Лучинкина А.И., Юдеева Т.В., Меджитова З.С. Особенности профессиональной самореализации интернет-пользователей

Л

Рост популярности Интернета, возникновение в нем новых видов деятельности, социальных сетевых сообществ свидетельствуют о том, что интернет-пространство стало новой средой самореализации личности. Проблема заключается в том, что процесс самореализации может иметь как позитивную социальную направленность – профессиональный рост, расширение коммуникативных границ, социально значимое творчество, так и негативную – кибербуллинг, троллизм, хаккинг.

Необходимость научного исследования этого процесса заключается в выявлении психологических особенностей самореализации в интернет-среде, что позволит решить проблему своевременного предупреждения девиаций в развитии личности интернет-пользователей.

Целью статьи является анализ психологической специфики самореализации личности в интернет-пространстве.

Мы считаем, что анализ особенностей процесса самореализации личности в интернет-пространстве следует начать с особенностей интернет-социализации личности, а именно, с описания механизмов, инициирующих этот процесс. 

Основные психологические механизмы социализации личности в реальной среде, в частности, копирование, идентификация, подражание, социальная фасилитация, конформность лишь частично объясняют ход процесса социализации в интернет-среде. 

Так, копирование присуще раннему детству в ходе социализации в семье. Идентификация как отождествление себя с другими также не всегда является ведущим механизмом присоединения человека к Интернет-сети. 

Обращаясь к результатам исследований в Интернет-среде, в том числе исследований виртуальной идентичности пользователей, нужно определить, что инициирует процесс ее формирования механизм самовыражения. Ш. Бюлер считала самовыражения основной врожденной потребностью личности. 

По мнению С.Л. Рубинштейна, В.М. Мясищева, личность свое отношение к миру выражает не только в форме отдельных чувств, поступков, слов, в виде мимики и жестов, но и представляет миру свое «Я», свою личность (а не свой имидж) с большей или меньшей степенью оригинальности, свободы и выразительности. Итак, сначала личность самовыражается в своих притязаниях, а уже потом в способе их реализации. 

С точки зрения К.А. Абульхановой, самовыражение является средством, которым личность проявляет свою активность в каком-то деле, поступка, отношении. Надо определить, что средство самовыражения влияет на характер дальнейшей активности личности [1].

Для анализа проблемы самовыражения, ученая предлагает следующую индикацию активности: неадекватность, своевременность или несвоевременность. Согласно с ценностно-временной логикой личности, помимо выделенных К.А. Абульхановой типов регуляции жизни (стихийно-обыденный тип регуляции времени жизни, функционально-действенный тип регуляции времени жизни, созерцательное отношение к времени жизни, творчески-преобразующий тип регуляции времени жизни). 

Мы считаем, что указанных типов регуляции жизни, в случае Интернет-среды существует пятый тип – социально и личностно-конструирующий. К указанному типу регуляции жизни принадлежат личности, которые в Интернет-среде проживают не одну, а несколько жизней, за счет конструирования новых виртуальных идентичностей и конструирования их социального пространства. 

Основная характеристика указанного типа регуляции жизни – виртуальность. Личность указанного типа может одновременно конструировать несколько идентичностей, которые могут иметь различные стратегии поведения, жизненные перспективы, гендерную, политическую и другие принадлежности. 

Надо определить, что для конструирования и последующего активного существования созданной виртуальной идентичности уже недостаточно одной жизненной стратегии. Именно поэтому одной из характеристик личности этого типа является переключаемость и способность удерживать одновременно в сознании несколько стратегий поведения.

Однако остается вопрос о том, что привлекает пользователей в Интернет. Мы считаем, что механизмом социализации, который обеспечивает формирование интереса, выступает механизм включенности человека в систему социальных образов и норм культуры. 

В пределах субъектно-деятельностного подхода и субъектно-активного подходов (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова) находим, что основой механизма включенности является субъектность, что предполагает личностную активность. 

Принцип субъектности (субъекта) неразрывно связан в концепции Рубинштейна с деятельностным принципом. Активность субъекта выражается, по мнению ученого, в формах самодетерминации, как сущностная характеристика субъекта. 

Итак, согласно такому подходу, можно выделить две составляющие механизма включенности: субъектно-объектную и субъектно-активную. В интернет-пространстве субъектно-объектная составляющая механизма включенности выражается в пассивном привлечении к деятельности других, в частности, размещение своих данных на сайте организации, где работает человек или результатов труда. 

Субъектно-активная составляющая реализуется в активном привлечении личности к Интернету. Человек не только предоставляет пассивное согласие на размещение информации, но и принимает активное участие в поисках, переработке и создании другой информации. 

Мы считаем, что механизм включенности может быть реализован различными средствами, в частности, реально, виртуально, дистанционно или напрямую. В виртуальном пространстве Интернета основной акцент переводится на личностную активность, а именно на субъектно-активную составляющую механизма включенности. Итак, личность не только проявляет свою активность в присоединении к нормам интернет-тусовки, но и сама выбирает, меняет, создает нормы, тусовки.

Обобщая вышесказанное, акцентируем внимание на том, что особенности интернет-пространства предусматривают специфичность самореализации личности в нем. В наших исследованиях отмечено, что процесс самореализации связан с процессом сотворения виртуальной личности. 

В интернет-пространстве к основным характеристикам виртуальной личности можно отнести: квазиличность, придуманную и управляемую реальной личностью; изменение отношения ко времени и пространству; высокую степень увлеченности виртуальной деятельностью; отсутствие конечной цели; ориентацию на себя; повышение уровня технической грамотности; полярность поведения. 

Трансформация личностных смыслов на уровне мирообразов приводит к изменению представления об обратимости событий. Время течет в обе стороны: игрок может переиграть игру с того места, где сыграл неудачно; автор может удалить текст и вернуть самую первую версию, нажав соответствующую кнопку – все это не может не влиять на систему ценностей личности. То, что всегда было святым, подчиняется пользователю и наделяет его чувством могущества. 

Трансформируется связь причина – следствие: человек уже не может однозначно определить, где есть причина, а где следствие. В интернет-эпоху знания становятся ценностью, а информация должна мистическую силу. Люди взаимодействуют между собой из-за информации, которую они хранят в себе. 

Возникают эффекты множественности: человек может быть одновременно во многих местах с различным лицом, создавая различные виртуальные идентичности. Изменение пространственно-временных представлений, возможность обратимости времени находятся в основе изменений когнитивных установок (С.Л. Катречко), возможность виртуальной смерти и нового виртуального рождения приводят к изменению ценности человеческой жизни.

Таким образом, человек в интернет-сети имеет многовариантный выбор для конструирования не только личного пространства, но и самого себя, одном пространстве.

Потеря телесности превращает взаимодействие людей во взаимодействие образов, симулякров, вызывая необходимость привлечения внимания за счет ников, аватаров, статусов. 

Повышение разнообразия в личностном развитии происходит с увеличением количества безопасных выборов, поступков, экспериментов с личностной идентичностью, что составляет группу задач, связанную с личностным конструированием. Вне пространства Интернета часть задач этой группы может быть решена лишь частично. 

Символика личности – достояние статуса «человек-информация» приводит к усилению процесса персонализации личности, самостоятельности в восприятии и интерпретации информации. Данный процесс также связан с размыванием социальных ролей, трансформацией уже существующих идентичностей и возникновением новых.

Следует отметить, что наиболее функционально, на наш взгляд, процесс самореализации личности в интернет-пространстве протекает у подростков и молодежи. В свою очередь, интернет-пространство, является естественной и неотъемлемой составляющей жизненного пространства детей и современной молодежи. 

Социальная важность пребывания подростка в интернет-среде не только в том, что он избегает негативного и стихийного влияния улицы. Общение с ровесниками в новых формах виртуального взаимодействия значительно расширяют мировоззрение ребенка. 

Интернет выступает для подростков параллельной реальностью, где они общаются, находят новых друзей в социальных группах, обмениваются новостями, делятся личными новостями и получают множество интересной, увлекающейся для них информации. 

Информационные возможности интернет-пространства создают благоприятные условия для самореализации подростка, проявления собственной активности с помощью механизма самовыражения, создавая в одной из социальных сетей свой профиль (виртуальный образ Я), с фотографиями, музыкой, роликами, фильмами, информацией и описаниями. 

В интернет-среде подростки формируют свое собственное, комфортное и безопасное для них пространство общения. Это приводит к тому, что подросток начинает воспринимать интернет как средство удовлетворения потребности в общении, способ повышения самооценки и избавления от разного рода комплексов. Виртуальное пространство позволяет ему найти единомышленников, имеющих общие интересы и потребности, обсудить свои проблемы, что в реальной жизни не всегда возможно. 

Одновременно в сети Интернет подростки получают социокультурные знания, умения и навыки, которые в значительной степени определяют особенности процесса их социализации.

Известно, что в подростковом возрасте у ребенка возникает специфический комплекс потребностей, выражающийся в стремлении найти свое место в группе сверстников, выйти за пределы школы и присоединиться к жизни и деятельности взрослых и др. Удовлетворяя эти потребности в реальном пространстве, подросток не может избежать противоречий и трудностей. 

Таким образом, интернет-пространство предоставляет возможность удовлетворения базовых социальных потребностей, которые зачастую не могут быть реализованы в реальном пространстве. 

Интернет-пространство дает возможность подросткам не только снизить эмоциональное напряжение, но и повысить уровень свободы через снятие многих табу реальной среды, реализовать потребность в самоутверждении, самовыражении, осознать свои возможности.

Проведенные ранее исследования, позволили определить, каким образом удовлетворяются основные потребности личности в интернет-пространстве [2].

1. Физиологические потребности. Человек находится одновременно в двух пространствах: реальном и виртуальном. В реальном пространстве к физиологическим потребностям относятся потребности в пище, сне, сексе. 

Интернет-среда удовлетворяет информационный голод личности, который выступает аналогом голода пищевого, возможностью получения необходимой, актуальной, исчерпывающей информации для жизнедеятельности индивида в обществе. Указанная потребность не может быть удовлетворена в реальной среде в связи с увеличением потоков информации и необходимостью ее быстрой обработки.

Наличие разного рода порно-продукции, рынка секс-услуг в Интернете свидетельствует о возможности удовлетворения сексуальных потребностей с реальным партнером в виртуальном пространстве. 

Также, следует обратить внимание и на потребности в продолжении рода. В интернет-среде эта потребность удовлетворяется за счет одновременного проживания нескольких жизней: своих с разными никами, персонажей различных ролевых игр. 

Потребность во сне также удовлетворяется путем выхода из круга общения и бездумного проведения времени на каком-то одном сайте, или изменения положения онлайн на офлайн.

2. Потребности в безопасности (анонимность, виртуальная свобода). Целый перечень услуг в Интернете обеспечивает удовлетворение потребности в безопасности: анонимность общения, возможность изменения имени, пароль и логин на страницах в социальных сетях, возможность уйти со страницы при малейшем дискомфорте, предупреждения антивирусных программ о вирусной атаке. Таким образом, житель Интернета может чувствовать себя более защищенным, чем в реальной среде.

3. Блок социальных потребностей. Прежде всего, это потребность в общении, которая реализуется с помощью социальных сетей, электронной почты, скайпа, комментариев после информации на поисковых сайтах, новостных порталах. Человек сам выбирает, когда ему начать и когда закончить общение, что обеспечивает удовлетворение потребности в безопасности. 

Место и контингент общения также выбирается самостоятельно. В этом случае сложно остаться обездоленным или изолированным, так как поссориться со всеми сообществами в Интернете практически невозможно, а изоляция может произойти только при условии полной пассивности человека. 

Удовлетворение социогенных потребностей личностью в целом является смыслом ее жизни (Н.Е. Завацкая), а интернет-пространство выступает эффективным полем этого удовлетворения.

4. Поиск новых форм самовыражения и положительной оценки со стороны других (принадлежность к социальной группе). В условиях Интернета проще найти группу людей, которая дает положительную оценку поступкам и лице пользователя. В этом смысле Интернет-пространство гораздо демократичнее пространства реального сообщества. Если в классе или в коллективе человек не получает положительного подкрепления своих действий, поступков, создаваемом им имиджа, он ищет другую группу для общения, однако не всегда успешно. 

В интернет-среде ярким примером положительной оценки со стороны других являются комментарии, общение в тематических группах, надписи на «стенах». Многие исследователи в области психологии Интернета отмечают также, что анонимность общения в Интернете обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность не просто создавать о себе впечатление, но и быть тем, кем он захочет. 

Таким образом, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою идентичность по своему выбору.

Фрустрация основных социальных потребностей в реальной действительности может привести к формированию асоциальных форм поведения подростков (Н.Ю. Максимова). Поэтому крайне важной и актуальной является возможность удовлетворения потребностей в общении, положительной оценке и самооценке в интернет-среде.

5. Потребность в самореализации (в подростковом возрасте – в самоутверждении). Эта потребность в Интернете удовлетворяется различными путями: в искусстве, играх, общении, занятии профессиональной деятельностью. Особенности среды сети Интернет предоставляют личности практически безграничные возможности самореализации, творчества.

Таким образом, Интернет можно рассматривать как многомерное пространство для самореализации личности подростка, предоставляющее возможность для удовлетворения базовых социальных потребностей. 

Привлекательность интернет-пространства для подростков обусловлено наличием «собственной территории» и возможностью на данной территории самостоятельно принимать решения, что дает возможность подросткам не только снизить эмоциональное напряжение, но и повысить уровень свободы через снятия многих табу реальной среды и реализовать тем самым потребность в самоутверждении, самовыражении, осознать свои возможности.

Особенность деятельности в сети интернет заключается в том, что она строится в зависимости от потенциала личности: ее мотивов, потребностей, интересов, интеллектуального развития. 

В случае гармоничности соотношения ресурсов личности и отсутствия у нее нерешенных жизненных проблем, от которых она может бежать в сеть, интернет вполне может стать инструментом для личностного и профессионального развития и самореализации.

В этой связи представляет интерес профессиональная самореализация личности в интернет-сети. Следует отметить, что к эмпирическому исследованию приглашались как интернет-пользователи (212 человек), участвующие в работе профессиональных интернет-сообществ, так и не-пользователи Интернета (101 человек). 

Нами анализировались профессиональные жизненные планы и мотивация респондентов к профессиональной самореализации. С этой целью обоим группам респондентов было предложено написать мини-сочинение «Мой профессиональный выбор» о мотивах выбора и отношении к своей профессии. 

За единицу контента нами принимались дихотомии О.Ф. Потемкиной; ориентация на процесс, ориентация на результат, ориентация на труд, ориентация на деньги, ориентация на власть, ориентация на свободу. В ходе исследования выявлены достоверные различия (для ρ=0,05) в мотивации выбора и профессиональной деятельности респондентов обеих групп. 

Респонденты, состоящие в профессиональных интернет-сообществах, указывали на свое желание развиваться и хорошо зарабатывать в рамках своей профессии. Кроме того, 63,4% респондентов этой группы ориентированы на достижение результатов своей работы, что и привело их в профессиональное интернет-сообщество для получения необходимой помощи и поддержки. 

Респонденты, не состоящие в профессиональных интернет-сообществах, в большей степени ориентированы на процесс деятельности, а не на ее результат, т. е осуществляет деятельность механически, не учитывая изменения в условиях работы. Ориентация на деньги у респондентов этой группы низкая.

Следует отметить, что ведущим механизмом социализации в группе участников профессиональных интернет-сообществ является механизм самовыражения (для ρ=0,05). У наиболее активных членов профессиональных интернет-сообществ вторым в иерархии механизмов социализации выявлен механизм включенности (для ρ=0,05).

Анализ убеждений и высказываний членов профессиональных интернет-сообществ показал высокий уровень заинтересованности в рамках своей специальности, желание получать больше новой информации, стремление к самореализации как профессионала. 

В группе респондентов, не состоящих в профессиональных интернет-сообществах, 59,8% выборки не заинтересованы своей профессией, не видят своё будущее в выбранной профессиональной сфере, отсутствует желание изменить свое представление о профессии, найти положительные стороны. Респонденты этой группы пишут, что это «не то, чего они хотели», что это «не в их вкусе», что «не имеют никакого интереса связывать своё будущее с этим».

Анализ контента многочисленных профессиональных интернет-сообществ показал, что в них за счет больших информационных потоков и их высокой скорости происходит трансформация теоретических и эмпирических знаний, рождается интернетно-профессиональный сленг, что находит свое отражение в профессиональной картине мира личности. 

У участников одного профессионального интернет-сообщества, тематической группы в силу совпадения выходных условий (язык, время, место, тема) может возникнуть явление смыслового резонанса: когда люди в разных точках земного шара думаю одинаково, что в отдельных случаях может привести к инсайту.

Таким образом, самореализация личности в интернет-пространстве имеет следующую психологическую специфику:

  • Самореализацию инициируют механизмы самовыражения и включенности, актуальные для интернет-пространства.
  • Самореализация происходит за счет повышения субъектности личности, что является основной характеристикой личности в интернет-пространстве.
  • В качестве психологических особенностей самореализации можно выделить переключаемость и способность удерживать одновременно в сознании несколько стратегий поведения
  • Особенности среды Интернет предоставляют личности безграничные возможности самореализации, творчества.
  • Профессиональная самореализация личности в интернет-пространстве имеет отличия от профессиональной самореализации в реальном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. / К.А Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1980. – 231 с.
  2. Лучинкина А.И. Психология интернет-социализации личности: монография – Симферополь: ВД «АРІАЛ», 2013. – 350 с.
Источник: Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology, III(23), Issue: 46, 2015.

Об авторах

  • Анжелика Ильинична Лучинкина - доктор психологических наук, заведующая кафе- доктор психологических наук, доцент, первый проректор, профессор кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Россия.
  • Татьяна Васильевна Юдеева - кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Россия.
  • Зарема Серверовна Меджитова - преподаватель кафедры психологии, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Россия.

Смотрите также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest