Актуальность
Процент подростков, злоупотребляющих ресурсами Интернет, неуклонно растет с каждым годом. С этим связано более частое появление среди этой группы интернет- зависимого поведения. В последние годы все более остро стоит проблема выявления факторов риска формирования данного типа зависимого поведения и особое внимание уделяется (помимо характерологических, микро- и макросоциальных) биологическим факторам.
На ранних этапах исследования интернет-зависимого поведения за диагностическую основу была взята модель гемблинга как поведенческой аддикции. В ходе работ по исследованию патологического гемблинга было обнаружено понижение чувствительности «системы наград», в частности, при МРТ-исследованиях выявлено понижение стриатумной и вентромедиальной префронтальной активации у экспериментальной группы (лудоманов) по сравнению с контрольной группой здоровых людей [17].
В своих исследованиях А. Bechara [18] также выделяет связь билатеральных вентромедиальных поражений префронтальной коры и патологического гемблинга.
Схожие исследования проводил Cavedini [26], тогда были получены результаты, по которым видны существенные различия в принятии решения у гемблеров и условно здоровых испытуемых.
Эти различия были объяснены патологическим функционированием орбитофронтальной коры. С другой стороны, в более ранних исследованиях P.L. Carlton et al. [16] сообщается о частом фиксировании наличия СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности) и ММД (минимальных мозговых дисфункций) у гемблинг-зависимых.
Последующие исследования такой новой формы поведенческой зависимости, как интернет-зависимость, выявили ее устойчивую связь с СДВГ. Так, в работе Yoo H.J. с коллегами [32] обнаружено, что интернет-зависимые школьники демонстрировали значительно более высокие показатели по невнимательности, чрезмерной активности и импульсивности поведения в сравнении с группой, у которой признаки интернет-зависимости выявлены не были [Там же].
На значительную распространенность СДВГ среди интернет-зависимых указывают также Griffiths M.D. [27]; Yen J.Y., Ko C.H. [34]; Ko C.H., Yen J.Y., Chen C.S. et al. [33]; Weinstein A. [35]. Отмечается, что среди подростков с интернет-зависимостью часто обнаруживается функциональное снижение корково-подкорковых связей [22].
Известно, что СДВГ является условием высокого уровня импульсивности и нарушения мотивационной регуляции [27]. Согласно работам A. Diamond, ключевым симптомом СДВГ по типу дефицита внимания является быстрое пресыщение деятельностью в большей степени, чем повышенная отвлекаемость [23].
Из этих соображений, Интернет представляет собой довольно соблазнительную среду для СДВГ-пользователей [29], поскольку большинство видов деятельности в Интернете основаны на вспомогательных ответах, и немедленные подсказки для памяти всегда находятся под рукой.
С другой стороны, M.J. Koepp с коллегами выявили, что видео-игры стимулируют выработку стриарного дофамина и повышают концентрацию внимания, улучшая выполнение задачи, что компенсирует игроку фрустрацию от неудач в реальном мире [25].
Другие исследования описывают иной вариант СДВГ — аномальную реакцию на награду и наказание [21]. А. Berger c коллегами, говоря об аномальной реакции на награду и наказание, описывают быстрое привыкание к позитивному подкреплению, меньший ответ на наказание и отрицательное отношение к отсроченной награде [30].
Деятельность, связанная с Интернетом (особенно онлайн-игры), часто предоставляет незамедлительную награду, что может удовлетворять имеющуюся нетерпимость подростка к отсроченным результатам.
Остается открытым вопрос нейропсихологических нарушений у подростков с интернет-зависимым поведением, предполагается, что у них должны быть нарушены функции внимания, памяти и контроля, однако не известно, какова структура этих нарушений.
По данным российских исследователей Дрепа М.И. [3], Пижугийда В.В. [8], интернет-зависимые личности отличаются высоким уровнем тревожности, депрессии, агрессивности и враждебности. У них отмечается низкая стрессоустойчивость и склонность к избеганию неудач [2; 11].
Исследование личностных особенностей интернет-зависимых мужчин, проведенное А.Ю. Егоровым [4] с использованием теста личностных акцентуаций В. Дворщенко, выявило преобладание среди интернет- зависимых лиц подростков с шизоидным, истероидным, лабильным и эпилептоидным типами акцентуации.
В свою очередь, в наших более ранних исследованиях [5; 7; 14] отмечается преобладание среди интернет-зависимых возбудимого, интравертированного и астено-невротического типа акцентуаций, а также следующие индивидуально-психологические факторы риска формирования интернет-зависимости у подростков:
- снижение регуляторно-волевой сферы (повышенная импульсивность, сверхактивность как реакция на слабые провоцирующие стимулы, отвлекаемость, трудности самоорганизации);
- эмоциональная неустойчивость, трудность в идентификации и понимании собственных эмоций, сниженные показатели эмоционального интеллекта);
- снижение коммуникативных способностей и навыков, что отражается в более низких показателях социального интеллекта у интернет-зависимых подростков, чем у их сверстников, не имеющих подобной зависимости.
Чем более подросток возбудим, расторможен и чем менее он способен к самоконтролю своих эмоций и поведения, тем значительнее возрастает риск формирования у него интернет-зависимого поведения.
Эмоциональная неустойчивость, неуверенность, импульсивность, напряжение, общее беспокойство и тревога связаны с увеличением риска формирования интернет- зависимого поведения.
Данные психологические свойства, в частности импульсивность внимания и моторная импульсивность, низкая способность к планированию своих действий, сниженная чувствительность к «системе наград» свойственны всем формам зависимого поведения и во многом определяются генетически. Так, отмечается высокий уровень биологически обусловленной импульсивности у больных с зависимостью от ПАВ [24; 25; 31].
Таким образом, мы ставим целью своего исследования выявление нейропсихологических особенностей подростков как мишеней профилактики и психокоррекции интернет-зависимого поведения.
Объект исследования: подростки, демонстрирующие интернет-зависимое поведение.
Предмет исследования: связь нейропсихологических особенностей с феноменом интернет-зависимого поведения.
Материалы и методы
Нами было обследовано 133 учащихся школ г. Москвы, средний возраст которых 16,5 лет. По результатам методики «Шкала интернет-зависимости Чен» и экспертной оценки данная группа была поделена на две: экспериментальную (подростки с выраженным паттерном интернет-зависимого поведения) и контрольную (подростки, использующие ресурсы Интернет конструктивно, не имеющие интернет-зависимости). В экспериментальную группу вошли 68 испытуемых, в контрольную — 65.
Таблица 1. Характеристика групп
Нейропсихологические особенности выявлялись путем проведения адаптированного нейропсихологического исследования для подростков (на основе методики экспресс-диагностики «Лурия-90»).
Статистическая обработка осуществлялась с помощью программы Statistica 6.0, выявлялись различия для экспериментальной и контрольной групп, а также корреляции симптомов интернет-зависимого поведения, психопатологической симптоматики и нейропсихологических особенностей.
Результаты и их обсуждение
В соответствии с поставленными практическими задачами в ходе проведенного исследования мы получили следующие данные (табл. 2):
Таблица 2. Средние значения результатов нейропсихологического исследования по нарушенным функциям для экспериментальной и контрольной групп
В ходе исследования было выявлено, что подростки с интернет-зависимым поведением имеют следующие отличия по таким функциональным нарушениям, как пространственный праксис, слухомоторные координации, опосредованное запоминание, внимание, контроль и регуляция деятельности (таблица 2).
Нейропсихологические профили экспериментальной и контрольной групп мы можем увидеть на диаграмме 1.
Разберем более подробно типичные ошибки, которые допускали подростки с интернет-зависимым поведением в ходе нейропсихологического обследования.
Пространственный праксис был обследован пробой Хэда, встречались ошибки по типу зеркального отображения позы с последующей самокоррекцией, а также в единичных случаях у подростков в экспериментальной группе наблюдались затруднения в самокоррекции, тогда они путем проб и ошибок перебирали несколько поз, сопоставляя их с той, что была у экспериментатора.
Слухомоторные координации были обследованы через воспроизведение ритма по слуховому образцу, встречались как единичные импульсивные ошибки восприятия (дефекты акустического внимания) с самокорекцией, так и частые просьбы на повторение предъявляемых инструкций во время проведения нейропсихологического обследования.
Опосредованное запоминание было обследовано при помощи «Методики пиктограмм», типичной ошибкой было называние предмета, нарисованного во время выполнения методики, а не ассоциированного с ним предъявляемого слова, ошибки корректировались при указании на них. Количество описанных ошибок в среднем варьировалось от 1 до 3.
Контроль и регуляция деятельности были обследованы в процессе наблюдения за усвоением инструкции, выполнением заданий в рамках предоставляемых методик, встречались ошибки усвоения инструкции с первого предъявления, ошибки выполнения инструкции «Методики пиктограмм», проявляющиеся в использование букв и знаков в процессе рисования.
Зафиксировано нарушение мотивации на исследование, отсутствие заинтересованности в лучшем выполнении задания, медлительность. Стоит отметить особенность в виде продолжения использования мобильного устройства после просьбы не отвлекаться на посторонние предметы во время нейропсихологического тестирования.
Внимание было обследовано при помощи таблиц Шульте, в ходе 4 предъявлений была выявлена утомляемость на 2 и 4 предъявления в большинстве случаев. Также стоит заметить, что при предъявлении результатов и при обсуждении их с подростками, для которых характерно интернет-зависимое поведение, они отмечали утомляемость как характерную для себя черту.
Дополнительно внимание оценивалось в ходе проведения нейропсихологического тестирования, что позволило выделить снижение концентрации, отвлекаемость при работе с нейропсихологическими методиками.
Сопоставляя полученные данные с локализацией функций, мы можем предположить функциональную несформированность префронтальных отделов мозга, а также, учитывая утомляемость, снижение концентрации внимания. Можно говорить о слабости первого блока (дефицитарность подкорковых образований мозга).
Таким образом, мы можем провести параллель с особенностями интернет- деятельности: подростки с интернет-зависимостью могут использовать Интернет как способ поддержания активности и концентрации внимания, так как постоянное появление новых стимулов внешне регулирует концентрацию внимания, в то же время это способствует еще большему истощению и утомлению.
С другой стороны, недостаточная сформированность префронтальных отделов снижает возможности планирования, регуляции своей деятельности и времени, проводимого в Сети.
Выдвинутое нами предположение находит свое подтверждение в работах А. Урсу. В частности, им выявлены динамические изменения на ЭЭГ у подростков во время компьютерных игр, проявляющиеся выраженным усилением мозговой активности с преобладанием возбуждения: супрессией амплитуды и частоты альфа-ритма в картине ЭЭГ с последующими явлениями истощения в конце игры — увеличением амплитуды низкочастотного β-ритма и появлением медленных δ-волн в левом полушарии [13].
Еще одним важным аспектом обсуждения является то, что несформированные функции могут и должны продолжать развиваться в подростковом возрасте, однако отсутствие активного образа жизни, ограничение реального общения, увеличение нагрузки и отсутствие отдыха, постоянное истощение как следствие интернет- зависимого поведения еще больше усугубляют ситуацию.
Рисунок 1. Динамика психофизиологических изменений ЦНС при интернет-зависимом поведении.
В ходе проведенного корреляционного анализа нами было выявлено, что общий показатель нарушений контроля и регуляции деятельности, относящийся к префронтальным отделам коры головного мозга, прямо связан с показателем толерантности (r = 0,612; p < 0,02) и с общим показателем (r = 0,524; p < 0,05) интернет-зависимости (IA-Sym).
Таким образом, подростки с интернет-зависимым поведением плохо контролируют свою деятельность, имеют снижения в мотивационной сфере, они эмоционально лабильны и быстро пресыщаются, именно поэтому у них так быстро возрастает толерантность. Кроме того, они гораздо лучше функционируют в игровой деятельности, которую и обеспечивает сеть Интернет.
Некоторые исследования свидетельствуют о том, что экстернальный контроль внимания и программы действий внутри игры помогает таким детям, однако, как мы видим, несмотря на постоянную деятельность в Сети их показатели не увеличиваются.
Наши данные не позволяют в полной мере ответить на данный вопрос, так как необходимо полноценное лонгитюдное исследование ВПФ интернет-зависимых. Тем не менее, хотелось бы отметить, что при работе с интернет-зависимыми подростками необходимо учитывать несформированность префронтальных отделов, иначе любая коррекция самого зависимого поведения будет малоэффективна.
Выводы
По результатам, полученным нами в ходе исследования, и исходя из поставленных нами задач, можно сделать следующие выводы:
- Для подростков с интернет-зависимым поведением характерны следующие нейропсихологические нарушения: функциональнальная несформированность префронтальных отделов мозга, а также, учитывая утомляемость, снижение концентрации внимания, слабость первого блока мозга и дефицитарность подкорковых образований.
- При высоких показателях интернет-зависимого поведения у подростков отмечаются более выраженные нарушения функции регуляции и контроля деятельности.
- С точки зрения нейропсихологической коррекции, мишенями являются нарушения первого и третьего блоков мозга, то есть активации и тонуса, а также регуляции и контроля деятельности.
Литература
- Агеева Н.А. Особенности интернет-зависимых личностей // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2007. – № 1. – С. 67–79.
- Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования. – 2009. – № 1(3). – С. 2.
- Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого студента // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. – № 4. – С. 75–81.
- Егоров А.Ю., Кузнецова Н.А., Петрова Е.А. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – Т. 5. – № 2. – С. 20–27.
- Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика: пособие для школьных психологов / Е.А. Смирнова, В.Л. Малыгин, А.Б. Искандирова [и др.]; под ред. В.Л. Малыгина. – М.: Мнемозина, 2010. – С. 134.
- Кленова Ю. Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и коммуникативной установки с Интернет-зависимостью. – 2002 [Электронный ресурс].
- Особенности личности подростков, склонных к интернет-зависимому поведению / В.Л. Малыгин, А.С Искадирова, Н.С. Хомерики [и др.] // Журн. неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2011. – № 4. – С. 105–108.
- Пижугийда В.В. Личностные особенности студентов-пользователей сети Интернет // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. – 2006. – Т. 68, № 13. – С. 103–108.
- Радионова М.С., Спиркина Т.С. Характеристики личностной и эмоциональной сферы пользователей сети Интернет, склонных к интернет-зависимости // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / ред.-сост. А.Е. Войскунский. – 2009. – С. 113–137.
- Раевская Е. Черты личности интернет-зависимых и интернет-независимых пользователей. – 2002 [Электронный ресурс].
- Рыженко С.К. Особенности переживания фрустрирующих ситуаций в процессе игровой компьютерной деятельности младшими подростками с различной степенью игровой компьютерной активности // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. – 2009. – № 1. – С. 1302 [Электронный ресурс].
- Теперик Р.Ф., Жукова М.А. Особенности общения интернет-зависимых пользователей // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / ред.-сост. А.Е. Войскунский. – 2009. – С. 165–187.
- Урсу А.В. Сверхценное увлечение компьютерными играми детей и подростков. Распространенность и клинико-психопатологические проявления: дис. … канд. мед. наук. – М., 2012.
- Хомерики Н.С. Индивидуально-психологические особенности подростков с интернет-зависимым поведением: дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2013.
- Чудова Н.В. Особенности образа «Я» «Жителя Интернета» // Психологический журнал. – 2002. – Т. 22. – № 1. – С. 113–117.
- Attention deficit disorder and pathological gambling / P.L. Carlton, P. Manowitz, H. McBride [et al.] // J Clin Psychiatry. – 1987, Dec. – Vol. 48(12). – Р. 487–488.
- Brain damage and addictive behavior: a neuropsychological and electroencephalogram investigation with pathologic gamblers / M. Regard, D. Knoch, E. Gutling [et al.] // Cogn. Behav. Neurol. – 2003, Mar. – Vol. 16. – № 1. – P. 47–53.
- Decision-making deficits, linked to a dysfunctional ventromedial prefrontal cortex, revealed in alcohol and stimulant abusers / A. Bechara, S. Dolan, N. Denburg [et al.] // Neuropsychologia. – 2001. – Vol. 39(4). – P. 376–89.
- Caplan S.E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: development of a theory – based cognitive-behavioral measurement instrument // Computers in Human Behavior. – 2002. – Vol. 18, № 5. – P. 553–575.
- Caplan S.E., Williams D., Yee N. Problematic internet use and psychosocial well-being among MMO players // Computers in Human Behavior. – 2009. – Vol. 25(6). – P. 1312–1319.
- Castellanos F.X., Tannock R. Neuroscience of attentiondeficit/hyperactivity disorder: the search for endophenotypes // Nature Reviews Neuroscience. – 2002. – Vol. 3. – P. 617–628.
- Decreased functional brain connectivity in adolescents with internet addiction / S.B. Hong, A. Zalesky, L. Cocchi [et al.] // PLoS One. – 2013. – Vol. 8, № 2. – e57831. doi: 10.1371/journal.pone.0057831. Epub 2013 Feb 25.
- Diamond A. Attention-deficit disorder (attention-deficit hyperactivity disorder without hyperactivity): a neurobiologically and behaviorally distinct disorder from ADHD attention- deficit/hyperactivity disorder (with hyperactivity) // Development & Psychopathology. – 2005. – Vol. 17. – P. 807–825.
- Distinctive personality traits and neural correlates associated with stimulant drug use versus familial risk of stimulant dependence / K.D. Ersche, P.S. Jones, G.B. Williams [et al.] // Biol Psychiatry. – 2013. – № 74. – P. 137–144.
- Evidence for striatal dopamine release during a video game / M.J. Koepp, R.N. Gunn, A.D. Lawrence [et al.] // Nature. – 1998. – Vol. 393. – P. 266–268.
- Frontal lobe dysfunction in pathological gambling patients / P. Cavedini, G. Riboldi, R. Keller [et al.] // Biol. Psychiatry. – 2002. – Vol. 51. – P. 334–341.
- Griffiths M.D. Behavioral addictions: an issue for everybody? // J Workplace Learn. – 1996. – Vol. 8(3). – P. 19–25.
- Hamburger Y.A., Ben-Artzi E. The relationship between extraversion and neuroticism and the different uses of the Internet // Computers in Human Behavior. – 2000. – Vol. 16, № 4. – P. 441–449.
- Han D.H., Lee Y.S., Na C. The effect of methyphenidate on Internet video game play in children with attention-deficit/hyperactivity // Compr Psychiatry. – 2009. – Vol. 50. – P. 251–256.
- Multidisciplinary perspectives on attention and the development of self-regulation / A. Berger, O. Kofman, U. Livneh [et al.] // Progress in Neurobiology. – 2007. – Vol. 82. – P. 256–286.
- Predictors of alcohol and drug dependence / M.J. Fleury, G. Grenier, J.M. Bamvita [et al.] // Can J Psychiatry. – 2014, Apr. – Vol. 59(4). – P. 203–212.
- Psychiatry comorbidity assessed in Korean children and adolescents who screen positive for Internet addiction / J.H. Ha, H.J. Yoo, I.H. Cho [et al.] // Journal of Clinical Psychiatry. – 2006. – Vol. 67(5). – P. 821–826.
- Psychiatric comorbidity of internet addiction in college students: an interview study / C.H. Ko, J.Y. Yen, C.S. Chen [et al.] // CNS Spectr. – 2008. – Vol. 13, № 2. – P. 147–153.
- The Comorbid Psychiatric Symptoms of Internet Addiction: Attention Deficit and Hyperactivity Disorder (ADHD), Depression, Social Phobia, and Hostility / J.Y. Yen, C.H. Ko, C.F. Yen [et al.] // Journal of Adolescent Health. – 2007. – Vol. 41, № 1, July. – P. 93–98.
- Weinstein A. Comorbidity of Internet addiction with other psychiatric conditions // Journal of Behavioral Addictions. – 2015. – Vol. 4(1).
- Young K.S., Rogers R.C. The relationship between depression and Internet addiction // Cyberpsychology and Behavior. – 1998. – Vol. 1. – P. 25–28.
Об авторах
- Владимир Леонидович Малыгин — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Российская Федерация.
- Юлия Александровна Меркурьева — преподаватель кафедры психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии; Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Российская Федерация.
- Игорь Олегович Краснов — Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова, Москва, Российская Федерация.
Смотрите также:
- Агеев Н.Я., Токарчук Ю.А., Токарчук А.М., Гаврилова Е.В. Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований
- Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А. Нейропсихологический профиль подростков с интернет-зависимым поведением
- Малыгин В.Л., Меркурьева Ю.А., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е., Прокофьева А.В. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением
- Москвин В.А., Москвина Н.В., Шумова Н.С. Асимметрии и индивидуальные особенности студентов с проявлениями интернет-зависимости