Характерной чертой современного общества выступает широкое распространение и развитие виртуальных социальных сетей, которые дополняют реально существующие сетевые структуры социального взаимодействия [18; 19]. Наблюдается эффект «кумулятивной коммуникации», т.е. постоянное увеличение числа контактов в онлайновых и офлайновых сетях.
Традиционно под социальными сетями понимается совокупность социальных акторов и связей между ними, где социальные акторы могут представлять собой как отдельных людей, так и группы, а связи выступают набором социальных взаимодействий [9, p. 43].
Первые попытки изучения социальных сетей предприняты задолго до появления и широкого распространения интернета, ракурс исследований варьировался от структурного функционализма до релятивизма [4].
Знаковой фигурой в области изучения социальных сетей является Х. Уайт, предложивший рассматривать общество как сеть, а не как совокупность индивидов, поскольку, по его мнению, социология преимущественно ориентирована на построение аналитических моделей типов социальной структуры, но не отношений между людьми [20]. Развитие его идей нашло воплощение в работах М. Грановеттера, который разграничил «сильные» и «слабые» связи в структуре сетевых взаимодействий и предположил, что с их помощью все члены общества удерживаются вместе [13, p. 1377].
Сильные и слабые социальные связи представляют собой формальное разграничение сетевых акторов в зависимости от степени близости и частоты контактов. К первым обычно относятся члены семьи, родственники, близкие друзья, а ко вторым — соседи, знакомые, коллеги по работе и т.д.
В современном обществе сила слабых связей существенно выше, поскольку они способствуют нахождению работы, обмену информацией и разрешению конфликтов [5, с. 191].
Виртуальные социальные сети предназначены для построения и отражения социальных отношений. На сайтах социальных сетей люди обычно сообщают различную информацию о себе (дату рождения, школу, вуз, интересы и т.д.) и вступают в дружеские отношения с другими пользователями.
Выделяют следующие функции виртуальных социальных сетей:
- создание профиля (страницы с личной информацией), которая связана с профилями других пользователей;
- создание списка контактов, с которыми пользователь планирует поддерживать связь;
- возможность просмотра собственных списков и переход к спискам других пользователей [3, с. 27].
Понятие дружбы в виртуальных социальных сетях несколько отличается от привычного понимания и наполнено формализованным и лишенным интимности смыслом. Некоторые авторы в качестве эквивалента слову «друг» предлагают использовать понятие «net–друг», поскольку «данное явление имеет свою смысловую коннотацию и границы применения» [6, с. 442].
Друзьями здесь могут выступать знакомые и незнакомые пользователи, вступившие в отношения друг с другом на основании взаимного интереса и личного выбора. Такие отношения дружбы институционально представляют собой сети поддержки, преимущественно выполняющих обмен моральными (психологическими) ресурсами [6, с. 74].
Большая часть дружеских связей в виртуальных социальных сетях опосредована личными контактами; незнакомые люди появляются среди дружеских контактов существенно реже [8, c. 114].
Большинство дружеских контактов в социальных сетях можно отнести к категории слабых связей, о чем свидетельствуют работы западных авторов [10; 14]. В среднем пользователи (хотя бы раз в месяц) общаются лишь с 10–20% своих онлайновых друзей [15; 16].
Некоторые ученые придерживаются той точки зрения, что социальные сети, как это ни парадоксально, препятствуют установлению контактов между людьми и дают всего лишь иллюзию общения [17].
Мы попытаемся ответить на ряд вопросов: как конструируются отношения дружбы в российском сегменте социальных сетей, каковы ограничения на количество дружеских контактов и каков потенциал использования слабых социальных связей в качестве пользовательского сетевого капитала.
Для этого воспользуемся результатами собственного исследования, эмпирической базой для которого выступили данные о пользователях одного из самых посещаемых ресурсов в российском сегменте Интернета — «Вконтакте». Ресурс позиционируется как современный, быстрый и эстетичный способ общения в сети, ежедневная аудитория превышает 35 миллионов человек.
Новизна данной работы заключается в выявлении потенциала использования виртуальных социальных сетей как «сетей поддержки», некоего социального капитала пользователей, который можно трансформировать в реальную пользу или выгоду.
Зачастую именно социальные сети сегодня рассматриваются как важнейший мобилизационный, информационный и воздействующий ресурс, но не всегда подобные данные подкрепляются результатами исследований.
Между тем, изучение отношений дружбы в виртуальных социальных сетях способствует пониманию логики возникающих сетевых общественных движений (протестные, городские, экологические и т.д.).
Материалы и методы
В марте 2012 г. нами проведен комплексный анализ 384 страниц пользователей. Использована систематическая вероятностная выборка по идентификационному номеру пользователей, присутствующему на специальной технической странице рассматриваемого ресурса. Статистическая погрешность не превышает 5%.
Категориями анализа выступили пол, наличие фотографии, количество друзей, фотографий в альбомах, комментариев на странице и сетевая активность пользователей.
Структура мужчин и женщин в выборке представлена практически равномерно (42% и 37% соответственно), остальные пользователи по полу не идентифицированы.
Фотография на главной странице профиля наличествует у трети пользователей (33%); среднее количество друзей равно 32; фотографий в альбомах — 16,9; комментариев на странице (включая автоматические рассылки) — 41; четверть пользователей проявляла активность в сети в последние два месяца.
Результаты
Среднее количество друзей составляет 32 человека. Большинство пользователей (54%) не имеют ни одного друга. Вариационный размах равен 692. Для удобства восприятия количественных параметров предложим следующее деление пользователей по количеству друзей (таблица 1).
Таблица 1. Количество друзей, n=384
Количество друзей на странице профиля | Количество пользователей (чел.) | От всей выборки (%) |
Свыше 460 | 3 | 1 |
От 231 до 460 | 15 | 3 |
От 101 до 230 | 25 | 7 |
От 10 до 100 | 65 | 17 |
Менее 10 | 279 | 73 |
Всего | 384 | 100 |
Представленная градация проистекает из предложенной английским антропологом Р. Данбаром оптимальной оценки размера социальных контактов, то есть ограничения на количество постоянных связей, которые человек может поддерживать в повседневной жизни [11, p. 691].
Значение обычно располагается в диапазоне от 100 до 230, в среднем равняется 150. Пользователи в рассматриваемой выборке чаще всего имеют менее 10 друзей (73%), лишь каждый пятый — от 10 до 100 (17%).
Мы можем предположить, что если количество друзей в социальных сетях выше порогового значения Данбара, то это говорит о преобладании поверхностных связей, а общение между ними опосредовано виртуальным социумом.
Выделим три основные причины, которые обуславливают большое количество друзей у некоторых пользователей: во-первых, это увлеченность сетевыми играми, где друзья приносят игроку дополнительные дивиденды; во-вторых, это необходимость продвижения группы или сайта; в-третьих, это попытка повышения престижа конструируемой виртуальной личности, своеобразная игра в рейтинги, популярная среди молодежной аудитории.
Среднее число друзей у мужчин равняется 48, вариационный размах составляет 692. Среднее число друзей у женщин существенно меньше — 31, вариационный размах составляет 526. Рассмотрим распределение пользователей по полу в соответствии с предложенной нами градацией (таблица 2).
Таблица 2. Зависимость количества друзей в профиле от сетевой активности пользователей (% по столбцу), n=384
Количество друзей на странице профиля | Мужской | Женский |
Свыше 460 | 1 | 1 |
От 231 до 460 | 6 | 1 |
От 101 до 230 | 9 | 8 |
От 10 до 100 | 20 | 23 |
Менее 10 | 64 | 67 |
Всего | 100 | 100 |
Вопреки существующему стереотипу об излишней общительности женщин, уровень экстраверсии в офлайновой среде несколько выше у мужчин [2, 12]. В онлайновых социальных сетях наблюдается схожее явление.
Явственное преобладание мужчин фиксируется в группе тех, кто имеет от 231 до 460 контактов. Взвешивание наблюдений по полу не дает значимых отклонений в результатах.
Наблюдается прямая линейная зависимость между количеством друзей в профиле от сетевой активности пользователей (таблица 3). Она заключается в том, что чем большее количество сетевых контактов имеет человек, тем чаще он посещает данный ресурс. Это подтверждает тест хи– квадрат (x2=198,3; <0,001) и коэффициент Спирмена (0,72).
Таблица 3. Зависимость количества друзей в профиле от сетевой активности пользователей (% по столбцу), n=384
Количество друзей на странице профиля | Неактивен в течение последних двух месяцев | Активен в течение последних двух месяцев |
Свыше 460 | 3 | 0 |
От 231 до 460 | 12 | 0 |
От 101 до 230 | 21 | 2 |
От 10 до 100 | 45 | 8 |
Менее 10 | 19 | 90 |
Всего | 100 | 100 |
Выявлено три типа личности в социальных сетях: скрытый тип (невозможность идентификации, небольшое количество социальных связей, отсутствие контента), социально-дезориентированный тип (возможность идентификации, частичное присутствие контента) и социально-ориентированный тип (возможность идентификации, присутствие контента и наличие социальных связей).
Существенный акцент при конструировании виртуальных образов пользователей делался на визуальной составляющей, поскольку наличие собственной фотографии в профиле выступает неким «сертификатом присутствия», принадлежностью к определенному времени и месту [1].
Таким образом, в виртуальной коммуникации она играет роль механизма соотнесения страницы в социальной сети с реальной личностью человека. Результаты проведенного нами исследования демонстрируют, что активность пользователя зависит от наличия или отсутствия собственной фотографии в профиле (таблица 4).
Таблица 4. Зависимость типа фотографии в профиле от сетевой активности (% по столбцу), n=384
Тип фотографии | Неактивен в течение последних двух месяцев | Активен в течение последних двух месяцев |
Собственная | 21 | 68 |
Не собственная | 13 | 21 |
Фотография отсутствует | 40 | 11 |
Страница заморожена / удалена | 25 | 0 |
Всего | 100 | 100 |
Как правило, те, кто не репрезентует себя визуально, имеет меньшее количество контактов, в отличие от тех, кто размещает на странице социальной сети собственную (или не собственную) фотографию (таблица 5).
Таблица 5. Зависимость типа фотографии в профиле от количества друзей (% по столбцу), n=384
Тип фотографии | Менее 10 | От 10 до 100 | От 101 до 230 | От 231 до 460 | Свыше 460 |
Собственная | 18 | 74 | 64 | 75 | 100 |
Не собственная | 12 | 21 | 28 | 25 | 0 |
Фотография отсутствует | 44 | 6 | 8 | 0 | 0 |
Страница заморожена / удалена | 26 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Схожую ситуацию мы можем проследить в отношении связи типа изображения с иными формами сетевой активности — загруженными аудио- и видеозаписями, фотографиями в альбомах и публичными сообщениями.
Выводы
Во-первых, конструирования отношений дружбы в рассматриваемой выборке не происходит, поскольку пользователи предпочитают не добавлять других пользователей в списки из своего профиля. Следствием этого является доминирование в виртуальном пространстве скрытого типа личности в социальной сети, когда отсутствует возможность ее идентификации ни посредством визуальной составляющей, ни с помощью списка общих друзей.
Парадоксально, но факт: социальные сети при высокой популярности среди населения утрачивают свою социальную составляющую, которая выражается в формировании сильных и слабых связей.
Низкое количество контактов большинства пользователей в выборке позволяет нам предположить, что интенсификации общения посредством социальных сетей не происходит.
Во-вторых, среднее количество друзей в социальных сетях у пользователей составляет 32 человека, при этом наличие социальных связей в большей степени характерно для мужчин, нежели для женщин. Максимальное число контактов в выборке равно 692, минимальное — 0.
Результаты эмпирических исследований других авторов демонстрируют, что наиболее оптимальное число контактов, с которыми человек может поддерживать общение, варьируется от 100 до 230. Полученные данные не подтверждают этого.
Нашим соотечественникам проще всего зарегистрироваться в социальной сети, но не формировать своего списка контактов и не проявлять видимой сетевой активности.
В-третьих, значимым фактором в формировании сетевого капитала, который выражается в наличии слабых и сильных социальных связей, является размещенная на странице пользователя информация, будь то персональная фотография, социально–демографические данные и пользовательский контент (аудио– и видеозаписи, фотографии в альбомах и публичные сообщения).
Совокупность всей перечисленной нами информации мы назовем «репутационным капиталом» виртуальной личности, который является необходимой и обязательной составляющей при вступлении пользователей социальных сетей в межличностные отношения. От него зависит поведенческая стратегия построения связей: взаимное добавление в друзья, подписка на страницу пользователя или отклонение предложения дружбы.
Результаты эмпирического исследования не позволяют говорить нам о фиксируемом эффекте «кумулятивной коммуникации», возникающего при дополнении виртуальными социальными сетями реальные социальные взаимодействия; скорее он пока выступает неким теоретико–методологическим конструктом.
Не наблюдается и эффективного перераспределения информационных потоков в социальных сетях, поскольку этому препятствуют два обстоятельства: во-первых, пользователи в основном не имеют друзей, и, как следствие, их страницы редко просматриваются; во-вторых, не имея друзей или подписки, невозможно следить за новостями, и, как следствие, использовать ресурс для вспомогательных процедур, таких как поиск работы, продвижение товаров и услуг и т.д.
Подтверждение правильности сформулированных нами выводов остается за дальнейшими исследованиями в данной области.
Литература
- Барт, Р. Camera lucida [Текст] / Р. Барт. М.: Ad Marginem, 1997. 223 с.
- Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2009. 576 с.
- Ксенофонтова, И.В. Интернет–солидарность: методологические основания подхода и практика изучения: дис. … канд. соц. наук [Текст] / И.В. Ксенофонтова. М., 2014. 160 с.
- Мальцева, Д.В. О современных сетевых теориях в социологии [Текст] / Д.В. Мальцева, Н.В. Романовский // Социологические исследования. 2011. № 8. С. 28–37.
- Фофанова, К.В. Сетевой ресурс как фактор интеграции иностранных трудовых мигрантов в региональный социум [Текст] / К.В. Фофанова, Д.М. Борисов // Журнал исследований социальной политики. 2013. T. 11. № 2. C. 189–206.
- Штейнберг, И.Е. Процесс институционализации сетей социальной поддержки в межсемейных и дружеских обменах [Текст] / И.Е. Штейнберг // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 2. С. 62–75.
- Щекотуров, А.В. Net–дружба в структуре конструирования виртуальной идентичности подростков [Текст] / А.В. Щекотуров // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 3. С. 441–445.
- Якушев, А.В. Знакомы ли «друзья» в сети Vkontakte в личной жизни? [Текст] / А.В. Якушев, А.В. Бухановский // Интернет и современное общество: сборник научных статей. Труды XVI Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS–2013), Санкт–Петербург, 9 – 11 октября 2013 г. — СПб.: НИУ ИТМО, 2013. С. 110–115.
- Barnes, J. Class and Committees in a Norwegian Island Parish [Текст] / J. Barnes // Human Relations. 1954. № 7. P. 39–58.
- Chen, W. Internet Use, Online Communication, and Ties in Americans’ Networks [Текст] / W. Chen // Social science computer review. 2013. T. 31. № 4. C. 404–423.
- Dunbar, R.I.M. Coevolution of neocortical size, group size and language in humans [Текст] / R.I.M. Dunbar // Behavioral and Brain Sciences. 1993. T. 16. № 4. P. 681–735.
- Francis, L.J. The Personality Characteristics of Student Churchgoers [Текст] / L. J. Francis, P.R. Pearsons // Personality and Individual Differences. 1993. T. 15. P. 373–380.
- Granovetter, M.S. The Strength of Weak Ties [Текст] / M.S. Granovetter // American Journal of Sociology. 1973. № 78. P. 1360–1380.
- Hampton, K. Сore Networks, Social Isolation, and New Media: How Internet and Mobile Phone Use is Related to Network Size and Diversity [Текст] / K. Hampton, L. F. Sessions, E. J. Her // Information Communication & Society. 2011. T. 14. № 1. P. 130–155.
- Pollet, T.V. Use of social network sites and instant messaging does not lead to increased offline social network size, or to emotionally closer relationships with offline network members [Текст] / T.V. Pollet, S.G.B. Roberts, R.I.M. Dunbar // Cyberpsychology, Behavior and Social Networks. 2011. № 14. P. 253–258.
- Roberts, S.G.B. Exploring Variation in Active Network Size: Сonstraints and Ego Characteristics [Текст] / S.G.B. Roberts, R.I.M. Dunbar, T.V. Pollet, T. Kuppens // Social Networks. 2009. T. 31. № 2. P. 138–146.
- Sigman, A. Well Connected? The Biological Implications of «Social Networking» [Текст] / A. Sigman // Biologist. 2009. T. 56. № 1. P. 14–20.
- Subrahmanyama, K. Online and Offline Social Networks: Use of Social Networking Sites by Emerging Adults [Текст] / K. Subrahmanyama, S.M. Reichc, N. Waechter, G. Espinoza // Journal of Applied Developmental Psychology. 2008. T. 29. P. 420–433.
- Weinstein, E.C. The Personal Is Political on Social Media: Online Civic Expression Patterns and Pathways Among Civically Engaged Youth [Текст] / E.C. Weinstein // International journal of communication. 2014. T. 8. P. 210–233.
- White, H.S. Identity and Control: How Social Formations Emerge [Текст] / H.S. White. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2008. 472 p.
Об авторе
Сергей Геннадьевич Ушкин — Государственное казенное учреждение Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга», научный сотрудник отдела социально-экономических процессов, кандидат социологических наук, г. Саранск, Россия.
Смотрите также:
- Корниенко Д.С., Дериш Ф.В., Никитина Е.Ю. Половые и возрастные различия личностной направленности пользовательской активности в социальной сети «ВКонтакте»
- Малахаева С.К., Потапов Р.С. Агрессивность и аутоагрессивность в сетевом тексте: контент-анализ страниц в социальной сети «ВКонтакте»
- Сапон И.В., Леденев Д.Е. Возраст пользователя и самораскрытие в профиле социальной сети «ВКонтакте»
- Щекотуров А.В. Гендерные саморепрезентации подростков на страницах социальной сети «ВКонтакте»