Черемисина О.О., Комаров В.В. Влияние сети интернет на развитие личности подростка: девиации, риски и перспективы

Ч

Совре­мен­ный мир уже несколь­ко деся­ти­ле­тий живет в высо­ко­тех­но­ло­гич­ное вре­мя, вре­мя Интер­не­та, вре­мя гад­же­тов. При этом наи­бо­лее актив­ны­ми поль­зо­ва­те­ля­ми Сети явля­ют­ся моло­дежь и под­рост­ки. Одна из слож­но­стей, с кото­рой стал­ки­ва­ют­ся их роди­те­ли, это отсут­ствие опы­та жиз­ни в циф­ро­вой среде. 

Исполь­зуя язык мета­фо­ры, мы все «под­клю­че­ны» к Интер­не­ту. Если нас что-то инте­ре­су­ет, мы дела­ем запрос и сра­зу полу­ча­ем резуль­тат. В вир­ту­аль­ном мире потреб­ность удо­вле­тво­ря­ет­ся момен­таль­но. Он очень при­вле­ка­те­лен, осо­бен­но для детей и под­рост­ков. Они лег­ко ухо­дят в зави­си­мость. По дан­ным ВЦИОМ 98% под­рост­ков каж­дый день поль­зу­ют­ся Интер­не­том, а 89% регу­ляр­но захо­дят в соци­аль­ные сети [1].

Сте­пень вли­я­ния гад­же­тов до сих пор до кон­ца не изу­че­на. Очень актив­но про­во­дят­ся иссле­до­ва­ния, но нуж­но пони­мать, что мы рас­тим пер­вое поко­ле­ние, кото­рое име­ют пол­ный доступ к таким тех­но­ло­ги­ям. Это дол­го­сроч­ный эффект и что будет даль­ше, пока слож­но пред­по­ло­жить. Мы не можем ска­зать, что будет с совре­мен­ной моло­де­жью через 30–40 лет, крайне мало про­во­дит­ся дол­го­сроч­ных иссле­до­ва­ний по дан­ной проблематике. 

Более того, мне­ния спе­ци­а­ли­стов часто рас­хо­дят­ся. Одни гово­рят о необ­хо­ди­мо­сти силь­но­го огра­ни­че­ния пре­бы­ва­ния в Интер­не­те, дру­гие счи­та­ют, что это дань вре­ме­ни. Так, в сво­ей моно­гра­фии «Пси­хо­ло­гия и Интер­нет» А. Е. Вой­скун­ский про­во­дит пси­хо­ло­ги­че­ский ана­лиз веро­ят­но­сти раз­ви­тия агрес­сив­но­сти у детей и под­рост­ков, игра­ю­щих в ком­пью­тер­ные и онлай­но­вые игры. 

Автор при­хо­дит к выво­ду о том, что вли­я­ние Интер­не­та зави­сит от семей­ной ситу­а­ции, в кото­рой рас­тет ребе­нок. Роди­те­лям реко­мен­ду­ет­ся не запре­щать игры, а вести раз­го­вор с детьми о рис­ках, о вли­я­нии и о послед­стви­ях, к кото­рым может при­ве­сти их увлечение. 

В свою оче­редь, автор ука­зы­ва­ет на то, что вли­я­ние ком­пью­тер­ных игр на когни­тив­ные и моти­ва­ци­он­но-лич­ност­ные осо­бен­но­сти по боль­шей части при­зна­ет­ся пози­тив­ным. Так, у игра­ю­щих выяв­ле­но раз­ви­тие логи­че­ско­го, про­гно­сти­че­ско­го и стра­те­ги­че­ско­го мыш­ле­ния, вни­ма­ния, быст­ро­ты реак­ции, когни­тив­ной гиб­ко­сти [2]. С дру­гой сто­ро­ны, к нега­тив­ным послед­стви­ям мож­но отне­сти интернет-зависимость.

В сво­ей ста­тье Т. В. Юде­е­ва и Э. Э. Теми­ро­ва ука­зы­ва­ют на соци­аль­ную важ­ность пре­бы­ва­ния под­рост­ка в интер­нет-сре­де. Она заклю­ча­ет­ся не толь­ко в том, что он избе­га­ет нега­тив­но­го и сти­хий­но­го вли­я­ния ули­цы. Обще­ние с ровес­ни­ка­ми в новых фор­мах вир­ту­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ют миро­воз­зре­ние ребен­ка. Интер­нет высту­па­ет для под­рост­ков парал­лель­ной реаль­но­стью, где они обща­ют­ся, нахо­дят новых дру­зей в соци­аль­ных груп­пах, обме­ни­ва­ют­ся ново­стя­ми, делят­ся инте­ре­са­ми и полу­ча­ют мно­же­ство инте­рес­ной, увле­ка­ю­щей­ся для них инфор­ма­ции [7].

Дей­стви­тель­но, с одной сто­ро­ны, мень­ше рис­ков, когда ребе­нок дома, а не на ули­це, но в Интер­нет-про­стран­стве появ­ля­ют­ся дру­гие рис­ки. Так, напри­мер, под­рост­ки склон­ные к деви­ант­но­му пове­де­нию в реаль­ной жиз­ни, нахо­дясь в дис­гар­мо­нии с обще­ством, семьей и с собой, ищут спо­со­бы для само­утвер­жде­ния и могут най­ти их в интер­нет-сре­де, посколь­ку он повы­ша­ет уро­вень сво­бо­ды и сни­ма­ет мно­гие табу. Под­ро­сток теперь может выра­зить свои недо­воль­ства, раз­дра­же­ние и агрес­сию в циф­ро­вой среде.

В сво­ем иссле­до­ва­нии, посвя­щен­ном под­рост­ко­вым деви­а­ци­ям в сети Интер­нет, А. В. Кон­драш­кин и К. Д. Хло­мов выяви­ли, что в свя­зи с погру­же­ни­ем под­рост­ков в циф­ро­вую-сре­ду, интен­сив­ность про­яв­ле­ний деви­ант­но­го пове­де­ния и пред­по­сы­лок к нему в обра­зо­ва­тель­ной сре­де сни­жа­ет­ся, хули­ган­ства, хам­ства, мел­ких пре­ступ­ле­ний ста­но­вит­ся меньше. 

Воз­ни­ка­ют новые про­яв­ле­ния ситу­а­ции соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской дез­адап­та­ции. Для педа­го­гов под­рост­ки, ока­зав­ши­е­ся в этой ситу­а­ции, выгля­дят не столь­ко дерз­ки­ми хули­га­на­ми, сколь­ко тихи­ми, нераз­го­вор­чи­вы­ми, замкну­ты­ми, про них толь­ко извест­но, что они про­во­дят мно­го вре­ме­ни в Интер­не­те и про­пус­ка­ют заня­тия [5].

На сего­дняш­ний день к самым основ­ным фор­мам деви­ант­но­го пове­де­ния в циф­ро­вой сре­де мож­но отне­сти: интер­нет-зави­си­мость, кибер­бул­линг, хей­тинг, трол­линг, сек­стинг. Под­рост­ки могут быть вовле­че­ны в груп­пы-смер­ти или экс­тре­мист­ские и тер­ро­ри­сти­че­ские онлайн-груп­пы и сообщества. 

Тео­ре­ти­ко-мето­до­ло­ги­че­ский ана­лиз науч­ной лите­ра­ту­ры поз­во­лил нам обоб­щить основ­ные фор­мы деви­ант­но­го пове­де­ния под­рост­ков в циф­ро­вой сре­де по сте­пе ни направ­лен­но­сти. Посколь­ку форм деви­а­ции доста­точ­но мно­го, и интер­нет-зави­си­мый под­ро­сток, кото­рый целый день про­во­дит в онлайн-игре, нико­го при этом не оби­жая, отли­ча­ет­ся от под­рост­ка, кото­рый в это же вре­мя, нахо­дясь в Интер­не­те, будет участ­во­вать в кибер­бул­лин­ге сво­е­го одно­класс­ни­ка, нано­ся ему пси­хо­ло­ги­че­ский вред, про­яв­ле­ния деви­ант­но­го пове­де­ния так­же будут различаться. 

Мы пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щую классификацию:

  1. Пас­сив­ные циф­ро­вые деви­а­ции — к ним мож­но отне­сти интер­нет– зави­си­мость, гей­мер­ство. Здесь под­ро­сток вре­дит толь­ко само­му себе.
  2. Актив­ные циф­ро­вые деви­а­ции — под­ро­сток ста­но­вит­ся участ­ни­ком или соучаст­ни­ком кибер­бул­лин­га, хей­тин­га, трол­лин­га и может пред­став­лять опас­ность для окружающих.
  3. Вик­тим­ные циф­ро­вые деви­а­ции– под­ро­сток вовле­ка­ет­ся в раз­лич­ные онлайн-груп­пы, ста­но­вит­ся жерт­вой кибер­бул­лин­га, хей­тин­га, сек­су­аль­но­го домо­га­тель­ства, дове­де­ния до суицида.

Прак­ти­ку­ю­щие пси­хо­ло­ги отме­ча­ют, что самы­ми часты­ми запро­са­ми, с кото­ры­ми обра­ща­ют­ся роди­те­ли, явля­ют­ся интер­нет-зави­си­мость, зави­си­мость от онлайн игр и гад­же­тов. Как отме­ча­ют спе­ци­а­ли­сты, такие под­рост­ки име­ют труд­но­сти в пони­ма­нии соб­ствен­ных чувств, пере­жи­ва­ний сво­их и окру­жа­ю­щих людей. Это же про­ис­хо­дит с под­рост­ка­ми, чьи роди­те­ли не дают им эмо­ци­о­наль­ной под­держ­ки или про­яв­ля­ют агрессию.

В зару­беж­ной лите­ра­ту­ре про­бле­ма деви­ант­но­го пове­де­ния изу­ча­ет­ся на про­тя­же­нии несколь­ких деся­ти­ле­тий. Так, Дж. Пэт­чин и С. Хин дуя выпу­сти­ли посо­бие «Напи­сан­ное оста­ет­ся. Как сде­лать интер­нет-обще­ние без­опас­ным и ком­форт­ным», пред­на­зна­чен­ное для под­рост­ков, кото­рые под­верг­лись кибербуллингу. 

Кни­га учит пра­ви­лам вир­ту­аль­но­го обще­ния и дает реко­мен­да­ции как нуж­но вести себя, что­бы не стать жерт­вой трав­ли. В нее вхо­дит мно­же­ство исто­рий под­рост­ков, кото­рые были под­вер­же­ны бул­лин­гу. М. Д. Гриф­фитс, Д. Дж. Кусс, Д. Л. Кинг изу­чи­ли зави­си­мость от видео­игр. К. Янг был раз­ра­бо­тан опрос­ник по опре­де­ле­нию сте­пе­ни интер­нет-зави­си­мо­сти. Про­бле­мам кибер­бул­лин­га посвя­ще­ны рабо­ты Б. Бел­си, С. Гор­дон, Х. М. Аль-Хатиб и др.

Уро­вень вни­ма­ния оте­че­ствен­ной нау­ки и сте­пень раз­ра­бот­ки мер про­фи­лак­ти­ки пока нель­зя соот­не­сти со ско­ро­стью рас­про­стра­не­ния интер­нет-рис­ков. Посколь­ку сете­вая без­опас­ность в нашей стране недо­ста­точ­но сфор­ми­ро­ва­на, наи­бо­лее эффек­тив­ным спо­со­бом защи­ты в Интер­не­те счи­та­ет­ся роди­тель­ский кон­троль и уста­нов­ка спе­ци­аль­ных про­грамм огра­ни­че­ния доступа. 

По наше­му мне­нию, важ­нее в этом вопро­се обще­ние и обу­че­ние ребен­ка без­опас­но­му пове­де­нию и исполь­зо­ва­нию циф­ро­вой сре­ды. В Интер­не­те под­рост­ки стал­ки­ва­ют­ся с таки­ми же рис­ка­ми, каки­ми они могут столк­нуть­ся в повсе­днев­ной жиз­ни. Но если в реаль­ной жиз­ни они могут исхо­дить от одно­класс­ни­ков, роди­те­лей, учи­те­лей, зна­ко­мых, то в гло­баль­ной сети они могут исхо­дить от любо­го человека. 

Еще одним важ­ным фак­то­ром нега­тив­но­го воз­дей­ствия Интер­не­та на под­рост­ков явля­ет­ся сидя­чий образ жиз­ни. В соче­та­ние с непра­виль­ным пита­ни­ем, может при­ве­сти к избы­точ­ной мас­се тела.

Про­бле­ма под­рост­ко­вых суи­ци­дов так­же, к сожа­ле­нию, в опре­де­лен­ной сте­пе­ни свя­за­на с интер­нет-про­стран­ством. При­мер­но 1% от всех дет­ских суи­ци­дов непо­сред­ствен­но сти­му­ли­ру­ет­ся через интер­нет так назы­ва­е­мы­ми груп­па­ми смер­ти [3].

Одна­ко, чаще все­го в Интер­не­те не при­зы­ва­ют к суи­ци­ду, но созда­ют мрач­ную атмо­сфе­ру, погру­жа­ясь в кото­рую, под­ро­сток дез­ор­га­ни­зо­вы­ва­ет­ся и вос­при­ни­ма­ет любую непри­ят­ную ситу­а­цию из реаль­ной жиз­ни как повод для самоубийства.

Вопрос пси­хо­ло­ги­че­ской про­фи­лак­ти­ки деви­ант­но­го пове­де­ния оста­ет­ся акту­аль­ным. На наш взгляд, про­бле­му мож­но решить толь­ко при тес­ном вза­и­мо­дей­ствии с роди­те­ля­ми и учи­те­ля­ми. Необ­хо­ди­мо повы­шать инфор­ма­тив­ность взрос­лых о вли­я­нии циф­ро­вой сре­ды на пси­хо­ло­ги­че­ское здо­ро­вье и лич­ност­ное благополучие. 

Необ­хо­ди­мо про­во­дить про­фи­лак­ти­че­ские бесе­ды с роди­те­ля­ми о том, что одним из основ­ных источ­ни­ков появ­ле­ния у под­рост­ков деви­ант­но­го пове­де­ния явля­ет­ся семья. Так эмпи­ри­че­ское иссле­до­ва­ние Н. В. Вла­со­вой и Г. А. Ново­кре­ще­но­вой пока­за­ло, что для всех под­рост­ков с аддик­тив­ным пове­де­ни­ем не име­ют зна­чи­мо­сти семья и ее цен­но­сти [1]. Дети, име­ю­щие внут­ри­се­мей­ные кон­флик­ты и вос­пи­ты­ва­ю­щи­е­ся в семьях, где ими мало инте­ре­су­ют­ся, боль­ше склон­ны к деви­ант­но­му пове­де­нию, в том чис­ле и в циф­ро­вой среде. 

Интер­нет дает воз­мож­ность вый­ти в яркий мир про помо­щи одной кноп­ки. Под­рост­ки не могут опре­де­лить прав­ди­вость и полез­ность всей пред­ла­га­е­мой инфор­ма­ции в циф­ро­вой сре­де. Они под­вер­га­ют­ся вли­я­нию медиа­про­стран­ства и могут быть под­верг­ну­ты мани­пу­ля­ции их сознанием. 

У зави­си­мо­го под­рост­ка мозг ста­но­вит­ся не спо­соб­ным раз­ли­чать насто­я­щую и аль­тер­на­тив­ную реаль­но­сти. Сле­до­ва­тель­но, чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние циф­ро­вых тех­но­ло­гий может нару­шить нор­маль­ные моде­ли настро­е­ния и соци­а­ли­за­ции в под­рост­ко­вом возрасте. 

В тоже вре­мя, циф­ро­вые тех­но­ло­гии могут спо­соб­ство­вать твор­че­ству под­рост­ков, ока­зы­вая под­держ­ку в выбо­ре средств выра­же­ния с помо­щью удоб­ных для поль­зо­ва­те­ля инстру­мен­тов. Неко­то­рые иссле­до­ва­ния пока­за­ли, что бло­ги или веб-жур­на­лы пози­тив­но вли­я­ют на раз­ви­тие твор­че­ско­го мыш­ле­ния под­рост­ков [6].

Итак, совре­мен­ных под­рост­ков дей­стви­тель­но мож­но назвать «циф­ро­вым поко­ле­ни­ем». Это неиз­беж­ный факт, кото­рый нуж­но не толь­ко при­ни­мать как дан­ность, но и изу­чать с науч­ных пози­ций, в том чис­ле меж­дис­ци­пли­нар­но. Интер­нет явля­ет­ся одним из основ­ных источ­ни­ком инфор­ма­ции, про­стран­ством для социализации. 

Для того, что­бы обес­пе­чить инфор­ма­ци­он­но-пси­хо­ло­ги­че­скую без­опас­ность под­рост­ков и моло­де­жи в циф­ро­вой сре­де, по наше­му мне­нию, необ­хо­ди­мо ком­плекс­ное уча­стие роди­те­лей, учи­те­лей, пси­хо­ло­гов, соци­аль­ных служб, про­вай­де­ров, вла­дель­цев соци­аль­ных сетей, что уже нахо­дит свое отра­же­ние в рабо­те обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний [4].

Для про­фи­лак­ти­ки деви­ант­но­го пове­де­ния под­рост­ков в сети Интер­нет необ­хо­ди­ма раз­ра­бот­ка и внед­ре­ние про­грамм, кото­рые носят не толь­ко инфор­ма­ци­он­ный харак­тер, но и помо­га­ют под­рост­кам само­опре­де­лит­ся, понять, что им нуж­но и инте­рес­но в совре­мен­ном мире.

Литература

  1. Вла­со­ва Н. В., Ново­кре­ще­но­ва Г. А. Срав­ни­тель­ный ана­лиз цен­ност­ных ори­ен­та­ций под­рост­ков с раз­ны­ми вида­ми аддик­тив­но­го поведения/ Пси­хопе­да­го­ги­ка в пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нах. 2019. Том 24 № 4 (79). С. 362–368.
  2. Вой­скун­ский А. Е. Пси­хо­ло­гия и Интер­нет. М.: Акро­поль, 2010.— 439 с.
  3. Коли­че­ство дет­ских суи­ци­дов в Рос­сии рас­тет не из-за «групп смер­ти» // Инфор­ма­ци­он­ное агент­ство REGNUM, 30 мар­та 2017 [Элек­трон­ный ресурс].
  4. Кома­ров В. В. Основ­ные направ­ле­ния рабо­ты Цен­тра иссле­до­ва­ний соци­аль­ных деви­а­ций г. Там­бо­ва / Про­фи­лак­ти­ка экс­тре­миз­ма в систе­ме обра­зо­ва­ния. Сбор­ник мате­ри­а­лов Цен­тра про­фи­лак­ти­ки рели­ги­оз­но­го и этни­че­ско­го экс­тре­миз­ма в обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ци­ях Рос­сий­ской Феде­ра­ции. М., 2019. С. 35–40.
  5. Кон­драш­кин А. В., Хло­мов К. Д. Деви­ант­ное пове­де­ние под­рост­ков и Интер­нет: изме­не­ние соци­аль­ной ситу­а­ции / Пси­хо­ло­гия. Жур­нал Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки. 2012. Т. 9, № 1. С. 102–113.
  6. Рома­нов Е. Н. Вли­я­ние тех­но­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти на пси­хо­ло­ги­че­ское и соци­аль­ное раз­ви­тие лич­но­сти подростков/ Мир Нау­ки, Куль­ту­ры, Обра­зо­ва­ния. № 6 (73). 2018. С. 98–100.
  7. Юде­е­ва Т. В., Теми­ро­ва Э. Э. Пси­хо­ло­ги­че­ское сопро­вож­де­ние интер­нет-соци­а­ли­за­ции под­рост­ков с деви­ант­ным пове­де­ни­ем в реаль­ном про­стран­стве / Уче­ные запис­ки Крым­ско­го инже­нер­но-педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия: Педа­го­ги­ка. Пси­хо­ло­гия 2018. № 3. С. 57–62.
Источ­ник: Моло­дежь и совре­мен­ный мир: пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия : сбор­ник науч­ных тру­дов / МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Г.Р. ДЕРЖАВИНА». – Там­бов : Изда­тель­ский дом «Дер­жа­вин­ский», 2021.

Об авторах

  • Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Кома­ров — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры соци­аль­ной и воз­раст­ной пси­хо­ло­гии ТГУ име­ни Г. Р. Дер­жа­ви­на, веду­щий пси­хо­лог Цен­тра иссле­до­ва­ний соци­аль­ных деви­а­ций ТГУ име­ни Г. Р. Державина.
  • Оль­га Оле­гов­на Чере­ми­си­на — Там­бов­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. Г. Р. Державина.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest