Одной из наиболее эффективных форм работы по профилактике интернет-зависимости среди подростков является психолого-педагогический тренинг. Посредством тренинга как метода активного обучения, отрабатываются навыки поведения в экстремальных ситуациях, развиваются способности справляться со стрессами. Подростки обучаются стратегиям поведения в трудных психологических условиях быстро меняющегося мира, умениям поиска эффективных способов самореализации.
Психолого-педагогический тренинг представляет собой комплекс групповых упражнений, которые направлены на решение тех проблем индивидуально-психологического и социального развития обучающихся подросткового возраста, которые ведут к аддиктивным проявлениям в поведении и в частности к интернет-зависимости.
Целью тренинговой работы является помощь каждому подростку в умении выразить себя своими индивидуальными средствами, для чего вначале необходимо научиться воспринимать, понимать и принимать себя.
Разработанный нами тренинг решает проблему самовосприятия личности по следующим направлениям:
- восприятие личностью своего «Я» через сравнение себя с другими участниками тренинга (взгляд со стороны);
- восприятие себя через восприятие других («обратная связь»);
- восприятие себя через анализ результата своей деятельности (самооценка);
- восприятие себя через наблюдение за своими внутренними состояниями (опыт понимания своего внутреннего мира);
- восприятие себя через оценку внешнего облика (принятие своего «физического Я») [1, с. 34].
Такая помощь позволит подростку стать самим собой, победить сложившиеся стереотипы, создающие препятствия для позитивной жизни, наладить его общение с группой сверстников. Все это является гуманистическим и эффективным компонентом предотвращения интернет-зависимости.
Именно группа сверстников, благодаря эмоциональной поддержке, сможет содействовать уменьшению переживаний обиды, ненужности и одиночества, то есть ликвидации эмоциональных состояний, которые являются составляющими мотивации зависимого поведения [2].
Обратная связь сверстников предоставляет подростку возможность осознать и оценить значение своего «Я» в свойственных для него межличностных ситуациях взаимодействия; проанализировать соотношение того, как было в прошлом и того, что есть теперь.
Таким образом, подросток получает возможность увидеть себя как бы в различных зеркалах, которыми во время тренинговых задач выступают другие участники.
Конфронтация ученика с отраженным образом «Я», который не согласуется с существующим представлением о себе, способствует осознанию, открытию новых аспектов собственной личности и интеграции полученной информации в концепцию «Я», что в конечном результате приводит к расширению позитивного образа «Я» и способствует его большей адекватности [3].
Групповая поддержка в сочетании с пониманием участника, что его проблемы типичны, что он не один такой «несчастный» в этом мире, что все конфликты можно решить и что он самостоятельно может это делать, создает психологические предпосылки для преодоления подростком негативного отношения к себе, повышает его самоценность и самоуважение.
Кроме этого, сравнение своих личностных отношений, установок и позиций с мнениями, установками и позициями других людей способствует не только более глубокому пониманию подростком самого себя (собственных потребностей, интересов, ожиданий), но и повышению чувствительности к другим, как субъектам жизнедеятельности, принятию ценности, значимости другого человека и уважении к нему [4].
Таким образом, групповая работа, направленная на различные проявления «Я – концепции», позволяет создавать условия предотвращения интернет-зависимости, как в личности (сознания и самосознания) подростков, так и снаружи, в среде сверстников.
В основу проведения тренинга положена идея К. Роджерса о том, что основная цель психолого-педагогической помощи заключается в том, чтобы человек был в состоянии снова стать «вполне дееспособным лицом» [5, с.21]. В соответствии с этим подходом основное внимание концентрируется не на проблемах подростка, а на нем самом, на его собственном «Я».
Поэтому мы сосредоточили свои усилия на том, чтобы помочь подросткам в их личностном росте, личностном развитии, благодаря чему они сами становились бы способными решать свои проблемы.
Мы стремились помочь подросткам найти смысл своей жизни, осознать личностную свободу и ответственность, раскрыть свои потенциалы в полноценном общении, определить себя как самоценность в жизненном мире.
Психолого-педагогический тренинг для подростков является перспективным и действенным средством профилактики интернет-зависимости. Их желание осмысливать не только внешний мир, но и, прежде всего, внутренний, порождает стремление к совершенствованию и самопознанию, а от него – к самовоспитанию.
Работа в группе тренинга привлекательна для подростков тем, что в ней реализуются сразу несколько важных потребностей их возраста: потребность в значимом взрослом человеке, который ориентируется на их проблемы, и потребность в группе сверстников.
Кроме того, тренинговые занятия дают подросткам возможность почувствовать себя причастными к группе людей со схожими проблемами [6].
Психолого-педагогический тренинг позволяет эффективно формировать и развивать коммуникативные навыки, помогает подросткам лучше в себе разобраться, получить опыт рефлексии.
Для содержательного наполнения тренинговой программы нами использовались результатами психо-диагностического исследования.
Таким образом, в разработке тренинговых упражнений нами были учтены следующие данные: для подростков с высоким уровнем проявления компьютерной интернет-зависимости доминирующими являются проявления гнева, обиды, чувства вины; неадекватность самооценки, которая связана с чрезмерным самоунижением, низким самоуважением, субъективным ощущением одиночества; эмоциональная неуравновешенность; беспомощность во многих жизненных ситуациях; неумение конструктивно общаться и решать проблемы; стереотипность поведения.
Кроме того, нами были учтены и социальные факторы, имеющие влияние на проявления интернет-зависимости у подростков, которыми являются негативные установки межличностного взаимодействия с родителями.
Придерживаясь принципа системности развития психологической деятельности, принципа единства диагностики и коррекции, которые предусматривают учет результатов диагностического этапа исследования, в качестве задач тренинга были определены следующие:
- формирование у учащихся коммуникативных умений;
- развитие умений адекватного самооценивания;
- уменьшение эмоционального напряжения;
- избавление от негативных акцентуированных черт характера, что способствуют интернет-зависимости;
- развитие навыков рефлексии, работы со своими чувствами, образами, мыслями, самоконтроля.
Часто недопонимание возникает из-за неумелого общения между людьми, неспособности выразить свои мысли и чувства или неумения их воспринять.
Для успешной коммуникации необходимо использовать как вербальные, так и невербальные способы. Умение выявить сущность проблемы помогает находить подходящие способы ее решения, что в свою очередь, способствует выбору конструктивных путей для достижения желаемого результата.
Адекватная самооценка позволяет подростку избавиться от ощущения психологического дискомфорта, вызванного несоответствием отношения к себе и оценке окружающих, в ситуации завышенной самооценки, и собственным унижением, неуверенностью, когда самооценка является заниженной. Уверенность порождается самоуважением, которая в свою очередь, обусловливает ответственность за свои поступки, слова и действия.
Задача коррекции заостренных черт характера решались средствами, так называемого индивидуального скрытого тренинга, когда подросток был включен в ситуацию, вызвавшую ощущение субъективного успеха, с опорой на сильные стороны подростка.
Этот вид работы достигается только при соблюдении четкого знания результатов диагностики участников тренинга с учетом различий в типологиях.
Развитие навыков рефлексии, работа со своими чувствами, образами, мыслями способствуют наполнению жизни подростка интересным содержанием, возрождению доверия к своим потенциальным возможностям, поиску путей реализации своей жизни.
Предоставление информации по проблеме интернет-зависимости с рассмотрением основных признаков, симптомов, мотивов, динамики развития аддиктивного процесса и последствий способствует предупреждению дальнейшего формирования интернет-зависимости у детей подросткового возраста.
Структура тренинга соответствовала традиционной практике групповой социальной и психолого-педагогической работы и состояла из процедур знакомства, выбора проблемных ситуаций, проведения игровых упражнений, анализа групповой работы и процедур завершения. Каждое занятие было построено по следующей схеме:
- рефлексия личного самочувствия;
- вступительное слово педагога;
- упражнения и психологические игры, отвечающие целям данного занятия;
- самоотчет и самоанализ участников о работе в группе.
Упражнения и игры, которые были включены в тренинг, были взяты у авторов (С. А. Ефремцева, Г. Н. Марасанова, А. М. Прихожан, К. Рудестам, Н. В. Самоукина, К. В. Сельченок, А. Д. Шарова, П. Федоров) и адаптированы в соответствии с целями и задачами данной программы.
Тренинг рассчитан на 10 занятий по 45-50 минут. Занятия включали набор разнообразных практических заданий и упражнений, проблемных вопросов для дискуссий и обсуждения методом мозгового штурма.
Были предложены следующие темы тренинговых занятий:
1. «Я и мое окружение». Целью занятия стало установление доверительных отношений;
2. «Семь обличий Я». Занятие направлено на содействие адекватному самооцениванию; подкреплению позитивной «Я-концепции», овладению приемами самопознания (интроспекции, рефлексии);
3-4. «И снова Я». Занятия способствовали активизации процессов осознания и принятия подростками своего «Я» как динамического образования в процессе анализа жизненного пути;
5. «Интернет-зависимость – болезнь современного общества». Занятие нацелено на раскрытие проблематики интернет-зависимого поведения;
6. «Я выбираю». Занятие направлено на актуализацию потребности в выборе собственных ценностных ориентиров, направленных на личностный рост;
7-8. «В мире эмоций». Занятие способствовало развитию умения адекватно выражать свои эмоциональные состояния, в том числе и негативные, коррекция алекситимии;
9. «Плюсы живого общения». Целью занятия стала организация целенаправленного усвоения навыков общения;
10. «Будущее в моих руках». Занятие направленно на формирование позитивных жизненных целей, развитие навыков самоконтроля.
Практические упражнения предусматривают парные или мини-групповые формы работы с подростками. На первом занятии были провозглашены правила работы в тренинговой группе, которые включали следующие положения:
- общение «здесь и сейчас»; доверительный стиль общения; конфиденциальность;
- уважительное отношение друг к другу;
- обращение к участникам только по имени, которое каждому нравится;
- критиковать поступок, черты, но не личность товарища;
- говорить от своего имени, примерно в такой форме: «Я чувствую, мне кажется, я думаю … вместо «Все так считают», «мы думаем», «каждому здесь известно»;
- быть активным; поддерживать «обратную связь»;
- соблюдать принцип эмоциональной открытости;
- помогать каждому увидеть себя в различных ситуациях, осознать свои проблемы, проанализировать свое поведение практическими действиями;
- каждый имеет право сказать «стоп», когда не желает или не готов обсуждать свою проблему.
Все предложенные правила оговаривались в начале работы группы и выносилось решение об их принятии. Тем самым, создавалась атмосфера уважения и доверия к каждому участнику тренинга.
Работа в группе, в состав которой входят подростки с высоким уровнем проявления компьютерной онлайн-зависимости, имеет свои сложности. Самая главная из них – вызвать у этих учеников желание работать в группе по самосовершенствованию и познанию себя.
Специфическими особенностями зависимых подростков является их недоверие к окружающим, нежелание раскрываться, скрытность в общении. Поэтому, первые два занятия в основном были направлены на сплочение группы, на возможность получения положительной обратной связи между участниками.
Заключительное занятие тренинга было посвящено обсуждению результатов работы в группе. Каждый ученик имел возможность высказаться относительно его впечатлений от участия в тренинге и личных результатов.
При опросе обращалось внимание на следующие вопросы: «Какое у вас впечатление от участия в работе группы?», «Какой новый опыт вы получили во время занятий?», «В чем вы видите для себя положительный результат после проведенной работы?», «Изменились ли ваши отношения с окружающими?».
Рассказ каждого о своих ощущениях позволяет участникам увидеть важность таких занятий, показывая преимущества постоянной работы над собой.
Подростки отметили, что их заинтересовала подобная форма работы. Также отмечался тот факт, что опыт доверительных отношений является желательным и необходимым, но страх быть непонятым побеждает и строит барьеры отчуждения даже с близкими.
Участники были благодарны за то, что им предложили принять участие в этой работе. Сначала у них было недоверие ко всему, что им предлагали. Им не хотелось занимать активную позицию, они предпочитали наблюдать за всем, что происходит, со стороны. Но, постепенно возникал интерес ко всему, что происходит и они начали смотреть на свое увлечение сетью интернет с другой стороны. Главное, что они поняли, что «онлайн» с первого взгляда безобидное увлечение, на самом деле «бомба замедленного действия».
Гибкость подростков, стремление к поиску новых граней в отношениях свидетельствуют о необходимости применения подобных форм работы не только в коррекционных целях, но и в профилактических.
Литература
- Петровская Л. А. Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга. М., 1982.
- Панфилова А. П. Психология общения. М., 2013.
- Карвасарский Б. Д., Ледера С. Групповая психотерапия. М., 2011.
- Мазниченко М. А. Педагогические средства комплексной профилактики социальных зависимостей подростков // Социальная педагогика. 2013. № 1. С. 50-65.
- Роджерс К. О групповой психотерапии. М., 1994.
- Федоров А. Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет-зависимости у подростков // Молодой ученый. 2013. № 5. С. 785-789.
Об авторе
Ярыгина Ирина Игоревна - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 7, г. Мичуринск, Россия.
- Лосенкова Т.А. Взаимосвязь интернет-зависимости с тревожными состояниями подростков
- Павлова Е.А. О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся
- Пережогин Л.О. Интернет-аддикция в подростковой среде
- Щелина Т.Т., Маслова В.С. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков