Смирнова Е.А. Особенности семейного воспитания при Интернет-зависимости

С

Про­бле­ма интер­нет-зави­си­мо­сти бес­по­ко­ит спе­ци­а­ли­стов, непо­сред­ствен­но рабо­та­ю­щих с детьми и под­рост­ка­ми. Отсут­ствие точ­ных кри­те­ри­ев оцен­ки сте­пе­ни увле­чен­но­сти ребен­ка ком­пью­те­ром, труд­ность опре­де­ле­ния гра­ниц нор­маль­но­го и чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та, недо­ста­точ­ная осве­щен­ность про­бле­мы в науч­ной лите­ра­ту­ре не поз­во­ля­ют выра­бо­тать еди­ную стра­те­гию рабо­ты с под­рост­ка­ми, чрез­мер­но увле­чен­ны­ми ком­пью­тер­ны­ми играми. 

В послед­ние годы дан­ная про­бле­ма попа­ла в фокус вни­ма­ния госу­дар­ствен­ных струк­тур, ока­зав­ших­ся заин­те­ре­со­ван­ны­ми в про­ве­де­нии иссле­до­ва­ний, даю­щих воз­мож­ность предот­вра­тить фор­ми­ро­ва­ние у под­рост­ков интер­нет-зави­си­мо­сти и успеш­но бороть­ся с уже сло­жив­шей­ся аддикцией. 

Одним из направ­ле­ний иссле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных в цик­ле работ, посвя­щен­ных изу­че­нию интер­нет-аддик­ции, явля­ет­ся изу­че­ние форм семей­ных ком­му­ни­ка­ций, спе­ци­фич­ных в отно­ше­нии ком­пью­тер­ной и интернет-зависимости.

В совре­мен­ной лите­ра­ту­ре по интер­нет-зави­си­мо­сти почти не встре­ча­ет­ся работ, посвя­щен­ных рабо­те с диа­дой мать-под­ро­сток –  иссле­до­ва­ния стро­ят­ся на рабо­те толь­ко с сами­ми аддиктами. 

Новиз­на и акту­аль­ность наше­го иссле­до­ва­ния заклю­ча­ет­ся в том, что в нем дела­ет­ся акцент на изу­че­ние осо­бен­но­стей семей­ных ком­му­ни­ка­ций в семьях под­рост­ков с интернет-зависимостью. 

В фоку­се наше­го иссле­до­ва­ния ока­зал­ся новый аспект интер­нет-зави­си­мо­сти – объ­ек­тив­ная семей­ная ком­му­ни­ка­ция в семьях, где под­рост­ки вырас­та­ют зави­си­мы­ми от компьютера.

Все­го в нашем иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие 114 под­рост­ков в воз­расте от 13 до 17 лет (из них 74 ребен­ка вошли в кон­троль­ную груп­пу, 40 ребен­ка – в экс­пе­ри­мен­таль­ную), 45 роди­те­лей (из них 22 чело­ве­ка вошло в кон­троль­ную груп­пу, 23 чело­ве­ка – в экспериментальную)

Все под­рост­ки обу­ча­ют­ся в 8-10х клас­сах школ г. Моск­вы. Был при­ме­нен кри­те­рий выяв­ле­ния для иссле­до­ва­ния лиц, при­няв­ших уча­стие в иссле­до­ва­нии интернет-зависимости. 

Зави­си­мым от ком­пью­те­ра счи­тал­ся под­ро­сток, кото­рый ука­зы­вал, что вре­мя, про­во­ди­мое им за ком­пью­те­ром в день, пре­вы­ша­ет два часа, и полу­чив­ший не менее 60 бал­лов по тесту Ким­бер­ли Янг (т.е. силь­ная или сред­няя сте­пень зави­си­мо­сти) [2].

В свя­зи с тем, что тема наше­го иссле­до­ва­ния еще сла­бо раз­ра­бо­та­на, мы при­ме­ни­ли доста­точ­но широ­кий спектр мето­дик, направ­лен­ных на изу­че­ние осо­бен­но­стей семей­ных коммуникаций:

  • Пси­хо­ди­а­гно­сти­че­ская беседа,
  • Семей­ная социо­грам­ма [5],
  • Опрос­ник «Ана­лиз семей­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний» (АСВ) [5],
  • Цве­то­вой тест отно­ше­ний (ЦТО) [1],
  • Мето­ди­ка «Под­рост­ки о роди­те­лях» (ПОР) [2],
  • Мето­ди­ка «Соци­аль­ный атом» [5],
  • Мето­ди­ка «Мать и дитя» [4]

Было выяв­ле­но, что и в кон­троль­ной и в экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе обра­зы семьи у роди­те­ля и ребен­ка не кор­ре­ли­ру­ют меж­ду собой. Одна­ко харак­тер несов­па­де­ний в кон­троль­ной и экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе раз­ли­чен: в экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе в 80% слу­ча­ев ока­зы­ва­лось, что харак­тер отли­чий носит фруст­ри­ру­ю­щий для ребен­ка харак­тер (мать в реаль­но­сти стро­ит более близ­кие отно­ше­ния с дру­гим сиб­лин­гом (род­ным бра­том или сест­рой) или ука­зы­ва­ет на более дистант­ные отно­ше­ния с ребен­ком, чем он сам); в кон­троль­ной груп­пе подоб­ную кар­ти­ну мы наблю­да­ем лишь в 18% слу­ча­ев. Полу­ча­ет­ся, что в 82% ребе­нок может полу­чать необ­хо­ди­мые ему под­держ­ку и бли­зость со сто­ро­ны матери.

Так­же было выяв­ле­но, что в экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе наблю­да­ет­ся отри­ца­тель­ная кор­ре­ля­ция меж­ду оцен­ка­ми вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду роди­те­ля­ми, кото­рые дают дети и  родители. 

Таким обра­зом, полу­ча­ет­ся, что ребе­нок посто­ян­но непра­виль­ным обра­зом интер­пре­ти­ру­ет отно­ше­ния меж­ду роди­те­ля­ми, кото­рые он наблю­да­ет. Мы можем гово­рить о нару­ше­нии ком­му­ни­ка­ции внут­ри семьи, кото­рая при­во­дит к оши­боч­но­му вос­при­я­тию ребен­ком роди­тель­ской пары. 

Мы можем пред­по­ло­жить, что воз­мож­ны два вари­ан­та оши­боч­ной интер­пре­та­ции вза­и­мо­от­но­ше­ний роди­те­лей ребен­ком – в луч­шую и в худ­шую сто­ро­ны. В ситу­а­ции, когда под­ро­сток скло­нен вос­при­ни­мать вза­и­мо­от­но­ше­ния роди­те­лей как более близ­кие, чем они есть на самом деле, мы можем гово­рить о том, что он испы­ты­ва­ет посто­ян­ную фруст­ра­цию, наблю­дая кон­фликт­ные отно­ше­ния роди­те­лей, кото­рые он при этом стре­мит­ся игно­ри­ро­вать. Ком­пью­тер­ная зави­си­мость ста­но­вит­ся одним из при­ем­ле­мых вари­ан­тов избе­га­ния реальности. 

В обрат­ной ситу­а­ции, когда ребе­нок оце­ни­ва­ет отно­ше­ния меж­ду роди­те­ля­ми, как менее близ­кие, чем они есть, мы можем пред­по­ла­гать, что ребе­нок испы­ты­ва­ет рев­ность к одно­му из роди­те­лей и пре­тен­ду­ет на боль­шую бли­зость к нему и стре­мит­ся вытес­нить вто­ро­го роди­те­ля. В таком слу­чае близ­кие отно­ше­ния меж­ду роди­те­ля­ми при­во­дят к фруст­ра­ции и стрем­ле­нию ребен­ка избе­гать реаль­но­сти, в том чис­ле посред­ством Интернета.

По резуль­та­там про­ве­ден­но­го нами теста АСВ было выяв­ле­но, что ни в кон­троль­ной, ни в экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пах сред­ние зна­че­ния не выхо­дят за гра­ни­цы нор­мы ни по одной из шкал, одна­ко наблю­да­ют­ся ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые раз­ли­чия по шка­лам Гипо­про­тек­ции, Неустой­чи­во­сти сти­ля вос­пи­та­ния, а так­же выра­жен­ные (одна­ко ста­ти­сти­че­ски недо­сто­вер­ные) раз­ли­чия по шка­ле Рас­ши­ре­ния роди­тель­ских чувств.

Рас­смот­рим подроб­нее каж­дую из шкал. При близ­ких зна­че­ни­ях шка­лы Гипер­про­тек­ции мы видим, что в экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пе зна­чи­тель­но выше пока­за­те­ли по шка­ле Гипо­про­тек­ции (Ситу­а­ция, при кото­рой ребе­нок или под­ро­сток ока­зы­ва­ет­ся на пери­фе­рии вни­ма­ния роди­те­ля, до него «не дохо­дят руки», роди­те­лю не «до него». Ребе­нок часто выпа­да­ет у них из виду. За него берут­ся лишь вре­мя от вре­ме­ни, когда слу­ча­ет­ся что-то серьезное.) 

В соче­та­нии с высо­ки­ми пока­за­те­ля­ми шка­лы Неустой­чи­во­сти сти­ля вос­пи­та­ния (под таким вос­пи­та­ни­ем Эйде­мил­лер пони­ма­ет рез­кую сме­ну сти­ля при­е­мов, пред­став­ля­ю­щих собой пере­ход от очень стро­го­го к либе­раль­но­му и затем, наобо­рот, пере­ход от зна­чи­тель­но­го вни­ма­ния к ребен­ку к эмо­ци­о­наль­но­му отвер­же­нию его) мы можем гово­рить о выра­жен­ных про­яв­ле­ни­ях амби­ва­лент­но­сти в пове­де­нии родителей.

Так­же нами были выяв­ле­ны сле­ду­ю­щие осо­бен­но­сти ком­му­ни­ка­ций в семьях Интер­нет -зави­си­мых подростков.

Вос­пи­та­ние в таких семьях харак­те­ри­зу­ет­ся дефи­ци­том тре­бо­ва­ний, запре­тов и наказаний.

При стрем­ле­нии одно­го или обо­их чле­нов диа­ды к бли­зо­сти, меж­ду мате­рью и под­рост­ком в 75% слу­ча­ев наблю­да­ет­ся зна­чи­тель­ная эмо­ци­о­наль­ная дистан­ция, кото­рую они не могут пре­одо­леть, то есть, жела­ние бли­зо­сти не при­во­дит к ее воз­ник­но­ве­нию. В осталь­ных 25% наблю­да­ют­ся наобо­рот сим­био­ти­че­ские свя­зи меж­ду детьми и родителями.

Кон­такт меж­ду под­рост­ка­ми и отца­ми гораз­до хуже, чем меж­ду под­рост­ка­ми и мате­ря­ми. Девоч­ки в 90% слу­ча­ев чув­ству­ют боль­шую дистан­цию с отцом. Маль­чи­ки чаще обща­ют­ся с отцом и мате­рью оди­на­ко­во, но при этом они лиша­ют отцов тра­ди­ци­он­ной муж­ской функ­ции и авторитета.

Мате­ри гово­рят о боль­шей бли­зо­сти меж­ду собой и детьми, чем меж­ду собой и мужья­ми. 26% жен­щин испы­ты­ва­ют недо­ве­рие к мужчинам.

Из послед­них двух пере­чис­лен­ных выше наблю­де­ний, мы можем сде­лать вывод, что в семьях под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мо­стью наблю­да­ет­ся сни­же­ние авто­ри­те­та отца, дистан­ция меж­ду детьми и отца­ми, а так­же тен­ден­ция к раз­де­ле­нию семьи на две под­струк­ту­ры – мать-под­ро­сток и мать-муж или мать-под­ро­сток и отдель­но муж.

У 64% под­рост­ков с интер­нет-зави­си­мо­стью веду­щей потреб­но­стью явля­ет­ся вовле­че­ние в про­цесс насы­щен­но­го эмо­ци­о­наль­но­го взаимодействия.

Мы смог­ли раз­де­лить мате­рей на две группы:

  • при­дер­жи­ва­ю­щи­е­ся сти­ля вос­пи­та­ния с чер­та­ми гипо­про­тек­ции (75%), кото­рые делят­ся на два под­ти­па: эмо­ци­о­наль­но отвер­га­ю­щие детей и вос­при­ни­ма­ю­щие их как рав­ных партнеров;
  • при­дер­жи­ва­ю­щи­е­ся сти­ля вос­пи­та­ния с чер­та­ми гипер­про­тек­ции (25%), кото­рые так­же раз­де­ля­ют­ся на доми­ни­ру­ю­щих и потворствующих.

Изу­че­ние интер­нет-зави­си­мо­сти явля­ет­ся доста­точ­но моло­дой обла­стью науч­но­го зна­ния. До сих пор вопрос осо­бен­но­стей семей­ных ком­му­ни­ка­ций в семьях под­рост­ков с дан­ным видом аддик­ции, почти не был изучен.

Нами было уста­нов­ле­но, что интер­нет-зави­си­мость воз­ни­ка­ет в семьях с дис­гар­мо­нич­ны­ми фор­ма­ми ком­му­ни­ка­ции. Мы смог­ли уста­но­вить, что дис­гар­мо­ния быва­ет двух видов: по типу гипер- или гипопротекции. 

Так­же мы выяви­ли общую для всех семей с под­рост­ка­ми с интер­нет-зави­си­мо­стью, тен­ден­цию к недо­ста­точ­но­сти тре­бо­ва­ний, запре­тов и санк­ций. Были выяв­ле­ны осо­бен­но­сти обра­за семьи у под­рост­ков с ком­пью­тер­ной зависимостью.

В нашей рабо­те было отме­че­но боль­шое коли­че­ство харак­те­ри­стик негар­мо­нич­ной ком­му­ни­ка­ции в семьях интер­нет-аддик­тов. Изу­че­ние каж­дой из этих осо­бен­но­стей более деталь­но может стать про­дол­же­ни­ем серии иссле­до­ва­ний, посвя­щен­ных дан­но­му аспек­ту интер­нет-зави­си­мо­сти. Одной из наи­бо­лее инте­рес­ных тем нам кажет­ся изу­че­ние нару­ше­ний обра­за семьи при интернет-зависимости.

Мы пола­га­ем, что полу­чен­ные нами резуль­та­ты име­ют широ­кую сфе­ру при­ме­не­ния – как науч­ную, так и практическую.

Литература

  1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цве­то­вой тест отно­ше­ний (ЦТО). Мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции. Л., 1985.
  2. Вас­сер­ман Л.И., Горь­ко­вая И.А., Роми­цы­на Е.Е. Роди­те­ли гла­за­ми под­рост­ка. Пси­хо­ло­ги­че­ская диа­гно­сти­ка в меди­ко-педа­го­ги­че­ской прак­ти­ке. Речь, 2004.
  3. Буро­ва В.А. Соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские аспек­ты интернет-зависимости
  4. Мель­ни­ко­ва М.Л. Рису­нок «Мать и дитя» в диа­гно­сти­ке при­вя­зан­но­сти // Ижевск: ERGO, 2007 – 216с.
  5. Море­но Я.Л. Социо­мет­рия, экс­пе­ри­мен­таль­ный метод и нау­ка в обще­стве. А-Про­ект, 2004.
  6. Эйде­мил­лер Э.Г., Доб­ря­ков И.В., Николь­ская И.М. Семей­ный диа­гноз и семей­ная пси­хо­те­ра­пия. Речь, 2007
  7. Соб­чик Л.Н. Моди­фи­ка­ция вось­ми­цве­то­во­го теста Люше­ра. Речь, 2007
Источ­ник: Науч­но-меди­цин­ский вест­ник Цен­траль­но­го Чер­но­зе­мья. – 2011. – № 44.

Об авторе

Ели­за­ве­та Алек­се­ев­на Смир­но­ваМГМСУ, Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest