Литвинова А.В., Березина Т.Н., Кокурин А.В., Екимова В.И. Психологическая безопасность обучающихся во взаимодействии с виртуальной реальностью

Л

Введение

Обостре­ние соци­аль­но-поли­ти­че­ских, эко­но­ми­че­ских, соци­о­куль­тур­ных про­ти­во­ре­чий в раз­ных стра­нах мира при­во­дит к уве­ли­че­нию рис­ков и угроз пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти. [2; 4; 14]. Дале­ко не все инди­ви­ды спо­соб­ны про­ти­во­сто­ять экс­тре­маль­ным жиз­нен­ным ситу­а­ци­ям, кон­струк­тив­но дей­ство­вать в них, что может при­во­дить к небла­го­при­ят­ным послед­стви­ям для их пси­хи­че­ско­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья, нару­ше­ни­ям пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти и бла­го­по­лу­чия лич­но­сти [5; 9; 29]. 

Совре­мен­ные зару­беж­ные и оте­че­ствен­ные авто­ры схо­дят­ся во мне­нии, что пси­хо­ло­ги­че­ская без­опас­ность лич­но­сти поз­во­ля­ет про­ти­во­сто­ять жиз­нен­ным труд­но­стям, сохра­нять устой­чи­вость к их воз­дей­ствию, предо­став­ля­ет новые воз­мож­но­сти для раз­ви­тия. Это слож­ное инте­гра­тив­ное обра­зо­ва­ние поз­во­ля­ет чело­ве­ку реа­ли­зо­вы­вать свое пред­на­зна­че­ние в раз­лич­ных сфе­рах жизнедеятельности. 

В совре­мен­ной пси­хо­ло­гии суще­ству­ет мно­же­ство направ­ле­ний изу­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти и ее ком­по­нен­тов. И.И. При­ходь­ко раз­ра­бо­тал «…транс­фор­ма­ци­он­ную модель струк­ту­ры пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти, как в обыч­ных усло­ви­ях жиз­не­де­я­тель­но­сти, вклю­ча­ю­щую мораль­но-ком­му­ни­ка­тив­ный, моти­ва­ци­он­но-воле­вой (жиз­не­стой­кость), цен­ност­но-смыс­ло­вой ком­по­нен­ты и внут­рен­ний ком­форт, так и в экс­тре­маль­ных усло­ви­ях дея­тель­но­сти про­фес­си­о­на­лов — мораль­но-воле­вая уре­гу­ли­ро­ван­ность (нор­ма­тив­ность), стра­те­гии совла­да­ния со стрес­со­вы­ми ситу­а­ци­я­ми, цен­ност­но-смыс­ло­вой и пост­трав­ма­ти­че­ский рост» [6, с. 29]. 

На осно­ве дан­ной моде­ли им была созда­на надеж­ная мето­ди­ка «Диа­гно­сти­ка пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти», осно­ва­ние кото­рой и состав­ля­ют назван­ные четы­ре ком­по­нен­та (бло­ка) [6].

Иссле­до­ва­те­ли ана­ли­зи­ру­ют резуль­та­ты изу­че­ния осо­бен­но­стей смыс­ло­об­ра­зо­ва­ния, стра­те­гий пре­одо­ле­ва­ю­ще­го пове­де­ния, пере­жи­ва­ния субъ­ек­тив­но­го бла­го­по­лу­чия, необ­хо­ди­мые для под­дер­жа­ния пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти [4]. О.А. Афо­ла­би и А.Г. Бало­гу­на (Afolabi О.А., Baloguna A.G.) обос­но­ва­ли, что пси­хо­ло­ги­че­ская без­опас­ность, наря­ду с эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том и само­эф­фек­тив­но­стью, явля­ет­ся важ­ней­шим фак­то­ром удо­вле­тво­рен­но­сти жиз­нью маги­стран­тов. [9].

Л.Дж. Хофф­ман, Б.Ч. Чу (Hoffman L.J., Chu  B.C.) акцен­ти­ру­ют вни­ма­ние уче­ных и прак­ти­ков на том, что полез­ное без­опас­ное пове­де­ние необ­хо­ди­мо отли­чать от вред­но­го без­опас­но­го пове­де­ния в зави­си­мо­сти от того, какую функ­цию выпол­ня­ет пове­де­ние — функ­цию совла­да­ния или без­опас­но­сти [21].

Нас инте­ре­су­ют осо­бен­но­сти раз­ви­тия когни­тив­ных спо­соб­но­стей, пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия, пси­хи­че­ско­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья как одних из осно­во­по­ла­га­ю­щих ком­по­нен­тов пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти личности. 

Когни­тив­ные спо­соб­но­сти поз­во­ля­ют чело­ве­ку вос­при­ни­мать и пони­мать досто­вер­ную инфор­ма­цию, извле­кать и усва­и­вать про­дук­тив­ный опыт, необ­хо­ди­мый для без­опас­ной ори­ен­ти­ров­ки в ситуации. 

Пере­жи­ва­ние субъ­ек­тив­но­го бла­го­по­лу­чия под­дер­жи­ва­ет состо­я­ние защи­щен­но­сти и удо­вле­тво­рен­но­сти жиз­нью, опти­маль­ный уро­вень само­эф­фек­тив­но­сти и уве­рен­но­сти в себе. 

Сохра­не­ние пси­хи­че­ско­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья про­яв­ля­ет­ся в отсут­ствии тре­вож­ных и депрес­сив­ных состо­я­ний, под­дер­жа­нии устой­чи­во­сти к стресс-фак­то­рам, сни­же­нии тем­пов био­пси­хо­ло­ги­че­ско­го старения.

В насто­я­щее вре­мя осо­бую акту­аль­ность при­об­ре­та­ет про­бле­ма поис­ка иссле­до­ва­те­ля­ми эффек­тив­ных тех­но­ло­гий обес­пе­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти, повы­ше­ния про­дол­жи­тель­но­сти и каче­ства жиз­ни [4; 13; 15]. Наря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми мето­да­ми и тех­но­ло­ги­я­ми в обра­зо­ва­тель­ной сре­де все актив­нее для это­го раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся и при­ме­ня­ют­ся тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти [34].

Вир­ту­аль­ная реаль­ность пред­став­ля­ет собой моде­ли­ру­е­мое раз­лич­ны­ми тех­ни­че­ски­ми устрой­ства­ми интер­ак­тив­ное про­стран­ство, в кото­рое погру­жа­ет­ся чело­век за счет воз­дей­ствия на орга­ны чувств, созда­ю­щее у него впе­чат­ле­ние под­лин­ной реаль­но­сти обра­зов и собы­тий [13; 17; 24]. Необ­хо­ди­мо отме­тить, что сама интер­ак­тив­ная сре­да и ее воз­дей­ствие на пси­хи­ку чело­ве­ка изу­че­ны недостаточно.

В совре­мен­ной ситу­а­ции эти тех­но­ло­гии актив­но раз­ви­ва­ют­ся, созда­ют­ся все новые и новые вари­ан­ты фор­ми­ро­ва­ния и управ­ле­ния вир­ту­аль­ной реаль­но­стью. Кро­ме клас­си­че­ских шле­мов, кото­рые воз­дей­ству­ют на орга­ны чувств и управ­ля­ют­ся дви­же­ни­ем рук, раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти с управ­ле­ни­ем через тре­кинг глаз. Дви­же­ние глаз (айтре­кинг) в пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке рас­смат­ри­ва­ет­ся как инстру­мент глу­бин­но­го само­по­зна­ния, поз­во­ля­ю­щий выяв­лять неосо­зна­ва­е­мые установки. 

Созда­ют­ся еще более слож­ные тех­но­ло­гии фор­ми­ро­ва­ния и управ­ле­ния вир­ту­аль­ной реаль­но­стью непо­сред­ствен­но через био­по­тен­ци­а­лы цен­траль­ной нерв­ной систе­мы. Их вли­я­ние на пси­хо­ло­ги­че­скую без­опас­ность лич­но­сти толь­ко начи­на­ет изучаться. 

Совре­мен­ные иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что вир­ту­аль­ная реаль­ность прак­ти­че­ски пол­но­стью погру­жа­ет инди­ви­да в создан­ную раз­ра­бот­чи­ка­ми вир­ту­аль­ную модель за счет воз­дей­ствия на орга­ны чувств. Это поз­во­ля­ет инди­ви­ду вза­и­мо­дей­ство­вать с новой систе­мой на уровне аудио­ви­зу­аль­ных обра­зов и пред­став­ле­ний, кото­рые под­креп­ля­ют­ся ответ­ны­ми мотор­ны­ми реак­ци­я­ми орга­низ­ма [34].

Иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют реа­ли­стич­ность вир­ту­аль­ных обра­зов, их мак­си­маль­ную при­бли­жен­ность к реаль­ным, воз­ник­но­ве­ние «эффек­та при­сут­ствия» и даже «осо­зна­ние в малой мере, либо вовсе не осо­зна­ние вме­ша­тель­ства» [24].

Одна­ко несмот­ря на бли­зость вир­ту­аль­ных и реаль­ных обра­зов, вир­ту­аль­но­го и реаль­но­го про­стран­ства, меж­ду ними суще­ству­ют раз­ли­чия, нали­чие кото­рых ста­вит перед иссле­до­ва­те­ля­ми вопрос о том, насколь­ко навы­ки и лич­ност­ные кон­струк­ты, сфор­ми­ро­ван­ные в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, могут быть пере­не­се­ны в реаль­ную жизнь [13].

Важ­но отме­тить, что, несмот­ря на нали­чие раз­ли­чий в вос­при­я­тии обра­зов вир­ту­аль­ных и есте­ствен­ной реаль­но­сти, вир­ту­аль­ные тех­но­ло­гии актив­но вхо­дят в обра­зо­ва­тель­ную сре­ду. В каче­стве совре­мен­ных направ­ле­ний при­ме­не­ния тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в систе­ме непре­рыв­но­го обра­зо­ва­ния мож­но выде­лить сле­ду­ю­щие: вли­я­ние обу­ча­ю­щих и кор­рек­ци­он­ных тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти на изме­не­ние функ­ци­о­наль­ных черт лич­но­сти, на фор­ми­ро­ва­ние когни­тив­ных про­цес­сов (запо­ми­на­ние мате­ри­а­ла, улуч­ше­ние мыш­ле­ния, наблю­да­тель­но­сти, харак­те­ри­стик крат­ко­вре­мен­ной памя­ти, раз­ви­тие спо­соб­но­стей к клас­си­фи­ка­ции), на эмо­ци­о­наль­ную сфе­ру и функ­ци­о­наль­ное состо­я­ние и в целом на пси­хо­ло­ги­че­ское здо­ро­вье [31].

Важ­но отме­тить мно­го­об­ра­зие при­ме­не­ния тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в обра­зо­ва­тель­ной сфе­ре. Дан­ные тех­но­ло­гии могут доста­точ­но эффек­тив­но воз­дей­ство­вать на обу­ча­ю­щих­ся, не изме­няя их созна­ния. [4; 34; 17]. 

При­ме­не­ние тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти поз­во­ля­ет реги­стри­ро­вать пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские, эмо­ци­о­наль­ные, пове­ден­че­ские осо­бен­но­сти обу­ча­ю­щих­ся, зна­ние кото­рых спо­соб­ству­ет мини­ми­за­ции рис­ков и угроз пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти, сохра­не­нию про­дук­тив­но­го пси­хо­со­ма­ти­че­ско­го состо­я­ния и опти­маль­но­го био­пси­хо­ло­ги­че­ско­го воз­рас­та [15; 3; 26].

Цель дан­но­го обзо­ра заклю­ча­ет­ся в изу­че­нии направ­ле­ний и воз­мож­но­стей при­ме­не­ния вир­ту­аль­ных тех­но­ло­гий в про­цес­се обу­че­ния раз­лич­ных кате­го­рий обу­ча­ю­щих­ся для обес­пе­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти в кон­тек­сте раз­ви­тия их когни­тив­ных спо­соб­но­стей, пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия, пси­хи­че­ско­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го здоровья.

Обзор исследований

Про­ана­ли­зи­ру­ем вли­я­ние тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти на раз­ви­тие тако­го ком­по­нен­та пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти, как когни­тив­ные способности. 

Исполь­зо­ва­ние тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в обра­зо­ва­нии ока­зы­ва­ет сти­му­ли­ру­ю­щее воз­дей­ствие на выс­шие пси­хи­че­ские функ­ции, повы­ша­ет заин­те­ре­со­ван­ность обу­ча­ю­щих­ся в полу­че­нии и усво­е­нии инфор­ма­ции. Важ­ным пре­иму­ще­ством дан­ных тех­но­ло­гий явля­ет­ся нагляд­ность реаль­ных объ­ек­тов в трех­мер­ном про­стран­стве, кото­рая поз­во­ля­ет обу­ча­ю­щим­ся визу­а­ли­зи­ро­вать и моде­ли­ро­вать, изме­нять свой­ства изу­ча­е­мых объектов. 

Воз­мож­но­сти тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти поз­во­ля­ют фор­ми­ро­вать у обу­ча­ю­щих­ся про­фес­си­о­наль­но-позна­ва­тель­ную моти­ва­цию и инте­рес к обу­че­нию, отра­ба­ты­вать прак­ти­че­ские дей­ствия, что спо­соб­ству­ет раз­ви­тию когни­тив­ных про­цес­сов, спо­соб­но­стей к клас­си­фи­ка­ции, улуч­ше­нию кон­цен­тра­ции, наблю­да­тель­но­сти, харак­те­ри­стик крат­ко­вре­мен­ной памя­ти, повы­ше­нию ско­ро­сти запо­ми­на­ния, при­ня­тию осо­знан­ных реше­ний [13; 3; 11; 18].

Иссле­до­ва­те­ли К.В. Соуза, Дж. Хван, Р. Кабре­ра-Перес и др. (Sousa C.V., Hwang J., Cabrera-Perez R. et al.) выяви­ли вли­я­ние вир­ту­аль­ных игр на когни­тив­ные спо­соб­но­сти, кото­рое отсле­жи­ва­лось с исполь­зо­ва­ни­ем экс­пе­ри­мен­таль­но­го и диа­гно­сти­че­ских методов. 

В иссле­до­ва­нии участ­во­ва­ли сту­ден­ты кол­ле­джа (N= 29), каж­дый из кото­рых посе­тил три 20-минут­ных лабо­ра­тор­ных заня­тия с актив­ны­ми и пас­сив­ны­ми видео­иг­ра­ми в слу­чай­ном поряд­ке. В двух сеан­сах видео­игр исполь­зо­ва­лась пол­но­стью иммер­сив­ная гар­ни­ту­ра для демон­стра­ции актив­ных видео­игр, высту­па­ю­щих клю­че­вым пара­мет­ром. Во вре­мя кон­троль­но­го сеан­са наблю­да­ли за дей­стви­я­ми участ­ни­ков и реги­стри­ро­ва­ли повы­ше­ние их физи­че­ской актив­но­сти с помо­щью набед­рен­ных аксе­ле­ро­мет­ров (wGT3x-bt; ActiGraph, Пен­са­ко­ла, Фло­ри­да, США) и брас­ле­та сер­деч­но­го рит­ма (Polar H7; Polar, Кем­пе­ле, Фин­лян­дия). После каж­до­го сеан­са участ­ни­ки про­хо­ди­ли тест на мне­мо­ни­че­ское сход­ство (MST) для изме­ре­ния памя­ти рас­по­зна­ва­ния, запол­ня­ли анке­ту по мор­ской болез­ни и сокра­щен­ную анке­ту по игро­во­му опыту. 

Иссле­до­ва­те­ли при­шли к выво­ду, что исполь­зо­ва­ние пол­но­го погру­же­ния в вир­ту­аль­ную реаль­ность вызы­ва­ет у сту­ден­тов зна­чи­тель­но боль­шую часто­ту сер­деч­ных сокра­ще­ний, сен­сор­ное и вооб­ра­жа­е­мое погру­же­ние и ока­зы­ва­ет боль­шее поло­жи­тель­ное вли­я­ние на когни­тив­ные спо­соб­но­сти, чем вир­ту­аль­ные игры, пред­по­ла­га­ю­щие мень­шую актив­ность [8].

К. Рас­тел­ли, А. Гре­ко, Ю. Н. Кенетт, К. Финок­ки­а­ро, Н. Де Пиза­пиа (Rastelli, C., Greco, A., Kenett, Y.N., Finocchiaro, C., De Pisapia, N.) инте­ре­со­ва­ла про­бле­ма повы­ше­ния когни­тив­ной гиб­ко­сти, поз­во­ля­ю­щей чело­ве­ку адап­ти­ро­вать­ся к изме­ня­ю­щим­ся жиз­нен­ным ситу­а­ци­ям. Для дока­за­тель­ства того, что искус­ствен­но вызван­ное изме­не­ние вос­при­я­тия может моде­ли­ро­вать когни­тив­ную гиб­кость, иссле­до­ва­те­ли, после про­смот­ра испы­ту­е­мы­ми пано­рам­ных вир­ту­аль­ных роли­ков и их пси­хо­де­ли­че­ских ана­ло­гов, создан­ных с при­ме­не­ни­ем алго­рит­мов DeepDream, изме­ря­ли когни­тив­ную гиб­кость с помо­щью пове­ден­че­ских задач. 

Авто­ры экс­пе­ри­мен­таль­но под­твер­ди­ли, что после про­смот­ра изме­нен­ных видео осла­бе­ва­ют авто­ма­ти­че­ские про­цес­сы при­ня­тия реше­ний и семан­ти­че­ская сеть при­об­ре­та­ет гиб­кую струк­ту­ру. В усло­ви­ях смо­де­ли­ро­ван­ных изме­не­ний фено­ме­но­ло­гии вос­при­я­тия про­ис­хо­дит повы­ше­ние когни­тив­ной гиб­ко­сти за счет реор­га­ни­за­ции когни­тив­ной дина­ми­ки, поз­во­ля­ю­щей про­ду­ци­ро­вать обу­ча­ю­щим­ся необыч­ные стра­те­гии при­ня­тия реше­ний, обес­пе­чи­ва­ю­щие их без­опас­ное пове­де­ние [28].

Иор­дан­ские иссле­до­ва­те­ли М. Аль-Удат, А.М. Аль­та­ми­ми (Al-Oudat M., Altamimi A.M.) изу­ча­ли фак­то­ры, вли­я­ю­щие на внед­ре­ние тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в обра­зо­ва­тель­ный про­цесс выс­ших учеб­ных заве­де­ний. Авто­ры дока­за­тель­но про­де­мон­стри­ро­ва­ли, что фак­то­ры, вос­при­ни­ма­е­мые иор­дан­ски­ми сту­ден­та­ми (N = 503) как облег­ча­ю­щие усло­вия (пред­по­ла­га­е­мое ожи­да­е­мое уси­лие и пред­по­ла­га­е­мая сов­ме­сти­мость), зна­чи­тель­но повы­ша­ют стрем­ле­ние созда­вать и исполь­зо­вать систе­мы и инстру­мен­ты вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в обра­зо­ва­тель­ных целях [10].

Иссле­до­ва­те­ля­ми M. Под­го­рец­ка, Р. Шрай­бер, Ю. Анджей­чак и др. (Podhorecka M., Szrajber R., Andrzejczak J. et al.) раз­ра­бо­та­на систе­ма вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для эффек­тив­но­го обу­че­ния когни­тив­но-мотор­ным навы­кам пожи­лых людей. Систе­ма­ти­че­ское ухуд­ше­ние когни­тив­ных и дви­га­тель­ных воз­мож­но­стей свя­за­но с про­цес­сом ста­ре­ния чело­ве­ка. Воз­раст­ной дефи­цит дви­га­тель­ных навы­ков и симп­то­мы сни­же­ния когни­тив­ных функ­ций, про­бле­мы с памя­тью, вни­ма­ни­ем и испол­ни­тель­ны­ми функ­ци­я­ми высту­па­ют основ­ны­ми при­чи­на­ми поте­ри функ­ци­о­наль­ной неза­ви­си­мо­сти и сни­же­ния каче­ства жиз­ни у пожи­лых людей. 

Испы­ту­е­мым (N = 9) в воз­расте 62—81 год (М = 71,66; SD = 7,00) пред­ла­га­лось оце­нить выпол­нен­ные зада­ния с точ­ки зре­ния новиз­ны и при­вле­ка­тель­но­сти. Все аспек­ты игры оце­ни­ва­лись участ­ни­ка­ми как удо­вле­тво­ри­тель­ные, вир­ту­аль­ная реаль­ность хоро­шо пере­но­си­лась пожи­лы­ми людь­ми. Выяв­ле­на каче­ствен­ная оцен­ка уме­рен­ной полез­но­сти при­ме­не­ния тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для тре­ни­ров­ки когни­тив­ных и мотор­ных навыков. 

Иссле­до­ва­те­ли пола­га­ют, что даль­ней­шее исполь­зо­ва­ние обу­че­ния вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в тера­пев­ти­че­ских целях может при­ве­сти к поло­жи­тель­ным меди­цин­ским и пси­хо­ло­ги­че­ским резуль­та­там, а так­же может стать инте­рес­ным досу­гом для пожи­лых людей [35].

Уста­нов­ле­но, что спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ные тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти с уче­том целей обу­че­ния и усло­вий их при­ме­не­ния поз­во­ля­ют фор­ми­ро­вать когни­тив­ные спо­соб­но­сти, вклю­ча­ю­щие раз­ви­тие вос­при­я­тия, кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, памя­ти, когни­тив­ной гиб­ко­сти у обу­ча­ю­щих­ся раз­но­го воз­рас­та и обес­пе­чи­ва­ю­щие пси­хо­ло­ги­че­скую без­опас­ность личности.

Рас­смот­рим осо­бен­но­сти при­ме­не­ния тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для повы­ше­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия, удо­вле­тво­рен­но­сти и само­эф­фек­тив­но­сти у обу­ча­ю­щих­ся, пред­ста­ви­те­лей раз­ных про­фес­си­о­наль­ных групп [13; 7; 16; 23]. 

Пси­хо­ло­ги­че­ское бла­го­по­лу­чие рас­смат­ри­ва­ет­ся как сово­куп­ность ресур­сов, опре­де­ля­ю­щих субъ­ек­тив­ную и объ­ек­тив­ную успеш­ность лич­но­сти во вза­и­мо­дей­ствии с окру­жа­ю­щи­ми людь­ми и миром, теп­лые и дове­ри­тель­ные отно­ше­ния с ними, посто­ян­ный лич­ност­ный рост и само­ак­ту­а­ли­за­цию, само­эф­фек­тив­ность при реше­нии и дости­же­нии постав­лен­ных задач в слож­ных жиз­нен­ных ситуациях.

Иссле­до­ва­те­ли Аде-Оджо Г.О., Мар­ков­ски М., Эссекс Р. и др. (Ade-Ojo, G.O., Markowski, M., Essex, R. et al.) дока­за­ли, что в про­цес­се под­го­тов­ки учи­те­лей в каче­стве инстру­мен­та мож­но исполь­зо­вать моде­ли­ро­ва­ние физи­че­ской и сме­шан­ной реальности. 

Уста­нов­ле­но, что по срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ны­ми дидак­ти­че­ски­ми мето­да­ми обу­че­ния моде­ли­ро­ва­ние сме­шан­ной реаль­но­сти пред­ла­га­ет новые воз­мож­но­сти для обу­че­ния в раз­лич­ных кон­текстах. Такой спо­соб обу­че­ния более без­опа­сен и спо­соб­ству­ет повы­ше­нию у учи­те­лей уве­рен­но­сти, удо­вле­тво­рен­но­сти, само­эф­фек­тив­но­сти, навы­ков управ­ле­ния клас­сом и обще­ния [7].

Инте­рес­ные резуль­та­ты были полу­че­ны С. Баце­ви­ч­ю­те, А.Л. Кор­до­ва, П. Вис­мер и др. (Baceviciute, S., Cordoba, A.L., Wismer, P. et al.) в меж­ду­на­род­ном иссле­до­ва­нии эффек­тив­но­сти при­ме­не­ния тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в орга­ни­за­ци­он­ном обучении. 

Иссле­до­ва­те­ли оце­ни­ва­ли эффек­тив­ность симу­ля­ции вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для обу­че­ния спе­ци­а­ли­стов в био­тех­но­ло­ги­че­ской отрас­ли. Была раз­ра­бо­та­на иммер­сив­ная симу­ля­ция вир­ту­аль­ной реаль­но­сти на осно­ве сюже­та для обу­че­ния сотруд­ни­ков, рабо­та­ю­щих с кли­ен­та­ми, и про­те­сти­ро­ва­на в меж­ду­на­род­ной био­тех­но­ло­ги­че­ской компании. 

В экс­пе­ри­мен­те был про­ве­ден ран­до­ми­зи­ро­ван­ный набор сотруд­ни­ков (N = 95) из Бра­зи­лии, Дании и США. В про­ве­ден­ном иссле­до­ва­нии срав­ни­ва­лась эффек­тив­ность раз­ра­бо­тан­ной моде­ли с эффек­тив­но­стью тра­ди­ци­он­ной видео-пре­зен­та­ции, состав­лен­ной на осно­ве обще­го содер­жа­ния. Более высо­кие резуль­та­ты пока­за­ла груп­па моде­ли­ро­ва­ния вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, в отли­чие от груп­пы видео­пре­зен­та­ции, по резуль­та­там про­стран­ствен­ных и кон­цеп­ту­аль­ных зна­ний, удо­воль­ствия от вос­при­ни­ма­е­мо­го обу­че­ния, лич­ной и орга­ни­за­ци­он­ной цен­но­сти, само­эф­фек­тив­но­сти и наме­ре­ний дей­ство­вать в соот­вет­ствии с усво­ен­ны­ми инструк­ци­я­ми. При этом досто­вер­ные раз­ли­чия не обна­ру­же­ны для усво­е­ния фак­ти­че­ских знаний. 

Иссле­до­ва­те­ли дока­за­ли, что при­ме­не­ние симу­ля­ции вир­ту­аль­ной реаль­но­сти при орга­ни­за­ци­он­ном обу­че­нии может быть доста­точ­но эффек­тив­ным не толь­ко в отдель­но взя­той орга­ни­за­ции, но и в раз­лич­ных куль­ту­рах. Вир­ту­аль­ная реаль­ность осо­бен­но эффек­тив­на, когда целью обу­че­ния явля­ет­ся улуч­ше­ние кон­цеп­ту­аль­но­го и про­стран­ствен­но­го пони­ма­ния, а так­же полу­че­ния удо­воль­ствия и само­эф­фек­тив­но­сти, но не полу­че­ние фак­ти­че­ско­го знания. 

Уста­нов­ле­но, что у спе­ци­а­ли­стов повы­ша­ет­ся уро­вень вос­при­ни­ма­е­мо­го обу­че­ния, лич­ной и орга­ни­за­ци­он­ной цен­но­сти и лич­ных наме­ре­ний после обу­че­ния в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти по срав­не­нию со стан­дарт­ным обу­че­ни­ем на осно­ве видео [23].

Выяв­ле­но, что при­ме­не­ние моде­ли­ро­ва­ния и иммер­сив­ной симу­ля­ции вир­ту­аль­ной реаль­но­сти предо­став­ля­ет новые воз­мож­но­сти для обу­че­ния спе­ци­а­ли­стов в раз­ных про­фес­си­о­наль­ных обла­стях и куль­ту­рах, повы­ше­ния их пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия, удо­вле­тво­рен­но­сти и само­эф­фек­тив­но­сти в пре­одо­ле­нии рис­ков и угроз пси­хо­ло­ги­че­ской безопасности.

Про­ана­ли­зи­ру­ем спе­ци­фи­ку при­ме­не­ния тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, направ­лен­ных на фор­ми­ро­ва­ние когни­тив­ных навы­ков и одно­вре­мен­ное повы­ше­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия у респондентов. 

В дан­ных рабо­тах речь идет об обу­че­нии и тре­ни­ров­ке лиц в воз­расте сред­ней и позд­ней зре­ло­сти. Это новая область при­ме­не­ния вир­ту­аль­ных обу­ча­ю­щих про­грамм быст­ро наби­ра­ет тем­пы вслед­ствие сво­ей акту­аль­но­сти. Все­мир­ная орга­ни­за­ция здра­во­охра­не­ния (ВОЗ) счи­та­ет, что к 2030 году насе­ле­ние мира уве­ли­чи­ва­ет­ся, пре­вра­щая нашу сре­ду в сверх­ста­ре­ю­щее обще­ство, а, по дан­ным Мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния и соци­аль­ных служб США, чис­ло людей стар­ше 65 лет во всем мире (60+ лет) удво­ит­ся с 600 мил­ли­о­нов в 2020 году до 1,2. млрд к 2025 г. и 2 млрд к 2050 г. [36].

В аспек­те без­опас­но­сти для этой груп­пы насе­ле­ния счи­та­ет­ся необ­хо­ди­мой раз­ра­бот­ка меро­при­я­тий, замед­ля­ю­щих сни­же­ние когни­тив­ных спо­соб­но­стей. Это в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни улуч­ши­ло бы авто­но­мию пожи­лых людей, а так­же тех, кто за ними уха­жи­ва­ет, при этом вир­ту­аль­ная реаль­ность рас­смат­ри­ва­ет­ся самым мно­го­обе­ща­ю­щим инстру­мен­том для улуч­ше­ния когни­тив­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния [12].

Груп­па уче­ных С. Сай­ед-Абдул, С. Мал­ва­де, А.А. Нур­се­теи др. (Syed-Abdul, S., Malwade, S., Nursetyo, A.A. et al.) про­ве­ли иссле­до­ва­ние по оцен­ке воз­мож­но­сти при­ме­не­ния вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для под­держ­ки физи­че­ской фор­мы, а так­же соци­аль­но­го и эмо­ци­о­наль­но­го бла­го­по­лу­чия пожи­лых людей. 

Глав­ной зада­чей иссле­до­ва­ния была оцен­ка воз­мож­но­сти при­ме­не­ния тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для пожи­лых людей: смо­гут ли они их осво­ить, будут ли они им инте­рес­ны, захо­тят ли про­дол­жать зани­мать­ся в таком формате. 

В пилот­ном иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие 30 пожи­лых людей в воз­расте от 60 до 95 лет, кото­рым были пред­ло­же­ны девять раз­лич­ных при­ло­же­ний вир­ту­аль­ной реаль­но­сти. Участ­ни­ки мог­ли выбрать любое из этих при­ло­же­ний и прак­ти­ко­вать их по 15 минут два раза в неде­лю в общей слож­но­сти шесть недель. После чего они запол­ня­ли анке­ту. Резуль­та­ты про­де­мон­стри­ро­ва­ли заин­те­ре­со­ван­ность участ­ни­ков во внед­ре­нии тех­но­ло­гии VR

Авто­ры отме­ча­ют, что такие харак­те­ри­сти­ки, как полез­ность, лег­кость, удо­воль­ствие вос­при­ни­ма­е­мо­го мате­ри­а­ла явля­ют­ся важ­ны­ми и спо­соб­ству­ю­щи­ми при­ня­тию и исполь­зо­ва­нию пен­си­о­не­ра­ми вир­ту­аль­ной реаль­но­сти как тех­но­ло­гии, при­но­ся­щей радость и укреп­ля­ю­щей здо­ро­вье [32].

Мно­гие иссле­до­ва­те­ли под­чер­ки­ва­ют, что вопре­ки сте­рео­ти­пу о том, что пожи­лые люди не стре­мят­ся осва­и­вать и поль­зо­вать­ся новы­ми тех­но­ло­ги­я­ми, про­ве­ден­ные опро­сы дока­зы­ва­ют обратное. 

Дей­стви­тель­но, опрос Pew Research Center, состо­яв­ший­ся в июне 2019 года, пока­зал, что люди стар­ше 60 лет еже­днев­но про­во­дят мно­го вре­ме­ни перед экра­на­ми, и этот факт соот­вет­ству­ет зна­чи­тель­но­му уве­ли­че­нию исполь­зо­ва­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий пожи­лы­ми аме­ри­кан­ца­ми. В 2000 г. Интер­не­том поль­зо­ва­лись толь­ко 14% пожи­лых людей. Но в насто­я­щее вре­мя 73% пожи­лых людей заяв­ля­ют об исполь­зо­ва­нии смарт­фо­нов и дру­гих устройств [36].

В насто­я­щее вре­мя раз­ра­бо­та­ны вир­ту­аль­ные тре­на­же­ры для когни­тив­но­го обу­че­ния пожи­лых людей навы­кам без­опас­но­го пове­де­ния. Одно из основ­ных направ­ле­ний тако­го обу­че­ния — это сни­же­ние рис­ка паде­ний у пожи­лых людей. Счи­та­ет­ся, что про­фи­лак­ти­ка паде­ний явля­ет­ся обла­стью, в кото­рой тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной реаль­но­сти могут быть очень эффективны. 

Обу­ча­ю­щие при­ло­же­ния вир­ту­аль­ной реаль­но­сти мож­но исполь­зо­вать для улуч­ше­ния осан­ки и мышеч­ной адап­та­ции для того, что­бы дать пожи­ло­му чело­ве­ку воз­мож­ность ком­пен­си­ро­вать при­об­ре­тен­ные нару­ше­ния (вос­ста­нов­ле­ние рав­но­ве­сия) или сколь­же­ния, что­бы предот­вра­тить падение. 

Несколь­ко при­ло­же­ний вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, ори­ен­ти­ро­ван­ных на пожи­лых людей, были пред­ло­же­ны в каче­стве аль­тер­на­тив­ных мето­дов обу­че­ния для улуч­ше­ния поход­ки, рав­но­ве­сия, предот­вра­ще­ния паде­ний и сня­тия боли. В этих обу­ча­ю­щих про­грам­мах осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся физи­че­ско­му аспек­ту предот­вра­ще­ния паде­ний, вклю­чая рав­но­ве­сие, поход­ку и реак­цию на вос­ста­нов­ле­ние [27]. Но так­же эти про­грам­мы вклю­ча­ют и пси­хо­ло­ги­че­ский аспект. 

Страх паде­ния рас­про­стра­нен сре­ди пожи­лых людей, и в неко­то­рых слу­ча­ях этот страх не про­пор­ци­о­на­лен физи­че­ским реак­ци­ям на чрез­мер­ную тре­во­гу, вклю­чая уча­щен­ное серд­це­би­е­ние, пот­ли­вость и пол­ное избе­га­ние ходь­бы. С помо­щью обу­че­ния в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти воз­мож­но сни­зить этот страх и умень­шить физио­ло­ги­че­скую реак­цию, им вызы­ва­е­мую [30].

Вир­ту­аль­ные реаль­но­сти так­же пред­ла­га­ет­ся исполь­зо­вать для когни­тив­но­го обу­че­ния пожи­лых людей и ком­пен­са­ции у них когни­тив­ных рас­стройств [12].

Авто­ры пред­по­ла­га­ют, что раз­ра­бот­ка вир­ту­аль­ных про­грамм, замед­ля­ю­щих сни­же­ние когни­тив­ных спо­соб­но­стей, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни может улуч­шить авто­но­мию пожи­лых людей, а так­же раз­гру­зить уха­жи­ва­ю­щих за ними род­ствен­ни­ков и соот­вет­ству­ю­щих спе­ци­а­ли­стов. В их ста­тье обсуж­да­ют­ся осо­бен­но­сти иммер­сив­ной вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, вклю­чая ее воз­мож­но­сти и огра­ни­че­ния, кото­рые важ­ны для улуч­ше­ния когни­тив­ных спо­соб­но­стей у пожи­лых людей. 

Авто­ры отме­ча­ют, во-пер­вых, высо­кую гиб­кость вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, что поз­во­ля­ет про­во­дить пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ное и без­опас­ное обу­че­ние пожи­лых людей адап­тив­но­му пове­де­нию в потен­ци­аль­но опас­ных ситуациях. 

Во-вто­рых, дина­ми­че­ская обрат­ная вир­ту­аль­ная связь в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни обес­пе­чи­ва­ет инстру­мент помо­щи для лиц, осу­ществ­ля­ю­щих уход за пожи­лы­ми людьми. 

В-тре­тьих, вир­ту­аль­ные реаль­но­сти мож­но исполь­зо­вать для целей диа­гно­сти­ки, посколь­ку сбор дан­ных с высо­ким раз­ре­ше­ни­ем поз­во­ля­ет выяв­лять тон­кие изме­не­ния когни­тив­ных про­цес­сов с тече­ни­ем вре­ме­ни, что важ­но для выяв­ле­ния харак­те­ра и сте­пе­ни интел­лек­ту­аль­ных изме­не­ний у пожи­лых людей, в том чис­ле с деменцией. 

В-чет­вер­тых, погру­же­ние в вир­ту­аль­ную реаль­ность свя­за­но с кибер-болез­нью и ее пре­одо­ле­ни­ем. Нако­нец, вир­ту­аль­ная реаль­ность поз­во­ля­ет вос­при­ни­мать и выра­жать эмо­ции, дви­га­тель­ное пове­де­ние и раз­лич­ные чувства. 

Уста­нов­ле­но, что пожи­лые субъ­ек­ты демон­стри­ру­ют повы­шен­ную зави­си­мость от муль­ти­сен­сор­ной инте­гра­ции для обу­че­ния и пони­жен­ную эмо­ци­о­наль­ную вклю­чен­ность в обу­че­ние. Более того, они испы­ты­ва­ют повы­ше­ние моти­ва­ции и при­сут­ствия в вир­ту­аль­ной реальности.

В нашей стране так­же раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся тре­на­же­ры с исполь­зо­ва­ни­ем вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для раз­лич­ных кате­го­рий поль­зо­ва­те­лей и про­во­дят­ся иссле­до­ва­ния их эффективности. 

Раз­ра­бот­ка вир­ту­аль­ных тре­нин­гов для лиц пен­си­он­но­го воз­рас­та пред­ло­же­на в про­грам­ме «Актив­ное дол­го­ле­тие», в част­но­сти, в насто­я­щее вре­мя раз­ра­бо­та­но два тре­нин­га «Спорт в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти — как ресурс анти­ста­ре­ния» и «Духов­ный ресурс антистарения». 

В рам­ках пер­во­го тре­нин­га под­го­тов­ле­но несколь­ко ВР-тре­на­же­ров, кото­рые поз­во­лят пен­си­о­не­ру попро­бо­вать раз­лич­ные виды спор­та в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти: фит­нес, ска­ло­ла­за­ние, стрель­бу из лука и из ружья, тен­нис и бад­мин­тон, бокс, дуэль на мечах, команд­ные вида спор­та (фут­бол или коопе­ра­тив­ный шутер), боулинг. 

Сле­ду­ет отме­тить, что эти игры пред­ла­га­ют­ся в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти; с одной сто­ро­ны, они дают нагруз­ку на орга­низм, с дру­гой сто­ро­ны — это облег­чен­ная нагруз­ка, кото­рая по силам лицам пен­си­он­но­го воз­рас­та [1].

Для лиц в воз­расте сред­ней зре­ло­сти, про­дол­жа­ю­щих тру­до­вую дея­тель­ность и при этом сов­ме­ща­ю­щих рабо­ту с обу­че­ни­ем, тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ные реаль­но­сти при­ме­ня­ют для сня­тия когни­тив­ной усталости. 

Иссле­до­ва­ние про­во­ди­лось в нашей стране, участ­во­ва­ли 82 испы­ту­е­мых, допен­си­он­но­го воз­рас­та. В про­ме­жут­ке меж­ду окон­ча­ни­ем рабо­че­го дня и нача­лом вечер­не­го обу­че­ния обу­ча­ю­щи­е­ся про­смат­ри­ва­ли в шле­мах видео­сю­же­ты. Авто­ры дока­за­тель­но про­де­мон­стри­ро­ва­ли, что у испы­ту­е­мых после про­смот­ра сна­ча­ла воз­буж­да­ю­ще­го, а потом рас­слаб­ля­ю­ще­го сюже­тов про­изо­шло досто­вер­ное изме­не­ние состо­я­ния отно­си­тель­но кон­троль­ной груп­пы: умень­ши­лось острое умствен­ное утом­ле­ние, сни­зи­лась уста­лость, общее утом­ле­ние, моно­то­ния, у жен­щин сни­зил­ся уро­вень пси­хо­ло­ги­че­ско­го стресса. 

У испы­ту­е­мых после про­смот­ра сна­ча­ла рас­слаб­ля­ю­ще­го, а потом воз­буж­да­ю­ще­го сюже­тов: у муж­чин сни­зи­лись острое физи­че­ское утом­ле­ние, уста­лость, пре­сы­ще­ние; у жен­щин умень­ши­лись острое умствен­ное утом­ле­ние, острое физи­че­ское утом­ле­ние, общее утом­ле­ние, пси­хо­ло­ги­че­ский стресс. 

Иссле­до­ва­те­ли сде­ла­ли вывод, что подоб­ное ВР-воз­дей­ствие явля­ет­ся без­опас­ным и оно может при­во­дить к сни­же­нию когни­тив­ной уста­ло­сти и вос­ста­нов­ле­нию рабо­то­спо­соб­но­сти при разо­вом при­ме­не­нии [31].

Обра­тим­ся к про­бле­ме изу­че­ния вли­я­ния тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти на пси­хи­че­ское и пси­хо­ло­ги­че­ское здо­ро­вье как одно­го из основ­ных ком­по­нен­тов пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти [19; 25; 33]. 

Пси­хо­ло­ги­че­ское здо­ро­вье обу­ча­ю­щих­ся преду­смат­ри­ва­ет нали­чие пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья, вклю­ча­ю­ще­го их пол­но­цен­ное пси­хи­че­ское раз­ви­тие на раз­ных воз­раст­ных эта­пах. Пси­хо­ло­ги­че­ское здо­ро­вье явля­ет­ся пред­по­сыл­кой стрес­со­устой­чи­во­сти, кон­струк­тив­ной само­ре­гу­ля­ции, поз­во­ля­ет лич­но­сти успеш­но адап­ти­ро­вать­ся к жиз­нен­ным ситу­а­ци­ям, реа­ли­зо­вы­вать­ся в учеб­ной, про­фес­си­о­наль­ной деятельности.

В насто­я­щее вре­мя актив­но раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся циф­ро­вые меди­цин­ские вме­ша­тель­ства, кото­рые счи­та­ют­ся пер­спек­тив­ны­ми для повы­ше­ния пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья у сту­ден­тов университетов. 

В резуль­та­те про­ве­де­ния ком­плекс­но­го обзо­ра Харит С., Бак­ха­ус И., Мобин Н. и др. (Harith, S., Backhaus, I., Mohbin, N. et al.) обоб­щи­ли дан­ные о вме­ша­тель­ствах в циф­ро­вом здра­во­охра­не­нии, ори­ен­ти­ро­ван­ные на сту­ден­тов уни­вер­си­те­тов, и оце­ни­ли их эффективность. 

Авто­ра­ми выде­ле­ны шесть типов предо­став­ле­ния вме­ша­тельств: вме­ша­тель­ства через Интер­нет, онлайн/компьютер; ком­пью­тер­ная когни­тив­но-пове­ден­че­ская тера­пия (КПТ); мобиль­ные при­ло­же­ния и служ­ба корот­ких сооб­ще­ний; вме­ша­тель­ства в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти; обу­че­ние навы­кам; релак­са­ция и тера­пия, осно­ван­ная на воз­дей­ствии. Более эффек­тив­ны­ми или частич­но эффек­тив­ны­ми в сни­же­нии симп­то­мов депрес­сии, тре­во­ги, стрес­са и рас­строй­ства пище­во­го пове­де­ния у сту­ден­тов были онлайновые/компьютерные интер­вен­ции. Их воз­дей­ствие ана­ло­гич­но для вме­ша­тельств по обу­че­нию навы­кам, вме­ша­тельств на осно­ве когни­тив­но-пове­ден­че­ской тера­пии и мобиль­ных приложений. 

Иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют, что циф­ро­вые вме­ша­тель­ства в обла­сти пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья с исполь­зо­ва­ни­ем вир­ту­аль­ной реаль­но­сти и релак­са­ции, тера­пия на осно­ве воз­дей­ствия не при­ве­ли к устой­чи­вым окон­ча­тель­ным резуль­та­там. Иссле­до­ва­те­ли при­хо­дят к выво­ду, что циф­ро­вые вме­ша­тельств бла­го­твор­но вли­я­ют на пси­хи­че­ское здо­ро­вье сту­ден­тов уни­вер­си­те­тов [20].

В эпо­ху интел­лек­ту­аль­ных муль­ти­ме­диа все боль­ше иссле­до­ва­те­лей начи­на­ют раз­ра­ба­ты­вать тех­но­ло­гии моде­ли­ро­ва­ния на осно­ве не толь­ко тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ных изоб­ра­же­ний (VIT), но и вир­ту­аль­ной реаль­но­сти (VR), направ­лен­ных на улуч­ше­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья сту­ден­тов или пациентов. 

К. Ду, К. Ю, Т. Ван, Ф. Чжан, (Du, C., Yu, C., Wang, T., Zhang, F.) дока­за­ли, что игро­вая модель «Песоч­ный стол» на осно­ве вир­ту­аль­ной реаль­но­сти может эффек­тив­но исполь­зо­вать­ся для лече­ния пси­хи­че­ски боль­ных и облег­че­ния их нега­тив­ных пси­хо­ло­ги­че­ских состояний. 

Авто­ры отме­ча­ют зна­чи­тель­ный тера­пев­ти­че­ский эффект при­ме­не­ния раз­ра­бо­тан­ной игро­вой моде­ли на пси­хи­че­ские про­бле­мы паци­ен­тов и дела­ют вывод о том, что пси­хо­ло­ги­че­ские игро­вые моде­ли на осно­ве вир­ту­аль­ной реаль­но­сти (VR) могут при­ме­нять­ся для сня­тия стрес­са у сту­ден­тов и лече­ния пси­хи­че­ски боль­ных, а так­же для облег­че­ния их про­блем с пси­хи­че­ским здо­ро­вьем [22].

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ний пока­за­ли, что вме­ша­тель­ства в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти и игро­вые моде­ли на осно­ве тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти бла­го­твор­но вли­я­ют на пси­хи­че­ское здо­ро­вье обу­ча­ю­щих­ся и их пси­хо­ло­ги­че­скую безопасность.

Заключение

Про­бле­ма обес­пе­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти в совре­мен­ном мире явля­ет­ся ком­плекс­ной. В насто­я­щее вре­мя, наря­ду с извест­ны­ми угро­за­ми, воз­ни­ка­ет мно­же­ство новых рис­ков, свя­зан­ных с новы­ми технологиями. 

В част­но­сти, раз­ра­бот­ка ново­го интер­ак­тив­но­го про­стран­ства — вир­ту­аль­ной реаль­но­сти — порож­да­ет пси­хо­ло­ги­че­ские рис­ки, свя­зан­ные с тем, что чело­век непо­сред­ствен­но вза­и­мо­дей­ству­ет с иммер­си­он­ны­ми обра­за­ми как новой реаль­но­стью, по силе ощу­ще­ний, порой не отли­ча­ю­щей­ся от реаль­но­го мира, кото­рые предо­став­ля­ют ему не толь­ко допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти, но и угро­зы пси­хо­ло­ги­че­ско­му здоровью. 

В совре­мен­ных зару­беж­ных иссле­до­ва­ни­ях изу­ча­ют­ся осо­бен­но­сти обес­пе­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти обу­ча­ю­щих­ся в раз­ных ситу­а­ци­ях обу­че­ния с при­ме­не­ни­ем тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реальности. 

Основ­ное вни­ма­ние уде­ле­но про­бле­мам раз­ви­тия когни­тив­ных спо­соб­но­стей, пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия, пси­хи­че­ско­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья обу­ча­ю­щих­ся как ком­по­нен­там пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти под воз­дей­стви­ем тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реальности.

Иссле­до­ва­те­ли экс­пе­ри­мен­таль­но под­твер­ди­ли, что исполь­зо­ва­ние пол­но­го погру­же­ния в вир­ту­аль­ную реаль­ность, в отли­чие от вир­ту­аль­ных игр, пред­по­ла­га­ю­щих мень­шую актив­ность, ока­зы­ва­ет поло­жи­тель­ное вли­я­ние на когни­тив­ные спо­соб­но­сти, повы­ше­ние когни­тив­ной гиб­ко­сти, поз­во­ля­ю­щие обу­ча­ю­щим­ся осо­знан­но про­ду­мы­вать и при­ме­нять непри­выч­ные для них стра­те­гии без­опас­но­го поведения. 

Иссле­до­ва­те­ли отме­ча­ют, что, по срав­не­нию с тра­ди­ци­он­ны­ми дидак­ти­че­ски­ми мето­да­ми обу­че­ния, моде­ли­ро­ва­ние сме­шан­ной реаль­но­сти спо­соб­ству­ет повы­ше­нию пси­хо­ло­ги­че­ско­го бла­го­по­лу­чия, уве­рен­но­сти, удо­вле­тво­рен­но­сти, само­эф­фек­тив­но­сти обу­ча­ю­щих­ся раз­но­го воз­рас­та, фор­ми­ро­ва­нию про­фес­си­о­наль­ной и куль­тур­ной при­над­леж­но­сти, лич­ных и орга­ни­за­ци­он­ных цен­но­стей и наме­ре­ний, опре­де­ля­ю­щих пси­хо­ло­ги­че­скую без­опас­ность личности.

Полез­ность, лег­кость и удо­воль­ствие от вос­при­ни­ма­е­мо­го содер­жа­ния в про­цес­се обу­че­ния спо­соб­ству­ют при­ня­тию и исполь­зо­ва­нию вир­ту­аль­ной реаль­но­сти как тех­но­ло­гии, укреп­ля­ю­щей пси­хи­че­ское и пси­хо­ло­ги­че­ское здо­ро­вье у обу­ча­ю­щих­ся, как в сту­ден­че­ском воз­расте, так и в воз­расте сред­ней и позд­ней зрелости. 

Иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что с помо­щью обу­че­ния в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти воз­мож­но сни­жать стра­хи и умень­шать физио­ло­ги­че­ские реак­ции, вызы­ва­е­мые ими, ста­би­ли­зи­ро­вать состо­я­ние в ситу­а­ци­ях стрес­са, облег­чать про­бле­мы с пси­хи­че­ским здо­ро­вьем, что бла­го­твор­но вли­я­ет на пси­хи­че­ское здо­ро­вье обу­ча­ю­щих­ся и их пси­хо­ло­ги­че­скую безопасность.

Про­бле­мы при­ме­не­ния тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в обра­зо­ва­нии тре­бу­ют углуб­лен­но­го тео­ре­ти­че­ско­го осмыс­ле­ния и эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния, поис­ка моде­лей, инстру­мен­тов про­гно­зи­ро­ва­ния послед­ствий вир­ту­аль­ных вме­ша­тельств в дол­го­сроч­ной перспективе. 

На наш взгляд, пер­спек­тив­ным направ­ле­ни­ем иссле­до­ва­ния может стать ана­лиз эффек­тив­но­сти при­ме­не­ния тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти для обес­пе­че­ния пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти, под­дер­жа­ния здо­ро­вья и замед­ле­ния тем­па преж­де­вре­мен­но­го ста­ре­ния в раз­лич­ных обра­зо­ва­тель­ных сре­дах с уче­том воз­раст­но­го эта­па и ген­дер­ной специфики.

Финан­си­ро­ва­ние. Иссле­до­ва­ние выпол­не­но при финан­со­вой под­держ­ке Рос­сий­ско­го науч­но­го фон­да, про­ект № 19-18-00058.

Литература

  1. Буза­нов К. Э. Вир­ту­аль­ная реаль­ность и актив­ное дол­го­ле­тие [Элек­трон­ный ресурс] // Лабо­ра­то­рия «тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти». 2022. 
  2. Зото­ва О. Ю., Тара­со­ва Л. В., Кара­пе­тян Л. В. Пси­хо­ло­ги­че­ская без­опас­ность пожи­лых людей // Яро­слав­ский педа­го­ги­че­ский вест­ник. 2019. № 5(110). С. 88—98. DOI:10.24411/1813-145X-2019-10527
  3. К про­бле­ме экс­пер­ти­зы без­опас­но­го исполь­зо­ва­ния VR-тех­но­ло­гий в обра­зо­ва­тель­ной сре­де / А. В. Лит­ви­но­ва, Т. Н. Бере­зи­на, А. В. Коку­рин, В. И. Еки­мо­ва // Пси­хо­ло­ги­че­ская без­опас­ность обра­зо­ва­тель­ной сре­ды: про­бле­мы, ресур­сы, про­фи­лак­ти­ка : моно­гра­фия / под общ. ред. А. В. Лит­ви­но­вой, А. В. Коку­ри­на. Москва: РУСАЙНС, 2022. С. 48—59.
  4. Коте­не­ва А. В., Лит­ви­но­ва А. В. Пси­хо­ло­ги­че­ская без­опас­ность лич­но­сти как фак­тор био­пси­хо­ло­ги­че­ско­го воз­рас­та маги­стран­тов // Чело­ве­че­ский капи­тал. 2021. № 12(156). Том 1. С. 125—135. DOI:10.25629/HC.2021.12.12
  5. Лит­ви­но­ва А. В. Пси­хо­ло­ги­че­ская без­опас­ность лич­но­сти как ресурс био­пси­хо­ло­ги­че­ско­го воз­рас­та // Чело­ве­че­ский капи­тал. 2020. № 12(144). С. 166—176. DOI:10.25629/HC.2020.12.16
  6. При­ходь­ко И. И. Пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ский инстру­мен­та­рий опре­де­ле­ния пси­хо­ло­ги­че­ской без­опас­но­сти лич­но­сти спе­ци­а­ли­ста экс­тре­маль­но­го вида дея­тель­но­сти // Мир нау­ки, куль­ту­ры, обра­зо­ва­ния. 2013. № 3(40). С. 28—31.
  7. A systematic scoping review and textual narrative synthesis of physical and mixed-reality simulation in pre-service teacher training / G. O Ade-Ojo, M. Markowski, R. Essex, M. Stiell, J. Jameson // Journal of Computer Assisted Learning. 2022. Vol. 38. № 3. P. 861—874. DOI:10.1111/jcal.12653
  8. Active video games in fully immersive virtual reality elicit moderate-to-vigorous physical activity and improve cognitive performance in sedentary college students / C. V. Sousa, J. Hwang, R. Cabrera-Perez, A. Fernandez, A. Misawa, K. Newhook, A. S. Lu // Journal of Sport and Health Science. 2022. Vol. 11. № 2. P. 164—171. DOI:10.1016/j.jshs.2021.05.002
  9. Afolabi О. А., Baloguna A. G. Impacts of Psychological Security, Emotional Intelligence and Self-Efficacy on Undergraduates’ Life Satisfaction // Psychological Thought. 2017. Vol. 10. № 2. P. 247—261. DOI:10.5964/psyct.v10i2
  10. Al-Oudat M., Altamimi A. M. Factors influencing behavior intentions to use virtual reality in education // International Journal of Data and Network Science. 2022. Vol. 6. № 3. P. 733—742. DOI:10.5267/j.ijdns.2022.3.008
  11. AR Feels “Softer” than VR: Haptic Perception of Stiffness in Augmented versus Virtual Reality / Y. Gaffary, B. Le Gouis, M. Marchal, F. Argelaguet, B. Arnaldi, A. Lecuyer // IEEE Trans Vis Comput Graph. 2017. Vol. 23. № 11. P. 2372— 2377. DOI:10.1109/TVCG.2017.2735078
  12. Bauer A., Andringa G. The Potential of Immersive Virtual Reality for Cognitive Training in Elderly // Gerontology. 2020. Vol. 66. № 6. P. 614—623. DOI:10.1159/000509830
  13. Berezina T., Buzanov K. Personal characteristics affecting the biological age of the individual // E3s Web of Conferences. 2021. Vol. 284. Article ID 09008. 11 p. DOI:10.1051/e3sconf/202128409008
  14. Boustras G., Waring A. Towards a reconceptualization of safety and security, their interactions, and policy requirements in a 21st century context // Safety Science. 2020. Vol. 132. Article ID 104942. 14 p. DOI:10.1016/j.ssci.2020.104942
  15. Can blood-circulating factors unveil and delay your biological aging? / N. Rybtsova, S. Rybtsov, T. Berezina, A. Kagansky // Biomedicines. 2020. Vol. 8. № 12. Article ID 615. 31 p. DOI:10.3390/biomedicines8120615
  16. Challenges of work during studying from the perspective of nurses: A qualitative study with content analysis approach [Элек­трон­ный ресурс] / H. Manouchehri, E. Imani, F. Atashzadeh-Shoorideh, H. Alavi Majd // Koomesh. 2017. Vol. 19. № 2. P. 294—308.
  17. Comparison of visual fatigue caused by head-mounted display for virtual reality and two-dimensional display using objective and subjective evaluation / M. Hirota, H. Kanda, T. Endo, T. Miyoshi, S. Miyagawa, Y. Hirohara, T. Yamaguchi, M. Saika, T. Morimoto, T. Fujikado // Ergonomics. 2019. Vol. 62. № 6. P. 759—766. DOI:10.1080/00140139.2019.158 2805
  18. Cornwell E. Y., Waite L. J. Social disconnectedness, perceived isolation, and health among older adults // Journal of Health and Social Behavior. 2009. Vol. 50. № 1. P. 31—48. DOI:10.1177/002214650905000103
  19. Cutler D., Lleras-Muney A. Understanding Differences in Health behaviors by Education // Journal of Health Economics. 2010. Vol. 29. № 1. P. 1—28. DOI:10.1016/j.jhealeco.2009.10.003
  20. Effectiveness of digital mental health interventions for university students: an umbrella review / S. Harith, I. Backhaus, N. Mohbin, H. T. Ngo, S. Khoo // Peer J. 2022. Vol. 10. Article ID 13111. 22 p. DOI:10.7717/peerj.13111
  21. Hoffman L. J., Chu B. C. When Is Seeking Safety Functional? Taking a Pragmatic Approach to Distinguishing Coping From Safety // Cognitive and Behavioral Practice. 2019. Vol. 26. № 1. P. 176—185. DOI:10.1016/j.cbpra.2018.11.002
  22. Impact of Virtual Imaging Technology on Film and Television Production Education of College Students Based on Deep Learning and Internet of Things / C. Du, C. Yu, T. Wang, F. Zhang // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 12. Article ID 766634. 14 p. DOI:10.3389/fpsyg.2021.766634
  23. Investigating the value of immersive virtual reality tools for organizational training: An applied international study in the biotech industry / S. Baceviciute, A. L. Cordoba, P. Wismer, T. V. Jensen, M. Klausen, G. Makransky // Journal of Computer Assisted Learning. 2022. Vol. 38. № 2. P. 470—487. DOI:10.1111/jcal.12630
  24. LaValle S. Virtual reality. [Chicago]: University of Illinois. 2017. 418 p.
  25. Magtibay D. L. Decreasing Stress and Burnout in Nurses: Efficacy of Blended Learning With Stress Management and Resilience Training Program // The Journal of Nurse Administration. 2017. Vol. 47. № 7—8. P. 391—395. DOI:10.1097/ NNA.0000000000000501
  26. Optimism and Cause-Specific Mortality: A Prospective Cohort Study / E. S. Kim, K. A. Hagan, F. Grodstein, D. L. De Meo, I. De Vivo, L. D. Kubzansky // American Journal of Epidemiology. 2017. Vol. 185. № 1. P. 1—29. DOI:10.1093/aje/ kww182
  27. Parijat P., Lockhart T., Liu J. Effects of perturbation-based slip training using a virtual reality environment on slip- induced falls // Annals of Biomedical Engineering. 2015. Vol. 43. № 4. P. 958—967. DOI:10.1007/s10439-014-1128-z
  28. Simulated visual hallucinations in virtual reality enhance cognitive flexibility / C. Rastelli, A. Greco, Y. N. Kenett, C. Finocchiaro, N. De Pisapia // Scientific Reports. 2022. Vol. 12. Article ID 4027. 14 p. DOI:10.1038/s41598-022-08047-w
  29. Snowdon D. Aging with Grace: What the Nun Study Teaches Us About Leading Longer, Healthier, and More Meaningful Lives. Westminster: Random House Publishing Group. 2008. 256 р.
  30. Stahl S. T., Albert S. M. Understanding Disproportionate Fear of Falling in Older Adults: Implications for Intervention Development // The American Journal of Geriatric Psychiatry: Official Journal of the American Association for Geriatric Psychiatry. 2018. Vol. 26. № 8. P. 860—861. DOI:10.1016/j.jagp.2018.05.003
  31. Using Virtual Reality Techniques to Alleviate Cognitive Fatigue in Graduate Students Working while in College / T. N. Berezina, A. Temirkanova, A. V. Litvinova, A. V. Kokurin // European Journal of Contemporary Education. 2022. Vol. 11. № 1. P. 36—46. DOI:10.13187/ejced.2022.1.36
  32. Virtual reality among the elderly: a usefulness and acceptance study from Taiwan // Shabbir Syed-Abdul, Shwetambara Malwade, Aldilas Achmad Nursetyo, Mishika Sood, Madhu Bhatia, Diana Barsasella, Megan F. Liu, Chia-Chi Chang, Kathiravan Srinivasan, Raja M., Yu-Chuan Jack Li // BMC Geriatr. 2019. Vol. 19. Article ID 223. 10 p. DOI:10.1186/ s12877-019-1218-8
  33. Virtual Reality and Symptoms Management of Anxiety, Depression, Fatigue, and Pain: A Systematic Review / A. Ioannou, E. Papastavrou, M. N. Avraamides, A. Charalambous // SAGE open nursing. 2020. Vol. 6. 13 p. DOI:10.1177/2377960820936163
  34. Virtual reality technology in the context of world and national psychology: methodological aspects, achievements and prospects / Yu. P. Zinchenko, G. Ya. Menshikova, Yu. M. Bayakovskii, A. M. Chernorizov, A. E. Voiskunsky // National Psychological Journal. 2010. Vol. 1. № 3. P. 54—62.
  35. Virtual reality-based cognitive stimulation using grydsen software as a means to prevent age-related cognitive-mobility disorders — a pilot observational study / M. Podhorecka, R. Szrajber, J. Andrzejczak, J. Lacko, P. Lipinski // Human Technology. 2021. Vol. 17. № 3. P. 321—335. DOI:10.14254/1795-6889.2021.17-3.7
  36. Wiederhold B. K. How virtual reality is changing the reality of aging // Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2020. Vol. 23. № 3. P. 141—142. DOI:10.1089/cyber.2020.29176.bkw
Источ­ник: Совре­мен­ная зару­беж­ная пси­хо­ло­гия. 2022. Том 11. № 3. С. 94–104. DOI: 10.17759/jmfp.2022110309

Об авторах

  • Анна Вик­то­ров­на Лит­ви­но­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры науч­ных основ экс­тре­маль­ной пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
  • Татья­на Нико­ла­ев­на Бере­зи­на — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, Про­фес­сор, про­фес­сор кафед­ры науч­ных основ экс­тре­маль­ной пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
  • Алек­сей Вла­ди­ми­ро­вич Коку­рин — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент, про­фес­сор кафед­ры науч­ных основ экс­тре­маль­ной пси­хо­ло­гии, факуль­тет экс­тре­маль­ной пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
  • Вален­ти­на Ива­нов­на Еки­мо­ва — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры науч­ных основ экс­тре­маль­ной пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest