Введение
Стремительное развитие цифровых технологий, расширение границ киберпространства открывает новые возможности для реализации девиантной активности, которая является психологически травмоопасной частью виртуального контента для пользователей различных возрастных категорий [Белоусов, 2019, с. 4].
В зарубежных исследованиях данный поведенческий пласт обозначается термином «киберагрессия» (cyber-aggression), который выходит из англоязычной употребительной лексики и обусловлен проникновением в жизнедеятельность социума электронно-коммуникативных устройств (средств), глобальной сети Интернет.
При разделении интересующего нас слова на две составные части получится следующая конструкция: «кибер» (cyber) и «агрессия» (aggression). Первая часть (cyber) вошла в употребление еще в 1948 г. в аспекте разработок, касающихся управления сложными живыми системами, и не имела иного распространения, кроме обозначенной научно-исследовательской области.
Популярность данный словесный конструкт получил несколько десятилетий позднее благодаря развитию компьютерных технологий и всемирной сети Интернет [Social Media, Cyber-Aggression …, 2018]. Второй же конструкт интересующего нас слова (aggression) является более распространенным и хорошо описываемым в зарубежной и отечественной литературе соответствующего контекста. Так, в словаре АРА (Американская психологическая ассоциация) под агрессией понимают поведение индивида, которое направлено на причинение физического и (или) психологического вреда другим [APA Dictionary … , 2015].
Таким образом, при соединении этих двух составляющих можно получить начальную дефиницию киберагрессии: это поведение, направленное на причинение вреда индивиду или группе, реализуемое посредством компьютерных технологий и интернета.
Представим некоторые мнения зарубежных авторов в контексте понимания рассматриваемого термина. Киберагрессия – это умышленное совершение действий унижающего, оскорбительного или нежелательного характера (разглашение конфиденциальной информации, преследование, домогательства, угрозы) по отношению к лицу или группе, осуществляемое с помощью информационно-коммуникативных средств.
Согласно другой точке зрения, это виртуальные действия, направленные на причинение вреда лицу или группе, выполняемые при помощи компьютера, ноутбука, мобильного телефона и других электронно-коммуникативных устройств, посредством электронной почты, социальной сети, мгновенных сообщений, блогов, игр в режиме онлайн [Schoffstall, Cohen, 2011, с. 587].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что киберагрессия – это реализации индивидом девиантных практик в виртуальной среде посредством электронно-коммуникативных устройств и сети Интернет. Г. У. Солдатова использует дефиницию «онлайн-агрессия», которая является синонимом термина «киберагрессия» [Солдатова, Чигарькова, Львова, 2017, с. 105].
Отечественные исследователи также фокусируют внимание на изучении данного феномена. Так, А. Г. Горбачева выделяет несколько деструктивных практик в виртуальной среде. Троллинг – выполнение определенных действий для создания провокации и (или) скандала в киберпространстве с целью вызвать негативную реакцию жертвы.
Зависание в социальных сетях – длительное время нахождения в виртуальной среде, оказывающее влияние на ненадлежащее выполнение практически значимых дел в реальной среде (отдых, учебная деятельность и т. д.).
Болтовня – общение в киберпространстве, не имеющее четко очерченных конструктивных целей и носящее эмоциональный характер [Горбачева, 2013, с. 20–21].
Отметим, что в нашем исследовании вышеобозначенные термины «киберагрессия», «деструктивные практики», «девиантные практики» в контексте рассмотрения виртуальных интеракций будут использоваться как синонимы, обозначающие конкретные действия индивида в виртуальной среде посредством электронно-коммуникативных устройств и глобальной сети Интернет, направленные на дисрегуляцию социальных интеракций адресата и его психической деятельности.
Можно выделить следующие варианты девиантных практик в виртуальной среде: флейминг, харассмент, очернение, имперсонация, публичное разглашение конфиденциальной информации, остракизм, киберсталкинг, открытая угроза расправы, хеппислепинг, троллинг, астротурфинг, секстинг, скамерство, фишинг, попрошайничество.
Мы считаем необходимым кратко рассмотреть определения и характеристики перечисленных вариантов киберагрессии на основании работ отечественных и зарубежных исследователей [Шаров, 2019 а, б; Васильев, 2016; Черенков, 2015; Willard, 2007, р. 1–2].
Конкретная задача этого этапа – адекватное использование полученной информации в контексте описания и анализа выявленных взаимосвязей в эмпирической части нашего исследования.
Астротурфинг – использование программного обеспечения, а также создание заказных публикаций с целью управления общественным мнением.
Имперсонация – взлом аккаунта жертвы и распространение дискредитирующей и (или) неадекватной информации ее виртуальным друзьям.
Киберсталкинг – непрерывное и длительное преследование кого-либо в виртуальной среде, сопровождающееся домогательствами, угрозами.
Остракизм – отказ от общения в киберпространстве, удаление из сообщества, исключение из «списка друзей».
Открытая угроза расправы – косвенные или прямые угрозы причинения телесных повреждений, высказанные в киберсреде.
Очернение – умышленное сообщение ложной информации (текст, искаженные изображения) унижающего характера о конкретном пользователе с целью выставления его в негативном свете.
Попрошайничество – размещение на специализированных тематических сайтах, в социальных сетях информации о просьбе материальной помощи (несчастный случай, неблагоприятный диагноз, болезнь животного и т. д.).
Публичное разглашение – распространение в виртуальной среде персональной (конфиденциальной) информации о жертве с целью шантажа или оскорбления.
Секстинг – публикация текстовых сообщений, видео- и фотоматериалов интимного характера в киберпространстве.
Скамерство – виртуальные знакомства на сайтах соответствующего назначения в контексте получения материальной выгоды.
Троллинг – размещение на виртуальных коммуникативных площадках оскорблений, провокационных сообщений в контексте разрешения либо нагнетания конфликтной ситуации.
Фишинг – попытка получения обманным путем конфиденциальной информации (данных банковских карт, паролей) с целью незаконного материального обогащения.
Флейминг – публикация вульгарных сообщений, оскорбительных комментариев в открытом публичном пространстве виртуальной сети, а также в переписке частного характера, перерастающая в эмоциональный обмен репликами.
Харассмент – настойчивые, повторяющиеся публикации знакомых пользователей, а также незнакомых людей с целью вызвать у жертвы тревогу, раздражение, стрессовое состояние.
Хеппислепинг – публикация фото- и видеоматериалов нападения на жертву, актов физического насилия с целью усиления у потерпевшего чувства унижения.
Данный перечень не является исчерпывающим, но, по нашему мнению, соответствует поставленным исследовательским задачам.
Таким образом, в настоящей работе обеспечивается четкое понимание того, что подразумевается под тем или иным вариантом киберагрессии.
Исследование цифровой культуры, проведенное корпорацией Microsoft в 2016 г., показало, что 75 % жителей РФ в возрасте от 18 до 34 лет сталкивались с агрессивным поведением в виртуальной среде. Оскорбления и угрозы в свой адрес отметили 39 % респондентов [Индекс цифровой культуры, 2017].
В ходе изучения феномена киберагрессии отечественные авторы сформировали следующие выводы.
- Лица подросткового возраста и молодежь часто сталкиваются с агрессивными посылами в свой адрес в виртуальной среде.
- Отсутствие четких правил и норм взаимодействия (цифровой культуры), ощущение безнаказанности, простоты и скорости, анонимности делает киберпространство более приемлемым для выражения девиантных тенденций по сравнению с реальной средой жизнедеятельности [Солдатова, Чигарькова, Львова, 2017, с. 108].
Таким образом, изучение различных аспектов реализации молодежью девиантных практик в виртуальной среде является актуальной задачей на современном этапе развития психологической, юридической, педагогической и в целом девиантологической отраслей научного знания.
Цель настоящего исследования – выявление и анализ взаимосвязей девиантных практик, реализуемых лицами молодого возраста в виртуальной среде.
Задачи исследования: выявление посредством применения статистических методов взаимосвязи различных видов девиантных практик, реализуемых в виртуальной среде; анализ и описание полученных результатов; представление итогов выполненного исследования в контексте формулировки авторского подхода к классификации девиантных практик в виртуальной среде.
В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что существует взаимосвязь между девиантными практиками, реализуемыми лицами молодого возраста в виртуальной среде.
Организация и методы исследования
Отметим, что настоящее исследование – продолжение серии работ, посвященных социально-психологическому феномену девиантной активности [Шаров, 2019 а, с. 32]. Для выявления фактов совершения девиантных практик в виртуальной среде нами был сконструирован опросник, прошедший апробацию для научно-исследовательских целей и использованный в наших более ранних изысканиях.
Предыдущее исследование было посвящено изучению специфики отклоняющегося поведения молодежи в виртуальной среде, в нем анализируются полученные данные в контексте совершения и встречаемости виртуальных девиаций в зависимости от социально-демографических характеристик (пол, возраст, место жительства) [Шаров, 2019 б, с. 256].
Повторимся, что целью настоящего исследования является выявление, анализ и описание взаимосвязей девиантных практик, реализуемых лицами молодого возраста в виртуальной среде. Особо отметим, что данные по заявленному нами опроснику получены посредством порядковой шкалы. В связи с этим для выявления статистически достоверной взаимосвязи использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена (Rs) [Шишлянникова, 2009, с. 100], пакет статистической обработки JASP (версия 0.8.9).
Выборку составили 300 респондентов (обучающиеся в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования г. Саратова и Саратовской области). Средний возраст – 20 лет (минимальный – 18, максимальный – 25, SD – 2,3). 61 % выборки – мужчины. Состоят в браке – 20 % опрошенных. 66 % – жители областного центра, 34 % – пригорода и села.
Результаты исследования и их обсуждение
Обнаружено, что наиболее выраженными являются (указаны значения медианы по шкале, измеряющей проявление конкретной девиантной практики) следующие виды киберагрессии: флейминг (3), троллинг (3), секстинг (3), очернение (3), а также фишинг (2), скамерство (2), киберсталкинг (2), открытая угроза (2) и харассмент (2). Это значит, что представители молодого поколения прибегают к публикации оскорбительных комментариев, сообщению ложной информации о других пользователях, размещению материалов интимного характера и виртуальным знакомствам, высказывают угрозы, а также проявляют интерес к получению и использованию конфиденциальной информации в виртуальной среде.
Таким образом, показано, что молодежь склонна к проявлению различных типов киберагрессии в виртуальном пространстве.
Перспективным, на наш взгляд, является рассмотрение взаимосвязей выявленных девиантных практик, а не простая констатация и описание полученных показателей.
Подчеркнем, что анализу и описанию подвергались только самые высокие корреляционные связи, находящиеся на значимом уровне (табл.).
Таблица. Показатели взаимосвязи девиантных практик, реализуемых в виртуальной среде
Наименование девиантных практик | Результаты корреляционного анализа |
Флейминг и троллинг | 0, 713, p < 0,001 |
Фишинг и скамерство | 0, 535, p < 0,001 |
Киберсталкинг и открытая угроза | 0, 472, p < 0,001 |
Скамерство и секстинг | 0, 461, p < 0,001 |
Очернение и харассмент | 0, 396, p < 0,001 |
Перейдем к описанию и интерпретации полученных результатов.
Флейминг и троллинг
Данные девиантные практики сходны по механизму передачи информации жертве (пользователю) – вербально-агрессивный текст сообщения. Троллинг в виртуальном пространстве может перерасти в длительное взаимодействие негативного оттенка (обмен оскорбительными сообщениями). Таким образом, одна девиантная практика может повлиять на появление другой. Данный факт подкрепляется позицией отечественных авторов. По мнению Т. А. Воронцовой, троллинг и флейминг представляют собой формы реализации речевой агрессии, обусловленные спецификой коммуникации в виртуальном пространстве. Данные девиантные практики соотносятся друг с другом как причина и следствие: троллинг является причиной, а флейминг – следствием [Воронцова, 2016, с. 115].
Фишинг и скамерство
Взаимосвязь обозначенных двух девиантных практик можно объяснить сходной целью – влияние на жертву с целью принятия ею спонтанного и необдуманного решения в пользу перевода денежных средств. Компоненты данных девиантных практик идентичны: планирование и осуществление деструктивной коммуникации (создание анкет в социальных сетях, рассылка электронных писем, сообщений внутри сервисов), сбор информации и ее использование. Различия только во временном промежутке виртуального взаимодействия. Фишинговый сценарий включает попытки быстрого получения конфиденциальной информации и последующего финансового обогащения. Сценарий скамерства предполагает более продолжительный контакт, создание доверительных отношений в виртуальном пространстве. Взаимосвязь рассматриваемых практик можно обозначить понятием «кетфишинг», которое включает в себя создание виртуальной личности в сети с целью материального обогащения [Айсина, 2019, с. 34].
Киберсталкинг и открытая угроза
Данные девиантные практики относятся к видам кибербуллинга. Выявленную взаимосвязь можно объяснить выраженной агрессивной направленностью обозначенных девиаций. Преследование с косвенными угрозами и домогательствами может явиться предпосылкой возникновения открытой угрозы в плане воздействия на жертву и причинения вреда.
Секстинг и скамерство
Взаимосвязь секстинга и скамерства можно объяснить вербально-визуальными интеракциями, которые реализуются в виртуальной среде посредством сайтов знакомств, социальных сетей, сообщений (SMS, MMS). Здесь задействованы не только механизмы реализации девиантной виртуальной активности, но и цель. Так, попытки материального обогащения, шантажа могут выполняться при помощи секстинга, который возник впоследствии скамерства. А секстинг может повлиять на характер обмена интимной информацией в течение продолжительного времени и, возможно, привести к скамерству.
Очернение и харассмент
Представленные девиантные практики относятся к типам кибербуллинга. Их взаимосвязь можно объяснить тем, что распространение слухов, клеветы в виртуальной среде может сочетаться с перепалками, повторяющимися и настойчивыми оскорблениями, вызывая затяжную конфликтную ситуацию.
Одна девиантная практика может не только сочетаться с другой, но и трансформироваться в процессе виртуальной коммуникации. Так, распространение слухов, клеветы, ложной информации, грубые и неприятные комментарии могут достичь уровня повторяющихся негативных, оскорбительных сообщений, нападок, домогательств.
Выводы
Взаимосвязь девиантных практик, на наш взгляд, обусловлена особенностями взаимодействия в виртуальной среде: анонимностью, асинхронностью общения, чувством безопасности, минимизацией вмешательства надзорных инстанций. Данные слагаемые в сумме нивелируют границы этических основ коммуникации и могут провоцировать киберагрессивные посылы другим участникам интеракции. Ослабление психологических барьеров, отсутствие принятых правил, норм виртуального общения приводит к увеличению проявлений девиантных практик, и одна форма киберагрессии усиливает другую и (или) провоцирует ее возникновение.
На основании полученных нами результатов можно предложить следующую классификацию девиантных практик в виртуальной среде:
1. Девиантные виртуальные практики, основанные на получении и использовании конфиденциальной информации путем обмана, шантажа с целью материальной или иной выгоды:
- фишинг;
- скамерство;
- секстинг.
2. Девиантные виртуальные практики, направленные на разрушение социальных интеракций, а также воздействующие на отдельного индивида для дисрегуляции психической деятельности:
- первого порядка (вербально-коммуникативные акты агрессивной направленности): флейминг, троллинг, очернение, харассмент;
- второго порядка (крайне агрессивные коммуникативные акты, содержащие компонент преследования, в том числе с намерениями применения насильственных действий): киберсталкинг, открытая угроза.
Лица молодого возраста прибегают к реализации в виртуальной среде различных вариантов киберагрессии: флейминга, троллинга, секстинга, очернения, а также фишинга, скамерства, киберсталкинга, открытой угрозы и харассмента.
Другими словами, это публикация оскорбительных комментариев, сообщение ложной компрометирующей информации о пользователях, размещение материалов интимного характера, виртуальные знакомства, попытки получения и использования конфиденциальной информации, а также демонстрация данных угрожающего характера другим участникам виртуальной коммуникации.
Выдвигаемая нами в начале исследования гипотеза нашла свое полное подтверждение. Выявлены и описаны взаимосвязи между отдельными девиантными практиками, реализуемыми лицами молодого возраста в виртуальной среде. Основу данной взаимосвязи составляют особенности рассматриваемой коммуникации в киберпространстве, а также сходные цели актов киберагрессии, механизмы, ожидаемые результаты.
Полученные эмпирическим путем данные, на наш взгляд, допустимо использовать в контексте классификации девиантных практик, реализуемых в виртуальной среде. Что касается дальнейшей работы в интересующем проблемном поле, то перспективным было бы расширение представленного перечня девиантных практик, а также выявление и описание их соотношения и степени выраженности не только у молодежи, но и других возрастных групп.
Список литературы
- Айсина Р. М. Психологическая безопасность взрослых интернет-пользователей: анализ современных исследований // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2019. № 1. С. 28–38.
- Белоусов А. Д. Угрозы сети. Интернет для несовершеннолетних пользователей: психологический анализ и профилактика. М. : Проспект, 2019. 80 с.
- Васильев Т. Негативные аспекты виртуальной коммуникации и их пастырская оценка // Христианское чтение. 2016. № 6. С. 311–329. https://doi.org/10.24411/1814-55742016-00099.
- Воронцова Т. А. Троллинг и флейминг: речевая агрессия в интернет-коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2016. № 2. С. 109– 116.
- Горбачева А. Г. Конструктивные и деструктивные коммуникативные практики людей в сети Интернет // Идеи и идеалы. 2013. Т. 2, № 3. С. 17–25.
- Индекс цифровой культуры [Электронный ресурс].
- Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Львова Е. Н. Онлайн-агрессия и подростки: результаты исследования школьников Москвы и Московской области // Эпоха науки. 2017. № 12. С. 103–109.
- Черенков Д. А. Девиантное поведение в социальных сетях: причины, формы, следствие [Электронный ресурс] // Nauka-rastudent.ru. 2015. № 07 (19).
- Шаров А. А. Методика изучения девиантной активности в реальной и виртуальной среде // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019а. Т. 8, вып. 1 (29). С. 30–37.
- Шаров А. А. Специфика девиантной активности молодежи в интернет-среде // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019б. № 3 (51). С. 255–261.
- Шишлянникова Л. М. Применение корреляционного анализа в психологии // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14, № 1. С. 98–107.
- APA Dictionary of Psychology / G.R. Vandenbos (ed.). 2nd ed. Washington : American Psychological Association, 2015. 1204 p.
- Schoffstall C., Cohen R. Cyber Aggression: The Relation between Online Offenders and Offline Social Competence // Social Development. 2011. Vol. 20, N 3. P. 587–604. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2011.00609.x.
- Social Media, Cyber-Aggression and Student Mental Health on a University Campus / Mishna F., Regehr C., Lacombe-Duncan A., Daciuk J., Fearing G., Van Wert M. // Journal of Mental Health. 2018. Vol. 27, iss. 3, P. 222–229. https://doi.org/10.1080/09638237.2018.1437607.
- Willard N. E. Cyberbullying and cyberthreats: Responding to the Challenge of Online Social Aggression, Threats, and Distress. Champaign, IL, US : Research Press. 320 p.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда, проект № 18-1800298.
Об авторе
Алексей Александрович Шаров — младший научный сотрудник, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.
Смотрите также:
- Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков
- Жихарева Л.В. Виртуальные группы смерти: методология исследования
- Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков
- Лучинкина А.И. Троллинг в интернет-пространстве как результат девиантной интернет-социализации