Комаров В.В., Ананьева О.О. Психологические условия вовлечения подростков в деструктивные интернет-сообщества

К

Совре­мен­ный мир дик­ту­ет свои усло­вия. Сего­дня мы не пред­став­ля­ем свою жизнь без циф­ро­вых тех­но­ло­гий. Бес­спор­но, они улуч­ша­ют каче­ство нашей жиз­ни во мно­гих сфе­рах. В то же вре­мя, несут за собой опас­ность. Моло­дое поко­ле­ние осва­и­ва­ют эти тех­но­ло­гии намно­го быст­рее, чем стар­шее поко­ле­ние. Это свя­за­но с тем, что мы жили в те вре­ме­на, когда не было ни мобиль­ных теле­фо­нов, ни ком­пью­те­ров, ни сети Интер­нет. Для нас инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии ста­ли чем-то новым, тре­бу­ю­щим адап­та­ции, для детей и под­рост­ков – ста­ло частью их повсе­днев­ной жизни. 

Совре­мен­ные дети зна­ко­мят­ся с инфор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми еще в дошколь­ном воз­расте. Интер­нет ста­но­вит­ся частью соци­аль­ной сре­ды детей и под­рост­ков. Важ­но отме­тить, что если в дошколь­ном и млад­шем школь­ном воз­расте вза­и­мо­дей­ствие ребен­ка с гад­же­том кон­тро­ли­ру­ет­ся со сто­ро­ны взрос­лых, то уже в сред­ней шко­ле кон­троль осла­бе­ва­ет или вооб­ще пропадает.

В совре­мен­ном науч­ном сооб­ще­стве раз­ные авто­ры под­чер­ки­ва­ют раз­лич­ные аспек­ты как пози­тив­но­го, так и деструк­тив­но­го воз­дей­ствия сети Интер­нет на лич­ность и пси­хи­ку подростков. 

В част­но­сти, Коз­ло­ва Н.С., пола­га­ет, что само по себе вир­ту­аль­ное про­стран­ство не спо­соб­но изна­чаль­но задать полюс сво­е­го вли­я­ния. По сути, Интер­нет явля­ет­ся по отно­ше­нию к лич­но­сти индиф­фе­рент­ным. Послед­ствия зави­сят от соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей лиц, вовле­чен­ных в сеть [1]. Опи­ра­ясь на мне­ние Коз­ло­вой Н.С., мож­но сде­лать вывод, что наи­бо­лее уяз­ви­мой ауди­то­ри­ей в Интер­нет-про­стран­стве явля­ют­ся подростки.

В насто­я­щее вре­мя боль­шую акту­аль­ность при­об­ре­та­ет про­бле­ма вовле­че­ния под­рост­ков в деструк­тив­ные интер­нет-сооб­ще­ства. Усу­губ­ля­ет поло­же­ние лег­кая доступ­ность сети Интер­нет, посколь­ку сего­дня в нее мож­но вой­ти в любое вре­мя и из любо­го места.

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ний послед­них лет поз­во­ля­ют утвер­ждать, что, погру­жа­ясь в совре­мен­ное инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство, несо­вер­шен­но­лет­ний попа­да­ет в небез­опас­ную для него сре­ду, про­ти­во­сто­ять кото­рой он не в состо­я­нии в силу воз­раст­ных осо­бен­но­стей фор­ми­ру­ю­щей­ся лич­но­сти [5].

Вир­ту­аль­ная реаль­ность отры­ва­ет под­рост­ков от дей­стви­тель­но­сти, что может нега­тив­но ска­зать­ся на их пси­хи­че­ском раз­ви­тии. В тоже вре­мя такое поло­же­ние может при­ве­сти к чув­ству оди­но­че­ства, неуме­нию общать­ся с людь­ми в повсе­днев­ной жиз­ни, к повы­шен­ной тре­вож­но­сти и даже к суи­ци­даль­ным мыслям. 

Осо­бен­но тре­во­жат фак­ты исполь­зо­ва­ния сети Интер­нет для вовле­че­ния под­рост­ков в экс­тре­мист­ские и тер­ро­ри­сти­че­ские орга­ни­за­ции, а так­же вклю­че­ния их в «груп­пы смерти». 

По дан­ным пре­зи­ден­та Груп­пы ком­па­ний Infowatch Н. Кас­пер­ской, в Рос­сии еже­год­но 7 млн под­рост­ков под­вер­га­ют­ся деструк­тив­но­му воз­дей­ствию. При­чем каж­дый год про­ис­хо­дит при­рост чис­ла вовле­чен­ных под­рост­ков на 2 млн чело­век. В 2017 г. было вовле­че­но 25% несо­вер­шен­но­лет­них, в 2018 г. – 35%, в 2019 г. – 50% [6].

Вер­бов­щи­ки хоро­шо осве­дом­ле­ны о воз­раст­ных пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стях под­рост­ков, а имен­но об их сла­бой и неустой­чи­вой пси­хи­ке, повы­шен­ной вну­ша­е­мо­сти и низ­кой самооценке. 

Нель­зя не отме­тить такие фак­то­ры, как нали­чие семей­ных про­блем, небла­го­при­ят­ной соци­аль­ной обста­нов­ки, отсут­ствие духов­но­го вос­пи­та­ния. К лич­ност­ным осо­бен­но­стям под­рост­ков, спо­соб­ству­ю­щим вовле­че­нию в деструк­тив­ные интер­нет-сооб­ще­ства, мож­но отне­сти нес­фор­ми­ро­вав­шу­ю­ся ответ­ствен­ность, неопыт­ность, жела­ние само­утвер­жде­ния, незре­лость личности.

Круж­ко­ва О.В., Воро­бье­ва И.В. и Ники­фо­ро­ва Д.М. в ходе сво­е­го иссле­до­ва­ния выяви­ли груп­пы рис­ка для пси­хо­ло­ги­че­ско­го воз­дей­ствия сре­ди моло­дых поль­зо­ва­те­лей Интер­нет. К ним относятся:

  1. Моло­дые люди, ори­ен­ти­ро­ван­ные на обще­ние в сре­де Интер­нет. Силь­ное стрем­ле­ние к обще­нию при­во­дит к чрез­мер­ной довер­чи­во­сти и откры­то­сти к диа­ло­гу, что может быть исполь­зо­ва­но вербовщиками.
  2. Моло­дые люди, ори­ен­ти­ро­ван­ные на само­вы­ра­же­ние в сре­де Интер­нет. Для само­вы­ра­же­ния исполь­зу­ют­ся раз­лич­ные спо­со­бы, зада­ча вер­бов­щи­ков заклю­ча­ет­ся в сверх­по­ло­жи­тель­ной оцен­ке их дей­ствий и пред­ло­же­ние им дру­гих дей­ствий про­во­ка­ци­он­но­го характера.
  3. Моло­дые люди, ори­ен­ти­ро­ван­ные на игро­вую актив­ность в Интер­нет. Вер­бов­щи­ки исполь­зу­ют игро­вое про­стран­ство для дости­же­ния сво­их целей.
  4. Моло­дые люди, ори­ен­ти­ро­ван­ные на полу­че­ние инфор­ма­ции в Интер­нет. Здесь исполь­зу­ет­ся вбра­сы­ва­ние про­во­ка­ци­он­ной инфор­ма­ции, при­зы­ва­ю­щей к чув­ству спра­вед­ли­во­сти, бун­ту или состра­да­нию [3].

Осо­бое вни­ма­ние заслу­жи­ва­ет иссле­до­ва­ние дан­ны­ми авто­ра­ми лич­ност­ных осо­бен­но­стей под­рост­ков, кото­рые ведут к высо­кой вовле­чен­но­сти в Интер­нет-про­стран­ство. В иссле­до­ва­ние при­ни­ма­ло уча­стие 528 респон­ден­тов под­рост­ко­во­го воз­рас­та 13–15 лет, из них 266 маль­чи­ков и 262 девочки. 

К лич­ност­ным харак­те­ри­сти­кам отно­сит­ся более ярко про­яв­ля­е­мая пред­рас­по­ло­жен­ность к обма­ну, бояз­ли­вость и нере­ши­тель­ность, низ­кая оцен­ка себя с пози­ции дру­гих людей, упрям­ство, боль­шая агрес­сив­ность в отста­и­ва­нии сво­ей точ­ки зре­ния, поры­ви­стость в поступ­ках и при при­ня­тии реше­ний, склон­ность к выра­же­нию нега­ти­виз­ма в ком­му­ни­ка­ци­ях с окру­жа­ю­щи­ми [4].

Как мы видим, пси­хо­ло­ги­че­ских усло­вий для вовле­че­ния под­рост­ков в деструк­тив­ные интер­нет-сооб­ще­ства доста­точ­но мно­го. Как же помочь под­рост­ку не попасть в беду? 

На наш взгляд, глав­ным и основ­ным помощ­ни­ком оста­ет­ся семья. Роди­те­ли явля­ют­ся пер­вым при­ме­ром отно­ше­ния ребен­ка к миру, обще­ству, соци­аль­ным нор­мам и пра­ви­лам пове­де­ния. Было выяв­ле­но, что семьи детей без про­яв­ле­ний деви­ант­но­го пове­де­ния в основ­ном харак­те­ри­зу­ют­ся высо­кой заин­те­ре­со­ван­но­стью жиз­нью сво­е­го ребен­ка, при­ня­ти­ем его, выра­же­ни­ем по отно­ше­нию к нему люб­ви и уважения. 

В семьях детей с деви­ант­ным пове­де­ни­ем выра­же­ны деструк­тив­ные фак­то­ры семей­но­го вос­пи­та­ния, это отсут­ствие пози­тив­но­го инте­ре­са к под­рост­ку, дирек­тив­ность, враж­деб­ность, авто­ном­ность, непо­сле­до­ва­тель­ность. Дети из таких семей наи­бо­лее под­вер­же­ны вовле­че­нию в деструк­тив­ные Интернет-сообщества.

Вто­рым важ­ным эле­мен­том явля­ет­ся шко­ла. Кон­флик­ты с учи­те­ля­ми и одно­класс­ни­ка­ми, про­бле­мы с уче­бой ста­но­вят­ся при­чи­ной «ухо­да» под­рост­ка в сеть и делаю его уяз­ви­мым для вер­бов­щи­ков. Бла­го­при­ят­ная атмо­сфе­ра в шко­ле, вовле­чен­ность в учеб­ный про­цесс и созда­ние ситу­а­ции успе­ха под­рост­ка вне сети помо­жет его убе­речь от опасности. 

Осо­бое место хоте­лось бы отве­сти класс­но­му руко­во­ди­те­лю. Имен­но его наблю­да­тель­ность и бди­тель­ность помо­гут выявить тре­вож­ные сиг­на­лы. Важ­но не остать­ся рав­но­душ­ным, а пере­го­во­рить о сво­их подо­зре­ни­ях со школь­ным пси­хо­ло­гом и далее опре­де­лить план действий.

Тре­тьим эле­мен­том мож­но отме­тить реа­ли­за­цию науч­ных про­ек­тов, кото­рые направ­ле­ны на фор­ми­ро­ва­ние соци­аль­но-пози­тив­ных уста­но­вок, толе­рант­но­сти и пра­во­вой гра­мот­но­сти у подростков.

Чет­вер­тый эле­мент – дей­ствия со сто­ро­ны зако­но­да­тель­ной и испол­ни­тель­ной вла­сти по обес­пе­че­нию без­опас­но­сти несо­вер­шен­но­лет­них в интернет-пространстве.

Одним из эффек­тив­ных спо­со­бом про­фи­лак­ти­ки может стать вовле­че­ние под­рост­ков в прак­ти­че­скую про­фи­лак­ти­че­скую дея­тель­ность кибер­дру­жин и кибер­во­лон­те­ров, доб­ро­воль­цев, кото­рые про­во­дят мони­то­ринг соци­аль­ных сетей и выяв­ля­ют деструк­тив­ные интер­нет-сооб­ще­ства, а вме­сте с ними и лич­но­стей, кото­рые могут быть под­верг­ну­ты вербовке.

Инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии проч­но вошли в нашу жизнь и жизнь наших детей. Мы не можем ого­ро­дить под­рост­ков от сети Интер­нет, на сего­дняш­ний день это часть их жиз­ни. Через интер­нет-про­стран­ство они раз­ви­ва­ют­ся, обу­ча­ют­ся и общаются. 

Посколь­ку под­рост­ко­вый воз­раст счи­та­ет­ся самым труд­ным, слож­ным, про­ти­во­ре­чи­вым пери­о­дом в жиз­ни чело­ве­ка, он созда­ет доста­точ­ное коли­че­ство пси­хо­ло­ги­че­ских усло­вий для вовле­че­ния в деструк­тив­ные интернет-сообщества. 

К ним мож­но отне­сти сла­бую и неустой­чи­вую пси­хи­ку, низ­кую само­оцен­ку, повы­шен­ную вну­ша­е­мость, ост­рый инте­рес и тягу ко все­му необыч­но­му, семей­ные про­бле­мы, школь­ные про­бле­мы, отсут­ствие жиз­нен­ных целей. 

В целях про­фи­лак­ти­ки вовле­че­ния под­рост­ков в деструк­тив­ные груп­пы в сети Интер­нет пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щие меры: 

  1. повы­шать вовле­чен­ность роди­те­лей в жизнь подростков; 
  2. спо­соб­ство­вать содей­ствию класс­ных руко­во­ди­те­лей и шко­лы в под­дер­жа­нии бла­го­при­ят­ных усло­вий для обучения; 
  3. вовле­кать под­рост­ков в круж­ки, сек­ции и иную соци­аль­но одоб­ря­е­мую деятельность; 
  4. мони­то­ринг актив­но­сти под­рост­ков в соци­аль­ных сетях;
  5. свое­вре­мен­ное выяв­ле­ние деструк­тив­ных интернет-сообществ;
  6. мони­то­ринг актив­но­сти и иден­ти­фи­ка­ция под­пис­чи­ков таких групп;
  7. про­ве­де­ние с иден­ти­фи­ци­ро­ван­ны­ми под­пис­чи­ка­ми инди­ви­ду­аль­ной пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ской работы.

Литература

  1. Коз­ло­ва Н.С. Вли­я­ние интер­нет-сре­ды на лич­ность и ее жиз­не­де­я­тель­ность. // Зна­ние. Пони­ма­ние. Уме­ние. 2015 №3 С.274–283.
  2. Круж­ко­ва О.В., Воро­бье­ва И.В. Лич­ност­ные осо­бен­но­сти под­рост­ков, юно­шей и моло­де­жи, вовле­чен­ных в сре­ду Интер­нет: зоны уяз­ви­мо­сти для экс­тре­мист­ско­го воз­дей­ствия в усло­ви­ях циф­ро­ви­за­ции. Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 14. Пси­хо­ло­гия. 2019. № 4 С. 164–185.
  3. Круж­ко­ва О.В., Воро­бье­ва И.В., Ники­фо­ро­ва Д.М. Пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты вовле­че­ния в экс­тре­мист­ские груп­пи­ров­ки моло­де­жи в сре­де Интер­нет //Образование и нау­ка. 2016. № 10 (139) С. 66–85.
  4. Мало­ва, Е.О. Совре­мен­ные реа­лии асо­ци­аль­ных про­яв­ле­ний под­рост­ков в интер­нет-про­стран­стве / Е.О. Мало­ва // Инно­ва­ци­он­ное раз­ви­тие про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния. — 2020. — № 2 (26). — С. 107–114.
  5. Рыба­ко­ва О.С. Без­опас­ность несо­вер­шен­но­лет­них в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве: ана­лиз кибер­ри­с­ков и угроз // Инфор­ма­ци­он­ное право/ Мони­то­ринг пра­во­при­ме­не­ния № 2 (35) – 2020, DOI: 10.21681/22260692-2020-2-65-73.
  6. Шляп­ни­ко­ва О.В., Пар­шин И.М. Вли­я­ние Интер­не­та на фор­ми­ро­ва­ние про­ти­во­прав­но­го пове­де­ния в под­рост­ко­во-моло­деж­ной среде//Вестник Бел­го­род­ско­го юри­ди­че­ско­го инсти­ту­та МВД Рос­сии име­ни И.Д. Пути­ли­на 2021№ 2 С. 10–16.
Источ­ник: «СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА И ЛИЧНОСТЬ» сбор­ник науч­ных тру­дов. Мини­стер­ство нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции; Феде­раль­ное госу­дар­ствен­ное бюд­жет­ное обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние выс­ше­го обра­зо­ва­ния «Там­бов­ский госу­дар­ствен­ный Уни­вер­си­тет име­ни Г.Р. Дер­жа­ви­на». Там­бов, 2022.

Об авторах

  • Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Кома­ров — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры соци­аль­ной и воз­раст­ной пси­хо­ло­гии ТГУ име­ни Г. Р. Дер­жа­ви­на, веду­щий пси­хо­лог Цен­тра иссле­до­ва­ний соци­аль­ных деви­а­ций ТГУ име­ни Г. Р. Державина. 
  • Оль­га Оле­гов­на Ана­нье­ва — Там­бов­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. Г.Р. Державина.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest