Росту массовых коммуникаций способствует развитие электронных технологий и сеть Интернет. Из привычной физической окружающей действительности с материальными вещами и ценностями происходит смещение сферы интересов человека в электронную среду с иными качествами, связанными с созданием, распространением и использованием невещественной информации.
Перевод внимания с физического мира взаимодействий с вещами и техническими устройствами в иной, электронный – с символами и программами можно сравнить с явлением преломления, возникающего на границе двух различных сред, при этом изменяется направление проходящего через них луча.
В информационном обществе ценностью является информация, программы, коммуникация и то, что с ними непосредственно связано. В. Флюссер признает, что человек в будущем меньше имеет дело с вещами и не совершает поступки «он будет нажимать на кнопки, чтобы вести игру с символами. И потому это уже более не человек действующий, а человек играющий» [13, с. 117].
Существенные изменения, происходящие в сфере деятельности, оказывают влияние и на подростков, которые с увлечением создают разнообразные информационные продукты, например, публичные интернет-журналы, блоги, собственные телевизионные каналы, а также организуют тематические интернет-сообщества и группы с неограниченным числом участников. Добавляются в сеть полученные при помощи нажатия кнопки смартфона или фотокамеры фотографии, видео и это не завершение творческого процесса, а переход от одного его этапа в другой.
В массовых коммуникациях передача с помощью технических устройств точных копий своих движений, поз и иных композиций служит основой для привлечения внимания, установления контакта и обмена эмоциями с публикой.
Важной особенностью является возможность легкого создания и удаления неограниченного количества учетных записей, то есть личных данных пользователя и свободная от документов, подтверждающих личность регистрация в сети, которая предоставляет человеку выбор между анонимностью, позволяющей оставаться инкогнито либо зарегистрироваться под собственным именем и личной фотографией, либо создать псевдоним.
В качестве сетевого имени часто применяются псевдонимы, творчески конструируется индивидуальный стиль личной веб-станицы, включая и визуальный образ пользователя. Все это может свидетельствовать о создании комфортной психологической дистанции не только с другими участниками интернет-коммуникаций, но и с собственными информационными продуктами деятельности.
Визуальный образ пользователя в сети Интернет, в отличие от внешнего облика в физическом мире, конструируется посредством свободного выбора из личных фотографий или иных электронных изображений, картинок, поэтому вошел в повседневную речь такими понятиями как «юзерпик» от английского картинка пользователя или «аватар» с санскрита – нисшествие. Он выступает новым социокультурным феноменом информационного общества, визуальным стимулом к социальным коммуникациям, психологическим средством воздействия на собеседника.
Кроме того, может способствовать групповым процессам и подчеркивать принадлежность к социальной группе и, следовательно, представляет особый интерес для его изучения с позиций социальной психологии.
В современных условиях становятся наиболее актуальными и увеличиваются исследования в области визуальной культуры, в сфере массовых коммуникаций в условиях электронной среды при этом «существует значительный пробел в изучении социально-психологических особенностей самопрезентации в интернет-пространстве» [9] (Погонцева, 2013).
Согласно ранее проведенным исследованиям, аватар раскрывает мотивацию пользователя [5; 7]; характеризует личность на уровне отдельных личностных черт [19; 17]; отображает реальные социальные отношения, существующие в повседневном коммуникативном дискурсе; является средством самоидентификации [2] и самопрезентации [3]; выступает фактором формирования первичного доверия/недоверия [4].
Вместе с тем, следует отметить разрозненность эмпирических исследований, слабо проработанную теоретическую базу механизма выбора определенного изображения в качестве визуального образа пользователя сети Интернет.
Цель настоящей статьи обоснование аватара как познавательного визуального средства между участниками интернет-коммуникаций. Новизна заключается в определении регулирующих принципов выбора аватара в соответствии с операциями мышления.
Фотография собственного лица соответствует тому, что ежедневно видит человек в зеркале, формирует представление о принадлежности к определенной социальной группе, препятствует созданию новых образов.
В.А. Лабунская с позиций современной социальной психологической практики рассматривает внешний облик, как атрибут видимого человека и отмечает, что «преобразовательная активность, направленная на свой внешний облик, – это не просто коррекция и изменение внешнего облика, а выраженное стремление влиять на свои «внутренние» характеристики, на событийные контексты, на ценностно-смысловые интерпретации как себя, так и другого посредством воздействия на «внешние» характеристики» [6].
Во-первых, полное отсутствие каких-либо установленных стандартов, требований, предъявляемых к опубликованию в сети аватара пользователя, создает ситуацию неопределенности, во-вторых, обратимость, когда человек волен неоднократно изменять его в любой момент времени способствуют тому, что в решении проявляется не рациональность и не логика, а эмоции и творческое воображение. Преобразование собственного имени и внешности, с одной стороны, позволяет преодолеть состояние неопределенности в сети, подчеркнуть индивидуальность и самоопределение.
С другой стороны, может способствовать отрыву от реальной жизни, сохранению психологической дистанции между собой и другим участником коммуникаций, проживанию функций привлекающих образов.
Способность людей принимать и преодолевать неопределенность отличается, но в основе вынесенного решения заложены операции мышления, в частности, сравнение фотографий, выделение в них существенных признаков, раскрытие связей с мотивами и личностными качествами, абстрагированием или конкретизацией.
Если, увидев личную фотографию или иное изображение человек принимает решение об использовании ее в интернет-коммуникациях в качестве своего визуального образа, следовательно, он отмечает определенную установленную им взаимосвязь, привлекающую его общую черту с выбранным объектом. Выбор определяется либо стремлением к конкретности, однозначности, предпочтению стабильности, отвержением всего необычного; либо, наоборот, ему свойственна открытость новому, гибкость в поведении, предпочтение абстрактных форм.
Таким образом, регулирующие принципы выбора аватара раскрываются в трех направлениях: как в пользу конкретного, например, выбор только из личных фотографий; так и путем абстрагирования от реальных физических качеств и размещением изображений в общих чертах людей, животных, техники и т.п.; либо отказом от принятия решения.
Обобщая результаты исследований, можно сделать вывод, что на выбор изображения в качестве аватара оказывают влияние особенности информационно-коммуникационной сети и тематика веб-сайта.
В социальных сетях, предназначенных для поиска и установления контактов пользователям необходимо быть узнаваемыми, поэтому важно предоставить о себе наиболее конкретную информацию и в подавляющем большинстве они делают выбор в пользу реальных фотографий [2; 1].
В группах, форумах сети с различной тематической направленностью (политические, игровые и т.п.) целью является не самопрезентация и установление социальных контактов, а обсуждение интересующей, проблемной ситуации. В результате процентное распределение между личными фотографиями и иными изображениями (животных, вымышленных персонажей и т.п.) различно [7].
С одной стороны, выбор аватара основан на знании объективной действительности, поэтому, как правило, осознан и целенаправлен [20]. С другой стороны, критерием выбора определенного визуального образа в электронной среде, в том числе и из личных фотографий, является не максимально точное воспроизведение физических явлений, а результат познания и применение его как познавательного средства между участниками коммуникаций. Он размещается не вместо пользователя, не скрывает его и может не иметь визуального сходства с его владельцем, связь между ними условна, но он относится к структуре указывающего жеста на участника интернет-коммуникаций, выступает его символом и обладает необходимыми для коммуникаций качествами. Вне познавательной функции он бессмыслен и ценность его была бы лишь художественная.
В доступных нам теоретических и эмпирических исследованиях авторами научных публикаций, как правило, обращается внимание и проводятся различия между аватарами, содержащими личные фотографии от тех, которые не соответствуют физическим качествам владельца, по сути, являются визуальными псевдонимами и сравниваются с обманчивой самопрезентацией, подделкой [17].
В ходе исследования, сравнивая феномены «аватар», который скрывает реальные физические качества владельца и «обманчивая самопрезентация» выделяются едва заметные, но существенные различия, как между псевдонимом, избираемым на основе воображения в процессе самоопределения и подчеркивающем идентичность, особенности личности с феноменом хорошо известным в истории как «самозванство», связанного с утратой идентичности.
Осуществление деятельности человеком под чужими именами и личными фотографиями, например, широко известных личностей, то есть умышленная дезориентация других пользователей является, по сути, самозванством и обманом.
В сети Интернет можно найти множество фальшивых веб-страниц с именами и фотографиями знаменитых политиков, актеров, писателей, а также героев художественных и мультипликационных фильмов, в различных целях, в том числе и криминальных, используются и личные фотографии разных людей.
Следует проводить различия как между реальными именами, личными фотографиями пользователей, так и созданием псевдонимов, новых визуальных образов, так и присвоением конкретного чужого имени и внешнего облика.
Личные фотографии передают видимые физические качества владельца. Аватар, например, с изображением в виде животного, техники и т.д., является символом пользователя, следовательно, выражает ценностно-смысловую сферу личности. Создавая новый визуальный образ в информационно-телекоммуникационной сети, человек проявляет творческое воображение и организует свое поведение в соответствии с ним.
Но, в том случае, если участник интернет-коммуникаций завладевает конкретным чужим внешним обликом и именем то, таким образом, подделывает, копирует поведение другого человека и утрачивает идентичность.
Присвоение чужого имени, образа и извлечение пользы из него, из внешних признаков популярности, сексуальности, статуса и т.д. для того, чтобы обладать ценностями и смыслами, принятыми в обществе, свидетельствует об обмане, и именно в этом случае человек предстает с обманчивой самопрезентацией, то есть маской в современном понимании.
Характерный признак подделки в цели использования, не в качестве познавательного средства между участниками коммуникаций, а для извлечения каких-либо преимуществ из него.
Таким образом, необходимо обратить внимание, что в основе визуальных образов пользователей находится свободный выбор человека в искусственно созданных условиях сети Интернет.
На обычных фотографиях, фотографических автопортретах отображается статичная зафиксированная структура социальной реальности в физическом мире, поэтому те, кто рассматривают аватар пользователя лишь как фотографию, неосознанно ожидают совпадений с внешними особенностями владельца и приходят к выводу об их «истинности» или «ложности».
Когда берется в расчет только понятие «фотография пользователя», но не учитывается «свободный выбор», то возникает опасность в самообмане. Иллюзия восприятия, обман, который скрывается не в творческом процессе самоопределения, не в воссоздании идеального или желаемого образа участником коммуникаций, а в ошибках раскодирования, в принятии символа и невещественной электронной информации за отображение конкретных вещественных качеств.
Критерии выбора определенного изображения в качестве аватара основаны не на точном воспроизведении в электронной среде физических явлений, а на применении его как познавательного средства между участниками интернет-коммуникаций.
Библиографический список
- Антонова Ю.А., Демина С.А. Аватар как элемент самопрезентации в социальной сети // Лингво-культурология. – 2010. – № 4. – С. 15–20.
- Быльева Д.С. Аватар как индивидуальный выбор средства самоидентификации // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. – 2014. – № 1 (191). – С. 261–268.
- Гринькова Е.А. Особенности самопрезентации молодежи Юга России в социальных сетях // Science Time. – 2014. – № 12. – С. 133–143.
- Зайцева Ю.Е. Образ самопрезентации (аватара) как фактор формирования первичного доверия/недоверия субъекту интернет-коммуникации // Вестник СПбГУ. Серия 12. – 2012. – Вып. 1. – С. 134–143.
- Кузнецова И.В., Фоминова Е.А. Выбор аватара как форма самопрезентации в сети Интернет (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Петербургский психологический журнал. – 2016. – № 14. – С. 101–114.
- Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. – 2010. – № 1. – С. 26–39.
- Михина М.В. Коммуникационные мотивы участников групп сети Интернет на основании символьных изображений // Инновационная наука. – 2017. – № 7. – С. 107–112.
- Мышкина М.С. Виртуальная самопрезентация как пространство личностной идентичности и мотивационно-смысловой интенции личности // Вестник СамГУ. – 2015. – № 7 (129). – С. 212–221.
- Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. – 2013. – № 1. – С. 92–98.
- Спирина А.А. Псевдоним как результат самоидентификации творческой личности // Известия Самарского научного центра РАН. – 2015. – № 1 (2). – С. 475–478.
- Ушкин С.Г. Визуальные образы пользователей социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг. – 2012. – № 5 (111). – С. 159–169.
- Флюссер В. О положении вещей. Малая философия дизайна. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – 160 с.
- Фримен Дж. Проблема влияния электронной среды на интеллектуальное развитие и межличностные отношения одаренных и талантливых детей // Психологическая наука и образование. – 2015. – Т. 20. – № 1. – С. 102–109.
- Шкуратова И.П. Оформление внешности как средство самовыражения личности // СевероКавказский психологический вестник. – 2009. – № 2. – С. 33–36.
- Шугайло И.В. Пространство «Иного» в медиаобщении // Вестник ОмГУ. – 2013. – № 1 (67). – С. 21–24.
- Щебетенко С.А. Большая пятерка черт личности и активность пользователей в социальной сети «Вконтакте» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. – 2013. – № 4. – С. 73–83.
- Щекотуров А.В. От флирта до смены пола онлайн: подростковые практики альтернативных самопрезентаций в социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг. – 2017. – № 6 (142). – С. 327–343.
- Fong К. Mar R.A. What Does My Avatar Say About Me? Inferring Personality From Avatars // Personality and Social Psychology Bulletin. – 2015. – Vol. 41 (2). – P. 237–249.
- Young K. Online Social Networking: An Australian Perspective // International Journal of Emerging Technologies and Society. – 2009. – Vol. 7. – No. 1. – P. 39–57.
Об авторах
- Елена Викторовна Дятлова - кандидат исторических наук, доцент Иркутский государственный университет, г. Иркутск.
- Марина Владимировна Михина - магистр психологии, независимый исследователь, г. Иркутск.
Смотрите также:
- Алексеева К.А. Анонимность и ее влияние на самопрезентацию личности в виртуальной реальности
- Медведева И. А. Способы создания образа «я» в виртуальном дискурсе
- Первитская А.М. Личностные и социально-психологические особенности девушек, самопрезентирующих кросс-пол в социальных сетях
- Федоров В.В. Структура самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях