Возрастающее разнообразие и все большая популярность социальных сетей, процессы коммуникации в которых привлекают внимание современных подростков, приводят к тому, что общение онлайн становится наиболее предпочитаемым вариантом их времяпрепровождения.
Опосредованное компьютером или мобильным устройством с выходом в Интернет общение предполагает снятие ряда значимых барьеров (неуверенность в себе, страх самопрезентации и др.), что для подростков делает такое общение наиболее привлекательным, в сравнении с реальным (А.Ю. Акопов, А.Е. Войкунский, Е.В. Змановская, А.В. Тончева).
По данным всемирной статистики, приводимой ЮНЕСКО, около 50% людей разных возрастов состоят в какой-либо социальной сети, а часто и в нескольких сразу. В развитых странах в подростковой и юношеской среде эта цифра достигает 96%.
Чрезмерная увлеченность общением в сети может приводить к зависимости, которая, в свою очередь, препятствует эффективному решению задач возрастного развития.
Именно у подростков такая зависимость связана с реализацией ведущей деятельности – общения со сверстниками, что может иметь наиболее негативные последствия для развития личности (А.Ю. Акопов, Н.Н. Алексеенко, А.Е. Войкунский, Е.В. Змановская, Л.О. Пережогин, А.В. Тончева, М.А. Шаталина, Е.В. Шумакова и др.).
Следовательно, коррекция киберкоммуникативной зависимости у подростков представляется значимой проблемой.
В результаты теоретического анализа научных источников [1; 2; 3; 4; 6; 8; 9; 10] по проблеме исследования мы выяснили, что процесс коррекции киберкоммуникативной зависимости строится на основании развития личности и ее отдельных качеств, в числе которых важное место занимает саморегуляция, т.к. в числе характеристик киберкоммуникативной зависимости упоминаются сниженные показатели саморегуляции поведения, такие как трудности со своевременным выходом из интернета, невозможность переключиться с общения онлайн на более значимую деятельность и т.д.
В силу этого, использование средств тренинга саморегуляции в коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков представляется результативным.
Наиболее целесообразным в плане коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков в тренинге саморегуляции является применение психотехнических игр, коррекционные свойства которых, с одной стороны, способствуют формированию и развитию эффективной саморегуляции, а с другой стороны способствуют включению подростка в реальное общение со сверстниками, характеризующееся позитивным настроем, принятием и направленностью на решение общих задач, что может способствовать снижению потребности в онлайн-общении в социальных сетях и мессенджерах.
Для проверки предположения о результативности применения средств тренинга саморегуляции в коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростов нами было организовано экспериментальной исследование с участием 50 подростков (12-14 лет).
Получение эмпирических данных на констатирующем и контрольно-оценочном этапах эксперимента осуществлялось с помощью двух опросных методик: «Диагностика киберкоммуникативной зависимости» А.В. Тончевой [7] и «Шкала интернет-зависимости Чена» (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова [5].
Обработка данных проводилась с применением расчетов математико- статистических критериев (непараметрические критерии различий U-Манна-Уитни и Т-Вилкоксона).
На констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что в выборке подростков большинство испытуемых имеют средний (36%) и высокий (44%) уровни киберкоммуникативной зависимости.
При таких показателях общение онлайн оказывает существенное влияние на жизнь подростков, так как в сравнении с реальным взаимодействием оказывается более предпочтительным.
При высоком уровне киберкоммуникативной зависимости подростки могут «уходить» от действительности, непрерывно включаясь в процесс общения в социальных сетях и мессенджерах.
Также у подростков с высоким и средним уровнями киберкоммуникативной зависимости нами были выявлены такие характерные особенности поведенческой аддикции, как
- снижение контроля над стремлением к общению в сети (компульсивные симптомы: постоянная проверка сообщений в социальных сетях, мессенджерах и др.),
- острые переживания тревоги и беспокойства, роста желания быть онлайн при ограничении доступа к сети интернет (симптомы отмены),
- постоянное возрастание количества времени, необходимого для удовлетворяющего потребности в онлайн-общении пребывания в сети интернет (симптомы толерантности),
- проблемы самоконтроля времени пребывания в сети.
Подростки с высоким и средним уровнями киберкоммуникативной зависимости (80% выборки) были разделены нами на контрольную и экспериментальную группы (по 20 человек в каждой), которые по результатам математико-статистической проверки не показали наличия статистически значимых различий по всем изучаемым показателям киберкоммуникативной зависимости (по U- Манна-Уитни).
На формирующем этапе эксперимента нами была составлена и апробирована программа коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции.
Достижению коррекционных целей в программе способствуют следующие задачи:
- развитие навыков осознанной саморегуляции поведения;
- развитие навыков саморегуляции негативных эмоциональных состояний;
- формирование конструктивных форм поведения в реальном общении со сверстниками;
- формирование ценностного отношения к реальному общению;
- развитие уверенности в себе в реальном взаимодействии со сверстниками;
- развитие осознанности и навыков саморегуляции времени пребывания онлайн и потребности в общении в социальных сетях.
Программа включила 10 занятий по 2-2,5 часа, проводимых в группах по 8-10 человек 2 раза в неделю.
Основное содержание занятий по программе составили психотехнические игры и упражнения, направленные на преодоление основных симптомов киберкоммуникативной зависимости через формирование и развитие навыков саморегуляции поведения и эмоций, конструктивного взаимодействия со сверстниками в реальном мире, осознание негативных последствий киберкоммуникативной зависимости и выработку способов ее преодоления в реальном взаимодействии со сверстниками в эмоционально-позитивных условиях принятия и поддержки.
Приведем далее краткое содержание занятий по программе коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции (табл. 1).
Тема | Цели и основное содержание занятий |
Вводное (1 занятие) |
Цель: формированиеположительной мотивации к занятиям, разработка правил, ритуалов. Психотехнические игры и упражнения: Игры-разминки (выбрать ритуал). Упражнение «Ода о себе». Упражнение «Горящаясвеча». Упражнение «Ресурсное состояние». Игра«Интервью». Игра «Волшебные туфли». |
«Кто Я?» (1 занятие) |
Цель: формирование интереса к собственной личности, сплоченности группы, актуализация рефлексивных процессов. Психотехнические игры и упражнения: Игры-разминки(в рамках выбранных ритуалов). Упражнение «Скульптура состояния(настроения)». Игра «Жизненное пространство». Упражнение «Убеждения». Игра «Уверен на все 100». Игра «Именитая персона». |
«Эмоции и чувства» (2 занятия) |
Цель: знакомство с различными видами эмоций и чувств, развитие навыков осознания собственных эмоциональных переживаний и состояний, формирование адекватных способов саморегуляции и выражения негативных чувств и эмоций. Психотехнические игры и упражнения: Игры-разминки (в рамках выбранных ритуалов). Упражнение «Ресурсное состояние». Упражнение «Скульптура состояния (настроения)». Игра «Я сильный – я слабый». Упражнение «Ящик с обидками». Игра «Цвет эмоций». Игра «Пессимист, Оптимист, Шут». Упражнения «Зато я…». Упражнение «Рисуем чувства». Дыхательные упражнения на расслабление, снятие напряжения. |
«Я и Интернет» (3 занятия). |
Цель: осознание роли отрицательных привычек в жизни человека, таких как чрезмерное использование интернета, и развитие навыков саморегуляции общения в сети. Психотехнические игры и упражнения: Игры-разминки (в рамках выбранных ритуалов). Упражнение «Ревизия взаимоотношений». Большая игра «Мой виртуальный мир и Я». Упражнение «Я, ты, он, она…». Большая игра «Мой реальный мир и Я». Упражнение «Я могу!». Упражнение «Зачем мне Сеть». Упражнение-рефлексия «Что дает мне и что забирает у меня Интернет?». Упражнение «100 способов самоконтроля». Дыхательные техники для расслабления, снятия напряжения. |
«Свой среди чужих или свой среди своих?» (2 занятия) |
Цель: формирование навыков общения, успешного взаимодействия, развитие навыков саморегуляции поведения в различных ситуациях. Психотехнические игры и упражнения: Игры-разминки (в рамках выбранных ритуалов). Игра «Давай поругаемся!». Игра «Рай и ад». Упражнение «Интервью». Упражнение «Преодоление обвинения». Игра «Биография друга». Упражнение «Сиамские близнецы». Большая игра «Мир друзей». |
Подводим итоги (1 занятие) |
Цель: подведение итогов всего цикла занятий, обобщение и закрепление полученного опыта. Психотехнические игры и упражнения: Игры-разминки (в рамках выбранных ритуалов). Упражнение «Скульптура состояния (настроения)». Упражнение «Ящик с обидками». Упражнение «100 способов самоконтроля». Игра «Биография друга». Упражнение-рефлексия «Мой реальный мир». Подведение итогов, обратная связь. |
Таблица 1. Содержание занятий по программе коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции
В процессе апробации программы подростки проявляли высокую заинтересованность содержанием занятий, предлагаемыми психотехническими играми.
Нами было отмечено, что в начале программы испытуемые проявляли неуверенность и стеснительность в общении со сверстниками, а к концу программы – гораздо большую уверенность в общении со сверстниками, развитые навыки коммуникации и более позитивные эмоции, что может свидетельствовать о результативности проведенной работы.
На контрольно-оценочном этапе эксперимента нами проводилась оценка результативности программы коррекции киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции. Для этого нами проводилось повторное эмпирическое исследование с последующей оценкой динамики показателей киберкоммуникативной зависимости в контрольной и экспериментальной группах, а также сравнение результатов контрольной и экспериментальной.
Выделение контрольной и экспериментальной групп подростков производилось на основании выявления высокого или среднего уровня киберкоммуникативной зависимости, т.е., до апробации программы низких показателей в группах не встречалось (табл. 2).
Уровень ККЗ | Контрольная группа | Экспериментальная группа | ||
До | После | До | После | |
Низкий | 0% | 0% | 0% | 30% |
Средний | 45% | 45% | 45% | 55% |
Высокий | 55% | 55% | 55% | 15% |
Средний балл | 68,4 | 70,6 | 73,7 | 58,2 |
Таблица 2. Уровни киберкоммуникативной зависимости в контрольной и экспериментальной группах подростков до и после реализации коррекционной программы
После реализации программы коррекции киберкоммуникативной зависимости, как можно видеть из таблицы 2, в экспериментальной группе количество низких показателей киберкоммуникативной зависимости увеличилось с 0% до 30%, а количество высоких – напротив, снизилось с 55% до 15%. В контрольной группе при этом динамика снижения уровневых показателей киберкоммуникативной зависимости не была выявлена.
Анализ средних показателей по характеристикам киберкоммуникативной зависимости по методике CIAS в контрольной и экспериментальной группах также показал, что соотношение показателей в двух группах подростков изменилось (рис. 1).
По данным гистограммы можно заметить, что по всем рассматриваемым характеристикам киберкоммуникативной зависимости в контрольной группе выявляется наличие выраженной склонности к зависимости от общения в сети, тогда как в экспериментальной группе после реализации программы все показатели являются более низким, в сравнении с контрольной группой и данными констатирующего этапа эксперимента.
Напомним также, что выделенные нами контрольная и экспериментальная группы по результатам констатирующего этапа эксперимента не показывали статистически достоверных различий по параметрам уровня киберкоммуникативной зависимости и ее отдельных характеристик.
На контрольно-оценочном этапе нами также производились расчеты непараметрического критерия U-Манна-Уитни для определения наличия и достоверности различий в показателях киберкоммуникативной зависимости у испытуемых контрольной и экспериментальной групп.
Обнаружилось, что всем изучаемым показателям в контрольной и экспериментальной группах подростков обнаруживаются статистически достоверных различия: уровень киберкоммуникативной зависимости является более низким у подростков экспериментальной группы, в сравнении с контрольной (статистически значимо, 0,01); компульсивные симптомы (статистически значимо, 0,05), симптомы отмены (статистически значимо, 0,05), симптомы толерантности (статистически значимо, 0,01), а также проблемы с управлением временем (статистически значимо, 0,01) также являются менее выраженными у подростков экспериментальной группы, в сравнении с контрольной.
Также нами проводилась оценка динамики показателей киберкоммуникативной зависимости у подростков двух групп с помощью расчетов непараметрического критерия различий Т-Вилкоксона.
В контрольной группе статистически значимой динамики по всем измеряемым показателям киберкоммуникативной зависимости выявлено не было.
В экспериментальной группе по всем измеряемым показателям киберкоммуникативной зависимости выявлена статистически значимая динамика при сравнении данных констатирующего и контрольно-оценочного этапов эксперимента, указывающая на снижение уровня киберкоммуникативной зависимости и выраженности ее отдельных характеристик (статистически значимо, 0,05 и 0,01).
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют считать результативной коррекцию киберкоммуникативной зависимости у подростков средствами тренинга саморегуляции,
т.к. развитие эффективной саморегуляции способствует включению подростка в реальное общение со сверстниками, характеризующееся позитивным настроем, принятием и направленностью на решение общих задач, что способствует снижению потребности в онлайн общении.
Литература
- Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета / А.Е. Войкунский // Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. – № 1. – C. 90-100.
- Дроздикова-Зарипова, А.Р. Педагогическая коррекция компьютерной зависимости у подростков группы риска: теория, практика / А.Р. Дроздикова-Зарипова, Р.А. Валеева, А.Р. Шакурова. – Казань: Отечество, 2012. – 280 с.
- Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): Уч. пос. для студентов ВУЗа / Е.В. Змановская. – М.: Академия. – 2008. – 288 с.
- Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения / В.Л. Малыгин, Н.С. Хомерики, А.А. Антоненко // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2015. – № 7 (30). – С. 7.
- Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: Учебное пособие / Сост. В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.С. Искандирова, А.А. Антоненко и др. – М. МГМСУ, 2011. – 32 с.
- Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войкунский // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. – 2006. – № 4 – С. 42-50.
- Тончева, А.В. Диагностика киберкоммуникативной зависимости / А.В. Тончева // Интернет-журнал «Науковедение». – 2012. – № 4. – С. 1-5.
- Тончева, А.В. Проблема киберкоммуникативной зависимости в подростковом возрасте / А.В. Тончева // Вестник Чувашского университета. – 2013. – № 1. – С. 131-136.
- Хомерики, Н.С. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет- зависимым поведением: автореф. дисс. … канд. психол. наук: 19.00.04 / Н.С. Хомерики. – СПб.: ФГБУ «Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины имени А.М. Никифорова» МЧС России, 2013. – 24 с.
- Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196 с.
Об авторе
Садретдинова А.М. - Оренбургский государственный педагогический университет, Института педагогики и психологии, Оренбург.
Смотрите также:
- Пережогин Л.О. Интернет-аддикция в подростковой среде
- Пережогин Л. О. Программа психотерапевтической помощи несовершеннолетним, обнаруживающим признаки зависимости от интернета и мобильных устройств
- Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки
- Титова В. В. Киберпатология: результаты исследования и пути профилактики