Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е., Прокофьева А.В. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением

М

Актуальность

В послед­ние годы Интер­нет вошел в жизнь, пожа­луй, каж­до­го под­рост­ка, при этом, одна­ко, не толь­ко давая допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти, но и спо­соб­ствуя реа­ли­за­ции аддик­тив­ных тенденций. 

Вли­я­ние инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий на раз­ви­тие лич­но­сти не может одно­знач­но оце­ни­вать­ся как поло­жи­тель­ное или отри­ца­тель­ное, но, несо­мнен­но, это вли­я­ние явля­ет­ся глу­бо­ким и системным. 

Нес­фор­ми­ро­ван­ная лич­ность детей и под­рост­ков более все­го под­вер­же­на вли­я­нию это­го ново­го инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства. Некон­тро­ли­ру­е­мое исполь­зо­ва­ние ком­пью­те­ра, гад­же­тов и Интер­не­та неред­ко спо­соб­ству­ет воз­ник­но­ве­нию раз­лич­но­го рода тех­но­ген­ных зави­си­мо­стей, в част­но­сти интер­нет-зави­си­мо­сти, что, в свою оче­редь, при­во­дит к воз­ник­но­ве­нию соци­аль­ной дез­адап­та­ции [3; 5]. 

Осо­бое зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии интер­нет-аддик­ций име­ют инди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства, а так­же осо­бен­но­сти вос­пи­та­ния и семей­ных отно­ше­ний [5; 10; 12; 14; 15; 16; 17; 20; 22; 23]. 

В част­но­сти, отме­ча­ет­ся, что осо­бен­но­сти семей­но­го вос­пи­та­ния интер­нет-аддик­тов харак­те­ри­зу­ют­ся про­ти­во­ре­чи­во­стью, непо­сле­до­ва­тель­но­стью и низ­ким уров­нем бли­зо­сти чле­нов семьи [10], выяв­ле­ны досто­вер­ные поло­жи­тель­ные кор­ре­ля­ции низ­ко­го уров­ня функ­ци­о­ни­ро­ва­ния семьи с интер­нет-аддик­ци­ей в под­рост­ко­вом воз­расте, а так­же такие чер­ты харак­те­ра под­рост­ка с интер­нет-аддик­ци­ей, как сни­жен­ная само­оцен­ка, эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость, труд­ность само­кон­тро­ля как над сво­им пове­де­ни­ем, так и над сво­и­ми эмо­ци­я­ми, склон­ность к аффек­тив­но­му реа­ги­ро­ва­нию, общей лич­ност­ной фруст­ри­ро­ван­но­сти, недо­ста­точ­ная раз­ви­тость эмо­ци­о­наль­но­го и соци­аль­но­го интел­лек­та, опре­де­ля­ю­щие, по сути, пси­хо­ло­ги­че­ский инфан­ти­лизм. Все это име­ет непо­сред­ствен­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние интер­нет-аддик­ции [12].

Осо­бен­но­сти семей­но­го вос­пи­та­ния, отдель­ные харак­те­ро­ло­ги­че­ские чер­ты, спо­соб­ность к соци­аль­но­му вза­и­мо­дей­ствию ока­зы­ва­ют опре­де­лен­ное вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние цен­ност­но-смыс­ло­вой сфе­ры под­рост­ка. В свою оче­редь, интер­нет-про­стран­ство, обла­да­ю­щее явны­ми аддик­то­ген­ны­ми свой­ства­ми, так­же ока­зы­ва­ет вли­я­ние на обра­зо­ва­ние цен­ност­ных ориентаций.

Стар­ший школь­ный воз­раст явля­ет­ся наи­бо­лее сен­зи­тив­ным для обра­зо­ва­ния цен­ност­ных ори­ен­та­ций как устой­чи­во­го свой­ства лич­но­сти [9; 13]. Имен­но в этом воз­расте скла­ды­ва­ет­ся новая соци­аль­ная ситу­а­ция раз­ви­тия, про­ис­хо­дит осва­и­ва­ние обла­сти мораль­ных норм, на осно­ве кото­рых стро­ят­ся соци­аль­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния в груп­пе [8].

Избы­ток инфор­ма­ции, ино­гда очень про­ти­во­ре­чи­вой, пре­пят­ству­ет кри­ти­че­ско­му суж­де­нию и не даёт воз­мож­но­сти само­опре­де­ле­ния [1]. Цен­ност­ная систе­ма на дан­ном эта­пе еще неустой­чи­вая и гиб­кая, но уже начи­на­ет в пол­ной мере опре­де­лять пове­де­ние под­рост­ка [2; 11]. 

С одной сто­ро­ны, такие осо­бен­но­сти, при­су­щие под­рост­ко­во­му пери­о­ду, как эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость, незре­лость лич­но­сти, про­бле­мы соци­аль­ной адап­та­ции, неиз­беж­но будут под­тал­ки­вать его к бег­ству в без­опас­ное вир­ту­аль­ное про­стран­ство [19]. С дру­гой сто­ро­ны, использование

Интер­не­та будет зна­чи­тель­но вли­ять на даль­ней­шее фор­ми­ро­ва­ние его цен­ност­ной сфе­ры [7]. Изу­че­ние осо­бен­но­стей цен­ност­ных ори­ен­та­ций интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков поз­во­лит рас­ши­рить пред­став­ле­ние о фено­мене интер­нет-зави­си­мо­сти, помо­жет выяс­нить осо­бен­но­сти ее фор­ми­ро­ва­ния и, несо­мнен­но, будет полез­ным для раз­ра­бот­ки пси­хо­кор­рек­ци­он­ных про­грамм для пре­одо­ле­ния интернет-зависимости.

Цель   иссле­до­ва­ния: изу­че­ние   осо­бен­но­стей   цен­ност­но-смыс­ло­вой    сфе­ры    у под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мым поведением.

Объ­ект иссле­до­ва­ния: под­рост­ки с интер­нет-зави­си­мым поведением.

Пред­мет иссле­до­ва­ния: цен­ност­но-смыс­ло­вая сфе­ра под­рост­ков с интер­нет- зави­си­мым поведением.

Материалы и методы

Для дости­же­ния цели иссле­до­ва­ния были исполь­зо­ва­ны сле­ду­ю­щие мето­ди­ки: «Шка­ла интер­нет-зави­си­мо­сти Чен» (CIAS) в адап­та­ции В.Л. Малы­ги­на, К.А. Фек­ли­со­ва; тест «Смысло­жиз­нен­ные ори­ен­та­ции» (в адап­та­ции Д.А. Леон­тье­ва) (СЖО); мето­ди­ка «Цен­ност­ные ори­ен­та­ции» М. Рокича.

Обсле­до­ва­но 190 уча­щих­ся 9—11 клас­сов сред­них обще­об­ра­зо­ва­тель­ных школ г. Моск­вы в воз­расте от 15 до 17 лет. Далее, по резуль­та­там «Шка­лы интер­нет- зави­си­мо­сти Чен», анке­ти­ро­ва­ния и кли­ни­че­ской бесе­ды, дан­ная груп­па была поде­ле­на на две: 1 — экс­пе­ри­мен­таль­ная, 2 — контрольная.

В экс­пе­ри­мен­таль­ную груп­пу вошел 21 испы­ту­е­мый (сред­ний воз­раст — 16,5 лет) с выра­жен­ным и устой­чи­вым пат­тер­ном интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния. Боль­шин­ство испы­ту­е­мых увле­ка­ют­ся ком­пью­тер­ны­ми игра­ми, про­смот­ра­ми филь­мов, посе­ще­ни­ем раз­лич­ных инфор­ма­ци­он­ных сайтов. 

Интер­не­том поль­зу­ют­ся более 5 часов в день (сред­нее вре­мя — 7—8 часов). В кон­троль­ную груп­пу вошел 21 испы­ту­е­мый (сред­ний воз­раст — 16 лет) — услов­но здо­ро­вые под­рост­ки с мини­маль­ным риском воз­ник­но­ве­ния интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния. Они исполь­зу­ют Интер­нет менее 3 часов в день (сред­нее вре­мя — 1,5 часа).

Результаты и их обсуждение

Про­ве­ден­ное иссле­до­ва­ние выяви­ло, что из всех обсле­до­ван­ных под­рост­ков (n = 190) 11,0% име­ют при­зна­ки интер­нет-зави­си­мо­сти, 42,0% злоупотребляют

Интер­не­том, 47, 0% при­зна­ков интер­нет-зави­си­мо­сти не обна­ру­жи­ли (диа­грам­ма 1). Полу­чен­ные резуль­та­ты несколь­ко рас­хо­дят­ся с полу­чен­ны­ми нами ранее дан­ны­ми [6], в соот­вет­ствии с кото­ры­ми рас­про­стра­нен­ность интер­нет-зави­си­мо­сти огра­ни­чи­ва­лась 3,86%.

Диаграмма 1. Распространенность интернет-зависимости в выборке
Диа­грам­ма 1. Рас­про­стра­нен­ность интер­нет-зави­си­мо­сти в выборке

Воз­мож­но, рост рас­про­стра­нен­но­сти интер­нет-зави­си­мо­сти свя­зан с харак­те­ри­сти­ка­ми выбор­ки, одна­ко нель­зя исклю­чить нарас­та­ние рас­про­стра­нен­но­сти дан­ной фор­мы пове­ден­че­ской зави­си­мо­сти, что может быть обу­слов­ле­но рас­ши­ре­ни­ем доступ­но­сти Интер­не­та и зна­чи­тель­ным уве­ли­че­ни­ем пред­ло­же­ний раз­лич­ных ком­пью­тер­ных игр и соци­аль­ных сетей. 

Харак­те­ри­сти­ка групп, по дан­ным теста Чен, выяви­ла сле­ду­ю­щее: в груп­пе с выра­жен­ным и устой­чи­вым пат­тер­ном интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния бал­лы по раз­лич­ным симп­то­мам рас­пре­де­ле­ны сле­ду­ю­щим образом:

  • Шка­ла ком­пуль­сив­ных симп­то­мов: 13,5 (стан­дарт­ное откло­не­ние (SD) — 13,5). Шка­ла симп­то­мов отме­ны: 15,3 (SD — 17,5).
  • Шка­ла толе­рант­но­сти: 12 (SD — 11,667).
  • Шка­ла внут­ри­лич­ност­ных про­блем: 15,388 (SD — 17,167).
  • Шка­ла управ­ле­ния вре­ме­нем: 15,111 (SD — 15,834).
  • Клю­че­вые симп­то­мы интер­нет-зави­си­мо­сти: 40,833 (SD — 42,667).
  • Про­бле­мы, свя­зан­ные с интер­нет-зави­си­мо­стью: 30 (SD — 33).
  • Общий балл: от 65 и выше.

В кон­троль­ной груп­пе испы­ту­е­мые набра­ли от 30 до 37 бал­лов, и это поз­во­ля­ет гово­рить о том, что у них наблю­да­ет­ся мини­маль­ный риск воз­ник­но­ве­ния интер­нет- зави­си­мо­го поведения.

Зна­че­ния пока­за­те­лей по основ­ным шка­лам (оцен­ка средних):

  • Шка­ла ком­пуль­сив­ных симп­то­мов: 6,7 (SD — 7,5).
  • Шка­ла симп­то­мов отме­ны: 7,0 (SD — 7,875).
  • Шка­ла толе­рант­но­сти: 5,6 (SD — 6,5).
  • Шка­ла внут­ри­лич­ност­ных про­блем: 8,5 (SD — 8,875).
  • Шка­ла управ­ле­ния вре­ме­нем: 6,7 (SD — 7,25).
  • Клю­че­вые симп­то­мы интер­нет-зави­си­мо­сти: 19,4 (SD — 21,875).
  • Про­бле­мы, свя­зан­ные с интер­нет-зави­си­мо­стью: 15,3 (SD — 16,125).
  • Общий балл: от 30 до 37 (SD — от 27 до 42).

Ана­лиз дан­ных теста «Смысло­жиз­нен­ные ори­ен­та­ции» (в адап­та­ции Д.А. Леон­тье­ва) обна­ру­жил, что пока­за­те­ли интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков по боль­шин­ству шкал ниже сред­не­ста­ти­сти­че­ских бал­лов и досто­вер­но ниже (p < 0,05 по кри­те­рию U Ман­на — Уит­ни) пока­за­те­лей испы­ту­е­мых кон­троль­ной груп­пы (диа­грам­ма 2). 

Зна­чи­мые раз­ли­чия полу­че­ны по шка­лам «Про­цесс жиз­ни», «Резуль­та­тив­ность жиз­ни», «Локус кон­тро­ля — Я», «Локус кон­тро­ля — жизнь».

Таблица 1. Данные теста «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева)

Таблица 1. Данные теста «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева)

Выра­жен­ность раз­ли­чий по дан­ным пара­мет­рам иллю­стри­ру­ет диа­грам­ма 2.

Диаграмма 2. Смысложизненные ориентации в исследуемых группах
Диа­грам­ма 2. Смысло­жиз­нен­ные ори­ен­та­ции в иссле­ду­е­мых груп­пах
При­ме­ча­ние: зна­чи­мые раз­ли­чия отмечены *.

Высо­кие бал­лы по шка­ле «Про­цесс жиз­ни» и низ­кие по 3-й и 4-й шка­лам харак­те­ри­зу­ют интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков как гедо­ни­стов, они ста­ра­ют­ся полу­чать как мож­но боль­ше сию­ми­нут­ных удо­воль­ствий, ниче­го не зага­ды­вая на буду­щее и ста­ра­ясь не обра­щать вни­ма­ния на прошлое. 

Одна­ко резуль­та­ты по шка­ле «Резуль­та­тив­ность жиз­ни» гово­рят нам о том, что для этих под­рост­ков оцен­ка про­шло­го ока­зы­ва­ет­ся удру­ча­ю­щей, они не счи­та­ют про­шлый пери­од жиз­ни осмыс­лен­ным, резуль­та­тив­ным, не видят сво­ей самореализации. 

Соот­но­ше­ние пока­за­те­лей шкал «Локус кон­тро­ля — жизнь» и «Локус кон­тро­ля — Я» гово­рит о том, что интер­нет- зави­си­мые под­рост­ки не уве­ре­ны в соб­ствен­ных силах и воз­мож­но­сти кон­тро­ли­ро­вать свою жизнь, но в то же вре­мя у них есть убеж­де­ние в том, что чело­век может пол­но­стью вли­ять на все собы­тия в сво­ей жизни. 

Полу­чен­ные дан­ные поз­во­ля­ют утвер­ждать, что интер­нет-зави­си­мые под­рост­ки харак­те­ри­зу­ют­ся как люди, живу­щие сего­дняш­ним или вче­раш­ним днем, при этом у них наблю­да­ют­ся при­зна­ки неудо­вле­тво­рен­но­сти сво­ей жиз­нью как в насто­я­щем, так и прошлом. 

Харак­тер­но наблю­да­е­мое про­ти­во­ре­чие меж­ду пред­став­ле­ни­ем о себе как о силь­ной лич­но­сти, обла­да­ю­щей доста­точ­ной сво­бо­дой выбо­ра, что­бы постро­ить свою жизнь в соот­вет­ствии со сво­и­ми целя­ми и пред­став­ле­ни­я­ми о ее смыс­ле, уве­рен­но­стью в том, что все дей­ствия обя­за­тель­но при­во­дят к сто­про­цент­но­му успе­ху, и одно­вре­мен­но отсут­стви­ем реаль­ных пла­нов в дости­же­нии целей и ответ­ствен­но­сти за свои дей­ствия (локус кон­тро­ля — Я), убеж­ден­но­стью в том, что жизнь чело­ве­ка непод­власт­на созна­тель­но­му кон­тро­лю, что сво­бо­да выбо­ра иллю­зор­на и бес­смыс­лен­но что-либо зага­ды­вать на буду­щее, все зави­сит от судь­бы (локус кон­тро­ля — жизнь). Воз­мож­но, это свя­за­но со сверхувле­чён­но­стью вир­ту­аль­ны­ми игра­ми, в кото­рых вол­шеб­ным обра­зом мож­но добить­ся всего.

По мето­ди­ке «Цен­ност­ные ори­ен­та­ции» М. Роки­ча зна­чи­мые раз­ли­чия выяв­ле­ны по цен­но­сти «Любовь», кото­рая важ­нее для интер­нет-зави­си­мых. Наи­бо­лее зна­чи­мые тер­ми­наль­ные цен­но­сти в груп­пе ИЗ:

  1. Счаст­ли­вая семей­ная жизнь.
  2. Нали­чие друзей.
  3. Любовь.
  4. Здо­ро­вье.
  5. Раз­ви­тие.

В кон­троль­ной группе:

  1. Нали­чие друзей.
  2. Здо­ро­вье.
  3. Счаст­ли­вая семей­ная жизнь.
  4. Любовь.
  5. Раз­ви­тие.
Диаграмма 3. Наиболее значимые терминальные ценности
Диа­грам­ма 3. Наи­бо­лее зна­чи­мые тер­ми­наль­ные ценности

Сле­ду­ет отме­тить явное про­ти­во­ре­чие меж­ду стрем­ле­ни­ем к счаст­ли­вой семей­ной жиз­ни и люб­ви и срав­ни­тель­но более низ­кой цен­но­стью дру­зей. Дан­ное про­ти­во­ре­чие обу­слов­ли­ва­ет недо­ста­точ­ное вни­ма­ние к раз­ви­тию соци­аль­ных навы­ков, что в после­ду­ю­щем затруд­ня­ет и созда­ние, раз­ви­тие гар­мо­нич­ных семей­ных отношений. 

В свою оче­редь, высо­кая цен­ность семей­ных отно­ше­ний может быть свя­за­на с неудо­вле­тво­рен­но­стью интер­нет-зави­си­мых лиц соб­ствен­ной семьей, как было отме­че­но нами в более ран­них рабо­тах [6].

Харак­тер­но, что при нали­чии высо­кой цен­но­сти люб­ви и семей­ной жиз­ни явно недо­ста­точ­но инстру­мен­таль­ных цен­но­стей для их дости­же­ния — наблю­да­ет­ся при­ни­же­ние зна­чи­мо­сти таких инстру­мен­таль­ных цен­но­стей, как чест­ность и обра­зо­ван­ность (диа­грам­ма 4).

Диаграмма 4. Наиболее значимые инструментальные ценности
Диа­грам­ма 4. Наи­бо­лее зна­чи­мые инстру­мен­таль­ные ценности

В целом по отно­ше­нию к цен­ност­ным ори­ен­та­ци­ям мож­но выдви­нуть пред­по­ло­же­ние, что дан­ные резуль­та­ты отра­жа­ют общее пред­став­ле­ние испы­ту­е­мых экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пы о соци­аль­ных цен­но­стях (вос­пи­тан­ность, жиз­не­ра­дост­ность, ответ­ствен­ность, само­кон­троль), носят декла­ра­тив­ный харак­тер и явля­ют­ся про­яв­ле­ни­ем выра­жен­ной потреб­но­сти в соци­аль­ной жела­тель­но­сти, т. к. в реаль­ной жиз­ни интер­нет-зави­си­мые под­рост­ки обна­ру­жи­ва­ют отсут­ствие декла­ри­ру­е­мых ими свойств.

Корреляционный анализ результатов

Резуль­та­ты, полу­чен­ные по мето­ди­ке «Шка­ла интер­нет-зави­си­мо­сти Чен» (CIAS) в адап­та­ции В.Л. Малы­ги­на, К.А. Фек­ли­со­ва, и резуль­та­ты мето­ди­ки на осно­ве теста «Смысло­жиз­нен­ные ори­ен­та­ции» (в адап­та­ции Д.А. Леон­тье­ва) (СЖО) были под­верг­ну­ты кор­ре­ля­ци­он­но­му ана­ли­зу, в ходе кото­ро­го выяв­ле­ны сле­ду­ю­щие кор­ре­ля­ци­он­ные свя­зи (табл. 2).

Таблица 2. Связь между шкалами методики Чен и шкалами «Процесс жизни» и «Результативность жизни»

Таблица 2. Связь между шкалами методики Чен и шкалами «Процесс жизни» и «Результативность жизни»
При­ме­ча­ние: * — кор­ре­ля­ция зна­чи­ма на уровне 0,05 (2-сто­рон­няя); ** — кор­ре­ля­ция зна­чи­ма на уровне 0,01 (2-сто­рон­няя).

Выяв­ле­ны кор­ре­ля­ции меж­ду все­ми шка­ла­ми мето­ди­ки Чен и про­цес­сом (инте­ре­сом) жиз­ни, а так­же меж­ду все­ми шка­ла­ми мето­ди­ки Чен (кро­ме шка­лы симп­то­мов отме­ны) и резуль­та­тив­но­стью жиз­ни; меж­ду шка­лой управ­ле­ния вре­ме­нем и шка­лой «Локус кон­тро­ля — жизнь». Все выяв­лен­ные кор­ре­ля­ци­он­ные свя­зи явля­ют­ся отрицательными. 

Таким обра­зом, чем более выра­же­ны симп­то­мы интер­нет-зави­си­мо­сти, тем ниже «напол­нен­ность жиз­ни» и удо­вле­тво­рен­ность от ее про­те­ка­ния, чем боль­ше погру­жен­ность в вир­ту­аль­ную реаль­ность, тем мень­ше удо­вле­тво­рен­ность от само­ре­а­ли­за­ции и дости­же­ния резуль­та­тов. Затруд­не­ние кон­тро­ля над управ­ле­ни­ем сво­им вре­ме­нем напря­мую свя­за­но с кон­тро­лем над сво­ею жизнью.

Кор­ре­ля­ци­он­ный ана­лиз резуль­та­тов, полу­чен­ных по мето­ди­ке «Шка­ла интер­нет- зави­си­мо­сти Чен» (CIAS) в адап­та­ции В.Л. Малы­ги­на, К.А. Фек­ли­со­ва и мето­ди­ке «Цен­ност­ные ори­ен­та­ции» М. Роки­ча, пока­зал нали­чие сле­ду­ю­щей кор­ре­ля­ци­он­ной свя­зи (табл. 3).

Таблица 3. Связь между шкалами методики Чен и ценностью активной жизни, материальной обеспеченности и наличия хороших друзей

Таблица 3. Связь между шкалами методики Чен и ценностью активной жизни, материальной обеспеченности и наличия хороших друзей
При­ме­ча­ние: * — кор­ре­ля­ция зна­чи­ма на уровне 0,05 (2-сто­рон­няя).

Выяв­ле­на кор­ре­ля­ция меж­ду шка­лой толе­рант­но­сти и цен­но­стью актив­ной дея­тель­ной жиз­ни. Поло­жи­тель­ная кор­ре­ля­ци­он­ная связь нарас­та­ния вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го в Интер­не­те, и цен­но­сти актив­ной жиз­ни, воз­мож­но, отра­жа­ет нали­чие у интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков под­ме­ны актив­ной жиз­ни в реаль­но­сти актив­но­стью в вир­ту­аль­ной жизни. 

Харак­тер­но, что с ростом симп­то­мов толе­рант­но­сти и, соот­вет­ствен­но, уве­ли­че­ни­ем вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го в Сети, сни­жа­ет­ся зна­чи­мость мате­ри­аль­ных цен­но­стей (r = −0,339). В то же вре­мя такие симп­то­мы интер­нет- зави­си­мо­сти, как кон­флик­ты с бли­жай­шим окру­же­ни­ем и затруд­не­ния кон­тро­ля вре­ме­ни, поло­жи­тель­но кор­ре­ли­ру­ют (r = 0,358 и r = 0,405 соот­вет­ствен­но) с цен­но­стью дру­же­ских отно­ше­ний, что выяв­ля­ет опре­де­лен­ную про­ти­во­ре­чи­вость моти­вов интер­нет- зави­си­мо­го под­рост­ка меж­ду зна­чи­мо­стью вир­ту­аль­но­го мира и нали­чи­ем хоро­ших друзей.

Таким обра­зом, полу­чен­ные дан­ные сви­де­тель­ству­ют о том, что интер­нет- зави­си­мые под­рост­ки не пла­ни­ру­ют свое буду­щее, а живут сего­дняш­ним или вче­раш­ним днем, при этом боль­шей частью не удо­вле­тво­ре­ны сво­ей жиз­нью как в насто­я­щем, так и в прошлом. 

У интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков име­ет­ся явное про­ти­во­ре­чие меж­ду пред­став­ле­ни­ем о себе как о силь­ной лич­но­сти, кото­рая спо­соб­на добить­ся во всем абсо­лют­но­го успе­ха, и деле­ги­ро­ва­ни­ем ответ­ствен­но­сти за свои дости­же­ния дру­гим, покор­но­стью судь­бе, в кото­рой может «маги­че­ским» обра­зом повез­ти или не повез­ти. Тем самым они демон­стри­ру­ют извест­ную склон­ность к маги­че­ско­му мыш­ле­нию, столь харак­тер­но­му для ребенка. 

Так­же сле­ду­ет отме­тить про­ти­во­ре­чие меж­ду стрем­ле­ни­ем к счаст­ли­вой семей­ной жиз­ни и люб­ви и срав­ни­тель­но более низ­кой цен­но­стью дру­зей, что обу­слов­ли­ва­ет недо­ста­точ­ное вни­ма­ние к раз­ви­тию соци­аль­ных навы­ков и затруд­ня­ет созда­ние и раз­ви­тие гар­мо­нич­ных семей­ных отношений. 

Нали­чие высо­кой цен­но­сти люб­ви и семей­ной жиз­ни недо­ста­точ­но обес­пе­че­но инстру­мен­таль­ны­ми цен­но­стя­ми, что пре­пят­ству­ет их дости­же­нию в буду­щем и, веро­ят­но, вновь при­ве­дет к разо­ча­ро­ва­нию. Чем более выра­же­ны симп­то­мы интер­нет-зави­си­мо­сти у под­рост­ков, тем ниже у них ощу­ще­ние «напол­нен­но­сти жиз­ни» и удо­вле­тво­рен­ность от ее про­те­ка­ния, чем боль­ше погру­жен­ность в вир­ту­аль­ную реаль­ность, тем мень­ше у под­рост­ков удо­вле­тво­рен­ность от само­ре­а­ли­за­ции и дости­же­ния результатов.

Литература

  1. Аста­фье­ва О.Н., Колин К.К., Сукон­кин В.А. Фор­ми­ро­ва­ние куль­тур­ных цен­но­стей обще­ства в усло­ви­ях раз­ви­тия инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий // Куль­тур­ное насле­дие в усло­ви­ях инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства. Кол­лек­тив­ная моно­гра­фия. – Челя­бинск: ЧГАКИ, 2011. – С. 76–90.
  2. Види­не­е­ва О.В. Осо­бен­но­сти цен­ност­ных ори­ен­та­ций и усло­вия их фор­ми­ро­ва­ния в стар­шем школь­ном воз­расте: дис. … канд. пси­хол. наук / Моск. откр. соц. ун-т. – М., 2003. – 186 с.
  3. Вой­скун­ский А.Е. Фено­мен зави­си­мо­сти от Интер­не­та // Гума­ни­тар­ные иссле­до­ва­ния в Интер­не­те / под ред. А.Е. Вой­скун­ско­го. – М., 2000. – С. 100–131.
  4. Его­ров А.Ю. Нехи­ми­че­ские зави­си­мо­сти. – СПб.: Речь, 2007. – 190 с.
  5. Его­ров А.Ю., Куз­не­цо­ва Н.А., Пет­ро­ва Е.А. Осо­бен­но­сти лич­но­сти под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мо­стью // Вопро­сы пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья детей и под­рост­ков. – 2005. – Т. 5, № 2. – С. 20–27.
  6. Интер­нет-зави­си­мое пове­де­ние у под­рост­ков. Кли­ни­ка, диа­гно­сти­ка, про­фи­лак­ти­ка / В.Л. Малы­гин, А.Б. Искан­ди­ро­ва, Н.С. Хоме­ри­ки [и др.]. – М.: Изд-во «Мне­мо­зи­на», 2010. – 136 с.
  7. Мирош­ни­чен­ко А.В. Транс­фор­ма­ции смыс­ло­вой сфе­ры успеш­ных юно­шей с раз­лич­ным уров­нем интер­нет-зави­си­мо­сти // Рос­сий­ский пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. – 2010. – Т. 7, № 2. – С. 54–58.
  8. Рома­но­ва Э.Н. Раз­ви­тие цен­ност­ных ори­ен­та­ций под­рост­ков в обра­зо­ва­тель­ном про­стран­стве шко­лы: авто­реф. дис. … канд. пси­хол. наук / Ниже­гор. гос. пед. ун-т. – Н.-Новгород, 2012. – 25 с.
  9. Серый А.В. Пси­хо­ло­ги­че­ские меха­низ­мы функ­ци­о­ни­ро­ва­ния систе­мы лич­ност­ных смыс­лов. – Кеме­ро­во: Куз­бас­сву­з­из­дат, 2002. – 183 с.
  10. Смир­но­ва Е.А. Осо­бен­но­сти семей­но­го вос­пи­та­ния интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков // Яро­слав­ский педа­го­ги­че­ский вест­ник. – 2013. – Т. II, № 1. – С. 246–252.
  11. Стой­лик А.Ю. Вари­а­тив­ность цен­ност­ных ори­ен­та­ций совре­мен­ных стар­ше­класс­ни­ков: дис. … канд. пси­хол. наук / Моск. гор. псих.-пед. ун-т. – М.: 2004. – С. 175.
  12. Хоме­ри­ки Н.С. Инди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти под­рост­ков с инте­ре­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем: авто­реф. дис. … канд. пси­хол. наук. – Санкт- Петер­бург, 2013.
  13. Чудо­ва И.В. Осо­бен­но­сти обра­за «Я» «Жите­ля Интер­не­та» // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. – 2002. – Т. 22, № 1. – С. 113–117.
  14. Caplan S.E., Williams D., Yee N. Problematic internet use and psychosocial well-being among MMO players // Computers in Human Behavior. – 2009. – Vol. 25(6). – P. 1312–1319.
  15. Chiu S.I., Lee J.Z., Huang D.H. Video game addiction in children and teenagers in Taiwan // Cyberpsychology & Behavior. – 2004. – Vol. 7(5). – P. 571–581.
  16. Gender differences and related factors affecting online gaming addiction among Taiwanese adolescents / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.C. Chen [et al.] // Journal of Nervous and Mental Disease. – 2005. – Vol. 193. – P. 273–277.
  17. Griffiths M.D. Internet and video-game addiction // Adolescent addiction: Epidemiology, assessment and treatment / ed. by C. Essau. – San Diego, CA: Elselvier, 2008. – P. 231–267.
  18. Hamburger Y.A., Ben-Artzi E. The relationship between extraversion and neuroticism and the different uses of the Internet // Computers in Human Behaviour. – 2000. – Vol. 16. – P. 441–449.
  19. Internet paradox: a social technology that reduces social involvement and psychological well-being? / R. Kraut, M. Patterson, V. Lundmark [et al.] // Am. Psychol. – 1998. – Vol. 53. – P. 1017–1031.
  20. Problem gambling in adolescence: relationships with internet misuse, gaming abuse and emotional intelligence / J.D.A. Parker, R.N. Taylor, J.M. Eastabrook [et al.] // Personality and Individual Differences. – 2008. – Vol. 45. – P. 174–180.
  21. Psychiatric features of individuals with problematic internet use / N.A. Shapira, T.D. Goldsmith, P.E. Keck, Jr. [et al.] // Journal of Affective Disorders. – 2000 January-March. – Vol. 57, № 1–3. – P. 267–272.
  22. The development of the self in the era of the Internet and role-playing fantasy games / S.E. Allison, L. von Wahlde, T. Shockley [et al.] // The American Journal of Psychiatry. – 2006. – Vol. 163(3). – P. 381–385.
  23. The relationship between online game addiction and aggression, self-control and narcissistic personality traits / E.J. Kim, K. Namkoong, T. Ku [et al.] // European Psychiatry. – 2008. – Vol. 23(3). – P. 212–218.
Источ­ник: Меди­цин­ская пси­хо­ло­гия в Рос­сии. 2015. №4 (33).

Об авторах

  • Вла­ди­мир Лео­ни­до­вич Малы­гин — док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щий кафед­рой пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии; Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Евдо­ки­мо­ва, Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Юлия Алек­сан­дров­на Мер­ку­рье­ва — пре­по­да­ва­тель кафед­ры пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии; Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Евдо­ки­мо­ва, Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Ари­на Бай­сун­ка­ров­на Искан­ди­ро­ва — кан­ди­дат меди­цин­ских наук, доцент, кафед­ра пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии; Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Евдо­ки­мо­ва, Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Еле­на Евге­ньев­на Пах­ту­со­ва — стар­ший пре­по­да­ва­тель кафед­ры пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии; Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Евдо­ки­мо­ва, ул. Деле­гат­ская, Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Анна Вяче­сла­вов­на Про­ко­фье­ва — Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Евдо­ки­мо­ва, Москва, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest