Нестеренко Е.А. Личностные особенности подростков с разной склонностью к интернет-зависимости

Н

Вве­де­ние: под­рост­ки явля­ют­ся самы­ми актив­ны­ми интер­нет-поль­зо­ва­те­ля­ми и, сле­до­ва­тель­но, склон­ны к зави­си­мо­сти от интер­не­та. Один из глав­ных вопро­сов по про­фи­лак­ти­ке и предот­вра­ще­нию зави­си­мо­сти от интер­не­та явля­ет­ся изу­че­ние видов меж­лич­ност­ных обще­ний под­рост­ков, кото­рые с раз­лич­ны­ми интен­сив­но­стя­ми посе­ща­ют интер­нет для обще­ния в сетях.

Под­ро­сток сфор­ми­ро­вы­ва­ет осно­вы нрав­ствен­но­сти, соци­аль­ных кон­струк­ций, скла­ды­ва­ет вза­и­мо­от­но­ше­ния с самим собой, с окру­жа­ю­щи­ми, с обще­ством [2]. Так­же в этом воз­расте ста­би­ли­зи­ру­ет­ся харак­тер и глав­ная фор­ма меж­че­ло­ве­че­ских отно­ше­ний. В про­цес­се вза­и­мо­дей­ствия тиней­дже­ров с людь­ми про­грес­си­ру­ют все эти качества. 

Для тиней­дже­ров обще­ние дела­ет­ся основ­ным видом актив­но­сти. Она игра­ёт очень зна­чи­мую роль в ста­нов­ле­нии и фор­ми­ро­ва­нии само­осо­зна­ний. Центр нрав­ствен­ной и физи­че­ской жиз­ни ребён­ка пере­хо­дит из особ­ня­ка в мир внут­рен­не­го мира, пре­вра­тив­ше­е­ся в сре­ду под­рост­ков и сверст­ни­ков [1].

В наше вре­мя внеш­ний мир совре­мен­но­го чело­ве­ка стал пер­со­наль­ным ком­пью­те­ром, а с ним и интернетом.

Неудо­вле­тво­рен­ность под­рост­ков в дело­вых и пер­со­наль­ных отно­ше­ни­ях, адек­ват­ность зна­чи­мо­сти обла­сти обще­ния с ген­дер­ны­ми осо­бен­но­стя­ми под­рост­ков явля­ют­ся еди­ным из самых зна­чи­мых фак­то­ров, вычис­ля­ю­щих раз­ви­тие обще­ствен­но опас­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний под­рост­ков в интер­не­те и при­во­дя­щих к рас­хож­де­нию в их пове­де­нии [3]. И в резуль­та­те сфор­ми­ро­вы­ва­ет­ся склон­ность к обу­слов­лен­но­сти от интернета.

Пред­рас­по­ло­жен­ность к зави­си­мо­сти от интер­не­та явля­ет­ся чрез­вы­чай­но рас­про­стра­нен­ной про­бле­ми­ей совре­мен­но­го мира.

В дан­ной иссле­до­ва­тель­ской рабо­те мы рас­смот­рим осо­бен­но­сти лич­но­сти под­рост­ков с раз­лич­ной сте­пе­нью склон­но­сти к интер­нет-зави­си­мо­сти. Ана­ли­зи­ру­ют­ся раз­ные аспек­ты под­рост­ко­во­го пове­де­ния и того, насколь­ко они под­вер­же­ны интернет-зависимости. 

Важ­но отме­тить, что у под­рост­ков склон­ность к интер­нет-зави­си­мо­сти может раз­ли­чать­ся в зави­си­мо­сти от осо­бен­но­стей их эмо­ци­о­наль­ной сферы. 

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что под­рост­ки с высо­кой зави­си­мо­стью отли­ча­ют­ся тре­вож­но­стью, недо­ве­ри­ем к окру­жа­ю­щим, нере­ши­тель­но­стью и неуве­рен­но­стью в себе.

Иссле­до­ва­ние пси­хо­ло­ги­че­ской лите­ра­ту­ры, свя­зан­ной с интер­нет-зави­си­мо­стью, ука­зы­ва­ет на то, что обсуж­де­ние дан­но­го явле­ния нача­лось не так дав­но – сам тер­мин «интер­нет-зави­си­мость» был пред­ло­жен в 1996 году А. Голдбергом. 

В насто­я­щее вре­мя интер­нет-зави­си­мость актив­но обсуж­да­ет­ся и изу­ча­ет­ся, но все­об­ще­го под­хо­да к дан­ной про­бле­ме пока не суще­ству­ет [6].

Одна­ко, про­ве­ден­ный ана­лиз лите­ра­тур­ных источ­ни­ков поз­во­ля­ет пред­ло­жить сле­ду­ю­щую пси­хо­ло­ги­че­скую харак­те­ри­сти­ку интернет-зависимости.

Склон­ность к интер­нет-зави­си­мо­сти опре­де­ля­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми признаками: 

  • пред­вку­ше­ние вре­ме­ни, про­ве­ден­но­го в интернете; 
  • уве­ли­че­ние про­дол­жи­тель­но­сти онлайн- сеансов; 
  • появ­ле­ние уста­ло­сти и вяло­сти, вплоть до депрес­сии, при пре­кра­ще­нии исполь­зо­ва­ния интернета; 
  • неспо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать вре­мя, про­ве­ден­ное в сети; 
  • про­дол­жи­тель­ные сеан­сы, кото­рые ста­но­вят­ся слиш­ком длительными; 
  • риск поте­ри соци­аль­ных свя­зей и инте­ре­сов в жиз­ни, вклю­чая инте­ре­сы к учебе;
  • исполь­зо­ва­ние интер­не­та в каче­стве сред­ства ухо­да от реаль­ной жиз­ни и ее проблем; 
  • эйфо­рия, испы­ты­ва­е­мая при пре­бы­ва­нии в сети; 
  • ложь по отно­ше­нию к роди­те­лям и педа­го­гам для скры­тия увле­че­ния интер­не­том [7].

Так­же сле­ду­ет упо­мя­нуть, что соци­аль­ные сети ока­зы­ва­ют огром­ное вли­я­ние на эмо­ци­о­наль­ную сфе­ру под­рост­ков, что в неко­то­рых слу­ча­ях может при­ве­сти к воз­ник­но­ве­нию агрес­сии и тре­вож­но­сти [8].

Более того, соци­аль­ные сети часто содер­жат визу­аль­ную инфор­ма­цию агрес­сив­но­го и сек­су­аль­но­го харак­те­ра, что толь­ко уси­ли­ва­ет уже неста­биль­ное эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние подростков.

С целью изу­че­ния уров­ня склон­но­сти к Интер­нет-зави­си­мо­сти у под­рост­ков мы про­ве­ли иссле­до­ва­ние, в кото­ром участ­во­ва­ли 35 под­рост­ков в воз­расте 14–15 лет, из них 18 маль­чи­ков и 17 дево­чек. Для дости­же­ния цели мы исполь­зо­ва­ли опрос­ник Р. Б. Кэттелла. 

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния харак­те­ро­ло­ги­че­ских черт лич­но­сти поз­во­ли­ли постро­ить лич­ност­ные про­фи­ли под­рост­ков со склон­но­стью к Интер­нет-зави­си­мо­сти (Рису­нок 1).

Рисунок 1. Личностные профили подростков со склонностью к интернет-зависимости
Рису­нок 1. Лич­ност­ные про­фи­ли под­рост­ков со склон­но­стью к интернет-зависимости

У маль­чи­ков, стра­да­ю­щих от интер­нет-зави­си­мо­сти, наблю­да­ют­ся ярко выра­жен­ные чер­ты харак­те­ра, такие как гипер­тим­ность, тре­вож­ность и демон­стра­тив­ность. Одна­ко у них так­же при­сут­ству­ют поло­жи­тель­ные чер­ты, такие как хоро­шее настро­е­ние с неболь­шим подъ­емом, раз­го­вор­чи­вость и оптимизм. 

Маль­чи­ки могут быть склон­ны к ини­ци­а­ции кон­флик­тов, иметь яркие реак­ции на собы­тия и быть повы­шен­но раз­дра­жи­тель­ны­ми. Они харак­те­ри­зу­ют­ся пунк­ту­аль­но­стью, высо­кой выдерж­кой и уме­ни­ем чет­ко выпол­нять свои обязанности. 

Одна­ко их мыс­ли­тель­ные про­цес­сы могут замед­лять­ся из-за инерт­но­сти, про­яв­лять вялость и ухо­дить от твор­че­ских реше­ний, что сни­жа­ет эффек­тив­ность их мыш­ле­ния. Они могут быть нере­ши­тель­ны­ми, не очень общи­тель­ны­ми и неуве­рен­ны­ми в себе, склон­ны­ми к минор­но­му настроению.

Для дево­чек, стра­да­ю­щих от интер­нет-зави­си­мо­сти, харак­тер­но яркое воз­буж­де­ние, цик­ло­ти­мия и «зали­па­ние». Они харак­те­ри­зу­ют­ся повы­шен­ной воз­бу­ди­мо­стью, раз­дра­жи­тель­но­стью и агрес­си­ей. Они могут быть раз­дра­жи­тель­ны­ми, вспыль­чи­вы­ми и неурав­но­ве­шен­ны­ми в коллективе. 

Девоч­ки дан­ной груп­пы обыч­но без­раз­лич­ны к буду­ще­му и ори­ен­ти­ру­ют­ся толь­ко на насто­я­щий момент, стре­мясь полу­чить от него мак­си­маль­ное удо­воль­ствие. В глу­бине души они могут реа­ги­ро­вать на ком­мен­та­рии гру­бо­стью и гне­вом, но при этом погру­жать­ся в отча­я­ние и глу­бо­кую депрес­сию. Они обид­чи­вы, зло­па­мят­ны и подо­зри­тель­ны. Они стра­да­ют от ощу­ще­ния неспра­вед­ли­во­сти, высо­ко­мер­ны и жестоки.

Опре­де­лен­ная кор­ре­ля­ция меж­ду лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми и склон­но­стью к интер­нет-зави­си­мо­сти была обна­ру­же­на. Наи­бо­лее явная отри­ца­тель­ная связь (р≤0,01) была выяв­ле­на меж­ду интер­нет-зави­си­мо­стью и пока­за­те­ля­ми «эмо­ци­о­наль­ная неста­биль­ность – эмо­ци­о­наль­ная ста­биль­ность», «мораль­ная нор­ма­тив­ность», «спо­кой­ствие – тре­вож­ность» и «импуль­сив­ность – кон­троль жела­ний». Поло­жи­тель­ная связь выяв­ле­на с шка­лой «доверчивость–подозрительность».

Таким обра­зом, под­рост­кам, стра­да­ю­щим от интер­нет-зави­си­мо­сти, акту­аль­ны такие про­бле­мы, как эмо­ци­о­наль­ная неста­биль­ность, подо­зри­тель­ность, тре­вож­ность, высо­кая эмо­ци­о­наль­ная импуль­сив­ность, тре­во­га, недо­ве­рие к окру­жа­ю­щим, состо­я­ние утра­ты надеж­ды и нару­ше­ния в ком­му­ни­ка­тив­ной сфере. 

Мож­но сде­лать вывод, что гипо­те­за о суще­ство­ва­нии спе­ци­фи­ки лич­ност­ных осо­бен­но­стей и про­блем у под­рост­ков с раз­лич­ны­ми уров­ня­ми интер­нет-зави­си­мо­сти подтвердилась.

Список литературы

  1. Буро­ва (Лос­ку­то­ва) В.А. Интер­нет-зави­си­мость как фор­ма нехи­ми­че­ских аддик­тив­ных рас­стройств: автореф.дис. канд.мед. наук/В.А. Лос­ку­то­ва. – Ново­си­бирск, 2004.– 24 с.
  2. Вар­ла­мо­ва С. Н., Гон­ча­ро­ва Е. Р., Соко­ло­ва И. В. Интер­нет-зави­си­мость моло­дё­жи мега­по­ли­сов: кри­те­рии и типо­ло­гия // Мони­то­ринг. 2015. №2 (125). – 154 с.
  3. Выгот­ский Л.С. Пси­хо­ло­гия / Л.С. Выгот­ский. – М.: ЭКС­МО-Пресс, 2000. – 1007 с.
  4. Вой­скун­ский А.Е. Интер­нет-зави­си­мость: пси­хо­ло­ги­че­ская при­ро­да и дина­ми­ка развития/ сост. и ред… – М.: Акро­поль, 2009. – 279 с.
  5. Вой­скун­ский А.Е. Интер­нет-зави­си­мость: пси­хо­ло­ги­че­ская дина­ми­ка и тен­ден­ции раз­ви­тия. Ред.- сост. А.Е. Вой­скун­ский. – М.: Акро­поль, 2009.- 279с.
  6. Вой­скун­ский А.Е.    Акту­аль­ные    про­бле­мы    зави­си­мо­сти    от    Интернета/ А.Е. Вой­скун­ский // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал – 2004 – т.25 – №1 – С.90- 100.
  7. Гол­дберг, А. Интер­нет-зави­си­мость [Текст] / А. Гол­дберг. – М.: Нау­ка, 2010. – 145 с.301 с.
Источ­ник: Соци­аль­но-гума­ни­тар­ные, есте­ствен­ные и тех­ни­че­ские иссле­до­ва­ния: про­бле­мы тео­рии и прак­ти­ки : Мате­ри­а­лы IV Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции, Москва, 09 фев­ра­ля 2024 года. – Крас­но­дар: ИП Каба­нов В.Б., 2024. – С. 105-107.

Об авторе

Евге­ний Алек­сан­дро­вич Несте­рен­ко — направ­ле­ния под­го­тов­ки Пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ское обра­зо­ва­ние, Бел­го­род­ский госу­дар­ствен­ный университет.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest