Интернет-зависимость является формой аддиктивного поведения, аддиктивное поведение — это стремление человека вступать во взаимодействие с чем-то или кем-то, для получения удовлетворения.
Под аддиктивным поведением подразумевается зависимое поведение от некой активности или употребления различных веществ для изменения психического состояния. Такое поведение нарушает функционирование организма человека, и даже его личность [1,c. 6].
В последние двадцать лет произошло глобальное распространение интернета. По числу пользователей Россия на сегодняшний день занимает четвертое место в мире. В период с 2008 до 2012 год число интернет-пользователей возросло с 37 млн. человек до 63 % 75 млн. человек, а количество людей, посещающие сеть ежедневно — с 12 млн. человек до 26 млн. человек.
Основной интернет-аудиторией, по результатам большого количества социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет, т. е. — подростки [2, с. 14].
Интернет-зависимость (интернет-аддикция) относится к нехимическим видам аддикции. Если аддиктивное поведение — это уход от реальности, путем изменения психического состояния, то реальность, которую создает компьютер, тоже влияет на внутренний мир человека и изменяет его [4, с.143].
Лицо в застывшем состоянии, которое уставлено на экран монитора, замедленная или отсутствующая реакция на внешние раздражители — вот характерный вид некоторых пользователей, которые склонны к аддиктивному поведению [4, с.141].
К признакам сформировавшейся зависимости от интернета, по мнению К. Янг, относятся следующие критерии:
- всепоглощенность интернетом;
- возрастающее желание проводить в интернете все больше и больше времени;
- повторяющиеся попытки уменьшить использование Сети;
- проблемы с контролем времени;
- возникновение проблем с окружающей средой (семья, школа, работа, друзья);
- смены настроения посредством использования интернета [2, с.13].
Понятие stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability — психическая стабильность (устойчивость).
В словаре А. Ребера «устойчивость» определяется как свойство человека, поведение которого последовательно и надежно [6,c. 74]. В немецком, английском, испанском и французском языках слово «устойчивость» — синоним слова «стабильность».
Психологическая устойчивость с одной стороны трактуется как равномерное постоянство основных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, моделей поведения, реагирования в обыденных ситуациях, другой стороны — как адекватная изменчивость личности.
Изменчивость проявляется в динамике мотивов, в появлении новых моделей поведения и видов деятельности, в выработке тех форм реагирования на ситуации, которых ранее не было.
Психологическая устойчивость есть гармоническое (равномерное) единство динамичности и постоянства личности, дополняющие друг друга.
Постоянство является основой для выстраивания жизненного пути человека, достижения целей жизни. Оно укрепляет и поддерживает самооценку, помогает принять себя как личность и индивидуальность [5,c. 58].
Для профилактики отклоняющегося поведения необходима система общих и специальных мероприятий на разных ступенях социальной организации. Для того, чтобы профилактическая работа была успешна нужны комплексность, дифференцированность, последовательность, своевременность.
В работе с подростками, когда их личность активно формируется, последнее условие особенно важно. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяет третичную, вторичную и первичную профилактику.
Мы будем применять первичную профилактику, которая занимается повышением устойчивости личности и устранением внутренних неблагоприятных факторов, которые вызывают какое — либо негативное явление [3, c.288].
В исследовании участвовали учащиеся 9-х классов гимназии № 14 г. Улан-Удэ в количестве 97 человек. Средний возраст подростков 15 лет (48 девочек, 49 мальчиков).
Целью исследования была выявление уровня нервно — психической устойчивости, а так же диагностика наиболее выраженных личностных качеств и особенностей в группе подростков.
Психодиагностические методики
- Методика «Самоотношение» В. Столина.
- Оценка нервно — психической устойчивости в стрессе (методика «Прогноз»)
- Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В. И.)
- Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) Д. Г. Маклакова и С. В. Чермянина.
- Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко
По результатам методики «Cамоотношение» В.Столина наиболее высокие и часто встречающиеся показатели выявлены по шкалам самоуважение (Ме=80), аутосимпатия (Ме=77), ожидаемое отношение от других (Ме=72).
Это указывает, что подростки обладают завышенной самооценкой, эгоцентричны, часто ждут положительного отношения, сопереживания, поддержки от других людей в свой адрес.
Средние арифметические значения получены по таким шкалам, как саморуководство (Ме=60), самопоследовательность (Ме=60), самообвинение (Ме=60), самоуверенность (Ме=65).
Это значит, подростки успешно могут работать самостоятельно, ставить цели, находить средства и методы их достижения. Остальные шкалы — выявлены с показателями с низким баллом 55 — это шкалы отношение других, самопринятие, самопонимание.
Методика оценки нервно — психической устойчивости в стрессе (методика «Прогноз») предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений.
По результатам методики не было выявлено детей с неудовлетворительной НПУ, т. е. склонностью к нервно-психическим срывам.
У 57 учеников выявлен высокий уровень НПУ, у оставшихся 40 учеников отмечен удовлетворительный уровень НПУ, эти ученики могут поддаваться нервному срыву в крайне экстремальных ситуациях, поэтому необходимо учитывать это и по возможности провести работу по повышению уровню стрессоустойчивости и общего уровня НПУ.
Многошкаловая опросная методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) позволяет диагностировать степень развития осознанной саморегуляции и ее индивидуальные профили, компонентами которых являются частные регуляторные процессы.
Анализ результатов показал, что общий уровень саморегуляции у испытуемых выявлен со средними показателями. Ученики самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большей степени осознанноВ дальнейшей работе мероприятия будут направлены на повышения уровня компонентов саморегуляции.
Цель многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) Д. Г. Маклакова и С. В. Чермянина — диагностика адаптивности испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.
В основном по всем шкалам были выявлены средние показатели, за исключением нескольких учеников. По обобщающей шкале «уровень адаптивных способностей» все ученики относятся к группе нормальной адаптации.
Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Таким образом, по данной методике у учеников по все шкалам были выявлены средние показатели, есть возможность их повысить.
Тест диагностики эмоциональной реакции на окружающую среду (В. В. Бойко). Цель методики — диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды.
У большинства учеников — рефрактерная эмоциональная реакция, говорит о том, что эмоциональная система восприятия пасует перед разными влияниями — положительными, отрицательными и амбивалентными.
В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. У небольшой части группы — доминирование эйфорической формулы, при которой эмоциональная система в целом настроена на позитивные стимулы. У некоторых — дисфорическая формула положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, а эмоциональная система в целом настроена на негативные стимулы.
Подводя итог всего вышесказанного можно сказать, что в сумме по всем методикам у учеников наблюдается средний, адаптивный уровень нервно — психической устойчивости. Устойчивы эмоциональные и психические состояния и отсутствуют склонности к частой смене эмоций. Ученики способны регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов.
Исследование продолжается, в дальнейшем будет разрабатываться система профилактических мероприятий для формирования более высокого уровня психологической устойчивости, как фактора профилактики интернет — зависимости подростков.
Литература
- Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. СПб.: Речь, 2004. С. 6–17
- Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал: сборник статей № 1, 2004
- Изотова Е. И.. Психологическая служба в образовательном учреждении, М: Академия, 2007. с. 288
- Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении. Психология и лечение зависимого поведения. М: Наука, 2007. с. 141–143, 240
- Оллпорт Г. Личность в психологии. М.-СПб., 1998. с.58
- Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000. с.74
- Янг К. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернета № 2, 2000
Источник: Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 10-13.
Смотрите также:
- Колесникова Л.И. Интерпретация зарубежного опыта профилактики видеоигровой интернет-зависимости среди российских подростков
- Махрина E.A., Тутова Ю.И. Диагностика и профилактика интернет-аддикции у подростков
- Панкратова Е.П., Маргаева П.В., Матасова Е.А. Профилактика риска негативного влияния социальных сетей на социализацию подростков
- Федорова Н.В. Тренинг с использованием гештальт-терапевтических техник как средство коррекции подростковой интернет-зависимости