Малыгин В.Л., Искандирова А.С., Хомерики Н.С., Смирнова Е.А., Антоненко А.А. Особенности личности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению

М

Пер­вое иссле­до­ва­ние, направ­лен­ное на выяв­ле­ние лич­ност­ных осо­бен­но­стей, пред­рас­по­ла­га­ю­щих к интер­нет-зави­си­мо­му пове­де­нию, было про­ве­де­но K. Young и R. Rodgers в 1998 г. [9].

Было уста­нов­ле­но, что лица, склон­ные к зави­си­мо­сти от интер­не­та, отли­ча­ют­ся высо­ким уров­нем абстракт­но­го мыш­ле­ния, уве­рен­но­стью в себе, чув­стви­тель­но­стью и эмо­ци­о­наль­но­стью, насто­ро­жен­но­стью в отно­ше­ни­ях с дру­ги­ми людь­ми, не про­яв­ля­ю­щие кон­форм­но­го пове­де­ния; будучи инди­ви­ду­а­ли­ста­ми, они лег­ко адап­ти­ру­ют­ся к дли­тель­ным пери­о­дам отно­си­тель­ной изо­ля­ции и спо­соб­ны доволь­ство­вать­ся лишь опо­сре­до­ван­ны­ми кон­так­та­ми с людь­ми. M. Shotton [8] счи­та­ет, что такие лица обла­да­ют шизо­ид­ны­ми чер­та­ми поведения. 

Дру­гие авто­ры [6] выде­ля­ют такие осо­бен­но­сти лич­но­сти интер­нет-зави­си­мых, как депрес­сив­ность, склон­ность к оди­но­че­ству, скром­ность и само­лю­бие [6]. Отме­ча­ли так­же [3, 5] нали­чие у интер­нет-зави­си­мых нега­тив­ной ком­му­ни­ка­тив­ной уста­нов­ки, тен­ден­ции к доми­ни­ро­ва­нию, нетер­пи­мость к кри­ти­ке, эго­цен­трич­ность, сни­жен­ную эмо­ци­о­наль­ность, замкну­тость в отно­ше­ни­ях с дру­ги­ми людь­ми, свя­зан­ные с подо­зри­тель­но­стью и обидчивостью. 

При отсут­ствии средств для реа­ли­за­ции пол­но­цен­но­го обще­ния интер­нет-аддик­ты тем не менее обна­ру­жи­ва­ют высо­кую (ино­гда доми­ни­ру­ю­щую) потреб­ность в близ­ком обще­нии «по душам». Одна­ко они не име­ют при этом доста­точ­ной соци­аль­ной сме­ло­сти для уста­нов­ле­ния отно­ше­ний с окру­жа­ю­щи­ми людь­ми в реаль­ном мире [1, 2].

При­ве­ден­ные дан­ные сви­де­тель­ству­ют о доста­точ­но поли­морф­ной струк­ту­ре лич­но­сти интер­нет-аддик­тов, в кото­рой соче­та­ют­ся под­час про­ти­во­ре­чи­вые осо­бен­но­сти, тре­бу­ю­щие уточ­не­ния с про­ве­де­ни­ем спе­ци­аль­ных исследований. 

К сожа­ле­нию, пре­об­ла­да­ю­щая часть соот­вет­ству­ю­щих иссле­до­ва­ний была про­ве­де­на в режи­ме онлайн, кото­рый дела­ет прак­ти­че­ски невоз­мож­ным кон­тро­ли­ру­е­мый отбор испытуемых. 

Исполь­зо­ван­ные выбор­ки часто не соот­вет­ство­ва­ли диа­гно­сти­че­ским кри­те­ри­ям зави­си­мо­го пове­де­ния, что свя­за­но так­же и с при­ме­не­ни­ем пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ских шкал с раз­лич­ны­ми поро­га­ми оценки.

Ска­зан­ное выше сде­ла­ло необ­хо­ди­мым про­ве­де­ние целе­на­прав­лен­но­го иссле­до­ва­ния, целью кото­ро­го было изу­че­ние осо­бен­но­стей лич­но­сти под­рост­ков, склон­ных к интер­нет-зави­си­мо­му пове­де­нию по ряду тестов и шкал.

Материал и методы

Было про­ве­де­но сплош­ное невы­бо­роч­ное исследование.

Обсле­до­ва­ли 222 под­рост­ка, уча­щих­ся 9—11-х клас­сов сред­ней шко­лы. Их сред­ний воз­раст был 15,5 лет.

Для выде­ле­ния груп­пы интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков были про­ве­де­ны тесты K. Young и S. Chen (оба теста при­ве­де­ны в ста­тье S. Chen и соавт. [7]) на интер­нет-зави­си­мость, а так­же полу­че­ны объ­ек­тив­ные дан­ные при опро­се самих под­рост­ков, их роди­те­лей и учителей.

В каче­стве кри­те­ри­ев диа­гно­сти­ки интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния опи­ра­лись на при­зна­ки, при­су­щие зави­си­мо­му пове­де­нию в целом: 

  • зло­упо­треб­ле­ние опре­де­лен­ным видом дея­тель­но­сти или веществом;
  • невоз­мож­ность субъ­ек­тив­но­го кон­тро­ля за такой дея­тель­но­стью или упо­треб­ле­ни­ем вещества; 
  • нали­чие дез­адап­та­ции, кото­рая отри­ца­тель­но вли­я­ет на меж­лич­ност­ные отно­ше­ния, здо­ро­вье, рабо­ту и учебу. 

Допол­ни­тель­ны­ми кри­те­ри­я­ми наря­ду с коли­че­ством вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го в интер­нет-сре­де, и кли­ни­че­ски­ми при­зна­ка­ми интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния явля­лись: объ­ек­тив­ная сверх­по­гло­щен­ность интер­не­том, вытес­не­ние дру­гих сто­рон соци­аль­ной и лич­ной жиз­ни (обще­ние с дру­зья­ми, обще­ствен­ная дея­тель­ность, иные увле­че­ния), сни­же­ние успе­ва­е­мо­сти. Кри­те­ри­ем исклю­че­ния явля­лось нали­чие комор­бид­ной патологии.

В основ­ную груп­пу под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем были вклю­че­ны 32 респон­ден­та, у кото­рых высо­кие пока­за­те­ли тестов на интер­нет-зави­си­мое пове­де­ние соче­та­лись с объ­ек­тив­ны­ми дан­ны­ми нали­чия такой зависимости.

В кон­троль­ную груп­пу вошли под­рост­ки без при­зна­ков интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния. По полу и воз­рас­ту они были сопо­ста­ви­мы с основ­ной группой.

Были исполь­зо­ва­ны сле­ду­ю­щие методы:

  1. тест на интер­нет-зави­си­мость K. Young [7], адап­ти­ро­ван­ный Л. Буровой;
  2. тест на выяв­ле­ние интер­нет-зави­си­мо­сти— CIAS S. Chen;
  3. анке­та участ­ни­ка (с целью сбо­ра объ­ек­тив­ной информации);
  4. опрос­ник Кет­тел­ла — HSPQ;
  5. шка­ла поис­ка ощу­ще­ний Цукермана;
  6. тест ком­му­ни­ка­тив­ных уме­ний Михельсона;
  7. моди­фи­ци­ро­ван­ный пато­ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ский опрос­ник С.И. Под­ма­зи­на для уста­нов­ле­ния типа акцен­ту­а­ции харак­те­ра и психопатии;
  8. «Телес­ный образ Я» (по М. Feldenkreiz в адап­та­ции И.А. Соловьевой);
  9. про­ек­тив­ный тест «Рису­нок человека».

Результаты и обсуждение

При исполь­зо­ва­нии шка­лы поис­ка новых ощу­ще­ний Цукер­ма­на были уста­нов­ле­ны высо­кие зна­че­ния это­го фак­то­ра (p=0,009). Оче­вид­но, дан­ный фак­тор, как и при дру­гих фор­мах хими­че­ских и нехи­ми­че­ских аддик­ций, явля­ет­ся одним из пер­вич­ных, лежа­щих в осно­ве фор­ми­ро­ва­ния любой зави­си­мо­сти. Это поз­во­ля­ет пред­по­ло­жить опре­де­лен­ное сход­ство меха­низ­мов фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-аддик­ции с дру­ги­ми вида­ми аддик­тив­но­го поведения. 

Кро­ме того, мож­но пред­по­ло­жить, что нере­а­ли­зо­ван­ная в жиз­ни потреб­ность в ост­рых (или новых) ощу­ще­ни­ях под­тал­ки­ва­ет интер­нет-аддик­та к поис­ку тако­вых в вир­ту­аль­ной среде.

Что каса­ет­ся пока­за­те­лей уров­ня ком­му­ни­ка­тив­ной ком­пе­тент­но­сти и каче­ства сфор­ми­ро­ван­но­сти основ­ных ком­му­ни­ка­тив­ных навы­ков и уме­ний (тест Михель­со­на), то в груп­пе склон­ных к интер­нет-зави­си­мо­сти под­рост­ков пре­об­ла­да­ет агрес­сив­ный стиль (р=0,021), харак­те­ри­зу­ю­щий­ся повы­шен­ной тре­вож­но­стью, уяз­ви­мо­стью и, как след­ствие, обо­ро­ни­тель­но-напа­да­ю­щей пози­ци­ей, часто исклю­ча­ю­щей бли­зость в обще­нии. С этой точ­ки зре­ния для зави­си­мых под­рост­ков обще­ние через интер­нет более без­опас­но, так как в любой момент участ­ник бесе­ды может решить, про­дол­жать ему обще­ние или прекратить. 

Под­рост­ки кон­троль­ной груп­пы демон­стри­ру­ют более ком­пе­тент­ный стиль обще­ния (р=0,032), харак­те­ри­зу­ю­щий­ся адек­ват­ным реа­ги­ро­ва­ни­ем в ситу­а­ци­ях меж­лич­ност­но­го вза­и­мо­дей­ствия, удач­ным соче­та­ни­ем допу­сти­мой агрес­сии и эмпа­тии, пони­ма­ния дру­го­го человека.

При исполь­зо­ва­нии пато­ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ско­го опрос­ни­ка С. Под­ма­зи­на были выяв­ле­ны досто­вер­но более высо­кие пока­за­те­ли у лиц, склон­ных к интер­нет-зави­си­мо­му пове­де­нию, по срав­не­нию с кон­троль­ной груп­пой по шка­лам асте­но-нев­ро­ти­че­ско­го (р=0,02), лабиль­но­го (р=0,052), демон­стра­тив­но­го (р=0,056) и неустой­чи­во­го типа (р=0,083) лич­но­сти. Эти дан­ные отра­же­ны на рис. 1.

Асте­но-нев­ро­ти­че­ские харак­те­ро­ло­ги­че­ские чер­ты про­яв­ля­лись при­зна­ка­ми пси­хи­че­ской и физи­че­ской утом­ля­е­мо­сти, раз­дра­жи­тель­но­сти, склон­но­стью к аффек­тив­ным вспыш­кам, свя­зан­ным не с пере­па­да­ми настро­е­ния, а с отчет­ли­во про­сле­жи­ва­е­мым нарас­та­ни­ем раз­дра­жи­тель­но­сти в момен­ты утом­ле­ния и склон­но­стью к ипохондричности. 

В груп­пе под­рост­ков со склон­но­стью к интер­нет-зави­си­мо­сти была более выра­жен­ной измен­чи­вость настро­е­ния. На фоне коле­ба­ний настро­е­ния у склон­ных к интер­нет-зави­си­мо­сти под­рост­ков часто воз­ни­ка­ли кон­флик­ты со сверст­ни­ка­ми и взрос­лы­ми, сопро­вож­да­ю­щи­е­ся аффек­тив­ны­ми вспыш­ка­ми и после­ду­ю­щим рас­ка­я­ни­ем и поис­ком путей при­ми­ре­ния. Такие под­рост­ки очень ост­ро и болез­нен­но пере­жи­ва­ли отвер­же­ние со сто­ро­ны эмо­ци­о­наль­но зна­чи­мых лиц, часто заме­няя обще­ние с ними интернетом.

Склон­ность к про­яв­ле­нию демон­стра­тив­ных черт лич­но­сти и про­яв­ле­ний осо­бен­но­стей лич­но­сти неустой­чи­во­го типа в основ­ной груп­пе под­рост­ков так­же харак­те­ри­зо­ва­лись более высо­ки­ми пока­за­те­ля­ми по срав­не­нию с кон­тро­лем, но в этом слу­чае раз­ли­чия не дости­га­ли сте­пе­ни ста­ти­сти­че­ской досто­вер­но­сти, т.е. нахо­ди­лись на уровне тен­ден­ции (p=0,056 и p=0,083 соот­вет­ствен­но).

В дан­ном слу­чае речь идет о жаж­де вни­ма­ния к себе со сто­ро­ны окру­жа­ю­щих, стрем­ле­нии быть заме­чен­ным. При затруд­не­нии реа­ли­за­ции дан­ной потреб­но­сти в сим­па­тии, ува­же­нии и вос­хи­ще­нии в реаль­ной жиз­ни есть воз­мож­ность сде­лать это в вир­ту­аль­ной интер­нет-сре­де, под мас­кой любо­го героя.

У под­рост­ков с чер­та­ми лич­но­сти неустой­чи­во­го типа отме­ча­лись сни­жен­ная спо­соб­ность к воле­вой регу­ля­ции пове­де­ния, недо­ста­точ­ная спо­соб­ность регу­ли­ро­вать свои вле­че­ния, удер­жи­вать­ся от удо­вле­тво­ре­ния вне­зап­но воз­ник­ших жела­ний. Они, ско­рее, плы­вут по тече­нию, при­мы­кая к более актив­ным сверст­ни­кам. Поэто­му такие под­рост­ки име­ют воз­мож­но­сти и пла­ни­ру­ют эффек­тив­ную дея­тель­ность и в интернет-среде.

По дан­ным под­рост­ко­во­го вари­ан­та опрос­ни­ка Р. Кет­тел­ла HSPQ, на уровне ста­ти­сти­че­ской тен­ден­ции были выяв­ле­ны отли­чия по пока­за­те­лям шка­лы Q3 (импуль­сив­ность — кон­троль жела­ний, р=0,06) и шка­лы С (эмо­ци­о­наль­ная устой­чи­вость — «сла­бость Эго», р=0,08).

Речь идет о таких лич­ност­ных осо­бен­но­стях под­рост­ков основ­ной груп­пы, как эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость, воз­бу­ди­мость и бес­по­кой­ство, робость, низ­кий кон­троль соб­ствен­но­го пове­де­ния, фруст­ри­ро­ван­ность (напря­жен­ность). Более чет­ко это вид­но на рис. 2.

Таким обра­зом, под­рост­ки со склон­но­стью к чрез­мер­но­му исполь­зо­ва­нию интер­не­та отли­ча­ют­ся осо­бен­но­стя­ми лич­но­сти, кото­рые обу­слов­ли­ва­ют их бес­по­мощ­ность, уста­лость и неспо­соб­ность спра­вить­ся с жиз­нен­ны­ми труд­но­стя­ми, выра­жен­ное отсут­ствие ответ­ствен­но­сти, укло­не­ние от тре­бо­ва­ний реаль­но­сти, нали­чие тревожности. 

Соче­та­ние дан­ных осо­бен­но­стей хоро­шо укла­ды­ва­ет­ся в пред­став­ле­ние об исполь­зо­ва­нии интер­нет-ресур­сов как бег­ство от дав­ле­ния соци­аль­ной сре­ды в само­сто­я­тель­но кон­тро­ли­ру­е­мую и моде­ли­ру­е­мую интернет-реальность.

В нашем иссле­до­ва­нии не было отме­че­но шизо­ид­ных черт харак­те­ра у интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков. Веро­ят­но, не аутич­ность и эмо­ци­о­наль­ная холод­ность, свой­ствен­ная шизо­ид­ной лич­но­сти, явля­ет­ся риском фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­го поведения. 

Ско­рее имен­но излиш­няя эмо­ци­о­наль­ная чув­стви­тель­ность (тре­вож­ность, эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость, низ­кая стрес­со­устой­чи­вость) более часто при­во­дят к про­бле­мам соци­аль­ной адап­та­ции и соот­вет­ствен­но бег­ству в вир­ту­аль­ную среду. 

Ско­рее все­го име­ют­ся и дру­гие моти­вы обра­ще­ния к интер­нет-ресур­сам, в част­но­сти невоз­мож­ность реа­ли­за­ции в окру­жа­ю­щей сре­де таких потреб­но­стей, как необ­хо­ди­мость про­яв­ле­ния сво­ей излиш­ней агрес­сив­но­сти или нере­а­ли­зо­ван­ность сво­е­го нар­цис­сиз­ма (демон­стра­тив­ных черт харак­те­ра), что отра­жа­ет выяв­лен­ную нами неод­но­род­ность харак­те­ро­ло­ги­че­ских свойств интернетаддиктов.

Отдель­ная часть насто­я­ще­го иссле­до­ва­ния была посвя­ще­на изу­че­нию сфор­ми­ро­ван­но­сти обра­за тела у испы­ту­е­мых кон­троль­ной и основ­ной групп. Извест­но, что для фор­ми­ро­ва­ния зре­лой лич­но­сти осо­бое зна­че­ние име­ет гар­мо­нич­ность обра­за соб­ствен­но­го «Я», в том чис­ле телес­ный опыт, при­ня­тие соб­ствен­но­го тела и чувств, эмо­ций, свя­зан­ных с ним. 

По совре­мен­ным пред­став­ле­ни­ям этим свя­зу­ю­щим зве­ном лич­но­сти и тела явля­ет­ся неосо­зна­ва­е­мый образ тела (образ телес­но­го «Я», физи­че­ско­го «Я»). Этот образ рас­смат­ри­ва­ет­ся как осно­ва само­иден­ти­фи­ка­ции чело­ве­ка, без кото­рой нет ни само­оцен­ки, ни само­со­зна­ния, ни самой личности. 

Неосо­зна­ва­е­мый образ тела поз­во­ля­ет отне­сти все чув­ствен­ное вос­при­я­тие к одно­му телу и частью осо­знать его, как при­над­ле­жа­щее одной лич­но­сти. В вос­при­я­тие тела вхо­дит все — физи­че­ские ощу­ще­ния, идеи, эмо­ции, про­ек­ции, ука­за­ния и ожи­да­ния. Образ «Я» свя­зан с тем, как тело ори­ен­ти­ру­ет­ся во вре­ме­ни и про­стран­стве, с кон­ту­ра­ми тела, кине­сте­ти­че­ски­ми ощу­ще­ни­я­ми и визу­аль­ным восприятием.

Наи­бо­лее обра­щен­ным к внеш­не­му миру ком­по­нен­том обра­за тела явля­ет­ся пред­став­ле­ние чело­ве­ка о соб­ствен­ной внеш­но­сти. Это пред­став­ле­ние закла­ды­ва­ет­ся у ребен­ка отно­си­тель­но рано, но допол­ня­ет­ся и кор­рек­ти­ру­ет­ся в более позд­нем воз­расте. Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью его фор­ми­ро­ва­ния явля­ет­ся тес­ная связь с эмо­ци­о­наль­но-цен­ност­ным отно­ше­ни­ем (само­оцен­кой). В под­рост­ко­вом и юно­ше­ском воз­расте само­оцен­ка внеш­но­сти при­об­ре­та­ет осо­бое значение. 

Таким обра­зом, образ тела вклю­ча­ет в себя эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ный ком­по­нент, кото­рый в нор­ме нераз­рыв­но свя­зан с когни­тив­ным. Неудо­вле­тво­рен­ность обра­зом тела может повлечь за собой общее сни­же­ние само­оцен­ки, а так­же иска­же­ние обра­за тела. 

Кро­ме того, выяв­ле­но, что суще­ству­ет высо­кая зави­си­мость меж­ду уров­нем лич­ност­ной депрес­сии и сте­пе­нью неудо­вле­тво­рен­но­сти телом, меж­ду удо­вле­тво­рен­но­стью телом и ощу­ще­ни­ем лич­ност­ной защи­щен­но­сти, а так­же меж­ду успеш­но­стью само­ре­а­ли­за­ции и оцен­кой соб­ствен­но­го тела.

При исполь­зо­ва­нии мето­ди­ки «Телес­ный образ Я» (мето­ди­ка М. Feldenkreiz, адап­та­ция И.А. Соло­вье­вой [4]) был выяв­лен высо­кий про­цент иска­же­ний тела под­рост­ка­ми, склон­ны­ми к интер­нет-зави­си­мо­сти. Наи­бо­лее иска­жен­ны­ми явля­лись голо­ва, дли­на шеи, шири­на бедер (или одно­го бед­ра), а так­же дли­на руки. Это может гово­рить об отде­ле­нии телес­но­сти от мен­таль­но­сти, отде­ле­ния аффек­та и чув­ствен­ной сфе­ры от сознания.

В этом аспек­те могут быть интер­пре­ти­ро­ва­ны высо­кая зна­чи­мость интел­лек­та по срав­не­нию с эмо­ци­о­наль­ной сфе­рой в систе­ме цен­но­стей, гипер­кон­троль за сво­и­ми чув­ства­ми, труд­но­сти обще­ния, тен­ден­ция к подав­ле­нию сек­су­аль­ных импульсов. 

Таким обра­зом, основ­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми основ­ной груп­пы под­рост­ков явля­ют­ся: гипер­кон­троль чувств, про­бле­мы в обще­нии, кон­троль сек­су­аль­ных импуль­сов, а так­же слож­но­сти фор­ми­ро­ва­ния ген­дер­ной идентичности.

Ска­зан­ное выше в опре­де­лен­ной мере под­твер­жда­ют резуль­та­ты обсле­до­ва­ния под­рост­ков по мето­ди­ке «Рису­нок чело­ве­ка». В рисун­ках интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков ярко выра­же­ны про­бле­мы в обще­нии, зна­чи­мость сек­су­аль­ной сфе­ры, отсут­ствие при­ня­тия мужской/женской роли, гипер­кон­троль и отде­ле­ние эмо­ций и вле­че­ний от сознания. 

Кро­ме того, для под­рост­ков основ­ной груп­пы харак­тер­но рисо­ва­ние «вымыш­лен­ных геро­ев» и инфан­тиль­ность рисун­ков. В мето­ди­ке «Рису­нок чело­ве­ка» была отме­че­на и неко­то­рая сим­во­лич­ность обра­за тела: 

1) отде­ле­ние чувств и эмо­ций от созна­ния: шея изоб­ра­же­на штри­хо­вы­ми лини­я­ми, сла­бым нажи­мом, не про­ри­со­ван стык с голо­вой, шея изоб­ра­же­на непро­пор­ци­о­наль­но тон­кой, отде­ле­на поло­сой или ворот­ни­ком, либо нари­со­ва­на толь­ко голо­ва (70% рисунков); 

2) нару­ше­ние обще­ния — руки нари­со­ва­ны за спи­ной, в кар­ма­нах, паль­цы кистей отсут­ству­ют или силь­но уко­ро­че­ны, нари­со­ва­ны мно­же­ствен­ны­ми или штри­хо­вы­ми лини­я­ми (60% рисунков); 

3) вни­ма­ние к сек­су­аль­ной сфе­ре, под­чер­ки­ва­ние женственности/мужественности: под­черк­ну­ты бед­ра, грудь, талия, узкие пле­чи в жен­ской фигу­ре; муску­ла­ту­ра, широ­кие пле­чи, узкие бед­ра — в муж­ской (80% рисунков). 

В боль­шин­стве рисун­ков сек­су­аль­но зна­чи­мые обла­сти выпол­не­ны с силь­ным нажи­мом, что гово­рит о напря­жен­но­сти в отно­ше­нии темы сексуальности.

Полу­чен­ные дан­ные сви­де­тель­ству­ют о том, что образ тела у интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков име­ет ряд осо­бен­но­стей. У них в боль­шей сте­пе­ни выра­жен гипер­кон­троль и пре­об­ла­да­ние мен­таль­но­сти над сфе­рой эмо­ций и чувств, что про­яв­ля­ет­ся сдер­жан­но­стью эмо­ци­о­наль­ных реак­ций и неосо­знан­но­стью соб­ствен­ных чувств. Отме­ча­ют­ся так­же труд­но­сти обще­ния. В сек­су­аль­ной и ген­дер­ной сфе­рах мож­но отме­тить чер­ты сек­су­аль­ной напря­жен­но­сти и труд­но­сти в фор­ми­ро­ва­нии ген­дер­ной идентичности.

При­ве­ден­ные выше дан­ные поз­во­ля­ют кон­ста­ти­ро­вать, что лич­ность под­рост­ка, склон­но­го к интер­нет-зави­си­мо­му пове­де­нию харак­те­ри­зу­ет­ся общей эмо­ци­о­наль­ной неустой­чи­во­стью, склон­но­стью пере­жи­вать одно­вре­мен­но порой поляр­ные эмо­ции, лег­кой воз­бу­ди­мо­стью — даже самое сла­бое по силе воз­дей­ствие извне спо­соб­но при­во­дить пси­хи­ку тако­го под­рост­ка к возбуждению. 

Одной из осо­бен­но­стей явля­ет­ся так­же чув­стви­тель­ность к опас­но­сти, тре­вож­ность, как след­ствие это­го обу­слов­лен­ное бег­ство от «суро­вой» реальности. 

Име­ет­ся склон­ность отде­лять телес­ность от мен­таль­но­сти, раз­де­лять эмо­ции и интел­лект, изо­ли­ро­вать соб­ствен­ные пере­жи­ва­ния, при­да­вать боль­шее зна­че­ние интел­лек­ту, чем чув­ствам (кото­рые сла­бо осо­зна­ют­ся и раз­ли­ча­ют­ся), что спо­соб­ству­ет их пред­став­ле­нию о себе как о субъ­ек­те пре­иму­ще­ствен­но на осно­ве информации. 

Телес­ный аспект сво­е­го «Я» и пред­став­ле­ния о теле в свя­зи с поло­вой при­над­леж­но­стью сла­бо диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны. Тен­ден­ция к чрез­мер­но­му кон­тро­лю сво­их побуж­де­ний у под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мо­стью про­яв­ля­ет­ся физи­че­ской зажа­то­стью, ско­ван­но­стью, тре­вож­но­стью, осо­бен­но в ситу­а­ци­ях, пред­по­ла­га­ю­щих телес­ное взаимодействие. 

След­стви­ем вли­я­ния таких лич­ност­ных свойств явля­ет­ся недо­ста­точ­ный уро­вень раз­ви­тия ком­му­ни­ка­тив­ных спо­соб­но­стей как спо­со­ба откры­то, актив­но, без чув­ства нелов­ко­сти вза­и­мо­дей­ство­вать с окружающими. 

Интер­нет в этом слу­чае поз­во­ля­ет им успеш­но вли­ять на про­цесс обще­ния, в любой момент (напри­мер, в ситу­а­ции затруд­не­ния) пре­ры­вая про­цесс ком­му­ни­ка­ции, облег­чая зада­чу обще­ния, поз­во­ляя ему про­те­кать под кон­тро­лем, без стра­ха и волнения.

Таким обра­зом, лич­ность склон­но­го к интер­нет-зави­си­мо­му пове­де­нию под­рост­ка име­ет ряд осо­бен­но­стей, кото­рые про­яв­ля­ют­ся как внут­рен­ней кар­ти­ной харак­те­ро­ло­ги­че­ских свойств, так и внеш­ни­ми чер­та­ми в виде осо­бен­но­стей поведения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Его­ров А.Ю., Куз­не­цо­ва Н.А., Пет­ро­ва Е.А. Осо­бен­но­сти лич­но­сти под­рост­ков с Интер­нет-зави­си­мо­стью. Вопро­сы пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья детей и под­рост­ков 2005; 5: 2: 20—27.
  2. Малы­гин В.Л., Хоме­ри­ки Н.С., Смир­но­ва Е.А. Лич­ност­но-харак­те­ро­ло­ги­че­ские и соци­аль­ные фак­то­ры рис­ка фор­ми­ро­ва­ния склон­но­сти к Интер­нет-зави­си­мо­сти у под­рост­ков. Интер­нет-зави­си­мость: пси­хо­ло­ги­че­ская при­ро­да и дина­ми­ка раз­ви­тия. Под ред. А.Е. Вой­скун­ско­го 2009; 199—211.
  3. Ради­о­но­ва М.С., Спир­ки­на Т.С. Харак­те­ри­сти­ки лич­ност­ной и эмо­ци­о­наль­ной сфе­ры поль­зо­ва­те­лей сети Интер­нет, склон­ных к Интер­нет-зави­си­мо­сти. Интер­нет-зави­си­мость: пси­хо­ло­ги­че­ская при­ро­да и дина­ми­ка раз­ви­тия. Ред.-сост. А.Е. Вой­скун­ский 2009; 113—137.
  4. Соло­вье­ва И.А., Мате­во­сян С.Н. Пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ский потен­ци­ал телес­но­го обра­за Я в рабо­те с лица­ми с нару­ше­ни­я­ми поло­вой иден­тич­но­сти. Пси­хо­ло­гия телес­но­сти. Меж­ду душой и телом. Под ред. В.П. Зин­чен­ко, Т.С. Леви. 2005; 270—280.
  5. Тепе­рик Р.Ф., Жуко­ва М.А. Осо­бен­но­сти обще­ния Интер­нет-зави­си­мых поль­зо­ва­те­лей. Интер­нет-зави­си­мость: пси­хо­ло­ги­че­ская при­ро­да и дина­ми­ка раз­ви­тия. Ред.-сост. А.Е. Вой­скун­ский 2009; 165—187.
  6. Caplan S.E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: development of a theory — based cognitive-behavioral measurement instrument. Computers in Human Behavior 2002; 18: 5: 553—575.
  7. Chen S.-H., Weng L.-J., Su Y.-J. et al. Development of a Chinese Internet Addiction Scale and Its Psychometric Study. Chinese Journal of Psychology 2003; 45: 3: 279—294.
  8. Shotton M.A. Computer Addiction? A Study of Computer Dependency. London: Taylor & Francis 1989; 342.
  9. Young K.S., Rodgers R.C. Internet addiction: Personality traits associated with its development. Paper presented at the 69th annual meeting of the Eastern Psychological Association — 1998.
Источ­ник: Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2011; 111(4): 105‑108.

Об авторах

  • Вла­ди­мир Лео­ни­до­вич Малы­гин — док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щий кафед­рой пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии; Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Евдо­ки­мо­ва, Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Ари­на Бай­сун­ка­ров­на Искан­ди­ро­ва — кан­ди­дат меди­цин­ских наук, доцент, кафед­ра пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии; Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Евдо­ки­мо­ва, Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Нина Сер­ге­ев­на Хоме­ри­ки — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, кафед­ра пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии; Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Евдо­ки­мо­ва, Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Анна Ана­то­льев­на Анто­нен­ко — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, кафед­ра пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии; Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Евдо­ки­мо­ва, Москва, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest