Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Девиантное поведение подростков и интернет: изменение социальной ситуации

К

Запрос со стороны общества

Соглас­но дан­ным ста­ти­сти­ки по горо­ду Москве, в 2010 г. на учет в комис­сии по делам несо­вер­шен­но­лет­них и защи­те их прав (КДНиЗП) были постав­ле­ны 7611 под­рост­ков, нахо­дя­щих­ся в слож­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции (О поло­же­нии детей в горо­де Москве…, 2011). 

Рост соци­аль­ной напря­жен­но­сти, дав­ле­ние обще­ства и неуве­рен­ность в соб­ствен­ных силах и соци­аль­ных гаран­ти­ях тол­ка­ет часть моло­до­го поко­ле­ния в те сооб­ще­ства и груп­пи­ров­ки, в кото­рых они чув­ству­ют себя ком­форт­но, могут рас­счи­ты­вать на под­держ­ку, само­ре­а­ли­за­цию, выход энер­гии, сило­вую и идео­ло­ги­че­скую защи­ту (Моск­ви­чев, 2011; Тихо­ми­ро­ва, 2007; Хло­мов, 2011; Хло­мов, Моск­ви­чев, 2011). 

Одна­ко зача­стую эти сооб­ще­ства не без­опас­ны для участ­ни­ков и окру­жа­ю­щих, в них могут поощ­рять­ся пра­во­на­ру­ше­ния и делин­квент­ное и деви­ант­ное пове­де­ние. Зада­чи повы­ше­ния учеб­ной моти­ва­ции и предот­вра­ще­ния про­гу­лов, про­фи­лак­ти­ки упо­треб­ле­ния пси­хо­ак­тив­ных веществ, пре­ду­пре­жде­ния уча­стия в экс­тре­мист­ских дви­же­ни­ях и/или совер­ше­ния пре­ступ­ле­ний в сре­де под­рост­ков ста­но­вят­ся лишь все более актуальными.

Специфика подросткового возраста

Для того что­бы эффек­тив­но предот­вра­щать небез­опас­ное пове­де­ние в под­рост­ко­вой сре­де, нуж­но ясно пред­став­лять зада­чи под­рост­ко­во­го воз­рас­та и функ­ции, кото­рые выпол­ня­ют дан­ные неже­ла­тель­ные фор­мы пове­де­ния в спе­ци­фи­че­ском под­рост­ко­вом контексте.

Клю­че­вы­ми стрем­ле­ни­я­ми под­рост­ков явля­ют­ся: позна­ние мира, себя, поиск сво­е­го места в суще­ству­ю­щей систе­ме отно­ше­ний и опре­де­ле­ние сво­ей иден­тич­но­сти. В под­рост­ко­вом воз­расте про­ис­хо­дят зна­чи­тель­ные физио­ло­ги­че­ские изме­не­ния и появ­ля­ет­ся необ­хо­ди­мость обре­те­ния новых навы­ков обра­ще­ния с собой и с дру­ги­ми. Уси­ли­ва­ет­ся ори­ен­та­ция на сверст­ни­ков, рас­тет потреб­ность в чув­стве при­над­леж­но­сти к груп­пе (Эрик­сон, 1996а,б).

Необ­хо­ди­мое усло­вие про­жи­ва­ния под­рост­ко­во­го (пере­ход­но­го) пери­о­да — это вклю­чен­ность ребен­ка в систе­му отно­ше­ний: имен­но через каче­ство транс­фор­ма­ции его отно­ше­ний с окру­же­ни­ем и опре­де­ля­ет­ся спе­ци­фи­ка воз­рас­та (Моск­ви­чев, 2011). 

Пре­вра­ще­ние ребен­ка во взрос­ло­го про­ис­хо­дит таким обра­зом, что воз­мож­ность опи­рать­ся на при­выч­ные и доста­точ­но эффек­тив­ные спо­со­бы выстра­и­ва­ния кон­так­та исче­за­ет, и воз­ни­ка­ет необ­хо­ди­мость поис­ка и осво­е­ния новых спо­со­бов кон­стру­и­ро­ва­ния отно­ше­ний (Тихо­ми­ро­ва, 2007). 

Отно­ше­ния с роди­те­ля­ми пере­жи­ва­ют транс­фор­ма­цию, про­дви­га­ясь от кон­флик­тов (в соче­та­нии с про­те­ста­ми и отвер­же­ни­ем) к при­зна­нию раз­ли­чий, сопро­вож­да­е­мо­му ощу­ще­ни­ем при­над­леж­но­сти к груп­пе, чув­ством гор­до­сти за свою семью, пони­ма­ни­ем гра­ниц допу­сти­мо­го и воз­мож­но­го в отношениях. 

Под­рост­ко­вый воз­раст явля­ет­ся слож­ным и про­ти­во­ре­чи­вым эта­пом раз­ви­тия: это пери­од чело­ве­че­ской жиз­ни, когда, с одной сто­ро­ны все пере­стра­и­ва­ет­ся и пере­кра­и­ва­ет­ся, когда рушит­ся ста­рое и стро­ит­ся новое, когда все ста­вит­ся под сомне­ние, а с дру­гой — при­сут­ству­ет ощу­ще­ние уве­рен­но­сти (Моск­ви­чев, 2011; Тихо­ми­ро­ва, 2007).

Восстановительный подход

В каче­стве аль­тер­на­ти­вы прак­ти­ку­е­мым в Рос­сии мето­дам про­фи­лак­ти­ки был раз­ра­бо­тан вос­ста­но­ви­тель­ный под­ход — прак­ти­ка помо­щи под­рост­кам, нахо­дя­щим­ся в труд­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции. В осно­ве под­хо­да лежат идеи куль­тур­но-исто­ри­че­ской пси­хо­ло­гии и гума­ни­сти­че­ских пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских направлений. 

Спе­ци­а­ли­сты, рабо­та­ю­щие в рам­ках вос­ста­но­ви­тель­но­го под­хо­да, в сво­ей рабо­те ори­ен­ти­ру­ют­ся на пред­став­ле­ние о соци­аль­ной ситу­а­ции раз­ви­тия под­рост­ка как о систе­ме отно­ше­ний под­рост­ка с окру­жа­ю­щей соци­аль­ной дей­стви­тель­но­стью (Тихо­ми­ро­ва, 2007).

Вос­ста­но­ви­тель­ный под­ход осно­вы­ва­ет­ся на том, что соци­аль­ная ситу­а­ция раз­ви­тия (ССР) пред­став­ля­ет собой не про­сто физи­че­ское нали­чие в окру­же­нии ребен­ка тех или иных лиц, а вос­при­я­тие ребен­ком этих людей и отно­ше­ний с ними. 

Соци­аль­ная ситу­а­ция раз­ви­тия явля­ет­ся тем осно­ва­ни­ем, на кото­ром воз­мож­но удо­вле­тво­ре­ние основ­ных потреб­но­стей под­рост­ка и зарож­де­ние пси­хо­ло­ги­че­ских ново­об­ра­зо­ва­ний (Выгот­ский, 1929–1931). Таким обра­зом, имен­но она явля­ет­ся источ­ни­ком ресур­сов для раз­ви­тия подростка.

В рам­ках под­хо­да все фор­мы деви­ант­но­го пове­де­ния под­рост­ков рас­смат­ри­ва­ют­ся как реак­ция на мате­ри­аль­ную и соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­скую напря­жен­ность соци­аль­ной ситу­а­ции подростка. 

Про­яв­ле­ния деви­ант­но­го пове­де­ния — это лишь симп­то­мы того, что под­ро­сток ока­зал­ся в ситу­а­ции соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской дез­адап­та­ции (СПД), т.е. что нару­шен про­цесс нор­маль­ной соци­а­ли­за­ции, обра­зо­ва­ния, пси­хо­ло­ги­че­ско­го раз­ви­тия под­рост­ка (Моск­ви­чев, 2011; Хло­мов, 2011; Хло­мов, Моск­ви­чев, 2011).

Нарушения социальной ситуации развития подростка

В соци­аль­ную ситу­а­цию под­рост­ка вклю­че­но несколь­ко систем отно­ше­ний — для «обыч­но­го» под­рост­ка это семья, шко­ла (или дру­гое учеб­ное заве­де­ние), ком­па­ния дру­зей, круж­ки (клу­бы, сек­ции, хоб­би, увле­че­ния), сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции (вклю­чая Интернет). 

Такой набор не явля­ет­ся обя­за­тель­ным для всех под­рост­ков, он опи­сан для под­рост­ка, «не име­ю­ще­го серьез­ных про­блем с соци­у­мом, доста­точ­но успеш­но­го в шко­ле, не слиш­ком скан­даль­но­го в семье» (Моск­ви­чев, 2011; Тихо­ми­ро­ва, 2007).

Если эти отно­ше­ния нару­ша­ют­ся, то воз­ни­ка­ет ситу­а­ция соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской дез­адап­та­ции (Тихо­ми­ро­ва, 2007). В ситу­а­ции дез­адап­та­ции соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских ресур­сов, кото­рые доступ­ны под­рост­ку в его систе­ме отно­ше­ний, для пре­одо­ле­ния воз­ни­ка­ю­щих труд­но­стей ока­зы­ва­ет­ся недостаточно. 

Эти труд­но­сти явля­ют­ся стой­ки­ми и без спе­ци­аль­ной помо­щи систем­но раз­ви­ва­ют­ся, а не пре­одо­ле­ва­ют­ся, что сни­жа­ет каче­ство появ­ля­ю­щих­ся лич­ност­ных ново­об­ра­зо­ва­ний. Таким обра­зом, под­ро­сток «увя­за­ет в про­блем­ном обра­зе жиз­ни», и необ­хо­ди­мость в помо­щи (взрос­лых, спе­ци­а­ли­стов) ста­но­вит­ся еще более острой (Тихо­ми­ро­ва, 2007; Хло­мов, 2011).

Уличная социальная работа

Для изу­че­ния акту­аль­ной соци­аль­ной ситу­а­ции раз­ви­тия под­рост­ков раз­ные мето­ды рабо­ты предо­став­ля­ют раз­ные воз­мож­но­сти. Так, для пони­ма­ния того, как устро­ен досуг под­рост­ков, как они про­во­дят свое сво­бод­ное вре­мя и какие досто­ин­ства и недо­стат­ки есть у этих спо­со­бов вре­мя­пре­про­вож­де­ния, чрез­вы­чай­но важ­ным источ­ни­ком инфор­ма­ции явля­ет­ся рабо­та с под­рост­ка­ми на улице. 

Улич­ная соци­аль­ная рабо­та осу­ществ­ля­ет­ся не как изо­ли­ро­ван­ная дея­тель­ность, а как часть систем­ной рабо­ты с под­рост­ка­ми в рам­ках вос­ста­но­ви­тель­но­го под­хо­да. Она стро­ит­ся по прин­ци­пу нахож­де­ния «точек вхо­да» в соци­аль­ную ситу­а­цию раз­ви­тия подростка.

Прак­ти­ка соци­аль­ной улич­ной служ­бы во мно­гом состо­ит в осу­ществ­ле­нии пер­вич­но­го кон­так­та. Клю­че­вым момен­том этой рабо­ты явля­ет­ся уста­нов­ле­ние зна­чи­мой свя­зи меж­ду под­рост­ком и улич­ной (дво­ро­вой) ком­па­ни­ей — имен­но к этим отно­ше­ни­ям под­клю­ча­ют­ся улич­ные специалисты. 

Рабо­та на уровне пер­вич­но­го кон­так­та очень важ­на, так как целе­вая ауди­то­рия — это под­рост­ки и семьи, кото­рые, с одной сто­ро­ны, нуж­да­ют­ся в помо­щи, но с дру­гой — не моти­ви­ро­ва­ны на обра­ще­ние за этой помощью. 

Такая про­ти­во­ре­чи­вая ситу­а­ция объ­яс­ня­ет­ся тем, что, как пра­ви­ло, исполь­зо­ва­ние ими ресур­сов для жиз­ни и раз­ви­тия ока­зы­ва­ет­ся затруд­нен­ным, посколь­ку их спо­со­бы выстра­и­ва­ний отно­ше­ний некон­струк­тив­ны, но они не обла­да­ют доста­точ­ны­ми навы­ка­ми для того, что­бы эти спо­со­бы изменить.

Для отно­ше­ний в улич­ной ком­па­нии, по наблю­де­ни­ям спе­ци­а­ли­стов улич­ной соци­аль­ной служ­бы Цен­тра «Пере­кре­сток» МГППУ, харак­тер­ны сле­ду­ю­щие особенности. 

Это устой­чи­вость и надеж­ность кон­так­та (ком­па­нии соби­ра­ют­ся регу­ляр­но на одном и том же месте); неболь­шое раз­но­об­ра­зие воз­мож­но­стей (ком­па­нии настоль­ко устой­чи­вы, что в них не про­ис­хо­дит прак­ти­че­ски ниче­го ново­го, они как буд­то засты­ва­ют в сво­ем раз­ви­тии; кро­ме того, их обще­ние огра­ни­че­но толь­ко кру­гом сверст­ни­ков и взрос­лых в ана­ло­гич­ной жиз­нен­ной ситу­а­ции); низ­кий уро­вень ком­фор­та и без­опас­но­сти (нахо­дясь на ули­це, под­рост­ки все вре­мя зави­сят от погод­ных усло­вий, стал­ки­ва­ют­ся с невоз­мож­но­стью уеди­нить­ся, угро­зой вклю­че­ния в их отно­ше­ния враж­деб­но настро­ен­ных посто­рон­них людей).

Устой­чи­вость кон­так­та и регу­ляр­ность встреч полез­ны для уста­нов­ле­ния дли­тель­ных отно­ше­ний меж­ду спе­ци­а­ли­ста­ми Цен­тра и ком­па­ни­ей. Неболь­шое раз­но­об­ра­зие воз­мож­но­стей поз­во­ля­ет стро­ить отно­ше­ния меж­ду под­рост­ка­ми и спе­ци­а­ли­ста­ми Цен­тра за счет их любо­пыт­ства и жела­ния осва­и­вать то новое, кото­рое в их обыч­ной ситу­а­ции недо­ступ­но для них, в том чис­ле осно­ван­ные на дове­рии и ува­же­нии отно­ше­ния со взрос­лым, не нахо­дя­щим­ся в ситу­а­ции, ана­ло­гич­ной их. 

Низ­кий уро­вень ком­фор­та и без­опас­но­сти в их отно­ше­ни­ях игра­ет важ­ную роль в пере­хо­де под­рост­ков на сле­ду­ю­щий уро­вень рабо­ты — в под­рост­ко­вый клуб, где теп­ло, ком­форт и ясные пра­ви­ла обес­пе­чи­ва­ют воз­мож­ность постро­е­ния без­опас­ных отношений.

Изменения в социальной ситуации развития современных подростков

Одна­ко под­рост­ки явля­ют­ся очень дина­мич­ным соци­аль­ным сло­ем. Для орга­ни­за­ции эффек­тив­ной рабо­ты с ними необ­хо­ди­мо учи­ты­вать, что неиз­беж­но меня­ет­ся ситу­а­ция в обще­стве, меня­ют­ся под­рост­ки и их семьи, меня­ют­ся точ­ки вхо­да в соци­аль­ную ситу­а­цию и их характеристики. 

В силу ори­ен­та­ции под­хо­да на раз­ви­тие и парт­нер­ские отно­ше­ния изме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие с под­рост­ка­ми, вле­кут за собой необ­хо­ди­мость изме­не­ний помо­га­ю­щей сто­ро­ны, специалистов.

Дан­ные, собран­ные спе­ци­а­ли­ста­ми улич­ной соци­аль­ной служ­бы Цен­тра «Пере­кре­сток» МГППУ, нагляд­но демон­стри­ру­ют изме­не­ния ситу­а­ции за послед­ние 4 года (таб­ли­ца 1). 

Необ­хо­ди­мо отме­тить, что за 2007–2011 гг. не были изме­не­ны ни прин­ци­пы, ни тех­но­ло­гии улич­ной рабо­ты. Не было так­же зна­чи­тель­ных изме­не­ний в ква­ли­фи­ка­ци­он­ном и кад­ро­вом соста­ве и коли­че­стве сотруд­ни­ков улич­ной соци­аль­ной службы.

Таблица 1. Статистические показатели работы уличной социальной службы Центра СПАиРП «Перекресток» МГППУ на территории районов Арбат, Хамовники, Пресня за 2007–2011 гг.

Таблица 1. Статистические показатели работы уличной социальной службы Центра СПАиРП «Перекресток» МГППУ на территории районов Арбат, Хамовники, Пресня за 2007–2011 гг.

Дан­ные ука­зы­ва­ют на умень­ше­ние чис­ла под­рост­ко­вых ком­па­ний. Спе­ци­а­ли­ста­ми служ­бы к нача­лу 2011 г. было отме­че­но малень­кое коли­че­ство дли­тель­ных (и полез­ных) отно­ше­ний с под­рост­ка­ми, низ­кий уро­вень каче­ства пер­вич­ных кон­так­тов при воз­рас­та­ю­щем их количестве. 

На осно­ва­нии дан­ных от орга­ни­за­ций-парт­не­ров мож­но пред­по­ло­жить, что с ана­ло­гич­ны­ми слож­но­стя­ми уже встре­ти­лись или встре­тят­ся в бли­жай­шем буду­щем спе­ци­а­ли­сты, рабо­та­ю­щие с под­рост­ка­ми в дру­гих круп­ных городах.

Все реже на несколь­ких марш­ру­тах в Цен­траль­ном окру­ге горо­да Моск­вы ста­ли встре­чать­ся под­рост­ко­вые груп­пы, ком­па­нии, кото­рые ранее име­ли ста­биль­ные «места оби­та­ния» — ясно оформ­лен­ные места встреч (чаще все­го — ска­мей­ки во дво­рах и на буль­ва­рах, бесед­ки на пло­щад­ках дет­ских садов, пло­ща­док и т.п.).

Под­рост­ки ста­ли более мобиль­ны­ми и менее при­вя­зан­ны­ми к рай­о­ну. Они лег­ко пере­ме­ща­ют­ся в раз­ные ком­па­нии, и в ста­биль­ном месте для встре­чи теперь нет необ­хо­ди­мо­сти, пото­му что есть доста­точ­но мно­го аль­тер­на­тив­ных спо­со­бов пооб­щать­ся — в первую оче­редь через сото­вые теле­фо­ны, Интер­нет-сер­ви­сы и т.п. Под­рост­кам доста­точ­но обме­нять­ся сооб­ще­ни­я­ми друг с дру­гом и уви­деть­ся в том месте, в кото­ром они хотят.

При этом под­рост­ков на ули­цах в Цен­траль­ном окру­ге не ста­ло замет­но мень­ше. Все чаще ком­па­нии нахо­дят­ся либо в местах, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ных для под­рост­ков (напри­мер, парк экс­тре­маль­ных видов спор­та «Пара­но­ид»), либо в тор­го­вых цен­трах (напри­мер, «Ашан»). В боль­ших тор­го­вых цен­трах мно­го людей, и груп­пы под­рост­ков там «рас­тво­ря­ют­ся», неза­мет­ны; там теп­лее, ярче и без­опас­нее, чем на улице. 

Мож­но пред­по­ло­жить, что сни­же­ние коли­че­ства кон­так­тов соци­аль­ных работ­ни­ков на ули­це может быть свя­за­но со слож­но­стью обна­ру­же­ния под­рост­ков в Цен­траль­ном окру­ге. Часто, когда спе­ци­а­лист встре­ча­ет яркий при­мер под­рост­ка, ока­зав­ше­го­ся в ситу­а­ции соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской дез­адап­та­ции и нуж­да­ю­ще­го­ся в ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной помо­щи, это ока­зы­ва­ет­ся под­ро­сток из дру­го­го рай­о­на Моск­вы или из Подмосковья.

В таб­ли­це 2 пока­за­ны основ­ные ста­ти­сти­че­ские пока­за­те­ли, свя­зан­ные с коли­че­ством несо­вер­шен­но­лет­них по горо­ду Москве, совер­шен­ны­ми ими пре­ступ­ле­ни­я­ми и уче­том под­рост­ков и их семей в комис­си­ях по делам несо­вер­шен­но­лет­них и защи­те их прав, на 2008–2010 гг.

Таблица 2. Статистические показатели выявленных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, за 2008–2010 гг.

опасном положении, за 2008–2010 гг.

Дан­ные из таб­ли­цы 2 не дают осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что коли­че­ство под­рост­ков в ситу­а­ции соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской дез­адап­та­ции за послед­ние три года уменьшилось. 

Дан­ные дру­гих служб Цен­тра «Пере­кре­сток» поми­мо под­раз­де­ле­ния улич­ной соци­аль­ной рабо­ты, обра­ще­ния из обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний Цен­траль­но­го окру­га горо­да Моск­вы и при­ве­ден­ная ста­ти­сти­ка ясно ука­зы­ва­ют на устой­чи­вый уро­вень чис­ла этих ситуаций.

Таким обра­зом, зафик­си­ру­ем основ­ные наблю­де­ния за обще­ни­ем под­рост­ков в Цен­траль­ном окру­ге горо­да Моск­вы, сде­лан­ные сотруд­ни­ка­ми улич­ной соци­аль­ной служ­бы Цен­тра «Пере­кре­сток»:

  1. изме­ни­лась улич­ная город­ская среда;
  2. сни­зи­лись устой­чи­вость и надеж­ность кон­так­та меж­ду под­рост­ка­ми и специалистами;
  3. уве­ли­чи­лось коли­че­ство доступ­ных под­рост­ку воз­мож­но­стей само­ре­а­ли­за­ции, кото­рые дают совре­мен­ные спо­со­бы коммуникации.

Мож­но пред­по­ло­жить, что про­изо­шло изме­не­ние всей соци­аль­ной ситу­а­ции раз­ви­тия под­рост­ка, что потреб­но­сти под­рост­ков пере­ста­ли реа­ли­зо­вы­вать­ся за счет дво­ро­вых ком­па­ний, и отно­ше­ния под­рост­ка со сверст­ни­ка­ми в силу это­го сей­час изменяются. 

Это явля­ет­ся важ­ным симп­то­мом изме­не­ния (раз­ви­тия) и дру­гих отно­ше­ний под­рост­ка — в семье, в шко­ле и т.д. Поэто­му осо­бен­но важ­ной пред­став­ля­ет­ся зада­ча выяв­ле­ния и опре­де­ле­ния новых харак­те­ри­стик отно­ше­ний под­рост­ка со сверст­ни­ка­ми и окру­же­ни­ем, фор­ми­ро­ва­ние ново­го пред­став­ле­ния об акту­аль­ной соци­аль­ной ситу­а­ции раз­ви­тия под­рост­ка в кон­тек­сте вос­ста­но­ви­тель­но­го подхода.

Мы пред­по­ла­га­ем, что основ­ны­ми фак­то­ра­ми изме­не­ния соци­аль­ной ситу­а­ции явля­ют­ся: а) пере­ме­ще­ние сре­ды ком­па­ней­ско­го обще­ния под­рост­ков с ули­цы в Интер­нет и актив­ное исполь­зо­ва­ние мобиль­ных теле­фо­нов; это сред­ства уско­ре­ния, облег­че­ния, боль­шей доступ­но­сти кон­так­та со сверст­ни­ка­ми; б) изме­не­ние роли роди­те­лей по отно­ше­нию к подросткам. 

Воз­мож­но, что роди­те­ли в изме­нив­ших­ся соци­аль­но-эко­но­ми­че­ских усло­ви­ях уде­ля­ют боль­ше вни­ма­ния сво­им карьер­ным и лич­ным инте­ре­сам, в силу чего их кон­такт с соб­ствен­ным ребен­ком-под­рост­ком ста­но­вит­ся более поверх­ност­ным, не таким глу­бо­ким, что далее спо­соб­ству­ет изме­не­нию систе­мы отношений.

Сум­мар­ные наблю­де­ния спе­ци­а­ли­стов по рабо­те с под­рост­ка­ми ука­зы­ва­ют на то, что, судя по все­му, кон­такт со сверст­ни­ка­ми, дости­га­е­мый в ком­па­нии (дли­тель­ный, интен­сив­ный, дове­ри­тель­ный, надеж­ный, глу­бо­кий), но огра­ни­чен­ный коли­че­ством чле­нов ком­па­нии и тре­бу­ю­щий уси­лий для постро­е­ния и раз­ви­тия этих отно­ше­ний, заме­ня­ет­ся на боль­шое коли­че­ство кон­так­тов с раз­лич­ны­ми лег­ко доступ­ны­ми, в первую оче­редь, через Интер­нет и онлайн-игры людь­ми (кон­так­тов поверх­ност­ных, сво­бод­ных, лег­ких, без­опас­ных, непро­дол­жи­тель­ных, не развивающихся).

Для раз­ра­бот­ки новых эффек­тив­ных тех­но­ло­гий вос­ста­но­ви­тель­но­го под­хо­да, соот­вет­ству­ю­щих акту­аль­ной соци­аль­ной ситу­а­ции раз­ви­тия под­рост­ков, необ­хо­ди­мо полу­чить отве­ты на сле­ду­ю­щие вопросы. 

Каким обра­зом осу­ществ­ля­ет­ся сей­час реше­ние соци­аль­но-воз­раст­ных задач в совре­мен­ных усло­ви­ях мега­по­ли­са? Какие потреб­но­сти под­рост­кам уда­ет­ся удо­вле­тво­рять в усло­ви­ях обще­ния со сверст­ни­ка­ми через Интер­нет и с помо­щью мобиль­ных теле­фо­нов, а какие — не уда­ет­ся или уда­ет­ся недо­ста­точ­но? Воз­мож­но ли, нуж­но ли под­клю­че­ние спе­ци­а­ли­стов соци­аль­ных служб к отно­ше­ни­ям меж­ду под­рост­ка­ми в Интер­нет-про­стран­стве как к пер­вич­ной точ­ке входа?

Роль общения в Интернет-пространстве для подростков

На осно­ва­нии ана­ли­за рабо­ты с под­рост­ка­ми раз­ных мик­ро­по­ко­ле­ний мы пред­по­ла­га­ем, что обще­ние в Интер­нет-про­стран­стве выпол­ня­ет раз­ную роль для тех, кто «вырос в Интер­не­те», и тех, кто начал свое обще­ние в Интер­не­те уже взрослым. 

Те, кто полу­чил пер­вый опыт обще­ния в вир­ту­аль­ном про­стран­стве отно­си­тель­но позд­но, име­ют опыт обще­ния в реаль­ном мире, в боль­шой сте­пе­ни пони­ма­ют и пред­став­ля­ют себе его досто­ин­ства и сложности.

Для таких под­рост­ков и взрос­лых обще­ние в Интер­не­те явля­ет­ся допол­не­ни­ем к обще­нию «вжи­вую». Одна­ко все чаще в прак­ти­че­ской рабо­те спе­ци­а­ли­сты соци­аль­ной служ­бы стал­ки­ва­ют­ся со слу­ча­я­ми, когда у под­рост­ка опыт реаль­но­го обще­ния может быть силь­но огра­ни­чен или заме­нен опы­том обще­ния в соци­аль­ных сетях, на тема­ти­че­ских фору­мах и т.п.

В этом слу­чае ком­му­ни­ка­тив­ные навы­ки под­рост­ка фор­ми­ру­ют­ся в основ­ном в Интер­нет-про­стран­стве, и реаль­ное обще­ние ста­но­вит­ся над­строй­кой над ним. Т.е. все чаще под­ро­сток сна­ча­ла попа­да­ет в Интер­нет и лишь потом начи­на­ет полу­чать опыт обще­ния со сверст­ни­ка­ми в компаниях. 

Важ­но отме­тить, что с помо­щью Интер­не­та лег­ко сфор­ми­ро­вать ком­па­нию, очень лег­ко вой­ти в ком­па­нию или сфор­ми­ро­вать ее «под себя», под любые, даже очень свое­об­раз­ные, инте­ре­сы и потребности. 

В ситу­а­ции обще­ния в дво­ро­вой ком­па­нии ее выбор изна­чаль­но огра­ни­чен доступ­ным их коли­че­ством, в то вре­мя как в Интер­не­те воз­мож­но­сти выбо­ра сооб­ще­ства прак­ти­че­ски не ограничены. 

Дру­гой важ­ный аспект веро­ят­но­го пред­по­чте­ния обще­ния через Интер­нет — тот факт, что в слу­чае воз­ник­но­ве­ния эмо­ци­о­наль­но­го напря­же­ния в дво­ро­вой ком­па­нии от под­рост­ка тре­бу­ет­ся про­яв­ле­ние навы­ков адап­та­ции к раз­лич­ным соци­аль­ным ситу­а­ци­ям и совер­ше­ние выбо­ра, в кото­ром край­ни­ми вари­ан­та­ми явля­ют­ся: остать­ся в ком­па­нии и под­чи­нить­ся пра­ви­лам, сме­нить ком­па­нию или изолироваться. 

В Интер­нет-про­стран­стве сме­на сооб­ще­ства в слу­чае воз­ник­но­ве­ния эмо­ци­о­наль­но­го напря­же­ния лег­ко­до­ступ­на. Таким обра­зом, вир­ту­аль­ное обще­ние поз­во­ля­ет под­дер­жи­вать авто­ном­ность лич­но­сти, не быть кон­форм­ным, но при этом может менять­ся спо­соб­ность к при­вя­зан­но­сти и лояль­но­сти, реду­ци­ру­ют­ся навы­ки пре­вра­ще­ния отно­ше­ний в социально-комфортные.

Таким обра­зом, с одной сто­ро­ны, опыт обще­ния в Интер­не­те поз­во­ля­ет лег­ко (без­опас­но, без послед­ствий) экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать с раз­ны­ми роля­ми и фор­ма­ми обще­ния, при­ду­мы­вая себе раз­лич­ные обра­зы; с дру­гой — в таком слу­чае отсут­ству­ет доста­точ­ная и досто­вер­ная обрат­ная соци­аль­ная связь от парт­не­ров по обще­нию, кото­рая необ­хо­ди­ма чело­ве­ку для про­яс­не­ния обра­за себя. Резуль­та­ты таких экс­пе­ри­мен­тов слож­но при­сво­ить и пере­не­сти в реаль­ную, невир­ту­аль­ную жизнь.

Обще­ние через Интер­нет при­сут­ству­ет на сего­дняш­ний день у под­рост­ков не толь­ко в отно­ше­ни­ях со сверст­ни­ка­ми, но и в семье, в дет­ско-роди­тель­ских отно­ше­ни­ях. Оно поз­во­ля­ет избе­жать чувств агрес­сии, раз­дра­же­ния, бес­си­лия, стра­ха, напря­же­ния, кото­рые могут при­сут­ство­вать с обе­их сто­рон при сепа­ра­ции под­рост­ка от роди­те­ля, и все чаще и роди­тель, и под­ро­сток к обо­юд­но­му ком­фор­ту пере­хо­дят в режим обще­ния через элек­трон­ную пере­пис­ку и систе­мы обме­на корот­ки­ми сооб­ще­ни­я­ми (Skype, ICQ, QIP и т.п.).

При этом надо учи­ты­вать, что у под­рост­ка, в отли­чие от роди­те­ля, может и не быть опы­та и навы­ков само­предъ­яв­ле­ния, при­зна­ния и раз­ме­ще­ния сво­их чувств в отно­ше­ни­ях с дру­ги­ми людь­ми. Весь­ма веро­ят­но, что в этих усло­ви­ях про­цесс сепа­ра­ции под­рост­ка от роди­те­лей про­ис­хо­дит не в пол­ной мере и может остать­ся неза­вер­шен­ным или искаженным.

Предположительные последствия перемещения общения в Интернет-пространство и девиантное поведение

Мы пока­за­ли, что вслед­ствие пре­иму­ще­ствен­но­го пере­ме­ще­ния обще­ния под­рост­ков в Интер­нет ряд осо­бен­но­стей их соци­а­ли­за­ции по срав­не­нию с под­рост­ка­ми, не при­част­ны­ми к Интер­не­ту, пре­тер­пе­ва­ет изменения. 

Мы пред­по­ла­га­ем, что иден­тич­ность таких под­рост­ков тяго­те­ет к боль­шей диф­фуз­но­сти в силу дефи­ци­та адек­ват­ной обрат­ной свя­зи; их соци­аль­ные навы­ки ока­зы­ва­ют­ся раз­ви­ты зна­чи­тель­но мень­ше, так как менять спо­соб обще­ния ока­зы­ва­ет­ся слож­нее, чем сме­нить парт­не­ра по обще­нию; кон­такт с соб­ствен­ны­ми чув­ства­ми и соб­ствен­ной телес­но­стью нару­ша­ет­ся в силу вынуж­ден­ной редук­ции само­вы­ра­же­ния в этих обла­стях, телес­ный и эмо­ци­о­наль­ный опыт ока­зы­ва­ет­ся сла­бо диф­фе­рен­ци­ру­е­мым и труд­но выра­жа­е­мым (Асмо­лов А.Г., Асмо­лов Г.А., 2009). 

Кро­ме того, в силу вза­и­мо­за­ме­ня­е­мо­сти собе­сед­ни­ков мож­но пред­по­ло­жить, что у под­рост­ка нару­ша­ет­ся спо­соб­ность к при­вя­зан­но­сти, что, ско­рее все­го, при­во­дит к нару­ше­нию спо­соб­но­сти к эмпа­тии и децентрации. 

Эмо­ци­о­наль­ная жизнь под­рост­ка может упло­щать­ся — Интер­нет-обще­ние не толь­ко поз­во­ля­ет избе­гать нега­тив­ных пере­жи­ва­ний, но и спо­соб­ству­ет раз­ви­тию анге­до­нии, неспо­соб­но­сти ярко испы­ты­вать и выра­жать так­же пози­тив­ные эмо­ции — радость, удо­воль­ствие и т.п.

В реаль­ной жиз­ни уро­вень эмо­ци­о­наль­но­го напря­же­ния высок, а погру­жен­ный в вир­ту­аль­ное про­стран­ство ком­му­ни­ка­ций чело­век при­вы­ка­ет к отсут­ствию силь­ных всплес­ков эмоций.

Так как у под­рост­ка, про­во­дя­ще­го вре­мя в обще­нии в Интер­не­те и ком­пью­тер­ных играх, не про­ис­хо­дит адек­ват­ной сепа­ра­ции от роди­те­лей, то полу­ча­е­мый им опыт состо­ит в том, что совер­шен­ные дей­ствия — все­гда обра­ти­мы, дру­гие — без­опас­ны, и сам под­ро­сток в без­опас­но­сти, у него есть ощу­ще­ние сво­ей неуяз­ви­мо­сти. Это с боль­шой веро­ят­но­стью может при­во­дить к нару­ше­нию ответ­ствен­но­го отно­ше­ния к сво­им действиям.

Так как под­ро­сток теперь может лег­ко и без­опас­но раз­ме­щать свои про­бле­мы, раз­дра­же­ние, недо­воль­ство в Интер­не­те, яркость про­яв­ле­ний деви­ант­но­го пове­де­ния и пред­по­сы­лок к нему в обра­зо­ва­тель­ной сре­де сни­жа­ет­ся, хули­ган­ства, хам­ства, мел­ких пре­ступ­ле­ний ста­но­вит­ся мень­ше. Воз­ни­ка­ют новые про­яв­ле­ния ситу­а­ции соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской дезадаптации. 

Для педа­го­гов под­рост­ки, ока­зав­ши­е­ся в этой ситу­а­ции, выгля­дят не столь­ко дерз­ки­ми хули­га­на­ми, сколь­ко тихи­ми, нераз­го­вор­чи­вы­ми, замкну­ты­ми, про них толь­ко извест­но, что они про­во­дят мно­го вре­ме­ни в Интер­не­те и про­пус­ка­ют заня­тия. Но так как они не достав­ля­ют осо­бых неудобств при веде­нии учеб­ных заня­тий (как клас­си­че­ские «труд­ные под­рост­ки»), то и вни­ма­ния им не уделяется. 

Это согла­су­ет­ся с наблю­де­ни­ем сотруд­ни­ков Цен­тра о том, что сей­час нет такой яркой внеш­ней раз­ни­цы меж­ду детьми из так назы­ва­е­мых «бла­го­по­луч­ных семей» и детьми, нахо­дя­щи­ми­ся в ситу­а­ции соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской дез­адап­та­ции, как 10 лет назад. Нет бро­са­ю­щих­ся в гла­за раз­ли­чий в одеж­де, у всех есть мобиль­ные теле­фо­ны и т.п. Т.е. соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская дез­адап­та­ция ста­но­вит­ся замаскированной.

Воз­мож­ность кана­ли­за­ции части пси­хо­ло­ги­че­ских слож­но­стей в вир­ту­аль­ном про­стран­стве в соче­та­нии с нес­фор­ми­ро­ван­ны­ми навы­ка­ми обще­ния вжи­вую при­во­дит к тому, что затруд­ня­ет­ся пред­ска­зу­е­мость и повы­ша­ет­ся уро­вень жесто­ко­сти про­яв­ле­ний деви­ант­но­го пове­де­ния подростков. 

Т.е., с одной сто­ро­ны, коли­че­ство про­яв­ле­ний деви­ант­но­го пове­де­ния пред­по­ло­жи­тель­но долж­но сни­жать­ся, но, с дру­гой сто­ро­ны, будет повы­шать­ся уро­вень ущер­ба от слу­ча­ев, когда под­рост­ки, не обла­да­ю­щие доста­точ­ным уров­нем эмпа­тии и ответ­ствен­но­сти за свои дей­ствия, труд­но обна­ру­жи­ва­е­мые и пло­хо пред­ска­зу­е­мые до мани­фе­ста­ции, будут вне­зап­но совер­шать экс­тре­мист­ские дей­ствия, напри­мер, рас­стре­лы одно­класс­ни­ков, суи­ци­ды и т.д.

Тен­ден­цию изме­не­ния ситу­а­ции соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской дез­адап­та­ции мож­но опи­сать так: если рань­ше в под­рост­ко­вом воз­расте сиг­на­ла­ми о необ­хо­ди­мо­сти соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи слу­жи­ли про­яв­ле­ния деви­ант­но­го пове­де­ния (упо­треб­ле­ние пси­хо­ак­тив­ных веществ, пра­во­на­ру­ше­ния, дра­ки), то с пере­ме­ще­ни­ем ситу­а­ций обще­ния в Интер­нет таки­ми сиг­на­ла­ми ста­но­вят­ся дистан­ци­ро­ва­ние под­рост­ка, слож­но­сти с рас­по­зна­ва­ни­ем и выра­же­ни­ем сво­их чувств, депрес­сив­ные пат­тер­ны поведения.

Перспективы социальной работы с подростками

Мы счи­та­ем, что, учи­ты­вая опи­сан­ные тен­ден­ции, необ­хо­ди­мо менять тех­но­ло­гии соци­аль­ной рабо­ты с под­рост­ка­ми в соот­вет­ствии с прин­ци­па­ми вос­ста­но­ви­тель­но­го подхода. 

В усло­ви­ях изме­не­ния соци­аль­ной ситу­а­ции раз­ви­тия под­рост­ка в сто­ро­ну его «вир­ту­а­ли­за­ции» основ­ной точ­кой вхо­да в соци­аль­ную ситу­а­цию под­рост­ка ста­но­вит­ся не ули­ца, а обра­зо­ва­тель­ное учреждение.

Рабо­та с под­рост­ка­ми долж­на начи­нать­ся с уста­нов­ле­ния пер­со­наль­но­го кон­так­та спе­ци­а­ли­ста с под­рост­ком в реаль­ном про­стран­стве учре­жде­ния (не в Интернете). 

На пер­вом эта­пе необ­хо­ди­мо орга­ни­зо­вать пер­со­наль­ную рабо­ту с кон­крет­ны­ми под­рост­ка­ми, направ­лен­ную на фор­ми­ро­ва­ние реаль­но­го кон­так­та, воз­мож­но, под­креп­лен­но­го более при­выч­ным под­рост­ку обще­ни­ем в Интернете. 

Сле­ду­ю­щим эта­пом будет обес­пе­че­ние воз­мож­но­сти обще­ния под­рост­ков в груп­по­вых фор­мах соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской рабо­ты. Воз­мож­ная фор­ма такой рабо­ты — это низ­ко­по­ро­го­вая груп­по­вая сре­да, орга­ни­зо­ван­ная с уче­том совре­мен­ных осо­бен­но­стей ситу­а­ции соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской дезадаптации. 

Резуль­та­том такой рабо­ты долж­но стать обес­пе­че­ние под­рост­ка ресур­са­ми для пре­одо­ле­ния ситу­а­ции соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской дез­адап­та­ции и воз­мож­но­стя­ми для развития. 

Так­же пред­по­ло­жи­тель­ным резуль­та­том долж­но стать повы­ше­ние инте­гра­ции живо­го и вир­ту­аль­но­го обще­ния — через пере­не­се­ние в одну и дру­гую сто­ро­ну новых ком­му­ни­ка­тив­ных навы­ков, повы­ше­ние аутен­тич­но­сти «вир­ту­аль­ных субъ­ек­тов», от лица кото­рых обща­ет­ся под­ро­сток, пере­ме­ши­ва­ние вир­ту­аль­ных и реаль­ных зна­комств, уве­ли­че­ние чис­ла реаль­ных друзей.

Литература

  1. Асмо­лов А.Г., Асмо­лов Г.А. От Мым­е­дия к Я-медия: транс­фор­ма­ции иден­тич­но­сти в вир­ту­аль­ном мире // Вопро­сы пси­хо­ло­гии. 2009. № 3. С. 3–16. Выгот­ский Л.С. Педо­ло­гия под­рост­ка. М.: 1929–1931.
  2. Моск­ви­чев В.В. От ситу­а­ции соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской дез­адап­та­ции к ситу­а­ции соци­аль­но­го раз­ви­тия // Народ­ное обра­зо­ва­ние. 2011. № 1.
  3. О поло­же­нии детей в горо­де Москве: К еже­год­но­му госу­дар­ствен­но­му докла­ду «О поло­же­нии детей в Рос­сий­ской Феде­ра­ции в 2010 году». М., 2011.
  4. Тихо­ми­ро­ва А.В. Вос­ста­но­ви­тель­ная модель соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской помо­щи под­рост­кам: Мето­ди­че­ское посо­бие. Ч. 1: Опи­са­ние моде­ли. / Тихо­ми­ро­ва А.В., Моск­ви­чев В.В., Лап­шин Ю.Г., Сук­со­ва В.О., Подуш­ки­на Т.Г., Мар­чен­ко Н.А., Шаки­ро­ва Ю.Н., Шти­но­ва О.В., Чер­ныш А.А., Капор­ская Н.А. М.: МГППУ; Центр «Пере­кре­сток», 2007.
  5. Хло­мов К.Д. Кон­цеп­ция про­грам­мы про­фи­лак­ти­ки деви­ант­но­го и асо­ци­аль­но­го пове­де­ния, сни­же­ния ксе­но­фо­бии и про­яв­ле­ний экс­тре­миз­ма в моло­деж­ной сре­де / Хло­мов К.Д., Бала­е­ва А.В., Боча­вер А.А., Биан­ки Е.М., Шти­но­ва О.В., Дели­балт В.В., Наза­ро­ва Л.А., Мило­ва­но­ва Е.А., Дво­рян­чи­ков Н.В., Тихо­ми­ро­ва А.В., Кон­драш­кин А.В. М.: МГППУ, 2011.
  6. Хло­мов К.Д., Моск­ви­чев В.В. Вос­ста­но­ви­тель­ный под­ход — инстру­мент орга­ни­за­ции помо­щи под­рост­кам, нахо­дя­щим­ся в соци­аль­но-дез­адап­ти­ру­ю­щей ситуации»// Сбор­ник тези­сов участ­ни­ков тре­тьей все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции по пси­хо­ло­гии раз­ви­тия. М.: МГППУ, 2011. С. 227–228.
  7. Эрик­сон Э. Дет­ство и обще­ство. СПб.: 1996а.
  8. Эрик­сон Э. Иден­тич­ность. Юность и кри­зис. СПб.: 1996б.
Источ­ник: Пси­хо­ло­гия. Жур­нал Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки. 2012. Т. 9, № 1. С. 102–113.

Об авторах

  • Артем Вла­ди­ми­ро­вич Кон­драш­кин — руко­во­ди­тель под­раз­де­ле­ния «Рабо­та с под­рост­ка­ми на тер­ри­то­рии» Цен­тра соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской адап­та­ции и раз­ви­тия «Пере­кре­сток» МГППУ.
  • Кирилл Дани­и­ло­вич Хло­мов — дирек­тор Цен­тра соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской адап­та­ции и раз­ви­тия «Пере­кре­сток» МГППУ, кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук. Сфе­ра науч­ных инте­ре­сов: иссле­до­ва­ние эффек­тив­но­сти пси­хо­те­ра­пии, пси­хо­ло­гия под­рост­ка, кол­лек­тив­ное созна­ние, агрес­сив­ность, соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ская адап­та­ция, гештальт­пси­хо­ло­гия, гештальттерапия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest