Мирошниченко А.В. Трансформации смысловой сферы успешных юношей с различным уровнем интернет-зависимости

М

Пери­од 2008–2010 гг. стал крайне важ­ным эта­пом фор­ми­ро­ва­ния в Рос­сии основ инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства. Утвер­жде­на Стра­те­гия раз­ви­тия инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства в Рос­сии на пери­од до 2015 г., реа­ли­за­ция кото­рой, по заяв­ле­нию Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ В.В. Пути­на, долж­на стать одним из при­о­ри­тет­ных наци­о­наль­ных про­ек­тов даль­ней­ше­го раз­ви­тия стра­ны. Создан Совет при Пре­зи­ден­те РФ по раз­ви­тию инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства в Рос­сий­ской Феде­ра­ции, кото­рый воз­гла­вил Пре­зи­дент Рос­сии Д.А. Медведев. 

Пре­зи­дент при­звал раз­ра­бо­тать еди­ные под­хо­ды к пере­хо­ду на новый каче­ствен­ный уро­вень раз­ви­тия инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства. Об этом он заявил на сов­мест­ном засе­да­нии Гос­со­ве­та РФ и Сове­та при пре­зи­ден­те по раз­ви­тию инфор­ма­ци­он­но­го общества. 

При этом Д.А. Мед­ве­дев пред­ло­жил вне­сти в систе­му пока­за­те­лей оцен­ки эффек­тив­но­сти реги­о­наль­ных орга­нов такой индекс как уро­вень при­ме­не­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и отме­тил, что «очень важ­ной явля­ет­ся та инфор­ма­ци­он­ная рево­лю­ция, кото­рая про­хо­дит во всем мире. Она и даль­ше будет идти, и мы долж­ны в эту рево­лю­цию, в эти про­цес­сы «встро­ить­ся» гра­мот­ным обра­зом, не под­ры­вая нрав­ствен­ные устои, и, в то же вре­мя, не вытал­ки­вая самих себя на обо­чи­ну инфор­ма­ци­он­но­го развития».

Одна­ко в про­цес­се инфор­ма­ти­за­ции обще­ства есть и нега­тив­ные фак­то­ры. В том чис­ле, всё боль­ше про­яв­ля­ет­ся дефор­ма­ция цен­но­стей у людей, рабо­та­ю­щих с инфор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми, как на про­фес­си­о­наль­ном, так и на люби­тель­ском уров­нях. Оче­вид­но и то, что инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии про­дол­жа­ют раз­ви­вать­ся, ино­гда заме­щая прин­ци­пи­аль­но важ­ные эле­мен­ты жиз­не­де­я­тель­но­сти человека. 

Несмот­ря на такие про­яв­ля­ю­щи­е­ся рис­ки, инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии и совре­мен­ное обще­ство уже нераз­рыв­ные поня­тия. Несо­мнен­но, инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии обо­га­ща­ют жизнь чело­ве­ка, уско­ря­ют и упро­ща­ют мно­гие про­цес­сы, но на каком-то эта­пе начи­на­ют заме­щать важ­ные про­яв­ле­ния дея­тель­но­сти, мешать и отвле­кать от дости­же­ния целей, изме­нять ценности. 

Важ­но най­ти опти­маль­ный уро­вень исполь­зо­ва­ния инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се, опре­де­лить наи­бо­лее склон­ные к транс­фор­ма­ции кате­го­рии лиц по лич­ност­ным каче­ствам и роду дея­тель­но­сти при усло­вии высо­кой эффек­тив­но­сти обра­зо­ва­тель­но­го про­цес­са и вос­пи­та­ния все­сто­ронне раз­ви­той личности.

Най­ти соот­но­ше­ния меж­ду пози­тив­ны­ми и нега­тив­ны­ми послед­стви­я­ми вли­я­ния инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий на реаль­ных и потен­ци­аль­ных пользователей. 

По мне­нию Ю.Д. Баба­е­вой и А.Е. Вой­скун­ско­го, суще­ству­ют сле­ду­ю­щие потен­ци­аль­но нега­тив­ные транс­фор­ма­ции лич­но­сти под вли­я­ни­ем инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий: край­ние фор­мы увле­че­ния ком­пью­тер­ны­ми игра­ми (ино­гда име­ну­е­мые «игро­вой нар­ко­ма­ни­ей»), ком­пью­тер­ное хакер­ство как резуль­тат выхо­дя­ще­го за пре­де­лы необ­хо­ди­мо­сти увле­че­ния позна­ни­ем в сфе­ре высо­ких тех­но­ло­гий, свое­об­раз­ная «зави­си­мость» от интер­не­та, аути­за­ция (замкну­тость и нераз­го­вор­чи­вость, невни­ма­ние к дру­гим людям, отсут­ствие инте­ре­са к ним, непо­ни­ма­ние их дей­ствий, чувств, моти­вов), дис­син­хро­ния (нерав­но­мер­ность) раз­ви­тия – к при­ме­ру, интел­лек­ту­аль­ная сфе­ра может опе­ре­жать в раз­ви­тии то, что отно­сит­ся к сфе­ре вза­и­мо­дей­ствия с дру­ги­ми людь­ми (т.н. «соци­аль­ный интел­лект»), и наоборот. 

Пред­став­ле­на точ­ка зре­ния, соглас­но кото­рой инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ные тех­но­ло­гии амби­ва­лент­ны отно­си­тель­но направ­ле­ний пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия – пози­тив­ных или нега­тив­ных – и пото­му не могут счи­тать­ся ответ­ствен­ны­ми за те или иные трансформации.

В совре­мен­ной пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке боль­шин­ство иссле­до­ва­ний посвя­ще­но вли­я­нию инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий на пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти (Вой­скун­ский А.Е., Гор­де­е­ва А.В., Тито­ва С.В.), когни­тив­ные харак­те­ри­сти­ки (Аша­нин В.С., Филен­ко Л.В., Мак­си­мов В.И, Кача­ев С.В., Robert L. Solso) и пове­ден­че­ские про­яв­ле­ния (Балу­ев Д.Г., Бон­да­рен­ко Т.А., Ени­ко­ло­пов С.Е., Коло­бов О.А.).

При этом наблю­да­ет­ся оче­вид­ный дефи­цит иссле­до­ва­ний, где дефор­ма­ции ана­ли­зи­ро­ва­лись бы с точ­ки зре­ния цен­ност­но-смыс­ло­вой интер­пре­та­ции лич­но­сти, а те рабо­ты, кото­рые в этом направ­ле­нии ведут­ся, глав­ным обра­зом, акцен­ти­ру­ют вни­ма­ние на край­них фор­мах зави­си­мо­сти (Ю.Д. Баба­е­ва, А.Е. Войскунский). 

Одна­ко с пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния не менее важ­ной явля­ет­ся про­бле­ма лич­ност­ной пред­рас­по­ло­жен­но­сти к воз­ник­но­ве­нию зави­си­мо­сти от инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Кто нахо­дит­ся в зоне рис­ка? Какие смысло­жиз­нен­ные стра­те­гии в наи­боль­шей сте­пе­ни ори­ен­ти­ру­ют лич­ность на аддик­тив­ное пове­де­ние? Воз­мож­но ли через пси­хо­ло­го-дидак­ти­че­ское сопро­вож­де­ние предот­вра­тить неже­ла­тель­ные лич­ност­ные дефор­ма­ции? Эти вопро­сы опре­де­ли­ли про­бле­му иссле­до­ва­ния, резуль­та­ты кото­ро­го опи­са­ны в дан­ной статье.

В каче­стве мето­до­ло­ги­че­ской и тео­ре­ти­че­ской осно­вы высту­па­ют совре­мен­ные оте­че­ствен­ные тео­рии смыс­ла и смыс­ло­об­ра­зо­ва­ния, общая тео­рия цен­ност­носмыс­ло­вой сферы. 

Общая тео­рия цен­ност­но-смыс­ло­вой сфе­ры иссле­до­ва­лась таки­ми авто­ра­ми, как: А.В. Запо­ро­жец, А.Г. Здра­во­мыс­лов, B.C. Мухи­на, ВА. Сереб­ря­ко­ва, Д.И. Фельд­штейн, М.С. Яниц­кий и др.). 

В ряде иссле­до­ва­ний было пока­за­но, что роль цен­ност­но-смыс­ло­вой сфе­ры в жиз­ни чело­ве­ка состо­ит в том, что она при­да­ет опре­де­лен­ную устой­чи­вость пове­де­нию чело­ве­ка и поз­во­ля­ет гиб­ко адап­ти­ро­вать­ся к изме­не­ни­ям усло­вий жиз­ни и дея­тель­но­сти (Л.И. Анцы­фе­ро­ва, Ф.Е. Васи­люк, Ю.А. Васи­лье­ва, Г.В. Залев­ский, Д.А. Леон­тьев и др.). 

Более того, осо­бен­но­сти цен­ност­но-смыс­ло­вой сфе­ры лич­но­сти игра­ют реша­ю­щую роль в кри­ти­че­ской жиз­нен­ной ситу­а­ции, харак­те­ри­зу­ю­щей­ся фруст­ра­ци­ей базо­вых потреб­но­стей, угро­зой реа­ли­за­ции основ­ных цен­но­стей лич­но­сти (B.C. Бра­тусь, И.А. Куд­ряв­цев, В.П. Лари­чев, М.ш. Маго­мед-Эми­нов, Д.В. Оль­шан­ский, В.В. Яко­влев и др.). 

Воз­дей­ствия ИТ на обще­ство в целом и лич­ность поль­зо­ва­те­ля в част­но­сти, изу­ча­ли А.Е. Вой­скун­ский, Н.А. Носов, В.В. Пету­хов, Ю.М. Куз­не­цо­ва, Н.В. Чудо­ва и др..

Акту­аль­ность иссле­ду­е­мой про­бле­мы, её недо­ста­точ­ная раз­ра­бо­тан­ность и запро­сы пси­хо­ло­ги­че­ской прак­ти­ки, нуж­да­ю­щей­ся в пони­ма­нии осо­бен­но­стей транс­фор­ма­ции смысло­жиз­нен­ной стра­те­гии в усло­ви­ях при­об­щён­но­сти (зави­си­мо­сти) к инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям, опре­де­ли­ли цель иссле­до­ва­ния, а имен­но, выяв­ле­ние и кор­рек­ция транс­фор­ма­ций смыс­ло­вой сфе­ры успеш­ных юно­шей с раз­лич­ны­ми смысло­жиз­нен­ны­ми стра­те­ги­я­ми в усло­ви­ях при­ме­не­ния инфор­ма­ци­он­ных технологий.

Для прак­ти­че­ско­го выпол­не­ния постав­лен­ных целей и задач иссле­до­ва­ния были исполь­зо­ва­ны несколь­ко групп мето­дов ана­ли­за и диагностики. 

В первую груп­пу вошли мето­ды, отно­ся­щи­е­ся непо­сред­ствен­но к про­цес­су иссле­до­ва­ния: срав­ни­тель­ный ана­лиз идей и кон­цеп­ций, анкетирование. 

Во вто­рую груп­пу мето­дов вошли стан­дар­ти­зи­ро­ван­ные пси­хо­мет­ри­че­ские диа­гно­сти­ки: опрос­ни­ки на выяв­ле­ние при­об­щён­но­сти к инфор­ма­ци­он­ным тех­но­ло­ги­ям, на выяв­ле­ние «ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти», тесты «Систе­ма цен­но­стей», «Смысло­жиз­нен­ных ори­ен­та­ций» (Д.А. Леон­тьев), «Вли­я­ние на пози­цию и моти­ва­ция лич­но­сти», «Осо­знан­ность жиз­нен­ных целей» и «Меха­низ­мы пси­хо­ло­ги­че­ской защиты».

Для ком­пью­тер­ной обра­бот­ки дан­ных исполь­зо­ва­лись стан­дарт­ные ста­ти­сти­че­ские мето­ды и про­грам­мы: «Microsoft Excel SP3» и «Statistika 6.0»; для выяв­ле­ния точ­ных кор­ре­ля­ций и мате­ма­ти­че­ско­го про­гно­зи­ро­ва­ния-про­грам­ма «Mathlab».

В каче­ства тре­тьей груп­пы мето­дов иссле­до­ва­ния необ­хо­ди­мо выде­лить обу­ча­ю­щий экс­пе­ри­мент, в ходе кото­ро­го про­ис­хо­ди­ла апро­ба­ция пси­хо­ло­ги­че­ско­го тре­нин­га, направ­лен­но­го на кор­рек­цию таких лич­ност­ных качеств, кото­рые опре­де­ле­ны как «точ­ки дефор­ма­ции цен­ност­но-смыс­ло­вой сферы».

В диа­гно­сти­че­ской и экс­пе­ри­мен­таль­ной части иссле­до­ва­ния при­ня­ли уча­стие успеш­ные юно­ши 21–23 лет (451 чело­век) с раз­лич­ны­ми смысло­жиз­нен­ны­ми стра­те­ги­я­ми: сома­ти­че­ской, ака­де­ми­че­ской, про­со­ци­аль­ной, а имен­но – спортс­ме­ны (бокс, кик­бок­синг – 110 чело­век), сту­ден­ты гума­ни­тар­ных (86 чело­век) и тех­ни­че­ских (102 чело­ве­ка) спе­ци­аль­но­стей ВУЗа и пред­ста­ви­те­ли поли­ти­че­ски актив­ной моло­дё­жи – чле­ны поли­ти­че­ских пар­тий (153 человека). 

Экс­пе­ри­мен­таль­ная база иссле­до­ва­ния: ФГОУ ВПО «Южный феде­раль­ный уни­вер­си­тет», МОУ ДЮЦ «Бое­вые пер­чат­ки», РГОО «Спор­тив­ный клуб им. бра­тьев Самур­га­ше­вых», ОО «Агент­ство моло­деж­ных ини­ци­а­тив», ОО «Рос­сия впе­рёд», ВОО «Моло­дая гвар­дия», РГОВПП «Еди­ная Россия».

Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось в тече­ние 2 лет и состо­я­ло из четы­рех этапов.

На пер­вом эта­пе – науч­но-тео­ре­ти­че­ском – были сфор­му­ли­ро­ва­ны основ­ные мето­до­ло­ги­че­ские поло­же­ния, на кото­рых стро­и­лось эмпи­ри­че­ское изу­че­ние проблемы.

В про­цес­се реа­ли­за­ции дан­но­го эта­па нас осо­бо инте­ре­со­ва­ли общее пред­став­ле­ние совре­мен­ной пси­хо­ло­гии о цен­ност­но-смыс­ло­вой сфе­ре лич­но­сти и вопро­сы зави­си­мо­сти (в част­но­сти, ком­пью­тер­ной зависимости).

Вто­рой этап – орга­ни­за­ци­он­ный – осу­ществ­ля­лось пла­ни­ро­ва­ние науч­но­го эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния, были сфор­му­ли­ро­ва­ны его цель, гипо­те­зы и зада­чи, сфор­ми­ро­ва­на выбор­ка, раз­ра­бо­тан мето­ди­че­ский инстру­мен­та­рий по сбо­ру эмпи­ри­че­ско­го мате­ри­а­ла и про­ве­де­ны основ­ные исследования.

Тре­тий этап – пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ский – пред­по­ла­гал иссле­до­ва­ние групп респон­ден­тов по выде­лен­ным нами параметрам.

Чет­вер­тый этап – кон­ста­ти­ру­ю­щий – пред­по­ла­гал обоб­ще­ние полу­чен­ных резуль­та­тов, выяв­ле­ние осо­бен­но­стей лич­ност­ных качеств и опре­де­ле­ние «груп­пы рис­ка» транс­фор­ма­ции цен­ност­ной сфе­ры под вли­я­ни­ем зави­си­мо­сти. На этом эта­пе рабо­ты были сде­ла­ны выво­ды, сфор­му­ли­ро­ва­ны поло­же­ния, выно­си­мые на защи­ту и раз­ра­бо­та­на кор­рек­ци­он­ная программа.

В резуль­та­те про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния были сфор­му­ли­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие выводы.

  1. Цен­ност­но-смыс­ло­вая сфе­ра при­зна­ёт­ся ядер­ным ком­по­нен­том куль­ту­ры, выра­жа­ю­щим спе­ци­фи­че­ское миро­от­но­ше­ние, бла­го­да­ря кото­ро­му оформ­ля­ет­ся и под­дер­жи­ва­ет­ся та общ­ность людей, кото­рое и дает осно­ва­ние гово­рить о пути дости­же­ния целей жиз­ни чело­ве­че­ства. В цен­ност­но-смыс­ло­вой сфе­ре юно­шей, под­вер­жен­ных зави­си­мо­сти от инфор­ма­ци­он­ных ста­но­вят­ся пре­об­ла­да­ю­щи­ми ситу­а­тив­ные смыс­лы, появ­ля­ю­щи­е­ся по пово­ду кон­крет­ных собы­тий, либо непо­сред­ствен­но про­ис­хо­дя­щих перед гла­за­ми, либо отда­лён­ных (впе­рёд или назад) на весь­ма незна­чи­тель­ное вре­мя». Имен­но это гово­рит о «сни­же­нии» или «упло­ще­нии» лич­но­сти зави­си­мых юно­шей. Если в нор­ме пред­став­ле­ния о пре­дель­ных осно­ва­ни­ях чело­ве­че­ских дей­ствий обра­зу­ют доста­точ­ную слож­ную связ­ную струк­тур­ную целост­ность, то для зави­си­мых юно­шей харак­тер­на пре­дель­ная упро­щён­ность этих пред­став­ле­ний и их моза­ич­ность – лич­ност­ная дискретность.
  2. В жиз­ни инди­ви­да и обще­ства цен­но­сти обес­пе­чи­ва­ют ори­ен­та­цию в дей­стви­тель­но­сти. Инди­вид нуж­да­ет­ся в них, что­бы орга­ни­зо­вать свою жизнь, обще­ство нуж­да­ет­ся в них, что­бы опре­де­лить общие цели и фор­мы пове­де­ния, кото­рые для него осо­бен­но зна­чи­мы. Отра­жая то, что осо­зна­ёт­ся и пере­жи­вет­ся лич­но­стью как акту­аль­ная зна­чи­мость, цен­но­сти пред­ста­ют как «сущ­ност­ные харак­те­ри­сти­ки созна­ния и пове­де­ния юно­шей, и как целе­вые кон­струк­ты соци­аль­ной дея­тель­но­сти». В кон­гло­ме­ра­те раз­но­род­ных типов цен­но­стей, при­су­щий юно­шам, зави­си­мым от инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий, труд­но усмот­реть какую-либо логи­ку. В силу это­го пара­мет­ры отно­ше­ния испы­ту­е­мых к цен­но­стям, кри­стал­ли­зо­ван­ным в виде струк­ту­ри­ру­ю­щих пси­хи­че­скую реаль­ность кон­струк­тов, могут быть не пред­став­ле­ны на уровне созна­ния, одна­ко ока­зы­ва­ют суще­ствен­ное вли­я­ние на спо­со­бы орга­ни­за­ции и систе­мы оце­нок вза­и­мо­дей­ствия чело­ве­ка и мира.
  3. Свое­об­раз­ные смысло­жиз­нен­ные стра­те­гии как устой­чи­вые тен­ден­ции ори­ен­ти­ро­вать­ся на опре­де­лен­ные жиз­нен­ные цели, нахо­дя­щи­е­ся под вли­я­ни­ем систе­мы цен­ност­ных ори­ен­та­ции юно­шей, могут высту­пать осно­ва­ни­ем для выяв­ле­ния групп с раз­лич­ной сте­пе­нью рис­ка зави­си­мо­сти от инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий. Юно­ши, нахо­дя­щи­е­ся в груп­пе рис­ка под­вер­же­ны вли­я­нию соци­аль­ных сте­рео­ти­пов как «штам­пов» созна­ния, выра­ба­ты­ва­е­мых сре­дой и выра­ба­ты­ва­е­мых спо­со­бам пове­де­ния в той или иной ситу­а­ции на фоне воз­ни­ка­ю­щих про­ти­во­ре­чий меж­ду груп­па­ми цен­но­стей. Одним из след­ствий оппо­зи­ци­он­ной орга­ни­за­ции цен­но­стей явля­ет­ся потен­ци­ал кон­фликт­но­сти, кото­рый может реа­ли­зо­вать­ся в слу­ча­ях, когда име­ет­ся выра­жен­ное стрем­ле­ние к реа­ли­за­ции цен­но­стей, вхо­дя­щих в про­ти­во­сто­я­щие груп­пы как усло­вие для попа­да­ния юно­шей в груп­пу рис­ка (зави­си­мость от инфор­ма­ци­он­ных технологий).
  4. Раз­ра­бо­тан­ная про­грам­ма кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­ще­го и про­фи­лак­ти­че­ско­го тре­нин­га поз­во­ля­ет умень­шить дефор­ма­ции смыс­ло­вой сфе­ры за счет раз­ви­тия ком­му­ни­ка­тив­ных свойств лич­но­сти и эмпа­ти­че­ских спо­соб­но­стей. Что стра­да­ет в первую оче­редь при опо­сре­до­ва­нии пол­но­цен­но­го обще­ния инфор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми, при кото­ром зна­чи­тель­но ослаб­ля­ет­ся энер­ге­ти­че­ская состав­ля­ю­щая. И иде­аль­ным резуль­та­том тако­го раз­ви­тия явля­ют­ся гар­мо­нич­ные отно­ше­ния с соци­аль­ным окру­же­ни­ем и самим собой.

Литература

  1. Аба­ку­мо­ва И.В. Обу­че­ние и смысл: смыс­ло­об­ра­зо­ва­ние в учеб­ном про­цес­се. (Пси­хо­ло­го-дидак­ти­че­ский под­ход). – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003.
  2. Андре­ев А.С., Анцы­бо­ров А.В. Интер­нет-аддик­ция как фор­ма зави­си­мо­го поведения.
  3. Гри­го­рьев С.Г., Гринш­кун В.В. Инфор­ма­ти­за­ция обра­зо­ва­ния – новая учеб­ная дис­ци­пли­на // В сб. Мате­ри­а­лы ХVI меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции «При­ме­не­ние новых тех­но­ло­гий в обра­зо­ва­нии». – Тро­ицк: МОО ФНТО «Бай­тик», 2005. – С. 102–104.
  4. Леон­тьев Д.А. Пси­хо­ло­гия смыс­ла. – М., 1999. – 364 с.
  5. Леон­тьев Д.А. Пси­хо­ло­гия сво­бо­ды: к поста­нов­ке про­бле­мы само­де­тер­ми­на­ции лич­но­сти // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. – Т. 21. – № 1. –2000.
  6. Пряж­ни­ков Н.С. Образ «малень­ко­го чело­ве­ка» в про­фес­си­о­наль­ном и лич­ност­ном само­опре­де­ле­нии // Пси­хо­ло­гия обра­зо­ва­ния: Про­бле­мы и пер­спек­ти­вы. Мате­ри­а­лы пер­вой науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. – М.: Смысл, 2004.
  7. Grigoriev S., Grinshkun V. Informational technologies in education as separate direction of preparing a pedagogical personnel // «Information Technologies and Telecommunications in Education and Science IT&T ES’2005» Materials of the International Scientific Conference / SIIT&T Informika – Moscow: VIZCOM, Ege Uneversity, Izmir, Turkey – 2005, P. 98–101.
Источ­ник: Рос­сий­ский пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. – 2010. – Т. 7, № 2. – С. 54–58.

Об авторе

Алек­сандр Вла­ди­ми­ро­вич Мирош­ни­чен­ко — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры общей и педа­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии Ака­де­мии пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки ЮФУ, член Рос­сий­ско­го пси­хо­ло­ги­че­ско­го общества.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest