает чувство «пустоты и скуки», которое, по-видимому, связано с утерей жизненного смысла, что характеризует существенную психологическую грань подросткового кризиса, когда не сформирована система потребностей, соответствующих новому возрастному этапу развития. Для значительного числа подростков это оказывается связано с потерей жизненных целевых ориентиров и отсутствием реальных возможностей самореализации.
Кроме того, следует отметить нарастание значимости мотива «желание получить необходимую информацию», которое проявляется при сравнении ответов девяти- и одиннадцатиклассников (соответственно 42,5 и 53,2%). Это свидетельствует о том, что интернет и, в частности, социальные сети начинают использоваться как важный информационный ресурс.
Та же тенденция, хотя и не столь ярко выраженная, проявляется и относительно образовательных мотивов: «желание повысить свой образовательный уровень» (соответственно 17,9 и 21,3%) и «стремление овладеть новыми навыками» (13,4 и 17,1%).
В принципе, рост значимости этих мотивировок свидетельствует об актуализации потребности профессионального самоопределения на этапе окончания школы.
Весьма интересные тенденции проявляются при сравнении ответов городских и сельских школьников. Городские школьники существенно чаще отмечают следующие три мотива: «возможность пообщаться» (62,8 и 49,0%), «желание развлечься» (47,6 и 38,6%) и «возможность быть в курсе событий» (47,4 и 35,7%).
Эти результаты, с одной стороны, показывают, что сетевое общение выступает для городских школьников преимущественно как техническое средство, обслуживающее их реальное общение: сетевое общение является продолжением реального. С другой стороны, данные факты отражают разные стилевые особенности жизни подростков в городе и на селе, в частности различную «событийную интенсивность», которая характерна для ближайшего социального окружения подростка.
Следует также отметить результаты, которые получены при сравнении ответов учащихся из семей с разным уровнем дохода (см. табл. 2).
Таблица 2. Мотивы пользования социальными сетями у учащихся из семей с разным материальным статусом (%)
Приведенные данные показывают, что мотивы пользования социальными сетями учащихся из семей со средним и высоким уровнями дохода практически не отличаются. В то же время подростки из семей с низким достатком мотивированы существенно иначе.
Характер ответов малообеспеченных школьников позволяет сделать вывод о принципиально разном социальном самочувствии подростков из семей с разным уровнем дохода. Если дети из обеспеченных семей проявляют стремление использовать социальные сети для реализации позитивных жизненных установок (общение, развлечение, получение необходимой информации), то ответы детей из бедных семей свидетельствуют либо о несформированности позитивных жизненных устремлений, утере жизненного смысла («скука»), либо о стремлении «разрешить свои реальные конфликты» и сложности в виртуальном пространстве или удовлетворить те культурные потребности, которые невозможно реализовать в реальной жизни.
Особенности общения в социальных сетях. Отвечая на вопрос о том, чем отличается общение в социальной сети от общения в реальной жизни, наиболее часто подростки отмечали следующее: «можно быть наиболее искренними с собеседниками» (32,9%), «можно быть самим собой» (30,8%), «есть возможность в любой момент прекратить неприятное общение» (27,6%), «можно поговорить на темы, которые меня волнуют» (23,2%), «можно более откровенно выражать мнение о собеседнике» (16,8%), «можно скрыть свой реальный образ» (16,8%), «можно создать свой образ, отличный от реальной жизни» (15,2%), «можно быть более раскрепощенным» (14,1%), «можно поговорить на те темы, на которые нельзя поговорить с друзьями и взрослыми в реальной жизни» (12,4%), «можно остаться независимым и избежать наказания» (8,5%).
Приведенные данные показывают, что в целом наиболее важной характеристикой для подростков является психологическая безопасность сетевого общения, что позволяет быть искренним и обсуждать темы, которые табуированы в ситуации реального общения. Помимо этого, важной является возможность реализовать творческие установки, связанные с самопрезентацией в виртуальном общении.
В целом структура ответов мальчиков и девочек носит сходный характер. Можно лишь отметить, что девочки заметно чаще, чем мальчики, акцентируют внимание на «безопасности» сетевого общения (соответственно 32,2 и 22,6%). Мальчики же, напротив, чаще указывают на открывающиеся возможности ненормативного общения в сети: «можно остаться анонимным и избежать наказания» (соответственно 11,0 и 6,2%).
Анализ возрастной динамики ответов показывает, что с возрастом последовательно увеличивается доля подростков, отмечающих в качестве преимуществ сетевого общения «возможность быть более раскрепощенным» (8,3% в 5 классе, 12,9% в 7-м, 17,4% в 9-м и 21,3% в 11-м).
Помимо этого, обращает на себя внимание характерное изменение оценок сетевого общения, проявляющееся на рубеже 9 и 11 классов. На этом возрастном этапе резко снижается значимость таких параметров, как «возможность быть искренним с собеседником» (31,3% в 9 классе и 21,0% в 11-м), «возможность быть самим собой» (соответственно 27,5 и 14,4%), «возможность поговорить на темы, которые меня волнуют» (22,3 и 15,9%). В то же время в этот период возрастает значимость возможности «скрыть свой реальный образ» (соответственно 15,6 и 21,0%).
Таким образом, мы видим, что на этапе перехода от подросткового к юношескому возрасту сетевое общение явно теряет свою привлекательность как средство интимно-личностного общения.
Напомним, что, согласно концепции Э. Эриксона, это период кризиса идентичности [1], когда актуализируется потребность ответить на вопрос «Кто я?». Данная важнейшая возрастная особенность иреализуется в сетевом общении: оно оказывается для подростка той социальной средой, где он может опробовать реакцию окружающих на создаваемый им другой, «идеальный образ Я».
Следует подчеркнуть, что сетевое общение приобретает здесь выраженный «игровой характер», что предполагает поведение в воображаемой ситуации и не требует искренности, естественности («быть самим собой») и реальной ответственности перед собеседником.
Приведенные данные показывают, что сетевое общение отражает особенности возрастного развития - переход от интимно-личностного общения в подростковом возрасте к поиску идентичности в ранней юности - и создает условия для реализации данного процесса.
Помимо гендерных и возрастных различий, также было выявлено влияние социально- стратификационных факторов. Так, сравнение ответов учащихся из низкообеспеченных и благополучных в материальном отношении семей (средне- и высокообеспеченных) показало, что для первых более значимым оказалась «возможность скрыть свой реальный образ» (26,5 против 16,2%). Школьники же из обеспеченных семей, напротив, чаще указывают на «возможность быть искренним» в социальной сети (34,1 против 25,6%).
Можно предположить, что отмеченная оппозиция «искренность - стремление к сокрытию» отражает неудовлетворенность школьников из малообеспеченных семей своим социальным статусом. Кроме того, школьники из малообеспеченных семей чаще проявляют склонность к ненормативному общению в социальных сетях: они чаще отмечают «возможность остаться анонимным и избежать наказания» (12,8 против 8,3%) и «возможность общаться на темы, на которые нельзя поговорить в реальной жизни» (16,2 и 12,1%).
Таким образом, учащиеся из низкообеспеченных семей более склонны рассматривать общение в социальных сетях как привлекательную «зону риска», где они могут реализовать ненормативные формы поведения.
Содержание общения подростков в социальных сетях. Распределение ответов учащихся на вопрос о наиболее привлекательной тематике общения в социальных сетях выглядит следующим образом: «просто болтаю» - 64,9%, «учеба» - 39,8%, «мое хобби» - 26,2%, «обсуждение своих переживаний и проблем» - 23,9%, «новости» - 23,0%, «спорт» - 21,5%, «отношения между людьми» - 19,2%, «искусство» - 19,1%, «флирт, романтика» - 12,5%, «политика» - 6,8%, «религия» - 4,6%.
Относительно обсуждаемой в социальных сетях тематики были выявлены существенные различия в ответах мальчиков и девочек. Так, девочки чаще отмечают такие варианты ответов, как «просто болтаю» (68,8%, у мальчиков - 60,7%), «учеба» (41,8%, у мальчиков - 37,8%), «обсуждение своих переживаний и проблем» (31,0%, у мальчиков -16,1%), «искусство» (23,4%, у мальчиков - 14,4%). Мальчики же чаще отмечают такие темы: «спорт» (28,2 против 15% у девочек), «политика» (19,9%, у девочек всего 3,9%) и «флирт» (14,9 против 10,2% у девочек).
Приведенные данные показывают, что различия в тематике общения в социальных сетях соответствуют традиционным гендерным особенностям жизненных предпочтений.
Анализ возрастной динамики свидетельствует о том, что существенные изменения тематики общения в социальных сетях происходят на рубеже от младшего к старшему подростковому возрасту (7 - 9 классы). Причем эти изменения связаны с возрастанием значимости трех тем: «обсуждение своих переживаний и проблем» (23,1% в 7 классе и 30,0% в 9-м), «отношения между людьми» (18,8% в 7 классе и 24,8% в 9-м) и «флирт, романтика» (9,8% в 7классе и 17,9% в 9-м).
Как мы видим, на этапе переживания подросткового кризиса, который связан с возрастанием значимости межличностных отношений, происходит явная актуализация данной тематики и в социальных сетях.
Таким образом, возрастная динамика изменения содержания общения в социальных сетях соответствует классическим представлениям об особенностях подросткового возраста (в частности, об изменениях в пубертатный период) [2;3;4;5].
И наконец, анализируя влияние социально-стратификационных факторов на тематику общения учащихся в социальной сети, отметим два момента.
Во-первых, учащиеся из низкообеспеченных семей существенно реже по сравнению со своими сверстниками из благополучных в материальном отношении семей указывают на «обсуждение новостей» (соответственно 14,5 и 23,9%).
Эти данные свидетельствуют о большей значимости актуальной социальной тематики для представителей более сильных социальных страт уже на этапе подросткового возраста. Вместе с тем, характерно, что это не связано со специальным обсуждением политики и религии в социальных сетях.
Во-вторых, обнаружено заметное различие в обсуждении тем, касающихся учебы, между детьми с разным уровнем образования родителей. Так, среди детей из семей со средним образованием родителей тему «учебы» отмечают 32,9%, а с высшим - 42,8%. Данное различие вполне ожидаемо. Важно отметить, что оно проявляется в свободном, неформальном общении подростков в социальных сетях.
Добавим, что и эффективность использования сетей для учебной деятельности (обмен заданиями, общение с учителем, подготовка учебных материалов и пр.) учащиеся из семей с высшим образованием родителей также отмечают гораздо чаще, чем школьники, чьи родители имеют среднее образование (соответственно 25,0 и 18,6%).
О рисках общения в сети. Наряду с отмеченными выше позитивными моментами общения в сети (в первую очередь связанными с удовлетворением ситуативных потребностей подростка) возникает комплекс проблем, касающихся негативных аспектов сетевого общения. В этой связи мы задавали учащимся ряд специальных вопросов, направленных на выявление угроз и рисков по поводу их самочувствия в ходе сетевого взаимодействия.
Так, отмечая потенциальные риски общения в сети («проблемы и опасности, с которыми можно столкнуться в социальной сети»), подавляющее большинство опрошенных (74,5%) отметили «мошенничество».
К группе весьма распространенных рисков относятся также (в порядке убывания): «оскорбления и давление со стороны других пользователей» (45,8%), «шантаж» (42,6%), «навязчивая реклама» (41,3%), «сексуальные домогательства» (36,4%), «оглашение личной информации» (33,3%), «зависимость» (29,9%), «преследование в реальной жизни со стороны виртуальных собеседников» (17,9%).
Как мы видим, с позиции самих подростков пространство социальных сетей оценивается как зона повышенного риска. Однако, несмотря на это (а возможно, и благодаря этому!), оно оказывается весьма привлекательным. К приведенным данным следует также добавить, что каждый десятый (10,8%) из опрошенных отмечает, что опасность социальных сетей «надумана и преувеличена взрослыми».
Более детальный анализ полученных данных показывает, что девочки по сравнению с мальчиками гораздо чаще фиксируют возможные опасности сетевого общения. Наиболее отчетливо это проявилось относительно варианта ответа, касающегося «сексуальных домогательств» - 42,7% (для сравнения, среди мальчиков - 29,8%).
Заметно выражены также гендерные различия относительно опасений, связанных с «возможностью оглашения личной информации» - 36,7% (у мальчиков - 29,8%). Характерно, что фиксация именно этого аспекта последовательно увеличивается с возрастом (25,7% в 5 классе, 33,8% в 7-м, 37,3% в 9-м, 39,0% в 11-м).
И наконец, девочки также чаще отмечают «возможность преследования в реальной жизни со стороны виртуальных собеседников» - 20,5%, у мальчиков - 15,1%.
Помимо потенциальных угроз и опасностей мы также выясняли у школьников, что их более всего раздражает в социальных сетях. Доминирующим вариантом ответа здесь оказалась «реклама» - 66,3%. Среди собственно социально-психологических аспектов отмечаются: «безнаказанность и грубость» - 27,9%; «навязчивость других пользователей» - 19,9%; «ощущение слежки» - 14,9%.
Поскольку среди негативных характеристик сетевого взаимодействия доминирующая роль отводится разным формам проявления агрессии, то в этой связи в ходе опроса мы задавали школьникам ряд уточняющих вопросов. И здесь картина оказывается весьма неблагополучной.
Так, результаты анализа показывают, что практически каждому третьему подростку (31,1%) «приходилось переживать агрессию со стороны других пользователей». Каждый пятый (21,1%) отметил, что «был свидетелем агрессии в отношении других пользователей». Важно и то, что «сами выступали в роли агрессора в отношении других пользователей» - 6,0%.
Сравнение ответов мальчиков и девочек показывает, что мальчики чаще отмечают, что были как жертвами агрессии (соответственно 34,0 и 28,2%), так и агрессорами (7,5 и 4,5%). Это позволяет сделать вывод о том, что характер взаимодействия в социальной сети у мальчиков носит более агрессивный характер.
В целом же подобный результат говорит о том, что особенности реального общения в субкультуре мальчиков (его маскулинный характер) переносятся и в виртуальное пространство сетевого общения.
Анализ возрастной динамики показывает, что отчетливый сдвиг в сторону увеличения большей агрессивности в социальной сети происходит на рубеже 7 класса. Например, если среди пятиклассников указывают, что «были свидетелями агрессии», 13,0%, то в 7 классе таких уже в два раза больше - 21,5%.
Следует отметить и еще одно важное, с нашей точки зрения, обстоятельство. Так, весьма существенные различия проявились при сравнении ответов подростков с разным социальным статусом в классе: если среди тех учащихся, кто высоко оценивает свой социальный статус в коллективе класса («я являюсь лидером»), отмечают, что они были объектами агрессии со стороны пользователей сети, 28,1%, то среди тех, кто «чувствует себя одиноким», доля таких составляет 41,9%. Характерно, что «одинокие» чаще оказываются и свидетелями агрессии в сети (соответственно 19,0 и 13,7%).
В целом, приведенные факты позволяют сделать вывод о том, что общение подростка в сети в социально-психологическом плане является продолжением его реального общения. В сеть переносятся как реальные конфликты его жизни, так и характер его социально-ролевого поведения и социального статуса среди сверстников.
Таким образом, ситуации сетевого взаимодействия, как правило, оказываются теми же, что и в реальной жизни. И в этом отношении своеобразие виртуальной ситуации во многом преувеличено: сыграть новую, не свою роль в сетевом пространстве - дело не простое.
Значимость сетевого общения в информационном пространстве. В ходе опроса учащимся был задан вопрос о том, из каких источников они получают наиболее важную, полезную и интересную для них информацию. При этом наряду с различными каналами распространения информации (журналы, газеты, ТВ, радио, книги) в качестве вариантов ответа были включены учебники, интернет и различные формы социального взаимодействия (общение с родителями, друзьями, учителями, а также общение в социальных сетях).
Полученные результаты показывают, что по своей информационной значимости явно доминирует интернет - его отметили 72,1% опрошенных. На втором месте находятся родители (61,4%). Третье и четвертое места делят уроки в школе и книги (соответственно 57,6 и 57,4%). Далее, в порядке убывания, следуют учебники (46,4%), учителя (42,9%), друзья (38,0%), социальные сети (36,0%), телевизионные передачи (28,3%), другие родственники (14,7%), газеты и журналы (11,0%), радиопередачи (5,6%).
Следует отметить, что структура значимости источников информации практически не отличается у мальчиков и девочек. Девочки лишь несколько чаще отмечают книги (62,9%, у мальчиков - 51,7%) и родителей (66,3%, у мальчиков - 56,2%).
Вместе с тем, явно выражена возрастная динамика. Особенно это касается информации, связанной с учебной деятельностью (см. табл. 3).
Таблица 3. Возрастная динамика предпочтения различных источников информации, связанных с обучением в школе (%)
Приведенные данные однозначно свидетельствуют, что на протяжении всего периода обучения в основной и старшей школе полезность получаемой в школе информации (из учебников, от учителей и на уроках) последовательно и достаточно резко снижается. Это свидетельствует не только о падении интереса к учебе, но и об «отчуждении» ученика от школы как источника полезной и интересной информации.
Следует отметить также и заметное падение значимости получаемой информации от родителей, которое проявляется на рубеже перехода из основной в старшую школу. Если в 5 классе родителей указывают 63,6%, в 7-м - 62,5%, в 11-м - уже 55,0%. Данные изменения статистически значимы и позволяют сделать вывод о том, что в период кризиса идентичности (старший школьный возраст) родители теряют свою значимость в решении подростком проблем личностного самоопределения.
Характерно, что значимость средств массовой коммуникации от 5 к 11 классу практически не меняется. Так, ТВ в 5 классе отмечают 27,3%, а в 11-м - 27,7%, газеты и журналы - соответственно 9,6 и 10,7%, радиопередачи - 5,8 и 6,0%.
Особый интерес представляют те источники информации, значимость которых с возрастом увеличивается. К ним относятся: интернет, социальные сети и друзья. Возрастная динамика этих изменений приведена в табл. 4.
Таблица 4. Повышение значимости источников информации с возрастом (%)
Приведенные данные показывают, что значимость отмеченных источников информации последовательно увеличивается на этапе обучения в основной школе (5 - 9 классы). В дальнейшем же, при обучении в старшем звене школы (10 - 11 классы), значимость этих источников остается неизменной. Это позволяет сделать вывод о том, что именно данные источники информации удовлетворяют социокультурные потребности взросления современных подростков.
Помимо влияния гендерных и возрастных факторов, следует обратить внимание и на роль социально-стратификационных. Так, сравнение ответов учащихся, проживающих в городской и сельской местности, показывает, что в целом структура значимости тех или иных источников информации носит сходный характер.
В то же время у сельских школьников сама частота называния практически всех источников информации заметно ниже. Это позволяет сделать вывод о том, информационное поле у подростков на селе существенно беднее. Характерно, что это касается не только СМИ и интернета, но и общения с родителями.
Другим важным направлением анализа является сравнение ответов подростков из низкообеспеченных и благополучных в материальном отношении семей (средне- и высокообеспеченных). Полученные данные показывают, что подростки из низкообеспеченных семей значительно чаще в качестве значимых источников информации отмечают друзей (50,0%, а среди обеспеченных - 37,2%) и социальные сети (48,1%, а среди обеспеченных - 35,3%).
В то же время представители из низкообеспеченных семей существенно реже отмечают значимость таких источников информации, как книги (51,9%, у обеспеченных - 57,6%), учебники (38,7 против 47,0%), уроки в школе (50,9 против 57,4%) и родители (56,6 против 63,4%).
Это позволяет сделать вывод о том, что в социализации подростков из слабых социальных страт большую значимость имеет ситуативное общение со сверстниками. Их взросление в большей степени ориентировано не на освоение культурно значимых образцов, транслируемых школой, а на функционирование в рамках подростковой субкультуры. При этом характерно, что образовательный статус семьи, по сравнению с ее материальной обеспеченностью, не оказывает значимого влияния на предпочтение тех или иных источников информации.
Это дает основание к выводу о том, что в современной социальной ситуации именно материальное неравенство оказывает существенное влияние на особенности социализации в школьном возрасте.
Завершая статью, отметим ряд наиболее существенных, с нашей точки зрения, моментов.
- Материалы проведенного масштабного социологического опроса учащихся основной школы показали, что сетевое общение занимает важное место в структуре досуга современного школьника. Подавляющее большинство подростков зарегистрированы в социальных сетях и являются их активными пользователями. При этом у каждого четвертого временные затраты на ежедневное пользование социальными сетями составляют более 3 ч, что сопоставимо с временем учебных занятий в школе. Сетевое общение играет важную роль и как источник важной, полезной и интересной информации.
- Анализ особенностей отношения подростков к общению в социальных сетях позволил выявить отчетливое влияние гендерного фактора. В целом, содержание общения в сети соответствует традиционным особенностям жизненных предпочтений у мальчиков и девочек. При этом проявились характерные различия, касающиеся отношения к сетевому общению как к «зоне риска». Мальчики чаще рассматривают сеть в качестве сферы возможного проявления своей агрессивности. Девочки же, напротив, склонны фиксировать угрозы, которые касаются возможностей сексуальных домогательств и раскрытия личной информации.
- Особый интерес представляют возрастные тенденции. Полученные данные показывают, что с возрастом явно меняется характер интенсивности сетевого общения, его содержания и мотивации, побуждающей подростка пользоваться социальными сетями. В целом, эти изменения соответствуют классическим психологическим представлениям о возрастном развитии при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту и к ранней юности. Здесь отражается и своеобразие проживания пубертатного периода, значимость интимно-личностного общения со сверстниками и поиска своей идентичности. Причем в ответах учащихся по поводу общения в социальных сетях отчетливо проявляются не только позитивные моменты возрастного развития, но и драма утраты интереса к жизни. В этом отношении сама проблематика общения подростка в социальной сети представляет особый педагогический интерес, поскольку оказывается напрямую связана с особенностями социального самочувствия школьников на разных возрастных этапах.
- В ходе анализа было выявлено влияние разнообразных социально- стратификационных факторов на особенности сетевого общения школьников. При этом проявилось своеобразие стилевых особенностей жизни современного подростка в городе и на селе. Весьма заметны также и различия в мотивации и содержании сетевого общения у школьников из семей с разным материальным статусом. Здесь, на наш взгляд, следует обратить особое внимание на такие моменты, как стремление подростков из низкообеспеченных семей к сокрытию своего реального образа при общении в сети, склонность к ненормативному общению и др.
- При интерпретации материалов исследования был затронут сюжет, касающийся влияния социального статуса подростка в классе на его отношение к социальным сетям. На наш взгляд, это крайне важный аспект, который показывает влияние активного пользования информацией при занятии подростками социального статуса в школе. Характерно, что подростки, обладающие низким социальным статусом, гораздо чаще указывают, что они являются жертвами агрессии при общении в социальных сетях. Это позволяет сделать весьма важный вывод о том, что сетевое общение подростка преимущественно является непосредственным продолжением его реального социального взаимодействия в школе.
И наконец, важно обратить внимание на сложный и противоречивый характер самой педагогической проблематики сетевого общения.
С одной стороны, пользование социальными сетями позволяет реализовать творческую активность школьника, отвечая общей возрастной потребности в «расширении его социальной среды». Здесь, безусловно, важным моментом является и «безопасность сетевого общения», позволяющего апробировать в своеобразном «игровом пространстве» свое «идеальное Я».
С другой стороны, это и «зона риска», где можно оказаться жертвой мошенничества, не только индивидуальной, но и публичной агрессии, вплоть до реального преследования.
ЛИТЕРАТУРА
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Флинта, 2006. 342 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 399 с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. 2
- Собкин B.C., Писарский П. С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М.: Министерство образования РФ, 1992. 159 с.
- Эльконин Д. Б., Драгунова Т. В., Боцманова М. Э., Захарова А. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1967. 360 с.
Об авторе
Владимир Самуилович Собкин — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, руководитель, Центр социологии образования ФГБНУ «ИУО РАО», Москва, Россия.
Смотрите также:
- Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях
- Написанное остается. Как сделать интернет-общение безопасным и комфортным. Дж. Пэтчин, С. Хиндуя
- Подросток: виртуальность и социальная реальность. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М.
- Собкин В.С., Федотова А.В. Сеть как пространство социализации современного подростка