Дятлова Е.В, Михина М.В. Визуальные образы пользователей сети Интернет: от фотографии до аватара

Д

Росту мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций спо­соб­ству­ет раз­ви­тие элек­трон­ных тех­но­ло­гий и сеть Интер­нет. Из при­выч­ной физи­че­ской окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти с мате­ри­аль­ны­ми веща­ми и цен­но­стя­ми про­ис­хо­дит сме­ще­ние сфе­ры инте­ре­сов чело­ве­ка в элек­трон­ную сре­ду с ины­ми каче­ства­ми, свя­зан­ны­ми с созда­ни­ем, рас­про­стра­не­ни­ем и исполь­зо­ва­ни­ем неве­ще­ствен­ной информации. 

Пере­вод вни­ма­ния с физи­че­ско­го мира вза­и­мо­дей­ствий с веща­ми и тех­ни­че­ски­ми устрой­ства­ми в иной, элек­трон­ный – с сим­во­ла­ми и про­грам­ма­ми мож­но срав­нить с явле­ни­ем пре­лом­ле­ния, воз­ни­ка­ю­ще­го на гра­ни­це двух раз­лич­ных сред, при этом изме­ня­ет­ся направ­ле­ние про­хо­дя­ще­го через них луча. 

В инфор­ма­ци­он­ном обще­стве цен­но­стью явля­ет­ся инфор­ма­ция, про­грам­мы, ком­му­ни­ка­ция и то, что с ними непо­сред­ствен­но свя­за­но. В. Флюс­сер при­зна­ет, что чело­век в буду­щем мень­ше име­ет дело с веща­ми и не совер­ша­ет поступ­ки «он будет нажи­мать на кноп­ки, что­бы вести игру с сим­во­ла­ми. И пото­му это уже более не чело­век дей­ству­ю­щий, а чело­век игра­ю­щий» [13, с. 117].

Суще­ствен­ные изме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие в сфе­ре дея­тель­но­сти, ока­зы­ва­ют вли­я­ние и на под­рост­ков, кото­рые с увле­че­ни­ем созда­ют раз­но­об­раз­ные инфор­ма­ци­он­ные про­дук­ты, напри­мер, пуб­лич­ные интер­нет-жур­на­лы, бло­ги, соб­ствен­ные теле­ви­зи­он­ные кана­лы, а так­же орга­ни­зу­ют тема­ти­че­ские интер­нет-сооб­ще­ства и груп­пы с неогра­ни­чен­ным чис­лом участ­ни­ков. Добав­ля­ют­ся в сеть полу­чен­ные при помо­щи нажа­тия кноп­ки смарт­фо­на или фото­ка­ме­ры фото­гра­фии, видео и это не завер­ше­ние твор­че­ско­го про­цес­са, а пере­ход от одно­го его эта­па в другой. 

В мас­со­вых ком­му­ни­ка­ци­ях пере­да­ча с помо­щью тех­ни­че­ских устройств точ­ных копий сво­их дви­же­ний, поз и иных ком­по­зи­ций слу­жит осно­вой для при­вле­че­ния вни­ма­ния, уста­нов­ле­ния кон­так­та и обме­на эмо­ци­я­ми с публикой.

Важ­ной осо­бен­но­стью явля­ет­ся воз­мож­ность лег­ко­го созда­ния и уда­ле­ния неогра­ни­чен­но­го коли­че­ства учет­ных запи­сей, то есть лич­ных дан­ных поль­зо­ва­те­ля и сво­бод­ная от доку­мен­тов, под­твер­жда­ю­щих лич­ность реги­стра­ция в сети, кото­рая предо­став­ля­ет чело­ве­ку выбор меж­ду ано­ним­но­стью, поз­во­ля­ю­щей оста­вать­ся инког­ни­то либо заре­ги­стри­ро­вать­ся под соб­ствен­ным име­нем и лич­ной фото­гра­фи­ей, либо создать псевдоним. 

В каче­стве сете­во­го име­ни часто при­ме­ня­ют­ся псев­до­ни­мы, твор­че­ски кон­стру­и­ру­ет­ся инди­ви­ду­аль­ный стиль лич­ной веб-ста­ни­цы, вклю­чая и визу­аль­ный образ поль­зо­ва­те­ля. Все это может сви­де­тель­ство­вать о созда­нии ком­форт­ной пси­хо­ло­ги­че­ской дистан­ции не толь­ко с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми интер­нет-ком­му­ни­ка­ций, но и с соб­ствен­ны­ми инфор­ма­ци­он­ны­ми про­дук­та­ми деятельности.

Визу­аль­ный образ поль­зо­ва­те­ля в сети Интер­нет, в отли­чие от внеш­не­го обли­ка в физи­че­ском мире, кон­стру­и­ру­ет­ся посред­ством сво­бод­но­го выбо­ра из лич­ных фото­гра­фий или иных элек­трон­ных изоб­ра­же­ний, кар­ти­нок, поэто­му вошел в повсе­днев­ную речь таки­ми поня­ти­я­ми как «юзер­пик» от англий­ско­го кар­тин­ка поль­зо­ва­те­ля или «ава­тар» с сан­скри­та – нис­ше­ствие. Он высту­па­ет новым соци­о­куль­тур­ным фено­ме­ном инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства, визу­аль­ным сти­му­лом к соци­аль­ным ком­му­ни­ка­ци­ям, пси­хо­ло­ги­че­ским сред­ством воз­дей­ствия на собеседника. 

Кро­ме того, может спо­соб­ство­вать груп­по­вым про­цес­сам и под­чер­ки­вать при­над­леж­ность к соци­аль­ной груп­пе и, сле­до­ва­тель­но, пред­став­ля­ет осо­бый инте­рес для его изу­че­ния с пози­ций соци­аль­ной психологии.

В совре­мен­ных усло­ви­ях ста­но­вят­ся наи­бо­лее акту­аль­ны­ми и уве­ли­чи­ва­ют­ся иссле­до­ва­ния в обла­сти визу­аль­ной куль­ту­ры, в сфе­ре мас­со­вых ком­му­ни­ка­ций в усло­ви­ях элек­трон­ной сре­ды при этом «суще­ству­ет зна­чи­тель­ный про­бел в изу­че­нии соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей само­пре­зен­та­ции в интер­нет-про­стран­стве» [9] (Погон­це­ва, 2013).

Соглас­но ранее про­ве­ден­ным иссле­до­ва­ни­ям, ава­тар рас­кры­ва­ет моти­ва­цию поль­зо­ва­те­ля [5; 7]; харак­те­ри­зу­ет лич­ность на уровне отдель­ных лич­ност­ных черт [19; 17]; отоб­ра­жа­ет реаль­ные соци­аль­ные отно­ше­ния, суще­ству­ю­щие в повсе­днев­ном ком­му­ни­ка­тив­ном дис­кур­се; явля­ет­ся сред­ством само­иден­ти­фи­ка­ции [2] и само­пре­зен­та­ции [3]; высту­па­ет фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния пер­вич­но­го доверия/недоверия [4].

Вме­сте с тем, сле­ду­ет отме­тить раз­роз­нен­ность эмпи­ри­че­ских иссле­до­ва­ний, сла­бо про­ра­бо­тан­ную тео­ре­ти­че­скую базу меха­низ­ма выбо­ра опре­де­лен­но­го изоб­ра­же­ния в каче­стве визу­аль­но­го обра­за поль­зо­ва­те­ля сети Интернет.

Цель насто­я­щей ста­тьи обос­но­ва­ние ава­та­ра как позна­ва­тель­но­го визу­аль­но­го сред­ства меж­ду участ­ни­ка­ми интер­нет-ком­му­ни­ка­ций. Новиз­на заклю­ча­ет­ся в опре­де­ле­нии регу­ли­ру­ю­щих прин­ци­пов выбо­ра ава­та­ра в соот­вет­ствии с опе­ра­ци­я­ми мышления.

Фото­гра­фия соб­ствен­но­го лица соот­вет­ству­ет тому, что еже­днев­но видит чело­век в зер­ка­ле, фор­ми­ру­ет пред­став­ле­ние о при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­ной соци­аль­ной груп­пе, пре­пят­ству­ет созда­нию новых образов. 

В.А. Лабун­ская с пози­ций совре­мен­ной соци­аль­ной пси­хо­ло­ги­че­ской прак­ти­ки рас­смат­ри­ва­ет внеш­ний облик, как атри­бут види­мо­го чело­ве­ка и отме­ча­ет, что «пре­об­ра­зо­ва­тель­ная актив­ность, направ­лен­ная на свой внеш­ний облик, – это не про­сто кор­рек­ция и изме­не­ние внеш­не­го обли­ка, а выра­жен­ное стрем­ле­ние вли­ять на свои «внут­рен­ние» харак­те­ри­сти­ки, на собы­тий­ные кон­тек­сты, на цен­ност­но-смыс­ло­вые интер­пре­та­ции как себя, так и дру­го­го посред­ством воз­дей­ствия на «внеш­ние» харак­те­ри­сти­ки» [6].

Во-пер­вых, пол­ное отсут­ствие каких-либо уста­нов­лен­ных стан­дар­тов, тре­бо­ва­ний, предъ­яв­ля­е­мых к опуб­ли­ко­ва­нию в сети ава­та­ра поль­зо­ва­те­ля, созда­ет ситу­а­цию неопре­де­лен­но­сти, во-вто­рых, обра­ти­мость, когда чело­век волен неод­но­крат­но изме­нять его в любой момент вре­ме­ни спо­соб­ству­ют тому, что в реше­нии про­яв­ля­ет­ся не раци­о­наль­ность и не логи­ка, а эмо­ции и твор­че­ское вооб­ра­же­ние. Пре­об­ра­зо­ва­ние соб­ствен­но­го име­ни и внеш­но­сти, с одной сто­ро­ны, поз­во­ля­ет пре­одо­леть состо­я­ние неопре­де­лен­но­сти в сети, под­черк­нуть инди­ви­ду­аль­ность и самоопределение. 

С дру­гой сто­ро­ны, может спо­соб­ство­вать отры­ву от реаль­ной жиз­ни, сохра­не­нию пси­хо­ло­ги­че­ской дистан­ции меж­ду собой и дру­гим участ­ни­ком ком­му­ни­ка­ций, про­жи­ва­нию функ­ций при­вле­ка­ю­щих образов.

Спо­соб­ность людей при­ни­мать и пре­одо­ле­вать неопре­де­лен­ность отли­ча­ет­ся, но в осно­ве выне­сен­но­го реше­ния зало­же­ны опе­ра­ции мыш­ле­ния, в част­но­сти, срав­не­ние фото­гра­фий, выде­ле­ние в них суще­ствен­ных при­зна­ков, рас­кры­тие свя­зей с моти­ва­ми и лич­ност­ны­ми каче­ства­ми, абстра­ги­ро­ва­ни­ем или конкретизацией. 

Если, уви­дев лич­ную фото­гра­фию или иное изоб­ра­же­ние чело­век при­ни­ма­ет реше­ние об исполь­зо­ва­нии ее в интер­нет-ком­му­ни­ка­ци­ях в каче­стве сво­е­го визу­аль­но­го обра­за, сле­до­ва­тель­но, он отме­ча­ет опре­де­лен­ную уста­нов­лен­ную им вза­и­мо­связь, при­вле­ка­ю­щую его общую чер­ту с выбран­ным объ­ек­том. Выбор опре­де­ля­ет­ся либо стрем­ле­ни­ем к кон­крет­но­сти, одно­знач­но­сти, пред­по­чте­нию ста­биль­но­сти, отвер­же­ни­ем все­го необыч­но­го; либо, наобо­рот, ему свой­ствен­на откры­тость ново­му, гиб­кость в пове­де­нии, пред­по­чте­ние абстракт­ных форм. 

Таким обра­зом, регу­ли­ру­ю­щие прин­ци­пы выбо­ра ава­та­ра рас­кры­ва­ют­ся в трех направ­ле­ни­ях: как в поль­зу кон­крет­но­го, напри­мер, выбор толь­ко из лич­ных фото­гра­фий; так и путем абстра­ги­ро­ва­ния от реаль­ных физи­че­ских качеств и раз­ме­ще­ни­ем изоб­ра­же­ний в общих чер­тах людей, живот­ных, тех­ни­ки и т.п.; либо отка­зом от при­ня­тия решения.

Обоб­щая резуль­та­ты иссле­до­ва­ний, мож­но сде­лать вывод, что на выбор изоб­ра­же­ния в каче­стве ава­та­ра ока­зы­ва­ют вли­я­ние осо­бен­но­сти инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ной сети и тема­ти­ка веб-сайта. 

В соци­аль­ных сетях, пред­на­зна­чен­ных для поис­ка и уста­нов­ле­ния кон­так­тов поль­зо­ва­те­лям необ­хо­ди­мо быть узна­ва­е­мы­ми, поэто­му важ­но предо­ста­вить о себе наи­бо­лее кон­крет­ную инфор­ма­цию и в подав­ля­ю­щем боль­шин­стве они дела­ют выбор в поль­зу реаль­ных фото­гра­фий [2; 1]. 

В груп­пах, фору­мах сети с раз­лич­ной тема­ти­че­ской направ­лен­но­стью (поли­ти­че­ские, игро­вые и т.п.) целью явля­ет­ся не само­пре­зен­та­ция и уста­нов­ле­ние соци­аль­ных кон­так­тов, а обсуж­де­ние инте­ре­су­ю­щей, про­блем­ной ситу­а­ции. В резуль­та­те про­цент­ное рас­пре­де­ле­ние меж­ду лич­ны­ми фото­гра­фи­я­ми и ины­ми изоб­ра­же­ни­я­ми (живот­ных, вымыш­лен­ных пер­со­на­жей и т.п.) раз­лич­но [7].

С одной сто­ро­ны, выбор ава­та­ра осно­ван на зна­нии объ­ек­тив­ной дей­стви­тель­но­сти, поэто­му, как пра­ви­ло, осо­знан и целе­на­прав­лен [20]. С дру­гой сто­ро­ны, кри­те­ри­ем выбо­ра опре­де­лен­но­го визу­аль­но­го обра­за в элек­трон­ной сре­де, в том чис­ле и из лич­ных фото­гра­фий, явля­ет­ся не мак­си­маль­но точ­ное вос­про­из­ве­де­ние физи­че­ских явле­ний, а резуль­тат позна­ния и при­ме­не­ние его как позна­ва­тель­но­го сред­ства меж­ду участ­ни­ка­ми ком­му­ни­ка­ций. Он раз­ме­ща­ет­ся не вме­сто поль­зо­ва­те­ля, не скры­ва­ет его и может не иметь визу­аль­но­го сход­ства с его вла­дель­цем, связь меж­ду ними услов­на, но он отно­сит­ся к струк­ту­ре ука­зы­ва­ю­ще­го жеста на участ­ни­ка интер­нет-ком­му­ни­ка­ций, высту­па­ет его сим­во­лом и обла­да­ет необ­хо­ди­мы­ми для ком­му­ни­ка­ций каче­ства­ми. Вне позна­ва­тель­ной функ­ции он бес­смыс­лен и цен­ность его была бы лишь художественная.

В доступ­ных нам тео­ре­ти­че­ских и эмпи­ри­че­ских иссле­до­ва­ни­ях авто­ра­ми науч­ных пуб­ли­ка­ций, как пра­ви­ло, обра­ща­ет­ся вни­ма­ние и про­во­дят­ся раз­ли­чия меж­ду ава­та­ра­ми, содер­жа­щи­ми лич­ные фото­гра­фии от тех, кото­рые не соот­вет­ству­ют физи­че­ским каче­ствам вла­дель­ца, по сути, явля­ют­ся визу­аль­ны­ми псев­до­ни­ма­ми и срав­ни­ва­ют­ся с обман­чи­вой само­пре­зен­та­ци­ей, под­дел­кой [17].

В ходе иссле­до­ва­ния, срав­ни­вая фено­ме­ны «ава­тар», кото­рый скры­ва­ет реаль­ные физи­че­ские каче­ства вла­дель­ца и «обман­чи­вая само­пре­зен­та­ция» выде­ля­ют­ся едва замет­ные, но суще­ствен­ные раз­ли­чия, как меж­ду псев­до­ни­мом, изби­ра­е­мым на осно­ве вооб­ра­же­ния в про­цес­се само­опре­де­ле­ния и под­чер­ки­ва­ю­щем иден­тич­ность, осо­бен­но­сти лич­но­сти с фено­ме­ном хоро­шо извест­ным в исто­рии как «само­зван­ство», свя­зан­но­го с утра­той идентичности.

Осу­ществ­ле­ние дея­тель­но­сти чело­ве­ком под чужи­ми име­на­ми и лич­ны­ми фото­гра­фи­я­ми, напри­мер, широ­ко извест­ных лич­но­стей, то есть умыш­лен­ная дез­ори­ен­та­ция дру­гих поль­зо­ва­те­лей явля­ет­ся, по сути, само­зван­ством и обманом. 

В сети Интер­нет мож­но най­ти мно­же­ство фаль­ши­вых веб-стра­ниц с име­на­ми и фото­гра­фи­я­ми зна­ме­ни­тых поли­ти­ков, акте­ров, писа­те­лей, а так­же геро­ев худо­же­ствен­ных и муль­ти­пли­ка­ци­он­ных филь­мов, в раз­лич­ных целях, в том чис­ле и кри­ми­наль­ных, исполь­зу­ют­ся и лич­ные фото­гра­фии раз­ных людей.

Сле­ду­ет про­во­дить раз­ли­чия как меж­ду реаль­ны­ми име­на­ми, лич­ны­ми фото­гра­фи­я­ми поль­зо­ва­те­лей, так и созда­ни­ем псев­до­ни­мов, новых визу­аль­ных обра­зов, так и при­сво­е­ни­ем кон­крет­но­го чужо­го име­ни и внеш­не­го облика. 

Лич­ные фото­гра­фии пере­да­ют види­мые физи­че­ские каче­ства вла­дель­ца. Ава­тар, напри­мер, с изоб­ра­же­ни­ем в виде живот­но­го, тех­ни­ки и т.д., явля­ет­ся сим­во­лом поль­зо­ва­те­ля, сле­до­ва­тель­но, выра­жа­ет цен­ност­но-смыс­ло­вую сфе­ру лич­но­сти. Созда­вая новый визу­аль­ный образ в инфор­ма­ци­он­но-теле­ком­му­ни­ка­ци­он­ной сети, чело­век про­яв­ля­ет твор­че­ское вооб­ра­же­ние и орга­ни­зу­ет свое пове­де­ние в соот­вет­ствии с ним. 

Но, в том слу­чае, если участ­ник интер­нет-ком­му­ни­ка­ций завла­де­ва­ет кон­крет­ным чужим внеш­ним обли­ком и име­нем то, таким обра­зом, под­де­лы­ва­ет, копи­ру­ет пове­де­ние дру­го­го чело­ве­ка и утра­чи­ва­ет идентичность.

При­сво­е­ние чужо­го име­ни, обра­за и извле­че­ние поль­зы из него, из внеш­них при­зна­ков попу­ляр­но­сти, сек­су­аль­но­сти, ста­ту­са и т.д. для того, что­бы обла­дать цен­но­стя­ми и смыс­ла­ми, при­ня­ты­ми в обще­стве, сви­де­тель­ству­ет об обмане, и имен­но в этом слу­чае чело­век пред­ста­ет с обман­чи­вой само­пре­зен­та­ци­ей, то есть мас­кой в совре­мен­ном понимании. 

Харак­тер­ный при­знак под­дел­ки в цели исполь­зо­ва­ния, не в каче­стве позна­ва­тель­но­го сред­ства меж­ду участ­ни­ка­ми ком­му­ни­ка­ций, а для извле­че­ния каких-либо пре­иму­ществ из него.

Таким обра­зом, необ­хо­ди­мо обра­тить вни­ма­ние, что в осно­ве визу­аль­ных обра­зов поль­зо­ва­те­лей нахо­дит­ся сво­бод­ный выбор чело­ве­ка в искус­ствен­но создан­ных усло­ви­ях сети Интернет. 

На обыч­ных фото­гра­фи­ях, фото­гра­фи­че­ских авто­порт­ре­тах отоб­ра­жа­ет­ся ста­тич­ная зафик­си­ро­ван­ная струк­ту­ра соци­аль­ной реаль­но­сти в физи­че­ском мире, поэто­му те, кто рас­смат­ри­ва­ют ава­тар поль­зо­ва­те­ля лишь как фото­гра­фию, неосо­знан­но ожи­да­ют сов­па­де­ний с внеш­ни­ми осо­бен­но­стя­ми вла­дель­ца и при­хо­дят к выво­ду об их «истин­но­сти» или «лож­но­сти».

Когда берет­ся в рас­чет толь­ко поня­тие «фото­гра­фия поль­зо­ва­те­ля», но не учи­ты­ва­ет­ся «сво­бод­ный выбор», то воз­ни­ка­ет опас­ность в само­об­мане. Иллю­зия вос­при­я­тия, обман, кото­рый скры­ва­ет­ся не в твор­че­ском про­цес­се само­опре­де­ле­ния, не в вос­со­зда­нии иде­аль­но­го или жела­е­мо­го обра­за участ­ни­ком ком­му­ни­ка­ций, а в ошиб­ках рас­ко­ди­ро­ва­ния, в при­ня­тии сим­во­ла и неве­ще­ствен­ной элек­трон­ной инфор­ма­ции за отоб­ра­же­ние кон­крет­ных веще­ствен­ных качеств. 

Кри­те­рии выбо­ра опре­де­лен­но­го изоб­ра­же­ния в каче­стве ава­та­ра осно­ва­ны не на точ­ном вос­про­из­ве­де­нии в элек­трон­ной сре­де физи­че­ских явле­ний, а на при­ме­не­нии его как позна­ва­тель­но­го сред­ства меж­ду участ­ни­ка­ми интернет-коммуникаций.

Библиографический список

  1. Анто­но­ва Ю.А., Деми­на С.А. Ава­тар как эле­мент само­пре­зен­та­ции в соци­аль­ной сети // Линг­во-куль­ту­ро­ло­гия. – 2010. – № 4. – С. 15–20.
  2. Былье­ва Д.С. Ава­тар как инди­ви­ду­аль­ный выбор сред­ства само­иден­ти­фи­ка­ции // Науч­но-тех­ни­че­ские ведо­мо­сти Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го поли­тех­ни­че­ско­го уни­вер­си­те­та. Гума­ни­тар­ные и обще­ствен­ные нау­ки. – 2014. – № 1 (191). – С. 261–268.
  3. Гринь­ко­ва Е.А. Осо­бен­но­сти само­пре­зен­та­ции моло­де­жи Юга Рос­сии в соци­аль­ных сетях // Science Time. – 2014. – № 12. – С. 133–143.
  4. Зай­це­ва Ю.Е. Образ само­пре­зен­та­ции (ава­та­ра) как фак­тор фор­ми­ро­ва­ния пер­вич­но­го доверия/недоверия субъ­ек­ту интер­нет-ком­му­ни­ка­ции // Вест­ник СПб­ГУ. Серия 12. – 2012. – Вып. 1. –  С. 134–143.
  5. Куз­не­цо­ва И.В., Фоми­но­ва Е.А. Выбор ава­та­ра как фор­ма само­пре­зен­та­ции в сети Интер­нет (на при­ме­ре соци­аль­ной сети «ВКон­так­те») // Петер­бург­ский пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. – 2016. – № 14. – С. 101–114.
  6. Лабун­ская В.А. «Види­мый чело­век» как соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский фено­мен // Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. – 2010. – № 1. – С. 26–39.
  7. Михи­на М.В. Ком­му­ни­ка­ци­он­ные моти­вы участ­ни­ков групп сети Интер­нет на осно­ва­нии сим­воль­ных изоб­ра­же­ний // Инно­ва­ци­он­ная нау­ка. – 2017. – № 7. – С. 107–112.
  8. Мыш­ки­на М.С. Вир­ту­аль­ная само­пре­зен­та­ция как про­стран­ство лич­ност­ной иден­тич­но­сти и моти­ва­ци­он­но-смыс­ло­вой интен­ции лич­но­сти // Вест­ник Сам­ГУ. – 2015. – № 7 (129). – С. 212–221.
  9. Погон­це­ва Д.В. Пре­зен­та­ция в соци­аль­ной сети как созда­ние вир­ту­аль­ной тату­и­ров­ки // Фило­соф­ские про­бле­мы инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий и кибер­про­стран­ства. – 2013. – № 1. – С. 92–98.
  10. Спи­ри­на А.А. Псев­до­ним как резуль­тат само­иден­ти­фи­ка­ции твор­че­ской лич­но­сти // Изве­стия Самар­ско­го науч­но­го цен­тра РАН. – 2015. – № 1 (2). – С. 475–478.
  11. Ушкин С.Г. Визу­аль­ные обра­зы поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Мони­то­ринг. – 2012. – № 5 (111). – С. 159–169.
  12. Флюс­сер В. О поло­же­нии вещей. Малая фило­со­фия дизай­на. – М.: Ад Мар­ги­нем Пресс, 2016. – 160 с.
  13. Фри­мен Дж. Про­бле­ма вли­я­ния элек­трон­ной сре­ды на интел­лек­ту­аль­ное раз­ви­тие и меж­лич­ност­ные отно­ше­ния ода­рен­ных и талант­ли­вых детей // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. – 2015. – Т. 20. – № 1. – С. 102–109.
  14. Шку­ра­то­ва И.П. Оформ­ле­ние внеш­но­сти как сред­ство само­вы­ра­же­ния лич­но­сти // Севе­ро­Кав­каз­ский пси­хо­ло­ги­че­ский вест­ник. – 2009. – № 2. – С. 33–36.
  15. Шугай­ло И.В. Про­стран­ство «Ино­го» в медиа­об­ще­нии // Вест­ник ОмГУ. – 2013. – № 1 (67). – С. 21–24.
  16. Щебе­тен­ко С.А. Боль­шая пятер­ка черт лич­но­сти и актив­ность поль­зо­ва­те­лей в соци­аль­ной сети «Вкон­так­те» // Вест­ник ЮУр­ГУ. Серия: Пси­хо­ло­гия. – 2013. – № 4. – С. 73–83.
  17. Щеко­ту­ров А.В. От флир­та до сме­ны пола онлайн: под­рост­ко­вые прак­ти­ки аль­тер­на­тив­ных само­пре­зен­та­ций в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» // Мони­то­ринг. – 2017. – № 6 (142). – С. 327–343.
  18. Fong К. Mar R.A. What Does My Avatar Say About Me? Inferring Personality From Avatars // Personality and Social Psychology Bulletin. – 2015. – Vol. 41 (2). – P. 237–249.
  19. Young K. Online Social Networking: An Australian Perspective // International Journal of Emerging Technologies and Society. – 2009. – Vol. 7. – No. 1. – P. 39–57.
Источ­ник: Вест­ник Костром­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та. Серия: Педа­го­ги­ка. Пси­хо­ло­гия. Соци­о­ки­не­ти­ка. 2018. №4.

Об авторах

  • Еле­на Вик­то­ров­на Дят­ло­ва - кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук, доцент Иркут­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет, г. Иркутск.
  • Мари­на Вла­ди­ми­ров­на Михи­на - магистр пси­хо­ло­гии, неза­ви­си­мый иссле­до­ва­тель, г. Иркутск.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest