Современный мир уже несколько десятилетий живет в высокотехнологичное время, время Интернета, время гаджетов. При этом наиболее активными пользователями Сети являются молодежь и подростки. Одна из сложностей, с которой сталкиваются их родители, это отсутствие опыта жизни в цифровой среде.
Используя язык метафоры, мы все «подключены» к Интернету. Если нас что-то интересует, мы делаем запрос и сразу получаем результат. В виртуальном мире потребность удовлетворяется моментально. Он очень привлекателен, особенно для детей и подростков. Они легко уходят в зависимость. По данным ВЦИОМ 98% подростков каждый день пользуются Интернетом, а 89% регулярно заходят в социальные сети [1].
Степень влияния гаджетов до сих пор до конца не изучена. Очень активно проводятся исследования, но нужно понимать, что мы растим первое поколение, которое имеют полный доступ к таким технологиям. Это долгосрочный эффект и что будет дальше, пока сложно предположить. Мы не можем сказать, что будет с современной молодежью через 30–40 лет, крайне мало проводится долгосрочных исследований по данной проблематике.
Более того, мнения специалистов часто расходятся. Одни говорят о необходимости сильного ограничения пребывания в Интернете, другие считают, что это дань времени. Так, в своей монографии «Психология и Интернет» А. Е. Войскунский проводит психологический анализ вероятности развития агрессивности у детей и подростков, играющих в компьютерные и онлайновые игры.
Автор приходит к выводу о том, что влияние Интернета зависит от семейной ситуации, в которой растет ребенок. Родителям рекомендуется не запрещать игры, а вести разговор с детьми о рисках, о влиянии и о последствиях, к которым может привести их увлечение.
В свою очередь, автор указывает на то, что влияние компьютерных игр на когнитивные и мотивационно-личностные особенности по большей части признается позитивным. Так, у играющих выявлено развитие логического, прогностического и стратегического мышления, внимания, быстроты реакции, когнитивной гибкости [2]. С другой стороны, к негативным последствиям можно отнести интернет-зависимость.
В своей статье Т. В. Юдеева и Э. Э. Темирова указывают на социальную важность пребывания подростка в интернет-среде. Она заключается не только в том, что он избегает негативного и стихийного влияния улицы. Общение с ровесниками в новых формах виртуального взаимодействия значительно расширяют мировоззрение ребенка. Интернет выступает для подростков параллельной реальностью, где они общаются, находят новых друзей в социальных группах, обмениваются новостями, делятся интересами и получают множество интересной, увлекающейся для них информации [7].
Действительно, с одной стороны, меньше рисков, когда ребенок дома, а не на улице, но в Интернет-пространстве появляются другие риски. Так, например, подростки склонные к девиантному поведению в реальной жизни, находясь в дисгармонии с обществом, семьей и с собой, ищут способы для самоутверждения и могут найти их в интернет-среде, поскольку он повышает уровень свободы и снимает многие табу. Подросток теперь может выразить свои недовольства, раздражение и агрессию в цифровой среде.
В своем исследовании, посвященном подростковым девиациям в сети Интернет, А. В. Кондрашкин и К. Д. Хломов выявили, что в связи с погружением подростков в цифровую-среду, интенсивность проявлений девиантного поведения и предпосылок к нему в образовательной среде снижается, хулиганства, хамства, мелких преступлений становится меньше.
Возникают новые проявления ситуации социально-психологической дезадаптации. Для педагогов подростки, оказавшиеся в этой ситуации, выглядят не столько дерзкими хулиганами, сколько тихими, неразговорчивыми, замкнутыми, про них только известно, что они проводят много времени в Интернете и пропускают занятия [5].
На сегодняшний день к самым основным формам девиантного поведения в цифровой среде можно отнести: интернет-зависимость, кибербуллинг, хейтинг, троллинг, секстинг. Подростки могут быть вовлечены в группы-смерти или экстремистские и террористические онлайн-группы и сообщества.
Теоретико-методологический анализ научной литературы позволил нам обобщить основные формы девиантного поведения подростков в цифровой среде по степе ни направленности. Поскольку форм девиации достаточно много, и интернет-зависимый подросток, который целый день проводит в онлайн-игре, никого при этом не обижая, отличается от подростка, который в это же время, находясь в Интернете, будет участвовать в кибербуллинге своего одноклассника, нанося ему психологический вред, проявления девиантного поведения также будут различаться.
Мы предлагаем следующую классификацию:
- Пассивные цифровые девиации — к ним можно отнести интернет– зависимость, геймерство. Здесь подросток вредит только самому себе.
- Активные цифровые девиации — подросток становится участником или соучастником кибербуллинга, хейтинга, троллинга и может представлять опасность для окружающих.
- Виктимные цифровые девиации– подросток вовлекается в различные онлайн-группы, становится жертвой кибербуллинга, хейтинга, сексуального домогательства, доведения до суицида.
Практикующие психологи отмечают, что самыми частыми запросами, с которыми обращаются родители, являются интернет-зависимость, зависимость от онлайн игр и гаджетов. Как отмечают специалисты, такие подростки имеют трудности в понимании собственных чувств, переживаний своих и окружающих людей. Это же происходит с подростками, чьи родители не дают им эмоциональной поддержки или проявляют агрессию.
В зарубежной литературе проблема девиантного поведения изучается на протяжении нескольких десятилетий. Так, Дж. Пэтчин и С. Хин дуя выпустили пособие «Написанное остается. Как сделать интернет-общение безопасным и комфортным», предназначенное для подростков, которые подверглись кибербуллингу.
Книга учит правилам виртуального общения и дает рекомендации как нужно вести себя, чтобы не стать жертвой травли. В нее входит множество историй подростков, которые были подвержены буллингу. М. Д. Гриффитс, Д. Дж. Кусс, Д. Л. Кинг изучили зависимость от видеоигр. К. Янг был разработан опросник по определению степени интернет-зависимости. Проблемам кибербуллинга посвящены работы Б. Белси, С. Гордон, Х. М. Аль-Хатиб и др.
Уровень внимания отечественной науки и степень разработки мер профилактики пока нельзя соотнести со скоростью распространения интернет-рисков. Поскольку сетевая безопасность в нашей стране недостаточно сформирована, наиболее эффективным способом защиты в Интернете считается родительский контроль и установка специальных программ ограничения доступа.
По нашему мнению, важнее в этом вопросе общение и обучение ребенка безопасному поведению и использованию цифровой среды. В Интернете подростки сталкиваются с такими же рисками, какими они могут столкнуться в повседневной жизни. Но если в реальной жизни они могут исходить от одноклассников, родителей, учителей, знакомых, то в глобальной сети они могут исходить от любого человека.
Еще одним важным фактором негативного воздействия Интернета на подростков является сидячий образ жизни. В сочетание с неправильным питанием, может привести к избыточной массе тела.
Проблема подростковых суицидов также, к сожалению, в определенной степени связана с интернет-пространством. Примерно 1% от всех детских суицидов непосредственно стимулируется через интернет так называемыми группами смерти [3].
Однако, чаще всего в Интернете не призывают к суициду, но создают мрачную атмосферу, погружаясь в которую, подросток дезорганизовывается и воспринимает любую неприятную ситуацию из реальной жизни как повод для самоубийства.
Вопрос психологической профилактики девиантного поведения остается актуальным. На наш взгляд, проблему можно решить только при тесном взаимодействии с родителями и учителями. Необходимо повышать информативность взрослых о влиянии цифровой среды на психологическое здоровье и личностное благополучие.
Необходимо проводить профилактические беседы с родителями о том, что одним из основных источников появления у подростков девиантного поведения является семья. Так эмпирическое исследование Н. В. Власовой и Г. А. Новокрещеновой показало, что для всех подростков с аддиктивным поведением не имеют значимости семья и ее ценности [1]. Дети, имеющие внутрисемейные конфликты и воспитывающиеся в семьях, где ими мало интересуются, больше склонны к девиантному поведению, в том числе и в цифровой среде.
Интернет дает возможность выйти в яркий мир про помощи одной кнопки. Подростки не могут определить правдивость и полезность всей предлагаемой информации в цифровой среде. Они подвергаются влиянию медиапространства и могут быть подвергнуты манипуляции их сознанием.
У зависимого подростка мозг становится не способным различать настоящую и альтернативную реальности. Следовательно, чрезмерное использование цифровых технологий может нарушить нормальные модели настроения и социализации в подростковом возрасте.
В тоже время, цифровые технологии могут способствовать творчеству подростков, оказывая поддержку в выборе средств выражения с помощью удобных для пользователя инструментов. Некоторые исследования показали, что блоги или веб-журналы позитивно влияют на развитие творческого мышления подростков [6].
Итак, современных подростков действительно можно назвать «цифровым поколением». Это неизбежный факт, который нужно не только принимать как данность, но и изучать с научных позиций, в том числе междисциплинарно. Интернет является одним из основных источником информации, пространством для социализации.
Для того, чтобы обеспечить информационно-психологическую безопасность подростков и молодежи в цифровой среде, по нашему мнению, необходимо комплексное участие родителей, учителей, психологов, социальных служб, провайдеров, владельцев социальных сетей, что уже находит свое отражение в работе образовательных учреждений [4].
Для профилактики девиантного поведения подростков в сети Интернет необходима разработка и внедрение программ, которые носят не только информационный характер, но и помогают подросткам самоопределится, понять, что им нужно и интересно в современном мире.
Литература
- Власова Н. В., Новокрещенова Г. А. Сравнительный анализ ценностных ориентаций подростков с разными видами аддиктивного поведения/ Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. Том 24 № 4 (79). С. 362–368.
- Войскунский А. Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010.— 439 с.
- Количество детских суицидов в России растет не из-за «групп смерти» // Информационное агентство REGNUM, 30 марта 2017 [Электронный ресурс].
- Комаров В. В. Основные направления работы Центра исследований социальных девиаций г. Тамбова / Профилактика экстремизма в системе образования. Сборник материалов Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации. М., 2019. С. 35–40.
- Кондрашкин А. В., Хломов К. Д. Девиантное поведение подростков и Интернет: изменение социальной ситуации / Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9, № 1. С. 102–113.
- Романов Е. Н. Влияние технологической зависимости на психологическое и социальное развитие личности подростков/ Мир Науки, Культуры, Образования. № 6 (73). 2018. С. 98–100.
- Юдеева Т. В., Темирова Э. Э. Психологическое сопровождение интернет-социализации подростков с девиантным поведением в реальном пространстве / Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология 2018. № 3. С. 57–62.
Об авторах
- Владимир Владимирович Комаров — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и возрастной психологии ТГУ имени Г. Р. Державина, ведущий психолог Центра исследований социальных девиаций ТГУ имени Г. Р. Державина.
- Ольга Олеговна Черемисина — Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина.
Смотрите также:
- Зыков К.А., Абдалина Л.В., Комаров В.В. Особенности девиаций у старшеклассников в цифровой среде
- Польская Н.А., Якубовская Д.К. Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков
- Пономарева Е.С., Делибалт В.В. Индикаторы пресуицидального состояния несовершеннолетних в интернет-пространстве
- Шаров А.А. Специфика девиантной активности молодежи в интернет-среде