Дошкольный возраст является периодом больших потенциальных возможностей для всего дальнейшего развития человека. Поэтому одна из основных задач этого этапа — наиболее полное раскрытие потенциала ребенка. Понимая это, современные родители дошкольников пытаются максимально использовать все доступные им развивающие и образовательные технологии. Сегодня в их числе достаточно традиционными стали всевозможные гаджеты.
Информационные технологии уже прочно вошли в жизнь детей с самого раннего возраста. Проведенные в последние годы исследования говорят о том, что более 80% детей старшего дошкольного возраста активно используют планшеты, компьютеры, iPad и другие гаджеты [5; 6; 12; 13; 14].
Проведенный нами опрос 400 родителей дошкольников показал, что 88% родителей считают, что в старшем дошкольном возрасте ребенку уже необходимо уметь пользоваться, как минимум, планшетом, и поддерживают его в стремлении к использованию различных гаджетов (дают пользоваться своими, покупают новые — специально для ребенка — и т.д.), оставшиеся 12% считают, что иметь собственные гаджеты и пользоваться ими ребенку можно начинать в начальной школе.
При этом дети 5-7 лет, являющиеся пользователями компьютеров или планшетов, в 82% случаев используют их для компьютерных игр, в 14% случаев смотрят мультфильмы и в 4% случаев слушают музыку. Большинство родителей, чьи дети используют гаджеты, видят в них не только средство развлечения ребенка, но и большие возможности для обучения и развития [5].
Сегодня компьютерные игры доступны подавляющему большинству старших дошкольников. При этом, несмотря на то, что эта тема в последние годы все больше и больше привлекает внимание исследователей, до сих пор нет однозначного мнения об их влиянии на развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Большинство исследователей приходит к выводу о негативном влиянии компьютерных игр на эмоционально-личностное развитие ребенка. В качестве возможных рисков выделяется повышенная агрессивность, расторможенность, эмоциональная лабильность, несформированность коммуникативных навыков и др. [2; 7; 13; 14; 15; 16; 18].
В то же время, некоторые исследователи (И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н. Н. Петрова) отмечают, что компьютерные игры могут выполнять функцию психологической разрядки, даже играть роль психологического тренинга (учить способам разрешения проблем).
Когда речь идет о влиянии компьютерных игр на познавательное развитие ребенка, очевидным является тот факт, что в ранних возрастах подмена реального практического опыта действиями в виртуальном пространстве негативно сказывается на развитии когнитивных процессов, и в первую очередь — восприятия.
С другой стороны, существуют отечественные и зарубежные исследования, в которых показано положительное влияние компьютерных игр на познавательное развитие [2; 6; 8; 9; 16; 17; 18].
В первую очередь, авторы подчеркивают мотивационную составляющую, формируемую в процессе компьютерной игры. Информация подается в очень увлекательной форме, что позволяет заинтересовать ребенка, удерживать его внимание и ускоряет запоминание.
В ряде исследований говорится о том, что некоторые игры позволяют улучшить характеристики внимания ребенка. Работа на компьютере развивает зрительно-моторную координацию.
Ряд отечественных и зарубежных исследователей (Kelly & Karin, Shute & Miksad) отмечают большие возможности использования компьютерных игр в качестве дополнительного инструмента для развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении [8; 9].
Ряд зарубежных исследователей считают, что компьютерные игры могут оказывать положительное влияние на познавательное развитие ребенка, на развитие вербального и невербального интеллекта (F. S. Din, J. Calso, Р. М. Greenfield, H. Yuji, Dastman, Goldschtein и др.).
В то же время, Л.А. Венгер и А.Л. Венгер, рассматривая компьютерные игры в целом как позитивный фактор развития дошкольников, призывают не воспринимать их как волшебную палочку, которая за некоторое время сделает ребенка развитым и умным. Компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и внимания со стороны взрослых так же, как и любые другие занятия, которые дают положительный эффект [10].
Сегодня различные компьютерные игры активно используются в образовательной работе с детьми. В детских садах появляются компьютерные классы, где под руководством специалиста за компьютером дети рисуют, решают ребусы, собирают пазлы и т.д.; психологи, логопеды и другие специалисты активно используют компьютер в работе с дошкольниками [8].
Вопрос о влиянии компьютерных игр на познавательное развитие очень остро стоит относительно детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается основа дальнейшего формирования всех психических функций. Несмотря на широкое распространение и применение детских компьютерных игр, мы до сих пор не можем однозначно говорить о пользе или вреде, который они могут нанести познавательному развитию дошкольника.
В связи с этим нам представляется очень важным и актуальным изучение влияния компьютерных игр на познавательное развитие дошкольников.
Задачи и методы экспериментального исследования
Анализ исследований, проведенных в нашей стране и за рубежом [2; 13; 16; 18], показал, что в качестве важных факторов, влияющих на развитие ребенка, выступает время, затрачиваемое на компьютерную игру, и содержание предпочитаемых игр.
В нашем исследовании мы попытались выяснить, как время, затрачиваемое на игру, и различные жанры компьютерных игр влияют на некоторые характеристики познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
В качестве исследуемых характеристик познавательного развития мы выделили восприятие, нагляднообразное и логическое мышление, воображение и познавательную активность. Именно эти составляющие обеспечивают успешность познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте. В исследовании приняли участие 200 детей старшего дошкольного возраста.
Для оценки уровня развития восприятия, наглядно-образного и логического мышления использовались стандартизированные методики из диагностического комплекта познавательного развития дошкольников, разработанного под руководством Л.А. Венгера.
Для оценки уровня развития восприятия использовались две методики: методика «Эталоны» (автор О.М. Дьяченко) и методика «Перцептивное моделирование» (автор В.В. Холмовская) [11]. Для оценки уровня развития наглядно-образного мышления использовалась методика «Схематизация» (автор Р.И. Бардина) [11]. Для оценки уровня развития логического мышления использовалась методика «Систематизация» (автор Н.Б. Венгер) [11]. Для оценки уровня развития воображения и познавательной активности использовались нестандартизированные методики «Дорисовывание» (автор О.М. Дьяченко) [4] и «Вопросы к картинкам» (автор И.А. Бурлакова) [1].
Результаты экспериментального исследования
Пытаясь выявить, сколько времени дети 5-7 лет затрачивают на компьютерные игры, мы провели опрос. Учитывая, что современные дошкольники часто сильно загружены, и у некоторых из них, в силу высокой занятости, в будние дни совершенно не остается свободного времени, мы пришли к выводу, что целесообразно рассматривать время, затрачиваемое на игру из расчета в неделю.
Опросив родителей детей старшего дошкольного возраста (400 человек), мы пришли к выводу, что, в соответствии с количеством затрачиваемого на компьютерную игру времени в неделю, детей можно разделить на три группы.
В первую группу вошли дети, которые не играют в компьютерные игры (12%), эту группу детей мы назвали неиграющие дети (НИ).
Вторая группа — дети, которые играют до 6 часов в неделю (69%) — умеренно играющие дети (УИ).
Третью группу составили дети, которые играют более 6 часов в неделю (19%) — много играющие (МИ). Все дети были обследованы с помощью диагностических методик, перечисленных выше.
Анализ результатов диагностического обследования показал, что выделенные нами группы детей (НИ, УИ и МИ) отличаются по уровню развития познавательных процессов.
Среди детей, принимавших участие в эксперименте, наиболее высокий уровень развития всех познавательных процессов, кроме воображения, и познавательной активности продемонстрировали умеренно играющие дети.
Дети, не играющие и много играющие в компьютерные игры, продемонстрировали одинаково низкий уровень развития восприятия, наглядно-образного мышления и логического мышления.
Уровень развития познавательной активности у неиграющих детей несколько выше, чем у много играющих, а вот уровень развития воображения у них оказался самым высоким из трех групп.
Общую тенденцию распределения уровня развития восприятия, наглядно-образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности у детей в зависимости от времени, затрачиваемого на игру, можно видеть на рис. 1.
Представленные результаты позволяют однозначно говорить о том, что неограниченный доступ к компьютерным играм негативно сказывается на всех исследуемых нами познавательных процессах. Это наглядно демонстрируют низкие результаты развития восприятия, наглядно-образного и логического мышления, познавательной активности и воображения в группе много играющих детей.
Вероятно, чрезмерное увлечение компьютерными играми существенно ограничивает возможности ребенка заниматься другими видами деятельности, участвовать в сюжетно-ролевых играх, общаться со взрослыми и сверстниками. Это приводит к изменению условий развития ребенка дошкольного возраста и негативно сказывается на развитии познавательных процессов, в частности.
В группе умеренно играющих детей все исследуемые нами показатели познавательного развития, кроме воображения, оказались значительно выше, чем у детей двух других групп.
Такие результаты могут быть обусловлены тем, что дети, умеренно играющие в компьютерные игры, получают дополнительные возможности для развития познавательных способностей посредством компьютера. Ведь целый ряд детских компьютерных игр направлен именно на тренировку процессов восприятия и мышления.
Высокий уровень развития воображения у детей, не играющих в компьютерные игры, может говорить о том, что замена реальной деятельности, в том числе и игровой, деятельностью в виртуальном пространстве негативно сказывается на развитии воображения в дошкольном возрасте, наиболее благоприятной средой для развития которого является свободная сюжетно-ролевая игра. В традиционной игре у детей больше возможности проявить инициативу, активность и самостоятельность в реализации игровых замыслов.
В компьютерной игре, несмотря на различные варианты заданий и всевозможные игровые ситуации, игровой мир несколько упрощен, виртуальный персонаж часто заимствован из мультфильмов и сказок, присутствует некоторая стереотипность образов.
Для выявления предпочтений в выборе компьютерных игр детьми старшего дошкольного возраста мы провели опрос родителей дошкольников (100 человек) и их детей. Оказалось, что наиболее распространенными играми являются развивающие компьютерные игры (61%), симуляторы (22%) и аркадные игры (17%).
В качестве развивающих игр производители, как правило, предлагают традиционные дидактические игры для дошкольников, перенесенные на экран монитора (лабиринты, «Исключение лишнего», «Поиск пары», «Пиктограммы», «Мемори» и др.), сюда же относятся пазлы и раскраски.
Игры-симуляторы создают ситуации максимальной включенности игрока в процесс, задача которого состоит в имитации управления каким-либо аппаратом или транспортным средством, осуществления какой-либо деятельности (различные варианты гонок, «Парикмахер», «Кондитер», «Чистим пони» и др.).
Аркады предполагают короткий по времени, но интенсивный игровой процесс («Тетрис», «Pac-Man», «Mario» и др.). Игроку необходимо пройти какое-то количество постепенно усложняющихся уровней, каждый из которых может быть одномоментно представлен на экране. Обычно игрок имеет некоторое количество жизней.
Как показал наш опрос, в дошкольном возрасте существует достаточно устойчивое предпочтение детьми определенного жанра компьютерных игр.
С помощью перечисленных выше диагностических методик мы оценили уровень развития восприятия, наглядно-образного и логического мышления, познавательной активности и воображения у детей, предпочитающих компьютерные игры различных жанров.
Уровень развития всех исследуемых познавательных процессов достаточно однозначно позволяет говорить о том, что наиболее высокие результаты развития демонстрируют дети, предпочитающие играть в развивающие компьютерные игры, в то время как наиболее низкий уровень развития познавательных процессов показали дети, предпочитающие компьютерные игры аркадного жанра.
Общую тенденцию распределения уровня развития исследуемых нами познавательных процессов у детей в зависимости от предпочитаемого жанра компьютерных игр можно видеть на рис. 2.
Высокие результаты детей, играющих в развивающие игры, позволяют говорить о том, что именно этот жанр игр направлен на тренировку познавательных процессов ребенка.
Несколько более низкие показатели развития воображения, по сравнению с остальными показателями у детей этой группы, еще раз подтверждают тот факт, что его развитие зависит от свободной деятельности ребенка (сюжетно-ролевая игра, продуктивные виды деятельности), создание которой невозможно в рамках компьютерной игры.
Несколько сниженные показатели развития логического мышления, возможно, связаны с тем, что этот психический процесс только начинает формироваться к концу дошкольного возраста.
Низкие результаты детей, играющих в компьютерные игры аркадного жанра, возможно, связаны со спецификой этих игр. Они предполагают короткий по времени, но очень интенсивный (резкие звуки, быстрая смена картинок, яркие спецэффекты и др.) игровой процесс, который является очень утомительным для ребенка. Не имея в своем содержании средств развития познавательных процессов, такие игры при их неоднократном повторении утомительно действуют на ребенка, понижая его интерес и активность в других видах деятельности.
Заключение
Проведенное исследование однозначно позволяет говорить о том, что для значительной части детей старшего дошкольного возраста игра на компьютере стала занимать существенное место в свободной деятельности; безусловно, это вносит свой вклад в психическое развитие ребенка.
В качестве значимых факторов, оказывающих влияние на познавательное развитие дошкольников, в рамках данного исследования были рассмотрены время, затрачиваемое ребенком на компьютерные игры, и предпочитаемый жанр компьютерных игр.
Оказалось, что уровень познавательного развития детей, умеренно играющих в компьютерные игры, практически по всем познавательным процессам превосходит уровень неиграющих и много играющих детей. Исключение составили только показатели развития воображения. По этому параметру наиболее высокие результаты продемонстрировали дети, не играющие в компьютер.
По-видимому, компьютерная игра не способна создать условия, способствующие развитию данного познавательного процесса, для которого необходима свободная деятельность, прежде всего, сюжетно-ролевая игра. А вот другие познавательные процессы вполне успешно можно тренировать с помощью компьютерных игр. При этом не любые игры положительно влияют на познавательное развитие.
Как показали полученные данные, игры аркадного жанра негативно влияют на формирование всех исследуемых нами познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте.
Об однозначно положительном влиянии на познавательные процессы можно говорить в отношении развивающих игр. По-видимому, в рамках этих игр создаются благоприятные условия для развития познавательных процессов. На сегодняшний день существует большой выбор развивающих компьютерных игр, с помощью которых у ребенка можно сформировать представления о цвете и форме, развить память, мышление и др.
Однозначно можно говорить о том, что, для того чтобы познавательное развитие ребенка проходило благополучно, количество времени, проводимого ребенком дошкольного возраста за компьютером, и содержание компьютерных игр должны регулироваться. Это накладывает на взрослых, находящихся рядом с ребенком (родителей и педагогов), задачи по контролю и организации времени, проводимого ребенком дошкольного возраста за компьютером, и доступного ему содержания.
Литература
- Бурлакова И.А., Клопотова Е.Е. Выявление познавательной активности ребенка старшего дошкольного возраста // Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2011. № 1. С.13–23.
- Войскунский А.Е. «За» и «против» компьютерных игр // Игра, обучение и Интернет / Под ред. Войскунского А.Е., Аветисовой А.А. М., 2006. С. 5–15.
- Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. М.: МОиПК, 1996. 113 с.
- Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 129 с.
- Клопотова Е.Е. К проблеме изучения субкультуры современных дошкольников // Дошкольное воспитание. 2017. № 1. С. 87–91.
- Клопотова Е.Е. Кузнецова Т.Ю. Использование «серьезных» компьютерных игр в образовательной работе с детьми [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 4. С. 41-45. doi:10.17759/jmfp.2017060404
- Масалова В.С. К вопросу о гендерных особенностях просоциального поведения дошкольников // Образование детей дошкольного и младшего школьного возраста: диалог наук о детстве: Сборник научных статей по результатам Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 100-летию Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина и 40-летию кафедры дошкольного и специального образования (г. Елец, 18 октября 2019 г.). Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2019. С. 35–40.
- Митина О.В., Сорокина В.В. Осваиваем компьютерные среды: «Лого Миры» на службе у практического психолога. Опыт создания Лого-проектов в учебной практике МГППУ [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. Том 3. № 2.
- Обухова Л.Ф., Ткаченко С.Б. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 3. С. 49–61.
- Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Педагогика, 1986. 224 с
- Психолог в детском дошкольном учреждении: методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. М.: Новая школа, 1996. 144 с.
- Смирнова Е.О. Современная детская субкультура [Электронный ресурс] // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 25–35. doi: 10.17759/cpp.2015230403
- Солдатова Г.У., Олькина О.И. Игры по правилам [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2017. № 27. С. 27–36.
- Солдатова Г.У. Они другие [Электронный ресурс] // Дети в информационном обществе. 2013. № 14. С. 50–61.
- Ягловская Е.К. Ориентация на моральную норму в действиях и высказываниях детей 5–7 лет // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1988. № 1. С. 69.
- Greenfield P. M. Mind and Media: The Effects of Television, Video Games, and Computers. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2004. 232 p.
- Chaudron S. et al. Rules of engagement: family rules on young children’s access to and use of technologies // Digital Childhoods. Technologies and Children’s Everyday Lives. Schpringer, 2018. Pp. 131–145.
- Yuji H. Computer games and information-processing skills // Perceptual and Motor Skills. 1996. Vol. 2. Pp. 643–647.
Об авторах
- Екатерина Евгеньевна Клопотова — кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета «Психология образования», старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований современного детства, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
- Юлия Александровна Романова — руководитель центра сопровождения замещающих семей, Центр психолого-педагогической и социальной помощи «Радуга» (МБОУ ЦПМСП «Радуга» городского округа Балашиха), Балашиха, Россия.
Смотрите также:
- Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А. Применение компьютерных игровых технологий для развития регуляторных функций дошкольников
- Рубцова О.В., Саломатова О.В. Детская игра в условиях цифровой трансформации: культурно-исторический контекст (Часть 1)
- Рубцова О.В., Саломатова О.В. Детская игра в условиях цифровой трансформации: культурно-исторический контекст (Часть 2)
- Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Виртуальная реальность в раннем и дошкольном детстве