Введение: подростки являются самыми активными интернет-пользователями и, следовательно, склонны к зависимости от интернета. Один из главных вопросов по профилактике и предотвращению зависимости от интернета является изучение видов межличностных общений подростков, которые с различными интенсивностями посещают интернет для общения в сетях.
Подросток сформировывает основы нравственности, социальных конструкций, складывает взаимоотношения с самим собой, с окружающими, с обществом [2]. Также в этом возрасте стабилизируется характер и главная форма межчеловеческих отношений. В процессе взаимодействия тинейджеров с людьми прогрессируют все эти качества.
Для тинейджеров общение делается основным видом активности. Она играёт очень значимую роль в становлении и формировании самоосознаний. Центр нравственной и физической жизни ребёнка переходит из особняка в мир внутреннего мира, превратившееся в среду подростков и сверстников [1].
В наше время внешний мир современного человека стал персональным компьютером, а с ним и интернетом.
Неудовлетворенность подростков в деловых и персональных отношениях, адекватность значимости области общения с гендерными особенностями подростков являются единым из самых значимых факторов, вычисляющих развитие общественно опасных взаимоотношений подростков в интернете и приводящих к расхождению в их поведении [3]. И в результате сформировывается склонность к обусловленности от интернета.
Предрасположенность к зависимости от интернета является чрезвычайно распространенной проблемией современного мира.
В данной исследовательской работе мы рассмотрим особенности личности подростков с различной степенью склонности к интернет-зависимости. Анализируются разные аспекты подросткового поведения и того, насколько они подвержены интернет-зависимости.
Важно отметить, что у подростков склонность к интернет-зависимости может различаться в зависимости от особенностей их эмоциональной сферы.
Результаты исследования показывают, что подростки с высокой зависимостью отличаются тревожностью, недоверием к окружающим, нерешительностью и неуверенностью в себе.
Исследование психологической литературы, связанной с интернет-зависимостью, указывает на то, что обсуждение данного явления началось не так давно – сам термин «интернет-зависимость» был предложен в 1996 году А. Голдбергом.
В настоящее время интернет-зависимость активно обсуждается и изучается, но всеобщего подхода к данной проблеме пока не существует [6].
Однако, проведенный анализ литературных источников позволяет предложить следующую психологическую характеристику интернет-зависимости.
Склонность к интернет-зависимости определяется следующими признаками:
- предвкушение времени, проведенного в интернете;
- увеличение продолжительности онлайн- сеансов;
- появление усталости и вялости, вплоть до депрессии, при прекращении использования интернета;
- неспособность контролировать время, проведенное в сети;
- продолжительные сеансы, которые становятся слишком длительными;
- риск потери социальных связей и интересов в жизни, включая интересы к учебе;
- использование интернета в качестве средства ухода от реальной жизни и ее проблем;
- эйфория, испытываемая при пребывании в сети;
- ложь по отношению к родителям и педагогам для скрытия увлечения интернетом [7].
Также следует упомянуть, что социальные сети оказывают огромное влияние на эмоциональную сферу подростков, что в некоторых случаях может привести к возникновению агрессии и тревожности [8].
Более того, социальные сети часто содержат визуальную информацию агрессивного и сексуального характера, что только усиливает уже нестабильное эмоциональное состояние подростков.
С целью изучения уровня склонности к Интернет-зависимости у подростков мы провели исследование, в котором участвовали 35 подростков в возрасте 14–15 лет, из них 18 мальчиков и 17 девочек. Для достижения цели мы использовали опросник Р. Б. Кэттелла.
Результаты исследования характерологических черт личности позволили построить личностные профили подростков со склонностью к Интернет-зависимости (Рисунок 1).
У мальчиков, страдающих от интернет-зависимости, наблюдаются ярко выраженные черты характера, такие как гипертимность, тревожность и демонстративность. Однако у них также присутствуют положительные черты, такие как хорошее настроение с небольшим подъемом, разговорчивость и оптимизм.
Мальчики могут быть склонны к инициации конфликтов, иметь яркие реакции на события и быть повышенно раздражительными. Они характеризуются пунктуальностью, высокой выдержкой и умением четко выполнять свои обязанности.
Однако их мыслительные процессы могут замедляться из-за инертности, проявлять вялость и уходить от творческих решений, что снижает эффективность их мышления. Они могут быть нерешительными, не очень общительными и неуверенными в себе, склонными к минорному настроению.
Для девочек, страдающих от интернет-зависимости, характерно яркое возбуждение, циклотимия и «залипание». Они характеризуются повышенной возбудимостью, раздражительностью и агрессией. Они могут быть раздражительными, вспыльчивыми и неуравновешенными в коллективе.
Девочки данной группы обычно безразличны к будущему и ориентируются только на настоящий момент, стремясь получить от него максимальное удовольствие. В глубине души они могут реагировать на комментарии грубостью и гневом, но при этом погружаться в отчаяние и глубокую депрессию. Они обидчивы, злопамятны и подозрительны. Они страдают от ощущения несправедливости, высокомерны и жестоки.
Определенная корреляция между личностными характеристиками и склонностью к интернет-зависимости была обнаружена. Наиболее явная отрицательная связь (р≤0,01) была выявлена между интернет-зависимостью и показателями «эмоциональная нестабильность – эмоциональная стабильность», «моральная нормативность», «спокойствие – тревожность» и «импульсивность – контроль желаний». Положительная связь выявлена с шкалой «доверчивость–подозрительность».
Таким образом, подросткам, страдающим от интернет-зависимости, актуальны такие проблемы, как эмоциональная нестабильность, подозрительность, тревожность, высокая эмоциональная импульсивность, тревога, недоверие к окружающим, состояние утраты надежды и нарушения в коммуникативной сфере.
Можно сделать вывод, что гипотеза о существовании специфики личностных особенностей и проблем у подростков с различными уровнями интернет-зависимости подтвердилась.
Список литературы
- Бурова (Лоскутова) В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: автореф.дис. канд.мед. наук/В.А. Лоскутова. – Новосибирск, 2004.– 24 с.
- Варламова С. Н., Гончарова Е. Р., Соколова И. В. Интернет-зависимость молодёжи мегаполисов: критерии и типология // Мониторинг. 2015. №2 (125). – 154 с.
- Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1007 с.
- Войскунский А.Е. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития/ сост. и ред… – М.: Акрополь, 2009. – 279 с.
- Войскунский А.Е. Интернет-зависимость: психологическая динамика и тенденции развития. Ред.- сост. А.Е. Войскунский. – М.: Акрополь, 2009.- 279с.
- Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета/ А.Е. Войскунский // Психологический журнал – 2004 – т.25 – №1 – С.90- 100.
- Голдберг, А. Интернет-зависимость [Текст] / А. Голдберг. – М.: Наука, 2010. – 145 с.301 с.
Об авторе
Евгений Александрович Нестеренко — направления подготовки Психолого-педагогическое образование, Белгородский государственный университет.
Смотрите также:
- Атаскевич Н. О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости
- Вайнштейн А. Интернет-зависимость: диагностика, коморбидность и лечение
- Войскунский А.Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема
- Войскунский А.Е. Психологические исследования феномена интернет-аддикции