Королева Д.О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения

К

Введение

Повсе­днев­ность под­рост­ка может быть рас­смот­ре­на с несколь­ких ракур­сов: с одной сто­ро­ны - это усло­вия, созда­ва­е­мые взрос­лы­ми для детей (нор­ма­тив­ное про­стран­ство взрос­ле­ния), с дру­гой — под­рост­ко­вая повсе­днев­ность как прак­ти­ка, созда­ва­е­мая сами­ми под­рост­ка­ми (реаль­ное про­стран­ство взросления).

Гово­ря об иссле­до­ва­нии про­странств взрос­ле­ния неза­ви­си­мо от выбран­ных мето­дов - каче­ствен­ных, коли­че­ствен­ных, объ­ек­тив­ных, про­ек­тив­ных, — пси­хо­ло­ги­че­ская и соци­аль­ная нау­ки стал­ки­ва­ют­ся с общей про­бле­мой«недо­ступ­но­стью» или «закры­то­стью» реаль­но­го про­стран­ства взрос­ле­ния от глаз наблюдателя. 

Это свя­за­но с дефи­ци­том мето­дик, поз­во­ля­ю­щих дей­стви­тель­но про­ник­нуть в «под­рост­ко­вый мир», так как апри­о­ри моло­дые люди в этом воз­расте отда­ля­ют­ся от взрос­лых, у них про­яв­ля­ет­ся нарас­та­ю­щая скрыт­ность поведения. 

Такие основ­ные мето­ды полу­че­ния фак­тов в пси­хо­ло­гии, как бесе­да, само­ре­флек­сия, анке­ти­ро­ва­ние и др., огра­ни­че­ны цен­зу­ри­ро­ван­но­стю отве­тов, отсут­стви­ем у под­рост­ка «язы­ка» для опи­са­ния про­ис­хо­дя­щих с ним изменений.

Внеш­не­му наблю­де­нию, широ­ко при­ме­ня­е­мо­му в пси­хо­ло­гии, недо­ступ­ны скры­ва­е­мые фак­ты, а полу­чен­ные резуль­та­ты слож­ны в интер­пре­та­ции и в любом слу­чае оце­ни­ва­ют­ся с пози­ции взрос­ло­го. Про­ек­тив­ные мето­ди­ки выяв­ля­ют толь­ко внут­рен­ние пере­жи­ва­ния инди­ви­да, свя­зан­ные с собы­ти­я­ми жиз­ни, но не отра­жа­ю­щие повседневность. 

Еще более неопре­де­лен­ная ситу­а­ция скла­ды­ва­ет­ся с вир­ту­аль­но­стью как эле­мен­том повсе­днев­но­сти совре­мен­ных под­рост­ков. Моло­дые люди в мет­ро и обще­ствен­ном транс­пор­те в науш­ни­ках, с теле­фо­на­ми, жало­бы учи­те­лей на посто­ян­ное при­сут­ствие гад­же­тов на уро­ке, бес­по­кой­ство роди­те­лей по пово­ду интер­нет зави­си­мо­сти детей — все это иллю­стра­ции, харак­тер­ные для опи­са­ния сего­дняш­ней ситу­а­ции взрос­ле­ния под­рост­ков, но эмпи­ри­че­ских дан­ных, опи­сы­ва­ю­щих про­ис­хо­дя­щие изме­не­нияне так много.

Виртуальная и реальная жизни подростка

С появ­ле­ни­ем совре­мен­ных инфор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий про­ти­во­по­став­ле­ние вир­ту­аль­ной жиз­ни под­рост­ка реаль­ной ста­ло сво­е­го рода иссле­до­ва­тель­ским трендом.

Вытес­не­ние на пери­фе­рию тра­ди­ци­он­ных досу­го­вых прак­тик новы­ми ком­пью­тер­но-опо­сре­до­ван­ны­ми опи­са­но в ряде иссле­до­ва­ний [5; 1]. По наблю­де­ни­ям спе­ци­а­ли­стов цен­тра «Пере­кре­сток», в Москве с улиц прак­ти­че­ски исчез­ли под­рост­ко­вые ком­па­нии. Этот про­цесс шел одно­вре­мен­но с уве­ли­че­ни­ем коли­че­ства доступ­ных под­рост­ку воз­мож­но­стей само­ре­а­ли­за­ции в сети [1].

Вре­менной режим пре­бы­ва­ния под­рост­ка в вир­ту­аль­ном про­стран­стве пред­став­лен в кол­лек­тив­ной рабо­те [4]. В то же вре­мя, бла­го­да­ря тому, что сего­дняш­ние школь­ни­ки в боль­шин­стве сво­ем явля­ют­ся обла­да­те­ля­ми мобиль­ных теле­фо­нов с выхо­дом в интер­нет [Коро­ле­ва Д.О. 2016] мож­но пред­по­ло­жить, что прак­ти­ки, созда­ва­е­мые сами­ми под­рост­ка­ми онлайн и оффлайн, могут пере­се­кать­ся. Под­твер­жде­ние это­му мож­но най­ти в зару­беж­ных пуб­ли­ка­ци­ях посвя­щен­ных теме кон­вер­ген­ции вир­ту­аль­ной и реаль­ной жиз­ни совре­мен­ных моло­дых людей.

Рас­про­стра­нен­ное заблуж­де­ние, что Интер­нет как- то ради­каль­но отде­ля­ет­ся от повсе­днев­ной жиз­ни, изу­че­но аме­ри­кан­ски­ми иссле­до­ва­те­ля­ми [13]. В их ста­тье опи­сы­ва­ет­ся про­бле­ма тра­ди­ци­он­ных этно­гра­фи­че­ских кон­струк­ций, при­вя­зан­ных к «месту» и при­во­дят­ся дово­ды в поль­зу раз­ви­тия этно­гра­фи­че­ских мето­дов, в осно­ве кото­рых лежит наблю­де­ние и фик­са­ция «пере­ме­ще­ния» под­рост­ков в Интер­не­те и в авто­ном­ном режиме.

Иссле­до­ва­тель Д. Бойд (D. Boyd) ана­ли­зи­ру­ет пере­се­че­ние и вза­им­ное отра­же­ние под­рост­ко­вых прак­тик созда­ва­е­мых в реаль­ном и вир­ту­аль­ном про­стран­ствах [9]. В сво­ей кни­ге Бойд отме­ча­ет, что для под­рост­ков во все вре­ме­на было свой­ствен­но нахо­дить­ся в «сете­вых обще­ствен­ных сре­дах» (networked publics)если для их роди­те­лей в каче­стве таких сред высту­па­ли пар­ки, дво­ры, тер­ри­то­рия «за гара­жа­ми», то для сего­дняш­них моло­дых людей ста­ло доступ­ным еще одно место - соци­аль­ная сеть.

Про­бле­ма дефи­ци­та мето­дик, поз­во­ля­ю­щих полу­чить объ­ек­тив­ные дан­ные о пове­де­нии под­рост­ка в Сети, под­ни­ма­ет­ся в рабо­те Д. Фел­дон и Я. Кафаи (D.F. Feldon, Y.B. Kafai) [11]. Иссле­до­ва­те­ли кри­ти­ку­ют моно под­ход (mono-method studies), когда изу­ча­ет­ся толь­ко вир­ту­аль­ная или реаль­ная жизнь инди­ви­да, отме­чая, что для полу­че­ния объ­ек­тив­ной инфор­ма­ции необ­хо­ди­мо исполь­зо­вать сме­шан­ные мето­ды иссле­до­ва­ния и наблю­дать про­цесс парал­лель­но онлайн и оффлайн.

Схо­жий под­ход был реа­ли­зо­ван в иссле­до­ва­нии исполь­зо­ва­ния ком­пью­те­ра в повсе­днев­ной жиз­ни под­рост­ков, про­ве­ден­ном в Швей­ца­рии [7]. Исполь­зуя дра­ма­тур­ги­че­скую тео­рию И. Гоф­ма­на [Goffman, 1974, 1981] П. Арсанд (P.A. Aarsand) пока­зал, что онлайн и оффлайн собы­тия в жиз­ни совре­мен­ных юно­шей и деву­шек невоз­мож­но раз­де­лить на «основ­ную» и «побоч­ную» (вспо­мо­га­тель­ную) сце­ны, эти собы­тия для респон­ден­тов равнозначны.

Важ­но учи­ты­вать, что совре­мен­ные ком­пью­тер­ные и интер­нет-тех­но­ло­гии раз­ви­ва­ют­ся чрез­вы­чай­но дина­мич­но, появ­ля­ют­ся новые фор­мы вза­и­мо­дей­ствия: соци­аль­ные сети, фору­мы, мес­се­дже­ры и т.д. Так­же необ­хо­ди­мо при­ни­мать во вни­ма­ние вли­я­ние куль­тур­но­го кон­тек­ста на обще­ние в Сети.

Изу­че­ние меха­низ­мов и усло­вий пере­се­че­ния собы­тий онлайн и оффлайн, харак­тер­ных для повсе­днев­но­сти совре­мен­ных рос­сий­ских под­рост­ков, состав­ля­ет цель насто­я­ще­го исследования.

Зада­чи исследования:

  • Раз­ра­бот­ка мето­ди­ки изу­че­ния повсе­днев­но­сти совре­мен­ных под­рост­ков фик­си­ру­ю­щей собы­тия, про­ис­хо­дя­щие в реаль­ном и вир­ту­аль­ном пространстве.
  • Полу­че­ние акту­аль­но­го вре­ме­ни исполь­зо­ва­ния под­рост­ком гад­же­та и сер­ви­сов соци­аль­ных медиа в тече­нии дня.
  • Выяв­ле­ние пере­се­че­ний онлайн и оффлайн актив­но­стей совре­мен­ных подростков.
  • Обна­ру­же­ние при­чин сме­ны режи­мов онлайн и оффлайн.
  • Момен­ты и при­чи­ны «выхо­да» в сеть.

Методика «Дневник онлайн и оффлайн»

Описание методики

С целью фик­са­ции собы­тий, про­ис­хо­дя­щих в реаль­ном и вир­ту­аль­ном про­стран­стве взрос­ле­ния совре­мен­но­го под­рост­ка, а так­же пере­се­че­ний дан­ных собы­тий, раз­ра­бо­та­на мето­ди­ка «Днев­ник онлайн и оффлайн».

Дан­ная мето­ди­ка вклю­ча­ет три основ­ных части. Пер­вая заклю­ча­ет­ся в веде­нии под­рост­ком днев­ни­ка в тече­нии 5-7 дней, где фик­си­ру­ет­ся его повсе­днев­ная жизнь и собы­тия, про­ис­хо­дя­щие в реаль­ной или вир­ту­аль­ной жизни. 

Это днев­ни­ко­вая мето­ди­ка широ­ко при­ме­ня­е­мая в пси­хо­ло­гии, одна­ко зада­чей веде­ния днев­ни­ка явля­ет­ся не интро­спек­ция или наблю­де­ние соб­ствен­ных пси­хи­че­ских про­цес­сов, а ско­рее фик­са­ция мате­ри­а­ла для после­ду­ю­ще­го ана­ли­за и обсуждения.

Вто­рая часть - интер­вью, где подроб­но обсуж­да­ют­ся собы­тия неде­ли, опи­сан­ные в днев­ни­ке, а так­же вме­сте с респон­ден­том про­смат­ри­ва­ют­ся и обсуж­да­ют­ся его про­фи­ли в соци­аль­ных сетях и публикации.

Выбор дан­ной мето­ди­ки объ­яс­ня­ет­ся спе­ци­фи­кой рабо­ты с респон­ден­та­ми под­рост­ко­во­го воз­рас­та. При пись­мен­ных или уст­ных отве­тах под­рост­ки, как пра­ви­ло, дают крайне обте­ка­е­мую и общую инфор­ма­цию, харак­те­ри­зу­ю­щую про­шед­ший про­ме­жу­ток вре­ме­ни: «проснул­ся», «был в шко­ле», «учил­ся». Моло­дые люди зача­стую не могут опи­сать, что они дела­ли в то или иное вре­мя. Пред­став­ля­ет­ся, что это свя­за­но с отсут­стви­ем «язы­ка» опи­са­ния и сла­бой рефлексией. 

Осо­бен­но ярко это замет­но при попыт­ке опи­сать собы­тия, нена­сы­щен­ные, обы­ден­ные, не ассо­ци­и­ру­ю­щи­е­ся с назва­ни­я­ми мест и заня­тий и т.д.

Бла­го­да­ря запи­сям в днев­ни­ке, обсуж­де­ние с респон­ден­том стро­ит­ся отно­си­тель­но уже зафик­си­ро­ван­ных, а не абстракт­ных собы­тий, инфор­ма­ция соци­аль­ных сетей допол­ня­ет мате­ри­ал днев­ни­ка, таким обра­зом интер­вью явля­ет­ся крайне инфор­ма­тив­ным. Кро­ме того, уда­ет­ся «пой­мать» собы­тия про­ис­хо­дя­щие онлайн и оффлайн, уви­деть момен­ты пере­се­че­ния и перехода.

Описание пилотного исследования

Пилот­ная груп­па была сфор­ми­ро­ва­на из 10 мос­ков­ских под­рост­ков-стар­ше­класс­ни­ков (5 юно­шей и 5 деву­шек 13-16 лет).

Школь­ни­кам в тече­ние неде­ли пред­ла­га­лось вести днев­ник (в бумаж­ном или элек­трон­ном виде на усмот­ре­ние респон­ден­та), кото­рый пред­став­лял собой таб­ли­цу с дву­мя основ­ны­ми поля­ми «онлайн» и «оффлайн» и под­столб­ца­ми: «собы­тие /сцена», «место», «вре­мя» и т.д. (рис. 1). 

Рис. 1. Дневник онлайн и оффлайн
Рис. 1. Днев­ник онлайн и оффлайн

Под­ро­сток зано­сил в стол­бец «онлайн» все собы­тия, в кото­рые он поль­зо­вал­ся гад­же­том или ком­пью­те­ром - обра­щал­ся к интер­не­ту, общал­ся в соци­аль­ных сетях и т.д. Такие дей­ствия мог­ли про­ис­хо­дить как само­сто­я­тель­ные, отдель­ные, или быть парал­лель­ны­ми оффлайн про­цес­су. Стол­бец «оффлайн» отра­жа­ет собы­тия, никак не свя­зан­ные с исполь­зо­ва­ни­ем средств выхо­да в интернет.

По ито­гам запол­не­ния днев­ни­ка с под­рост­ком про­во­ди­лось интер­вью, где подроб­нее обсуж­да­лись собы­тия неде­ли опи­сан­ные им, а так­же вме­сте с респон­ден­том про­смат­ри­вал­ся и обсуж­дал­ся его про­филь Вкон­так­те и посты за неделю.

Результаты пилотного исследования

Параллельность

Про­ве­ден­ное иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что онлайн и оффлайн обще­ние совре­мен­ных под­рост­ков не явля­ют­ся изо­ли­ро­ван­ны­ми про­цес­са­ми. Соглас­но ана­ли­зу запи­сей днев­ни­ков боль­шую часть дня под­рост­ки про­во­дят перед ноут­бу­ка­ми, мобиль­ны­ми устрой­ства­ми и про­чи­ми гад­же­та­ми, кото­рые сего­дня есть у боль­шин­ства моло­дых людей (7080% собы­тий дневника). 

Онлайн актив­ность, будь то про­смотр сай­тов, про­слу­ши­ва­ние музы­ки или обще­ние в соци­аль­ных сетях про­ис­хо­дит парал­лель­но с при­сут­стви­ем в шко­ле на уро­ках, с обще­ни­ем с роди­те­ля­ми, одно­класс­ни­ка­ми и дру­зья­ми, поезд­ка­ми в транспорте.

В каче­стве иллю­стра­ции фено­ме­на пере­се­че­ния онлайн и оффлайн актив­но­стей совре­мен­ных под­рост­ков далее пред­став­ле­ны выдерж­ки из интер­вью с участ­ни­ка­ми исследования.

Респон­дент: Обыч­но, когда я зав­тра­каю, то есть, я при­го­то­ви­ла зав­трак, беру теле­фон, там, и, может быть, играю в игру и кушаю одно­вре­мен­но, вот. [Цита­та из интер­вью с девуш­кой-под­рост­ком (13 лет) по ито­гам запол­не­ния дневника].

Респон­дент: С 9.00 до 11.00 нача­лись уро­ки, я зашел Вкон­такт, слу­шаю, ну, уро­ки, шко­ла, хоро­шее настро­е­ние без теле­фо­на. 11.10, сижу в сто­ло­вой, пью чай с Аней, ааа, пью чай, тоже сидел Вкон­так­те. Ну, вот, это понятно.

Интер­вью­ер: А на уро­ках не меша­ло тебе это? В смыс­ле, учи­те­ля нор­маль­но к это­му относятся?

Респон­дент: Ну, я, опять, я не так то, что сижу, он у меня, не знаю, как так назвать, про­сто вот так рядом и смот­ришь, что там про­ис­хо­дит. 15.00 я пошел домой, ааа, опять зашел Вкон­такт, зашел по доро­ге. [Цита­та из интер­вью с юно­шей-под­рост­ком (15 лет) по ито­гам запол­не­ния дневника].

Красные зоны

Мате­ри­а­лы ана­ли­за днев­ни­ков и про­ве­ден­ных интер­вью пока­за­ли, что в под­рост­ко­вой повсе­днев­но­сти, несмот­ря на оби­лие онлайн актив­но­стейсуще­ству­ют и сво­е­го рода «крас­ные зоны», когда под­ро­сток по сво­е­му жела­нию отка­зы­ва­ет­ся от воз­мож­но­сти «ухо­да» в парал­лель­ную реальность.

Соглас­но ана­ли­зу, подоб­ных собы­тий, зафик­си­ро­ван­ных в днев­ни­ке, доволь­но немно­го, как пра­ви­ло они свя­за­ны со зна­чи­мы­ми собы­ти­я­ми повсе­днев­но­сти - когда про­ис­хо­дит какое-то важ­ное для респон­ден­та собы­тие, во вре­мя обще­ния со сверст­ни­ка­ми и роди­те­ля­ми, если в шко­ле инте­рес­ный или слож­ный урок, контрольная.

Ниже даны выдерж­ки из интер­вью с под­рост­ком при­ни­мав­шем уча­стие в исследовании.

Респон­дент: Ну, потом я при­ез­жаю в шко­лу, слу­шаю музы­ку, пока иду до шко­лы, при­хо­жу туда, и пока я там под­ни­ма­юсь по лест­ни­це, то есть вай-фай в шко­ле, быст­ро захо­жу, что-то про­смат­ри­ваю, есть сооб­ще­ния или нет, и все, вот. На уро­ках я обыч­но не пользуюсь.

Интер­вью­ер: Ты не поль­зу­ешь­ся интернетом?

Респон­дент: Если, да, ну, то есть, как бы мне неза­чем, либо я что-то пишу, либо я слу­шаю, вот, либо раз­го­ва­ри­ваю с кем-то, как-то. [Цита­та из интер­вью с девуш­кой- под­рост­ком (15 лет) по ито­гам запол­не­ния дневника].

Скука — причина «выхода» в сеть

Ана­лиз при­чин сме­ны режи­мов онлайн и оффлайн и момен­тов «выхо­да» в Сеть пока­зал, что неред­ко это свя­за­но со ску­кой. Под­рост­ки отме­ча­ют, что лег­ко пере­клю­ча­ют­ся на обще­ние в соц­се­ти и дру­гие вир­ту­аль­ные актив­но­сти в момент, когда им ста­но­вит­ся скуч­но и неинтересно.

Респон­дент: Это ask (…) Это так, зна­е­те, это вопрос дня. Ну, я там читаю, быва­ет, ред­ко захо­жу, читаю тех, кого я знаю, что им зада­ют. Ну, ино­гда быва­ет скуч­но. И там вот вопро­сы дня; их мож­но листать, пере­ме­ши­вать. Когда силь­но скуч­но, мож­но поот­ве­чать на вопросы.

Интер­вью­ер: Кото­рые тебе задают?

Респон­дент: Нет-нет, в смыс­ле мне люди их не зада­ют. Про­сто ком­пью­тер­ский вопрос, стан­дарт­ный для всех. (..) Когда силь­но скуч­но, мож­но поот­ве­чать. [Цита­та из интер­вью с девуш­кой-под­рост­ком (15 лет) по ито­гам запол­не­ния дневника].

Респон­дент: Да мы все дру­жим, нас шесть чело­век *смех*, вот. Ино­гда они раз­го­ва­ри­ва­ют о чем-то таком, ну, то, что мне неин­те­рес­но, и поэто­му я сижу в теле­фоне. [Цита­та из интер­вью с девуш­кой-под­рост­ком (14 лет) по ито­гам запол­не­ния дневника].

Резуль­та­ты пилот­но­го про­ек­та под­твер­ди­ли необ­хо­ди­мость иссле­до­ва­ния повсе­днев­но­сти под­рост­ко­вых актив­но­стей в реаль­ном и вир­ту­аль­ном про­стран­стве в сово­куп­но­сти. Пока­за­но, что 7080% собы­тий зафик­си­ро­ван­ных в днев­ни­ках участ­ни­ков иссле­до­ва­ния, отно­сят­ся к гра­фе онлайн, при этом подоб­ные собы­тия про­ис­хо­дят парал­лель­но с актив­но­стя­ми про­ис­хо­дя­щи­ми авто­ном­но, т.е. оффлайн. При­сут­ствие онлайн в основ­ном свя­за­но с обще­ни­ем под­рост­ков в соци­аль­ных сетях.

Наблю­да­ет­ся рас­ту­щая мно­го­за­дач­ность дея­тель­но­сти моло­до­го чело­ве­ка, лег­кое пере­клю­че­ние и сме­на режи­мов онлайн/оффлайн. Так назы­ва­е­мые «крас­ные зоны», когда под­ро­сток по сво­е­му жела­нию отка­зы­ва­ет­ся от воз­мож­но­сти «ухо­да» в парал­лель­ную реаль­ность, свя­за­ны со зна­чи­мы­ми собы­ти­я­ми повсе­днев­но­сти, в то вре­мя как ощу­ще­ние ску­ки про­во­ци­ру­ет ком­пен­са­ци­он­ные дей­ствия посред­ством «пере­ме­ще­ния» в вир­ту­аль­ное пространство.

Методика «15 минут»

Описание методики

Мето­ди­ка бази­ру­ет­ся на внеш­нем наблю­де­нии и само­на­блю­де­нии - рефлек­сии. Обсуж­де­ние про­хо­дит в фор­ма­те груп­по­во­го (фоку­си­ро­ван­но­го) интер­вью. Груп­па под­рост­ков (1015 чело­век) при­гла­ша­ет­ся на интер­вью в ауди­то­рию, класс или иное про­стран­ство, моло­дым людям дает­ся 15 минут сво­бод­но­го вре­ме­ни, кото­рое они могут занять тем, чем хотят. Это сде­ла­но для того, что­бы оце­нить, чем совре­мен­ные юно­ши и девуш­ки зай­мут появив­ше­е­ся «окно».

В пер­во­на­чаль­ном вари­ан­те пла­ни­ро­ва­лась видео съем­ка про­цес­са и даль­ней­шее обсуж­де­ние, одна­ко, как пока­за­ло пилот­ное иссле­до­ва­ние, внеш­не­го наблю­де­ния и само­на­блю­де­ния доста­точ­но для рабо­ты по дан­ной мето­ди­ке. По исте­че­нии 15 минут в фор­ма­те груп­по­во­го обсуж­де­ния под­рост­ки рас­ска­зы­ва­ют о том, чем зани­ма­лись в этот неболь­шой отре­зок вре­ме­ни, иссле­до­ва­те­ли сопо­став­ля­ют это с резуль­та­та­ми внеш­не­го наблюдения.

Бла­го­да­ря дан­ной мето­ди­ке мож­но уви­детьнасколь­ко насы­щен­ным явля­ет­ся 15 минут­ный отре­зок жиз­ни совре­мен­ных под­рост­ков, что явля­ет­ся основ­ным видом их дея­тель­но­сти, как про­ис­хо­дят сме­ны режи­мов онлайн и оффлайн.

Описание пилотного исследования

Пилот­ная груп­па была сфор­ми­ро­ва­на из 12 мос­ков­ских под­рост­ков-стар­ше­класс­ни­ков (5 юно­шей 1415 лет, 7 деву­ше­к14-15 лет). Все участ­ни­ки иссле­до­ва­ния явля­лись уча­щи­ми­ся одной шко­лы, двух парал­ле­лей вось­мых классов.

Школь­ни­ки были при­гла­ше­ны на встре­чу в одном из каби­не­тов их учеб­но­го учре­жде­ния. Под­рост­ки зна­ли об общей тема­ти­ке иссле­до­ва­ния - «Совре­мен­ные тех­но­ло­гии в жиз­ни моло­дых людей», одна­ко не име­ли пред­став­ле­ния, что от них потре­бу­ет­ся. Моло­дым людям было пред­ло­же­но подо­ждать 15 минут в ауди­то­рии, по при­чине того, что часть иссле­до­ва­те­лей задерживается.

При­выч­ное про­стран­ство класс­ной ком­на­ты было изме­не­но, пар­ты убра­ны, сту­лья рас­став­ле­ны полу­кру­гом. Несмот­ря на прось­бу оста­вать­ся в клас­се, часть школь­ни­ков (5 чело­век) поки­ну­ли ауди­то­рию, но вер­ну­лись через задан­ные 15 минут.

Соглас­но внеш­не­му наблю­де­нию, остав­ши­е­ся под­рост­ки (семь чело­век) рас­пре­де­ли­лись по класс­ной ком­на­те, в тече­ние чет­вер­ти часа школь­ни­ки обща­лись меж­ду собой, исполь­зо­ва­ли мобиль­ные теле­фо­ны, пред­по­ло­жи­тель­но для про­смот­ра инфор­ма­ции в интер­не­те. Через 15 минут в фор­ма­те груп­по­во­го интер­вью с под­рост­ка­ми обсуж­да­лось: как они про­ве­ли этот отре­зок времени.

Результаты пилотного исследования

Одновременное общение в разных социальных кругах

Иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что основ­ным видом актив­но­сти респон­ден­тов в 15 минут­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни было обще­ние. Интим­но-лич­ност­ное обще­ние как веду­щая дея­тель­ность под­рост­ко­во­го воз­рас­та явля­ет­ся одним из цен­траль­ных поня­тий воз­раст­ной пси­хо­ло­гии, этот про­цесс доста­точ­но хоро­шо опи­сан [6]. Мето­ди­ка «15 минут» поз­во­ли­ла выявить фор­мы обще­ния и пере­се­че­ние соци­аль­ных кру­гов под­рост­ка в один момент времени.

Под­рост­ки в сво­их интер­вью отме­ча­ли, что в 15 минут­ный пере­рыв они обща­лись не толь­ко с одно­класс­ни­ка­ми, нахо­дя­щи­ми­ся рядом, но и с дру­зья­ми из преж­ней шко­лы, дачи, лет­не­го лаге­ря, не пре­ры­вая «живо­го» (face to face) обще­ния. В каче­стве иллю­стра­ции под­рост­ко­во­го обще­ния одно­вре­мен­но про­ис­хо­дя­ще­го в раз­ных соци­аль­ных кру­гах пред­став­ле­ны выдерж­ки из интер­вью, фик­си­ру­ю­щие дан­ный феномен.

Респон­дент: Послед­ние 15 минут я гово­ри­ла по теле­фо­ну с подру­гой, а потом отве­ти­ла на сооб­ще­ние вкон­так­те и пооб­ща­лась с одноклассниками.

Респон­дент: Послед­ние пят­на­дцать минут я был с ними в сто­ло­вой, кушал, потом при­шёл сюда.

Интер­вью­ер: Ну, то есть в соц­се­ти вы не захо­ди­ли, вы были в столовой?

Респон­дент: Я вот зашёл, про­ве­рил кон­такт и вышел сразу.

Интер­вью­ер: И ты тут ещё смот­рел, сидел с теле­фо­ном? (по резуль­та­там наблю­де­ния в классе)

Респон­дент: Да, но вот я про­ве­рил кон­такт, там пару сооб­ще­ний, отве­тил и вышел.

Интер­вью­ер: А, сооб­ще­ния, ты отве­тил кому? Это кому-то кого нет в шко­ле сейчас?

Респон­дент: Да, друзьям.

Интер­вью­ер: Из школы?

Респон­дент: Ну, они из преды­ду­щей шко­лы и с дачи.

Параллельность

Дан­ные, полу­чен­ные с помо­щью мето­ди­ки «15 минут», как и днев­ни­ко­вой мето­ди­ки, под­твер­ди­ли, что онлайн и оффлайн обще­ние совре­мен­ных под­рост­ков не явля­ют­ся изо­ли­ро­ван­ны­ми про­цес­са­ми. Респон­ден­ты-под­рост­ки быст­ро пере­клю­ча­ют­ся с одно­го про­цес­са на дру­гой, ведут ком­му­ни­ка­цию параллельно.

По резуль­та­там внеш­не­го наблю­де­ния все школь­ни­ки остав­ши­е­ся в клас­се хотя бы раз «загля­ды­ва­ли» в мобиль­ный теле­фон в тече­нии отве­ден­ных 15 минут, как объ­яс­ня­ют сами под­рост­ки, они про­ве­ря­ли сооб­ще­ния в соци­аль­ной сети, лен­ту ново­стей не пре­ры­вая при этом живо­го обще­ния со сверстниками.

В каче­стве иллю­стра­ции фено­ме­на пере­се­че­ния онлайн и оффлайн актив­но­стей совре­мен­ных под­рост­ков, зафик­си­ро­ван­но­го с помо­щью мето­ди­ки «15 минут», далее пред­став­ле­ны выдерж­ки из интер­вью с участ­ни­ка­ми исследования.

Респон­дент: Послед­ние 15 минут я спу­сти­лась на пер­вый этаж, под­ня­лась обрат­но на тре­тий этаж, ээ, села рядом с Машей и Катей. Мы раз­го­ва­ри­ва­ли, потом я зашла сюда, и всё. Ну, за это вре­мя я, навер­ное, один раз зашла вкон­такт, посмот­ре­ла сооб­ще­ния, и всё. А, ну, еще в Инста­грам и Вкон­так­те, да. В Инста­грам­ме я почти ниче­го не посчу, толь­ко смот­рю лен­ту и какие-то фото­гра­фии зна­ко­мых. Есть Фейс­бук, но я даже пароль уже не пом­ню от него. В Яндек­се про­сто почту про­ве­ряю, пожа­луй, всё.

Потребность в постоянной событийности

В сво­их интер­вью под­рост­ки отме­ча­ют, что посто­ян­ная про­вер­ка сооб­ще­ний, обнов­ле­ние лен­ты ново­стей - это неотъ­ем­ле­мая часть их повсе­днев­ной жиз­ни, при­выч­ка. Запи­си днев­ни­ков так­же сви­де­тель­ству­ют о том, что моло­дые люди регу­ляр­но про­ве­ря­ют обнов­ле­ние инфор­ма­ции в соци­аль­ных сетях. В отве­ден­ный пят­на­дца­ти минут­ный отре­зок вре­ме­ни респон­ден­ты так­же про­из­во­ди­ли подоб­ные действия.

Ниже пред­став­ле­ны выдерж­ки из интер­вью с участ­ни­ка­ми исследования.

Респон­дент: Послед­ние 15 минут я сто­ял у выхо­да, ну, сто­ял на пер­вом эта­же, зна­чит, в хол­ле, с попыт­ка­ми вый­ти из шко­лы сквозь сте­ны и желез­ные затво­ры, и мед­ные тру­бы, а, ну, есте­ствен­но пока, ну, как бы пока сидишь, то есть выжи­да­ешь нуж­но­го момен­та, делать нече­го, про­сто выхо­дишь, ну, как бы, как вот захо­дишь в вк, про­сто сидишь, сте­ну дёр­га­ешь. *смех*

Респон­дент: Да, мы тоже сиде­ла в сто­ло­вой, но у меня нету сей­час гад­же­та, с кото­ро­го мож­но было зай­ти, поэто­му я не захо­ди­ла в инет.

Интер­вью­ер: А дав­но у тебя нет гаджета?

Респон­дент: (…) Ну, да, при­мер­но месяц.

Интер­вью­ер: Он у тебя сло­мал­ся что ли?

Респон­дент: Да.

Интер­вью­ер: А до это­го был?

Респон­дент: Да. Ну, до это­го, конеч­но, если есть вай-фай, это еже­днев­но, там про­во­дишь вре­мя, опять же таки про­сто листа­ешь лен­ту, так, чисто пси­хо­ло­ги­че­ски, как-то уже привычка.

Мето­ди­ка «15 минут» поз­во­ли­ла деталь­но рас­смот­реть собы­тия состав­ля­ю­щие этот неболь­шой отре­зок вре­ме­ни в под­рост­ко­вой повсе­днев­но­сти. Этот про­ме­жу­ток вре­ме­ни для моло­дых людей был запол­нен обще­ни­ем со сверст­ни­ка­ми, кото­рое меж­ду тем про­ис­хо­ди­ло парал­лель­но в раз­ных соци­аль­ных кру­гах. Под­рост­ки вели ком­му­ни­ка­цию онлайн с быв­ши­ми одно­класс­ни­ка­ми и дру­зья­ми, про­дол­жая при этом живое обще­ние со сверст­ни­ка­ми нахо­дя­щи­ми­ся рядом.

Наблю­де­ние демон­стри­ру­ет при­спо­соб­лен­ность моло­дых людей к инфор­ма­ци­он­но­му шуму, отсут­ствие при­вяз­ки к месту, уме­ние вести несколь­ко про­цес­сов одно­вре­мен­но. Сами под­рост­ки в интер­вью отме­ти­ли посто­ян­ную необ­хо­ди­мость в полу­че­нии новой «пор­ции инфор­ма­ции» в сети, таким обра­зом мож­но отме­тить потреб­ность в посто­ян­ной собы­тий­но­сти, кото­рую под­рост­ки удо­вле­тво­ря­ют в соци­аль­ной сети.

Заключение

Пред­ста­вим, что повсе­днев­ность совре­мен­но­го под­рост­ка - это слож­ная кар­та, в кото­рой пере­пле­та­ют­ся раз­лич­ные виды актив­но­сти, нор­ма­тив­ное и реаль­ное про­стран­ства взросления. 

Днев­ни­ко­вая мето­ди­ка, опи­сан­ная ранее, поз­во­ля­ет фраг­мен­ти­ро­вать пяти­днев­ный или недель­ный про­ме­жу­ток вре­ме­ни из жиз­ни совре­мен­но­го под­рост­ка, давая таким обра­зом воз­мож­ность иссле­до­ва­те­лям рас­смот­реть «вбли­зи» в более круп­ном мас­шта­бе собы­тия, состав­ля­ю­щие повседневность.

С целью еще боль­ше­го «при­бли­же­ния», более деталь­но­го опи­са­ния усло­вий пере­се­че­ния собы­тий онлайн и оффлайн, харак­тер­ных для повсе­днев­но­сти совре­мен­ных под­рост­ков, раз­ра­бо­та­на мето­ди­ка «15 минут».

С помо­щью ука­зан­ных мето­дик было уста­нов­ле­но вре­мя исполь­зо­ва­ния под­рост­ком гад­же­та и сер­ви­сов соци­аль­ных медиа в тече­ние дня, пере­се­че­ние и сме­на режи­мов онлайн- и оффлайн-актив­но­стей, момен­ты и при­чи­ны «выхо­да» в сеть.

Про­ве­ден­ное пилот­ное иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что при­сут­ствие под­рост­ка онлайн в основ­ном свя­за­но с обще­ни­ем в соци­аль­ных сетях, при этом реаль­ное и вир­ту­аль­ное обще­ние совре­мен­ных под­рост­ков кон­вер­гент­ны. Респон­ден­ты быст­ро пере­клю­ча­ют­ся с одно­го про­цес­са на дру­гой, ведут ком­му­ни­ка­цию парал­лель­но. При этом под­ро­сток одно­вре­мен­но нахо­дит­ся в раз­ных соци­аль­ных кругах.

Кон­так­ты соци­аль­ной сети накап­ли­ва­ют­ся как снеж­ный ком, тех­но­ло­гия поз­во­ля­ет сохра­нить свой «малень­кий мир», напри­мер, из про­шлой шко­лы, дво­ра, дачи, тем самым суще­ствен­но рас­ши­ряя коли­че­ство кон­так­тов одно­го поль­зо­ва­те­ля. Это зада­ет совер­шен­но иную рам­ку реаль­но­го про­стран­ства взрос­ле­ния, мы полу­ча­ем новый взгляд на соци­аль­ные сре­ды [10] в кото­рых живет совре­мен­ный моло­дой человек.

Ана­лиз при­чин сме­ны режи­мов онлайн и оффлайн и момен­тов «выхо­да» в Сеть пока­зал, что неред­ко это свя­за­но со ску­кой. Под­рост­ки отме­ча­ют, что лег­ко пере­клю­ча­ют­ся на обще­ние в соц­се­ти и дру­гие вир­ту­аль­ные актив­но­сти в момент, когда им ста­но­вит­ся скуч­но и неинтересно.

Посто­ян­ную про­вер­ку ново­стей и сооб­ще­ний в соц­се­тях мож­но рас­смат­ри­вать как новый, свой­ствен­ный под­рост­ко­вой повсе­днев­но­сти риту­ал, как попыт­ку реше­ния неза­пол­нен­но­сти вре­ме­ни [8].

В таком слу­чае, если на одном полю­се - ску­ка и жела­ние запол­нить «ваку­ум» через собы­тий­ность соци­аль­ных сетей, на дру­гом полю­се - сво­е­го рода «крас­ные зоны», когда под­ро­сток по сво­е­му жела­нию отка­зы­ва­ет­ся от воз­мож­но­сти «ухо­да» в парал­лель­ную реаль­ность - если в шко­ле инте­рес­ный или слож­ный урок, когда про­ис­хо­дит какое-то важ­ное собы­тие, во вре­мя обще­ния со сверст­ни­ка­ми и родителями.

Дан­ный инстру­мен­та­рий нахо­дит­ся на ста­дии раз­ра­бот­ки, в свя­зи с этим, тре­бу­ют­ся допол­ни­тель­ные про­це­ду­ры по вали­ди­за­ции и тести­ро­ва­нию про­це­дур, спо­со­бов фик­са­ции и обра­бот­ки полу­чен­ных данных.

Тем не менее, с помо­щью раз­ра­бо­тан­ных мето­дик были полу­че­ны эмпи­ри­че­ские дан­ные, каса­ю­щи­е­ся под­рост­ко­вой повсе­днев­но­сти, даю­щие осно­ва­ние для поста­нов­ки новых иссле­до­ва­тель­ских задач. 

Важ­ным явля­ет­ся тезис о том, что раз­де­ле­ние в ана­ли­зе и про­ти­во­по­став­ле­ние онлайн и оффлайн обще­ния с раз­ви­ти­ем мобиль­ных тех­но­ло­гий прак­ти­че­ски невоз­мож­но, так как эти два про­цес­са конвергентны.

Пуб­ли­ка­ция под­го­тов­ле­на в рам­ках под­дер­жан­но­го РГНФ науч­но­го про­ек­та №16-06-00916.

Литература

  1. Кон­драш­кин А.В., Хло­мов К.Д. Поста­нов­ка про­бле­мы: деви­ант­ное пове­де­ние под­рост­ков, соци­аль­ная ситу­а­ция и Интер­нет [Элек­трон­ный ресурс] // Юри­ди­че­ская пси­хо­ло­гия. 2013. № 1. С. 18–24.
  2. Коро­ле­ва Д.О. Все­гда онлайн: исполь­зо­ва­ние мобиль­ных тех­но­ло­гий и соци­аль­ных сетей совре­мен­ны­ми под­рост­ка­ми дома и в шко­ле [Элек­трон­ный ресурс] // Вопро­сы обра­зо­ва­ния. 2016. № 1. С. 205-224. doi: 10.17323/1814-9545-2016-1-205-224
  3. Пав­лов C.В. Досу­го­вые прак­ти­ки город­ских под­рост­ков в совре­мен­ной Рос­сии [Элек­трон­ный ресурс] // Дис­сер­та­ци­он­ное иссле­до­ва­ние ВАК 22.00.06. Москва, 2013. 30 p. 
  4. Роль вир­ту­аль­ных соци­аль­ных сетей в жиз­ни совре­мен­но­го школь­ни­ка. Отчет по ито­гам НИР / Е.В. Аржа­ных [и др.]. Москва, 2014. 107 с.
  5. Цым­ба­лен­ко С.Б. Вли­я­ние Интер­не­та на рос­сий­ских под­рост­ков и юно­ше­ство в кон­тек­сте раз­ви­тия рос­сий­ско­го инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства [Элек­трон­ный ресурс]: Резуль­та­ты социо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния. // Медиа. Инфор­ма­ция. Ком­му­ни­ка­ция. 2012. 
  6. Эль­ко­нин Д.Б. К про­бле­ме пери­о­ди­за­ции пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия в дет­ском воз­расте // Пси­хи­че­ское раз­ви­тие в дет­ских воз­рас­тах: Избран­ные пси­хо­ло­ги­че­ские тру­ды / Д.Б. Эль­ко­нин; под редак­ци­ей Д.И. Фельд­штей­на. М.: Инсти­тут прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии; Воро­неж: МОДЭК, 1997. С. 66–86.  
  7. Aarsand P.A. Around the screen: Computer activities in children’s everyday lives [Элек­трон­ный ресурс] // Digitala Vetenskapliga Arkivet. Linköping: The Department of Child Studies; Linköping University, 2007. 76 p. 
  8. Berne E. Games people play: the psychology of human relationships. New York: Grove Press, 1964. 216 p. Publ. for the San Francisco Social Psychiatry Seminars.
  9. Boyd D. It’s complicated: The social lives of networked teens. Нью-Хей­вен, CT, USA: Yale University Press, 2014. 296 p/
  10. Bronfenbrenner U., Condry Jr.J.C. Two worlds of childhood: US and USSR. New York: Russell Sage Foundation 1970. 190 p.
  11. Feldon D. F., Kafai Y. B. Mixed methods for mixed reality: understanding users’ avatar activities in virtual worlds [Элек­трон­ный ресурс] // Educational Technology Research and Development. 2008. Т. 56. № 5–6. С. 575-593. 
  12. Goffman E. Forms of talk. Philadelphia, Pa: University of Pennsylvania Press, 1981. 115 p.
  13. Leander K.M., McKim K.K. Tracing the everyday ‘sitings’ of adolescents on the internet: A strategic adaptation of ethnography across online and offline spaces [Элек­трон­ный ресурс] // Education, Communication & Information. 2003. Т. 3. № 2. P. 211–240. doi:10.1080/14636310303140
Источ­ник: Совре­мен­ная зару­беж­ная пси­хо­ло­гия. 2016. Том 5. № 2. С. 55–61. DOI: 10.17759/jmfp.2016050207

Об авторе

Диа­на Оле­гов­на Коро­ле­ва — млад­ший науч­ный сотруд­ник, Центр «Иссле­до­ва­ния совре­мен­но­го дет­ства» Инсти­тут обра­зо­ва­ния Наци­о­наль­ный иссле­до­ва­тель­ский уни­вер­си­тет «Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest