Киберсреда, или киберпространство, или Интернет-пространство – это по-разному именуемая энергично обживаемая человечеством виртуальная территория, обладающая рядом топологических признаков, среди которых можно выделить расстояния, скорость перессылки, очередность, сгущения (своего рода аналоги городов и поселков), маршруты, пункты контроля, трафики, перевалочные пункты – точки коммутации, перевода и переадресации, защищенные от незапланированного вмешательства участки и пространство риска.
Опыт показывает, сколь многие недостаточно освоенные (своего рода целинные) территории при наличии заинтересованных персон и групп активно преобразуются, наполняются концептами и смыслами, а то и праздной бессмыслицей; актуальная топология данной среды охватывает подземные и подводные сооружения, наземные, воздушные и космические каналы связи.
Созидание киберсреды – безусловно успешно развиваемый глобальный проект: возможно, единственный удачный из целого сонма столь же глобальных проектов, выдвигавшихся в течение последнего полувека.
На глобальный масштаб развития нельзя было бы рассчитывать, если бы довелось опираться на силы сравнительно немногочисленных программистов и web-дизайнеров; нет, двигателем наиболее важных и привлекательных сторон проекта является активность миллионов и миллиардов рядовых пользователей всемирной сети. Не случайно психологи настаивают, что подобные сетевые энтузиасты – продукт «цифровой социализации» [4] – являют собой особую породу людей: «жителей Интернета» [3].
Вся эта топологическая схема опирается на систему электронных транзакций и надстраивается над ней, формируя сервисы, привлекательные и для коренных «жителей», и для «туристов»: познавательные, игровые, коммуникационные, сексуальные, покупательские (для «шоппинга») и множество иных сервисов.
Поскольку посредством подобных сервисов взаимодействуют люди, пусть даже скрытые за никами и аватарами, а к тому же перечисленные виды деятельности издавна исследуются в психологической науке, то особенности человеческого поведения в киберсреде представляют немалый интерес для психологов, да и для представителей других областей знания.
И действительно, исследование взаимодействия человека с киберсредой является достаточно модной исследовательской площадкой, причем такая работа ведется в рамках едва ли не всех научных направлений – как точных и технических наук, так и гуманитарных вместе с социальными. Среди них заметное место занимает психология: специфика опосредствованного Интернетом и киберсредой человеческого поведения интенсивно изучается психологами [2; 3; 4].
Исследовательская повестка активно формируется и перестраивается в попытках не отстать от феноменально быстро изменяющейся топологической схемы киберсреды: изменения обусловлены появлением новых Интернет-сервисов и видоизменением имеющихся сервисов, а соответственно и переменами в трафиках и точках коммутации.
Такая повестка опирается на хорошо себя зарекомендовавшие в изучении киберсреды теоретико-концептуальные исследовательские модели – такие, как культурно-историческая психология, когнитивная психология, позитивная психология; на базе известных теорий социализации получает активные стимулы к развитию и преобразованию теория привязанности и концепция цифровой социализации; новые импульсы получает теория и практика психологических зависимостей, в первую очередь – нехимических и, в частности, технологических зависимостей [2; 4].
В литературе представлены несовпадающие точки зрения на объем той проблемной области, которую следует отнести к киберпсихологической повестке.
Эти мнения отражены, к примеру, в предисловии к коллективной монографии «Киберпсихология» редактора книги Э. Аттрилл – она пишет, что «если задать психологам вопрос, чем по их мнению является киберпсихология, то они чаще всего дадут дефиницию, которая будет во многом совпадать с исследованиями в области взаимодействия человека с компьютером. Хотя в этих двух направлениях немало общего, между ними есть и различия. В то время как в области взаимодействия человека с компьютером рассматриваются конкретные взаимодействия между людьми и технологиями, в киберпсихологии изучаются психологические процессы, мотивации, интенции, результаты и эффекты поведенческих действий – как в оффлайновом, так и в онлайновом мире, ассоциативно связанных с любой формой технологий» [5, p. 2].
Налицо две несовпадающие точки зрения: с одной стороны, киберпсихология – это перенос в киберсреду традиционной психологической методологии и проблематики (к примеру, изучение видов поведения, мотивации, восприятия, воли, аффектов, памяти и внимания, принятия решений, зависимостей, групповых процессов – включая феномены больших и очень больших групп и т.п.); с другой стороны – дополнительно к этому многообразию исследовать также особенности разработки web-сервисов, сайтов и интерфейсов, совершенствовать топологические процессы, как-то маршруты и трафики, обеспечивать безопасность онлайн-процессов и избегать зон риска, проводить анализ юзабилити и т.п.
Первый подход больше развит в европейской киберпсихологии, второй – в США и в некоторых восточных и юго-восточных странах. В нашей стране чаще представлены работы, выполненные в рамках первого подхода; объясняется это прежде всего потому, что не получило развития [1] такое распространенное в палитре признанных в мире научных дисциплин направление, как «взаимодействие человека с компьютером» (Human-Computer Interaction, или HCI), смежное между психологией, эргономикой и компьютерными науками.
Надо заметить, что проблематика HCI – весьма обширная: ряд стандартных учебников и в достаточно степени исчерпывающих академических изданий в области взаимодействия человека с компьютером насчитывают более тысячи страниц. Имеются, разумеется, и более компактные издания, не имеющие, правда, статуса учебных пособий.
Неразвитость в нашей стране проблематики «взаимодействие человека с компьютером» в качестве специального образовательного компонента (как-то факультетов и кафедр, периодических изданий, советов по защите диссертаций и др.) тем более удивительна, что именно в этом научном направлении традиционно применяются основные положения психологической теории деятельности, специфика подобного применения систематически обсуждается на конференциях и в научной литературе.
Например, в недавней статье [6] проанализированы основные публикации в указанной области за последние четверть века и выделены ведущие направления исследований, в том числе фиксация особенностей применения теории деятельности, набор требований к теоретическим конструктам, способствующим описанию феноменологии в быстро видоизменяющейся проблемной области вместе с оценкой уже выполненных попыток усовершенствовать подобные конструкты; кроме того, делается вывод, согласно которому исследователи в сфере HCI не только адаптируют для своей специфической области, но и полноценно развивают теорию деятельности.
Обширность проблематики «взаимодействие человека с компьютером» затрудняет, на наш взгляд, практику объединения киберпсихологии с HCI.
Любопытно, что различие между указанными двумя подходами в полной мере отражается в двух университетских учебниках, подготовленных и изданных в США и в Европе. Ограничимся в этой статье обсуждением обозначенного различия между учебниками.
Действительно, на сегодняшний день имеются, насколько известно, лишь два англоязычных учебника в области киберпсихологии (с практическими заданиями, вопросами для обсуждения, рекомендуемой литературой и глоссарием с объяснением новых терминов по каждому разделу).
Один учебник представляет собой переработанный и расширенный учебный материал, подготовленный опытнейшим специалистом (еще в 1984 году он впервые прочитал лекционный курс «Психология в век компьютеров») американцем К. Норманом [8]. Учебник ориентирован как на психологов, так и на компьютерных специалистов по проектированию систем, обеспечивающих эффективное и комфортное «взаимодействие человека с компьютером».
Учебник К. Нормана охватывает и область HCI, и собственно киберпсихологические разделы, такие как анализ участия людей в социальных сетях или в компьютерных играх, применение систем виртуальной реальности для осуществления психологической реабилитации и др.
Данный учебник включает следующие разделы.
- Часть 1. Основы.
- Гл. 1. Введение: Значение, последствия и исторические перспективы.
- Гл. 2. Биологические и технологические основы.
- Гл. 3. Теоретические подходы: модели и метафоры.
- Гл. 4. Исследование: модели и методы.
- Часть 2. Системы.
- Гл. 5. Сенсорно-моторные интерфейсы: входящие и исходящие сигналы.
- Гл. 6. Виртуальные среды.
- Гл. 7. Научение и память, трансфер и интерференция.
- Гл. 8. Мышление и решение задач.
- Гл. 9. Язык и программирование.
- Часть 3. Отношения.
- Гл. 10. Индивидуальные различия: люди, эффективность и личность.
- Гл. 11. Мотивация, эмоции и эмоциональные вычисления.
- Гл. 12. Социальные медиа и межличностные отношения.
- Гл. 13. Патологическая киберпсихология и кибертерапия.
- Часть 4. Приложения.
- Гл. 14. Автоматизация и искусственный интеллект.
- Гл. 15. Технические средства реабилитации (Assistive technologies).
- Гл. 16. Компьютерные игры и развлечения.
- Гл. 17. Технологии и образование.
- Гл. 18. Кибер-безопасность.
- Гл. 19. Будущее: окончательный (Ultimate) интерфейс «человек-компьютер».
Приходится признать, что данный учебник охватывает и «европейскую» киберпсихологическую тематику, и сведения, рассчитанные на разработчиков компьютерных систем и интерфейсов и ориентированных на применение их конкретными группами пользователей. Он включает значительный психологический материал, например, в области сенсорно-когнитивных процессов. В «европейском» учебнике подобного материала меньше, быть может за счет того, что такого рода знания учащиеся должны приобретать в рамках специализированных учебных курсов по психофизиологии и когнитивной психологии.
Итак, второй учебник подготовлен в Ирландии в институте IADT в Дублине. «Европейский», или «ирландский» учебник [7] содержит следующие разделы.
- Часть 1. Введение.
- Гл. 1. Введение к киберпсихологию.
- Гл. 2. Проведение онлайн-исследования.
- Часть 2. Взаимодействие между людьми в режиме онлайн.
- Гл. 3. Общение посредством компьютера и онлайн-медиа.
- Гл. 4. Я-концепция и психологическая идентичность в киберпространстве.
- Гл. 5. Темная сторона киберпространства.
- Гл. 6. Любовь и отношения онлайн.
- Гл. 7. Психология внимания и виды отвлечения внимания в режиме онлайн.
- Гл. 8. Групповая динамика онлайн.
- Гл. 9. Психология онлайн-убеждения и согласия.
- Гл. 10. Приватность и доверие онлайн.
- Часть 3. Прикладная киберпсихология.
- Гл. 11. Юридические вопросы киберпсихологии.
- Гл. 12. Патологическая киберпсихология и кибертерапия.
- Гл. 13. Киберпсихология здоровья и спорта.
- Гл. 14. Работа онлайн.
- Гл. 15. Интернет как образовательное пространство.
- Гл. 16. Психология потребительского спроса и онлайн-маркетинга.
- Гл. 17. Молодежь и Интернет.
- Часть 4. Психология и технологии.
- Гл. 18. Взаимодействие человека с компьютером.
- Гл. 19. Психология компьютерной игры.
- Гл. 20. Применение виртуальной реальности в психологии.
- Гл. 21. Психология и искусственный интеллект.
Следует заметить, что освещены основные разделы, которые исходя из «европейской» традиции, должны быть отнесены к такому научному направлению, как киберпсихология. Приводятся как отдельные теоретические положения, так и результаты современных исследований. Дополняют учебник составленные группой ирландских и английских специалистов издания, в ряде аспектов дополняющих учебник – к примеру, уже упоминавшаяся коллективная монография [5].
Следует признать, что «ирландский» учебник в большей степени, нежели учебник К. Нормана, представляется соответствующим предмету киберпсихологии, если под таковым понимать выявление и описание принципиально новых сетевых и виртуальных феноменов.
В то же время с основами дисциплины «взаимодействие человека с компьютером» можно ознакомиться по другим источникам, в том числе учебникам: HCI – распространенная учебная и научная специальность. Как уже отмечалось [6], среди разнообразных трудов, выполненных для изучающих дисциплину «взаимодействие человека с компьютером», имеются также и работы, в которых привлечены основные положения психологической теории деятельности.
При этом стоит отметить, что наличие двух англоязычных учебников – это определенное разнообразие. Что же касается российских учащихся, то им предстоит осваивать киберпсихологию по монографиям и журнальным статьям – или по англоязычным источникам, включая учебники.
Среди англоязычных изданий стоит особняком сочинение, которое не было задумано как учебник и не является таковым; оно походит скорее на увлекательное «Введение» в киберпсихологию.
Начиная с 1996 г., профессор университета Райдер (Rider) в штате НьюДжерси (США) Дж. Сулер глава за главой публиковал свой онлайновый гипертекстовый труд «Психология киберпространства». В то время это был единственный широко доступный источник психологических знаний в области киберпсихологии, к тому же более разнообразный и обширный, чем вышедшие из печати в то же время и впоследствии труды данного автора.
Щедро делившийся своими идеями и исследованиями Дж. Сулер сыграл значительную роль в ознакомлении исследователей во всем мире с киберпсихологической проблематикой в тот период времени, когда ощущался недостаток релевантной литературы. В настоящее время данный труд может считаться полезным для предварительного ознакомления с проблематикой.
Список литературы
- Войскунский А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 2. С. 140-153.
- Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010.
- Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Психология жителей Интернета. М.: УРСС, 2008.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл. 2017.
- Attrill A. (Ed.). Cyberpsychology. Oxford University Press, 2015.
- Clemmensen T., Kaptelinin V., Nardi B. Making HCI theory work: an analysis of the use of activity theory in HCI research // Behaviour & Information Technology, 2016. Vol. 8. № 2. P. 608-627.
- Connolly I., Palmer M., Barton H., Kirwan G. (Eds.). An Introduction to Cyberpsychology. Routledge, 2016.
- Norman K.L. Cyberpsychology: An Introduction to Human-Computer Interaction. United Kingdom: Cambridge University Press. 2017.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта №18-18-00365.
Об авторе
Александр Евгеньевич Войскунский — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, заведующий лабораторией психологии интеллектуальной деятельности и информатизации факультета психологии Московского государственного университета.
Смотрите также:
- Динабург С.Р. Интернет: поиск взгляда
- Крайнюков С. В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека
- Моторина Л.Е., Черняева Г.В. Психологическая виртуальная реальность в компьютерной интерактивной среде
- Проект Ю.Л., Богдановская И.М., Королева Н.Н. Развитие сетевых технологий как фактор трансформаций жизненного пространства современного человека