Монография основана на результатах социологического исследования учителей, школьников и учащихся ПТУ. Работа выполнена в рамках исследовательской Программы Центра Социологии Образования РАО «Новые информационные технологии и СМИ как фактор формирования подростковой и молодежной субкультуры».
В книге анализируется значимость новых информационных технологий в структуре досуга и информационном пространстве современного подростка; рассматриваются содержательные особенности интереса учащихся к миру компьютеров, роль и место новых информационных технологий в образовательном процессе и влияние регулярного пользования компьютером на академическую успешность учащихся; сравниваются особенности доступа к новым информационным технологиям учащихся общеобразовательных школ и ПТУ.
Исследуются особенности отношения подростков к компьютерным играм: мотивация, жанровые предпочтения в области компьютерных игр, эмоциональные состояния в процессе игры и последействие компьютерных игр. Изучается специфика обращения учащихся в Интернет и содержательные особенности виртуального общения.
Книга адресована специалистам в области педагогики, психологии, социологии и культурологии, практическим работникам системы образования. Материалы могут быть использованы при подготовке студентов педагогических, социологических и психологических факультетов ВУЗов, на курсах повышения квалификации работников сферы образования.
Содержание
Список диаграмм таблиц.
Введение.
Глава I. Место новых информационных технологий в жизни современного подростка.
1.1. Компьютер в структуре досуга подростка.
1.2. Место компьютера в информационном пространстве подростка.
1.3. Особенности пользования подростком компьютерной техникой.
Глава II. Отношение подростков к компьютеру.
2.1 Содержательные особенности интереса подростков к миру компьютеров.
2.2 Использование различных компьютерных программ.
2.3 Чтение компьютерных журналов.
Глава III. Компьютер в школе.
3.1 Использование информационных технологий в школе.
3.2 Подросток и компьютер в школе.
3.3 Учитель и компьютер.
Глава IV. Отношение учащихся к компьютерным играм.
4.1 Общая характеристика включенности подростков в компьютерную игровую деятельность.
4.2 Содержательные особенности интереса учащихся к компьютерным играм.
4.3 Мотивы обращения к компьютерным играм.
4.4 Характеристика особенностей эмоциональных состояний подростков при игре в компьютерные игры.
4.5 Эмоциональное последействие игры.
Глава V. Отношение школьников к Интернету.
5.1 Знакомство с Интернетом.
5.2 Содержательные особенности пользования интернетом.
Глава VI. Школьник в пространстве виртуального общения.
6.1 Общие характеристики использования виртуальной коммуникации школьниками.
6.2 Содержательные особенности виртуальной коммуникации.
Глава VII. Место компьютера в жизни школьника и учащегося ПТУ: сравнительный анализ.
Заключение.
Литература.
Об авторах
- Владимир Самуилович Собкин окончил факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова в 1972 г., доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Российской академии образования, лауреат Премии Президента РФ в области образования. Автор более 350 научных работ по проблематике социологии образования, детской, возрастной и педагогической психологии, психологии искусства. Ряд статей и монографий переведены на иностранные языки и изданы за рубежом.
- Юлия Михайловна Евстигнеева в 2001 году окончила МГОПУ и социально-психологический факультет ЕУМ. Основной круг интересов: социально-психологические аспекты отношения подростков к новым информационным технологиям, особенности интереса подростков к компьютерным играм, использование новых информационных технологий в образовании. В настоящее время научный сотрудник и аспирант Центра Социологии Образования РАО.