Федорова Н.В. Тренинг с использованием гештальт-терапевтических техник как средство коррекции подростковой интернет-зависимости

Ф

Актуальность исследования компьютерной зависимости обусловлена научно-техническим прогрессом, набравшим к началу ХХI века головокружительную скорость, послужившим причиной появления компьютера и компьютерных технологий. 

Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, в машине. Компьютеры все больше внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в быту, и люди зачастую не осознают того, что начинают во многом зависеть от техники. 

Вместе с появлением компьютеров появились и компьютерные игры, стало развиваться виртуальное общение, которые сразу же нашли множество поклонников. На сегодняшний день компьютерная индустрия развивается очень быстро: разрабатываются новые игры с хорошим графическим и звуковым оформлением, расширяется рынок программного обеспечения. 

Развитие компьютерных и информационных технологий привело к появлению глобальных компьютерных сетей. Самой крупной в настоящее время является Интернет. Все больше людей увлекается виртуальным общением и играми в сети. 

Влияние Интернета на поведение людей уже ни у кого не вызывает сомнения: для многих взрослых виртуальное общение интереснее книг, театров, телевидения, встреч с друзьями, а для многих подростков – важнее учебы и общения со сверстниками.

У человечества появился новый вид общения – виртуальное, а вместе с тем и вид зависимости – Интернет-зависимость.

С каждым годом все больше обучающих компьютерных программ появляется на рынке; они ориентированы как на детей младших и старших классов, так и на детей дошкольного возраста.

Обучающие программы подталкивают ребенка к пониманию процесса работы компьютера, исчезает страх перед новыми технологиями, но вместе с тем зачастую уже в раннем возрасте может сформироваться зависимое поведение. 

Увлекаясь компьютером, ребенок меньше интересуется обыкновенными игрушками и постоянно стремится к монитору. Компьютерные игры и сетевое общение могут сильно повлиять на формирование личности в подростковом возрасте.

В последнее время данная проблема все шире распространяется именно на подростков. Поскольку они настолько вживаются в виртуальную реальность, что там им становится интереснее, чем в реальной жизни. 

В виртуальной реальности поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, плохим оценкам; сделанная ошибка может быть исправлена путем повторного прохождения того или иного уровня игры. Это особенно привлекает подростков и заставляет все больше времени проводить перед монитором.

Таким образом, на сегодняшний день значительно увеличивается число подростков, имеющих зависимость, и, более того, снижается возраст этих подростков. В связи с этим возникает необходимость изучения данной проблемы, разработки способов профилактики и коррекции зависимого поведения.

Одним из методов эффективного психологического воздействия, который может быть использовании для коррекции зависимого поведения, является тренинг. Л.Н. Шепелева определяет тренинг как интенсивные краткосрочные обучающие занятия, направленные на создание, развитие и систематизацию определенных навыков, необходимых для выполнения конкретных личностных, учебных или профессиональных задач, в сочетании с усилием мотивации личности относительно совершенствования работы [2].

Основателем групповой гештальт-терапии (Г-групп) считается Ф. Перлз. Немецкое слово «гештальт» означает нечто целостно организованное, формируется на основе потребностей человека и объединяет те компоненты опыта, которые значимы в данный момент. При разрушении его на части он перестает существовать как целостная структура. Когда потребность человека удовлетворяется, гештальт завершается и отступает на задний план. Если же потребность не удовлетворена, гештальт не может завершиться, неотреагированное чувство причиняет беспокойство, вызывает неразрешимые проблемы. 

Задача гештальт-терапии – помочь выразить неотреагированные чувства, обрести утраченную целостность. Это достигается расширением сферы сознания, осознанием человеком самоидентичности и собственного совершенства, принятием ответственности за все, что происходит с человеком [1].

Суть гештальт-терапии заключается в том, что человек и окружающая среда представляют собой единый гештальт. Человеческое поведение подчиняется принципу формирования и разрушения гештальтов. 

При компьютерной зависимости процесс формирования и разрушения гештальтов нарушается, и в этом случае гештальт-терапия, направленная на расширение осознавания, позволяет аддикту осознать свою внешнюю и внутреннюю реальность и вследствие этого изменить свое поведение.

Используемый в нашей работе тренинг с использованием гештальт-терапевтических техник направлен на лучшее понимание и принятие человеком себя, большей наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром, с окружающими людьми.

Для подростка тренинг – это возможность быть откровенным, общаться в комфортной обстановке, получить множество полезных знаний и навыков, научиться решать возникающие проблемы. На тренинге можно получить поддержку и понимание, что очень важно для человека данного возрастного периода. 

Если подросток является компьютерным аддиктом в условиях тренинга в рамках гештальт-терапии можно изменить стиль его жизни, поведение, научить принимать на себя ответственность за свои мысли, чувства и поступки, жить в текущем моменте в реальном мире, входить в полный контакт с реальностью, как бы «вернуться в реальный мир из виртуального».

В нашем исследовании в качестве испытуемых выступали ученики восьмых классов в количестве 78 человек: 37 мальчиков и 41 девочка в возрасте 13 – 15 лет.

Нами был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. В качестве методик исследования использовались: «Опросник склонности к отклоняющемуся поведению», автором которого является А. Н. Орел, данный опросник предназначен для измерения склонности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. 

Мы рассматривали две шкалы: «Шкала установки на социально желательные ответы» – для выявления установки на социально-желательные ответы и «Шкала склонности к аддиктивному поведению». Последняя предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение и позволяет диагностировать предрасположенность испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.

«Методика диагностики склонности к различным зависимостям» Г. В. Лозовой представляет собой анкету направленную на изучение склонности индивида к 13 видам зависимостей: телевизионной, компьютерной, алкогольной, любовной, игровой, сексуальной, пищевой, религиозной, трудовой, лекарственной, табачной, наркотической и зависимости от здорового образа жизни, из данного перечня мы брали во внимание компьютерную зависимость. Результаты диагностики являются ориентировочными и показывают общую склонность к той или иной зависимости.

«Тест на Интернет-аддикцию» Т. А. Никитиной, А. Ю. Егорова, позволяющий выявить степень сформированности Интернет-аддикции. «Тест на Интернет-зависимость» С. А. Кулакова результаты которого отражают степень влияния Интернета на жизнь испытуемого.

На формирующем этапе эксперимента нами был разработан и реализован психологический тренинг с использованием гештальт-терапевтических техник. Он включал двадцать занятий и был направлен на коррекцию компьютерной зависимости.

В тренинговой работе приняли участие 12 ребят, в возрасте 13 – 15 лет.

На контрольном этапе эксперимента мы повторили две методики, констатирующего этапа («Тест на Интернет-аддикцию» Т. А. Никитиной, А. Ю. Егорова и «Тест на Интернет-зависимость» С. А. Кулакова) и провели сравнение результатов исследования до и после тренинга с использованием гештальт-терапевтических техник.

Для проверки полученных результатов нами использовались методы математической статистики, в частности, Т-критерий Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Данный критерий позволяет подтвердить или опровергнуть значимость изменений после коррекционной работы.

Таким образом, нами были определены база и условия для проведения исследования, сформирована выборка, подобраны методики для диагностики испытуемых.

По результатам диагностики на констатирующем этапе нашего эксперимента было установлено: у 39 испытуемых из 78 участвовавших в исследовании (что составляет 50,0%) отмечается выраженная потребность в аддиктивных состояниях. Это означает, что эти подростки стремятся к аддиктивным реализациям, имеют признаки зависимости и проявляют аддиктивное поведение. 

У 13 испытуемых (что составляет 16,7%) существует предрасположенность к аддиктивным состояниям, то есть к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния; у 26 испытуемых (33,3%) нет выраженных тенденций к аддиктивному состоянию, то есть они не имеют признаков аддикции, не склонны проявлять зависимость.

Далее мы определяли склонность к компьютерной зависимости у тех испытуемых, у которых отмечена выраженная потребность в аддиктивных состояниях у 39 подростков. 

Было выявлено, что только у 4 испытуемых (10,3%) наблюдается низкая степень склонности к компьютерной зависимости или ее отсутствие. 

У 3 подростков (7,7%) выявлена средняя степень склонности к компьютерной зависимости, то есть эти школьники могут проявлять желание проводить время у монитора, интересуются компьютерным играми и программами, являются активными пользователями Интернет.

Однако у 32 испытуемых (82,0%) выражена высокая степень склонности к компьютерной зависимости. Для этих ребят характерно нежелание отвлечься от работы на компьютере или компьютерной игры, раздражение при вынужденном отвлечении.

После этого у ребят с высокой степенью компьютерной зависимости (32 подростка) мы диагностировали Интернет-зависимость: четверо испытуемых (что составляет 12,5%) не подвержены влиянию Интернета или оно отсутствует. 

Серьезное влияние Интернета на жизнь выявлено у 13 испытуемых (40,6%). У 15 подростков (46,9%) можно диагностировать Интернет-зависимость с необходимостью помощи специалиста.

С желающими ребятами из тех, у кого обнаружена высокая степень зависимости, был реализован тренинг с использованием гештальт-терапевтических техник с целью коррекции Интернет-зависимости. 

В тренинге приняли участие 12 испытуемых. Всего было проведено 20 занятий, направленных на осознание внутренних ощущений своего тела и ощущений, вызываемых внешними предметами и звуками; осознание участниками своих противоположных качеств и чувств, интеграция их внутри личности; принятие участниками ответственности за самих себя.

В нашем исследовании тренинговая работа организована таким образом, что в упражнениях выявлялись причины поведения подростков, имеющих Интернет-зависимость, изменялись установки и убеждения, строились жизненные планы, развивались коммуникативные навыки.

Программа психологического тренинга была реализована в течение 20 занятий, которые проводились два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия – 45 минут (1 академический час). В тренинге принимали участие 12 ребят (которые проявили желание участвовать в работе) из тех, у кого была выявлена Интернет-аддикция (а она была обнаружена у 15 испытуемых). Возраст участников тренинга 13 – 15 лет, в группе оказалось 7 мальчиков и 5 девочек. Все участники – ученики восьмых классов.

После проведения тренинга с использованием гештальт-терапевтических техник вновь была проведена диагностика по методикам: «Тест на Интернет-аддикцию» и «Тест на Интернет-зависимость». 

Были получены следующие результаты: у 2 ребят (16,7%) нет признаков аддикции. Это говорит о том, что данные школьники больше не проявляют признаков Интернет-аддикции, все, чем они ранее занимались в Сети, подростки увидели – есть в реальной жизни: это и игры, только в жизни они интереснее, разнообразнее и эмоциональнее; и общение, которое в жизни более насыщенное, увлекательное и эмоциональное; и взаимодействие, при котором тебя понимают, принимают и поддерживают. 

Шесть участников тренинга входят в группу риска по аддикции (50,0%). То есть эти ребята проводят какое-то время за компьютером, но это уже менее патологично. 

Интернет-аддикция сохранилась у четырех участников тренинга (33,3%), эти ребята не освободились от своей Интернет-зависимости. 

При сравнении результатов диагностики, полученных до и после проведения гештальт-терапевтического тренинга, можно сделать вывод, что степень Интернет-зависимости стала значительно ниже, что подтверждают методы математической статистики (Т-критерий Вилкоксона, который применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Данный критерий позволяет подтвердить или опровергнуть значимость изменений после коррекционной работы).

Следовательно, можно констатировать, что разработанный и реализованный тренинг с использованием гештальт-терапевтических техник является эффективным средством коррекции компьютерной зависимости подростков. 

Таким образом, использование гештальт-терапевтических техник в тренинговой работе может быть эффективным при коррекции Интернет-зависимости у подростков.

Литература

  1. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг в школе / А. С. Прутченков. 2-е изд., дополн. и перераб. – М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001. – 640 с.
  2. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов / Л. Н. Шепелева. – СПб.: Питер, 2007. – 160 с.
Источник: Омский психиатрический журнал. 2020; 1 (23): 32-34. doi: 10.24411/2412-8805-2020-10106

Об авторе

Федорова Н. В. - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет».

Смотрите также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest