Рерке В.И., Портная Я.А. Интернет-зависимость младших подростков: изучение и организация профилактики 

Р

Постановка проблемы

На совре­мен­ном эта­пе раз­ви­тия обще­ства всё боль­шее рас­про­стра­не­ние во всем мире полу­ча­ет интер­нет. Это свя­за­но и с при­ме­не­ни­ем дистан­ци­он­ных тех­но­ло­гий в обу­че­нии, и с тем, что появи­лись элек­трон­ные устрой­ства, кото­рые поз­во­ля­ют вый­ти в интер­нет не толь­ко со ста­ци­о­нар­но­го ком­пью­те­ра дома, но и смарт­фо­нов, план­ше­тов, мини-ком­пью­те­ров, кото­ры­ми воз­мож­но вос­поль­зо­вать­ся в любой точ­ке место­на­хож­де­ния человека. 

Зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось и коли­че­ство мес­сен­дже­ров («ВКон­так­те», Viber, WhatsApp, Telegram и пр.), поз­во­ля­ю­щих общать­ся и ком­пен­си­ро­вать все те пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы, кото­рые в реаль­ном мире чело­век решить не может. 

Поми­мо это­го, уве­ли­чи­ва­ет­ся коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей онлайн-игр, спо­соб­ствуя тому, что гей­ме­ры могут общать­ся меж­ду собой, они объ­еди­ня­ют­ся в груп­пы, дистан­ци­он­но осу­ществ­ляя сов­мест­ные меро­при­я­тия («World of Tanks», «Counter-Strike», «DOTA 2» и др.). 

В резуль­та­те для поль­зо­ва­те­лей раз­лич­ных воз­рас­тов интер­нет явля­ет­ся не толь­ко инфор­ма­ци­он­ным про­стран­ством, инстру­мен­том ком­му­ни­ка­ции, но и сред­ством ухо­да от пси­хо­ло­ги­че­ских и соци­аль­ных проблем.

В свя­зи с этим ста­но­вит­ся акту­аль­ной про­бле­ма кор­рек­ции пато­ло­ги­че­ско­го исполь­зо­ва­ния интер­не­та. Несмот­ря на то, что про­бле­ма интер­нет-зави­си­мо­сти явля­ет­ся доволь­но новой, тем не менее ряд уче­ных (К. Янг, А. Гол­дберг, Д. Грин­филд, М. Орзак и др.) рас­кры­ли фено­мен интер­нет-зави­си­мо­сти, раз­ра­бо­та­ли диа­гно­сти­че­ские кри­те­рии и реко­мен­да­ции для ее кор­рек­ции [1; 2]. 

В Рос­сии про­бле­мой ста­нов­ле­ния интер­нет-зави­си­мо­сти зани­мал­ся А. Е. Вой­скун­ский, кото­рый опи­сал вли­я­ние Сети на дея­тель­ность людей в интер­не­те. Интер­нет-зави­си­мость рас­смат­ри­ва­ет­ся им как пси­хи­че­ское состо­я­ние, воз­ни­ка­ю­щее при пол­ной вклю­чен­но­сти в про­цесс дея­тель­но­сти. Эта идея была рас­кры­та в даль­ней­шем в рабо­тах О. В. Лос­ку­то­вой [3]. А. Е. Жич­ки­на опи­са­ла шка­лу интер­нет-зави­си­мо­сти, Е. П. Белин­ская рас­кры­ла соци­аль­ные при­чи­ны интер­нет-зави­си­мо­сти [4].

На совре­мен­ном эта­пе раз­ви­тия пре­вен­то­ло­гии всё боль­шее рас­про­стра­не­ние полу­ча­ют иссле­до­ва­ния, свя­зан­ные с воз­дей­стви­ем интер­нет-поль­зо­ва­ния на лич­ность в ее раз­ных аспек­тах: игро­вом, ком­му­ни­ка­тив­ном, познавательно-исследовательском. 

Осо­бен­но эта про­бле­ма акту­аль­на в отно­ше­нии под­рост­ко­во­го воз­рас­та. Имен­но эта кате­го­рия детей явля­ет­ся наи­бо­лее уяз­ви­мой к фор­ми­ро­ва­нию интер­нет-аддик­ции. Это свя­за­но преж­де все­го с тем, что интим­но-лич­ност­ное обще­ние явля­ет­ся веду­щим видом дея­тель­но­сти в дан­ном возрасте. 

Мес­сен­дже­ры и онлайн-игры дают воз­мож­ность под­рост­кам осу­ществ­лять свои меч­ты, невоз­мож­ную в реаль­но­сти ком­му­ни­ка­тив­ную актив­ность. Фак­то­ром, про­во­ци­ру­ю­щим раз­ви­тие этой зави­си­мо­сти, высту­па­ет ано­ним­ность и невоз­мож­ность про­вер­ки информации. 

Кро­ме того, интер­нет дает воз­мож­ность само­вы­ра­же­ния в раз­лич­ных онлайн-играх, в про­цес­се обще­ния в соци­аль­ных сетях. Поэто­му в дан­ной воз­раст­ной груп­пе необ­хо­ди­мо про­во­дить рабо­ту, направ­лен­ную на про­фи­лак­ти­ку интер­нет-аддик­ций, посколь­ку эта зави­си­мость у млад­ших под­рост­ков нахо­дит­ся в ста­дии формирования.

Про­бле­мой кор­рек­ции интер­нет-зави­си­мо­сти зани­ма­лась Ф. А. Саг­лам. Авто­ром раз­ра­бо­та­на клас­си­фи­ка­ция интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков [5]. М. И. Дре­па сфор­му­ли­ро­ва­ла пси­хо­ло­ги­че­ские пред­по­сыл­ки раз­ви­тия интер­нет-зави­си­мо­сти, а так­же систе­ма­ти­зи­ро­ва­ла диа­гно­сти­че­ские кри­те­рии интер­нет-зави­си­мо­сти у моло­де­жи [6].

Вме­сте с тем про­бле­ма про­фи­лак­ти­ки интер­нет-зави­си­мо­сти у млад­ших под­рост­ков рас­смот­ре­на в соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской лите­ра­ту­ре недо­ста­точ­но. В свя­зи с этим нами было выяв­ле­но противоречие: 

  • меж­ду уве­ли­че­ни­ем поль­зо­ва­те­лей интер­не­та млад­ше­го под­рост­ко­во­го воз­рас­та, раз­ра­бот­кой новых мес­сен­дже­ров, онлайн-игр и вир­ту­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия и отсут­стви­ем ком­плекс­ных мер, вклю­ча­ю­щих соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­скую про­фи­лак­ти­ку, что при­ве­ло к росту интернет-зависимости; 
  • меж­ду необ­хо­ди­мо­стью про­фи­лак­ти­ки интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния и недо­ста­точ­но­стью тео­ре­ти­че­ских иссле­до­ва­ний и прак­ти­че­ских раз­ра­бо­ток, направ­лен­ных на обос­но­ва­ние усло­вий про­фи­лак­ти­ки интер­нет-зави­си­мо­сти у млад­ших подростков.

Тео­ре­ти­че­ский ана­лиз лите­ра­ту­ры поз­во­лил уста­но­вить следующее:

  1. Интер­нет-зави­си­мость – это рас­строй­ство, харак­те­ри­зу­ю­ще­е­ся поте­рей само­кон­тро­ля, непре­одо­ли­мым жела­ни­ем нахо­дить­ся посто­ян­но в Сети и неспо­соб­но­стью отту­да вый­ти [7; 8].
  2. Для млад­ших под­рост­ков харак­тер­ны опре­де­лен­ные соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти: потреб­ность в ува­же­нии, эмо­ци­о­наль­ная лабиль­ность, харак­те­ро­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти лич­но­сти, застен­чи­вость и нали­чие соци­аль­ных стра­хов [9]. Таким обра­зом, недо­ста­ток вни­ма­ния со сто­ро­ны окру­жа­ю­щих, осо­бен­но­сти лич­но­сти и не удо­вле­тво­ря­ю­щая под­рост­ков реаль­ность при­во­дят несо­вер­шен­но­лет­них в интер­нет [10].
  3. Кри­те­ри­я­ми опре­де­ле­ния интер­нет-зави­си­мо­сти явля­ют­ся: неуме­ние кон­тро­ли­ро­вать вре­мя, про­во­ди­мое в Сети; неста­биль­ность настро­е­ния при его исполь­зо­ва­нии; вклю­че­ние в раз­лич­ные виды дея­тель­но­сти в Сети. Эмо­ци­о­наль­но-воле­вая сфе­ра лич­но­сти под­рост­ков, вхо­дя­щих в груп­пу рис­ка интер­нет-зави­си­мо­сти, харак­те­ри­зу­ет­ся низ­ки­ми пока­за­те­ля­ми струк­тур­ных состав­ля­ю­щих воли [7].

Цель дан­ной рабо­ты – изу­чить уро­вень и пока­за­те­ли интер­нет-зави­си­мо­сти у млад­ших под­рост­ков, раз­ра­бо­тать про­грам­му про­фи­лак­ти­ки дан­ной фор­мы аддик­тив­но­го поведения.

Выбо­роч­ную сово­куп­ность соста­ви­ли 40 обу­ча­ю­щих­ся 5-х клас­сов МБОУ «Гим­на­зия № 44» г. Иркут­ска. Обу­ча­ю­щи­е­ся 5 «А» клас­са отне­се­ны к экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе, а уча­щих­ся 5 «Б» клас­са – к кон­троль­ной группе.

Материалы и методы исследования

Пред­ста­вим обоб­щен­ную харак­те­ри­сти­ку исполь­зо­ван­ной нами диа­гно­сти­че­ской про­це­ду­ры в табл. 1.

Таблица 1. Критерии и показатели определения уровня проявления интернет-зависимости у детей младшего подросткового возраста

Кри­те­рииПока­за­те­лиДиа­гно­сти­че­ская методика
Зави­си­мость от интернетаНеадек­ват­ный уро­вень: харак­те­ри­зу­ет­ся нали­чи­ем ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, глу­бо­кой увле­чен­но­стью в ущерб дру­гим видам дея­тель­но­сти. При­ем­ле­мый уро­вень: харак­те­ри­зу­ет­ся увле­чен­но­стью в сво­бод­ное вре­мя без осо­бо­го ущер­ба для дру­гой дея­тель­но­сти. Адек­ват­ный уро­вень: харак­те­ри­зу­ет­ся отсут­стви­ем ком­пью­тер­ной зависимостиАнке­та на выяв­ле­ние уров­ня интер­нет-зави­си­мо­сти (авто­ры Л. Н. Юрье­ва, Т. Ю. Больбот)
Ком­му­ни­ка­бель­ностьНиз­кий уро­вень: харак­те­ри­зу­ет­ся неком­му­ни­ка­бель­но­стью, есть про­бле­мы с обще­ни­ем; ребе­нок замкнут, нераз­го­вор­чив, оди­нок. Сред­ний уро­вень: харак­те­ри­зу­ет­ся слож­но­стью обще­ния с новы­ми людь­ми, одна­ко с близ­ки­ми людь­ми школь­ник обща­ет­ся нор­маль­но. Высо­кий уро­вень: харак­те­ри­зу­ет­ся ком­му­ни­ка­бель­но­стью, общи­тель­но­стью, стрем­ле­ни­ем участ­во­вать в кол­лек­тив­ных делахОцен­ка уров­ня общи­тель­но­сти (тест В. Ф. Ряховского)
Тре­вож­ностьНиз­кий уро­вень: состо­я­ние тре­вож­но­сти испы­ту­е­мо­му не свой­ствен­но. Сред­ний уро­вень: харак­те­ри­зу­ет­ся нор­маль­ной тре­вож­но­стью. Высо­кий уро­вень: харак­те­ри­зу­ет­ся повы­шен­ной или высо­кой тревожностьюШка­ла явной тре­вож­но­сти (автор А. М. Прихожан)
Само­оцен­каЗавы­шен­ный уро­вень: харак­те­ри­зу­ет­ся завы­шен­ной само­оцен­кой. Нор­маль­ный уро­вень: харак­те­ри­зу­ет­ся реа­ли­сти­че­ской оцен­кой сво­их воз­мож­но­стей. Низ­кий уро­вень: харак­те­ри­зу­ет­ся зани­жен­ным уров­нем самооценкиЭкс­пресс-диа­гно­сти­ка уров­ня само­оцен­ки (авто­ры Н. П. Фетис­кин, В. В. Коз­лов, Г. М. Мануйлов)

Результаты исследования и их обсуждение

Изу­че­ние уров­ня интер­нет-зави­си­мо­сти по мето­ди­ке Л. Н. Юрье­вой, Т. Ю. Боль­бот поз­во­ли­ли сде­лать сле­ду­ю­щие выво­ды: коли­че­ствен­ный и каче­ствен­ный ана­лиз пока­зал, что адек­ват­ный уро­вень ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти уста­нов­лен у 30 % под­рост­ков экс­пе­ри­мен­таль­ной и у 35 % кон­троль­ной групп. 

Дан­ный уро­вень харак­те­ри­зу­ет­ся отсут­стви­ем у обу­ча­ю­щих­ся ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. Школь­ни­ки сво­бод­но обхо­дят­ся без ком­пью­те­ра и / или элек­трон­ных устройств в сво­бод­ное вре­мя. Дея­тель­но­сти в интер­не­те пред­по­чи­та­ют дру­гие виды дея­тель­но­сти (досу­го­вую, спортивную).

При­ем­ле­мый уро­вень ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти опре­де­лен у 40 % под­рост­ков экс­пе­ри­мен­таль­ной и у 40 % кон­троль­ной групп. Он харак­те­ри­зу­ет­ся увле­чен­но­стью соци­аль­ны­ми сетя­ми в сво­бод­ное вре­мя без ущер­ба для дру­гой дея­тель­но­сти. Для школь­ни­ков с этим уров­нем ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти харак­тер­но про­ве­де­ние сво­е­го сво­бод­но­го вре­ме­ни за ком­пью­те­ром, но не в ущерб дру­гим делам.

Дан­ные под­рост­ки спо­кой­но могут про­ве­сти вре­мя без элек­трон­ных устройств. При этом при появ­ле­нии сво­бод­но­го вре­ме­ни они его про­во­дят его в интернете.

Неадек­ват­ный уро­вень интер­нет-зави­си­мо­сти выяв­лен у 30 % под­рост­ков экс­пе­ри­мен­таль­ной и у 25 % кон­троль­ной групп. Дан­ный уро­вень харак­те­ри­зу­ет­ся нали­чи­ем ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти у млад­ших под­рост­ков, глу­бо­кой увле­чен­но­стью в ущерб дру­гим видам деятельности. 

Под­рост­ки испы­ты­ва­ют потреб­ность про­во­дить всё боль­ше вре­ме­ни за ком­пью­те­ром, в резуль­та­те чего полу­ча­ют удовольствие. 

Сто­ит отме­тить, что то коли­че­ство вре­ме­ни, кото­рое школь­ни­ки рань­ше про­во­ди­ли в интер­не­те, их уже не удо­вле­тво­ря­ет, поэто­му воз­ни­ка­ет потреб­ность в уве­ли­че­нии времени. 

У под­рост­ков дан­ной груп­пы про­яв­ля­ют­ся навяз­чи­вые мыс­ли об интер­не­те, жела­ние посто­ян­но поль­зо­вать­ся ком­пью­те­ром, теле­фо­ном и дру­ги­ми устрой­ства­ми для удо­вле­тво­ре­ния сво­их потребностей.

Свод­ные резуль­та­ты иссле­до­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти пред­став­ле­ны в табл. 2.

Таблица 2. Сопоставление полученных результатов контрольной и экспериментальной групп по уровню проявления компьютерной зависимости, %

Груп­паУров­ни
адек­ват­ныйпри­ем­ле­мыйнеадек­ват­ный
Экс­пе­ри­мен­таль­ная304030
Кон­троль­ная354025

Таким обра­зом, ана­лиз резуль­та­тов поз­во­ля­ет утвер­ждать, что для испы­ту­е­мых харак­те­рен началь­ный уро­вень зави­си­мо­сти от интер­не­та. Одна­ко в обе­их груп­пах име­ют­ся школь­ни­ки, у кото­рых наблю­да­ет­ся и сфор­ми­ро­ван­ная интер­нет-зави­си­мость. При этом полу­чен­ные дан­ные по уров­ням интер­нет-зави­си­мо­сти суще­ствен­но не различаются.

Л. Н. Юрье­ва, Т. Ю. Боль­бот пред­по­ла­га­ют, что одной из при­чин интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния явля­ют­ся нару­ше­ния в сфе­ре обще­ния со сверст­ни­ка­ми или взрос­лы­ми. В свя­зи с этим было про­ве­де­но тести­ро­ва­ние по мето­ди­ке В. Ф. Ряхов­ско­го «Оцен­ка уров­ня общи­тель­но­сти». Тест поз­во­лил нам опре­де­лить уро­вень ком­му­ни­ка­бель­но­сти млад­ших подростков. 

Так­же был опре­де­лен их уро­вень тре­вож­но­сти с помо­щью мето­ди­ки «Шка­ла явной тре­вож­но­сти» (автор А. М. При­хо­жан) и само­оцен­ки – «Экс­пресс-диа­гно­сти­ка уров­ня само­оцен­ки» (авто­ры Н. П. Фетис­кин, В. В. Коз­лов, Г. М. Мануй­лов). Полу­чен­ные резуль­та­ты тести­ро­ва­ния пред­став­ле­ны в табл. 3.

Таблица 3. Сопоставление полученных результатов контрольной и экспериментальной групп по уровню проявления уровня общительности и тревожности, %

ГруппaУров­ни
высо­кийсред­нийниз­кий
Общи­тель­ность
Экс­пе­ри­мен­таль­ная254530
Кон­троль­ная353530
Тре­вож­ность
Экс­пе­ри­мен­таль­ная305020
Кон­троль­ная403525
Само­оцен­ка
Экс­пе­ри­мен­таль­ная254530
Кон­троль­ная353530

По резуль­та­там ана­ли­за тести­ро­ва­ния высо­кий уро­вень общи­тель­но­сти был выяв­лен у 25 % школь­ни­ков экс­пе­ри­мен­таль­ной и у 35 % кон­троль­ной групп. 

Эти школь­ни­ки любо­зна­тель­ны, охот­но выслу­ши­ва­ют собе­сед­ни­ков, тер­пе­ли­вы в обще­нии, уме­ют при этом отста­и­вать свою точ­ку зре­ния без про­яв­ле­ния вспыль­чи­во­сти и агрес­сии. С незна­ко­мы­ми людь­ми всту­па­ют сво­бод­но в кон­такт. В незна­ко­мой обста­нов­ке чув­ству­ют себя уверенно.

Сред­ний уро­вень ком­му­ни­ка­тив­но­сти уста­нов­лен у 45 % под­рост­ков экс­пе­ри­мен­таль­ной и у 35 % кон­троль­ной групп. 

Дан­ный уро­вень харак­те­ри­зу­ет­ся сле­ду­ю­щим: школь­ни­ки испы­ты­ва­ют слож­но­сти в обще­нии с новы­ми людь­ми, одна­ко с близ­ки­ми они обща­ют­ся нор­маль­но; ско­рее пред­по­чи­та­ют оди­но­че­ство, у них мало дру­зей. На кон­такт идут спо­кой­но, без эмо­ци­о­наль­но­го пере­жи­ва­ния. В незна­ко­мой обста­нов­ке чув­ству­ют себя недо­ста­точ­но уверенно.

Низ­кий уро­вень общи­тель­но­сти опре­де­лен у 30 % млад­ших под­рост­ков экс­пе­ри­мен­таль­ной и у 30 % кон­троль­ной груп­пы. Оха­рак­те­ри­зу­ем дан­ный уро­вень: школь­ни­кам свой­ствен­ны про­бле­мы с обще­ни­ем, замкну­тость, нераз­го­вор­чи­вость, оди­но­че­ство. У под­рост­ков этой груп­пы отсут­ству­ют дру­зья. В незна­ко­мой обста­нов­ке школь­ни­ки теря­ют­ся и пред­по­чи­та­ют при пер­вой воз­мож­но­сти уйти от общения.

Ана­лиз резуль­та­тов тести­ро­ва­ния тре­вож­но­сти пока­зал, что низ­кий уро­вень про­де­мон­стри­ро­ва­ли 25 % школь­ни­ков кон­троль­ной и 20 % экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пы. Для них не харак­тер­но про­яв­ле­ние тре­вож­но­сти. А. М. При­хо­жан отме­чет, что подоб­ное «чрез­мер­ное спо­кой­ствие» может иметь и не иметь защит­но­го характера.

Сред­ний (нор­маль­ный) уро­вень тре­вож­но­сти был выяв­лен у 35 % школь­ни­ков кон­троль­ной и у 50 % экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пы. Дан­ный уро­вень необ­хо­дим для адап­та­ции и про­дук­тив­ной дея­тель­но­сти и часто свя­зан с огра­ни­чен­ным кру­гом ситу­а­ций, опре­де­лен­ной сфе­рой жизни.

Высо­кий уро­вень тре­вож­но­сти уста­нов­лен у 40 % школь­ни­ков кон­троль­ной и у 30 % экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пы. Дан­ные под­рост­ки про­яв­ля­ют повы­шен­ную тре­вож­ность, кото­рая носит гене­ра­ли­зо­ван­ный характер.

Выводы и рекомендации

Свод­ный ана­лиз резуль­та­тов диа­гно­сти­ки поз­во­лил уста­но­вить, что для млад­ших под­рост­ков харак­те­рен при­ем­ле­мый и неадек­ват­ный уро­вень интер­нет-зави­си­мо­сти. Для школь­ни­ков с неадек­ват­ным уров­нем интер­нет-зави­си­мо­сти харак­те­рен низ­кий уро­вень про­яв­ле­ния ком­му­ни­ка­тив­но­сти (замкну­тость, оди­но­че­ство), высо­кий уро­вень тре­вож­но­сти и низ­кий уро­вень самооценки. 

В то же вре­мя для обу­ча­ю­щих­ся с адек­ват­ным уров­нем интер­нет-зави­си­мо­сти харак­те­рен нор­маль­ный уро­вень тре­вож­но­сти и само­оцен­ки, высо­кий уро­вень коммуникативности.

Полу­чен­ные резуль­та­ты поз­во­ли­ли раз­ра­бо­тать про­грам­му про­фи­лак­ти­ки интер­нет-зави­си­мо­сти у млад­ших под­рост­ков (тема­ти­че­ский план про­грам­мы пред­став­лен в приложении).

Цель про­грам­мы – сни­же­ние уров­ня интер­нет-зави­си­мо­сти и ее про­фи­лак­ти­ка у млад­ших подростков.

Пред­ла­га­е­мая про­грам­ма рас­счи­та­на на груп­пу 10–15 чело­век. Она реа­ли­зу­ет­ся по двум направлениям:

  1. рабо­та с обучающимися;
  2. рабо­та с роди­те­ля­ми и учителями.

Цель про­грам­мы по 1-му направ­ле­нию (рабо­та с млад­ши­ми под­рост­ка­ми) – пони­зить уро­вень интер­нет-зави­си­мо­сти у млад­ших под­рост­ков, по 2-му направ­ле­нию (рабо­та с роди­те­ля­ми и учи­те­ля­ми) – повы­сить уро­вень педа­го­ги­че­ской ком­пе­тент­но­сти роди­те­лей по про­бле­ме интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния млад­ших под­рост­ков [11].

Зада­чи программы:

  1. Раз­ви­тие ком­му­ни­ка­тив­ных навы­ков интер­нет-зави­си­мых подростков.
  2. Под­нять само­оцен­ку интер­нет-зави­си­мых подростков.
  3. Сни­зить тре­вож­ность интер­нет-зави­си­мых подростков.
  4. Внед­рить в про­цесс про­фи­лак­ти­ки вза­и­мо­дей­ствие всех субъ­ек­тов обра­зо­ва­тель­но­го процесса.

Про­грам­ма рабо­ты с под­рост­ка­ми рас­счи­та­на на 22 ака­де­ми­че­ских часа и пред­по­ла­га­ет рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние этих часов по неде­лям и про­ве­де­ние регу­ляр­ных, еже­не­дель­ных вне­уроч­ной заня­тий со школьниками. 

Преду­смот­рен­ные дан­ной про­грам­мой заня­тия про­во­дят­ся еже­не­дель­но по под­груп­пам: втор­ник (пер­вая под­груп­па); чет­верг (вто­рая под­груп­па). Рас­пре­де­ле­ние по под­груп­пам осу­ществ­ля­ет­ся по прин­ци­пу рав­но­го коли­че­ства в под­груп­пе млад­ших под­рост­ков с неадек­ват­ным и при­ем­ле­мым уров­нем интернет-зависимости.

Прин­ци­пы про­ве­де­ния занятий:

  1. необ­хо­ди­мо при­нять под­рост­ков таки­ми, каки­ми они есть;
  2. нель­зя ни торо­пить, ни замед­лять процесс;
  3. нача­ло и конец заня­тий долж­ны преду­смат­ри­вать опре­де­лен­ный риту­ал, что­бы сохра­нить у школь­ни­ков ощу­ще­ние целост­но­сти и завер­шен­но­сти занятия.

Все заня­тия име­ют гиб­кую струк­ту­ру, напол­ня­е­мую раз­ным содер­жа­ни­ем. Во вре­мя заня­тия дети сидят в кру­гу. Круг – это преж­де все­го воз­мож­ность откры­то­го обще­ния. Он созда­ет ощу­ще­ние целост­но­сти, завер­шен­но­сти, при­да­ет гар­мо­нию отно­ше­ни­ям детей, облег­ча­ет взаимопонимание.

Струк­ту­ра игро­во­го заня­тия. Риту­ал при­вет­ствия – 4–5 минут. Раз­мин­ка – 10 минут. Про­фи­лак­ти­че­ский этап – 25–35 минут. Под­ве­де­ние ито­гов – 6–10 минут. Рефлек­сия – 5– 7 минут.

Цель про­грам­мы по 2-му направ­ле­нию (рабо­та с роди­те­ля­ми) – повы­сить уро­вень педа­го­ги­че­ской ком­пе­тент­но­сти роди­те­лей по про­бле­ме интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния через роди­тель­ские собра­ния и семинары-практикумы.

Зада­чи программы:

  1. фор­ми­ро­вать пред­став­ле­ние об осо­бен­но­стях про­яв­ле­ния интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния у подростков;
  2. позна­ко­мить роди­те­лей со спо­со­ба­ми про­фи­лак­ти­ки интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния у подростков.

Фор­мы орга­ни­за­ции: роди­тель­ское собра­ние, семинар-практикум.

Про­грам­ма рабо­ты с роди­те­ля­ми рас­счи­та­на на 6 ака­де­ми­че­ских часов и пред­по­ла­га­ет про­ве­де­ние меро­при­я­тий с роди­те­ля­ми (один раз в три неде­ли в тече­ние двух месяцев).

На пер­вом заня­тии участ­ни­кам сле­ду­ет разъ­яс­нить несколь­ко пра­вил, кото­рые они долж­ны будут соблю­дать на занятиях:

  1. «Пра­ви­ло руки». Если участ­ник жела­ет выска­зать­ся или у него воз­ник­ли вопро­сы, он дол­жен под­нять руку и толь­ко после это­го обра­тить­ся к ведущему.
  2. Пра­ви­ло «Участ­ву­ют все». В играх и упраж­не­ни­ях долж­ны участ­во­вать и выска­зы­вать­ся все, никто не оста­ет­ся в сто­роне, за исклю­че­ни­ем тех игр, где тре­бу­ет­ся один или несколь­ко участников.
  3. Пра­ви­ло «Три хлоп­ка». Если веду­щий три раза хло­па­ет в ладо­ши, все долж­ны пре­кра­тить свою дея­тель­ность и посмот­реть на него.

Пра­ви­ла помо­гут уста­но­вить неко­то­рый поря­док на заня­ти­ях и орга­ни­зо­вать про­дук­тив­ную рабо­ту с группой.

По окон­ча­нии реа­ли­за­ции про­грам­мы пла­ни­ру­ет­ся про­ве­сти рете­сти­ро­ва­ние и оце­нить ее эффек­тив­ность. Резуль­та­та­ми про­де­лан­ной рабо­ты долж­ны стать: повы­ше­ние уров­ня инфор­ми­ро­ван­но­сти под­рост­ков о послед­стви­ях интер­нет-зави­си­мо­сти, осо­зна­ние вли­я­ния Сети на созна­ние и орга­низм чело­ве­ка, раз­ви­тость уме­ния под­рост­ков общать­ся за пре­де­ла­ми вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, повы­ше­ние уров­ня ком­му­ни­ка­тив­но­сти и ком­му­ни­ка­бель­но­сти, адек­ват­ная само­оцен­ка, а так­же сни­же­ние уров­ня тревожности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Янг К. С. Диа­гноз Интер­нет-зави­си­мость // Мир Интер­нет. – 2000. – № 2. – С. 24–29.
  2. Grinfild M. D. Loneliness and internet use // Computers and Human Behavior. – 2003. – no. 19. – P. 71–80.
  3. Лос­ку­то­ва В. А. Интер­нет-зави­си­мость как фор­ма нехи­ми­че­ских аддик­тив­ных рас­стройств : авто­реф. дис. … канд. мед. наук. – Ново­си­бирск, 2004. – 23 с.
  4. Жич­ки­на А. Е. Вза­и­мо­связь иден­тич­но­сти и пове­де­ния в Интер­не­те поль­зо­ва­те­лей юно­ше­ско­го воз­рас­та : авто­реф. дис. … канд. пси­хол. наук. – М., 2001. – 127 с.
  5. Саг­лам Ф. А. Педа­го­ги­че­ские усло­вия кор­рек­ции интер­нет-аддик­ции у под­рост­ков : дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2009. – 214 с.
  6. Дре­па М. И. Пси­хо­ло­ги­че­ская про­фи­лак­ти­ка интер­нет-зави­си­мо­сти у сту­ден­тов: дис. … канд. пси­хол. наук. – М., 2010. – 254 с.
  7. Кра­сон­це­ва Е. Ю., Рерке В. И., Сверч Л. П. Кибер­бул­линг под­рост­ков: изу­че­ние соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских послед­ствий // International Journal of Medicine and Psychology / Меж­ду­на­род­ный жур­нал меди­ци­ны и пси­хо­ло­гии. – 2020. – Т. 3, № 4. – С. 32–37.
  8. Дема­ков В. И., Рерке В. И., Порт­ная Я. А., Ракит­ский В. В. Об обес­пе­че­нии инфор­ма­ци­он­ной без­опас­но­сти в сфе­ре меди­ци­ны и акту­аль­но­сти ее изу­че­ния в ведом­ствен­ных вузах // Чело­ве­че­ский капи­тал. – 2021. – №1 (148). – С. 83–89.
  9. Рерке В. И., Мая­ко­ва О. С. К вопро­су раз­ви­тия соци­аль­ной актив­но­сти под­рост­ков как усло­вия их пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти // Baikal Research Journal. – 2019. – Т. 10, № 2. – DOI: 10.17150/2411-6262.2019.10(2).7.
  10. Рерке В. И., Мая­ко­ва О. С. К вопро­су раз­ви­тия соци­аль­ной актив­но­сти под­рост­ков как усло­вию их пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти в обра­зо­ва­тель­ном про­стран­стве: тео­ре­ти­ко-мето­до­ло­ги­че­ский аспект // Казан­ский педа­го­ги­че­ский жур­нал. – 2019. – № 3. С. 61–67.
  11. Рерке В. И., Сала­хо­ва В. Б., Дема­ков В. И. Когни­тив­ный соци­аль­ный капи­тал лич­но­сти: пара­диг­маль­ный под­ход // Обра­зо­ва­ние лич­но­сти. 2021. – № 1 (55). – С. 90–99.
  12. Rerke V. I., Belyakova N. V., Khudyakova T. L., Klepach Y. V., Platonova E. V., Miloradova N. G., Pozdnyakova I. R. Introspectiveness of Higher Education Students: Study and Development // Revista de psicología educative. Journal of Educational Psychology. – 2021. – Vol. 9, no. 1. – P. 1222.
Источ­ник: Вест­ник Омско­го уни­вер­си­те­та. Серия «Пси­хо­ло­гия». – 2021. – № 2. – С. 25–33. – DOI: 10.24147/24106364.2021.2.25-33

Приложение

Тематический план программы профилактики интернет-зависимости у младших подростков

ТемаЦельФор­ма проведенияМето­ды и приемы
Рабо­та с уча­щи­ми­ся 1-й блок. Раз­ви­тие и саморазвитие
Цель: фор­ми­ро­ва­ние адек­ват­ной само­оцен­ки, сни­же­ние уров­ня тре­вож­но­сти, раз­ви­тие навы­ков ком­му­ни­ка­тив­но­сти и коммуникабельности
«Под­го­тов­ка к путешествию»фор­ми­ро­вать навы­ки пози­тив­но­го обще­ния, дру­же­ские отно­ше­ния в команде;обучить детей саморегуляцииБесе­да. Игра-упражнениеИгра «Я тебе дарю». Упраж­не­ние на рас­слаб­ле­ние «Водо­пад». Игра-упраж­не­ние «Корабль и ветер». Рефлек­сив­ное упраж­не­ние «Мне понра­ви­лось». Запол­не­ние бор­то­во­го журнала
«Путе­ше­ствие в стра­ну Рисовандию»дать воз­мож­ность детям про­яс­нить свои чув­ства и внут­ренне расслабиться;обеспечить атмо­сфе­ру эмо­ци­о­наль­но­го при­ня­тия и рефлексии;формировать навы­ки пози­тив­но­го общенияСюжет­но-роле­вая играИгра-упраж­не­ние «Корабль и ветер». Игра-упраж­не­ние «Шарик». Игра-упраж­не­ние «Мас­ки». Игра «Поче­му дети боять­ся ходить в шко­лу». Рефлек­сив­ное упраж­не­ние «Мне понра­ви­лось». Запол­не­ние бор­то­во­го журнала
ТемаЦельФор­ма проведенияМето­ды и приемы
«Путе­ше­ствие в стра­ну Физкультурию»учить сни­мать мышеч­ные зажи­мы через физи­че­ские упражнения;способствовать саморасслаблению;познакомить с при­е­ма­ми саморегуляцииИгра-упраж­не­ниеИгра-упраж­не­ние «Корабль и ветер». Игра «Штан­га». Игра «Ска­ло­лаз». Игра «Насос и мяч». Рефлек­сив­ное упраж­не­ние «Мне понра­ви­лось, как я…он…». Запол­не­ние бор­то­во­го журнала
«Путе­ше­ствие в стра­ну Книголяндию»учить сни­мать напряжение;повышать самооценку;формировать навы­ки пози­тив­но­го общенияСюжет­но-роле­вая играИгра-упраж­не­ние «Корабль и ветер». Игра «Шал­тай-бол­тай». Игра «Вол­шеб­ный стул – я король в Кни­го­лян­дии». Игра «Наш харак­тер…». Запол­не­ние бор­то­во­го журнала
«Путе­ше­ствие в стра­ну Музыкандиюучить сни­мать напря­же­ние через музы­каль­ное сопровождение;продолжать зна­ко­мить с при­е­ма­ми саморегуляцииИгра-упраж­не­ниеИгра-упраж­не­ние «Корабль и ветер». «Музы­каль­ная пау­за и рисо­ва­ние». Упраж­не­ние «Возь­ми­те себя в руки». Упраж­не­ние «Вра­с­ти в зем­лю». Рефлек­сив­ное упраж­не­ние «Мне понра­ви­лось, как я…он…». Запол­не­ние бор­то­во­го журнала
«Путе­ше­ствие в стра­ну Экологичную»раз­ви­вать дове­ри­тель­ное общение;учить сни­мать напряжение;формировать поло­жи­тель­ную самооценкуСюжет­но-роле­вая играИгра-упраж­не­ние «Корабль и ветер». Игра «Гусе­ни­ца». Игра «Сосуль­ки». Игра «Спа­си птен­ца». Игра «Зай­ки и сло­ни­ки». Рефлек­сив­ное упраж­не­ние «Мне понра­ви­лось, как я…он…». Запол­не­ние бор­то­во­го журнала
«Путе­ше­ствие в стра­ну Театральная»про­дол­жать зна­ко­мить с при­е­ма­ми саморегуляции;учить сни­мать напряжение;формировать поло­жи­тель­ную самооценку;формировать навы­ки общенияСюжет­но-роле­вая играИгра-упраж­не­ние «Корабль и ветер». Игра «Дыши и думай кра­си­во». Игра «Сол­неч­ный зай­чик». Игра «Сло­ман­ная кук­ла». Игра «Театр при­кос­но­ве­ний». Игра «Торт». Запол­не­ние бор­то­во­го журнала
«Буря на кораб­ле во вре­мя путешествия»– учить при­ме­нять при­е­мы само­ре­гу­ля­ции в стрес­со­вых для детей ситуацияхИгра-дра­ма­ти­за­цияИгра-упраж­не­ние «Корабль и ветер». Игра «Кораб­лик в шторме»
«При­езд домой»фор­ми­ро­вать навы­ки рефлексии;учить выска­зы­вать свое мнение;повышать самооценку;развивать навы­ки обще­ния со взрос­лы­ми и детьмиБесе­да . Игра-упражнениеИгра-упраж­не­ние «Корабль и ветер». Бесе­да. Игра «Заряд бод­ро­сти». Игра «Сбрось уста­лость». Запол­не­ние бор­то­во­го журнала
2-й блок. «Вне зави­си­мо­сти» Цель: про­фи­лак­ти­ка ком­пью­тер­ной зависимости
Я и зави­си­мость. Часть 1Фор­ми­ро­вать пред­став­ле­ние школь­ни­ков отно­си­тель­но вли­я­ния Сети на созна­ние и орга­низм человекаТре­нингУпраж­не­ние «При­вет, я рад тебя видеть…». Упраж­не­ние «Пере­сядь­те все те, кто …». Бесе­да с груп­пой на тему интер­нет-зави­си­мо­сти. Мини-лек­ция о вли­я­нии Сети на чело­ве­ка. Упраж­не­ние «Я могу заме­нить интернет…»
Я и зави­си­мость. Часть 2Про­дол­жать фор­ми­ро­вать пред­став­ле­ние детей о вред­ных послед­стви­ях ком­пью­тер­ных игр. Побуж­дать детей к живо­му общениюДело­вая играВсту­пи­тель­ное сло­во. Упраж­не­ние «Зави­си­мый и неза­ви­си­мый». Симп­то­мы игро­вой зави­си­мо­сти. Раз­ра­бот­ка и защи­та пра­вил неза­ви­си­мо­сти от ком­пью­тер­ных игр. Обсуж­де­ние полу­чен­ной инфор­ма­ции. Под­ве­де­ние итогов
ТемаЦельФор­ма проведенияМето­ды и приемы
С чего начать? Часть 1Фор­ми­ро­вать пред­став­ле­ния о том, что интер­нет-зави­си­мость огра­ни­чи­ва­ет воз­мож­ность жиз­нен­но­го выбораТре­нингВсту­пи­тель­ное сло­во. Упраж­не­ние «Дири­жер оркест­ра». Упраж­не­ние «Мари­о­нет­ка». Упраж­не­ние «Зави­си­мость – неза­ви­си­мость». Упраж­не­ние «Пер­спек­ти­вы». Упраж­не­ние «Созда­ние обра­за зави­си­мо­го чело­ве­ка». Под­ве­де­ние итогов
С чего начать? Часть 2Про­дол­жать фор­ми­ро­вать пред­став­ле­ний о том, что интер­нет-зави­си­мость огра­ни­чи­ва­ет воз­мож­ность жиз­нен­но­го выбораТре­нингВсту­пи­тель­ное сло­во. Созда­ние обра­за успеш­но­го чело­ве­ка. Упраж­не­ние «Успеш­ность и неуспеш­ность». Упраж­не­ние «Теле­эфир». Под­ве­де­ние итогов
Рабо­та с роди­те­ля­ми и учителями
При­чи­ны интернет-зависимостиОбсу­дить с роди­те­ля­ми про­бле­му ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, ее при­чи­ны и проявленияРоди­тель­ское собраниеЛек­ция «Воз­раст­ные пред­по­сыл­ки ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти». При­чи­ны ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. Под­ве­де­ние ито­гов. Сове­ты родителям
Вне зави­си­мо­стиПобуж­дать роди­те­лей к пол­но­цен­но­му обще­нию, к сов­мест­но­му про­ве­де­нию сво­бод­но­го вре­ме­ни. Сфор­ми­ро­вать пони­ма­ние необ­хо­ди­мо­сти под­дер­жа­ния эмо­ци­о­наль­но­го кон­так­та с ребен­ком для про­фи­лак­ти­ки интернет-аддикцииРоди­тель­ское собрание-практикумИгра «Крас­ная шапоч­ка и Серый Волк». Выде­ле­ние форм ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. Какой он, ребе­нок с ком­пью­тер­ной зависимостью?Что он делает?Что он хочет?Что он чув­ству­ет? Оцен­ка каж­до­го ребен­ка по кри­те­ри­ям. Под­ве­де­ние ито­гов. Памят­ка для родителей
Спо­со­бы про­фи­лак­ти­ки интер- нет-зави­си­мо­сти в усло­ви­ях семьиДать реко­мен­да­ции по про­фи­лак­ти­ке ком­пью­тер­ной зависимостиСеми­нар-прак­ти­кумПри­е­мы про­фи­лак­ти­ки интер­нет­за­ви­си­мо­сти в усло­ви­ях семьи. Под­ве­де­ние ито­гов. Памят­ка для родителей

Об авторах

  • Вик­то­рия Иго­рев­на Рерке – кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры соци­аль­ной педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии Педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та Иркут­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, Иркутск, Россия. 
  • Яна Алек­се­ев­на Порт­ная – сту­дент VI кур­са фар­ма­цев­ти­че­ско­го факуль­те­та Иркут­ско­го госу­дар­ствен­но­го меди­цин­ско­го уни­вер­си­те­та, Иркутск, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest