Пономарева Е.С., Делибалт В.В. Индикаторы пресуицидального состояния несовершеннолетних в интернет-пространстве

П

Введение

Онлайн-сре­да, кото­рая все чаще ста­но­вит­ся важ­ной обла­стью вза­и­мо­дей­ствия людей, име­ет свою спе­ци­фи­ку, вли­я­ю­щую на осу­ществ­ля­е­мую в Интер­не­те дея­тель­ность. Этим мож­но объ­яс­нить рас­ту­щий инте­рес пси­хо­ло­гов-иссле­до­ва­те­лей к ука­зан­ной теме. В част­но­сти, важ­ным явля­ет­ся вопрос про­яв­ле­ния суи­ци­даль­но­го пове­де­ние в интер­нет-сре­де, так как она име­ет свою специфику. 

На элек­трон­ном ресур­се Scopus за послед­ние 10 лет по запро­су «Internet» (поиск про­во­дил­ся по клю­че­вым сло­вам) было най­де­но 72653 пуб­ли­ка­ций. Далее, с уточ­не­ни­ем «suicide», были полу­че­ны дан­ные о нали­чии 140 ста­тей. При этом ана­лиз пуб­ли­ка­ций на ресур­се SciVal пока­зал зна­чи­мость про­бле­мы сре­ди исследователей. 

В част­но­сти, в рам­ках нашей ста­тьи, обра­тим вни­ма­ние на темы, каса­ю­щи­е­ся про­фи­лак­ти­ки само­убийств (Prominence percentile = 92,736), а так­же когни­тив­но-бихе­ви­о­раль­ной тера­пии и помо­щи себе (Prominence percentile = 99,549). Несмот­ря на види­мый дефи­цит работ по рас­смат­ри­ва­е­мой теме, высо­кое зна­че­ние про­ми­нент­но­сти (Prominence) гово­рит о высо­кой сте­пе­ни вни­ма­ния к ней.

Цель ста­тьи состо­ит в том, что­бы акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние на суще­ство­ва­нии еди­ниц ана­ли­за пове­де­ния в Интер­не­те, поз­во­ля­ю­щих пред­по­ло­жить нали­чие спе­ци­фи­че­ских состо­я­ний. В част­но­сти, речь идет об инди­ка­то­рах пре­су­и­ци­даль­но­го состо­я­ния под­рост­ков, поиск кото­рых осу­ществ­лял­ся в ходе исследования.

Нами была выдви­ну­та гипо­те­за о том, что пре­су­и­ци­даль­ное состо­я­ние может отра­жать­ся в дей­стви­ях, совер­ша­е­мых в онлайн-сре­де, и выра­жать­ся в про­яв­ле­нии спе­ци­фи­че­ских индикаторов.

На осно­ва­нии ана­ли­за работ Г.С. Бан­ни­ко­ва, а так­же дру­гих иссле­до­ва­те­лей мы выде­ли­ли ряд аспек­тов, харак­те­ри­зу­ю­щих пре­су­и­ци­даль­ное состо­я­ние, и ука­зы­ва­ю­щих на воз­мож­ность про­яв­ле­ния суи­ци­даль­но­го пове­де­ния.

  • Чув­ство без­на­деж­но­сти, каса­ю­ще­е­ся вос­при­я­тия с после­ду­ю­щей нега­тив­ной оцен­кой собы­тий, про­ис­хо­дя­щих с чело­ве­ком в раз­лич­ные вре­мен­ные пери­о­ды, и ожи­да­ний отно­си­тель­но будущего.
  • Чув­ство оди­но­че­ства, воз­ни­ка­ю­щее по при­чине дефи­ци­та навы­ков соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия, кото­рое при­во­дит к фруст­ри­ро­ван­но­сти соот­вет­ству­ю­щих потребностей.
  • Состо­я­ние депрес­сии, для кото­ро­го свой­ствен­на спе­ци­фи­че­ская симп­то­ма­ти­ка (напри­мер, сни­же­ние настро­е­ния, актив­но­сти пси­хи­че­ских про­цес­сов; сома­ти­че­ские нару­ше­ния), про­яв­ля­ю­ща­я­ся в про­цес­се пси­хи­че­ско­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния. Мно­гие авто­ры свя­зы­ва­ют суи­ци­даль­ные про­яв­ле­ния с нали­чи­ем депрес­сив­ной симптоматики.

В рам­ках суи­ци­даль­но­го пове­де­ния нами рас­смат­ри­ва­ет­ся когни­тив­ный ком­по­нент [7]. Сле­ду­ет отме­тить, что для пре­су­и­ци­даль­но­го состо­я­ния харак­тер­на спе­ци­фи­че­ская обра­бот­ка вос­при­ни­ма­е­мой инфор­ма­ции, созда­ю­щая поме­хи в про­цес­се при­спо­соб­ле­ния к стрес­со­вой ситу­а­ции и про­во­ци­ру­ю­щая дей­ствия суи­ци­даль­ной направленности. 

А. Бек в сво­их рабо­тах писал о суще­ство­ва­нии когни­тив­ных схем, харак­тер­ных для суи­ци­даль­но­го кри­зи­са, при исполь­зо­ва­нии кото­рых уси­ли­ва­ет­ся нега­тив­ная эмо­ци­о­наль­ная оцен­ка вос­при­ни­ма­е­мой инфор­ма­ции и, в част­но­сти, чув­ство без­на­деж­но­сти [20], а так­же сужа­ет­ся коли­че­ство вари­ан­тов дей­ствий в стрес­со­вой ситу­а­ции. На фоне дефи­ци­та раз­лич­ных стра­те­гий пове­де­ния воз­мож­ность совер­ше­ния суи­ци­даль­ных дей­ствий повышается. 

Наи­бо­лее часто к когни­тив­но­му ком­по­нен­ту отно­сят когни­тив­ные иска­же­ния, пред­став­ля­ю­щие собой «систе­ма­ти­че­ские ошиб­ки в ходе мыс­ли­тель­но­го про­цес­са (в про­ти­во­вес слу­чай­ной ошиб­ке, вызван­ной неве­же­ством)» [12, с. 1]. Они воз­ни­ка­ют чаще вслед­ствие быст­рой, мало­за­трат­ной когни­тив­ной оцен­ки ситу­а­ции, не пред­по­ла­га­ю­щей ее пол­но­го ана­ли­за [5].

Так­же сле­ду­ет отме­тить свер­хо­боб­ща­ю­щий стиль авто­био­гра­фи­че­ской памя­ти, затруд­ня­ю­щий извле­че­ние инфор­ма­ции, отно­ся­щей­ся к запе­чат­лен­ным в памя­ти еди­нич­ным кон­крет­ным собы­ти­ям, в кото­рые опре­де­лен­ный субъ­ект был вовле­чен. Этот стиль чаще свя­зы­ва­ют с состо­я­ни­ем депрес­сии и реже — с пре­су­и­ци­даль­ным состо­я­ни­ем. Эту харак­те­ри­сти­ку рас­смат­ри­ва­ли А. Атт­рилл (A. Attrill), Ф. Раес (F. Raes), Т. Ван Даэ­ле (T. VanDaele) [16; 18; 19], а так­же А. Бек — в кон­тек­сте суи­ци­даль­но­го кри­зи­са [20].

Ана­лиз лите­ра­тур­ных источ­ни­ков, в ходе кото­ро­го наи­бо­лее подроб­но были рас­смот­ре­ны рабо­ты сле­ду­ю­щих авто­ров: А.Ш. Тхо­сто­ва, Е. Пела­прат (E. Pelaprat) и Б. Бра­у­на (B. Brown), а так­же Т.Д. Мар­цин­ков­ской и А.Е. Вой­скун­ско­го [1; 3; 4; 10; 15; 17], — поз­во­лил выде­лить два типа онлайн-пове­де­ния: поиск инфор­ма­ции и ком­му­ни­ка­тив­ное. Каж­дый из них направ­лен на дости­же­ние сво­ей цели:

  1. поиск инфор­ма­ции — на удо­вле­тво­ре­ние соб­ствен­ных потреб­но­стей и инте­ре­сов, не под­ра­зу­ме­ва­ю­щих цели уста­но­ве­ния и под­дер­жа­ния соци­аль­ных контактов;
  2. ком­му­ни­ка­тив­ное онлайн-пове­де­ние — на удо­вле­тво­ре­ние потреб­но­стей соци­аль­но­го харак­те­ра. Ино­гда они могут про­во­ци­ро­вать склон­ность к про­яв­ле­нию альтруизма.

Важ­но отме­тить, что две ука­зан­ные фор­мы онлайн-пове­де­ния воз­мож­но сле­ду­ет раз­ли­чать по моти­ва­ци­он­но­му ком­по­нен­ту (во мно­гих тео­ри­ях он пози­ци­о­ни­ро­вал­ся как зна­чи­мый), так как внешне они могут быть очень похо­жи и в ходе их реа­ли­за­ции могут быть исполь­зо­ва­ны оди­на­ко­вые пат­тер­ны действий.

Допол­ни­тель­но сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на то, что «поиск инфор­ма­ции» и «ком­му­ни­ка­ци­он­ное» онлайн-пове­де­ние вза­и­мо­свя­за­ны. В зави­си­мо­сти от ситу­а­ции отно­си­тель­но друг дру­га они могут выпол­нять веду­щую и вспо­мо­га­тель­ную роли, а так­же менять­ся ими.

Онлайн-пове­де­ние сле­ду­ет опре­де­лить как фор­му соци­аль­но­го пове­де­ния, реа­ли­зу­е­мую в вир­ту­аль­ном про­стран­стве и отра­жа­ю­щую в опре­де­лен­ной сте­пе­ни инди­ви­ду­аль­но- пси­хо­ло­ги­че­ские и соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские харак­те­ри­сти­ки пользователя.

Раз­ра­бот­ка про­бле­мы про­яв­ле­ния пре­су­и­ци­даль­но­го состо­я­ния в онлайн-пове­де­нии была отра­же­на в рабо­тах А.И. Лучин­ки­ной и И.С. Лучин­ки­ной. Они так­же ука­зы­ва­ют, что лич­ность, кон­стру­и­ру­е­мая в онлайн-сре­де, име­ет общие чер­ты с реаль­ной лич­но­стью, так как стро­ит­ся на ее основе. 

Соот­вет­ствен­но, неко­то­рые чер­ты, свя­зан­ные с суи­ци­даль­ным пове­де­ни­ем раз­ной сте­пе­ни выра­жен­но­сти, могут быть обна­ру­же­ны в онлайн-пове­де­нии и высту­пать каче­стве соот­вет­ству­ю­щих инди­ка­то­ров. Авто­ры, в част­но­сти, обра­ща­ют вни­ма­ние на спе­ци­фи­че­ские эле­мен­ты само­пре­зен­та­ции, харак­те­ри­зу­ю­щие осо­бен­но­сти созда­ния и веде­ния про­фи­лей в соци­аль­ных сетях, кото­рые тоже могут высту­пать в каче­стве инди­ка­то­ров пре­су­и­ци­даль­но­го состо­я­ния [8].

Материалы и методы

В ходе иссле­до­ва­ния были исполь­зо­ва­ны сле­ду­ю­щие методики:

  1. Шка­ла оди­но­че­ства (UCLA — вер­сия 3) Д. Рас­се­ла, М. Фер­г­ю­со­на [11];
  2. Шка­ла без­на­деж­но­сти А. Бека (Hopelessness Scale, Beck et al. 1974) [11];
  3. WHO-5 Well-BeingIndex (1998) Индекс хоро­ше­го само­чув­ствия [11];
  4. Опрос­ник «Когни­тив­ные ошиб­ки в ходе интер­нет-обще­ния» И.С. Лучин­ки­ной [8];
  5. Тест неза­вер­шен­ны­х­пред­ло­же­ний SCEPT (The Sentence Completion for Events of the Past Test) Ф. Рае­са (F. Raes) [18];
  6. Инди­ви­ду­аль­но-типо­ло­ги­че­ский дет­ский опрос­ник (ИТДО) Л.Н. Соб­чик [13].

Была состав­ле­на автор­ская анке­та, часть вопро­сов кото­рой была состав­ле­на на осно­ве инфор­ма­ции из работ Д.В. Кирю­хи­ной, Г.С. Бан­ни­ко­ва и др. [6; 11], а так­же про­ве­ден кон­тент-ана­лиз по сле­ду­ю­щим кате­го­ри­ям: про­филь, ава­тар, анке­та, дру­зья и под­пис­чи­ки, под­пис­ки, фото, видео, аудио, посты, ком­мен­та­рии, — внут­ри кото­рых были выде­ле­ны более част­ные каче­ствен­ные под­ка­те­го­рии. Были обра­бо­та­ны дан­ные, нахо­дя­щих­ся в откры­том досту­пе про­фи­лей поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ной сети «ВКон­так­те».

В ходе даль­ней­ше­го эмпи­ри­че­ско­го и ста­ти­сти­че­ско­го ана­ли­за были задей­ство­ва­ны дан­ные, предо­став­лен­ные 43 респон­ден­та­ми воз­рас­та 13—15 лет (сред­ний воз­раст — 14,19 лет). 

Инфор­ма­ция о воз­мож­но­сти при­нять уча­стие в иссле­до­ва­нии раз­ме­ща­лась в груп­пах соци­аль­ной сети «ВКон­так­те»: «К ранам души ани­ме при­ло­жи», «Сатис­фак­ция», «BestandCandy», «astrosad», «груст­ная пап­ка» и «Груст­ный под­ро­сток» — в пери­од с 07.03.2020 по 26.03.2020; в отно­ше­нии полу­чен­ных мате­ри­а­лов ука­зы­ва­лось на соблю­де­ние конфиденциальности. 

Испы­ту­е­мые для иссле­до­ва­ния наби­ра­лись из лиц, согла­сив­ших­ся прой­ти пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ское обсле­до­ва­ние, а так­же дать ссыл­ку на свой про­филь в той же соци­аль­ной сети и согла­сие на обра­бот­ку обще­до­ступ­ных дан­ных в иссле­до­ва­тель­ских целях. 

Допол­ни­тель­но испы­ту­е­мые про­хо­ди­ли анке­ти­ро­ва­ние, в кото­ром ука­зы­ва­ли на нали­чие или отсут­ствие в сво­ей жиз­ни стрес­со­вых собы­тий за послед­ние 6 меся­цев и отве­ча­ли на вопро­сы по пово­ду сво­ей актив­но­сти в Интернете.

По резуль­та­там пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ско­го обсле­до­ва­ния выбор­ку было реше­но раз­де­лить на три груп­пы: кон­троль­ную груп­пу «К» — 13 чело­век; экс­пе­ри­мен­таль­ную груп­пу «Э-1» — 18 чело­век; экс­пе­ри­мен­таль­ную груп­пу «Э-2» — 12 человек.

Спе­ци­фи­ка рас­пре­де­ле­ния респон­ден­тов на груп­пы опре­де­ля­лась сле­ду­ю­щи­ми условиями.

  • К кон­троль­ной груп­пе «К» были отне­се­ны респон­ден­ты, кото­рые не наби­ра­ли кри­ти­че­ско­го коли­че­ства бал­лов ни по одной из мето­дик, пред­на­зна­чен­ных для выяв­ле­ния пре­су­и­ци­даль­но­го состо­я­ния: «Шка­ла оди­но­че­ства» Д. Рас­се­ла, «Шка­ла без­на­деж­но­сти» А. Бека и «WHO-5 Well-BeingIndex». Их пока­за­те­ли были в пре­де­лах нормы.
  • В экс­пе­ри­мен­таль­ную груп­пу «Э-1» вошли испы­ту­е­мые, у кото­рых наблю­да­лись высо­кие пока­за­те­ли по одной из ука­зан­ных методик.
  • К экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе «Э-2» мы отнес­ли испы­ту­е­мых с высо­ки­ми зна­че­ни­я­ми по двум или трем мето­ди­кам. Так­же для каж­дой из мето­дик обо­зна­че­ны кри­ти­че­ские вопро­сы, отве­ты на кото­рые поз­во­ля­ют гово­рить о нали­чии или отсут­ствии суи­ци­даль­ных рис­ков без­от­но­си­тель­но коли­че­ствен­ных пока­за­те­лей: 3, 4, 11, 19, 20 — для «Шка­лы оди­но­че­ства» Д. Рас­се­ла; 2, 9, 12, 20 — для «Шка­лы без­на­деж­но­сти» А. Бека; 1, 5 — для «WHO-5 Well-BeingIndex» [11]. Эти отве­ты учи­ты­ва­лись, если в сово­куп­но­сти с высо­ки­ми зна­че­ни­я­ми по шка­лам осталь­ных рас­смат­ри­ва­е­мых мето­дик у респон­ден­тов выяв­ля­лись суи­ци­даль­ные рис­ки по резуль­та­там всех трех мето­дик. В этом слу­чае испы­ту­е­мые так­же вхо­ди­ли в груп­пу «Э-2».

Реше­ние о раз­де­ле­ния выбор­ки таким обра­зом было при­ня­то с целью умень­ше­ния дис­ба­лан­са в груп­пах по коли­че­ству испы­ту­е­мых, кото­рый силь­но про­яв­лял­ся при раз­де­ле­нии обще­го чис­ла респон­ден­тов на две группы.

Результаты

В ходе ста­ти­сти­че­ско­го ана­ли­за пока­за­те­лей шкал мето­ди­ки «Когни­тив­ные ошиб­ки в ходе интер­нет-обще­ния» И.С. Лучин­ки­ной были задей­ство­ва­ны кри­те­рий для упо­ря­до­чен­ных аль­тер­на­тив Джонк­хи­ера и кри­те­рий Краскела—Уоллиса.

При­ме­не­ние пер­во­го кри­те­рия, из ука­зан­ных поз­во­ли­ло выявить ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые свя­зи в груп­пах «К», «Э-1» и «Э-2» по шка­лам «Чте­ние мыс­лей» (p<0,05) и «Пер­со­на­ли­за­ция» (p<0,01). Здесь так­же про­сле­жи­ва­ет­ся тен­ден­ция к уси­ле­нию этих пока­за­те­лей, свя­зан­ная с уве­ли­че­ни­ем выра­жен­но­сти пре­су­и­ци­даль­но­го состояния. 

При исполь­зо­ва­нии кри­те­рия Крас­ке­ла— Уол­ли­са ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мых резуль­та­тов полу­че­но не было. Резуль­та­ты рас­че­тов пред­став­ле­ны в табл. 1, с при­сво­е­ни­ем груп­пам «К», «Э-1» и «Э-2» соот­вет­ству­ю­ще­го поряд­ко­во­го номера.

Таблица 1. Статистически значимые различия по шкалам методики «Когнитивные ошибки в ходе интернет-общения» И.С. Лучинкиной в группах «К», «Э-1» и «Э-2»

Таблица 1. Статистически значимые различия по шкалам методики «Когнитивные ошибки в ходе интернет-общения» И.С. Лучинкиной в группах «К», «Э-1» и «Э-2»
* — Асимп­то­ти­че­ская зна­чи­мость (дву­сто­рон­няя) — p0,05. ** — Асимп­то­ти­че­ская зна­чи­мость (дву­сто­рон­няя) — p0,01.

По резуль­та­там рас­че­тов вид­но, что аспект когни­тив­но­го ком­по­нен­та пре­су­и­ци­даль­но­го состо­я­ния, свя­зан­ный с когни­тив­ны­ми иска­же­ни­я­ми, име­ет очень сла­бую проявленность. 

При этом наблю­да­ют­ся тен­ден­ции к нали­чию раз­ли­чий по сте­пе­ни выра­жен­но­сти опре­де­лен­ных пока­за­те­лей. Соот­вет­ствен­но, более силь­ные раз­ли­чия в груп­пах вид­ны по сле­ду­ю­щим шкалам.

  • «Пер­со­на­ли­за­ция» — склон­ность чело­ве­ка пере­оце­ни­вать вли­я­ние сво­их дей­ствий на собы­тия и пове­де­ние дру­гих людей, а так­же вос­при­я­тие сво­их оши­бок как оче­вид­ных и замет­ных для окружающих.
  • «Чте­ние мыс­лей» — склон­ность преду­га­ды­вать мыс­ли дру­гих людей на осно­ве име­ю­щей­ся инфор­ма­ции и резуль­та­тов эмо­ци­о­наль­ной оцен­ки, что вви­ду недо­ста­точ­но­сти исход­ных дан­ных при­во­дит к ошибкам.

В отно­ше­нии респон­ден­тов, при­няв­ших уча­стие в теку­щем иссле­до­ва­нии, сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на их воз­раст­ные особенности. 

Так как испы­ту­е­мые нахо­дят­ся в под­рост­ко­вом воз­расте, неко­то­рые из них могут про­яв­лять эго­цен­тризм в ходе мыс­ли­тель­ной дея­тель­но­сти, а это может быть одной из осо­бен­но­стей харак­те­ра уста­нов­лен­ных различий. 

Воз­мож­но, в выбор­ке более взрос­лых людей наблю­да­е­мые раз­ли­чия в выра­жен­но­сти когни­тив­ных иска­же­ний будут сильнее.

Ста­ти­сти­че­ский ана­лиз дан­ных, полу­чен­ных с помо­щью мето­ди­ки Тест неза­вер­шен­ных пред­ло­же­ний (SCEPT) Ф. Рае­са, не поз­во­лил выявить ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мых раз­ли­чий. В ходе ана­ли­за были задей­ство­ва­ны кри­те­рий Краскела—Уоллиса и кри­те­рий для упо­ря­до­чен­ных аль­тер­на­тив Джонк­хи­ера.

Это может быть свя­за­но с тем, что свер­хо­боб­ща­ю­щий стиль авто­био­гра­фи­че­ской памя­ти рас­смат­ри­ва­ет­ся в кон­тек­сте депрес­сив­но­го состо­я­ния и, по дан­ным иссле­до­ва­ний, с ним соотносится. 

Суи­ци­даль­ное пове­де­ние так­же соот­но­сят с депрес­сив­ным состо­я­ни­ем, но у респон­ден­тов нали­чие депрес­сии как диа­гно­за не под­твер­жде­но, что мог­ло повли­ять на резуль­та­ты наше­го исследования.

Далее был про­ве­ден ста­ти­сти­че­ский ана­лиз пока­за­те­лей шкал мето­ди­ки «Инди­ви­ду­аль­но- типо­ло­ги­че­ский дет­ский опрос­ник» (ИТДО) Л.Н. Соб­чик в груп­пах «К», «Э-1» и «Э-2».

Были обна­ру­же­ны раз­ли­чия по резуль­та­там при­ме­не­ния кри­те­рия Краскела—Уоллиса. В груп­пе «Э-2» наблю­да­ет­ся более высо­кая выра­жен­ность пока­за­те­ля «Аггра­ва­ция» (p<0,01) по срав­не­нию с груп­па­ми «К» и «Э-1», в кото­рых зна­че­ния по ука­зан­ной шка­ле не име­ют ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мых различий. 

Так­же наблю­да­ет­ся тен­ден­ция к уве­ли­че­нию пока­за­те­ля «Экс­тра­вер­сия» (p<0,01) по мере сни­же­ния выра­жен­но­сти пре­су­и­ци­даль­но­го состо­я­ния; соот­вет­ствен­но, мини­маль­ное зна­че­ние наблю­да­ет­ся в груп­пе «Э-2», а мак­си­маль­ное — в груп­пе «К». Резуль­та­ты рас­че­тов при­ве­де­ны в табл. 2.

Таблица 2. Статистически значимые показатели шкал ИТДО Л.Н. Собчик по результатам применения критерия Краскела-Уоллиса

Таблица 2. Статистически значимые показатели шкал ИТДО Л.Н. Собчик по результатам применения критерия Краскела-Уоллиса
** — Асимп­то­ти­че­ская зна­чи­мость (дву­сто­рон­няя) — p0,01.

Допол­ни­тель­но по кри­те­рию для упо­ря­до­чен­ных аль­тер­на­тив Джонк­хи­ера были най­де­ны зна­чи­мые резуль­та­ты по шка­ле «Тре­вож­ность» (p<0,05), а так­же по уже обо­зна­чен­ным шкалам. 

Вид­на тен­ден­ция к уве­ли­че­нию про­яв­ле­ния раз­ли­чий по груп­пам в соот­вет­ствии со сте­пе­нью выра­жен­но­сти пре­су­и­ци­даль­но­го состояния. 

Мини­маль­ное зна­че­ние пока­за­те­ля выяв­ля­ет­ся в груп­пе «К», мак­си­маль­ное — в «Э-2». В табл. 3 отра­же­ны дан­ные, полу­чен­ные в резуль­та­те про­ве­де­ния вычислений.

Таблица 3. Статистически значимые показатели шкал ИТДО Л.Н. Собчик по результатам применения критерия для упорядоченных альтернатив Джонкхиера

Таблица 3. Статистически значимые показатели шкал ИТДО Л.Н. Собчик по результатам применения критерия для упорядоченных альтернатив Джонкхиера
* — Асимп­то­ти­че­ская зна­чи­мость (дву­сто­рон­няя) — p0,05.

Целе­со­об­раз­ным кажет­ся отме­тить пери­од сбо­ра эмпи­ри­че­ских дан­ных — с 07.03.2020 по 26.03.2020, — так как в это вре­мя актив­но раз­ви­ва­лась пан­де­мия COVID-19

Обо­зна­чен­ное собы­тие име­ло миро­вой мас­штаб и повлек­ло за собой гло­баль­ную пере­строй­ку обра­за жиз­ни, в част­но­сти, пере­ход на дистан­ци­он­ные фор­мы обу­че­ния и осу­ществ­ле­ния про­фес­си­о­наль­ной деятельности. 

Соот­вет­ствен­но воз­ник­ла необ­хо­ди­мость адап­ти­ро­вать­ся к воз­ник­ше­му стрес­со­во­му собы­тию, что мог­ло послу­жить фак­то­ром, повли­яв­шим на полу­чен­ные эмпи­ри­че­ские данные. 

В этом кон­тек­сте сле­ду­ет отме­тить ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые раз­ли­чия по шка­ле «Аггра­ва­ция» в груп­пах с раз­ной сте­пе­нью выра­жен­но­сти пре­су­и­ци­даль­но­го состо­я­ния, кото­рая ука­зы­ва­ет на склон­ность пре­уве­ли­чи­вать свои про­бле­мы, состо­я­ния и неко­то­рые осо­бен­но­сти сво­е­го характера. 

Мож­но пред­по­ло­жить, что испы­ту­е­мые с рас­смат­ри­ва­е­мой харак­те­ри­сти­кой с неко­то­рой веро­ят­но­стью демон­стри­ро­ва­ли у себя уси­ле­ние фак­то­ров суи­ци­даль­но­го риска. 

Далее сле­ду­ет отме­тить лич­ност­ную тен­ден­цию к тре­вож­но­сти, раз­ли­чия меж­ду пока­за­те­ля­ми кото­рой в груп­пах так­же ока­за­лись зна­чи­мы­ми. Люди, про­яв­ля­ю­щие тре­вож­ность, могут быть оха­рак­те­ри­зо­ва­ны как мни­тель­ные, склон­ные к излиш­ним опа­се­ни­ям. Сле­до­ва­тель­но, ука­зан­ный фак­тор так­же мог быть свя­зан с интен­сив­но­стью про­яв­ле­ния испы­ту­е­мы­ми фак­то­ров суи­ци­даль­но­го риска. 

Обра­тим вни­ма­ние на зна­чи­мо более высо­кий пока­за­тель шка­лы «Экс­тра­вер­сия» в кон­троль­ной груп­пе по срав­не­нию со зна­че­ни­я­ми в груп­пах испы­ту­е­мых с выра­жен­ны­ми тен­ден­ци­я­ми к пре­су­и­ци­даль­но­му состоянию. 

Так как экс­тра­вер­сия пред­по­ла­га­ет высо­кую сте­пень общи­тель­но­сти и пред­при­им­чи­во­сти, а так­же лег­кость в постро­е­нии соци­аль­ных кон­так­тов и реа­ли­стич­ный взгляд на окру­жа­ю­щую обста­нов­ку, то, воз­мож­но, люди, обла­да­ю­щие опи­сы­ва­е­мой лич­ност­ной тен­ден­ци­ей, име­ют боль­ший ресурс для успеш­ной адап­та­ции к стрес­со­вым ситу­а­ци­ям и пере­ме­нам в усло­ви­ях жизнедеятельности.

Нами был про­ве­ден кон­тент-ана­лиз акка­ун­тов, резуль­та­ты кото­ро­го пред­став­ле­ны далее и сопо­став­ле­ны с дан­ны­ми, полу­чен­ны­ми по резуль­та­там про­хож­де­ния испы­ту­е­мы­ми методик. 

В ходе ста­ти­сти­че­ско­го ана­ли­за пока­за­те­лей под­ка­те­го­рий и кате­го­рий кон­тент-ана­ли­за исполь­зо­ва­лись кри­те­рий Краскела—Уоллиса и кри­те­рий для упо­ря­до­чен­ных аль­тер­на­тив Джонк­хи­ера.

По резуль­та­там при­ме­не­ния кри­те­рия Краскела—Уоллиса были полу­че­ны сле­ду­ю­щие дан­ные рас­че­тов. Они пока­за­ны в табл. 4. 

Таблица 4. Статистически значимые различия по подкатегориям контент-анализа, вычисленные с использованием критерия Краскела—Уоллиса

Таблица 4. Статистически значимые различия по подкатегориям контент-анализа, вычисленные с использованием критерия Краскела—Уоллиса
* — Асимп­то­ти­че­ская зна­чи­мость (дву­сто­рон­няя) — p0,05.

По под­ка­те­го­ри­ям «Изоб­ра­зи­тель­ное искус­ство» (p<0,05) и «Тема­ти­ка, близ­кая к суи­ци­даль­ной» (p<0,05) кате­го­рии «Под­пис­ки» наблю­да­ют­ся ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые раз­ли­чия в груп­пах, отра­жа­ю­щие тен­ден­цию уве­ли­че­ния выра­жен­но­сти при­зна­ка в соот­вет­ствии со сте­пе­нью про­яв­ле­ния пре­су­и­ци­даль­но­го состояния. 

Соот­вет­ствен­но, мини­маль­ные зна­че­ния про­сле­жи­ва­ют­ся в груп­пе «К», а мак­си­маль­ные — в груп­пе «Э-2».

Отно­си­тель­но высо­кие зна­че­ния по рас­смат­ри­ва­е­мым под­ка­те­го­ри­ям гово­рят о склон­но­сти респон­ден­тов под­пи­сы­вать­ся на груп­пы соци­аль­ной сети «ВКон­так­те», наце­лен­ные на сбор и обо­зре­ва­ние визу­аль­но­го кон­тен­та в виде изоб­ра­же­ний и рисун­ков («Изоб­ра­зи­тель­ное искус­ство»), а так­же груп­пы, в кото­рых пери­о­ди­че­ски встре­ча­ет­ся кон­тент, свя­зан­ный с суи­ци­даль­ной тема­ти­кой, смер­тью и, в част­но­сти, с отдель­ны­ми фак­то­ра­ми суи­ци­даль­но­го рис­ка, таки­ми как без­на­деж­ность и оди­но­че­ство («Тема­ти­ка, близ­кая к суицидальной»). 

Были полу­че­ны ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые резуль­та­ты отно­си­тель­но раз­ли­чий пока­за­те­лей по под­ка­те­го­ри­ям «Коли­че­ство ком­мен­та­ри­ев, поме­щен­ных не более одно­го меся­ца назад» (p<0,05), «Коли­че­ство соб­ствен­ных ком­мен­та­ри­ев, поме­щен­ных не более одно­го меся­ца назад» (p<0,05) и «Коли­че­ство чужих ком­мен­та­ри­ев, поме­щен­ных не более одно­го меся­ца назад» (p<0,05) кате­го­рии «Ком­мен­та­рии».

Зна­че­ния всех трех под­ка­те­го­рий более высо­кие в груп­пе «К» по срав­не­нию с груп­па­ми «Э-1» и «Э-2».

Допол­ни­тель­ные рас­че­ты с исполь­зо­ва­ни­ем кри­те­рия для упо­ря­до­чен­ных аль­тер­на­тив Джонк­хи­ера пока­за­ли ана­ло­гич­ные результаты.

Далее мы пере­чис­лим выяв­лен­ные осо­бен­но­сти про­фи­лей соци­аль­ной сети «ВКон­так­те», кото­рые могут сопут­ство­вать пре­су­и­ци­даль­но­му состоянию.

  • Нали­чие сре­ди под­пи­сок групп, ино­гда пуб­ли­ку­ю­щих кон­тент, свя­зан­ный с суи­ци­даль­ной тема­ти­кой, как в целом, так и с отдель­ны­ми рис­ка­ми. Сле­ду­ет уточ­нить, что выра­жен­ной пес­си­ми­сти­че­ской направ­лен­но­сти такие груп­пы не име­ют. Воз­мож­но, нали­чие в соот­вет­ству­ю­щем раз­де­ле про­фи­ля групп с таким кон­тен­том может быть свя­за­но с акту­аль­ным состо­я­ни­ем респондентов.
  • Так­же отме­тим тен­ден­цию к пре­об­ла­да­нию под­пи­сок на сооб­ще­ства с рисо­ван­ны­ми изоб­ра­же­ни­я­ми. Важ­но ука­зать на то, что в ходе допол­ни­тель­но про­ве­ден­ных ста­ти­сти­че­ских рас­че­тов была обна­ру­же­на силь­ная пря­мая кор­ре­ля­ци­он­ная связь меж­ду опи­сы­ва­е­мым пара­мет­ром и инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ной харак­те­ри­сти­кой «Тре­вож­ность». Это поз­во­ля­ет допу­стить, что коли­че­ство отоб­ра­жа­е­мых в про­фи­ле групп, кол­лек­ци­о­ни­ру­ю­щих рисун­ки, опо­сре­до­ван­но кор­ре­спон­ди­ру­ет с выра­жен­но­стью пре­су­и­ци­даль­но­го состояния.

Сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние на харак­те­ри­сти­ки акка­ун­та, про­яв­ля­ю­щи­е­ся в свя­зи с отсут­стви­ем пре­су­и­ци­даль­но­го состо­я­ния. Это нали­чие боль­ше­го чис­ла отоб­ра­жа­е­мых в про­фи­ле ком­мен­та­ри­ев, при­над­ле­жа­щих как само­му поль­зо­ва­те­лю, так и дру­гим людям. 

Ука­зан­ная тен­ден­ция име­ет силь­ную пря­мую кор­ре­ля­ци­он­ную связь с инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ным свой­ством «Экс­тра­вер­сия». Сле­ду­ет отме­тить, что в общем объ­е­ме про­ана­ли­зи­ро­ван­ных интер­нет-стра­ниц ком­мен­та­ри­ев почти нет.

Выводы

По резуль­та­там иссле­до­ва­ния были обна­ру­же­ны сла­бые тен­ден­ции к нали­чию свой­ствен­ных пре­су­и­ци­даль­но­му состо­я­нию когни­тив­ных иска­же­ний — пер­со­на­ли­за­ции и чте­ния мыс­лей, что гово­рит о низ­кой сте­пе­ни про­яв­лен­но­сти осо­бен­но­стей когни­тив­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния, харак­тер­ных для рас­смат­ри­ва­е­мо­го состояния.

Для отсут­ствия выра­жен­но­сти при­зна­ков пре­су­и­ци­даль­но­го состо­я­ния харак­тер­на тен­ден­ция к нали­чию на акка­ун­те поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» боль­ше­го коли­че­ства ком­мен­та­ри­ев, отно­си­тель­но пока­за­те­лей по это­му пара­мет­ру в дру­гих про­фи­лях. Выра­жен­ность это­го при­зна­ка так­же име­ет пря­мую связь с лич­ност­ной тен­ден­ци­ей к экстраверсии.

С нали­чи­ем пре­су­и­ци­даль­но­го состо­я­ния могут соот­но­сить­ся такие харак­те­ри­сти­ки про­фи­ля соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» как опре­де­лен­ная тема­ти­ка сооб­ществ, на кото­рые под­пи­сан поль­зо­ва­тель. Соот­вет­ствен­но, это груп­пы, кол­лек­ци­о­ни­ру­ю­щие рисун­ки, а так­же сооб­ще­ства, в кото­рых встре­ча­ет­ся кон­тент суи­ци­даль­ной направ­лен­но­сти и мате­ри­а­лы, отра­жа­ю­щие отдель­ные рис­ки, свя­зан­ные с суицидом.

В каче­стве заклю­че­ния отме­тим высо­кую сте­пень акту­аль­но­сти про­бле­мы, свя­зан­ной с осо­бен­но­стя­ми пове­де­ния в Интер­не­те, и соот­вет­ствен­но необ­хо­ди­мость ее разработки. 

Люди в насто­я­щее вре­мя актив­но всту­па­ют в про­цесс кибер­со­ци­а­ли­за­ции, что при­во­дит к столк­но­ве­нию в вир­ту­аль­ном про­стран­стве с новы­ми рис­ка­ми и воз­мож­но­стя­ми [2].

В свою оче­редь, это может стать ресур­сом для созда­ния эффек­тив­ных про­фи­лак­ти­че­ских про­грамм, а так­же орга­ни­за­ции и осу­ществ­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи в интер­нет-сре­де с уче­том ее специфики. 

В рам­ках даль­ней­ших иссле­до­ва­ний видит­ся целе­со­об­раз­ным рас­ши­рить выбор­ку, а так­же вклю­чить акка­ун­ты лиц, уже совер­шив­ших суицид. 

В каче­стве аль­тер­на­ти­вы может быть рас­смот­рен вари­ант сме­ще­ния фоку­са вни­ма­ния с акка­ун­тов на сооб­ще­ства, в кото­рых интер­нет-поль­зо­ва­те­ли вза­и­мо­дей­ству­ют друг с дру­гом, и рас­смот­реть ком­му­ни­ка­тив­ное пове­де­ние в Интер­не­те с уче­том кон­тек­ста пре­су­и­ци­даль­но­го состо­я­ния и нали­чия в Сети свя­зан­но­го с суи­ци­дом контента.

Литература

  1. Белин­ская Е.П., Мар­цин­ков­ская Т.Д. Иден­тич­ность в тран­зи­тив­ном обще­стве: вир­ту­аль­ность и реаль­ность // Циф­ро­вое обще­ство как куль­тур­но-исто­ри­че­ский кон­текст раз­ви­тия чело­ве­ка: сб. науч­ных ста­тей / Под общ. ред. Р.В. Ершо­вой. Колом­на: Госу­дар­ствен­ный соци­аль­но-гума­ни­тар­ный уни­вер­си­тет, 2018. С. 43—48.
  2. Бови­на И.Б., Дво­рян­чи­ков Н.В. Пове­де­ние онлайн и офлайн: две реаль­но­сти или одна? // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2020. Том 25. № 3. С. 101—115. doi:10.17759/pse.2020250309
  3. Вой­скун­ский А.Е. Кибер­пси­хо­ло­гия: совре­мен­ный этап раз­ви­тия // Южно-рос­сий­ский жур­нал соци­аль­ных наук. 2020. Том 21. № 1. С. 21—39. doi:10.31429/26190567-21-1-21-39
  4. Вой­скун­ский А.Е. Пси­хо­ло­гия кибер­сре­ды: два иссле­до­ва­тель­ских под­хо­да // Эко­пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния: эко­ло­гия дет­ства и пси­хо­ло­гия устой­чи­во­го раз­ви­тия: сб. науч­ных ста­тей (г. Москва, 17—18 мар­та 2020 г.) / Отв. ред. В.И. Панов. М.: Пси­хо­ло­ги­че­ский инсти­тут РАО; Курск: Уни­вер­си­тет­ская кни­га, 2020. С. 439—443. doi:10.24411/9999-044A-2020-00101
  5. Кане­ман Д. Думай мед­лен­но… решай быст­ро. М.: АСТ, 2021. 656 c.
  6. Кирю­хи­на Д.В. Кибер­бул­линг и пове­де­ние под­рост­ков в соци­аль­ных сетях [Элек­трон­ный ресурс]: Выпуск­ная ква­ли­фи­ка­ци­он­ная рабо­та. Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет. М., 2019. 66 с. На пра­вах рукописи.
  7. Кош­кин К.А., Бан­ни­ков Г.С., Пав­ло­ва Т.С. Стра­те­гии и мето­ды ока­за­ния кри­зис­ной пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи под­рост­кам в зави­си­мо­сти от пси­хо­ло­ги­че­ско­го состо­я­ния и лич­ност­ных  осо­бен­но­стей [Элек­трон­ный ресурс] // Вест­ник новых меди­цин­ских тех­но­ло­гий. Элек­трон­ное изда­ние. 2015. №  4. Пуб­ли­ка­ция 7—12. 8 с.
  8. Лучин­ки­на А.И. Суи­ци­даль­ная лич­ность в интер­нет-про­стран­стве // Уче­ные запис­ки Крым­ско­го инже­нер­но-педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия: Педа­го­ги­ка. Пси­хо­ло­гия. 2017. № 1. С. 109—113.
  9. Лучин­ки­на И.С. Когни­тив­ные меха­низ­мы ком­му­ни­ка­тив­но­го пове­де­ния в интер­нет- про­стран­стве // Науч­ный резуль­тат. Педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия обра­зо­ва­ния. 2018. Том 4. № 3. С. 56—70. doi:10.18413/2313-8971-2018-4-3-0-6
  10. Мар­цин­ков­ская Т.Д. Тех­но­ло­ги­че­ское и кибер­про­стран­ства: пси­хо­ло­ги­че­ский под­ход // Циф­ро­вое обще­ство как куль­тур­но-исто­ри­че­ский кон­текст раз­ви­тия чело­ве­ка: сб. науч. ста­тей и мате­ри­а­лов меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции (г. Колом­на, 12—14 фев­ра­ля 2020 г.) / Под общ. ред. Р.В. Ершо­вой. Колом­на: Госу­дар­ствен­ный соци­аль­но-гума­ни­тар­ный уни­вер­си­тет, 2020. С. 251—255.
  11. Мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции для педа­го­гов-пси­хо­ло­гов обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ций по диа­гно­сти­ке фак­то­ров рис­ка раз­ви­тия кри­зис­ных состо­я­ний с суи­ци­даль­ны­ми тен­ден­ци­я­ми у обу­ча­ю­щих­ся 7—11 клас­сов / Под ред. О.В. Вихри­стюк. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. 58 с.
  12. Моз­жу­хи­на Ю.Н. Когни­тив­ные иска­же­ния как свой­ство пове­ден­че­ских моде­лей // Про­бле­мы педа­го­ги­ки. 2017. № 9. 4 с.
  13. Соб­чик Л.Н. Пси­хо­ло­гия инди­ви­ду­аль­но­сти. Тео­рия и прак­ти­ка пси­хо­ди­а­гно­сти­ки. СПб.: Речь, 2005. 624 с.
  14. Тка­чен­ко Д.П. Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти соци­а­ли­за­ции под­рост­ков в совре­мен­ном тран­зи­тив­ном обще­стве: дисс канд. пси­хол. наук. М., 2020. 150 с. На пра­вах рукописи.
  15. Тхо­стов А.Ш. Куль­тур­но-исто­ри­че­ская пато­пси­хо­ло­гия. М.: Канон-плюс, 2020. 320 c.
  16. Attrill A. Sharing Only Parts of Me: Selective Categorical Self-Disclosure Across Internet Arenas // International Journal of Internet Science. 2012. Vol. 7. № 1. P. 55—77.
  17. Pelaprat E., Brown B. Reciprocity: Understanding online social relations [Элек­трон­ный ресурс] // First Monday. 2012. Vol. 17. № 10. 
  18. Raes F. et al. A sentence completion procedure as an alternative to the Autobiographical Memory Test for assessing overgeneral memory in non-clinical populations // Memory. 2007. Vol. 15. № 5. P. 495—507. doi:10.1080/09658210701390982
  19. Van Daele T. et al. Overgeneral autobiographical memory predicts changes in depression in a community sample // Cognition and Emotion. 2014. Vol. 28. № 7. P. 1303—1312. doi:10.1080/02699931.2013.879052
  20. Wenzel A., Beck A.T. A cognitive model of suicidal behavior : theory and treatment // Applied and preventive psychology. 2008. Vol. 12. № 4. P. 189—201.doi:10.1016/j.appsy.2008.05.001
Источ­ник: Пси­хо­ло­гия и пра­во. 2021. Том 11. № 3. C. 47—61. DOI:10.17759/psylaw.2021110304

Об авторах

  • Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на Поно­ма­ре­ва — Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
  • Вар­ва­ра Васи­льев­на Дели­балт — доцент кафед­ры юри­ди­че­ской пси­хо­ло­гии и пра­ва, факуль­тет юри­ди­че­ской психологии,Московский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest