Клопотова Е.Е., Романова Ю.А. Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников

К

Дошколь­ный воз­раст явля­ет­ся пери­о­дом боль­ших потен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей для все­го даль­ней­ше­го раз­ви­тия чело­ве­ка. Поэто­му одна из основ­ных задач это­го эта­па — наи­бо­лее пол­ное рас­кры­тие потен­ци­а­ла ребен­ка. Пони­мая это, совре­мен­ные роди­те­ли дошколь­ни­ков пыта­ют­ся мак­си­маль­но исполь­зо­вать все доступ­ные им раз­ви­ва­ю­щие и обра­зо­ва­тель­ные тех­но­ло­гии. Сего­дня в их чис­ле доста­точ­но тра­ди­ци­он­ны­ми ста­ли все­воз­мож­ные гаджеты. 

Инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии уже проч­но вошли в жизнь детей с само­го ран­не­го воз­рас­та. Про­ве­ден­ные в послед­ние годы иссле­до­ва­ния гово­рят о том, что более 80% детей стар­ше­го дошколь­но­го воз­рас­та актив­но исполь­зу­ют план­ше­ты, ком­пью­те­ры, iPad и дру­гие гад­же­ты [5; 6; 12; 13; 14]. 

Про­ве­ден­ный нами опрос 400 роди­те­лей дошколь­ни­ков пока­зал, что 88% роди­те­лей счи­та­ют, что в стар­шем дошколь­ном воз­расте ребен­ку уже необ­хо­ди­мо уметь поль­зо­вать­ся, как мини­мум, план­ше­том, и под­дер­жи­ва­ют его в стрем­ле­нии к исполь­зо­ва­нию раз­лич­ных гад­же­тов (дают поль­зо­вать­ся сво­и­ми, поку­па­ют новые — спе­ци­аль­но для ребен­ка — и т.д.), остав­ши­е­ся 12% счи­та­ют, что иметь соб­ствен­ные гад­же­ты и поль­зо­вать­ся ими ребен­ку мож­но начи­нать в началь­ной школе. 

При этом дети 5-7 лет, явля­ю­щи­е­ся поль­зо­ва­те­ля­ми ком­пью­те­ров или план­ше­тов, в 82% слу­ча­ев исполь­зу­ют их для ком­пью­тер­ных игр, в 14% слу­ча­ев смот­рят мульт­филь­мы и в 4% слу­ча­ев слу­ша­ют музы­ку. Боль­шин­ство роди­те­лей, чьи дети исполь­зу­ют гад­же­ты, видят в них не толь­ко сред­ство раз­вле­че­ния ребен­ка, но и боль­шие воз­мож­но­сти для обу­че­ния и раз­ви­тия [5].

Сего­дня ком­пью­тер­ные игры доступ­ны подав­ля­ю­ще­му боль­шин­ству стар­ших дошколь­ни­ков. При этом, несмот­ря на то, что эта тема в послед­ние годы все боль­ше и боль­ше при­вле­ка­ет вни­ма­ние иссле­до­ва­те­лей, до сих пор нет одно­знач­но­го мне­ния об их вли­я­нии на раз­ви­тие ребен­ка в дошколь­ном возрасте. 

Боль­шин­ство иссле­до­ва­те­лей при­хо­дит к выво­ду о нега­тив­ном вли­я­нии ком­пью­тер­ных игр на эмо­ци­о­наль­но-лич­ност­ное раз­ви­тие ребен­ка. В каче­стве воз­мож­ных рис­ков выде­ля­ет­ся повы­шен­ная агрес­сив­ность, рас­тор­мо­жен­ность, эмо­ци­о­наль­ная лабиль­ность, нес­фор­ми­ро­ван­ность ком­му­ни­ка­тив­ных навы­ков и др. [2; 7; 13; 14; 15; 16; 18]. 

В то же вре­мя, неко­то­рые иссле­до­ва­те­ли (И.А. Васи­лье­ва, Е.М. Оси­по­ва, Н. Н. Пет­ро­ва) отме­ча­ют, что ком­пью­тер­ные игры могут выпол­нять функ­цию пси­хо­ло­ги­че­ской раз­ряд­ки, даже играть роль пси­хо­ло­ги­че­ско­го тре­нин­га (учить спо­со­бам раз­ре­ше­ния проблем).

Когда речь идет о вли­я­нии ком­пью­тер­ных игр на позна­ва­тель­ное раз­ви­тие ребен­ка, оче­вид­ным явля­ет­ся тот факт, что в ран­них воз­рас­тах под­ме­на реаль­но­го прак­ти­че­ско­го опы­та дей­стви­я­ми в вир­ту­аль­ном про­стран­стве нега­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на раз­ви­тии когни­тив­ных про­цес­сов, и в первую оче­редь — восприятия. 

С дру­гой сто­ро­ны, суще­ству­ют оте­че­ствен­ные и зару­беж­ные иссле­до­ва­ния, в кото­рых пока­за­но поло­жи­тель­ное вли­я­ние ком­пью­тер­ных игр на позна­ва­тель­ное раз­ви­тие [2; 6; 8; 9; 16; 17; 18]. 

В первую оче­редь, авто­ры под­чер­ки­ва­ют моти­ва­ци­он­ную состав­ля­ю­щую, фор­ми­ру­е­мую в про­цес­се ком­пью­тер­ной игры. Инфор­ма­ция пода­ет­ся в очень увле­ка­тель­ной фор­ме, что поз­во­ля­ет заин­те­ре­со­вать ребен­ка, удер­жи­вать его вни­ма­ние и уско­ря­ет запоминание.

В ряде иссле­до­ва­ний гово­рит­ся о том, что неко­то­рые игры поз­во­ля­ют улуч­шить харак­те­ри­сти­ки вни­ма­ния ребен­ка. Рабо­та на ком­пью­те­ре раз­ви­ва­ет зри­тель­но-мотор­ную координацию. 

Ряд оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных иссле­до­ва­те­лей (Kelly & Karin, Shute & Miksad) отме­ча­ют боль­шие воз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния ком­пью­тер­ных игр в каче­стве допол­ни­тель­но­го инстру­мен­та для раз­ви­ва­ю­щей рабо­ты с детьми, име­ю­щи­ми труд­но­сти в обу­че­нии [8; 9]. 

Ряд зару­беж­ных иссле­до­ва­те­лей счи­та­ют, что ком­пью­тер­ные игры могут ока­зы­вать поло­жи­тель­ное вли­я­ние на позна­ва­тель­ное раз­ви­тие ребен­ка, на раз­ви­тие вер­баль­но­го и невер­баль­но­го интел­лек­та (F. S. Din, J. Calso, Р. М. Greenfield, H. Yuji, Dastman, Goldschtein и др.).

В то же вре­мя, Л.А. Вен­гер и А.Л. Вен­гер, рас­смат­ри­вая ком­пью­тер­ные игры в целом как пози­тив­ный фак­тор раз­ви­тия дошколь­ни­ков, при­зы­ва­ют не вос­при­ни­мать их как вол­шеб­ную палоч­ку, кото­рая за неко­то­рое вре­мя сде­ла­ет ребен­ка раз­ви­тым и умным. Ком­пью­тер­ные игры тре­бу­ют вре­ме­ни, пра­виль­но­го при­ме­не­ния, тер­пе­ния и вни­ма­ния со сто­ро­ны взрос­лых так же, как и любые дру­гие заня­тия, кото­рые дают поло­жи­тель­ный эффект [10].

Сего­дня раз­лич­ные ком­пью­тер­ные игры актив­но исполь­зу­ют­ся в обра­зо­ва­тель­ной рабо­те с детьми. В дет­ских садах появ­ля­ют­ся ком­пью­тер­ные клас­сы, где под руко­вод­ством спе­ци­а­ли­ста за ком­пью­те­ром дети рису­ют, реша­ют ребу­сы, соби­ра­ют паз­лы и т.д.; пси­хо­ло­ги, лого­пе­ды и дру­гие спе­ци­а­ли­сты актив­но исполь­зу­ют ком­пью­тер в рабо­те с дошколь­ни­ка­ми [8].

Вопрос о вли­я­нии ком­пью­тер­ных игр на позна­ва­тель­ное раз­ви­тие очень ост­ро сто­ит отно­си­тель­но детей дошколь­но­го воз­рас­та, так как имен­но в этот пери­од закла­ды­ва­ет­ся осно­ва даль­ней­ше­го фор­ми­ро­ва­ния всех пси­хи­че­ских функ­ций. Несмот­ря на широ­кое рас­про­стра­не­ние и при­ме­не­ние дет­ских ком­пью­тер­ных игр, мы до сих пор не можем одно­знач­но гово­рить о поль­зе или вре­де, кото­рый они могут нане­сти позна­ва­тель­но­му раз­ви­тию дошкольника.

В свя­зи с этим нам пред­став­ля­ет­ся очень важ­ным и акту­аль­ным изу­че­ние вли­я­ния ком­пью­тер­ных игр на позна­ва­тель­ное раз­ви­тие дошкольников.

Задачи и методы экспериментального исследования

Ана­лиз иссле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных в нашей стране и за рубе­жом [2; 13; 16; 18], пока­зал, что в каче­стве важ­ных фак­то­ров, вли­я­ю­щих на раз­ви­тие ребен­ка, высту­па­ет вре­мя, затра­чи­ва­е­мое на ком­пью­тер­ную игру, и содер­жа­ние пред­по­чи­та­е­мых игр. 

В нашем иссле­до­ва­нии мы попы­та­лись выяс­нить, как вре­мя, затра­чи­ва­е­мое на игру, и раз­лич­ные жан­ры ком­пью­тер­ных игр вли­я­ют на неко­то­рые харак­те­ри­сти­ки позна­ва­тель­но­го раз­ви­тия детей стар­ше­го дошколь­но­го возраста.

В каче­стве иссле­ду­е­мых харак­те­ри­стик позна­ва­тель­но­го раз­ви­тия мы выде­ли­ли вос­при­я­тие, наглядно­образное и логи­че­ское мыш­ле­ние, вооб­ра­же­ние и позна­ва­тель­ную актив­ность. Имен­но эти состав­ля­ю­щие обес­пе­чи­ва­ют успеш­ность позна­ва­тель­ной дея­тель­но­сти в стар­шем дошколь­ном воз­расте. В иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие 200 детей стар­ше­го дошколь­но­го возраста. 

Для оцен­ки уров­ня раз­ви­тия вос­при­я­тия, нагляд­но-образ­но­го и логи­че­ско­го мыш­ле­ния исполь­зо­ва­лись стан­дар­ти­зи­ро­ван­ные мето­ди­ки из диа­гно­сти­че­ско­го ком­плек­та позна­ва­тель­но­го раз­ви­тия дошколь­ни­ков, раз­ра­бо­тан­но­го под руко­вод­ством Л.А. Венгера.

Для оцен­ки уров­ня раз­ви­тия вос­при­я­тия исполь­зо­ва­лись две мето­ди­ки: мето­ди­ка «Эта­ло­ны» (автор О.М. Дья­чен­ко) и мето­ди­ка «Пер­цеп­тив­ное моде­ли­ро­ва­ние» (автор В.В. Хол­мов­ская) [11]. Для оцен­ки уров­ня раз­ви­тия нагляд­но-образ­но­го мыш­ле­ния исполь­зо­ва­лась мето­ди­ка «Схе­ма­ти­за­ция» (автор Р.И. Барди­на) [11]. Для оцен­ки уров­ня раз­ви­тия логи­че­ско­го мыш­ле­ния исполь­зо­ва­лась мето­ди­ка «Систе­ма­ти­за­ция» (автор Н.Б. Вен­гер) [11]. Для оцен­ки уров­ня раз­ви­тия вооб­ра­же­ния и позна­ва­тель­ной актив­но­сти исполь­зо­ва­лись нестан­дар­ти­зи­ро­ван­ные мето­ди­ки «Дори­со­вы­ва­ние» (автор О.М. Дья­чен­ко) [4] и «Вопро­сы к кар­тин­кам» (автор И.А. Бур­ла­ко­ва) [1].

Результаты экспериментального исследования

Пыта­ясь выявить, сколь­ко вре­ме­ни дети 5-7 лет затра­чи­ва­ют на ком­пью­тер­ные игры, мы про­ве­ли опрос. Учи­ты­вая, что совре­мен­ные дошколь­ни­ки часто силь­но загру­же­ны, и у неко­то­рых из них, в силу высо­кой заня­то­сти, в буд­ние дни совер­шен­но не оста­ет­ся сво­бод­но­го вре­ме­ни, мы при­шли к выво­ду, что целе­со­об­раз­но рас­смат­ри­вать вре­мя, затра­чи­ва­е­мое на игру из рас­че­та в неделю. 

Опро­сив роди­те­лей детей стар­ше­го дошколь­но­го воз­рас­та (400 чело­век), мы при­шли к выво­ду, что, в соот­вет­ствии с коли­че­ством затра­чи­ва­е­мо­го на ком­пью­тер­ную игру вре­ме­ни в неде­лю, детей мож­но раз­де­лить на три группы. 

В первую груп­пу вошли дети, кото­рые не игра­ют в ком­пью­тер­ные игры (12%), эту груп­пу детей мы назва­ли неиграю­щие дети (НИ).

Вто­рая груп­па — дети, кото­рые игра­ют до 6 часов в неде­лю (69%) — уме­рен­но игра­ю­щие дети (УИ).

Тре­тью груп­пу соста­ви­ли дети, кото­рые игра­ют более 6 часов в неде­лю (19%) — мно­го игра­ю­щие (МИ). Все дети были обсле­до­ва­ны с помо­щью диа­гно­сти­че­ских мето­дик, пере­чис­лен­ных выше.

Ана­лиз резуль­та­тов диа­гно­сти­че­ско­го обсле­до­ва­ния пока­зал, что выде­лен­ные нами груп­пы детей (НИ, УИ и МИ) отли­ча­ют­ся по уров­ню раз­ви­тия позна­ва­тель­ных процессов.

Сре­ди детей, при­ни­мав­ших уча­стие в экс­пе­ри­мен­те, наи­бо­лее высо­кий уро­вень раз­ви­тия всех позна­ва­тель­ных про­цес­сов, кро­ме вооб­ра­же­ния, и позна­ва­тель­ной актив­но­сти про­де­мон­стри­ро­ва­ли уме­рен­но игра­ю­щие дети.

Дети, не игра­ю­щие и мно­го игра­ю­щие в ком­пью­тер­ные игры, про­де­мон­стри­ро­ва­ли оди­на­ко­во низ­кий уро­вень раз­ви­тия вос­при­я­тия, нагляд­но-образ­но­го мыш­ле­ния и логи­че­ско­го мышления. 

Уро­вень раз­ви­тия позна­ва­тель­ной актив­но­сти у неиг­ра­ю­щих детей несколь­ко выше, чем у мно­го игра­ю­щих, а вот уро­вень раз­ви­тия вооб­ра­же­ния у них ока­зал­ся самым высо­ким из трех групп.

Общую тен­ден­цию рас­пре­де­ле­ния уров­ня раз­ви­тия вос­при­я­тия, нагляд­но-образ­но­го мыш­ле­ния, логи­че­ско­го мыш­ле­ния, вооб­ра­же­ния и позна­ва­тель­ной актив­но­сти у детей в зави­си­мо­сти от вре­ме­ни, затра­чи­ва­е­мо­го на игру, мож­но видеть на рис. 1.

Пред­став­лен­ные резуль­та­ты поз­во­ля­ют одно­знач­но гово­рить о том, что неогра­ни­чен­ный доступ к ком­пью­тер­ным играм нега­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на всех иссле­ду­е­мых нами позна­ва­тель­ных про­цес­сах. Это нагляд­но демон­стри­ру­ют низ­кие резуль­та­ты раз­ви­тия вос­при­я­тия, нагляд­но-образ­но­го и логи­че­ско­го мыш­ле­ния, позна­ва­тель­ной актив­но­сти и вооб­ра­же­ния в груп­пе мно­го игра­ю­щих детей. 

Веро­ят­но, чрез­мер­ное увле­че­ние ком­пью­тер­ны­ми игра­ми суще­ствен­но огра­ни­чи­ва­ет воз­мож­но­сти ребен­ка зани­мать­ся дру­ги­ми вида­ми дея­тель­но­сти, участ­во­вать в сюжет­но-роле­вых играх, общать­ся со взрос­лы­ми и сверст­ни­ка­ми. Это при­во­дит к изме­не­нию усло­вий раз­ви­тия ребен­ка дошколь­но­го воз­рас­та и нега­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на раз­ви­тии позна­ва­тель­ных про­цес­сов, в частности.

В груп­пе уме­рен­но игра­ю­щих детей все иссле­ду­е­мые нами пока­за­те­ли позна­ва­тель­но­го раз­ви­тия, кро­ме вооб­ра­же­ния, ока­за­лись зна­чи­тель­но выше, чем у детей двух дру­гих групп. 

Такие резуль­та­ты могут быть обу­слов­ле­ны тем, что дети, уме­рен­но игра­ю­щие в ком­пью­тер­ные игры, полу­ча­ют допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для раз­ви­тия позна­ва­тель­ных спо­соб­но­стей посред­ством ком­пью­те­ра. Ведь целый ряд дет­ских ком­пью­тер­ных игр направ­лен имен­но на тре­ни­ров­ку про­цес­сов вос­при­я­тия и мышления.

Высо­кий уро­вень раз­ви­тия вооб­ра­же­ния у детей, не игра­ю­щих в ком­пью­тер­ные игры, может гово­рить о том, что заме­на реаль­ной дея­тель­но­сти, в том чис­ле и игро­вой, дея­тель­но­стью в вир­ту­аль­ном про­стран­стве нега­тив­но ска­зы­ва­ет­ся на раз­ви­тии вооб­ра­же­ния в дошколь­ном воз­расте, наи­бо­лее бла­го­при­ят­ной сре­дой для раз­ви­тия кото­ро­го явля­ет­ся сво­бод­ная сюжет­но-роле­вая игра. В тра­ди­ци­он­ной игре у детей боль­ше воз­мож­но­сти про­явить ини­ци­а­ти­ву, актив­ность и само­сто­я­тель­ность в реа­ли­за­ции игро­вых замыслов. 

В ком­пью­тер­ной игре, несмот­ря на раз­лич­ные вари­ан­ты зада­ний и все­воз­мож­ные игро­вые ситу­а­ции, игро­вой мир несколь­ко упро­щен, вир­ту­аль­ный пер­со­наж часто заим­ство­ван из мульт­филь­мов и ска­зок, при­сут­ству­ет неко­то­рая сте­рео­тип­ность образов.

Для выяв­ле­ния пред­по­чте­ний в выбо­ре ком­пью­тер­ных игр детьми стар­ше­го дошколь­но­го воз­рас­та мы про­ве­ли опрос роди­те­лей дошколь­ни­ков (100 чело­век) и их детей. Ока­за­лось, что наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ны­ми игра­ми явля­ют­ся раз­ви­ва­ю­щие ком­пью­тер­ные игры (61%), симу­ля­то­ры (22%) и аркад­ные игры (17%).

В каче­стве раз­ви­ва­ю­щих игр про­из­во­ди­те­ли, как пра­ви­ло, пред­ла­га­ют тра­ди­ци­он­ные дидак­ти­че­ские игры для дошколь­ни­ков, пере­не­сен­ные на экран мони­то­ра (лаби­рин­ты, «Исклю­че­ние лиш­не­го», «Поиск пары», «Пик­то­грам­мы», «Мемо­ри» и др.), сюда же отно­сят­ся паз­лы и раскраски. 

Игры-симу­ля­то­ры созда­ют ситу­а­ции мак­си­маль­ной вклю­чен­но­сти игро­ка в про­цесс, зада­ча кото­ро­го состо­ит в ими­та­ции управ­ле­ния каким-либо аппа­ра­том или транс­порт­ным сред­ством, осу­ществ­ле­ния какой-либо дея­тель­но­сти (раз­лич­ные вари­ан­ты гонок, «Парик­ма­хер», «Кон­ди­тер», «Чистим пони» и др.). 

Арка­ды пред­по­ла­га­ют корот­кий по вре­ме­ни, но интен­сив­ный игро­вой про­цесс («Тет­рис», «Pac-Man», «Mario» и др.). Игро­ку необ­хо­ди­мо прой­ти какое-то коли­че­ство посте­пен­но услож­ня­ю­щих­ся уров­ней, каж­дый из кото­рых может быть одномо­ментно пред­став­лен на экране. Обыч­но игрок име­ет неко­то­рое коли­че­ство жизней. 

Как пока­зал наш опрос, в дошколь­ном воз­расте суще­ству­ет доста­точ­но устой­чи­вое пред­по­чте­ние детьми опре­де­лен­но­го жан­ра ком­пью­тер­ных игр.

С помо­щью пере­чис­лен­ных выше диа­гно­сти­че­ских мето­дик мы оце­ни­ли уро­вень раз­ви­тия вос­при­я­тия, нагляд­но-образ­но­го и логи­че­ско­го мыш­ле­ния, позна­ва­тель­ной актив­но­сти и вооб­ра­же­ния у детей, пред­по­чи­та­ю­щих ком­пью­тер­ные игры раз­лич­ных жанров. 

Уро­вень раз­ви­тия всех иссле­ду­е­мых позна­ва­тель­ных про­цес­сов доста­точ­но одно­знач­но поз­во­ля­ет гово­рить о том, что наи­бо­лее высо­кие резуль­та­ты раз­ви­тия демон­стри­ру­ют дети, пред­по­чи­та­ю­щие играть в раз­ви­ва­ю­щие ком­пью­тер­ные игры, в то вре­мя как наи­бо­лее низ­кий уро­вень раз­ви­тия позна­ва­тель­ных про­цес­сов пока­за­ли дети, пред­по­чи­та­ю­щие ком­пью­тер­ные игры аркад­но­го жанра.

Общую тен­ден­цию рас­пре­де­ле­ния уров­ня раз­ви­тия иссле­ду­е­мых нами позна­ва­тель­ных про­цес­сов у детей в зави­си­мо­сти от пред­по­чи­та­е­мо­го жан­ра ком­пью­тер­ных игр мож­но видеть на рис. 2.

Высо­кие резуль­та­ты детей, игра­ю­щих в раз­ви­ва­ю­щие игры, поз­во­ля­ют гово­рить о том, что имен­но этот жанр игр направ­лен на тре­ни­ров­ку позна­ва­тель­ных про­цес­сов ребенка. 

Несколь­ко более низ­кие пока­за­те­ли раз­ви­тия вооб­ра­же­ния, по срав­не­нию с осталь­ны­ми пока­за­те­ля­ми у детей этой груп­пы, еще раз под­твер­жда­ют тот факт, что его раз­ви­тие зави­сит от сво­бод­ной дея­тель­но­сти ребен­ка (сюжет­но-роле­вая игра, про­дук­тив­ные виды дея­тель­но­сти), созда­ние кото­рой невоз­мож­но в рам­ках ком­пью­тер­ной игры. 

Несколь­ко сни­жен­ные пока­за­те­ли раз­ви­тия логи­че­ско­го мыш­ле­ния, воз­мож­но, свя­за­ны с тем, что этот пси­хи­че­ский про­цесс толь­ко начи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся к кон­цу дошколь­но­го возраста.

Низ­кие резуль­та­ты детей, игра­ю­щих в ком­пью­тер­ные игры аркад­но­го жан­ра, воз­мож­но, свя­за­ны со спе­ци­фи­кой этих игр. Они пред­по­ла­га­ют корот­кий по вре­ме­ни, но очень интен­сив­ный (рез­кие зву­ки, быст­рая сме­на кар­ти­нок, яркие спе­ц­эф­фек­ты и др.) игро­вой про­цесс, кото­рый явля­ет­ся очень уто­ми­тель­ным для ребен­ка. Не имея в сво­ем содер­жа­нии средств раз­ви­тия позна­ва­тель­ных про­цес­сов, такие игры при их неод­но­крат­ном повто­ре­нии уто­ми­тель­но дей­ству­ют на ребен­ка, пони­жая его инте­рес и актив­ность в дру­гих видах деятельности.

Заключение

Про­ве­ден­ное иссле­до­ва­ние одно­знач­но поз­во­ля­ет гово­рить о том, что для зна­чи­тель­ной части детей стар­ше­го дошколь­но­го воз­рас­та игра на ком­пью­те­ре ста­ла зани­мать суще­ствен­ное место в сво­бод­ной дея­тель­но­сти; без­услов­но, это вно­сит свой вклад в пси­хи­че­ское раз­ви­тие ребенка. 

В каче­стве зна­чи­мых фак­то­ров, ока­зы­ва­ю­щих вли­я­ние на позна­ва­тель­ное раз­ви­тие дошколь­ни­ков, в рам­ках дан­но­го иссле­до­ва­ния были рас­смот­ре­ны вре­мя, затра­чи­ва­е­мое ребен­ком на ком­пью­тер­ные игры, и пред­по­чи­та­е­мый жанр ком­пью­тер­ных игр.

Ока­за­лось, что уро­вень позна­ва­тель­но­го раз­ви­тия детей, уме­рен­но игра­ю­щих в ком­пью­тер­ные игры, прак­ти­че­ски по всем позна­ва­тель­ным про­цес­сам пре­вос­хо­дит уро­вень неиг­ра­ю­щих и мно­го игра­ю­щих детей. Исклю­че­ние соста­ви­ли толь­ко пока­за­те­ли раз­ви­тия вооб­ра­же­ния. По это­му пара­мет­ру наи­бо­лее высо­кие резуль­та­ты про­де­мон­стри­ро­ва­ли дети, не игра­ю­щие в компьютер. 

По-види­мо­му, ком­пью­тер­ная игра не спо­соб­на создать усло­вия, спо­соб­ству­ю­щие раз­ви­тию дан­но­го позна­ва­тель­но­го про­цес­са, для кото­ро­го необ­хо­ди­ма сво­бод­ная дея­тель­ность, преж­де все­го, сюжет­но-роле­вая игра. А вот дру­гие позна­ва­тель­ные про­цес­сы вполне успеш­но мож­но тре­ни­ро­вать с помо­щью ком­пью­тер­ных игр. При этом не любые игры поло­жи­тель­но вли­я­ют на позна­ва­тель­ное развитие. 

Как пока­за­ли полу­чен­ные дан­ные, игры аркад­но­го жан­ра нега­тив­но вли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние всех иссле­ду­е­мых нами позна­ва­тель­ных про­цес­сов в стар­шем дошколь­ном возрасте. 

Об одно­знач­но поло­жи­тель­ном вли­я­нии на позна­ва­тель­ные про­цес­сы мож­но гово­рить в отно­ше­нии раз­ви­ва­ю­щих игр. По-види­мо­му, в рам­ках этих игр созда­ют­ся бла­го­при­ят­ные усло­вия для раз­ви­тия позна­ва­тель­ных про­цес­сов. На сего­дняш­ний день суще­ству­ет боль­шой выбор раз­ви­ва­ю­щих ком­пью­тер­ных игр, с помо­щью кото­рых у ребен­ка мож­но сфор­ми­ро­вать пред­став­ле­ния о цве­те и фор­ме, раз­вить память, мыш­ле­ние и др.

Одно­знач­но мож­но гово­рить о том, что, для того что­бы позна­ва­тель­ное раз­ви­тие ребен­ка про­хо­ди­ло бла­го­по­луч­но, коли­че­ство вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го ребен­ком дошколь­но­го воз­рас­та за ком­пью­те­ром, и содер­жа­ние ком­пью­тер­ных игр долж­ны регу­ли­ро­вать­ся. Это накла­ды­ва­ет на взрос­лых, нахо­дя­щих­ся рядом с ребен­ком (роди­те­лей и педа­го­гов), зада­чи по кон­тро­лю и орга­ни­за­ции вре­ме­ни, про­во­ди­мо­го ребен­ком дошколь­но­го воз­рас­та за ком­пью­те­ром, и доступ­но­го ему содержания.

Литература

  1. Бур­ла­ко­ва И.А., Кло­по­то­ва Е.Е. Выяв­ле­ние позна­ва­тель­ной актив­но­сти ребен­ка стар­ше­го дошколь­но­го воз­рас­та // Спра­воч­ник педа­го­га-пси­хо­ло­га. Дет­ский сад. 2011. № 1. С.13–23.
  2. Вой­скун­ский А.Е. «За» и «про­тив» ком­пью­тер­ных игр // Игра, обу­че­ние и Интер­нет / Под ред. Вой­скун­ско­го А.Е., Аве­ти­со­вой А.А. М., 2006. С. 5–15.
  3. Диа­гно­сти­ка умствен­но­го раз­ви­тия детей стар­ше­го дошколь­но­го воз­рас­та. М.: МОиПК, 1996. 113 с.
  4. Дья­чен­ко О.М. Раз­ви­тие вооб­ра­же­ния дошколь­ни­ка. М.: Моза­и­ка-Син­тез, 2008. 129 с.
  5. Кло­по­то­ва Е.Е. К про­бле­ме изу­че­ния суб­куль­ту­ры совре­мен­ных дошколь­ни­ков // Дошколь­ное вос­пи­та­ние. 2017. № 1. С. 87–91.
  6. Кло­по­то­ва Е.Е. Куз­не­цо­ва Т.Ю. Исполь­зо­ва­ние «серьез­ных» ком­пью­тер­ных игр в обра­зо­ва­тель­ной рабо­те с детьми [Элек­трон­ный ресурс] // Совре­мен­ная зару­беж­ная пси­хо­ло­гия. 2017. Том 6. № 4. С. 41-45. doi:10.17759/jmfp.2017060404
  7. Маса­ло­ва В.С. К вопро­су о ген­дер­ных осо­бен­но­стях про­со­ци­аль­но­го пове­де­ния дошколь­ни­ков // Обра­зо­ва­ние детей дошколь­но­го и млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та: диа­лог наук о дет­стве: Сбор­ник науч­ных ста­тей по резуль­та­там Все­рос­сий­ской науч­ной кон­фе­рен­ции с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем, посвя­щен­ной 100-летию Елец­ко­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та им. И.А. Буни­на и 40-летию кафед­ры дошколь­но­го и спе­ци­аль­но­го обра­зо­ва­ния (г. Елец, 18 октяб­ря 2019 г.). Елец: ФГБОУ ВО «Елец­кий госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. И.А. Буни­на», 2019. С. 35–40.
  8. Мити­на О.В., Соро­ки­на В.В. Осва­и­ва­ем ком­пью­тер­ные сре­ды: «Лого Миры» на служ­бе у прак­ти­че­ско­го пси­хо­ло­га. Опыт созда­ния Лого-про­ек­тов в учеб­ной прак­ти­ке МГППУ [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2011. Том 3. № 2.
  9. Обу­хо­ва Л.Ф., Тка­чен­ко С.Б. Воз­мож­но­сти исполь­зо­ва­ния ком­пью­тер­ных игр для раз­ви­тия пер­цеп­тив­ных дей­ствий // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2008. Том 13. № 3. С. 49–61.
  10. Раз­ви­тие позна­ва­тель­ных спо­соб­но­стей в про­цес­се дошколь­но­го вос­пи­та­ния / Под ред. Л.А. Вен­ге­ра. М.: Педа­го­ги­ка, 1986. 224 с
  11. Пси­хо­лог в дет­ском дошколь­ном учре­жде­нии: мето­ди­че­ские реко­мен­да­ции к прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти / Под ред. Т.В. Лав­рен­тье­вой. М.: Новая шко­ла, 1996. 144 с.
  12. Смир­но­ва Е.О. Совре­мен­ная дет­ская суб­куль­ту­ра [Элек­трон­ный ресурс] // Кон­суль­та­тив­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. 2015. Том 23. № 4. С. 25–35. doi: 10.17759/cpp.2015230403
  13. Сол­да­то­ва Г.У., Оль­ки­на О.И. Игры по пра­ви­лам [Элек­трон­ный ресурс] // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. 2017. № 27. С. 27–36.
  14. Сол­да­то­ва Г.У. Они дру­гие [Элек­трон­ный ресурс] // Дети в инфор­ма­ци­он­ном обще­стве. 2013. № 14. С. 50–61.
  15. Яглов­ская Е.К. Ори­ен­та­ция на мораль­ную нор­му в дей­стви­ях и выска­зы­ва­ни­ях детей 5–7 лет // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 14. Пси­хо­ло­гия. 1988. № 1. С. 69.
  16. Greenfield P. M. Mind and Media: The Effects of Television, Video Games, and Computers. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2004. 232 p.
  17. Chaudron S. et al. Rules of engagement: family rules on young children’s access to and use of technologies // Digital Childhoods. Technologies and Children’s Everyday Lives. Schpringer, 2018. Pp. 131–145.
  18. Yuji H. Computer games and information-processing skills // Perceptual and Motor Skills. 1996. Vol. 2. Pp. 643–647.
Источ­ник: Вест­ник прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии обра­зо­ва­ния. 2020. Том 17. № 1. С. 32–40. DOI: 10.17759/bppe.2020170104

Об авторах

  • Ека­те­ри­на Евге­ньев­на Кло­по­то­ва — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры дошколь­ной педа­го­ги­ки и пси­хо­ло­гии факуль­те­та «Пси­хо­ло­гия обра­зо­ва­ния», стар­ший науч­ный сотруд­ник Цен­тра меж­дис­ци­пли­нар­ных иссле­до­ва­ний совре­мен­но­го дет­ства, ФГБОУ ВО «Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
  • Юлия Алек­сан­дров­на Рома­но­ва — руко­во­ди­тель цен­тра сопро­вож­де­ния заме­ща­ю­щих семей, Центр пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ской и соци­аль­ной помо­щи «Раду­га» (МБОУ ЦПМСП «Раду­га» город­ско­го окру­га Бала­ши­ха), Бала­ши­ха, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest