Павлова Н.Д., Афиногенова В.А., Кубрак Т.А., Зачесова И.А. Дискурс социальных медиа в условиях пандемии COVID-19

П

Пан­де­мия COVID-19 ста­ла клю­че­вым собы­ти­ем истек­ше­го года, про­дол­жа­ю­щим ока­зы­вать бес­пре­це­дент­ное вли­я­ние на все сто­ро­ны жиз­ни каж­до­го чело­ве­ка в отдель­но­сти и все­го обще­ства в целом. 

Зна­ния, мне­ния, пред­став­ле­ния о COVID-19 — от вер­сий его про­ис­хож­де­ния до дол­го­сроч­ных про­гно­зов и мер про­ти­во­эпи­де­ми­че­ской защи­ты — нахо­дят отра­же­ние в интер­нет-дис­кур­се, кото­рый, в свою оче­редь, вно­сит суще­ствен­ный вклад в их формирование. 

Дис­курс соци­аль­ных медиа может в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­лять и отно­ше­ние к про­бле­ме вак­ци­на­ции насе­ле­ния, кото­рая ста­но­вит­ся крайне важ­ной в борь­бе с пан­де­ми­ей. Содер­жа­ние мно­го­чис­лен­ных постов и ком­мен­та­ри­ев на них не все­гда спо­соб­ству­ет созда­нию адек­ват­но­го обра­за суще­ству­ю­ще­го поло­же­ния, что осо­бен­но ярко про­яв­ля­ет­ся в ситу­а­ции неопре­де­лен­но­сти, харак­те­ри­зу­ю­щей эпидемию. 

Вопро­сы воз­дей­ствия сво­бод­но­го и момен­таль­но­го обме­на инфор­ма­ци­ей на эффек­тив­ность реа­ли­за­ции мер борь­бы с пан­де­ми­ей при­об­ре­та­ют осо­бую акту­аль­ность, обу­слов­ли­вая необ­хо­ди­мость иссле­до­ва­ния полу­ча­ю­щих рас­про­стра­не­ние дис­кур­сив­ных прак­тик и, в первую оче­редь, функ­ци­о­ни­ру­ю­ще­го в Интер­не­те пост­со­бы­тий­но­го дис­кур­са, уяс­не­ния его роли в осмыс­ле­нии опыта.

Содер­жа­ние пост­со­бы­тий­но­го дис­кур­са охва­ты­ва­ет широ­кий круг явле­ний, кото­рые ком­му­ни­кант выде­ля­ет в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве и обсуж­да­ет на пуб­лич­ных интернет-площадках. 

На одном полю­се пост­со­бы­тий­ный интер­нет-дис­курс смы­ка­ет­ся с пер­со­наль­ным (лич­ност­но-ори­ен­ти­ро­ван­ным) дис­кур­сом, на дру­гом — с инсти­ту­ци­о­наль­ным, когда субъ­ек­ты обще­ния выра­жа­ют пози­цию опре­де­лен­но­го соци­аль­но­го инсти­ту­та [8].

В дан­ном виде дис­кур­са прин­ци­пи­аль­на соот­не­сен­ность исход­но­го опи­са­ния собы­тия (инфор­ма­ци­он­ный повод) и соот­вет­ству­ю­ще­го пост­со­бы­тий­но­го обсуж­де­ния. Отме­ча­ет­ся транс­фор­ма­ция в ходе ком­му­ни­ка­ции рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов и уве­ли­че­ние их чис­ла — про­цесс, кото­рый сви­де­тель­ству­ет о том, что собы­тия в дис­кус­сии не толь­ко осмыс­ля­ют­ся, но и кон­стру­и­ру­ют­ся (Т. ван Дейк, Е.И. Шей­гал, J. Potter, R. Wodak и др.). 

Иссле­до­ва­те­ли обна­ру­жи­ва­ют пре­об­ла­да­ние оцен­ки и воз­дей­ствия над взве­шен­но­стью и стрем­ле­ни­ем к объ­ек­тив­но­му ана­ли­зу [16; 9; 3], что соот­но­сит­ся как с пред­ме­том обсуж­де­ния, так и со стра­те­ги­я­ми вза­и­мо­дей­ствия [17; 15]. 

Хотя сете­вая актив­ность спо­соб­на транс­фор­ми­ро­вать­ся в кол­лек­тив­ное дей­ствие [34; 33], пре­об­ла­да­ю­щей высту­па­ет направ­лен­ность на про­дви­же­ние соб­ствен­ной кар­ти­ны мира и подав­ле­ние актив­но­сти дру­гих поль­зо­ва­те­лей [11; 26 и др.]. 

Вме­сте с тем вза­и­мо­дей­ствие в Сети регу­ли­ру­ет­ся опре­де­лен­ны­ми нор­ма­ми и обна­ру­жи­ва­ет­ся спе­ци­фи­ка обще­ния на раз­лич­ных пло­щад­ках [18; 32; 22; 30].

Рас­про­стра­не­ние коро­на­ви­рус­ной инфек­ции и свя­зан­ный с этим «коро­на­кри­зис» широ­ко обсуж­да­ют­ся в Интер­не­те. Как и во вре­мя преды­ду­щих вспы­шек инфек­ци­он­ных забо­ле­ва­ний, соци­аль­ные сети функ­ци­о­ни­ру­ют как кана­лы инфор­ма­ции «из пер­вых рук», с помо­щью кото­рых люди обме­ни­ва­ют­ся инфор­ма­ци­ей в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни [27].

При этом так же, как и в пери­од эпи­де­мий лихо­рад­ки Эбо­ла и MERS-2015, Интер­нет актив­но исполь­зу­ет­ся для выра­же­ния аффек­тив­ных реак­ций [31; 25]. 

Иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что пре­об­ла­да­ю­щей в усло­ви­ях пан­де­мии ста­но­вит­ся нега­тив­ная эмо­ци­о­наль­ная тональ­ность дис­кур­са, в окрас­ке кото­ро­го выде­ля­ют­ся пере­жи­ва­ния обес­по­ко­ен­но­сти, раз­дра­же­ния, сомне­ния [7; 27 и др.]. 

Пози­тив­но окра­шен­ные сооб­ще­ния, напри­мер, в Твит­те­ре [7; 21], отно­сят­ся в основ­ном к высо­кой оцен­ке рабо­ты меди­ков и дру­гих спе­ци­а­ли­стов, дей­ству­ю­щих в зоне рис­ка, пози­тив­ным отно­ше­ни­ем к пред­при­ни­ма­е­мым мерам, а так­же к выра­же­нию мне­ния о том, что в усло­ви­ях соци­аль­ной изо­ля­ции люди име­ют воз­мож­ность про­во­дить боль­ше вре­ме­ни с семьей, при­об­ре­тать новые навы­ки и пр. 

Обна­ру­жи­ва­ет­ся в интер­нет-обсуж­де­ни­ях КОВИД-19 и тен­ден­ция «геро­иза­ции» и «обви­не­ний» [20].

Нель­зя не упо­мя­нуть так­же эффект «эхо-камер», кото­рый состо­ит в укреп­ле­нии суще­ству­ю­щих у поль­зо­ва­те­ля убеж­де­ний путем их мно­го­крат­но­го повто­ре­ния дру­ги­ми поль­зо­ва­те­ля­ми и бло­ки­ро­ва­ния про­ти­во­по­лож­ных мне­ний [29]; след­стви­ем вли­я­ния дан­но­го эффек­та неред­ко ста­но­вит­ся рас­про­стра­не­ние лож­ных и огра­ни­чен­ных представлений.

Дис­кур­сив­ное про­стран­ство Интер­не­та изу­ча­ет­ся с исполь­зо­ва­ни­ем раз­лич­ных мето­дов, в том чис­ле с при­вле­че­ни­ем инстру­мен­тов авто­ма­ти­че­ско­го ана­ли­за тек­стов [2; 22; 23]. 

Насто­я­щая рабо­та про­дол­жа­ет серию иссле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных с пози­ций интент-ана­ли­за, кото­рый поз­во­ля­ет выяв­лять про­яв­ля­ю­щи­е­ся в речи интен­ции субъ­ек­та, свя­зан­ные с его внут­рен­ним миром, жела­ни­я­ми, уста­нов­ка­ми [19; 14]. 

В сопо­став­ле­нии с мате­ма­ти­че­ски­ми мето­да­ми, в част­но­сти с сен­ти­мент-ана­ли­зом, под­ход обес­пе­чи­ва­ет полу­че­ние более диф­фе­рен­ци­ро­ван­ной инфор­ма­ции об обсуж­да­е­мых темах и фор­ми­ру­ю­щих­ся вокруг них интен­ци­ях субъ­ек­та, рас­кры­ва­ет реша­е­мые поль­зо­ва­те­ля­ми ком­му­ни­ка­тив­ные задачи. 

С исполь­зо­ва­ни­ем интент-ана­ли­за уста­нов­лен каче­ствен­ный сдвиг интен­ци­о­наль­но­го соста­ва пост­со­бы­тий­но­го дис­кур­са в Интер­не­те отно­си­тель­но исход­ной пре­зен­та­ции собы­тия и полу­че­ны дан­ные, обна­ру­жи­ва­ю­щие отли­чия видов по сте­пе­ни кон­фликт­но­сти, соста­ву интен­ций, харак­те­ри­сти­кам рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов и др. [5; 4; 13; 10]. 

Для дис­кур­са, сопря­жен­но­го с обсуж­де­ни­ем акту­аль­ных поли­ти­че­ских про­блем, опи­са­на зна­чи­тель­ная асим­мет­рия в интен­ци­о­наль­ном соста­ве в сто­ро­ну нега­тив­ных интен­ций с выра­жен­ным эмо­ци­о­наль­но-оце­ноч­ным ком­по­нен­том (осу­дить, высме­ять и пр.), а так­же интен­ций дистан­ци­ро­ва­ния и демон­стра­ции превосходства. 

Вме­сте с тем во мно­гих видах пост­со­бы­тий­но­го дис­кур­са пре­об­ла­да­ют ана­ли­ти­че­ские интен­ции, свя­зан­ные с про­блем­ной ситу­а­ци­ей и обме­ном суж­де­ни­я­ми, что демон­стри­ру­ет пози­тив­ный потен­ци­ал сете­вой ком­му­ни­ка­ции [12].

Ана­лиз пост­со­бы­тий­но­го интер­нет-дис­кур­са в акту­аль­ной ситу­а­ции COVID-19 и выяв­ле­ние осо­бен­но­стей его орга­ни­за­ции, свя­зан­ных с интен­ци­о­наль­ной направ­лен­но­стью субъ­ек­тов обще­ния, соста­ви­ли цель про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния.

Ста­ви­лись сле­ду­ю­щие зада­чи:

  1. опи­сать основ­ные рефе­рен­ци­аль­ные объ­ек­ты обсуж­де­ний и их моди­фи­ка­цию отно­си­тель­но исход­ных сооб­ще­ний по про­бле­мам вак­ци­на­ции от COVID-19;
  2. оха­рак­те­ри­зо­вать иин­тен­ци­о­наль­ное содер­жа­ние дис­кур­са, опре­де­лив интен­ции, полу­ча­ю­щие наи­боль­шее раз­ви­тие в ходе обсуждения;
  3. опи­сать основ­ные линии раз­вер­ты­ва­ния обсуждения.

Методика

Участ­ни­ки иссле­до­ва­ния. 126 чело­век (по дан­ным в откры­тых интер­нет-источ­ни­ках, 83 муж­чи­ны, 44 женщины)

Мате­ри­а­лис­сле­до­ва­ния. 5 инфо_рмационных сооб­ще­ний о вак­ци­на­ции от КОВИД-19 и их обсуж­де­ние (248 ком­мен­та­ри­ев, М=50, min=46, max=52) в соци­аль­ной сети Facebook (стра­ни­ца изда­ния: «Меду­за», facebook.com/themeduza), на семей­ном фору­ме (forum.moyasemya.ru), в новост­ной лен­те (Яндекс.Дзен, zen.yandex.ru), в лич­ном бло­ге ЖЖ (prof-afv. livejournal.com), на сай­те инфор­ма­ци­он­но­го СМИ (РИА Ново­сти, ria.ru).

Отби­ра­лись попу­ляр­ные (име­ю­щие более 5000 про­смот­ров, по дан­ным в откры­тых интер­нет-источ­ни­ках) сооб­ще­ния ука­зан­ной тема­ти­ки, полу­чив­шие более 40 ком­мен­та­ри­ев, кото­рые были опуб­ли­ко­ва­ны в янва­ре 2021 г. Ком­мен­та­рии к сооб­ще­нию ана­ли­зи­ро­ва­лись в пол­ном объ­е­ме. Кри­те­ри­ем отбо­ра пло­ща­док послу­жи­ло их раз­но­об­ра­зие: по зада­чам, нали­чию лиде­ров, платформам.

Мето­ди­ка и про­це­ду­ра иссле­до­ва­ния. Исполь­зо­вал­ся интент-ана­лиз экс­перт­ный метод оцен­ки пси­хо­ло­ги­че­ско­го содер­жа­ния речи, поз­во­ля­ю­щий рекон­стру­и­ро­вать интен­ции субъ­ек­тов обще­ния, в том чис­ле сопря­жен­ные с теку­щим вза­и­мо­дей­стви­ем и ком­му­ни­ка­тив­ны­ми так­ти­ка­ми [14].

При ква­ли­фи­ка­ции интен­ций учи­ты­ва­лись: язы­ко­вые и рече­вые мар­ке­ры (поря­док слов, повто­ры и др.), ответ­ные реак­ции парт­не­ров, обна­ру­жи­ва­ю­щие пони­ма­ние ими ска­зан­но­го. На пер­вом эта­пе выде­ля­лись основ­ные рефе­рен­ци­аль­ные объ­ек­ты упо­ми­на­е­мые в речи объ­ек­ты, на кото­рые направ­ле­ны интен­ции ком­му­ни­кан­та («Я», «Собе­сед­ник» и др.). 

На вто­ром эта­пе осу­ществ­ля­лась ква­ли­фи­ка­ция про­яв­лен­ных рече­вых интен­ций (т. е. пред­мет­ных направ­лен­но­стей субъ­ек­та, его наме­ре­ний) в эмпи­ри­че­ском материале. 

В резуль­та­те экс­перт­ной оцен­ки четырь­мя экс­пер­та­ми-пси­хо­линг­ви­ста­ми было выде­ле­но с опо­рой на сло­ва­ри [1; 6] три груп­пы интен­ций: 1) нега­тив­ные, свя­зан­ные с кри­ти­кой, дис­кре­ди­та­ци­ей и/или дистан­ци­ро­ва­ни­ем; 2) ней­траль­ные, направ­лен­ные на ана­лиз ситу­а­ции или точ­ки зре­ния собе­сед­ни­ка, а так­же пред­став­ле­ние сво­ей пози­ции без осуж­де­ния или кри­ти­ки Дру­го­го; 3) пози­тив­ные, слу­жа­щие под­держ­ке, кон­со­ли­да­ции, вооду­шев­ле­нию и др. 

Далее осу­ществ­ля­лась экс­перт­ная оцен­ка резуль­та­тов интент-ана­ли­за с при­вле­че­ни­ем еще двух экс­пер­тов-пси­хо­линг­ви­стов. Им пред­ла­га­лось на усло­ви­ях ано­ним­но­сти оце­нить выра­жен­ность интен­ций из пред­став­лен­но­го спис­ка в двух тран­скрип­тах обсуж­де­ний (дихо­то­ми­че­ская шка­ла «да—нет»). Для еди­но­об­ра­зия пони­ма­ния экс­пер­та­ми пред­став­лен­ных кате­го­рий в каж­дом блан­ке при­во­дил­ся спи­сок ква­ли­фи­ци­ру­е­мых интен­ций с определениями. 

На тре­тьем эта­пе дан­ные интент-ана­ли­за исполь­зо­ва­лись для опи­са­ния моди­фи­ка­ции рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов и интен­ци­о­наль­но­го содер­жа­ния дис­кур­са отно­си­тель­но исход­ных сообщений. 

На чет­вер­том эта­пе опре­де­ля­лись пре­об­ла­да­ю­щая интен­ци­о­наль­ная направ­лен­ность в отно­ше­нии рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов и основ­ные линии раз­ви­тия обсуждений.

Для оцен­ки раз­ли­чия в выра­жен­но­сти долей и про­пор­ций исполь­зо­вал­ся точ­ный кри­те­рий Фише­ра для срав­не­ния про­пор­ций; для рас­че­та исполь­зо­ва­лась про­грам­ма Statistica 13.5.

Оцен­ка согла­со­ван­но­сти рабо­ты экс­пер­тов про­из­во­ди­лась с при­ме­не­ни­ем коэф­фи­ци­ен­та кап­па Флей­са для номи­наль­ных пере­мен­ных. Оцен­ка сте­пе­ни сов­па­де­ния резуль­та­тов интент-ана­ли­за с мне­ни­я­ми экс­пер­тов, при­вле­чен­ных на эта­пе экс­перт­ной про­вер­ки, осу­ществ­ля­лась с исполь­зо­ва­ни­ем ста­ти­сти­ки отно­ше­ния шан­сов (ОШ).

Результаты

Рефе­рен­ци­аль­ные объ­ек­ты изу­ча­е­мо­го дис­кур­са отно­сят­ся к вза­и­мо­дей­ствию участ­ни­ков и к обсуж­да­е­мой теме. Объ­ек­ты пер­во­го, интер­ак­тив­но­го, типа вклю­ча­ют: объ­ект «Сооб­ще­ство» — непер­со­на­ли­зи­ро­ван­ная ауди­то­рия, на кото­рую направ­ле­ны выска­зы­ва­ния; объ­ект «Собе­сед­ник» — кон­крет­ный ком­мен­та­тор, автор обсуж­да­е­мых постов; объ­ект «Я» — сам гово­ря­щий, когда он заяв­ля­ет пози­цию, делит­ся опы­том, осу­ществ­ля­ет само­пре­зен­та­цию и пр. 

В чис­ле отно­ся­щих­ся к обсуж­да­е­мой теме так назы­ва­е­мых «топи­кобъ­ек­тов» пред­став­ле­ны 6 кате­го­рий объ­ек­тов: «Вак­ци­на­ция» (само­чув­ствие, имму­ни­тет, раз­лич­ные вак­ци­ны); «Побоч­ные дей­ствия» (неже­ла­тель­ные явле­ния, аллер­ги­че­ские реак­ции, кон­крет­ные аллер­ге­ны); «Рос­сий­ская власть» (госу­дар­ствен­ные струк­ту­ры, в том чис­ле Мин­здрав, боль­ни­цы, поли­кли­ни­ки, офи­ци­аль­ные лица, доку­мен­ты, ста­ти­сти­ка коро­на­ви­ру­са, СМИ); «Рос­си­яне, Мы» (граж­дане РФ, рос­сий­ский народ); «Тре­тьи лица» (кол­ле­ги, вра­чи, медсестры).

Уве­ли­че­ние коли­че­ства рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов в про­цес­се обсуж­де­ния (в 1,8— 2 раза) обна­ру­жи­ва­ет­ся в тех слу­ча­ях, когда исход­ное сооб­ще­ние лако­нич­но пере­да­ет инфор­ма­цию (СМИ «РИА Ново­сти» — 4/7, СМИ «Меду­за» — 3/6) или пред­став­ля­ет собой выска­зы­ва­ние спе­ци­а­ли­ста (лич­ный блог ЖЖ— 3/6).

Если обсуж­де­ние воз­ни­ка­ет в ответ на посты непро­фес­си­о­на­лов, чис­ло рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов оста­ет­ся близ­ким исход­но­му (интер­нет-пло­щад­ка «Яндекс.Дзен» — 5/6, Форум «Моя семья» — 4/5). В чис­ле добав­ля­ю­щих­ся, наря­ду с рефе­рен­ци­аль­ным объ­ек­том «Собе­сед­ник», могут высту­пать объ­ек­ты «Я», «Рос­си­яне», «Рос­сий­ская власть», «Тре­тьи лица». 

Отме­ча­ет­ся так­же моди­фи­ка­ция в ходе обсуж­де­ния обра­за исход­ных топик-объ­ек­тов. Допол­ни­тель­ные зна­че­ния объ­ек­ту при­да­ют мета­фо­ри­че­ские заме­ны: «при­вив­ка» ста­но­вит­ся «репе­ти­ци­ей кови­да», «вак­ци­на­ция» — «чипи­за­ци­ей насе­ле­ния», «зом­би апо­ка­лип­си­сом», «боль­ни­ца» — «ковид­ным бара­ком», «мы» — «под­опыт­ны­ми кро­ли­ка­ми».

Сдвиг фоку­са вос­при­я­тия может про­ис­хо­дить за счет акту­а­ли­за­ции исто­ри­че­ско­го кон­тек­ста: «Пере­жи­ли сму­ту в 1612, пере­жи­ли наше­ствие Напо­лео­на в 1812, как-нибудь и вак­ци­на­цию пере­жи­вем». Кон­тек­сту­аль­но обу­слов­лен­ная поли­се­мия при­во­дит к обоб­ще­ни­ям: «От мас­штаб­ной вак­ци­на­ции к веер­ной, а затем к ков­ро­вой — и к бес­про­свет­ной».

В ходе обсуж­де­ния наблю­да­ет­ся гене­ра­ли­за­ция объ­ек­тов. Так, опи­са­ние кон­крет­но­го слу­чая вак­ци­на­ции в после­ду­ю­щих ком­мен­та­ри­ях сопро­вож­да­ет­ся выво­дом: «Вак­ци­на — это спа­се­ние для всех», «Полез­на толь­ко вита­мин­ка. И то, если аллер­гии нет», «Глав­ное — про­ку­ка­ре­кать, рас­свет может не насту­пать».

Вме­сте с тем в обсуж­де­нии воз­ни­ка­ют допол­ни­тель­ные объ­ек­ты, дета­ли­зи­ру­ю­щие рас­смот­ре­ние: «В Крас­но­яр­ском крае мень­ше 2000 доз, напри­мер, на 3 млн чело­век», «В СПб жал­кие 20 тыс. доз на 5 млн насе­ле­ния. Курам на смех», «Я хочу вак­ци­ни­ро­вать­ся. Где запи­сать­ся? Или за МКАД жиз­ни нет и там Рос­сия кон­ча­ет­ся?».

Интен­ции субъ­ек­тов обще­ния, про­яв­ля­ю­щи­е­ся в дис­кур­се, пред­став­ле­ны 73 кате­го­ри­я­ми. По коли­че­ству кате­го­рий груп­пы пози­тив­ных и нега­тив­ных интен­ций сбли­же­ны (23 и 24 кате­го­рии соответственно). 

В чис­ле пози­тив­ных пред­став­ле­ны такие направ­лен­ные на интер­ак­тив­ные объ­ек­ты интен­ции, как «побла­го­да­рить», «под­дер­жать», «согла­сить­ся» («Спа­си­бо за Ваш отзыв»; «Ну это не страш­но, мож­но и пара­це­та­мол выпить», «Види­мо так и есть»).

Топик-объ­ек­ты могут вызы­вать стрем­ле­ние дать пози­тив­ную харак­те­ри­сти­ку: «Спут­ник — это про­из­вод­ство век­то­ров, во-пер­вых, для дру­гих вак­цин, про­тив того же сезон­но­го грип­па, это уже было заяв­ле­но, а во-вто­рых — на осно­ве век­то­ров уже есть лекар­ства про­тив рака».

Нега­тив­ную направ­лен­ность на кри­ти­ку и дис­кре­ди­та­цию интер­ак­тив­ных объ­ек­тов име­ют интен­ции «воз­ра­зить», «выра­зить иро­нию», «упрек­нуть» и пр.: «Дело не в том, что 37, а в ощу­ще­ни­ях»; «Вам повез­ло, хоро­шо, что тем­пе­ра­ту­ра до минус 38 не упа­ла». По отно­ше­нию к топик-объ­ек­там про­яв­ля­ет­ся недо­воль­ство, сомне­ние, воз­му­ще­ние и пр.: «Всё было про­сто мега НЕ орга­ни­зо­ва­но. Тво­рил­ся про­сто хаос», «А раз­ве испы­та­ния, кон­крет­но 3-я фаза без­опас­но­сти и отда­лен­ных послед­ствий, раз­ве закон­че­на?», «В Пите­ре с этим абзац пол­ный…».

Ней­траль­ные интен­ции наи­бо­лее мно­го­об­раз­ны (26 кате­го­рий) и свя­за­ны с выра­же­ни­ем сво­е­го мне­ния, стрем­ле­ни­ем поин­те­ре­со­вать­ся пози­ци­ей дру­гих, ана­ли­зом темы: «выра­зить мне­ние», «сооб­щить», «уточ­нить» и др. («Я не ста­ну вак­ци­ни­ро­вать­ся. Но я высту­паю за мас­со­вую вак­ци­на­цию всех ее сто­рон­ни­ков», «Я тоже в пер­вой волне не буду ста­вить и не пото­му, что я не дове­ряю нашим виру­со­ло­гам, а пото­му, что счи­таю, что её сна­ча­ла долж­ны поста­вить люди из зоны рис­ка»).

Валид­ность про­це­ду­ры интент-ана­ли­за и надеж­ность полу­чен­ных резуль­та­тов под­твер­ди­ла экс­перт­ная оцен­ка, пока­зав­шая, что экс­пер­ты рабо­та­ли согла­со­ван­но, дан­ные ими оцен­ки не слу­чай­ны (x-kappa = 0,46; р = 0,0021) и с высо­кой веро­ят­но­стью сов­па­да­ют с резуль­та­та­ми интент-ана­ли­за (w = 6,1; ст. ош. w = 3,03 при р = 0,02).

Соот­не­се­ние харак­те­ри­стик сооб­ще­ния и его обсуж­де­ния обна­ру­жи­ва­ет уве­ли­че­ние чис­ла кате­го­рий интен­ций в 2,5—4 раза. С одной сто­ро­ны, добав­ля­ют­ся кате­го­рии интен­ций, сопря­жен­ные с ори­ен­та­ци­ей на собе­сед­ни­ка («поин­те­ре­со­вать­ся», «под­дер­жать», «побла­го­да­рить» и пр.), с дру­гой — в про­цес­се обсуж­де­ния появ­ля­ют­ся отсут­ство­вав­шие в сооб­ще­нии о собы­тии интен­ции пози­тив­ной (пло­щад­ка СМИ «Меду­за») и нега­тив­ной (пло­щад­ки СМИ «Меду­за», «РИА Ново­сти») направ­лен­но­сти, отно­ся­щи­е­ся к дру­гим рефе­рен­ци­аль­ным объ­ек­там. При этом за счет сов­мест­но­го обсуж­де­ния темы боль­шим чис­лом ком­му­ни­кан­тов мно­го­крат­но уве­ли­чи­ва­ет­ся коли­че­ство реа­ли­за­ций интен­ций (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p < 0,00001).

Как пока­зы­ва­ют дан­ные на рис. 1, в исход­ных сооб­ще­ни­ях пре­об­ла­да­ют (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p < 0,00001) ней­траль­ные интен­ции: «Вак­ци­на­ция, как и любое меди­цин­ское вме­ша­тель­ство, не может быть сво­бод­ной от «побо­чек», «В Рос­сии нача­лась мас­со­вая вак­ци­на­ция насе­ле­ния от коро­на­ви­рус­ной инфек­ции». Ней­траль­ные интен­ции пре­ва­ли­ру­ют (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p < 0,00001) и в после­ду­ю­щих ком­мен­та­ри­ях («Сде­ла­ла вто­рой ком­по­нент. Сего­дня наро­да мно­го, при­шли муж­чи­ны делать при­вив­ку от какой-то орга­ни­за­ции»), одна­ко уве­ли­чи­ва­ет­ся пред­став­лен­ность интен­ций так­же и нега­тив­ной направленности.

Рис. 1. Относительные частоты интенций различной направленности в сообщении о событии (n = 46) и последующем обсуждении (n = 508)
Рис. 1. Отно­си­тель­ные часто­ты интен­ций раз­лич­ной направ­лен­но­сти в сооб­ще­нии о собы­тии (n = 46) и после­ду­ю­щем обсуж­де­нии (n = 508)

Доми­ни­ру­ю­щая ней­траль­ная тональ­ность исход­но­го поста обна­ру­жи­ва­ет­ся на всех пяти ана­ли­зи­ру­е­мых пло­щад­ках (рис. 2). 

На боль­шин­стве пло­ща­док ней­траль­ный тон пре­об­ла­да­ет и при после­ду­ю­щем обсуж­де­нии («Вче­ра пооб­ща­лась с кол­ле­гой, с кото­рой вме­сте при­ви­ва­лись. Гово­рит, побоч­ки у нее вооб­ще не было, ни тем­пе­ра­ту­ры, вооб­ще ниче­го, толь­ко место уко­ла немно­го боле­ло»).

Исклю­че­ние состав­ля­ет пло­щад­ка СМИ «Меду­за», где наи­боль­шую пред­став­лен­ность полу­ча­ют нега­тив­ные интен­ции (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p < 0,005): «Всё уже раз­ба­ви­ли для мас­со­во­сти? 1:10000», «Т. е. вме­сто 500 чело­век в неде­лю будут при­ви­вать 550?»).

Рис. 2. Абсолютные частоты интенций различной направленности в сообщении о событии и последующем обсуждении на разных интернет-площадках
Рис. 2. Абсо­лют­ные часто­ты интен­ций раз­лич­ной направ­лен­но­сти в сооб­ще­нии о собы­тии и после­ду­ю­щем обсуж­де­нии на раз­ных интернет-площадках

Пред­став­лен­ные резуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют о том, что пода­ча инфор­ма­ции в исход­ном посте в общем слу­чае опре­де­ля­ет тональ­ность после­ду­ю­ще­го обсуждения. 

Ней­траль­но окра­шен­ные сооб­ще­ния соот­но­сят­ся с ней­траль­ной же в целом дис­кус­си­ей, что не отме­ня­ет воз­мож­но­сти акту­а­ли­за­ции на этом фоне пози­тив­ных и нега­тив­ных интенций. 

Одна­ко обна­ру­жи­ва­ют­ся слу­чаи, когда подоб­ная тен­ден­ция не сохра­ня­ет­ся: интен­ци­о­наль­но ней­траль­ный пост на пло­щад­ке СМИ «Меду­за» вызы­ва­ет обсуж­де­ние, кото­рое харак­те­ри­зу­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но нега­тив­ной окрас­кой: «Где ж они столь­ко доз возь­мут? Если и на мас­штаб­ную [вак­ци­на­цию] не хва­та­ло».

Линии раз­вер­ты­ва­ния обсуж­де­ния пред­став­ле­ны на рис. 3, пока­зы­ва­ю­щем рас­пре­де­ле­ние интен­ций ком­му­ни­кан­тов по основ­ным рефе­рен­ци­аль­ным объектам.

Рис. 3. Представленность в дискурсе референциальных объектов и направленных на них интенций: по оси указаны абсолютные частоты «негативных», «нейтральных» и «позитивных» интенций
Рис. 3. Пред­став­лен­ность в дис­кур­се рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов и направ­лен­ных на них интен­ций: по оси ука­за­ны абсо­лют­ные часто­ты «нега­тив­ных», «ней­траль­ных» и «пози­тив­ных» интенций

Выяс­ня­ет­ся, что по чис­лу отно­ся­щих­ся к ним интен­ций в обсуж­де­нии пре­об­ла­да­ют интер­ак­тив­ные объ­ек­ты, пред­став­лен­ность кото­рых при­мер­но на 8% пре­вы­ша­ет пред­став­лен­ность топик-объ­ек­тов. Объ­ект «Собе­сед­ник» высту­па­ет при этом наи­бо­лее частот­ным в дис­кур­се, опе­ре­жая все осталь­ные, как интер­ак­тив­ные, так и топик-объ­ек­ты (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p < 0,00001).

Пока­за­тель­но при этом, что интер­ак­тив­ные объ­ек­ты зна­чи­тель­но чаще соот­но­сят­ся с ней­траль­ны­ми ана­ли­ти­че­ски­ми интен­ци­я­ми, таки­ми как «сооб­щить», «пояс­нить», «выра­зить мне­ние», «пред­ло­жить», чем с нега­тив­ны­ми или пози­тив­ны­ми интен­ци­я­ми (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p < 0,00001).

Эти дан­ные сви­де­тель­ству­ют о пре­ва­ли­ру­ю­щей диа­ло­ги­че­ской направ­лен­но­сти парт­не­ров обще­ния, потреб­но­сти в сов­мест­ном обсуж­де­нии и осмыс­ле­нии темы.

В чис­ле топик-объ­ек­тов выде­ля­ет­ся объ­ект «Вак­ци­на­ция», пред­став­лен­ность кото­ро­го в обсуж­де­нии более чем вдвое пре­вы­ша­ет пред­став­лен­ность дру­гих объ­ек­тов ана­ло­гич­но­го типа (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p < 0,00001).

Нега­тив­ная направ­лен­ность на объ­ект «Вак­ци­на­ция» выше, чем на про­чие топик-объ­ек­ты (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p <0,05); обна­ру­жи­ва­ют­ся слу­чаи дис­кре­ди­та­ции, воз­му­ще­ния, выра­же­ния опа­се­ния: «В Ново­си­бир­ской обла­сти изоб­ре­ли вак­ци­ну, а при­вив­ку жена поста­вить не может!»; «Что зна­чит «мас­со­вая вак­ци­на­ция»? Каж­дый будет при­нуж­дён?!».

Вме­сте с тем коли­че­ство отно­ся­щих­ся к дан­но­му объ­ек­ту нега­тив­ных интен­ций урав­но­ве­ше­но ней­траль­ны­ми и пози­тив­ны­ми интен­ци­я­ми инфор­ми­ро­ва­ния, выра­же­ния мне­ния, пози­тив­ной харак­те­ри­сти­ки («Вирус­ные век­то­ра — очень пер­спек­тив­ная тех­но­ло­гия, вез­де, где есть ген­ный инжи­ни­ринг»), и в целом ней­траль­ные интен­ции в про­фи­ле объ­ек­та замет­но пре­об­ла­да­ют (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p <0,0001).

Сход­ный интен­ци­о­наль­ный про­филь име­ет и топик-объ­ект «Побоч­ные дей­ствия», в струк­ту­ре кото­ро­го тоже пре­ва­ли­ру­ют интен­ции ней­траль­ной направ­лен­но­сти (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p < 0,0005). В срав­не­нии с объ­ек­том «Вак­ци­на­ция», вызы­ва­ю­щим сре­ди топик-объ­ек­тов наи­боль­ший отклик, он, одна­ко, менее зна­чим по обще­му коли­че­ству сопря­жен­ных интен­ций (27% и 5% соответственно). 

В сово­куп­но­сти полу­чен­ные дан­ные поз­во­ля­ют гово­рить о доми­ни­ро­ва­нии ней­траль­ной направ­лен­но­сти не толь­ко отно­си­тель­но интер­ак­тив­ных объ­ек­тов, но и в отно­ше­нии спе­ци­фич­ных топик-объ­ек­тов, напря­мую свя­зан­ных с эпи­де­ми­ей КОВИД-19.

Сдвиг в сто­ро­ну нега­тив­ной оце­ноч­но­сти наблю­да­ет­ся при обра­ще­нии к объ­ек­ту «Рос­сий­ская власть» (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p < 0,00001), кото­рый по обще­му коли­че­ству отно­ся­щих­ся к нему интен­ций (9,5%) зани­ма­ет вто­рое место сре­ди топик-объектов. 

Несколь­ко более сба­лан­си­ро­ва­ны нега­тив­ные, ней­траль­ные и пози­тив­ные интен­ции в отно­ше­нии объ­ек­та «Рос­си­яне, Мы» (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p > 0,05), пред­став­лен­но­го реже (3,4%).

Пока­за­тель­ны слу­чаи дис­кре­ди­та­ции, про­яв­ля­ю­щи­е­ся в таких направ­лен­ных на госу­дар­ствен­ные струк­ту­ры, СМИ и пр. нега­тив­ных интен­ци­ях, как «выра­зить сар­казм», «кри­ти­ко­вать», «выра­зить сомне­ние», а так­же слу­чаи само­кри­ти­ки и само­иро­нии: «Для наших нуж­но ещё пояс­нить, что вак­ци­на без­опас­ная, а они де не верят <…>. И ещё напи­сать, что она Доб­ро­воль­ная, что их с авто­ма­том злой Путин не пота­щит ста­вить вак­ци­ну».

В отно­ше­нии топик-объ­ек­та «Тре­тьи лица», пред­став­лен­ность кото­ро­го незна­чи­тель­на (1%), нега­тив­ные, ней­траль­ные и пози­тив­ные оцен­ки сбли­же­ны (точ­ный кри­те­рий Фише­ра, p > 0,05).

В целом, полу­чен­ные дан­ные сви­де­тель­ству­ют о пре­об­ла­да­ю­щей ней­траль­ной направ­лен­но­сти обсуж­де­ний в отно­ше­нии боль­шин­ства выде­ля­е­мых рефе­рен­ци­аль­ных объектов. 

Более выра­жен­ная направ­лен­ность на интер­ак­тив­ные объ­ек­ты соот­но­сит­ся с высо­кой диа­ло­гич­но­стью дис­кур­са. Обсуж­де­ние раз­вер­ты­ва­ет­ся в первую оче­редь за счет направ­лен­но­сти участ­ни­ков на ком­мен­та­рии собе­сед­ни­ков, потреб­но­сти в сов­мест­ном обсуж­де­нии и интер­пре­та­ции событий.

Обсуждение результатов

Преж­де все­го сле­ду­ет отме­тить вновь под­твер­див­шу­ю­ся зако­но­мер­ность раз­мы­ва­ния зна­че­ния рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов и рас­ши­ре­ния интен­ци­о­наль­но­го соста­ва дис­кур­са при обсуж­де­нии собы­тий интер­нет-поль­зо­ва­те­ля­ми [6; 14; 12; 13]. 

Полу­чен­ные резуль­та­ты гово­рят об устой­чи­во­сти дан­ной тен­ден­ции и поз­во­ля­ют выде­лить дис­кур­сив­ную прак­ти­ку моди­фи­ка­ции рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов как цен­траль­ную в сете­вых дис­кус­си­ях.

Сме­щая фокус про­блем­ной ситу­а­ции, эта дис­кур­сив­ная прак­ти­ка слу­жит пред­став­ле­нию соб­ствен­ной кар­ти­ны мира и кон­стру­и­ро­ва­нию вер­сии собы­тий, что опи­сы­ва­ет­ся мно­ги­ми авто­ра­ми как отли­чи­тель­ная чер­та медиа дис­кур­са (Т. ван Дейк, Е.И. Шей­гал, J. Potter, R. Wodak). 

Вме­сте с тем моди­фи­ка­ция в про­цес­се обсуж­де­ния рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов вызы­ва­ет рас­ши­ре­ние интен­ци­о­наль­но­го содер­жа­ния, про­во­ци­руя созвуч­ные оцен­ки и ком­мен­та­рии дру­гих пользователей. 

В сово­куп­но­сти тако­го рода сме­ще­ния и моди­фи­ка­ции могут при­во­дить к иска­же­нию мас­шта­бов про­ис­хо­дя­ще­го и в усло­ви­ях пан­де­мии спо­соб­ство­вать рас­про­стра­не­нию стра­хов или, напро­тив, неоправ­дан­ной бес­печ­но­сти, затруд­ня­ю­щих про­ти­во­эпи­де­ми­че­ские мероприятия.

Дру­гой важ­ный итог про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния — обна­ру­же­ние спе­ци­фи­ки сете­вых дис­кус­сий в акту­аль­ной ситу­а­ции вак­ци­на­ции от COVID-19

Дан­ные пока­зы­ва­ют, что в откли­ках ком­му­ни­кан­тов на сооб­ще­ния о вак­ци­на­ции пре­ва­ли­ру­ют интен­ции ней­траль­ной направ­лен­но­сти, что отме­ча­ет­ся в отно­ше­нии боль­шин­ства рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов и пере­кры­ва­ет чис­ло нега­тив­ных интен­ций более чем на 15%.

Дан­ный резуль­тат сви­де­тель­ству­ет о том, что пре­об­ла­да­ю­щи­ми в усло­ви­ях пан­де­мии могут ста­но­вить­ся не толь­ко аффек­тив­ные реак­ции и нега­тив­ная эмо­ци­о­наль­ная тональ­ность, как обна­ру­жи­ва­лось ранее [7; 28; 27], но и ней­траль­ные интен­ции ана­ли­за про­блем­ной ситу­а­ции, пред­став­ле­ния и соот­не­се­ния пози­ций («запро­сить инфор­ма­цию», «пред­по­ло­жить», «выра­зить мне­ние» и пр.). 

Этот факт, харак­те­ри­зу­ю­щий пози­тив­ный потен­ци­ал ком­му­ни­ка­ции, может объ­яс­нять­ся как изме­ня­ю­щим­ся пси­хо­ло­ги­че­ским состо­я­ни­ем людей, так и осо­бен­но­стя­ми про­блем­ной ситуации. 

Оче­вид­на, одна­ко, неод­но­род­ность сете­во­го дис­кур­са по про­бле­мам коро­на­ви­ру­са в раз­ные пери­о­ды эпи­де­мии, кото­рая опре­де­ля­ет­ся ком­плек­сом пси­хо­ло­ги­че­ских, соци­аль­ных, тема­ти­че­ских и др. пере­мен­ных, тре­бу­ю­щих изучения.

Доми­ни­ро­ва­ние ней­траль­ной направ­лен­но­сти не исклю­ча­ет при­сут­ствия в дис­кур­се нега­тив­ных интен­ций. Кри­ти­ка, дис­кре­ди­та­ция, дистан­ци­ро­ва­ние и свя­зан­ные с ними интен­ции про­яв­ля­ют­ся по отно­ше­нию ко всем рефе­рен­ци­аль­ным объ­ек­там, но их пре­об­ла­да­ние отме­ча­ет­ся толь­ко отно­си­тель­но объ­ек­тов «Рос­сий­ская власть» и «Рос­си­яне, Мы». 

Боль­шая выра­жен­ность интен­ций нега­тив­но­го локу­са по срав­не­нию с ней­траль­ны­ми и пози­тив­ны­ми в дан­ном слу­чае может объ­яс­нять­ся попа­да­ни­ем в зону нега­тив­ной оце­ноч­но­сти и харак­тер­ной поля­ри­за­ции мне­ний [3; 9; 16].

Опре­де­ля­ю­щую роль в раз­вер­ты­ва­нии обсуж­де­ний игра­ют интер­ак­тив­ные объ­ек­ты, осо­бен­но объ­ект «Собе­сед­ник», пре­иму­ще­ствен­ная направ­лен­ность на кото­рый гово­рит о выра­жен­но­сти диа­ло­ги­че­ских интен­ций, потреб­но­сти в сов­мест­ном обсуж­де­нии событий. 

С интер­ак­тив­ны­ми объ­ек­та­ми соот­но­сит­ся и боль­шин­ство ней­траль­ных и пози­тив­ных интен­ций, в том чис­ле такие направ­лен­ные на парт­не­ра коопе­ра­тив­ные интен­ции, как «согла­сить­ся», «похва­лить», «под­дер­жать».

Эти дан­ные, обна­ру­жи­ва­ю­щие заин­те­ре­со­ван­ность в собе­сед­ни­ке, согла­су­ют­ся с пред­став­ле­ни­ем о рас­ту­щей роли «гори­зон­таль­ной» ком­му­ни­ка­ции, когда све­де­ния чер­па­ют­ся не столь­ко из офи­ци­аль­ных источ­ни­ков, сколь­ко «из пер­вых рук», обес­пе­чи­вая поль­зо­ва­те­лям обрат­ную связь и воз­мож­ность чув­ство­вать вклю­чен­ность в раз­ви­тие собы­тий [27; 24].

Выводы

  1. Обсуж­де­ние сооб­ще­ний о про­ве­де­нии вак­ци­на­ции от COVID-19 в соци­аль­ных медиа сопро­вож­да­ет­ся уве­ли­че­ни­ем чис­ла рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов и моди­фи­ка­ци­ей их зна­че­ния. Появ­ля­ют­ся допол­ни­тель­ные топи­ки интер­ак­тив­ные объ­ек­ты («Собе­сед­ник», «Я», «Рос­си­яне», «Рос­сий­ская власть», «Тре­тьи лица»), зна­че­ние рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов раз­мы­ва­ет­ся. Тако­го рода тен­ден­ции при­во­дят к фор­ми­ро­ва­нию обра­за акту­аль­ной ситу­а­ции и, вызы­вая созвуч­ные оцен­ки дру­гих поль­зо­ва­те­лей, мно­го­крат­но (в 2,5—4 раза) уве­ли­чи­ва­ют чис­ло реа­ли­зу­е­мых в дис­кур­се кате­го­рий интен­ций. Дис­кур­сив­ная прак­ти­ка моди­фи­ка­ции рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов слу­жит пред­став­ле­нию соб­ствен­ной кар­ти­ны мира и кон­стру­и­ро­ва­нию сво­ей вер­сии собы­тий, что, одна­ко, может при­во­дить к иска­же­нию (пре­умень­ше­нию или пре­уве­ли­че­нию) мас­шта­бов про­ис­хо­дя­ще­го и, как след­ствие, затруд­нять про­ти­во­эпи­де­ми­че­ские мероприятия.
  2. В отно­ше­нии боль­шин­ства рефе­рен­ци­аль­ных объ­ек­тов пре­ва­ли­ру­ют ней­траль­ные интен­ции ана­ли­за про­блем­ной ситу­а­ции, пред­став­ле­ния и соот­не­се­ния пози­ций («запро­сить инфор­ма­цию», «пред­по­ло­жить», «выра­зить мне­ние» и пр.), часто­та встре­ча­е­мо­сти кото­рых в 1,5—2,5 раза пре­вос­хо­дит часто­ту встре­ча­е­мо­сти пози­тив­ных и нега­тив­ных интен­ций. Этот факт, харак­те­ри­зу­ю­щий пози­тив­ный потен­ци­ал ком­му­ни­ка­ции, отра­жа­ет стрем­ле­ние поль­зо­ва­те­лей к объ­ек­тив­ной оцен­ке теку­щей ситуации.
  3. Веду­щую роль в раз­вер­ты­ва­нии обсуж­де­ний про­блем вак­ци­на­ции игра­ют интер­ак­тив­ные объ­ек­ты, осо­бен­но объ­ект «Собе­сед­ник», пре­иму­ще­ствен­ная направ­лен­ность на кото­рый гово­рит о выра­жен­но­сти диа­ло­ги­че­ских интен­ций, потреб­но­сти в сов­мест­ном осмыс­ле­нии собы­тий. Эти дан­ные соот­вет­ству­ют пред­став­ле­нию о рас­ту­щей роли «гори­зон­таль­ной» ком­му­ни­ка­ции: поль­зо­ва­те­ли полу­ча­ют новую инфор­ма­цию от дру­гих собе­сед­ни­ков, «из пер­вых рук», что обес­пе­чи­ва­ет, с одной сто­ро­ны, дина­мич­ную обрат­ную связь, с дру­гой — ощу­ще­ние лич­ной вклю­чен­но­сти в раз­ви­тие событий.

Литература

  1. Афи­но­ге­но­ва В.А., Пав­ло­ва Н.Д. Интен­ци­о­наль­ные кате­го­рии повсе­днев­но­го дис­кур­са в сту­ден­че­ской сре­де // Пси­хо­ло­гия дис­кур­са. Про­бле­мы детер­ми­на­ции, воз­дей­ствия, без­опас­но­сти / Под редак­ци­ей А.Л. Журавле­ва, Н.Д. Пав­ло­вой, И.А. Заче­со­вой. М.: Инсти­тут пси­хо­ло­гии РАН, 2016. С. 102—127.
  2. Воро­нин А.Н., Пав­ло­ва Н.Д., Гре­бен­щи­ко­ва Т.А., Куб­рак Т.А., Смир­нов И.В. Оцен­ка субъ­ект­но­сти сете­вых сооб­ществ: сопо­став­ле­ние дис­кур­сив­ных мар­ке­ров и пока­за­те­лей РСА // Соци­аль­ная и эко­но­ми­че­ская пси­хо­ло­гия. 2020. Том 5. № 2 (18). С. 330—364.
  3. Гра­до­сель­ская Г.В., Пиль­гун М.А. Ком­му­ни­ка­тив­ные про­цес­сы в сете­вой сре­де: меж­дис­ци­пли­нар­ный ана­лиз поли­ти­че­ски актив­ных сооб­ществ в Фейс­бу­ке // Вопро­сы пси­хо­линг­ви­сти­ки. 2015. Том 26. № 4. С. 44—58.
  4. Гре­бен­щи­ко­ва Т.А., Пав­ло­ва Н.Д. Пат­ри­о­ти­че­ский дис­курс в поли­ти­че­ском интер­нет-сооб­ще­стве // Вопро­сы пси­хо­линг­ви­сти­ки. 2019. № 42. С. 34—49.
  5. Гре­бен­щи­ко­ва Т.А., Пав­ло­ва Н.Д., Афи­но­ге­но­ва В.А. Раз­ли­чия интен­ци­о­наль­но­го содер­жа­ния пост­со­бы­тий­но­го дис­кур­са и дис­кур­са фору­ма в Интер­не­те // Циф­ро­вое обще­ство как куль­тур­но­и­сто­ри­че­ский кон­текст раз­ви­тия чело­ве­ка: сб. науч. ста­тей и мат-лов меж­ду­нар. конф. / Под общ. ред. Р.В. Ершо­вой. Колом­на: Госу­дар­ствен­ный соци­аль­но-гума­ни­тар­ный уни­вер­си­тет, 2018. С. 122—127.
  6. Гре­бен­щи­ко­ва Т.А., Пав­ло­ва Н.Д., Афи­но­ге­но­ва В.А. Моди­фи­ка­ция интен­ци­о­наль­но­го про­стран­ства в пост­со­бы­тий­ном интер­нет-дис­кур­се // Пси­хо­ло­гия дис­кур­са. Про­бле­мы детер­ми­на­ции, воз­дей­ствия, без­опас­но­сти / Под ред. А.Л. Журавле­ва, Н.Д. Пав­ло­вой, И.А. Заче­со­вой. М.: Инсти­тут пси­хо­ло­гии РАН, 2016. С. 201—219.
  7. Журавлев А.Л., Кито­ва Дж.А. Эмо­ци­о­наль­ные осо­бен­но­сти отно­ше­ния поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей к коро­на­ви­рус­ной инфек­ции // Бех­те­рев и совре­мен­ная пси­хо­ло­гия лич­но­сти: сб. ста­тей VI Все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции (к 135-летию орга­ни­за­ции пер­вой в Рос­сии пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ской лабо­ра­то­рии в г. Каза­ни). Казань, 2020. С. 208—211.
  8. Кара­сик В.И. Жан­ры сете­во­го дис­кур­са // Жан­ры речи. 2019. № 1 (21). С. 49—55.
  9. Кири­ли­на А.В. Интер­нет-жанр «ком­мен­та­рий чита­те­ля» // Вест­ник МГПУ. Сер. «Фило­ло­гия. Тео­рия язы­ка. Язы­ко­вое обра­зо­ва­ние». 2015. Том 17. № 1. С. 67—76.
  10. Куб­рак Т.А. Пост­со­бы­тий­ный кино­дис­курс: поня­тие, функ­ци­о­ни­ро­ва­ние, ана­лиз слу­чая // Вест­ник Рос­сий­ско­го уни­вер­си­те­та друж­бы наро­дов. Серия: Пси­хо­ло­гия и педа­го­ги­ка. 2019. Том 16. № 4. С. 600—617. DOI 10.22363/2313-1683-2019-16-4-600-617
  11. Курья­но­вич А.В. Опыт линг­во-пра­во­вой харак­те­ри­сти­ки кон­фликт­ной язы­ко­вой лич­но­сти (на при­ме­ре ана­ли­за ком­му­ни­ка­тив­но­го пове­де­ния трол­ля в сете­вой пере­пис­ке). Вест­ник ТГПУ. 2018. Том 2 (191). С. 127—142.
  12. Пав­ло­ва Н.Д., Гре­бен­щи­ко­ва Т.А., Афи­но­ге­но­ва В.А., Заче­со­ва И.А., Куб­рак Т.А. Интен­ци­о­наль­ное про­стран­ство пост­со­бы­тий­но­го дис­кур­са на раз­лич­ных интер­нет-пло­щад­ках // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2020. Том 41. № 3. С. 78—91.
  13. Пав­ло­ва Н.Д., Афи­но­ге­но­ва В.А., Гре­бен­щи­ко­ва Т.А., Заче­со­ва И.А., Куб­рак Т.А. Зако­но­мер­но­сти обсуж­де­ния акту­аль­ных собы­тий интер­нет-поль­зо­ва­те­ля­ми на пло­щад­ках руне­та // Вест­ник Рос­сий­ско­го уни­вер­си­те­та друж­бы наро­дов. Серия: Пси­хо­ло­гия и педа­го­ги­ка. 2020. Том 17. № 3. С. 504—520.
  14. Пав­ло­ва Н.Д., Гре­бен­щи­ко­ва Т.А. Интент-ана­лиз. Осно­ва­ния, про­це­ду­ра, опыт исполь­зо­ва­ния. М.: Инсти­тут пси­хо­ло­гии РАН, 2017. 151 с.
  15. Попо­ва Д.А. Когни­тив­но-дис­кур­сив­ная модель интер­нет-дис­кур­са // Вест­ник Иркут­ско­го госу­дар­ствен­но­го тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та. 2014. № 7 (90). С. 223—226.
  16. Ради­на Н.К. Интент-ана­лиз онлайн-дис­кус­сий (на при­ме­ре ком­мен­ти­ро­ва­ния мате­ри­а­лов интер­нет-пор­та­ла ИноСМИ.ru) [Элек­трон­ный ресурс] // Медиа­скоп. 2016. № 4. 
  17. Роман­тов­ский А.В. Мета­ком­му­ни­ка­тив­ные индек­сы в дис­кур­се интер­нет-ком­мен­та­ри­ев // Вест­ник Ленин­град­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та име­ни А.С. Пуш­ки­на. 2015. Том 1. № 3. С. 141—149.
  18. Сер­ге­е­ва А.С., Кирил­лов Б.А., Воро­ни­на Е.Ю. Ком­мен­та­рий как фор­ма дис­кур­са про­фес­си­о­наль­но­го вир­ту­аль­но­го сооб­ще­ства (на при­ме­ре IT) // Пси­хо­ло­гия дис­кур­са: про­бле­мы детер­ми­на­ции, воз­дей­ствия, без­опас­но­сти / А.Л. Журавлев, Н.Д. Пав­ло­ва, И.А. Заче­со­ва (ред.). М.: Инсти­тут пси­хо­ло­гии РАН, 2016. C. 84—101.
  19. Уша­ко­ва Т.Н., Пав­ло­ва Н.Д., Алек­се­ев К.И., Латы­нов В.В., Цеп­цов В.В. Сло­во в дей­ствии. Интен­та­на­лиз поли­ти­че­ско­го дис­кур­са. СПб.: Але­тейя, 2000.
  20. Atlani-Duault L., Mercier A., Rousseau C., Guyot P., Moatti J.P. Blood libel rebooted: traditional scapegoats, online media, and the H1N1 epidemic // Culture Medicine and Psychiatry. 2014. Vol. 39. № 1. P. 43—61. DOI: 10.1007/s11013-014-9410-y
  21. Bhat M., Qadri M., Beg N., Kundroo M., Ahanger N., Agarwal B. Sentiment analysis of social media response on the Covid19 outbreak [Элек­трон­ный ресурс] // Brain, Behavior, and Immunity. 2020.
  22. Benamar L., Balagué C., Ghassany M. The Identification and Influence of Social Roles in a Social Media Product Community // Computer-Mediated Communication. 2017. № 22. P. 337—362. DOI:10.1111/ jcc4.12195
  23. Cheng J., Danescu-Niculescu-Mizil Cr., Leskovec J. Antisocial Behavior in Online Discussion Communities. arXiv preprint arXiv [Элек­трон­ный ресурс]. Submitted on 2 Apr 2015, last revised 16 May 2016.
  24. Depoux A., Martin S., Karafillakis E., Preet R., Wilder-Smith A., Larson H. The pandemic of social media panic travels faster than the COVID-19 outbreak [Electronic sourсe] // Journal of travel medicine. 2020. 
  25. Do H.J., Lim C.G., Kim Y.J., Choi H.J. Analyzing emotions in twitter during a crisis: A case study of the 2015 Middle East respiratory syndrome outbreak in Korea. 2016 International Conference on Big Data and Smart Computing (BigComp), Hong Kong, China. 2016. P. 157-159. DOI: 10.1109/BIGCOMP.2016.7425960
  26. Heirman W., Angelopoulos S., Wegge D., Vandebosch H., Eggermont S., Walrave M. CyberbullyingEntrenched or Cyberbully-Free Classrooms? A Class Network and Class Composition Approach // Computer-Mediated Communication. 2015. Vol. 20. № 3. P. 260—277. DOI: 10.1111/jcc4.12111
  27. Jang K., Paek Y.M. When information from public health officials is untrustworthy: The use of online news, interpersonal networks, and social media during the MERS outbreak in South Korea // Health Communication. 2019. Vol. 34. № 9. P. 991—998. DOI:10.1080/ 10410236.2018.1449552
  28. Pavlova N., Kubrak T., Kochkina O. Post-Event Internet Discourse and Its Peculiarities in the Context of COVID-19 Pandemic // Journal of Psycholinguistics. 2021. Vol. 1. № 47. P. 62—75. DOI: 10.30982/20775911-2021-47-1-62-75
  29. Sands S., Campbell C., Ferraro C., Mavrommatis A. Seeing light in the dark: Investigating the dark side of social media and user response strategies // European Management Journal. 2019. Vol. 38. № 1. P. 45—53. DOI: 10.1016/j.emj.2019.10.001
  30. Santana A.D. Virtuous or vitriolic: The effect of anonymity on civility in online newspaper reader comment boards // Journalism Practice. 2014. Vol. 8. № 1. P. 18—33.
  31. Song J., Song T. M., Seo D. C., Jin D.L., Kim J.S. Social big data analysis of information spread and perceived infection risk during the 2015 Middle Ease respiratory syndrome outbreak in South Korea // Cyberpsychology, Behavior, & Social Networking. 2017. Vol. 20. № 1. P. 22—29. DOI:10.1089/ cyber.2016.0126
  32. Stroud N.J., Scacco M.J., Muddyman A., Curry A.L.Changing deliberative norms on news organizations’ Facebook sites // Journal of Computer-Mediated Communication. 2015. № 2. P. 188—203. DOI:10.1111/ jcc4.12104
  33. Sutherland K E.Using propinquital loops to blend social media and offline spaces: a case study of the ALS Ice-Bucket Challenge // Media International Australia. 2016. Vol. 160. № 1. P. 78—88. DOI: 10.1177/1329878x16651138
  34. Theocharis Y., Vitoratou S., Sajuria J. Civil Society in Times of Crisis: Understanding Collective Action Dynamics in Digitally-Enabled Volunteer Networks // Journal of Computer-Mediated Communication. 2017. № 22. P. 248—265. DOI:10.1111/jcc4.12194

Финан­си­ро­ва­ние. Иссле­до­ва­ние выпол­не­но по Гос­за­да­нию № 0138-2021-0004.

Источ­ник: Экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия. 2021. Том 14. № 3. C. 152—167. doi.org/10.17759/exppsy.2021140311

Об авторах

  • Ната­лия Дмит­ри­ев­на Пав­ло­ва - док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, заве­ду­ю­щая лабо­ра­то­ри­ей пси­хо­ло­гии речи и пси­хо­линг­ви­сти­ки, Инсти­тут пси­хо­ло­гии Рос­сий­ской ака­де­мии наук (ФГБУН ИП РАН), г. Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Вик­то­рия Алек­се­ев­на Афи­но­ге­но­ва - кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, науч­ный сотруд­ник, Инсти­тут пси­хо­ло­гии Рос­сий­ской ака­де­мии наук (ФГБУН ИП РАН), г. Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Тина Ана­то­льев­на Куб­рак - кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник, Инсти­тут пси­хо­ло­гии Рос­сий­ской ака­де­мии наук (ФГБУН ИП РАН), г. Москва, Рос­сий­ская Федерация.
  • Ири­на Ана­то­льев­на Заче­со­ва - кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник, Инсти­тут пси­хо­ло­гии Рос­сий­ской ака­де­мии наук (ФГБУН ИП РАН), г. Москва, Рос­сий­ская Федерация.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest