Постановка проблемы
На современном этапе развития общества всё большее распространение во всем мире получает интернет. Это связано и с применением дистанционных технологий в обучении, и с тем, что появились электронные устройства, которые позволяют выйти в интернет не только со стационарного компьютера дома, но и смартфонов, планшетов, мини-компьютеров, которыми возможно воспользоваться в любой точке местонахождения человека.
Значительно увеличилось и количество мессенджеров («ВКонтакте», Viber, WhatsApp, Telegram и пр.), позволяющих общаться и компенсировать все те психологические проблемы, которые в реальном мире человек решить не может.
Помимо этого, увеличивается количество пользователей онлайн-игр, способствуя тому, что геймеры могут общаться между собой, они объединяются в группы, дистанционно осуществляя совместные мероприятия («World of Tanks», «Counter-Strike», «DOTA 2» и др.).
В результате для пользователей различных возрастов интернет является не только информационным пространством, инструментом коммуникации, но и средством ухода от психологических и социальных проблем.
В связи с этим становится актуальной проблема коррекции патологического использования интернета. Несмотря на то, что проблема интернет-зависимости является довольно новой, тем не менее ряд ученых (К. Янг, А. Голдберг, Д. Гринфилд, М. Орзак и др.) раскрыли феномен интернет-зависимости, разработали диагностические критерии и рекомендации для ее коррекции [1; 2].
В России проблемой становления интернет-зависимости занимался А. Е. Войскунский, который описал влияние Сети на деятельность людей в интернете. Интернет-зависимость рассматривается им как психическое состояние, возникающее при полной включенности в процесс деятельности. Эта идея была раскрыта в дальнейшем в работах О. В. Лоскутовой [3]. А. Е. Жичкина описала шкалу интернет-зависимости, Е. П. Белинская раскрыла социальные причины интернет-зависимости [4].
На современном этапе развития превентологии всё большее распространение получают исследования, связанные с воздействием интернет-пользования на личность в ее разных аспектах: игровом, коммуникативном, познавательно-исследовательском.
Особенно эта проблема актуальна в отношении подросткового возраста. Именно эта категория детей является наиболее уязвимой к формированию интернет-аддикции. Это связано прежде всего с тем, что интимно-личностное общение является ведущим видом деятельности в данном возрасте.
Мессенджеры и онлайн-игры дают возможность подросткам осуществлять свои мечты, невозможную в реальности коммуникативную активность. Фактором, провоцирующим развитие этой зависимости, выступает анонимность и невозможность проверки информации.
Кроме того, интернет дает возможность самовыражения в различных онлайн-играх, в процессе общения в социальных сетях. Поэтому в данной возрастной группе необходимо проводить работу, направленную на профилактику интернет-аддикций, поскольку эта зависимость у младших подростков находится в стадии формирования.
Проблемой коррекции интернет-зависимости занималась Ф. А. Саглам. Автором разработана классификация интернет-зависимых подростков [5]. М. И. Дрепа сформулировала психологические предпосылки развития интернет-зависимости, а также систематизировала диагностические критерии интернет-зависимости у молодежи [6].
Вместе с тем проблема профилактики интернет-зависимости у младших подростков рассмотрена в социально-психологической литературе недостаточно. В связи с этим нами было выявлено противоречие:
- между увеличением пользователей интернета младшего подросткового возраста, разработкой новых мессенджеров, онлайн-игр и виртуального взаимодействия и отсутствием комплексных мер, включающих социально-психологическую профилактику, что привело к росту интернет-зависимости;
- между необходимостью профилактики интернет-зависимого поведения и недостаточностью теоретических исследований и практических разработок, направленных на обоснование условий профилактики интернет-зависимости у младших подростков.
Теоретический анализ литературы позволил установить следующее:
- Интернет-зависимость – это расстройство, характеризующееся потерей самоконтроля, непреодолимым желанием находиться постоянно в Сети и неспособностью оттуда выйти [7; 8].
- Для младших подростков характерны определенные социально-психологические особенности: потребность в уважении, эмоциональная лабильность, характерологические особенности личности, застенчивость и наличие социальных страхов [9]. Таким образом, недостаток внимания со стороны окружающих, особенности личности и не удовлетворяющая подростков реальность приводят несовершеннолетних в интернет [10].
- Критериями определения интернет-зависимости являются: неумение контролировать время, проводимое в Сети; нестабильность настроения при его использовании; включение в различные виды деятельности в Сети. Эмоционально-волевая сфера личности подростков, входящих в группу риска интернет-зависимости, характеризуется низкими показателями структурных составляющих воли [7].
Цель данной работы – изучить уровень и показатели интернет-зависимости у младших подростков, разработать программу профилактики данной формы аддиктивного поведения.
Выборочную совокупность составили 40 обучающихся 5-х классов МБОУ «Гимназия № 44» г. Иркутска. Обучающиеся 5 «А» класса отнесены к экспериментальной группе, а учащихся 5 «Б» класса – к контрольной группе.
Материалы и методы исследования
Представим обобщенную характеристику использованной нами диагностической процедуры в табл. 1.
Таблица 1. Критерии и показатели определения уровня проявления интернет-зависимости у детей младшего подросткового возраста
Критерии | Показатели | Диагностическая методика |
Зависимость от интернета | Неадекватный уровень: характеризуется наличием компьютерной зависимости, глубокой увлеченностью в ущерб другим видам деятельности. Приемлемый уровень: характеризуется увлеченностью в свободное время без особого ущерба для другой деятельности. Адекватный уровень: характеризуется отсутствием компьютерной зависимости | Анкета на выявление уровня интернет-зависимости (авторы Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот) |
Коммуникабельность | Низкий уровень: характеризуется некоммуникабельностью, есть проблемы с общением; ребенок замкнут, неразговорчив, одинок. Средний уровень: характеризуется сложностью общения с новыми людьми, однако с близкими людьми школьник общается нормально. Высокий уровень: характеризуется коммуникабельностью, общительностью, стремлением участвовать в коллективных делах | Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского) |
Тревожность | Низкий уровень: состояние тревожности испытуемому не свойственно. Средний уровень: характеризуется нормальной тревожностью. Высокий уровень: характеризуется повышенной или высокой тревожностью | Шкала явной тревожности (автор А. М. Прихожан) |
Самооценка | Завышенный уровень: характеризуется завышенной самооценкой. Нормальный уровень: характеризуется реалистической оценкой своих возможностей. Низкий уровень: характеризуется заниженным уровнем самооценки | Экспресс-диагностика уровня самооценки (авторы Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) |
Результаты исследования и их обсуждение
Изучение уровня интернет-зависимости по методике Л. Н. Юрьевой, Т. Ю. Больбот позволили сделать следующие выводы: количественный и качественный анализ показал, что адекватный уровень компьютерной зависимости установлен у 30 % подростков экспериментальной и у 35 % контрольной групп.
Данный уровень характеризуется отсутствием у обучающихся компьютерной зависимости. Школьники свободно обходятся без компьютера и / или электронных устройств в свободное время. Деятельности в интернете предпочитают другие виды деятельности (досуговую, спортивную).
Приемлемый уровень компьютерной зависимости определен у 40 % подростков экспериментальной и у 40 % контрольной групп. Он характеризуется увлеченностью социальными сетями в свободное время без ущерба для другой деятельности. Для школьников с этим уровнем компьютерной зависимости характерно проведение своего свободного времени за компьютером, но не в ущерб другим делам.
Данные подростки спокойно могут провести время без электронных устройств. При этом при появлении свободного времени они его проводят его в интернете.
Неадекватный уровень интернет-зависимости выявлен у 30 % подростков экспериментальной и у 25 % контрольной групп. Данный уровень характеризуется наличием компьютерной зависимости у младших подростков, глубокой увлеченностью в ущерб другим видам деятельности.
Подростки испытывают потребность проводить всё больше времени за компьютером, в результате чего получают удовольствие.
Стоит отметить, что то количество времени, которое школьники раньше проводили в интернете, их уже не удовлетворяет, поэтому возникает потребность в увеличении времени.
У подростков данной группы проявляются навязчивые мысли об интернете, желание постоянно пользоваться компьютером, телефоном и другими устройствами для удовлетворения своих потребностей.
Сводные результаты исследования интернет-зависимости представлены в табл. 2.
Таблица 2. Сопоставление полученных результатов контрольной и экспериментальной групп по уровню проявления компьютерной зависимости, %
Группа | Уровни | ||
адекватный | приемлемый | неадекватный | |
Экспериментальная | 30 | 40 | 30 |
Контрольная | 35 | 40 | 25 |
Таким образом, анализ результатов позволяет утверждать, что для испытуемых характерен начальный уровень зависимости от интернета. Однако в обеих группах имеются школьники, у которых наблюдается и сформированная интернет-зависимость. При этом полученные данные по уровням интернет-зависимости существенно не различаются.
Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот предполагают, что одной из причин интернет-зависимого поведения являются нарушения в сфере общения со сверстниками или взрослыми. В связи с этим было проведено тестирование по методике В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности». Тест позволил нам определить уровень коммуникабельности младших подростков.
Также был определен их уровень тревожности с помощью методики «Шкала явной тревожности» (автор А. М. Прихожан) и самооценки – «Экспресс-диагностика уровня самооценки» (авторы Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов). Полученные результаты тестирования представлены в табл. 3.
Таблица 3. Сопоставление полученных результатов контрольной и экспериментальной групп по уровню проявления уровня общительности и тревожности, %
Группa | Уровни | ||
высокий | средний | низкий | |
Общительность | |||
Экспериментальная | 25 | 45 | 30 |
Контрольная | 35 | 35 | 30 |
Тревожность | |||
Экспериментальная | 30 | 50 | 20 |
Контрольная | 40 | 35 | 25 |
Самооценка | |||
Экспериментальная | 25 | 45 | 30 |
Контрольная | 35 | 35 | 30 |
По результатам анализа тестирования высокий уровень общительности был выявлен у 25 % школьников экспериментальной и у 35 % контрольной групп.
Эти школьники любознательны, охотно выслушивают собеседников, терпеливы в общении, умеют при этом отстаивать свою точку зрения без проявления вспыльчивости и агрессии. С незнакомыми людьми вступают свободно в контакт. В незнакомой обстановке чувствуют себя уверенно.
Средний уровень коммуникативности установлен у 45 % подростков экспериментальной и у 35 % контрольной групп.
Данный уровень характеризуется следующим: школьники испытывают сложности в общении с новыми людьми, однако с близкими они общаются нормально; скорее предпочитают одиночество, у них мало друзей. На контакт идут спокойно, без эмоционального переживания. В незнакомой обстановке чувствуют себя недостаточно уверенно.
Низкий уровень общительности определен у 30 % младших подростков экспериментальной и у 30 % контрольной группы. Охарактеризуем данный уровень: школьникам свойственны проблемы с общением, замкнутость, неразговорчивость, одиночество. У подростков этой группы отсутствуют друзья. В незнакомой обстановке школьники теряются и предпочитают при первой возможности уйти от общения.
Анализ результатов тестирования тревожности показал, что низкий уровень продемонстрировали 25 % школьников контрольной и 20 % экспериментальной группы. Для них не характерно проявление тревожности. А. М. Прихожан отмечет, что подобное «чрезмерное спокойствие» может иметь и не иметь защитного характера.
Средний (нормальный) уровень тревожности был выявлен у 35 % школьников контрольной и у 50 % экспериментальной группы. Данный уровень необходим для адаптации и продуктивной деятельности и часто связан с ограниченным кругом ситуаций, определенной сферой жизни.
Высокий уровень тревожности установлен у 40 % школьников контрольной и у 30 % экспериментальной группы. Данные подростки проявляют повышенную тревожность, которая носит генерализованный характер.
Выводы и рекомендации
Сводный анализ результатов диагностики позволил установить, что для младших подростков характерен приемлемый и неадекватный уровень интернет-зависимости. Для школьников с неадекватным уровнем интернет-зависимости характерен низкий уровень проявления коммуникативности (замкнутость, одиночество), высокий уровень тревожности и низкий уровень самооценки.
В то же время для обучающихся с адекватным уровнем интернет-зависимости характерен нормальный уровень тревожности и самооценки, высокий уровень коммуникативности.
Полученные результаты позволили разработать программу профилактики интернет-зависимости у младших подростков (тематический план программы представлен в приложении).
Цель программы – снижение уровня интернет-зависимости и ее профилактика у младших подростков.
Предлагаемая программа рассчитана на группу 10–15 человек. Она реализуется по двум направлениям:
- работа с обучающимися;
- работа с родителями и учителями.
Цель программы по 1-му направлению (работа с младшими подростками) – понизить уровень интернет-зависимости у младших подростков, по 2-му направлению (работа с родителями и учителями) – повысить уровень педагогической компетентности родителей по проблеме интернет-зависимого поведения младших подростков [11].
Задачи программы:
- Развитие коммуникативных навыков интернет-зависимых подростков.
- Поднять самооценку интернет-зависимых подростков.
- Снизить тревожность интернет-зависимых подростков.
- Внедрить в процесс профилактики взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.
Программа работы с подростками рассчитана на 22 академических часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных, еженедельных внеурочной занятий со школьниками.
Предусмотренные данной программой занятия проводятся еженедельно по подгруппам: вторник (первая подгруппа); четверг (вторая подгруппа). Распределение по подгруппам осуществляется по принципу равного количества в подгруппе младших подростков с неадекватным и приемлемым уровнем интернет-зависимости.
Принципы проведения занятий:
- необходимо принять подростков такими, какими они есть;
- нельзя ни торопить, ни замедлять процесс;
- начало и конец занятий должны предусматривать определенный ритуал, чтобы сохранить у школьников ощущение целостности и завершенности занятия.
Все занятия имеют гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Во время занятия дети сидят в кругу. Круг – это прежде всего возможность открытого общения. Он создает ощущение целостности, завершенности, придает гармонию отношениям детей, облегчает взаимопонимание.
Структура игрового занятия. Ритуал приветствия – 4–5 минут. Разминка – 10 минут. Профилактический этап – 25–35 минут. Подведение итогов – 6–10 минут. Рефлексия – 5– 7 минут.
Цель программы по 2-му направлению (работа с родителями) – повысить уровень педагогической компетентности родителей по проблеме интернет-зависимого поведения через родительские собрания и семинары-практикумы.
Задачи программы:
- формировать представление об особенностях проявления интернет-зависимого поведения у подростков;
- познакомить родителей со способами профилактики интернет-зависимого поведения у подростков.
Формы организации: родительское собрание, семинар-практикум.
Программа работы с родителями рассчитана на 6 академических часов и предполагает проведение мероприятий с родителями (один раз в три недели в течение двух месяцев).
На первом занятии участникам следует разъяснить несколько правил, которые они должны будут соблюдать на занятиях:
- «Правило руки». Если участник желает высказаться или у него возникли вопросы, он должен поднять руку и только после этого обратиться к ведущему.
- Правило «Участвуют все». В играх и упражнениях должны участвовать и высказываться все, никто не остается в стороне, за исключением тех игр, где требуется один или несколько участников.
- Правило «Три хлопка». Если ведущий три раза хлопает в ладоши, все должны прекратить свою деятельность и посмотреть на него.
Правила помогут установить некоторый порядок на занятиях и организовать продуктивную работу с группой.
По окончании реализации программы планируется провести ретестирование и оценить ее эффективность. Результатами проделанной работы должны стать: повышение уровня информированности подростков о последствиях интернет-зависимости, осознание влияния Сети на сознание и организм человека, развитость умения подростков общаться за пределами виртуальной реальности, повышение уровня коммуникативности и коммуникабельности, адекватная самооценка, а также снижение уровня тревожности.
ЛИТЕРАТУРА
- Янг К. С. Диагноз Интернет-зависимость // Мир Интернет. – 2000. – № 2. – С. 24–29.
- Grinfild M. D. Loneliness and internet use // Computers and Human Behavior. – 2003. – no. 19. – P. 71–80.
- Лоскутова В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств : автореф. дис. … канд. мед. наук. – Новосибирск, 2004. – 23 с.
- Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста : автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2001. – 127 с.
- Саглам Ф. А. Педагогические условия коррекции интернет-аддикции у подростков : дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2009. – 214 с.
- Дрепа М. И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов: дис. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 254 с.
- Красонцева Е. Ю., Рерке В. И., Сверч Л. П. Кибербуллинг подростков: изучение социально-психологических последствий // International Journal of Medicine and Psychology / Международный журнал медицины и психологии. – 2020. – Т. 3, № 4. – С. 32–37.
- Демаков В. И., Рерке В. И., Портная Я. А., Ракитский В. В. Об обеспечении информационной безопасности в сфере медицины и актуальности ее изучения в ведомственных вузах // Человеческий капитал. – 2021. – №1 (148). – С. 83–89.
- Рерке В. И., Маякова О. С. К вопросу развития социальной активности подростков как условия их психологической безопасности // Baikal Research Journal. – 2019. – Т. 10, № 2. – DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).7.
- Рерке В. И., Маякова О. С. К вопросу развития социальной активности подростков как условию их психологической безопасности в образовательном пространстве: теоретико-методологический аспект // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 3. С. 61–67.
- Рерке В. И., Салахова В. Б., Демаков В. И. Когнитивный социальный капитал личности: парадигмальный подход // Образование личности. 2021. – № 1 (55). – С. 90–99.
- Rerke V. I., Belyakova N. V., Khudyakova T. L., Klepach Y. V., Platonova E. V., Miloradova N. G., Pozdnyakova I. R. Introspectiveness of Higher Education Students: Study and Development // Revista de psicología educative. Journal of Educational Psychology. – 2021. – Vol. 9, no. 1. – P. 1222.
Приложение
Тематический план программы профилактики интернет-зависимости у младших подростков
Тема | Цель | Форма проведения | Методы и приемы |
Работа с учащимися 1-й блок. Развитие и саморазвитие | |||
Цель: формирование адекватной самооценки, снижение уровня тревожности, развитие навыков коммуникативности и коммуникабельности | |||
«Подготовка к путешествию» | формировать навыки позитивного общения, дружеские отношения в команде;обучить детей саморегуляции | Беседа. Игра-упражнение | Игра «Я тебе дарю». Упражнение на расслабление «Водопад». Игра-упражнение «Корабль и ветер». Рефлексивное упражнение «Мне понравилось». Заполнение бортового журнала |
«Путешествие в страну Рисовандию» | дать возможность детям прояснить свои чувства и внутренне расслабиться;обеспечить атмосферу эмоционального принятия и рефлексии;формировать навыки позитивного общения | Сюжетно-ролевая игра | Игра-упражнение «Корабль и ветер». Игра-упражнение «Шарик». Игра-упражнение «Маски». Игра «Почему дети бояться ходить в школу». Рефлексивное упражнение «Мне понравилось». Заполнение бортового журнала |
Тема | Цель | Форма проведения | Методы и приемы |
«Путешествие в страну Физкультурию» | учить снимать мышечные зажимы через физические упражнения;способствовать саморасслаблению;познакомить с приемами саморегуляции | Игра-упражнение | Игра-упражнение «Корабль и ветер». Игра «Штанга». Игра «Скалолаз». Игра «Насос и мяч». Рефлексивное упражнение «Мне понравилось, как я…он…». Заполнение бортового журнала |
«Путешествие в страну Книголяндию» | учить снимать напряжение;повышать самооценку;формировать навыки позитивного общения | Сюжетно-ролевая игра | Игра-упражнение «Корабль и ветер». Игра «Шалтай-болтай». Игра «Волшебный стул – я король в Книголяндии». Игра «Наш характер…». Заполнение бортового журнала |
«Путешествие в страну Музыкандию | учить снимать напряжение через музыкальное сопровождение;продолжать знакомить с приемами саморегуляции | Игра-упражнение | Игра-упражнение «Корабль и ветер». «Музыкальная пауза и рисование». Упражнение «Возьмите себя в руки». Упражнение «Врасти в землю». Рефлексивное упражнение «Мне понравилось, как я…он…». Заполнение бортового журнала |
«Путешествие в страну Экологичную» | развивать доверительное общение;учить снимать напряжение;формировать положительную самооценку | Сюжетно-ролевая игра | Игра-упражнение «Корабль и ветер». Игра «Гусеница». Игра «Сосульки». Игра «Спаси птенца». Игра «Зайки и слоники». Рефлексивное упражнение «Мне понравилось, как я…он…». Заполнение бортового журнала |
«Путешествие в страну Театральная» | продолжать знакомить с приемами саморегуляции;учить снимать напряжение;формировать положительную самооценку;формировать навыки общения | Сюжетно-ролевая игра | Игра-упражнение «Корабль и ветер». Игра «Дыши и думай красиво». Игра «Солнечный зайчик». Игра «Сломанная кукла». Игра «Театр прикосновений». Игра «Торт». Заполнение бортового журнала |
«Буря на корабле во время путешествия» | – учить применять приемы саморегуляции в стрессовых для детей ситуациях | Игра-драматизация | Игра-упражнение «Корабль и ветер». Игра «Кораблик в шторме» |
«Приезд домой» | формировать навыки рефлексии;учить высказывать свое мнение;повышать самооценку;развивать навыки общения со взрослыми и детьми | Беседа . Игра-упражнение | Игра-упражнение «Корабль и ветер». Беседа. Игра «Заряд бодрости». Игра «Сбрось усталость». Заполнение бортового журнала |
2-й блок. «Вне зависимости» Цель: профилактика компьютерной зависимости | |||
Я и зависимость. Часть 1 | Формировать представление школьников относительно влияния Сети на сознание и организм человека | Тренинг | Упражнение «Привет, я рад тебя видеть…». Упражнение «Пересядьте все те, кто …». Беседа с группой на тему интернет-зависимости. Мини-лекция о влиянии Сети на человека. Упражнение «Я могу заменить интернет…» |
Я и зависимость. Часть 2 | Продолжать формировать представление детей о вредных последствиях компьютерных игр. Побуждать детей к живому общению | Деловая игра | Вступительное слово. Упражнение «Зависимый и независимый». Симптомы игровой зависимости. Разработка и защита правил независимости от компьютерных игр. Обсуждение полученной информации. Подведение итогов |
Тема | Цель | Форма проведения | Методы и приемы |
С чего начать? Часть 1 | Формировать представления о том, что интернет-зависимость ограничивает возможность жизненного выбора | Тренинг | Вступительное слово. Упражнение «Дирижер оркестра». Упражнение «Марионетка». Упражнение «Зависимость – независимость». Упражнение «Перспективы». Упражнение «Создание образа зависимого человека». Подведение итогов |
С чего начать? Часть 2 | Продолжать формировать представлений о том, что интернет-зависимость ограничивает возможность жизненного выбора | Тренинг | Вступительное слово. Создание образа успешного человека. Упражнение «Успешность и неуспешность». Упражнение «Телеэфир». Подведение итогов |
Работа с родителями и учителями | |||
Причины интернет-зависимости | Обсудить с родителями проблему компьютерной зависимости, ее причины и проявления | Родительское собрание | Лекция «Возрастные предпосылки компьютерной зависимости». Причины компьютерной зависимости. Подведение итогов. Советы родителям |
Вне зависимости | Побуждать родителей к полноценному общению, к совместному проведению свободного времени. Сформировать понимание необходимости поддержания эмоционального контакта с ребенком для профилактики интернет-аддикции | Родительское собрание-практикум | Игра «Красная шапочка и Серый Волк». Выделение форм компьютерной зависимости. Какой он, ребенок с компьютерной зависимостью?Что он делает?Что он хочет?Что он чувствует? Оценка каждого ребенка по критериям. Подведение итогов. Памятка для родителей |
Способы профилактики интер- нет-зависимости в условиях семьи | Дать рекомендации по профилактике компьютерной зависимости | Семинар-практикум | Приемы профилактики интернетзависимости в условиях семьи. Подведение итогов. Памятка для родителей |
Об авторах
- Виктория Игоревна Рерке – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Педагогического института Иркутского государственного университета, Иркутск, Россия.
- Яна Алексеевна Портная – студент VI курса фармацевтического факультета Иркутского государственного медицинского университета, Иркутск, Россия.
Смотрите также:
- Абдрахманова Э.В. Современные представления о факторах, способствующих формированию интернет-зависимости
- Атаскевич Н.О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости
- Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема
- Колесникова Л.И. Интерпретация зарубежного опыта профилактики видеоигровой интернет-зависимости среди российских подростков