Современный мир диктует свои условия. Сегодня мы не представляем свою жизнь без цифровых технологий. Бесспорно, они улучшают качество нашей жизни во многих сферах. В то же время, несут за собой опасность. Молодое поколение осваивают эти технологии намного быстрее, чем старшее поколение. Это связано с тем, что мы жили в те времена, когда не было ни мобильных телефонов, ни компьютеров, ни сети Интернет. Для нас информационные технологии стали чем-то новым, требующим адаптации, для детей и подростков – стало частью их повседневной жизни.
Современные дети знакомятся с информационными технологиями еще в дошкольном возрасте. Интернет становится частью социальной среды детей и подростков. Важно отметить, что если в дошкольном и младшем школьном возрасте взаимодействие ребенка с гаджетом контролируется со стороны взрослых, то уже в средней школе контроль ослабевает или вообще пропадает.
В современном научном сообществе разные авторы подчеркивают различные аспекты как позитивного, так и деструктивного воздействия сети Интернет на личность и психику подростков.
В частности, Козлова Н.С., полагает, что само по себе виртуальное пространство не способно изначально задать полюс своего влияния. По сути, Интернет является по отношению к личности индифферентным. Последствия зависят от социально-психологических особенностей лиц, вовлеченных в сеть [1]. Опираясь на мнение Козловой Н.С., можно сделать вывод, что наиболее уязвимой аудиторией в Интернет-пространстве являются подростки.
В настоящее время большую актуальность приобретает проблема вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества. Усугубляет положение легкая доступность сети Интернет, поскольку сегодня в нее можно войти в любое время и из любого места.
Результаты исследований последних лет позволяют утверждать, что, погружаясь в современное информационное пространство, несовершеннолетний попадает в небезопасную для него среду, противостоять которой он не в состоянии в силу возрастных особенностей формирующейся личности [5].
Виртуальная реальность отрывает подростков от действительности, что может негативно сказаться на их психическом развитии. В тоже время такое положение может привести к чувству одиночества, неумению общаться с людьми в повседневной жизни, к повышенной тревожности и даже к суицидальным мыслям.
Особенно тревожат факты использования сети Интернет для вовлечения подростков в экстремистские и террористические организации, а также включения их в «группы смерти».
По данным президента Группы компаний Infowatch Н. Касперской, в России ежегодно 7 млн подростков подвергаются деструктивному воздействию. Причем каждый год происходит прирост числа вовлеченных подростков на 2 млн человек. В 2017 г. было вовлечено 25% несовершеннолетних, в 2018 г. – 35%, в 2019 г. – 50% [6].
Вербовщики хорошо осведомлены о возрастных психологических особенностях подростков, а именно об их слабой и неустойчивой психике, повышенной внушаемости и низкой самооценке.
Нельзя не отметить такие факторы, как наличие семейных проблем, неблагоприятной социальной обстановки, отсутствие духовного воспитания. К личностным особенностям подростков, способствующим вовлечению в деструктивные интернет-сообщества, можно отнести несформировавшуюся ответственность, неопытность, желание самоутверждения, незрелость личности.
Кружкова О.В., Воробьева И.В. и Никифорова Д.М. в ходе своего исследования выявили группы риска для психологического воздействия среди молодых пользователей Интернет. К ним относятся:
- Молодые люди, ориентированные на общение в среде Интернет. Сильное стремление к общению приводит к чрезмерной доверчивости и открытости к диалогу, что может быть использовано вербовщиками.
- Молодые люди, ориентированные на самовыражение в среде Интернет. Для самовыражения используются различные способы, задача вербовщиков заключается в сверхположительной оценке их действий и предложение им других действий провокационного характера.
- Молодые люди, ориентированные на игровую активность в Интернет. Вербовщики используют игровое пространство для достижения своих целей.
- Молодые люди, ориентированные на получение информации в Интернет. Здесь используется вбрасывание провокационной информации, призывающей к чувству справедливости, бунту или состраданию [3].
Особое внимание заслуживает исследование данными авторами личностных особенностей подростков, которые ведут к высокой вовлеченности в Интернет-пространство. В исследование принимало участие 528 респондентов подросткового возраста 13–15 лет, из них 266 мальчиков и 262 девочки.
К личностным характеристикам относится более ярко проявляемая предрасположенность к обману, боязливость и нерешительность, низкая оценка себя с позиции других людей, упрямство, большая агрессивность в отстаивании своей точки зрения, порывистость в поступках и при принятии решений, склонность к выражению негативизма в коммуникациях с окружающими [4].
Как мы видим, психологических условий для вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества достаточно много. Как же помочь подростку не попасть в беду?
На наш взгляд, главным и основным помощником остается семья. Родители являются первым примером отношения ребенка к миру, обществу, социальным нормам и правилам поведения. Было выявлено, что семьи детей без проявлений девиантного поведения в основном характеризуются высокой заинтересованностью жизнью своего ребенка, принятием его, выражением по отношению к нему любви и уважения.
В семьях детей с девиантным поведением выражены деструктивные факторы семейного воспитания, это отсутствие позитивного интереса к подростку, директивность, враждебность, автономность, непоследовательность. Дети из таких семей наиболее подвержены вовлечению в деструктивные Интернет-сообщества.
Вторым важным элементом является школа. Конфликты с учителями и одноклассниками, проблемы с учебой становятся причиной «ухода» подростка в сеть и делаю его уязвимым для вербовщиков. Благоприятная атмосфера в школе, вовлеченность в учебный процесс и создание ситуации успеха подростка вне сети поможет его уберечь от опасности.
Особое место хотелось бы отвести классному руководителю. Именно его наблюдательность и бдительность помогут выявить тревожные сигналы. Важно не остаться равнодушным, а переговорить о своих подозрениях со школьным психологом и далее определить план действий.
Третьим элементом можно отметить реализацию научных проектов, которые направлены на формирование социально-позитивных установок, толерантности и правовой грамотности у подростков.
Четвертый элемент – действия со стороны законодательной и исполнительной власти по обеспечению безопасности несовершеннолетних в интернет-пространстве.
Одним из эффективных способом профилактики может стать вовлечение подростков в практическую профилактическую деятельность кибердружин и киберволонтеров, добровольцев, которые проводят мониторинг социальных сетей и выявляют деструктивные интернет-сообщества, а вместе с ними и личностей, которые могут быть подвергнуты вербовке.
Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь и жизнь наших детей. Мы не можем огородить подростков от сети Интернет, на сегодняшний день это часть их жизни. Через интернет-пространство они развиваются, обучаются и общаются.
Поскольку подростковый возраст считается самым трудным, сложным, противоречивым периодом в жизни человека, он создает достаточное количество психологических условий для вовлечения в деструктивные интернет-сообщества.
К ним можно отнести слабую и неустойчивую психику, низкую самооценку, повышенную внушаемость, острый интерес и тягу ко всему необычному, семейные проблемы, школьные проблемы, отсутствие жизненных целей.
В целях профилактики вовлечения подростков в деструктивные группы в сети Интернет предлагаем следующие меры:
- повышать вовлеченность родителей в жизнь подростков;
- способствовать содействию классных руководителей и школы в поддержании благоприятных условий для обучения;
- вовлекать подростков в кружки, секции и иную социально одобряемую деятельность;
- мониторинг активности подростков в социальных сетях;
- своевременное выявление деструктивных интернет-сообществ;
- мониторинг активности и идентификация подписчиков таких групп;
- проведение с идентифицированными подписчиками индивидуальной психолого-педагогической работы.
Литература
- Козлова Н.С. Влияние интернет-среды на личность и ее жизнедеятельность. // Знание. Понимание. Умение. 2015 №3 С.274–283.
- Кружкова О.В., Воробьева И.В. Личностные особенности подростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду Интернет: зоны уязвимости для экстремистского воздействия в условиях цифровизации. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 4 С. 164–185.
- Кружкова О.В., Воробьева И.В., Никифорова Д.М. Психологические аспекты вовлечения в экстремистские группировки молодежи в среде Интернет //Образование и наука. 2016. № 10 (139) С. 66–85.
- Малова, Е.О. Современные реалии асоциальных проявлений подростков в интернет-пространстве / Е.О. Малова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 2 (26). — С. 107–114.
- Рыбакова О.С. Безопасность несовершеннолетних в информационном обществе: анализ киберрисков и угроз // Информационное право/ Мониторинг правоприменения № 2 (35) – 2020, DOI: 10.21681/22260692-2020-2-65-73.
- Шляпникова О.В., Паршин И.М. Влияние Интернета на формирование противоправного поведения в подростково-молодежной среде//Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина 2021№ 2 С. 10–16.
Об авторах
- Владимир Владимирович Комаров — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и возрастной психологии ТГУ имени Г. Р. Державина, ведущий психолог Центра исследований социальных девиаций ТГУ имени Г. Р. Державина.
- Ольга Олеговна Ананьева — Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина.
Смотрите также:
- Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски
- Комаров В.В. Психолого-педагогическая профилактика размещения подростками деструктивного и аутодеструктивного контента в социальных сетях и мессенджерах
- Медведева Н.И. Индивидуально-психологические особенности личности в юношеском возрасте, ведущие к уходу в игровую реальность
- Солдатова Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи