ВВЕДЕНИЕ
Современное общество немыслимо без использования сложной вычислительной техники и различных цифровых устройств. Работа с информацией, представленной в том числе в сети Интернет, становится неотъемлемой частью образовательной деятельности в школе, а формирование у младших школьников основ ИКТ-компетентности – одной из важных задач современного образования.
Вместе с тем, все очевиднее становится проблема, связанная с формированием у школьников зависимости от использования компьютера и увлеченности им различными видеоиграми. Значимость профилактики рисков и угроз для детей, вызванных использованием современных информационно- коммуникационных технологий и сети Интернет, подчеркивается в планах мероприятий программы «Десятилетие детства» до 2020 года.
Исследования, проведенные в 2014 году CEO агентства Insight ONE, показывают, что 58% жителей России играют в различные игры на своих компьютерах и смартфонах, их них 32% – дети и подростки до 18 лет. При этом в игры вместе со своими детьми играют около 89% родителей [2].
Яркость картинки, динамичность сюжетов видеоигр, громкость звуков, азарт и т. д. захватывают внимание детей, что приводит к необходимости осуществления профилактической работы уже в начальной школе.
МЕТОДИКА
Появление термина «зависимость от видеоигр» (или «зависимость от компьютерных игр») вызвано развитием индустрии компьютерных игр и начинает встречаться в психолого-педагогической литературе с 80-х годов ХХ века.
Сегодня же игровое расстройство от оффлайн и онлайн компьютерных игр включено Всемирной организацией здравоохранения 11-й перечень Международной классификации болезней.
Большинство современных ученых, работающих над проблемой игровой зависимости, сходятся во мнении, что зависимость от видеоигр является расстройством личности, вызванным «нехимической» природой и негативно сказывающемся как на социальной, так и на интеллектуальной активности личности.
Непрерывность процесса игры, ее динамичность, виртуальность и яркость образов становятся одними из основных факторов погружения ребенка в процесс игры и невозможности ее прервать. Кроме того, потенциального аддикта привлекает в игре:
- собственный (интимный) мир, в который нет доступа другим;
- отсутствие ответственности за совершаемые действия;
- кажущаяся реалистичность процессов;
- абстрагирование от внешнего мира;
- наличие нескольких попыток (жизней) для достижения игрового результата;
- возможность самостоятельного принятия решений без последствий для реальной жизни.
Вместе с тем, согласно исследованиям, проведенным Д.И. Фельдштейном, формируемая при этом зависимость негативным образом сказываете на способности ребенка к концентрации внимания на каком-либо занятии, отсутствию интересов и рассеянности. Кроме того, экранная зависимость называется в качестве одной из причин формирования у ребенка гиперактивности [3].
В динамике процесс формирования зависимости от видеоигр у младших школьников представляет собой последовательную смену стадий, детерминирующих потребности школьников и определяющих их психическое состояние [1]:
- Стадия легкой увлеченности. Находясь на этой стадии, младший школьник уже «вкусил плод» видеоигр и почувствовал интерес к ним. Видеоигры привлекают его графикой и звуком, имитацией реальных или фантастических сюжетов. Такая игра позволяет воплотить ребенку некоторые его мечты и фантазии. Ребенок испытывает положительные эмоции и стремиться к тому, чтобы повторно испытать удовлетворение от конкретной игры или самого процесса игры. Стремление к игре за компьютером или гаджетом начинает приобретать систематический и целенаправленный характер.
- Стадия увлеченности. На этой стадии потребность младшего школьника в видеоигре становится более выраженной. Однако это только внешнее проявление. Истинная причина может крыться в индивидуально-психологических особенностях самой личности и ее стремлении к бегству от реальности и непринятия социальной роли учащегося. Пристрастие к видеоиграм носит систематический характер. На попытки со стороны родителей в ограничении доступа к компьютеру или гаджету, то есть попытки ограничить удовлетворение имеющейся потребности, ребенок может применять активные действия по устранению создаваемых препятствий, демонстрируя агрессию или истерические реакции.
- Стадия зависимости. Потребность в видеоигре становится доминирующей в иерархии потребностей. Наблюдаются изменения в ценностно-смысловой сфере личности. Ребенок не способен к самоконтролю, искажается самооценка, происходят изменения в самосознании.
- Стадия привязанности. Эта стадия связана с кажущимся отсутствием интереса к видеоигре и смещением психологического статуса ребенка в сторону нормы развития. При этом психологическая привязанность к видеоиграм не исчезает и может проявиться снова. Данная стадия может проявляться после каждой из вышеописанных стадий зависимости. При этом критерием эффективности проводимой в образовательной организации профилактической работы будет преодоление интереса к видеоиграм для детей, находящихся на каждой из первых трех стадий.
Профилактическая работа, проводимая в образовательной организации в отношении детей, имеющим пристрастия к видеоиграм, строится на традиционных для психологии видах и осуществляется для детей находящихся на каждой стадии формирования зависимости от видеоигр.
Первичная профилактика выстраивается вокруг детей, находящихся на первой стадии зависимости от видеоигр и имеющих незначительные отклонения в поведенческой сфере, которые вызваны потенциальной предрасположенностью к патологическому увлечению компьютерными видеоиграми. Такая профилактика направлена на охрану психического здоровья младшего школьника.
Вторичная профилактика проводится с детьми группы риска. Эту группу составляют дети, находящиеся на стадии увлеченности. Профилактическая работа предполагает взаимодействие педагогов и педагога-психолога по выявлению отклонений в поведении ребенка и трудностей учебной деятельности и сопровождается обязательными консультациями для родителей по коррекции выявленных отклонений у их детей и организации режима дня школьника.
Третичная профилактика осуществляется в отношении детей находящихся на стадии зависимости и включает в себя коррекцию выявленных психологических проблем младшего школьника.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В 2018–2019 учебном году в школах-партнерах факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета был проведен пилотный эксперимент, позволяющий оценить предрасположенность к зависимости от компьютерных игр у младших школьников.
В исследовании приняли участие 260 учащихся четвертых классов. Все учащиеся прошли психологическое диагностическое обследование по методике Т. Такера, позволяющей определить вероятность зависимости от компьютерных игр.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По итогам проведения теста Т. Такера, направленного на выявления риска формирования игровой зависимости, были получены следующие результаты. Только 4,6% опрошенных детей (12 школьников) не играют в компьютерные игры или степень увлеченности их видеоиграми не оказывает (пока не оказывает) негативного влияния на их психический и поведенческий статус. В то же время 58,5% школьников (152 ребенка) оказались в, так называемой, зоне риска.
Чрезмерное увлечение видеоиграми может привести у этой группы детей к негативным последствиям. Более трети детей – 36,9% (96 человек) имеют высокую вероятность формирования в будущем зависимости от видеоигр.
Таким образом, можно говорить о том, что уже к 8–9 годам треть современных детей имеет высокую предрасположенность к формированию в последующем зависимости от компьютерных видеоигр.
ВЫВОДЫ
Активное внедрение информационных технологий в нашу жизнь, вызывает такое психическое состояние аддикции, как зависимость от компьютерных видеоигр. Зависимость от оффлайн и онлайн видеоигр включена Всемирной организацией здравоохранения в обновленных перечень болезней.
Исследования в этой области показывают, что зависимость от компьютерных видеоигр негативным образом сказывается на психических процессах и развитии личности. Зависимость от компьютерных видеоигр протекает через четыре стадии – легкой увлеченности, увлеченности, зависимости и привязанности.
Тестирование по методике Т. Такера среди 260 учеников третьих классов г. Челябинска позволило констатировать высокий уровень вероятности формирования зависимости от компьютерных видеоигр у 36,9% школьников, а 58,5% не имеющих зависимости сейчас имеется вероятность к проявлению негативных психических состояний, вызванных имеющимися потребностями в видеоиграх.
ЛИТЕРАТУРА
- Обжорин, А.М. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости школьников / А.М. Обжорин. – Челябинск : Образование, 2011. – 62 с. – ISBN 987-5-98314-421-7.
- Статистика Безопасность в интернете.
- Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн. – Воронеж : МОДЭК, 2011. – 16 с. – ISBN 978-5-9936-0047-7.
Об авторах
- Ксения Игоревна Шишкина — кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,Челябинск.
- Владимир Валерьевич Кудинов — кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,Челябинск.
Смотрите также:
- Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А. Применение компьютерных игровых технологий для развития регуляторных функций дошкольников
- Гришина А.В. Психологические факторы формирования игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте
- Клопотова Е.Е., Романова Ю.А. Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников
- Рубцова О.В., Саломатова О.В. Детская игра в условиях цифровой трансформации: культурно-исторический контекст (Часть 1)