Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Краснов И.О. Нейропсихологические особенности как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения у подростков

М

Актуальность

Про­цент под­рост­ков, зло­упо­треб­ля­ю­щих ресур­са­ми Интер­нет, неуклон­но рас­тет с каж­дым годом. С этим свя­за­но более частое появ­ле­ние сре­ди этой груп­пы интер­нет- зави­си­мо­го пове­де­ния. В послед­ние годы все более ост­ро сто­ит про­бле­ма выяв­ле­ния фак­то­ров рис­ка фор­ми­ро­ва­ния дан­но­го типа зави­си­мо­го пове­де­ния и осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся (поми­мо харак­те­ро­ло­ги­че­ских, мик­ро- и мак­ро­со­ци­аль­ных) био­ло­ги­че­ским факторам. 

На ран­них эта­пах иссле­до­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния за диа­гно­сти­че­скую осно­ву была взя­та модель гем­блин­га как пове­ден­че­ской аддик­ции. В ходе работ по иссле­до­ва­нию пато­ло­ги­че­ско­го гем­блин­га было обна­ру­же­но пони­же­ние чув­стви­тель­но­сти «систе­мы наград», в част­но­сти, при МРТ-иссле­до­ва­ни­ях выяв­ле­но пони­же­ние стри­а­тум­ной и вен­тро­ме­ди­аль­ной пре­фрон­таль­ной акти­ва­ции у экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пы (лудо­ма­нов) по срав­не­нию с кон­троль­ной груп­пой здо­ро­вых людей [17].

В сво­их иссле­до­ва­ни­ях А. Bechara [18] так­же выде­ля­ет связь била­те­раль­ных вен­тро­ме­ди­аль­ных пора­же­ний пре­фрон­таль­ной коры и пато­ло­ги­че­ско­го гемблинга. 

Схо­жие иссле­до­ва­ния про­во­дил Cavedini [26], тогда были полу­че­ны резуль­та­ты, по кото­рым вид­ны суще­ствен­ные раз­ли­чия в при­ня­тии реше­ния у гем­бле­ров и услов­но здо­ро­вых испытуемых. 

Эти раз­ли­чия были объ­яс­не­ны пато­ло­ги­че­ским функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем орби­то­фрон­таль­ной коры. С дру­гой сто­ро­ны, в более ран­них иссле­до­ва­ни­ях P.L. Carlton et al. [16] сооб­ща­ет­ся о частом фик­си­ро­ва­нии нали­чия СДВГ (син­дро­ма дефи­ци­та вни­ма­ния и гипе­р­ак­тив­но­сти) и ММД (мини­маль­ных моз­го­вых дис­функ­ций) у гемблинг-зависимых. 

После­ду­ю­щие иссле­до­ва­ния такой новой фор­мы пове­ден­че­ской зави­си­мо­сти, как интер­нет-зави­си­мость, выяви­ли ее устой­чи­вую связь с СДВГ. Так, в рабо­те Yoo H.J. с кол­ле­га­ми [32] обна­ру­же­но, что интер­нет-зави­си­мые школь­ни­ки демон­стри­ро­ва­ли зна­чи­тель­но более высо­кие пока­за­те­ли по невни­ма­тель­но­сти, чрез­мер­ной актив­но­сти и импуль­сив­но­сти пове­де­ния в срав­не­нии с груп­пой, у кото­рой при­зна­ки интер­нет-зави­си­мо­сти выяв­ле­ны не были [Там же]. 

На зна­чи­тель­ную рас­про­стра­нен­ность СДВГ сре­ди интер­нет-зави­си­мых ука­зы­ва­ют так­же Griffiths M.D. [27]; Yen J.Y., Ko C.H. [34]; Ko C.H., Yen J.Y., Chen C.S. et al. [33]; Weinstein A. [35]. Отме­ча­ет­ся, что сре­ди под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мо­стью часто обна­ру­жи­ва­ет­ся функ­ци­о­наль­ное сни­же­ние кор­ко­во-под­кор­ко­вых свя­зей [22].

Извест­но, что СДВГ явля­ет­ся усло­ви­ем высо­ко­го уров­ня импуль­сив­но­сти и нару­ше­ния моти­ва­ци­он­ной регу­ля­ции [27]. Соглас­но рабо­там A. Diamond, клю­че­вым симп­то­мом СДВГ по типу дефи­ци­та вни­ма­ния явля­ет­ся быст­рое пре­сы­ще­ние дея­тель­но­стью в боль­шей сте­пе­ни, чем повы­шен­ная отвле­ка­е­мость [23].

Из этих сооб­ра­же­ний, Интер­нет пред­став­ля­ет собой доволь­но соблаз­ни­тель­ную сре­ду для СДВГ-поль­зо­ва­те­лей [29], посколь­ку боль­шин­ство видов дея­тель­но­сти в Интер­не­те осно­ва­ны на вспо­мо­га­тель­ных отве­тах, и немед­лен­ные под­сказ­ки для памя­ти все­гда нахо­дят­ся под рукой. 

С дру­гой сто­ро­ны, M.J. Koepp с кол­ле­га­ми выяви­ли, что видео-игры сти­му­ли­ру­ют выра­бот­ку стри­ар­но­го дофа­ми­на и повы­ша­ют кон­цен­тра­цию вни­ма­ния, улуч­шая выпол­не­ние зада­чи, что ком­пен­си­ру­ет игро­ку фруст­ра­цию от неудач в реаль­ном мире [25].

Дру­гие иссле­до­ва­ния опи­сы­ва­ют иной вари­ант СДВГ — ано­маль­ную реак­цию на награ­ду и нака­за­ние [21]. А. Berger c кол­ле­га­ми, гово­ря об ано­маль­ной реак­ции на награ­ду и нака­за­ние, опи­сы­ва­ют быст­рое при­вы­ка­ние к пози­тив­но­му под­креп­ле­нию, мень­ший ответ на нака­за­ние и отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к отсро­чен­ной награ­де [30].

Дея­тель­ность, свя­зан­ная с Интер­не­том (осо­бен­но онлайн-игры), часто предо­став­ля­ет неза­мед­ли­тель­ную награ­ду, что может удо­вле­тво­рять име­ю­щу­ю­ся нетер­пи­мость под­рост­ка к отсро­чен­ным результатам. 

Оста­ет­ся откры­тым вопрос ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ских нару­ше­ний у под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем, пред­по­ла­га­ет­ся, что у них долж­ны быть нару­ше­ны функ­ции вни­ма­ния, памя­ти и кон­тро­ля, одна­ко не извест­но, како­ва струк­ту­ра этих нарушений.

По дан­ным рос­сий­ских иссле­до­ва­те­лей Дре­па М.И. [3], Пижу­гий­да В.В. [8], интер­нет-зави­си­мые лич­но­сти отли­ча­ют­ся высо­ким уров­нем тре­вож­но­сти, депрес­сии, агрес­сив­но­сти и враж­деб­но­сти. У них отме­ча­ет­ся низ­кая стрес­со­устой­чи­вость и склон­ность к избе­га­нию неудач [2; 11]. 

Иссле­до­ва­ние лич­ност­ных осо­бен­но­стей интер­нет-зави­си­мых муж­чин, про­ве­ден­ное А.Ю. Его­ро­вым [4] с исполь­зо­ва­ни­ем теста лич­ност­ных акцен­ту­а­ций В. Двор­щен­ко, выяви­ло пре­об­ла­да­ние сре­ди интер­нет- зави­си­мых лиц под­рост­ков с шизо­ид­ным, исте­ро­ид­ным, лабиль­ным и эпи­леп­то­ид­ным типа­ми акцентуации. 

В свою оче­редь, в наших более ран­них иссле­до­ва­ни­ях [5; 7; 14] отме­ча­ет­ся пре­об­ла­да­ние сре­ди интер­нет-зави­си­мых воз­бу­ди­мо­го, интра­вер­ти­ро­ван­но­го и асте­но-нев­ро­ти­че­ско­го типа акцен­ту­а­ций, а так­же сле­ду­ю­щие инди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские фак­то­ры рис­ка фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти у подростков: 

  • сни­же­ние регу­ля­тор­но-воле­вой сфе­ры (повы­шен­ная импуль­сив­ность, сверх­ак­тив­ность как реак­ция на сла­бые про­во­ци­ру­ю­щие сти­му­лы, отвле­ка­е­мость, труд­но­сти самоорганизации); 
  • эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость, труд­ность в иден­ти­фи­ка­ции и пони­ма­нии соб­ствен­ных эмо­ций, сни­жен­ные пока­за­те­ли эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта);
  • сни­же­ние ком­му­ни­ка­тив­ных спо­соб­но­стей и навы­ков, что отра­жа­ет­ся в более низ­ких пока­за­те­лях соци­аль­но­го интел­лек­та у интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков, чем у их сверст­ни­ков, не име­ю­щих подоб­ной зависимости. 

Чем более под­ро­сток воз­бу­дим, рас­тор­мо­жен и чем менее он спо­со­бен к само­кон­тро­лю сво­их эмо­ций и пове­де­ния, тем зна­чи­тель­нее воз­рас­та­ет риск фор­ми­ро­ва­ния у него интер­нет-зави­си­мо­го поведения. 

Эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость, неуве­рен­ность, импуль­сив­ность, напря­же­ние, общее бес­по­кой­ство и тре­во­га свя­за­ны с уве­ли­че­ни­ем рис­ка фор­ми­ро­ва­ния интер­нет- зави­си­мо­го поведения. 

Дан­ные пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства, в част­но­сти импуль­сив­ность вни­ма­ния и мотор­ная импуль­сив­ность, низ­кая спо­соб­ность к пла­ни­ро­ва­нию сво­их дей­ствий, сни­жен­ная чув­стви­тель­ность к «систе­ме наград» свой­ствен­ны всем фор­мам зави­си­мо­го пове­де­ния и во мно­гом опре­де­ля­ют­ся гене­ти­че­ски. Так, отме­ча­ет­ся высо­кий уро­вень био­ло­ги­че­ски обу­слов­лен­ной импуль­сив­но­сти у боль­ных с зави­си­мо­стью от ПАВ [24; 25; 31].

Таким обра­зом, мы ста­вим целью сво­е­го иссле­до­ва­ния выяв­ле­ние ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей под­рост­ков как мише­ней про­фи­лак­ти­ки и пси­хо­кор­рек­ции интер­нет-зави­си­мо­го поведения.

Объ­ект иссле­до­ва­ния: под­рост­ки, демон­стри­ру­ю­щие интер­нет-зави­си­мое поведение.

Пред­мет иссле­до­ва­ния: связь ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей с фено­ме­ном интер­нет-зави­си­мо­го поведения.

Материалы и методы

Нами было обсле­до­ва­но 133 уча­щих­ся школ г. Моск­вы, сред­ний воз­раст кото­рых 16,5 лет. По резуль­та­там мето­ди­ки «Шка­ла интер­нет-зави­си­мо­сти Чен» и экс­перт­ной оцен­ки дан­ная груп­па была поде­ле­на на две: экс­пе­ри­мен­таль­ную (под­рост­ки с выра­жен­ным пат­тер­ном интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния) и кон­троль­ную (под­рост­ки, исполь­зу­ю­щие ресур­сы Интер­нет кон­струк­тив­но, не име­ю­щие интер­нет-зави­си­мо­сти). В экс­пе­ри­мен­таль­ную груп­пу вошли 68 испы­ту­е­мых, в кон­троль­ную — 65.

Таблица 1. Характеристика групп

Ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти выяв­ля­лись путем про­ве­де­ния адап­ти­ро­ван­но­го ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния для под­рост­ков (на осно­ве мето­ди­ки экс­пресс-диа­гно­сти­ки «Лурия-90»).

Ста­ти­сти­че­ская обра­бот­ка осу­ществ­ля­лась с помо­щью про­грам­мы Statistica 6.0, выяв­ля­лись раз­ли­чия для экс­пе­ри­мен­таль­ной и кон­троль­ной групп, а так­же кор­ре­ля­ции симп­то­мов интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния, пси­хо­па­то­ло­ги­че­ской симп­то­ма­ти­ки и ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ских особенностей.

Результаты и их обсуждение

В соот­вет­ствии с постав­лен­ны­ми прак­ти­че­ски­ми зада­ча­ми в ходе про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния мы полу­чи­ли сле­ду­ю­щие дан­ные (табл. 2):

Таблица 2. Средние значения результатов нейропсихологического исследования по нарушенным функциям для экспериментальной и контрольной групп

В ходе иссле­до­ва­ния было выяв­ле­но, что под­рост­ки с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем име­ют сле­ду­ю­щие отли­чия по таким функ­ци­о­наль­ным нару­ше­ни­ям, как про­стран­ствен­ный прак­сис, слу­хо­мо­тор­ные коор­ди­на­ции, опо­сре­до­ван­ное запо­ми­на­ние, вни­ма­ние, кон­троль и регу­ля­ция дея­тель­но­сти (таб­ли­ца 2).

Ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ские про­фи­ли экс­пе­ри­мен­таль­ной и кон­троль­ной групп мы можем уви­деть на диа­грам­ме 1.

Раз­бе­рем более подроб­но типич­ные ошиб­ки, кото­рые допус­ка­ли под­рост­ки с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем в ходе ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го обследования.

Про­стран­ствен­ный прак­сис был обсле­до­ван про­бой Хэда, встре­ча­лись ошиб­ки по типу зер­каль­но­го отоб­ра­же­ния позы с после­ду­ю­щей само­кор­рек­ци­ей, а так­же в еди­нич­ных слу­ча­ях у под­рост­ков в экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе наблю­да­лись затруд­не­ния в само­кор­рек­ции, тогда они путем проб и оши­бок пере­би­ра­ли несколь­ко поз, сопо­став­ляя их с той, что была у экспериментатора.

Слу­хо­мо­тор­ные коор­ди­на­ции были обсле­до­ва­ны через вос­про­из­ве­де­ние рит­ма по слу­хо­во­му образ­цу, встре­ча­лись как еди­нич­ные импуль­сив­ные ошиб­ки вос­при­я­тия (дефек­ты аку­сти­че­ско­го вни­ма­ния) с само­ко­рек­ци­ей, так и частые прось­бы на повто­ре­ние предъ­яв­ля­е­мых инструк­ций во вре­мя про­ве­де­ния ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го обследования.

Опо­сре­до­ван­ное запо­ми­на­ние было обсле­до­ва­но при помо­щи «Мето­ди­ки пик­то­грамм», типич­ной ошиб­кой было назы­ва­ние пред­ме­та, нари­со­ван­но­го во вре­мя выпол­не­ния мето­ди­ки, а не ассо­ци­и­ро­ван­но­го с ним предъ­яв­ля­е­мо­го сло­ва, ошиб­ки кор­рек­ти­ро­ва­лись при ука­за­нии на них. Коли­че­ство опи­сан­ных оши­бок в сред­нем варьи­ро­ва­лось от 1 до 3.

Кон­троль и регу­ля­ция дея­тель­но­сти были обсле­до­ва­ны в про­цес­се наблю­де­ния за усво­е­ни­ем инструк­ции, выпол­не­ни­ем зада­ний в рам­ках предо­став­ля­е­мых мето­дик, встре­ча­лись ошиб­ки усво­е­ния инструк­ции с пер­во­го предъ­яв­ле­ния, ошиб­ки выпол­не­ния инструк­ции «Мето­ди­ки пик­то­грамм», про­яв­ля­ю­щи­е­ся в исполь­зо­ва­ние букв и зна­ков в про­цес­се рисования. 

Зафик­си­ро­ва­но нару­ше­ние моти­ва­ции на иссле­до­ва­ние, отсут­ствие заин­те­ре­со­ван­но­сти в луч­шем выпол­не­нии зада­ния, мед­ли­тель­ность. Сто­ит отме­тить осо­бен­ность в виде про­дол­же­ния исполь­зо­ва­ния мобиль­но­го устрой­ства после прось­бы не отвле­кать­ся на посто­рон­ние пред­ме­ты во вре­мя ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го тестирования.

Вни­ма­ние было обсле­до­ва­но при помо­щи таб­лиц Шуль­те, в ходе 4 предъ­яв­ле­ний была выяв­ле­на утом­ля­е­мость на 2 и 4 предъ­яв­ле­ния в боль­шин­стве слу­ча­ев. Так­же сто­ит заме­тить, что при предъ­яв­ле­нии резуль­та­тов и при обсуж­де­нии их с под­рост­ка­ми, для кото­рых харак­тер­но интер­нет-зави­си­мое пове­де­ние, они отме­ча­ли утом­ля­е­мость как харак­тер­ную для себя черту. 

Допол­ни­тель­но вни­ма­ние оце­ни­ва­лось в ходе про­ве­де­ния ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ско­го тести­ро­ва­ния, что поз­во­ли­ло выде­лить сни­же­ние кон­цен­тра­ции, отвле­ка­е­мость при рабо­те с ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ски­ми методиками.

Сопо­став­ляя полу­чен­ные дан­ные с лока­ли­за­ци­ей функ­ций, мы можем пред­по­ло­жить функ­ци­о­наль­ную нес­фор­ми­ро­ван­ность пре­фрон­таль­ных отде­лов моз­га, а так­же, учи­ты­вая утом­ля­е­мость, сни­же­ние кон­цен­тра­ции вни­ма­ния. Мож­но гово­рить о сла­бо­сти пер­во­го бло­ка (дефи­ци­тар­ность под­кор­ко­вых обра­зо­ва­ний мозга).

Таким обра­зом, мы можем про­ве­сти парал­лель с осо­бен­но­стя­ми интер­нет- дея­тель­но­сти: под­рост­ки с интер­нет-зави­си­мо­стью могут исполь­зо­вать Интер­нет как спо­соб под­дер­жа­ния актив­но­сти и кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, так как посто­ян­ное появ­ле­ние новых сти­му­лов внешне регу­ли­ру­ет кон­цен­тра­цию вни­ма­ния, в то же вре­мя это спо­соб­ству­ет еще боль­ше­му исто­ще­нию и утомлению. 

С дру­гой сто­ро­ны, недо­ста­точ­ная сфор­ми­ро­ван­ность пре­фрон­таль­ных отде­лов сни­жа­ет воз­мож­но­сти пла­ни­ро­ва­ния, регу­ля­ции сво­ей дея­тель­но­сти и вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го в Сети.

Выдви­ну­тое нами пред­по­ло­же­ние нахо­дит свое под­твер­жде­ние в рабо­тах А. Урсу. В част­но­сти, им выяв­ле­ны дина­ми­че­ские изме­не­ния на ЭЭГ у под­рост­ков во вре­мя ком­пью­тер­ных игр, про­яв­ля­ю­щи­е­ся выра­жен­ным уси­ле­ни­ем моз­го­вой актив­но­сти с пре­об­ла­да­ни­ем воз­буж­де­ния: супрес­си­ей ампли­ту­ды и часто­ты аль­фа-рит­ма в кар­тине ЭЭГ с после­ду­ю­щи­ми явле­ни­я­ми исто­ще­ния в кон­це игры — уве­ли­че­ни­ем ампли­ту­ды низ­ко­ча­стот­но­го β-рит­ма и появ­ле­ни­ем мед­лен­ных δ-волн в левом полу­ша­рии [13].

Еще одним важ­ным аспек­том обсуж­де­ния явля­ет­ся то, что нес­фор­ми­ро­ван­ные функ­ции могут и долж­ны про­дол­жать раз­ви­вать­ся в под­рост­ко­вом воз­расте, одна­ко отсут­ствие актив­но­го обра­за жиз­ни, огра­ни­че­ние реаль­но­го обще­ния, уве­ли­че­ние нагруз­ки и отсут­ствие отды­ха, посто­ян­ное исто­ще­ние как след­ствие интер­нет- зави­си­мо­го пове­де­ния еще боль­ше усу­губ­ля­ют ситуацию.

Рису­нок 1. Дина­ми­ка пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ских изме­не­ний ЦНС при интер­нет-зави­си­мом поведении.

В ходе про­ве­ден­но­го кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за нами было выяв­ле­но, что общий пока­за­тель нару­ше­ний кон­тро­ля и регу­ля­ции дея­тель­но­сти, отно­ся­щий­ся к пре­фрон­таль­ным отде­лам коры голов­но­го моз­га, пря­мо свя­зан с пока­за­те­лем толе­рант­но­сти (r = 0,612; p < 0,02) и с общим пока­за­те­лем (r = 0,524; p < 0,05) интер­нет-зави­си­мо­сти (IA-Sym).

Таким обра­зом, под­рост­ки с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем пло­хо кон­тро­ли­ру­ют свою дея­тель­ность, име­ют сни­же­ния в моти­ва­ци­он­ной сфе­ре, они эмо­ци­о­наль­но лабиль­ны и быст­ро пре­сы­ща­ют­ся, имен­но поэто­му у них так быст­ро воз­рас­та­ет толе­рант­ность. Кро­ме того, они гораз­до луч­ше функ­ци­о­ни­ру­ют в игро­вой дея­тель­но­сти, кото­рую и обес­пе­чи­ва­ет сеть Интернет. 

Неко­то­рые иссле­до­ва­ния сви­де­тель­ству­ют о том, что экс­тер­наль­ный кон­троль вни­ма­ния и про­грам­мы дей­ствий внут­ри игры помо­га­ет таким детям, одна­ко, как мы видим, несмот­ря на посто­ян­ную дея­тель­ность в Сети их пока­за­те­ли не увеличиваются. 

Наши дан­ные не поз­во­ля­ют в пол­ной мере отве­тить на дан­ный вопрос, так как необ­хо­ди­мо пол­но­цен­ное лон­ги­тюд­ное иссле­до­ва­ние ВПФ интер­нет-зави­си­мых. Тем не менее, хоте­лось бы отме­тить, что при рабо­те с интер­нет-зави­си­мы­ми под­рост­ка­ми необ­хо­ди­мо учи­ты­вать нес­фор­ми­ро­ван­ность пре­фрон­таль­ных отде­лов, ина­че любая кор­рек­ция само­го зави­си­мо­го пове­де­ния будет малоэффективна.

Выводы

По резуль­та­там, полу­чен­ным нами в ходе иссле­до­ва­ния, и исхо­дя из постав­лен­ных нами задач, мож­но сде­лать сле­ду­ю­щие выводы:

  1. Для под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем харак­тер­ны сле­ду­ю­щие ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ские нару­ше­ния: функ­ци­о­наль­наль­ная нес­фор­ми­ро­ван­ность пре­фрон­таль­ных отде­лов моз­га, а так­же, учи­ты­вая утом­ля­е­мость, сни­же­ние кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, сла­бость пер­во­го бло­ка моз­га и дефи­ци­тар­ность под­кор­ко­вых образований.
  2. При высо­ких пока­за­те­лях интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния у под­рост­ков отме­ча­ют­ся более выра­жен­ные нару­ше­ния функ­ции регу­ля­ции и кон­тро­ля деятельности.
  3. С точ­ки зре­ния ней­ро­пси­хо­ло­ги­че­ской кор­рек­ции, мише­ня­ми явля­ют­ся нару­ше­ния пер­во­го и тре­тье­го бло­ков моз­га, то есть акти­ва­ции и тону­са, а так­же регу­ля­ции и кон­тро­ля деятельности.

Литература

  1. Аге­е­ва Н.А. Осо­бен­но­сти интер­нет-зави­си­мых лич­но­стей // Вест­ник Рос­сий­ско­го уни­вер­си­те­та друж­бы наро­дов. Серия: Пси­хо­ло­гия и педа­го­ги­ка. – 2007. – № 1. – С. 67–79.
  2. Белин­ская Е.П. Совла­да­ние как соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская про­бле­ма // Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. – 2009. – № 1(3). – С. 2.
  3. Дре­па М.И. Пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет лич­но­сти интер­нет-зави­си­мо­го сту­ден­та // Вест­ник Том­ско­го госу­дар­ствен­но­го педа­го­ги­че­ско­го уни­вер­си­те­та. – 2009. – № 4. – С. 75–81.
  4. Его­ров А.Ю., Куз­не­цо­ва Н.А., Пет­ро­ва Е.А. Осо­бен­но­сти лич­но­сти под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мо­стью // Вопро­сы пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья детей и под­рост­ков. – 2005. – Т. 5. – № 2. – С. 20–27.
  5. Интер­нет-зави­си­мое пове­де­ние у под­рост­ков. Кли­ни­ка, диа­гно­сти­ка, про­фи­лак­ти­ка: посо­бие для школь­ных пси­хо­ло­гов / Е.А. Смир­но­ва, В.Л. Малы­гин, А.Б. Искан­ди­ро­ва [и др.]; под ред. В.Л. Малы­ги­на. – М.: Мне­мо­зи­на, 2010. – С. 134.
  6. Кле­но­ва Ю. Экс­пе­ри­мен­таль­ное иссле­до­ва­ние вза­и­мо­свя­зи интро­вер­сии и ком­му­ни­ка­тив­ной уста­нов­ки с Интер­нет-зави­си­мо­стью. – 2002 [Элек­трон­ный ресурс]. 
  7. Осо­бен­но­сти лич­но­сти под­рост­ков, склон­ных к интер­нет-зави­си­мо­му пове­де­нию / В.Л. Малы­гин, А.С Иска­ди­ро­ва, Н.С. Хоме­ри­ки [и др.] // Журн. нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. – 2011. – № 4. – С. 105–108.
  8. Пижу­гий­да В.В. Лич­ност­ные осо­бен­но­сти сту­ден­тов-поль­зо­ва­те­лей сети Интер­нет // Изве­стия Таган­рог­ско­го госу­дар­ствен­но­го радио­тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та. – 2006. – Т. 68, № 13. – С. 103–108.
  9. Ради­о­но­ва М.С., Спир­ки­на Т.С. Харак­те­ри­сти­ки лич­ност­ной и эмо­ци­о­наль­ной сфе­ры поль­зо­ва­те­лей сети Интер­нет, склон­ных к интер­нет-зави­си­мо­сти // Интер­нет-зави­си­мость: пси­хо­ло­ги­че­ская при­ро­да и дина­ми­ка раз­ви­тия / ред.-сост. А.Е. Вой­скун­ский. – 2009. – С. 113–137.
  10. Раев­ская Е. Чер­ты лич­но­сти интер­нет-зави­си­мых и интер­нет-неза­ви­си­мых поль­зо­ва­те­лей. – 2002 [Элек­трон­ный ресурс]. 
  11. Рыжен­ко С.К. Осо­бен­но­сти пере­жи­ва­ния фруст­ри­ру­ю­щих ситу­а­ций в про­цес­се игро­вой ком­пью­тер­ной дея­тель­но­сти млад­ши­ми под­рост­ка­ми с раз­лич­ной сте­пе­нью игро­вой ком­пью­тер­ной актив­но­сти // Пись­ма в Эмис­сия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): элек­трон­ный науч­ный жур­нал. – 2009. – № 1. – С. 1302 [Элек­трон­ный ресурс]. 
  12. Тепе­рик Р.Ф., Жуко­ва М.А. Осо­бен­но­сти обще­ния интер­нет-зави­си­мых поль­зо­ва­те­лей // Интер­нет-зави­си­мость: пси­хо­ло­ги­че­ская при­ро­да и дина­ми­ка раз­ви­тия / ред.-сост. А.Е. Вой­скун­ский. – 2009. – С. 165–187.
  13. Урсу А.В. Сверх­цен­ное увле­че­ние ком­пью­тер­ны­ми игра­ми детей и под­рост­ков. Рас­про­стра­нен­ность и кли­ни­ко-пси­хо­па­то­ло­ги­че­ские про­яв­ле­ния: дис. … канд. мед. наук. – М., 2012.
  14. Хоме­ри­ки Н.С. Инди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мым пове­де­ни­ем: дис. … канд. пси­хол. наук. – СПб., 2013.
  15. Чудо­ва Н.В. Осо­бен­но­сти обра­за «Я» «Жите­ля Интер­не­та» // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. – 2002. – Т. 22. – № 1. – С. 113–117.
  16. Attention deficit disorder and pathological gambling / P.L. Carlton, P. Manowitz, H. McBride [et al.] // J Clin Psychiatry. – 1987, Dec. – Vol. 48(12). – Р. 487–488.
  17. Brain damage and addictive behavior: a neuropsychological and electroencephalogram investigation with pathologic gamblers / M. Regard, D. Knoch, E. Gutling [et al.] // Cogn. Behav. Neurol. – 2003, Mar. – Vol. 16. – № 1. – P. 47–53.
  18. Decision-making deficits, linked to a dysfunctional ventromedial prefrontal cortex, revealed in alcohol and stimulant abusers / A. Bechara, S. Dolan, N. Denburg [et al.] // Neuropsychologia. – 2001. – Vol. 39(4). – P. 376–89.
  19. Caplan S.E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: development of a theory – based cognitive-behavioral measurement instrument // Computers in Human Behavior. – 2002. – Vol. 18, № 5. – P. 553–575.
  20. Caplan S.E., Williams D., Yee N. Problematic internet use and psychosocial well-being among MMO players // Computers in Human Behavior. – 2009. – Vol. 25(6). – P. 1312–1319.
  21. Castellanos F.X., Tannock R. Neuroscience of attentiondeficit/hyperactivity disorder: the search for endophenotypes // Nature Reviews Neuroscience. – 2002. – Vol. 3. – P. 617–628.
  22. Decreased functional brain connectivity in adolescents with internet addiction / S.B. Hong, A. Zalesky, L. Cocchi [et al.] // PLoS One. – 2013. – Vol. 8, № 2. – e57831. doi: 10.1371/journal.pone.0057831. Epub 2013 Feb 25.
  23. Diamond A. Attention-deficit disorder (attention-deficit hyperactivity disorder without hyperactivity): a neurobiologically and behaviorally distinct disorder from ADHD attention- deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity) // Development & Psychopathology. – 2005. – Vol. 17. – P. 807–825.
  24. Distinctive personality traits and neural correlates associated with stimulant drug use versus familial risk of stimulant dependence / K.D. Ersche, P.S. Jones, G.B. Williams [et al.] // Biol Psychiatry. – 2013. – № 74. – P. 137–144.
  25. Evidence for striatal dopamine release during a video game / M.J. Koepp, R.N. Gunn, A.D. Lawrence [et al.] // Nature. – 1998. – Vol. 393. – P. 266–268.
  26. Frontal lobe dysfunction in pathological gambling patients / P. Cavedini, G. Riboldi, R. Keller [et al.] // Biol. Psychiatry. – 2002. – Vol. 51. – P. 334–341.
  27. Griffiths M.D. Behavioral addictions: an issue for everybody? // J Workplace Learn. – 1996. – Vol. 8(3). – P. 19–25.
  28. Hamburger Y.A., Ben-Artzi E. The relationship between extraversion and neuroticism and the different uses of the Internet // Computers in Human Behavior. – 2000. – Vol. 16, № 4. – P. 441–449.
  29. Han D.H., Lee Y.S., Na C. The effect of methyphenidate on Internet video game play in children with attention-deficit/hyperactivity // Compr Psychiatry. – 2009. – Vol. 50. – P. 251–256.
  30. Multidisciplinary perspectives on attention and the development of self-regulation / A. Berger, O. Kofman, U. Livneh [et al.] // Progress in Neurobiology. – 2007. – Vol. 82. – P. 256–286.
  31. Predictors of alcohol and drug dependence / M.J. Fleury, G. Grenier, J.M. Bamvita [et al.] // Can J Psychiatry. – 2014, Apr. – Vol. 59(4). – P. 203–212.
  32. Psychiatry comorbidity assessed in Korean children and adolescents who screen positive for Internet addiction / J.H. Ha, H.J. Yoo, I.H. Cho [et al.] // Journal of Clinical Psychiatry. – 2006. – Vol. 67(5). – P. 821–826.
  33. Psychiatric comorbidity of internet addiction in college students: an interview study / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.S. Chen [et al.] // CNS Spectr. – 2008. – Vol. 13, № 2. – P. 147–153.
  34. The Comorbid Psychiatric Symptoms of Internet Addiction: Attention Deficit and Hyperactivity Disorder (ADHD), Depression, Social Phobia, and Hostility / J.Y. Yen, C.H. Ko, C.F. Yen [et al.] // Journal of Adolescent Health. – 2007. – Vol. 41, № 1, July. – P. 93–98.
  35. Weinstein A. Comorbidity of Internet addiction with other psychiatric conditions // Journal of Behavioral Addictions. – 2015. – Vol. 4(1).
  36. Young K.S., Rogers R.C. The relationship between depression and Internet addiction // Cyberpsychology and Behavior. – 1998. – Vol. 1. – P. 25–28.
Источ­ник: Меди­цин­ская пси­хо­ло­гия в Рос­сии: элек­трон. науч. журн. – 2015. – N 4(33). – C. 12 [Элек­трон­ный ресурс].

Об авторах

  • Вла­ди­мир Лео­ни­до­вич Малы­гин — док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор, заве­ду­ю­щий кафед­рой пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии; Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Евдо­ки­мо­ва, Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Юлия Алек­сан­дров­на Мер­ку­рье­ва — пре­по­да­ва­тель кафед­ры пси­хо­ло­ги­че­ско­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, пси­хо­кор­рек­ции и пси­хо­те­ра­пии; Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Евдо­ки­мо­ва, Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Игорь Оле­го­вич Крас­нов — Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный меди­ко-сто­ма­то­ло­ги­че­ский уни­вер­си­тет им. А.И. Евдо­ки­мо­ва, Москва, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest