Актуальность
В последние годы Интернет вошел в жизнь, пожалуй, каждого подростка, при этом, однако, не только давая дополнительные возможности, но и способствуя реализации аддиктивных тенденций.
Влияние информационных технологий на развитие личности не может однозначно оцениваться как положительное или отрицательное, но, несомненно, это влияние является глубоким и системным.
Несформированная личность детей и подростков более всего подвержена влиянию этого нового информационного пространства. Неконтролируемое использование компьютера, гаджетов и Интернета нередко способствует возникновению различного рода техногенных зависимостей, в частности интернет-зависимости, что, в свою очередь, приводит к возникновению социальной дезадаптации [3; 5].
Особое значение в формировании интернет-аддикций имеют индивидуально-психологические свойства, а также особенности воспитания и семейных отношений [5; 10; 12; 14; 15; 16; 17; 20; 22; 23].
В частности, отмечается, что особенности семейного воспитания интернет-аддиктов характеризуются противоречивостью, непоследовательностью и низким уровнем близости членов семьи [10], выявлены достоверные положительные корреляции низкого уровня функционирования семьи с интернет-аддикцией в подростковом возрасте, а также такие черты характера подростка с интернет-аддикцией, как сниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, трудность самоконтроля как над своим поведением, так и над своими эмоциями, склонность к аффективному реагированию, общей личностной фрустрированности, недостаточная развитость эмоционального и социального интеллекта, определяющие, по сути, психологический инфантилизм. Все это имеет непосредственное влияние на формирование интернет-аддикции [12].
Особенности семейного воспитания, отдельные характерологические черты, способность к социальному взаимодействию оказывают определенное влияние на формирование ценностно-смысловой сферы подростка. В свою очередь, интернет-пространство, обладающее явными аддиктогенными свойствами, также оказывает влияние на образование ценностных ориентаций.
Старший школьный возраст является наиболее сензитивным для образования ценностных ориентаций как устойчивого свойства личности [9; 13]. Именно в этом возрасте складывается новая социальная ситуация развития, происходит осваивание области моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения в группе [8].
Избыток информации, иногда очень противоречивой, препятствует критическому суждению и не даёт возможности самоопределения [1]. Ценностная система на данном этапе еще неустойчивая и гибкая, но уже начинает в полной мере определять поведение подростка [2; 11].
С одной стороны, такие особенности, присущие подростковому периоду, как эмоциональная неустойчивость, незрелость личности, проблемы социальной адаптации, неизбежно будут подталкивать его к бегству в безопасное виртуальное пространство [19]. С другой стороны, использование
Интернета будет значительно влиять на дальнейшее формирование его ценностной сферы [7]. Изучение особенностей ценностных ориентаций интернет-зависимых подростков позволит расширить представление о феномене интернет-зависимости, поможет выяснить особенности ее формирования и, несомненно, будет полезным для разработки психокоррекционных программ для преодоления интернет-зависимости.
Цель исследования: изучение особенностей ценностно-смысловой сферы у подростков с интернет-зависимым поведением.
Объект исследования: подростки с интернет-зависимым поведением.
Предмет исследования: ценностно-смысловая сфера подростков с интернет- зависимым поведением.
Материалы и методы
Для достижения цели исследования были использованы следующие методики: «Шкала интернет-зависимости Чен» (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова; тест «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева) (СЖО); методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
Обследовано 190 учащихся 9—11 классов средних общеобразовательных школ г. Москвы в возрасте от 15 до 17 лет. Далее, по результатам «Шкалы интернет- зависимости Чен», анкетирования и клинической беседы, данная группа была поделена на две: 1 — экспериментальная, 2 — контрольная.
В экспериментальную группу вошел 21 испытуемый (средний возраст — 16,5 лет) с выраженным и устойчивым паттерном интернет-зависимого поведения. Большинство испытуемых увлекаются компьютерными играми, просмотрами фильмов, посещением различных информационных сайтов.
Интернетом пользуются более 5 часов в день (среднее время — 7—8 часов). В контрольную группу вошел 21 испытуемый (средний возраст — 16 лет) — условно здоровые подростки с минимальным риском возникновения интернет-зависимого поведения. Они используют Интернет менее 3 часов в день (среднее время — 1,5 часа).
Результаты и их обсуждение
Проведенное исследование выявило, что из всех обследованных подростков (n = 190) 11,0% имеют признаки интернет-зависимости, 42,0% злоупотребляют
Интернетом, 47, 0% признаков интернет-зависимости не обнаружили (диаграмма 1). Полученные результаты несколько расходятся с полученными нами ранее данными [6], в соответствии с которыми распространенность интернет-зависимости ограничивалась 3,86%.
Возможно, рост распространенности интернет-зависимости связан с характеристиками выборки, однако нельзя исключить нарастание распространенности данной формы поведенческой зависимости, что может быть обусловлено расширением доступности Интернета и значительным увеличением предложений различных компьютерных игр и социальных сетей.
Характеристика групп, по данным теста Чен, выявила следующее: в группе с выраженным и устойчивым паттерном интернет-зависимого поведения баллы по различным симптомам распределены следующим образом:
- Шкала компульсивных симптомов: 13,5 (стандартное отклонение (SD) — 13,5). Шкала симптомов отмены: 15,3 (SD — 17,5).
- Шкала толерантности: 12 (SD — 11,667).
- Шкала внутриличностных проблем: 15,388 (SD — 17,167).
- Шкала управления временем: 15,111 (SD — 15,834).
- Ключевые симптомы интернет-зависимости: 40,833 (SD — 42,667).
- Проблемы, связанные с интернет-зависимостью: 30 (SD — 33).
- Общий балл: от 65 и выше.
В контрольной группе испытуемые набрали от 30 до 37 баллов, и это позволяет говорить о том, что у них наблюдается минимальный риск возникновения интернет- зависимого поведения.
Значения показателей по основным шкалам (оценка средних):
- Шкала компульсивных симптомов: 6,7 (SD — 7,5).
- Шкала симптомов отмены: 7,0 (SD — 7,875).
- Шкала толерантности: 5,6 (SD — 6,5).
- Шкала внутриличностных проблем: 8,5 (SD — 8,875).
- Шкала управления временем: 6,7 (SD — 7,25).
- Ключевые симптомы интернет-зависимости: 19,4 (SD — 21,875).
- Проблемы, связанные с интернет-зависимостью: 15,3 (SD — 16,125).
- Общий балл: от 30 до 37 (SD — от 27 до 42).
Анализ данных теста «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева) обнаружил, что показатели интернет-зависимых подростков по большинству шкал ниже среднестатистических баллов и достоверно ниже (p < 0,05 по критерию U Манна — Уитни) показателей испытуемых контрольной группы (диаграмма 2).
Значимые различия получены по шкалам «Процесс жизни», «Результативность жизни», «Локус контроля — Я», «Локус контроля — жизнь».
Таблица 1. Данные теста «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева)
Выраженность различий по данным параметрам иллюстрирует диаграмма 2.
Высокие баллы по шкале «Процесс жизни» и низкие по 3-й и 4-й шкалам характеризуют интернет-зависимых подростков как гедонистов, они стараются получать как можно больше сиюминутных удовольствий, ничего не загадывая на будущее и стараясь не обращать внимания на прошлое.
Однако результаты по шкале «Результативность жизни» говорят нам о том, что для этих подростков оценка прошлого оказывается удручающей, они не считают прошлый период жизни осмысленным, результативным, не видят своей самореализации.
Соотношение показателей шкал «Локус контроля — жизнь» и «Локус контроля — Я» говорит о том, что интернет- зависимые подростки не уверены в собственных силах и возможности контролировать свою жизнь, но в то же время у них есть убеждение в том, что человек может полностью влиять на все события в своей жизни.
Полученные данные позволяют утверждать, что интернет-зависимые подростки характеризуются как люди, живущие сегодняшним или вчерашним днем, при этом у них наблюдаются признаки неудовлетворенности своей жизнью как в настоящем, так и прошлом.
Характерно наблюдаемое противоречие между представлением о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, уверенностью в том, что все действия обязательно приводят к стопроцентному успеху, и одновременно отсутствием реальных планов в достижении целей и ответственности за свои действия (локус контроля — Я), убежденностью в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее, все зависит от судьбы (локус контроля — жизнь). Возможно, это связано со сверхувлечённостью виртуальными играми, в которых волшебным образом можно добиться всего.
По методике «Ценностные ориентации» М. Рокича значимые различия выявлены по ценности «Любовь», которая важнее для интернет-зависимых. Наиболее значимые терминальные ценности в группе ИЗ:
- Счастливая семейная жизнь.
- Наличие друзей.
- Любовь.
- Здоровье.
- Развитие.
В контрольной группе:
- Наличие друзей.
- Здоровье.
- Счастливая семейная жизнь.
- Любовь.
- Развитие.
Следует отметить явное противоречие между стремлением к счастливой семейной жизни и любви и сравнительно более низкой ценностью друзей. Данное противоречие обусловливает недостаточное внимание к развитию социальных навыков, что в последующем затрудняет и создание, развитие гармоничных семейных отношений.
В свою очередь, высокая ценность семейных отношений может быть связана с неудовлетворенностью интернет-зависимых лиц собственной семьей, как было отмечено нами в более ранних работах [6].
Характерно, что при наличии высокой ценности любви и семейной жизни явно недостаточно инструментальных ценностей для их достижения — наблюдается принижение значимости таких инструментальных ценностей, как честность и образованность (диаграмма 4).
В целом по отношению к ценностным ориентациям можно выдвинуть предположение, что данные результаты отражают общее представление испытуемых экспериментальной группы о социальных ценностях (воспитанность, жизнерадостность, ответственность, самоконтроль), носят декларативный характер и являются проявлением выраженной потребности в социальной желательности, т. к. в реальной жизни интернет-зависимые подростки обнаруживают отсутствие декларируемых ими свойств.
Корреляционный анализ результатов
Результаты, полученные по методике «Шкала интернет-зависимости Чен» (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова, и результаты методики на основе теста «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева) (СЖО) были подвергнуты корреляционному анализу, в ходе которого выявлены следующие корреляционные связи (табл. 2).
Таблица 2. Связь между шкалами методики Чен и шкалами «Процесс жизни» и «Результативность жизни»
Выявлены корреляции между всеми шкалами методики Чен и процессом (интересом) жизни, а также между всеми шкалами методики Чен (кроме шкалы симптомов отмены) и результативностью жизни; между шкалой управления временем и шкалой «Локус контроля — жизнь». Все выявленные корреляционные связи являются отрицательными.
Таким образом, чем более выражены симптомы интернет-зависимости, тем ниже «наполненность жизни» и удовлетворенность от ее протекания, чем больше погруженность в виртуальную реальность, тем меньше удовлетворенность от самореализации и достижения результатов. Затруднение контроля над управлением своим временем напрямую связано с контролем над своею жизнью.
Корреляционный анализ результатов, полученных по методике «Шкала интернет- зависимости Чен» (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина, К.А. Феклисова и методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, показал наличие следующей корреляционной связи (табл. 3).
Таблица 3. Связь между шкалами методики Чен и ценностью активной жизни, материальной обеспеченности и наличия хороших друзей
Выявлена корреляция между шкалой толерантности и ценностью активной деятельной жизни. Положительная корреляционная связь нарастания времени, проведенного в Интернете, и ценности активной жизни, возможно, отражает наличие у интернет-зависимых подростков подмены активной жизни в реальности активностью в виртуальной жизни.
Характерно, что с ростом симптомов толерантности и, соответственно, увеличением времени, проводимого в Сети, снижается значимость материальных ценностей (r = −0,339). В то же время такие симптомы интернет- зависимости, как конфликты с ближайшим окружением и затруднения контроля времени, положительно коррелируют (r = 0,358 и r = 0,405 соответственно) с ценностью дружеских отношений, что выявляет определенную противоречивость мотивов интернет- зависимого подростка между значимостью виртуального мира и наличием хороших друзей.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что интернет- зависимые подростки не планируют свое будущее, а живут сегодняшним или вчерашним днем, при этом большей частью не удовлетворены своей жизнью как в настоящем, так и в прошлом.
У интернет-зависимых подростков имеется явное противоречие между представлением о себе как о сильной личности, которая способна добиться во всем абсолютного успеха, и делегированием ответственности за свои достижения другим, покорностью судьбе, в которой может «магическим» образом повезти или не повезти. Тем самым они демонстрируют известную склонность к магическому мышлению, столь характерному для ребенка.
Также следует отметить противоречие между стремлением к счастливой семейной жизни и любви и сравнительно более низкой ценностью друзей, что обусловливает недостаточное внимание к развитию социальных навыков и затрудняет создание и развитие гармоничных семейных отношений.
Наличие высокой ценности любви и семейной жизни недостаточно обеспечено инструментальными ценностями, что препятствует их достижению в будущем и, вероятно, вновь приведет к разочарованию. Чем более выражены симптомы интернет-зависимости у подростков, тем ниже у них ощущение «наполненности жизни» и удовлетворенность от ее протекания, чем больше погруженность в виртуальную реальность, тем меньше у подростков удовлетворенность от самореализации и достижения результатов.
Литература
- Астафьева О.Н., Колин К.К., Суконкин В.А. Формирование культурных ценностей общества в условиях развития информационных технологий // Культурное наследие в условиях информационного общества. Коллективная монография. – Челябинск: ЧГАКИ, 2011. – С. 76–90.
- Видинеева О.В. Особенности ценностных ориентаций и условия их формирования в старшем школьном возрасте: дис. … канд. психол. наук / Моск. откр. соц. ун-т. – М., 2003. – 186 с.
- Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. – М., 2000. – С. 100–131.
- Егоров А.Ю. Нехимические зависимости. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.
- Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т. 5, № 2. – С. 20–27.
- Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин, А.Б. Искандирова, Н.С. Хомерики [и др.]. – М.: Изд-во «Мнемозина», 2010. – 136 с.
- Мирошниченко А.В. Трансформации смысловой сферы успешных юношей с различным уровнем интернет-зависимости // Российский психологический журнал. – 2010. – Т. 7, № 2. – С. 54–58.
- Романова Э.Н. Развитие ценностных ориентаций подростков в образовательном пространстве школы: автореф. дис. … канд. психол. наук / Нижегор. гос. пед. ун-т. – Н.-Новгород, 2012. – 25 с.
- Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 183 с.
- Смирнова Е.А. Особенности семейного воспитания интернет-зависимых подростков // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. II, № 1. – С. 246–252.
- Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников: дис. … канд. психол. наук / Моск. гор. псих.-пед. ун-т. – М.: 2004. – С. 175.
- Хомерики Н.С. Индивидуально-психологические особенности подростков с интеренет-зависимым поведением: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Санкт- Петербург, 2013.
- Чудова И.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. – 2002. – Т. 22, № 1. – С. 113–117.
- Caplan S.E., Williams D., Yee N. Problematic internet use and psychosocial well-being among MMO players // Computers in Human Behavior. – 2009. – Vol. 25(6). – P. 1312–1319.
- Chiu S.I., Lee J.Z., Huang D.H. Video game addiction in children and teenagers in Taiwan // Cyberpsychology & Behavior. – 2004. – Vol. 7(5). – P. 571–581.
- Gender differences and related factors affecting online gaming addiction among Taiwanese adolescents / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.C. Chen [et al.] // Journal of Nervous and Mental Disease. – 2005. – Vol. 193. – P. 273–277.
- Griffiths M.D. Internet and video-game addiction // Adolescent addiction: Epidemiology, assessment and treatment / ed. by C. Essau. – San Diego, CA: Elselvier, 2008. – P. 231–267.
- Hamburger Y.A., Ben-Artzi E. The relationship between extraversion and neuroticism and the different uses of the Internet // Computers in Human Behaviour. – 2000. – Vol. 16. – P. 441–449.
- Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? / R. Kraut, M. Patterson, V. Lundmark [et al.] // Am. Psychol. – 1998. – Vol. 53. – P. 1017–1031.
- Problem gambling in adolescence: relationships with internet misuse, gaming abuse and emotional intelligence / J.D.A. Parker, R.N. Taylor, J.M. Eastabrook [et al.] // Personality and Individual Differences. – 2008. – Vol. 45. – P. 174–180.
- Psychiatric features of individuals with problematic internet use / N.A. Shapira, T.D. Goldsmith, P.E. Keck, Jr. [et al.] // Journal of Affective Disorders. – 2000 January-March. – Vol. 57, № 1–3. – P. 267–272.
- The development of the self in the era of the Internet and role-playing fantasy games / S.E. Allison, L. von Wahlde, T. Shockley [et al.] // The American Journal of Psychiatry. – 2006. – Vol. 163(3). – P. 381–385.
- The relationship between online game addiction and aggression, self-control and narcissistic personality traits / E.J. Kim, K. Namkoong, T. Ku [et al.] // European Psychiatry. – 2008. – Vol. 23(3). – P. 212–218.
Об авторах
- Владимир Леонидович Малыгин — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Российская Федерация.
- Юлия Александровна Меркурьева — преподаватель кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Российская Федерация.
- Арина Байсункаровна Искандирова — кандидат медицинских наук, доцент, кафедра психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Российская Федерация.
- Елена Евгеньевна Пахтусова — старший преподаватель кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, ул. Делегатская, Москва, Российская Федерация.
- Анна Вячеславовна Прокофьева — Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Российская Федерация.
Смотрите также:
- Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. Нейропсихологический профиль подростков с интернет-зависимым поведением
- Нестеренко Е. А. Личностные особенности подростков с разной склонностью к интернет-зависимости
- Павлова Е.А. О необходимости и возможностях профилактики интернет-зависимости у учащихся
- Пережогин Л.О. Интернет-аддикция в подростковой среде