Начало ХХI в. ознаменовано существенными трансформациями социальных отношений и процессов, обусловленными активным проникновением во все сферы жизнедеятельности информационных технологий, которые играют роль важного условия и материальной основы развития информационного и сетевого общества.
Информационное общество – качественно новое социальное устройство, в котором информация считается главным отличительным компонентом современного мира, сочетающим новые источники и способы (вос)производства, приема, хранения и распространения данных (интернетизация, девайсификация, киберпространство), качество информации (цифровизация, информационная «супермагистраль»), информационных агентов (от обывателей, любителей до онлайновых сообществ, от реальных акторов до киборгов и виртуальных идентичностей), автоматизацию электроники, виртуализацию экономики и повседневного общения.
Существует два основных подхода к определению данного понятия:
- В наше время стало больше информации – значит, общество, в котором мы живем, информационное;
- Очевидно, что в наше время стало больше информации, но характер этой информации изменил образ нашей жизни [Уэбстер, 2004, с. 8–9].
Надо сказать, информационно-технологический прогресс и совершенствование средств работы с информацией способствуют переосмыслению информации, в том числе как продукта, товара; расширению возможностей получения знаний о природе и обществе, (суб)культурах, мировых, внутристрановых и региональных тенденциях общественного, экономического, политического, культурного и даже семейного развития, повседневности и индивидуальных траекториях, то есть различных последствиях глобализации.
Другими словами, информатизация сегодня обретает особый гуманистический смысл, отражающий глубинные сдвиги в социо- и культурогенных механизмах человеческой цивилизации на макро-, мезо- и микроуровнях.
Семья как один из основополагающих социальных институтов и как базовая малая социальная группа – не исключение. Микропреобразования можно рассматривать на уровне адаптации членов конкретных семей к новым условиям жизнедеятельности, социально-экономическим, социально-политическим, социокультурным воздействиям.
Мезопреобразования могут интерпретироваться через актуальные тенденции и трансформации основ организации семейной жизни: конвергенцию семейных ролей мужчины и женщины, плюрализацию форм семейно-брачных и детско-родительских отношений, способов взаимодействия, диверсификацию структур детности, заботы, проблем и потребностей современных семей, вариативное конструирование паттернов семейного поведения и расширение способов их репрезентации. Макроуровень связан с внешними институциональными факторами информатизации, электронизации общества.
Социальная коммуникация, опосредованная различными гаджетами, начинает превалировать, что значительно усилило их влияние на социальные практики.
Так, функционирование различных семейных подсистем (супружеской, детско-родительской, сиблинговой, межпоколенной) тоже обладает информационным бэкграундом [Ariani, Permana, 2017, p. 331–334; Lanigan, 2009, p. 589–593; Patrikakou, 2016, p. 14–19].
Например, знакомства в Интернете стали одной из составляющих института добрачного поведения. Создание семейных чатов/онлайн-диалогов является одним из способов осуществления контроля за детьми; общение в социальных сетях рассматривается как дополнительный способ самопрезентации и самореализации, повышения самооценки. Интернет-сообщества родителей становятся инструментом не только общения, но и решения семейных проблем, наращивания ресурсности и социального капитала, преодоления социально-политической и социально-экономической эксклюзии. Обучение пользованию гаджетами и Интернетом становится источником сближения между поколениями внуков и старшими поколениями.
«Гаджет» переводится с английского языка как «техническое приспособление» (чаще всего – новинка из области цифровой техники), обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями. Данные средства являются максимально мобильными, функциональными, связанными с глобальной информационной сетью.
Интернет – неотъемлемая и активно используемая опция современного гаджета, что подтверждается данными отчета крупнейшей международной SMM-платформы Hootsuite, представленного в январе 2017 г. и переведенного корреспондентом Н. Барановой [Баранова, 2017, web]:
- более половины жителей мира использовали смартфон в 2016 г., в 2017 г. же зафиксировано 4,92 млрд. мобильных пользователей;
- более половины интернет-трафика в мире приходит с мобильных телефонов (2016 г.);
- один из пяти жителей планеты совершает покупки онлайн (2016 г.);
- выявлено 2,55 млрд. активных мобильных пользователей социальных сетей (2017 г.).
Аналитический доклад по результатам комплексного исследования использования населением информационно-телекоммуникационных технологий, представленный коллективом авторов НИУ «Высшая школа экономики» в 2015 г., показывает, что каждый третий россиянин (31%) выходит в Интернет с мобильных устройств. В целом, интернет-активность весьма разнообразна, однако чаще всего направлена на посещение социальных сетей (40%), досуг и развлечения, например, просмотр и скачивание фильмов, прослушивание музыки (32%), компьютерные игры (21%), отправку и прием электронных писем (26%), поиск и покупку товаров и услуг (24%), справочные запросы (23%) [Информационное общество, 2015].
Исследователи социогуманитарного профиля [Горячева, Лазебная, 2011; Ильин, 2012; Лагодина, 2013; Пашков, 2015; Обухова, 2011; Платонова, 2015;] часто обращаются к теме влияния гаджетов; несмотря на это, феномен «гаджетизации» остается пока изученным недостаточно, фрагментарно.
А.М. Пономарева и Т.С. Михеева определяют гаджетизацию как «изменение технологий усвоения новых знаний и навыков для эффективного социального функционирования и осуществления демонстративного потребления в эпоху информатизации, компьютеризации и интернетизации общества» [Пономарева, Михеева, 2015, с. 65].
С нашей точки зрения, гаджетизация связана не только с культурой демонстративного поведения, хотя сегодня действительно порой сложно полноценно интегрироваться во многие социальные коммуникации и практики, не обладая гаджетами и девайсами, превратившимися в атрибут статусной идентификации. Рационально они сопровождают, насыщают повседневное функционирование современными «примочками», зачастую необходимыми для социальной мобильности, работы, учебы, поддержания контактов с родными и друзьями.
Информатизация, компьютеризация, интернетизация и гаджетизация – это связанные процессы. Доминирование информации началось, в первую очередь, благодаря распространению компьютеров, оснащенных доступом к Интернету, однако компьютер недостаточно мобилен, поэтому современное информационное общество формируется на фоне других гаджетов: планшеты, смартфоны, позволяющие быть онлайн непрерывно и повсеместно.
В достоинствах и недостатках гаджетизации объективно можно запутаться. С одной стороны, гаджетизация и интернетизация делают людей сопричастными к мировым событиям, акциям.
Например, в 2014 г. в США был запущен флешмоб Ice Bucket Challenge: знаменитости массово обливались ледяной водой и передавали эстафету друг другу. Цель акции – рассказать о таком заболевании нервной системы, как «боковой амиотрофический склероз», и присоединиться к борьбе с ним.
Содержание акции: человек должен вылить на себя ведро холодной воды, разместить запись в Сети и бросить вызов знакомым. Если те не выполнят задание, они обязаны сделать пожертвование $ 100 в пользу фонда ALS Association. Было собрано более $ 100 млн.
Поскольку видео выкладывались в социальных сетях, фактически все мировое сообщество стало участником флешмоба (либо в роли зрителей или очевидцев, либо в качестве фигурантов): в Великобритании люди жертвовали деньги в пользу американской ALS Association и британской Motor Neurone Disease Association (собрано 2,7 млн фунтов стерлингов); в России – в ALS Association и в отечественные фонды Константина Хабенского и Чулпан Хаматовой «Подари жизнь» [Новикова, 2014, web].
Этот пример иллюстрирует способность информации и гаджетизации консолидировать общество на макроуровне. Кроме того, существует множество полезных образовательных и энциклопедических ресурсов (например, «Википедия», федеральный портал «Российское образование»); также есть различные интернет-магазины, платежные системы, социальные сети, мессенджеры и форумы, позволяющие осуществлять коммуникацию, в том числе через блогосферу, в виде комментариев, постов, репостов, твиттов, фото и др.
Одним из результатов гаджетизации становится развитие склонности к инновациям, нестандартному мышлению у современного «интернет-поколения». Гаджеты обогащают знания человека, расширяют границы его творческих способностей и площадки для их реализации. Так, по запросу «самые молодые инноваторы» поисковая система Яндекс предлагает 73 млн результатов.
С другой стороны, по данным Лаборатории Касперского, интернет-трафик является основным источником вирусных, вредоносных объектов [Информационное общество, 2015, с. 49], которые могут привести к поломке техники, утечке персональных данных, распространению нежелательного, агрессивного для психики и эмоционального фона контента дезинформационного, порнографического, экстремистского и даже смертоносного характера.
Согласно теории макдональдизации общества Дж. Ритцера, современность рационализируется по четырем основным принципам, которые характеризуют работу ресторанов быстрого питания: эффективность, предсказуемость, калькулируемость, контроль [Ритцер, 2011].
Расширение стилей жизни, множественная идентичность, разнообразие социальных практик расширяют адаптационные горизонты, потенциал и возможности наращивания ресурсности, платформ для самореализации.
Одновременно с этим алгоритмизация делает индивида заложником иллюзорной «золотой» клетки, провоцирует ложные эмоциональные привязки, а безграничная свобода выбора нередко приводит к иррационализации.
Подобная иррациональность особенно актуальна для детей. Хотя Е.Л. Омельченко и отмечает, что «новые поколения достаточно рациональны: они понимают, что не все в Сети правда, у них уже развит навык распознавать фальшивые новости и другие фэйки; они способны сопоставлять факты и фильтровать ту информацию, которая валится из Сети» (цит. по: [Якубовская, 2018, web]), на наш взгляд, многое зависит от возраста и виртуального «стажа» детей: не все из них и не всегда могут адекватно адаптироваться к меняющимся социокультурным условиям, оценивать и фильтровать поступающую информацию, блокировать вредоносные ресурсы и сервисы.
Среди последствий владения гаджетами следует отметить массовое пользование социальными сетями. Они работают по единому сценарию: пользователь создает собственный аккаунт, заполняет персональные данные, размещает фотографии, а далее пользуется возможностями сети (обменивается сообщениями, фото, ссылками на интересные страницы).
В данном формате самопрезентация практически ничем не ограничена: ребенок может самостоятельно выбрать, какой указать возраст, интересы и даже пол. Созданный профиль дает ему доступ к любым интересующим сообществам и группам.
Нередко дети становятся объектами радикальных манипуляций, в том числе суицидальных [Суходолов, Бычкова, 2016, с. 589–590]. Например, во «Вконтакте» существуют группы «Жертва суицида», «Суицид души», «От любви до суицида», «Суицид как стиль жизни».
В целом виртуальные сообщества подменяют реальные социальные связи; формируется новая, возможно, более упрощенная, предпочтительная, но все-таки виртуальная, поэтому порой ложная, проблемная идентичность [Щекотуров, 2013]. Актуализируется проблема обеспечения медиаи информационной безопасности и грамотности.
29 декабря 2010 г. был принят Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью», в котором в качестве одного из полномочий органов власти в сфере защиты детей от вредоносной информации определяется разработка программ по обеспечению информационной безопасности [ФЗ «О защите детей…», 2010].
Распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. № 2471р была утверждена Концепция информационной безопасности детей до 2020 г., в которой отмечается, что «процесс социализации через традиционные институты все активнее дополняется средствами массовой информации и массовой коммуникации, особенно информационно-телекоммуникационной сетью “Интернет”, которые <…> в определенной мере замещают традиционно сложившиеся формы <…> когда родители отстраняются от своих обязанностей по воспитанию и развитию детей».
При этом в Концепции весьма умозрительно (без опоры на статистические данные, реальные кейсы) обсуждаются принципы обеспечения информационной безопасности детей, приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики в данной области, ожидаемые результаты в виде профилактики, обучения и измерения медиаграмотности детей и родителей, не содержащие при этом описания ни конкретных шагов (например, по созданию специальных органов и служб, которым бы делегировались функции контроля, оценки эффективности осуществления такой политики), ни этапов реализации мероприятий.
Результаты социологических исследований показывают, что в одних семьях информационным «просвещением» детей занимаются родители (хотя зачастую оно приобретает форму контроля за интернет-активностью детей, в том числе косвенного, за счет добавления «в друзья» в социальных сетях).
…Мне кажется, если уж ребенок захочет, он и без твоего ведома найдет в Интернете, что надо… или наткнется на то, что не надо… Ну, я, конечно, журнал просматривал, хотя можно ведь было удалить историю при желании и знании. А так, сейчас можно что сделать? В друзья к своему ребенку Вконтакте и Instagram добавиться, вот тебе и весь контроль! Там-то все прозрачно1… (М., 41 год, воспитывает сына).
Однако следует понимать, что могут возникнуть другие проблемы: стремление избежать родительской опеки в Сети путем регистрации под другим именем и с чужой фотографией; снижение доверия вследствие жесткого контроля со стороны матери и отца; снижение родительского авторитета вследствие неадекватной самопрезентации в своих профайлах.
В других семьях родители сами не обладают необходимыми компетенциями и нуждаются в соответствующем комплексе знаний и умений, либо не осознают важности защиты детей от пагубной информации.
Дети сейчас ушлые: «Надо уроки делать – надо Интернет!». У них же теперь все в Интернете! Вконтакте своем залипают… Компьютер стоит в общей комнате, на виду, поэтому можно видеть, что они смотрят. Но там много всякого… если захотят – отыщут или случайно напорются. …Жена не разрешает им играть и торчать Вконтакте, пока уроки не сделают (М., 36, воспитывает сына и дочь). Заметим, что пока не идет речи о смартфонах.
Иногда взрослые не задумываются о негативных последствиях интернети гаджет-досуговой деятельности детей ввиду интенсивной профессиональной занятости.
Между тем, помимо всевозможных «вредителей», которые поджидают детей на тех или иных web-страницах, необходимо отметить и другие социальные риски, связанные с информатизацией, интернетизацией и гаджетизацией.
В частности, уже не одно десятилетие ученые отмечают формирование у современных школьников «клипового сознания» [Изместьева, 2016; Кошель, Сегал, 2015; Мерзляков, 2016], а именно способности краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или других аналогов.
С одной стороны, благодаря этому все образы воспринимаются чрезвычайно быстро, что позволяет мгновенно обрабатывать потоки информации, с другой – «клиповость» позволяет видеть только то, что на поверхности, не проникая в глубину процесса или явления [Митягина, Долгополова, 2009, с. 53]. И хотя «клиповость» выявлена еще до популяризации гаджетов, именно последние усиливают распространение данной тенденции.
Гаджеты способствуют изменению структуры когнитивных потребностей детей, появлению уверенности в том, что все необходимые сведения они смогут найти на информационных сайтах, необходимые навыки – получить, посмотрев урок на YouTube. Эта уверенность снижает мотивацию к запоминанию больших объемов информации, расширению источников поиска данных, коммуникации со взрослыми.
Гаджеты многофункциональны, напичканы различными приложениями; индивид находится в постоянных условиях выбора источника информации, что усиливает конкуренцию разработчиков на рынке, заставляет их придумывать «спецэффекты» для привлечения внимания аудитории. Это повышает значимость визуализации данных и, соответственно, интенсифицирует клиповость.
Использование Интернета и гаджетов в образовательной и досуговой деятельности ведет к тому, что функции по развитию знаний и навыков переходят от образовательных социальных институтов к самому ребенку, который теперь должен нести личную ответственность за качество формируемых компетенций.
Таким образом, цифровые устройства формируют у подрастающего поколения гибкое, быстрое, дробное, автоматическое и многозадачное мышление, однако при этом страдают способности к анализу, синтезу, абстракции и классификации информации.
Гаджет выступает внешним атрибутом, позволяющим определить социально-экономическое положение человека и его семьи, идентифицировать себя с референтной группой.
С одной стороны, современные дети способны определить марку, модель и основные характеристики практически любых гаджетов и по качеству девайса угадать социальный статус владельца, решить, общаться ли с этим человеком. С другой – покупка «статусной», модной техники, напротив, позволяет ввести окружающих в заблуждение, создав нужный образ, не коррелирующий с реальным положением дел.
Например, подросток из среднеобеспеченной семьи может владеть дорогим iPhone, купленным родителями в кредит, что позволяет ему входить в привилегированную группу обеспеченных одноклассников, обладающих схожими гаджетами, играть вместе, обсуждать и тестировать различные приложения, обмениваться фотографиями, видео, что уже недоступно детям с более бюджетными версиями телефонов.
Самоидентификация происходит уже не через внепроизводственные характеристики – качество жизни того или иного индивида теперь определяется по имеющимся у него девайсам.
Так, дети распределяются по группам исходя из возможности и сходства характеристик их гаджетов. Дети, не обладающие гаджетами, могут становиться аутсайдерами независимо от их личных качеств, интересов и успеваемости.
Процессы гаджетизации привели не только к изменению процессов включения в новые социальные группы – реальные и виртуальные, но и к трансформации у детей понятия «ближайшее окружение». Если раньше в этот круг входили родители, проживающие рядом родственники и друзья, с которыми ребенок чаще всего общается, то сейчас этот круг расширяется.
По данным исследования «Анализ вовлеченности подростков старшего школьного возраста в глобальную сеть Интернет» 2015–2016 гг. (n=200), подростки в реальной жизни имеют 3–4 друга, а в социальной сети таких друзей более 150 [Аржаных и др., 2014, с. 37]. При этом от реальных друзей и родителей школьники отдаляются: у 43% школьников возникали конфликты с родителями, учителями, друзьями по поводу долгого времяпрепровождения в сети; 38% скрывали от родителей выходы в Интернет; у 31 % родители отбирали гаджеты и компьютер. Во многом это связано с тем, что реальное общение отходит на второй план.
Гаджетизация перенаправляет вертикаль межпоколенного взаимодействия: взрослые учатся у младших пользоваться компьютерной техникой, дети настраивают родителям девайсы, обучают навыкам пользования социальными приложениями, помогают создать профиль и задают его настройки. Это область, где учителями и наставниками выступают дети.
Стоит подчеркнуть, что информатизация, интернетизация и гаджетизация общества и детства являются весьма неоднозначными процессами: опосредование социального взаимодействия и межличностных отношений современными девайсами нельзя однозначно оценивать по шкале «положительный–отрицательный», поскольку наблюдаются как позитивные, так и негативные эффекты, которые постепенно становятся объектом научного анализа.
Понятно, что массовая популяризация и распространение гаджетов вынуждает интегрировать их во все большее число сфер жизнедеятельности людей разных возрастов, однако следует отметить, что прежде всего именно взрослые должны заниматься информационным самовоспитанием, рефлексией, проявлять внимание к потребностям детей и поддерживать с ними доверительное, мотивационное общение.
Список литературы
- ФЗ от 29.12.2010. N436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью» // «КонсультантПлюс».
- Аржаных и др., 2014 – Роль виртуальных социальных сетей в жизни современного школьника. Отчет по итогам НИР / Аржаных Е.В., Задорин И.В., Колесникова Е.Ю., Гуркина О.А., Новикова Е.М., Мальцева Д.В. М.: МГППУ, Лаборатория мониторинговых исследований, 2014. 107 с.
- Баранова, 2017, web – Баранова Н. Мировые digital-тренды: как интернет распространяется по земному шару // Теплица социальных технологий. 16.02.2017.
- Горячева, Лазебная, 2011 – Горячева Е.А., Лазебная К.П. Потребление как феномен передачи long-dated символов. Точки соприкосновения теории символического П. Сорокина и медиологии Р. Дэбре // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 108–120.
- Изместьева, 2016 – Изместьева Н.Н. Клиповое сознание и образовательные технологии: к постановке проблемы // Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2016. Т. 19. № 1. С. 87–90.
- Ильин, 2012 – Ильин А.Н. Концепт безудержного потребления (структурный анализ) // Общественные науки и современность. 2012. № 2. С. 161–169.
- Информационное общество: востребованность информационнотелекоммуникационных технологий населением России / Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, Г.Г. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2015. 120 с.
- Кошель, Сегал, 2015 – Кошель В.А., Сегал А.П. «Клиповое мышление» как форма обыденного сознания // Международный академический вестник. 2015. № 4 (10). С. 15–23.
- Лагодина, 2013 – Лагодина Е.В. Настоящее и будущее российских общественных пространств // Российский психологический журнал. 2013. Т. 10. № 4. С. 62–69. DOI: 10.21702/rpj.2013.4.8.
- Мерзляков, 2016 – Мерзляков С.С. Клиповое сознание – это не плохо? Клиповое сознание – это хорошо? // Философия хозяйства. 2016. № 1 (103). С. 256–263.
- Митягина, Долгополова, 2009 – Митягина Е.В., Долгополова Н.С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2009. № 3 (15). С. 53–59.
- Новикова, 2014, web – Новикова А. Как флешмоб с обливанием ледяной водой захватил весь мир // Комсомольская правда. 25.08.2014.
- Обухова, 2011 – Обухова Ю.О. Мобильный телефон как средство самопрезентации в межличностной коммуникации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 2. С. 119–138.
- Пашков, 2015 – Пашков А.Г. Информационная «гаджетизация» как проблема личности и общества: куда ведут человека электронные коммуникаторы? // Берегиня. 777. Сова: Общество. Политика. Экономика. 2015. № 4 (27). С. 262–266.
- Платонова, 2015 – Платонова Е.Д. Экономическая модель будущего России: теоретико-методологический вектор разработки // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. №4 (29). DOI: 10.15862/77EVN415.
- Пономарева, Михеева, 2015 – Пономарева А.М., Михеева Т.С. Брендинг детских продуктов как инструмент холистического маркетинга: постановка проблемы, основная гипотеза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 24. С. 61–65.
- Ритцер, 2011 – Ритцер Дж. Макдональдизация общества 5 / пер. с англ. А.В. Лазарева. М.: Издательская и консалтинговая группа «Праксис», 2011. 592 с.
- Суходолов, Бычкова, 2016 – Суходолов А.П., Бычкова А.М. Освещение суицидальной тематики в средствах массовой информации в свете правовых ограничений и социальной значимости проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. № 4. С. 588–606. DOI: 10.17150/2308-6203.2016.5(4).588-606.
- Шеметова, 2013 – Шеметова Т.Н. Клиповое интернет-сознание как тип пралогичного мышления // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 4–2. С. 254–259.
- Щекотуров, 2013 – Щекотуров А.В. Конструирование виртуальной гендерной идентичности: автореф. дисс. к.соц.н.: 22.00.04 / Нижегород. гос. ун-т. Н. Новгород, 2013. 23 с.
- Уэбстер, 2004 – Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
- Якубовская, 2018, web – Якубовская К. «Рациональные добряки». Социолог – о том, как живет современная молодежь. Интервью с директором Центра Молодежных исследований НИУ ВШЭ-СанктПетербург, д.с.н. Е.Л. Омельченко // Газета «Аргументы и факты». 09.04.2018.
- Ariani, Permana, 2017 – Ariani H.B, Permana G. Wisely Using Gadget for Parents in Family Environment Campaign Design // 4th Bandung Creative Movement International Conference on Creative Industries. 2017. Vol. 41. P. 331–334. DOI: 10.2991/bcm-17.2018.64.
- Lanigan, 2009 – Lanigan J.D. A Sociotechnological Model for Family Research and Intervention: How Information and Communication Technologies Affect Family Life // Marriage & Family Review. 2009. Vol. 45. Iss. 6–8. P. 587–609. DOI: 10.1080/01494920903224194.
- Patrikakou, 2016 – Patrikakou E.N. Parent Involvement, Technology, and Media: Now What? // School Community Journal. 2016. Vol. 26. No. 2. P. 9– 24.
Выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-311-00348 «Трансформация детско-родительских отношений в эпоху информатизации общества».
Об авторах
- Исакова Инна Александровна – кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии и социальной работы. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Российская Федерация, г. Нижний Новгород, inna_isakova@mail.ru.
- Янак Алина Леонидовна – ассистент кафедры общей социологии и социальной работы. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Российская Федерация, г. Нижний Новгород, alinayanak91@yandex.ru.
- ДЕТИ. МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ. 2017. Отчет MOMRI
- Подросток: виртуальность и социальная реальность. Собкин В.С., Евстигнеева Ю.М.
- Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете
- Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире