Трубицына Л.В., Феоктистова Е.А. Мотивация пребывания человека в социальных сетях

Т

Введение

Интер­нет, соци­аль­ные сети и мес­сен­дже­ры ста­ли осо­бы­ми фено­ме­на­ми для совре­мен­но­го чело­ве­ка. На дан­ный момент люди про­во­дят боль­шое коли­че­ство вре­ме­ни в вир­ту­аль­ной сре­де, осо­бен­но мно­го вре­ме­ни и вни­ма­ния уде­ля­ет­ся соци­аль­ным сетям и мес­сен­дже­рам. К сожа­ле­нию, боль­шая часть иссле­до­ва­ний, посвя­щён­ная вопро­сам соци­аль­ных сетей, рас­смат­ри­ва­ет дан­ное явле­ние с точ­ки зре­ния фор­ми­ро­ва­ния зави­си­мо­сти у поль­зо­ва­те­лей сетей. 

Напри­мер, в подоб­ных иссле­до­ва­ни­ях ука­зы­ва­лись сле­ду­ю­щие при­чи­ны выбо­ра обще­ния в Интер­не­те в целом и, в част­но­сти, в соци­аль­ных сетях: недо­ста­ток обще­ния в реаль­ной жиз­ни, воз­мож­ность реа­ли­за­ции фруст­ри­ро­ван­ных в реаль­ной жиз­ни качеств лич­но­сти, про­иг­ры­ва­ния ролей, пере­жи­ва­ния эмо­ций, неудо­вле­тво­рен­ность реаль­ной соци­аль­ной иден­тич­но­стью [1].

Одна­ко, в даль­ней­шем было выяс­не­но, что обще­ние и вир­ту­аль­ные иден­тич­но­сти в Интер­не­те и соци­аль­ных сетях явля­ет­ся само­цен­ной сре­дой дея­тель­но­сти чело­ве­ка. Как ука­зы­ва­ет Н.Д. Чебо­та­ре­ва, вир­ту­аль­ная иден­тич­ность может рас­смат­ри­вать­ся как раз­вер­ты­ва­ние струк­ту­ры соб­ствен­ной лич­но­сти и ее потреб­но­стей 1.

В отно­ше­нии обще­ния в Интер­не­те и соци­аль­ных сетях мож­но отме­тить, что, в свя­зи с физи­че­ским отсут­стви­ем собе­сед­ни­ка, гораз­до лег­че выра­жать свои эмо­ции или же, наобо­рот, скры­вать их. По этой при­чине лег­че вести диа­лог в сети, обсуж­дать серьёз­ные вопро­сы, вести диа­лог с раз­лич­ны­ми груп­па­ми людей, не обра­щая вни­ма­ния на раз­ли­чия в поле, воз­расте, наци­о­наль­но­сти (при отсут­ствии язы­ко­во­го барье­ра), соци­аль­ном ста­ту­се [2].

Аме­ри­кан­ский социо­лог М. Гра­но­вет­тер впер­вые сфор­му­ли­ро­вал мно­гие прин­ци­пы сете­во­го под­хо­да в сво­ей осно­во­по­ла­га­ю­щей рабо­те «Сила сла­бых свя­зей», где выде­лил два типа соци­аль­ных свя­зей инди­ви­дов: силь­ные свя­зи и сла­бые свя­зи. Силь­ные свя­зи харак­те­ри­зу­ют­ся посто­ян­ны­ми кон­так­та­ми, кото­рые суще­ству­ют меж­ду чле­на­ми семьи, близ­ки­ми дру­зья­ми. Сла­бые свя­зи озна­ча­ют менее регу­ляр­ные кон­так­ты, кото­рые охва­ты­ва­ют круг зна­ко­мых [3].

Соци­аль­ные сети как раз задей­ству­ют как силь­ные, так и сла­бые свя­зи поль­зо­ва­те­ля. Полу­ча­ет­ся, что у любо­го поль­зо­ва­те­ля есть хотя бы один чело­век из спис­ка его дру­зей, с кото­рым он может регу­ляр­но под­дер­жи­вать кон­такт (сте­пень регу­ляр­но­сти ком­му­ни­ка­ции опре­де­ля­ет­ся самим поль­зо­ва­те­лем). При этом для поль­зо­ва­те­ля может ока­зать­ся неслож­ным воз­об­но­вить обще­ние в сети с тем, с кем дав­но не под­дер­жи­вал плот­но­го обще­ния [4].

Таким обра­зом, мы видим, что соци­аль­ные сети для совре­мен­но­го чело­ве­ка игра­ют боль­шую роль. Здесь про­ис­хо­дят свои про­цес­сы, кото­рые схо­жи с жиз­нью чело­ве­ка в реаль­ном мире. Вир­ту­аль­ная реаль­ность соци­аль­ных сетей обре­та­ет для людей свой осо­бый смысл.

Так как про­стран­ство соци­аль­ных сетей пред­став­ля­ет­ся поль­зо­ва­те­лям реаль­ной дей­стви­тель­но­стью, соот­вет­ствен­но, у них, поль­зо­ва­те­лей, суще­ству­ют свои пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти в свя­зи с нахож­де­ни­ем в соци­аль­ной сети. Боль­шой вклад в иссле­до­ва­ние пси­хо­ло­гии   поль­зо­ва­те­лей   Интер­не­та   внес­ли    А.Е. Вой­скун­ский,    Ю.М. Михай­ло­ва, Н.В. Чудова.

Ю.М. Михай­ло­ва и Н.В. Чудо­ва в сво­ей рабо­те «Пси­хо­ло­гия жите­лей Интер­не­та» [5] рас­смат­ри­ва­ют про­бле­мы, свя­зан­ные с лич­ност­ны­ми изме­не­ни­я­ми, кото­рые воз­ни­ка­ют в про­цес­се раз­ви­тия лич­но­сти в новой соци­аль­ной ситу­а­ции и зада­ют­ся фор­ми­ро­ва­ни­ем Интернет-культуры. 

Авто­ры пред­ста­ви­ли дан­ные харак­те­ра, само­со­зна­ния, позна­ва­тель­ной сфе­ры поль­зо­ва­те­лей, кото­рых авто­ры назы­ва­ют «жите­ля­ми Интер­не­та». Более точ­но, жите­ли Интер­не­та — это те поль­зо­ва­те­ли, кото­рые име­ют наи­бо­лее высо­кую моти­ва­цию пре­бы­ва­ния в сети. В част­но­сти, они тра­тят зна­чи­тель­ные финан­со­вые и вре­мен­ные ресур­сы, а так­же демон­стри­ру­ют высо­кую эмо­ци­о­наль­ную вклю­чен­ность в про­бле­мы Интер­не­та, при­чем соб­ствен­но дело­вых задач, реша­е­мых его сред­ства­ми, у них или немно­го, или их реше­ние увя­зы­ва­ет­ся с реше­ни­ем иных, чаще ком­му­ни­ка­тив­ных задач. Так­же ими рас­смот­ре­ны осо­бен­но­сти эмо­ци­о­наль­ной и цен­ност­ной регу­ля­ции пове­де­ния в Сети, про­ана­ли­зи­ро­ва­ны пер­спек­ти­вы раз­ви­тия лич­но­сти в инфор­ма­ци­он­ном сообществе.

С точ­ки зре­ния пред­став­лен­ных авто­ров, Интер­нет-куль­ту­ра высту­па­ет в двух ипо­ста­сях. С одной сто­ро­ны, она тол­ка­ет чело­ве­ка от поряд­ка к все­доз­во­лен­но­сти. С дру­гой сто­ро­ны, Интер­нет-про­стран­ство явля­ет­ся сво­бод­ным для само­опре­де­ле­ния и само­ре­а­ли­за­ции. Осо­бен­но это каса­ет­ся тех, кто на инди­вид­ном и лич­ност­ном уров­нях испы­ты­ва­ет труд­но­сти в стрем­ле­нии к побе­де (успе­ху), к борь­бе за «своё».

Н.В. Чудо­ва в сво­ей ста­тье «Осо­бен­но­сти обра­за «Я» жите­ля Интер­не­та» выяви­ла осо­бен­но­сти ком­му­ни­ка­ции поль­зо­ва­те­лей, актив­но вовле­чён­ных в Интер­нет-реаль­ность, осо­бен­но­сти обра­за «Я» пред­став­лен­ной груп­пы респон­ден­тов. В Интер­нет-куль­ту­ре чёт­ко выде­ле­но деле­ние на «своё» и «чужое». В Интер­не­те чело­век может реа­ли­зо­вать свой жела­е­мый образ «Я», кото­рый он демон­стри­ру­ет Интернет-сообществу. 

«Интер­нет сти­му­ли­ру­ет фор­ми­ро­ва­ние «чудес­ной» кар­ти­ны мира, выпол­няя по отно­ше­нию ко всей совре­мен­ной куль­ту­ре функ­цию пери­фе­рии, где про­ис­хо­дит накоп­ле­ние инфор­ма­ции о слу­чай­ном, новом, ненор­ма­тив­ном, не впи­сы­ва­ю­щем­ся в жест­кие рам­ки усто­яв­ших­ся пред­став­ле­ний» [6, с. 118]. 

При­няв­шие уча­стие в иссле­до­ва­нии Чудо­вой Н.В. испы­ту­е­мые име­ли про­бле­мы в сфе­ре обще­ния и в обра­зе «Я». «Жите­ли Интер­не­та» ста­ра­ют­ся ком­пен­си­ро­вать отсут­ствие чув­ства бли­зо­сти и вза­и­мо­по­ни­ма­ния посред­ством пре­уве­ли­чен­но­го пред­став­ле­ния о соб­ствен­ной неза­ви­си­мо­сти и отка­за от сле­до­ва­ния обще­при­ня­тым нор­мам. Вооб­ще, сете­вая иден­тич­ность — один из наи­бо­лее актив­но иссле­ду­е­мых в послед­ние годы вопро­сов [7–10].

С помо­щью моди­фи­ци­ро­ван­но­го семан­ти­че­ско­го диф­фе­рен­ци­а­ла были выде­ле­ны три фак­то­ра сете­вой иден­тич­но­сти: ком­пен­са­тор­ный, эмо­ци­о­наль­ный и  созда­ю­щий  плат­фор­му  для  иден­тич­но­сти  реаль­ной  [11; 12].

Есть ещё одна осо­бен­ность Интер­нет-ком­му­ни­ка­ции — это ано­ним­ность. Она чаще все­го про­яв­ля­ет­ся в спо­соб­но­сти поль­зо­ва­те­лей создать допол­ни­тель­ные стра­нич­ки в любой соци­аль­ной сети, в самом Интер­не­те у людей появ­ля­ет­ся воз­мож­ность ком­мен­ти­ро­вать на неко­то­рых сай­тах и фору­мах без регистрации. 

Ано­ним­ность накла­ды­ва­ет опре­де­лён­ные огра­ни­че­ния на само пони­ма­ние лич­но­сти в Интер­нет-сфе­ре. Это свя­за­но со ста­ту­сом тела, кото­рый в Интер­нет-про­стран­стве анну­ли­ро­ван. Поэто­му лич­ность в Интер­не­те, в общем, и соци­аль­ных сетях, в част­но­сти, пони­ма­ет­ся как субъ­ект куль­ту­ры [9; 13; 14].

При явно неболь­шом пока коли­че­стве попы­ток струк­ту­ри­ро­вать моти­вы поль­зо­ва­те­лей соц­се­тей необ­хо­ди­мо обра­тить вни­ма­ние на иссле­до­ва­ние А.Е. Вой­скун­ско­го. О.Н. Аре­сто­вой и Л.Н. Баба­ни­на, поз­во­лив­шее им создать клас­си­фи­ка­цию харак­тер­ных для дея­тель­но­сти поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та видов мотивов. 

В рабо­те «Моти­ва­ция поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та» авто­ры опи­са­ли восемь видов таких моти­вов: дело­вой, позна­ва­тель­ный, мотив обще­ния, кор­по­ра­тив­ный, само­утвер­жде­ния, рекре­а­ции и игро­вой мотив, мотив аффи­ли­а­ции и мотив само­ре­а­ли­за­ции и раз­ви­тия лич­но­сти [15].

Дело­вой мотив заклю­ча­ет­ся в том, что поль­зо­ва­те­ли Интер­не­та исполь­зу­ют «пау­ти­ну» как сред­ство про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти. Рабо­та посред­ством Интер­не­та направ­ле­на на полу­че­ние кон­крет­но­го дело­во­го результата. 

Позна­ва­тель­ный мотив свя­зан с полу­че­ни­ем новых зна­ний и может иметь раз­лич­ные харак­те­ри­сти­ки, зави­ся­щие от направ­лен­но­сти позна­ва­тель­но­го инте­ре­са инди­ви­да (новые сер­вис­ные воз­мож­но­сти, раз­лич­ная гипер­тек­сто­вая инфор­ма­ция, новые люди, идеи и мне­ния, визу­аль­ные и слу­хо­вые образы). 

Мотив обще­ния, или ком­му­ни­ка­тив­ный мотив, харак­те­ри­зу­ет­ся поис­ком новых зна­комств, людей с похо­жи­ми инте­ре­са­ми, нахож­де­ни­ем ново­го кру­га дру­зей и зна­ко­мых, потреб­но­стью чело­ве­ка в обмене зна­ни­я­ми, мне­ни­я­ми, эмоциями. 

Кор­по­ра­тив­ный мотив про­яв­ля­ет­ся как ори­ен­та­ция поль­зо­ва­те­лей на сотруд­ни­че­ство с дру­ги­ми во вре­мя рабо­ты в Интер­не­те. В осно­ве моти­ва само­утвер­жде­ния лежат такие глу­бин­ные пси­хо­ло­ги­че­ские явле­ния, как само­оцен­ка, уро­вень при­тя­за­ний, моти­ва­ция достижения. 

Мотив рекре­а­ции и игро­вой мотив, поми­мо вос­ста­нов­ле­ния функ­ци­о­наль­но­го состо­я­ния рабо­то­спо­соб­но­сти, свя­зан с тем, что игра может высту­пать как спо­соб овла­де­ния новы­ми вида­ми дея­тель­но­сти, тре­ни­ров­ки и про­вер­ки сво­их воз­мож­но­стей, соревнованием. 

Мотив аффи­ли­а­ции выра­жа­ет соци­аль­ную сущ­ность дея­тель­но­сти и лич­но­сти чело­ве­ка. Он про­яв­ля­ет­ся в потреб­но­сти при­над­ле­жать опре­де­лён­ной груп­пе, при­ни­мать её цен­но­сти и сле­до­вать им, зани­мать соб­ствен­ную нишу в группе. 

Мотив само­ре­а­ли­за­ции и раз­ви­тия лич­но­сти про­яв­ля­ет­ся в осо­знан­ном стрем­ле­нии к раз­ви­тию и реа­ли­за­ции соб­ствен­ных воз­мож­но­стей (напри­мер, ком­му­ни­ка­тив­ных, позна­ва­тель­ных). Дан­ный вид моти­вов име­ет ярко выра­жен­ных твор­че­ский компонент.

Таким обра­зом, мож­но утвер­ждать, что в Интер­нет-про­стран­стве есть свои типы моти­вов и виды моти­ва­ций, кото­рые соот­вет­ству­ют опи­сан­ным в пси­хо­ло­гии типам моти­ва­ци­он­ной направ­лен­но­сти инди­ви­да: про­дук­тив­ной, соци­аль­но-ком­му­ни­ка­тив­ной, позна­ва­тель­ной, развивающей.

Инте­рес­но то, что у каж­до­го чело­ве­ка есть свои при­чи­ны захо­дить в соци­аль­ные сети и мес­сен­дже­ры, свои инте­ре­сы и дела там.

Методы исследования

Наше иссле­до­ва­ние состо­я­ло из двух частей. В пер­вой части про­во­ди­лось сла­бо­струк­ту­ри­ро­ван­ное интер­вью [16] с 11 респон­ден­та­ми раз­но­го воз­рас­та (от 14 до 72 лет), пола и уров­ня образования. 

При этом мето­де иссле­до­ва­ния интер­вью про­во­дит­ся в очень сво­бод­ной фор­ме, без зара­нее запла­ни­ро­ван­но­го переч­ня вопро­сов, огра­ни­чи­ва­ю­ще­го воз­мож­ность полу­че­ния совсем новой инфор­ма­ции, зара­нее не вклю­чен­ной в этот пере­чень в каче­стве предполагаемой. 

Кро­ме базо­во­го вопро­са или пред­ло­же­ния по теме интер­вью (в дан­ном слу­чае — «Опи­ши­те кон­крет­ный слу­чай, когда вы захо­ди­ли в соц­се­ти») зада­ют­ся раз­лич­ные вопро­сы, кото­рые в общем виде мож­но сфор­му­ли­ро­вать так: в каких усло­ви­ях, при каких обсто­я­тель­ствах, поче­му, ради чего, для чего, когда, что полу­ча­лось в резуль­та­те, а когда по-дру­го­му, а еще как, и так далее. 

При этом новые отве­ты могут порож­дать совер­шен­но не пла­ни­ро­вав­ши­е­ся зара­нее вопро­сы. Глав­ное при этом — сохра­не­ние инте­ре­са со сто­ро­ны иссле­до­ва­те­ля и ожи­да­ния неожи­дан­ных ответов. 

Такое сла­бо­струк­ту­ри­ро­ван­ное интер­вью поз­во­ля­ет полу­чить мак­си­маль­ное коли­че­ство раз­но­об­раз­ных отве­тов, мак­си­маль­но широ­кую и раз­но­об­раз­ную кар­ти­ну феномена.

Далее после каче­ствен­но­го ана­ли­за резуль­та­тов интер­вью был создан пред­ва­ри­тель­ный вопрос­ник «Моти­ва­ция пре­бы­ва­ния в соци­аль­ных сетях», кото­рый затем пред­ла­гал­ся уже боль­шой груп­пе испы­ту­е­мых и резуль­та­ты кото­ро­го под­вер­га­лись ана­ли­зу с помо­щью мето­дов мате­ма­ти­че­ской статистики. 

В даль­ней­шем иссле­до­ва­нии при­ня­ло уча­стие 140 респон­ден­тов в воз­расте от 12 до 65 лет, раз­де­лен­ные на под­груп­пы; 46 под­рост­ков (12–18 лет); 14 юно­ше­ско­го воз­рас­та, назван­ные услов­но «моло­дежь» (19–24 года); 34 в воз­расте 25–39 лет, назван­ные услов­но «рабо­та­ю­щие»; 46 чело­ве­ка в воз­расте 40–65 лет, назван­ные «зре­лые».

При этом респон­ден­ты груп­пы «Под­рост­ки» и «Моло­дёжь» сооб­щи­ли, что про­во­дят в сред­нем по 4 часа в день в про­стран­стве соци­аль­ных сетей, пред­ста­ви­те­ли груп­пы «Рабо­та­ю­щие» — 2 часа, а респон­ден­ты груп­пы «Зре­лые» — 1 час.

Результаты и обсуждение

На осно­ва­нии ана­ли­за серии сла­бо­струк­ту­ри­ро­ван­ных интер­вью были выяв­ле­ны основ­ные моти­вы пре­бы­ва­ния в соци­аль­ной сети. 

Таки­ми моти­ва­ми являются: 

  • мотив обще­ния;
  • мотив соци­аль­ной поддержки; 
  • мотив дея­тель­но­сти по интересам; 
  • мотив отды­ха;
  • моти­вы полу­че­ния инфор­ма­ции, при­об­ще­ния к важ­ным людям и событиям; 
  • моти­вы лич­ные, изме­не­ния или отре­а­ги­ро­ва­ния эмо­ций, самоутверждения; 
  • моти­вы вла­сти и влияния; 
  • быто­вые мотивы; 
  • моти­вы вос­пи­та­ния детей; 
  • учеб­ные и про­фес­си­о­наль­ные мотивы; 
  • моти­вы сле­до­ва­ния моде; 
  • моти­вы суе­ве­рия и избегания; 
  • аддик­тив­ные мотивы; 
  • моти­вы запол­не­ния пусто­ты и скуки; 
  • мотив ухо­да от проблем, 
  • чисто «сете­вые» моти­вы — полу­че­ния «лай­ков».

В ходе ана­ли­за интер­вью нами были выде­ле­ны и осо­бен­но­сти, кото­рые могут слу­жить при­чи­ной выхо­да из про­стран­ства соци­аль­ных сетей. К ним отно­сят­ся нали­чие дел и заня­тия опре­де­лён­ны­ми вида­ми дея­тель­но­сти, обще­ние в реаль­ном мире, ухуд­ше­ние само­чув­ствия чело­ве­ка и раз­ря­див­ший­ся гаджет.

На осно­ва­нии дан­ных каче­ствен­ных интер­вью мы смог­ли полу­чить раз­но­об­раз­ные кате­го­рии, из кото­рых соста­ви­ли ряд утвер­жде­ний. В пер­во­на­чаль­ном вари­ан­те вопрос­ни­ка, кото­рый был запол­нен 140 респон­ден­та­ми, было 112 утвер­жде­ний. Отве­том на каж­дое из утвер­жде­ний стал выбор одно­го из пяти вари­ан­тов отве­та: пол­но­стью согла­сен (5), ско­рее согла­сен (4), 50/50 (3), ско­рее не согла­сен (2), пол­но­стью не согла­сен (1).

Опрос­ник содер­жал как пря­мые, так и обрат­ные утвер­жде­ния. Соот­вет­ствен­но, при обра­бот­ке полу­чен­ных дан­ных неко­то­рые отве­ты испы­ту­е­мых были перевёрнуты. 

Опрос­ник стро­ил­ся пош­каль­но, каж­дая шка­ла соот­вет­ство­ва­ла выде­лен­ным груп­пам моти­вов и вклю­ча­ла свой набор утвер­жде­ний. В предъ­яв­ляв­шем­ся вопрос­ни­ке утвер­жде­ния, отно­ся­щи­е­ся к раз­ным шка­лам, были раз­ме­ще­ны вперемешку.

Далее мы исполь­зо­ва­ли индук­тив­ный поша­го­вый спо­соб созда­ния опрос­ни­ка на осно­ва­нии при­ме­не­ния кри­те­рия α-Крон­ба­ха с поша­го­вым уби­ра­ни­ем утвер­жде­ний, исклю­че­ние кото­рых мог­ло повы­сить согласованность.

Проверка надежности (согласованности)

После запол­не­ния опрос­ни­ка респон­ден­та­ми про­во­ди­лась про­вер­ка надеж­но­сти опрос­ни­ка в целом и отдель­ных шкал с помо­щью кри­те­рия α-Крон­ба­ха. Пер­во­на­чаль­но для 112 утвер­жде­ний опрос­ни­ка мы полу­чи­ли зна­че­ние α = 0,915.

Согла­со­ван­ность высо­кая, но в опрос­ни­ке были пунк­ты, исклю­че­ние кото­рых мог­ло повы­сить согла­со­ван­ность опрос­ни­ка. После их исклю­че­ния зна­че­ние коэф­фи­ци­ен­та α-Крон­ба­ха повы­си­лось до 0,931.

Затем поша­го­во исклю­ча­лись и дру­гие пунк­ты, в отсут­ствие кото­рых согла­со­ван­ность опрос­ни­ка мог­ла быть повы­ше­на. Мы полу­чи­ли опрос­ник, состо­я­щий из 94 утверждений.

Сле­ду­ю­щим шагом про­вер­ки надёж­но­сти опрос­ни­ка ста­ла про­вер­ка внут­рен­ней согла­со­ван­но­сти каж­дой шка­лы опрос­ни­ка по-отдель­но­сти, т. е. согла­со­ван­ность утвер­жде­ний, отно­ся­щих­ся к одно­му мотиву.

В резуль­та­те такой про­це­ду­ры в шка­ле «Вос­пи­та­ние детей» остал­ся толь­ко один пункт. Но мы реши­ли оста­вить вре­мен­но дан­ное утвер­жде­ние в опрос­ни­ке, что­бы выявить воз­мож­ные меж­груп­по­вые раз­ли­чия. (Из ито­го­во­го вари­ан­та опрос­ни­ка этот пункт был исключен).

В резуль­та­те мы полу­чи­ли согла­со­ван­ный опрос­ник, состо­я­щий из 75 пунк­тов (согла­со­ван­ность ито­го­во­го опрос­ни­ка α-Крон­ба­ха рав­но 0,933), пунк­ты кото­ро­го согла­су­ют­ся как меж­ду собой, так и внут­ри шкал. (Резуль­ти­ру­ю­щий опрос­ник при­ве­ден в При­ло­же­нии).

Проверка валидности

Мы счи­та­ем, что сама про­це­ду­ра созда­ния опрос­ни­ков на осно­ва­нии широ­кой кар­ти­ны воз­мож­ных вари­ан­тов отве­тов, дан­ных респон­ден­та­ми, под­твер­жда­ет их содер­жа­тель­ную валидность.

Для про­вер­ки внеш­ней валид­но­сти мы исполь­зо­ва­ли коэф­фи­ци­ент ран­го­вой кор­ре­ля­ции Спир­ме­на. Мы про­ве­ри­ли, насколь­ко шка­лы наше­го опрос­ни­ка (мотив обще­ния; мотив соци­аль­ной под­держ­ки; мотив дея­тель­но­сти по инте­ре­сам и хоб­би; мотив отды­ха; моти­вы полу­че­ния инфор­ма­ции, при­об­ще­ния к важ­ным людям и собы­ти­ям; лич­ност­ные моти­вы, изме­не­ния или отре­а­ги­ро­ва­ния эмо­ций, само­утвер­жде­ния; моти­вы вла­сти и вли­я­ния; быто­вые моти­вы; моти­вы вос­пи­та­ния детей; учеб­ные и про­фес­си­о­наль­ные моти­вы; «сете­вые» моти­вы; моти­вы сле­до­ва­ния моде; моти­вы суе­ве­рия и избе­га­ния; аддик­тив­ные моти­вы; моти­вы запол­не­ния пусто­ты и ску­ки; мотив ухо­да от про­блем; огра­ни­че­ния пре­бы­ва­ния в соци­аль­ных сетях) и сум­мар­ный балл, кото­рый мы назва­ли «Интер­нет-мотив», соот­вет­ству­ют дру­гим пря­мым и кос­вен­ным пока­за­те­лям моти­ва­ции (кор­ре­ли­ру­ют с ними). 

В каче­стве таких внеш­них по отно­ше­нию к наше­му опрос­ни­ку пока­за­те­лей высту­пи­ли вре­мя пре­бы­ва­ния в соци­аль­ных сетях (его респон­ден­ты ука­зы­ва­ли само­сто­я­тель­но) и пока­за­те­ли испы­ту­е­мых по тестам на моти­ва­цию, отра­жа­ю­щим, на наш взгляд, неко­то­рые обоб­щен­ные харак­те­ри­сти­ки моти­ва­ци­он­ной сфе­ры — «Мето­ди­ке диа­гно­сти­ки лич­но­сти на моти­ва­цию к успе­ху» Т. Элер­са, «Мето­ди­ке диа­гно­сти­ки лич­но­сти на моти­ва­цию к избе­га­нию неудач» Т. Элер­са и «Мето­ди­ке диа­гно­сти­ки соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских уста­но­вок лич­но­сти в моти­ва­ци­он­но-потреб­ност­ной сфе­ре» Потём­ки­ной О.Ф.

Шка­ла «Моти­вы запол­не­ния пусто­ты и ску­ки» име­ет зна­чи­мые поло­жи­тель­ные свя­зи со шка­ла­ми «Ори­ен­та­ция на про­цесс» и «Ори­ен­та­ция на эго­изм» (уро­вень зна­чи­мо­сти α ≤ 0,01), а так­же шка­лой «Ори­ен­та­ция на деньги». 

Шка­ла «Мотив ухо­да от про­блем» зна­чи­мо поло­жи­тель­но кор­ре­ли­ру­ет со шка­лой «Ори­ен­та­ция на эго­изм» (α ≤ 0,05).

Шка­ла «Мотив обще­ния»   поло­жи­тель­но   кор­ре­ли­ру­ет   со   шка­ла­ми   «Ори­ен­та­ция   на  эго­изм»   (α ≤ 0,01), «Ори­ен­та­ция на день­ги» (α ≤ 0,05).

Шка­ла «Моти­вы дея­тель­но­сти по инте­ре­сам и хоб­би» поло­жи­тель­но кор­ре­ли­ру­ет со шка­ла­ми «Ори­ен­та­ция на эго­изм» (α ≤ 0,01) и «Ори­ен­та­ция на день­ги» (α ≤ 0,05).

Шка­ла «Мотив полу­че­ния инфор­ма­ции, при­об­ще­ния к важ­ным людям и собы­ти­ям» поло­жи­тель­но кор­ре­ли­ру­ет со шка­ла­ми «Ори­ен­та­ция на про­цесс» и «Ори­ен­та­ция на эго­изм» (α ≤ 0,01), «Ори­ен­та­ция на власть» (α ≤ 0,05).

Шка­ла «Лич­ност­ные моти­вы, изме­не­ния или отре­а­ги­ро­ва­ния эмо­ций, само­утвер­жде­ния» поло­жи­тель­но кор­ре­ли­ру­ет со шка­ла­ми «Ори­ен­та­ция на эго­изм» (α ≤ 0,01), «Ори­ен­та­ция на власть» (α ≤ 0,05).

Шка­ла «Мотив вла­сти и вли­я­ния» кор­ре­ли­ру­ет со шка­ла­ми «Ори­ен­та­ция на про­цесс», «Ори­ен­та­ция на эго­изм» (α ≤ 0,05), «Ори­ен­та­ция на власть» (α ≤ 0,01).

Шка­ла «Моти­вы вос­пи­та­ния детей» поло­жи­тель­но кор­ре­ли­ру­ет со шка­ла­ми «Ори­ен­та­ция на эго­изм» и «Ори­ен­та­ция на власть»   (α ≤ 0,05).  

Шка­ла    «Учеб­ные    и   про­фес­си­о­наль­ные    моти­вы»   кор­ре­ли­ру­ет   со  шка­ла­ми «Ори­ен­та­ция на труд» и «Ори­ен­та­ция на власть» (α ≤ 0,05).

Шка­ла «Сете­вые моти­вы» поло­жи­тель­но  кор­ре­ли­ру­ет  со  шка­лой  «Ори­ен­та­ция  на  эго­изм»  (α ≤ 0,05). 

Шка­ла «Мотив сле­до­ва­ния  моде»  поло­жи­тель­но  кор­ре­ли­ру­ет  со  шка­лой  «Ори­ен­та­ция  на  день­ги»  (при   α ≤ 0,05).

Все пере­чис­лен­ные выше шка­лы наше­го опрос­ни­ка отри­ца­тель­но кор­ре­ли­ру­ют с «Моти­ва­ци­ей избе­га­ния неуда­чи» (в том чис­ле и шка­ла «Мотив отды­ха и релак­са­ции», не кор­ре­ли­ру­ю­щая боль­ше ни с одной шка­лой исполь­зо­вав­ших­ся опрос­ни­ков мотивации).

Такой свя­зи (будь то отри­ца­тель­ной или поло­жи­тель­ной») с «Моти­ва­ци­ей избе­га­ния неуда­чи» не обна­ру­же­но толь­ко у 4 шкал наше­го опросника. 

Шка­ла «Аддик­тив­ные моти­вы» кор­ре­ли­ру­ет со шка­ла­ми «Ори­ен­та­ция на эго­изм», «Ори­ен­та­ция на власть», «Ори­ен­та­ция на день­ги» (α ≤ 0,01) и «Ори­ен­та­ция на про­цесс» (α ≤ 0,05).

Шка­ла «Огра­ни­че­ния пре­бы­ва­ния в соци­аль­ных сетях» кор­ре­ли­ру­ет со шка­ла­ми «Ори­ен­та­ция на эго­изм» (α ≤ 0,01), «Ори­ен­та­ция на про­цесс» и «Ори­ен­та­ция на день­ги» (α ≤ 0,05).

Все шка­лы наше­го опрос­ни­ка пока­зы­ва­ют зна­чи­мую кор­ре­ля­цию со вре­ме­нем пре­бы­ва­ния в сети. В том чис­ле шка­лы «Мотив соци­аль­ной под­держ­ки» и «Быто­вые моти­вы», кото­рые не пока­за­ли свя­зи боль­ше ни с одной шка­лой моти­ва­ции из использовавшихся.

Сум­мар­ная шка­ла «Интер­нет-моти­ва­ция» поло­жи­тель­но кор­ре­ли­ру­ет со вре­ме­нем пре­бы­ва­ния в сети, шка­ла­ми «Ори­ен­та­ция на эго­изм», «Ори­ен­та­ция на день­ги» (α ≤ 0,01), «Ори­ен­та­ция на власть» (α ≤ 0,05). Отри­ца­тель­но — с «Моти­ва­ция избе­га­ния неудачи».

Шка­лы «Мотив суе­ве­рий и избе­га­ния непри­ят­но­стей» и «Мотив вос­пи­та­ния детей» не кор­ре­ли­ро­ва­ли ни с одним из исполь­зо­вав­ших­ся нами для про­вер­ки внеш­ней валид­но­сти пока­за­те­ля­ми. Воз­мож­но, это свя­за­но с нали­чи­ем таких моти­вов толь­ко у узких воз­раст­ных групп, огра­ни­чен­но пред­став­лен­ных в нашем иссле­до­ва­нии. Пер­вый мотив боль­ше харак­те­рен для млад­ших под­рост­ков, сме­ло зани­ма­ю­щих­ся рас­сыл­кой спа­ма, вто­рой — для роди­те­лей детей школь­но­го возраста.

В целом сто­ит отме­тить, что опрос­ник пока­зал хоро­шую диф­фе­рен­ци­аль­ную валид­ность в отно­ше­нии моти­вов раз­ных воз­раст­ных групп. Как и сле­до­ва­ло ожи­дать, интер­нет-моти­ва­ция зна­чи­тель­но силь­нее выра­же­на в более млад­ших воз­раст­ных груп­пах (α ≤ 0,05).

Инте­рес­но, что ни одна шка­ла наше­го опрос­ни­ка не име­ет зна­чи­мых свя­зей со шка­ла­ми «Моти­ва­ция  дости­же­ния  успе­ха», «Ори­ен­та­ция  на резуль­тат», «Ори­ен­та­ция на аль­тру­изм» и «Ори­ен­та­ция на сво­бо­ду». Веро­ят­но, это мож­но объ­яс­нить тем, что «жизнь» в соци­аль­ных сетях не опре­де­ля­ет­ся ука­зан­ны­ми ори­ен­та­ци­я­ми, а зна­чи­тель­но более эго­и­стич­на и дале­ка от ори­ен­та­ции на реше­ние гло­баль­ных целей и задач.

Таким обра­зом, полу­чи­ла под­твер­жде­ние наша гипо­те­за о том, что суще­ству­ет целый ком­плекс раз­лич­ных моти­вов, побуж­да­ю­щих чело­ве­ка к пре­бы­ва­нию в соц. сетях и удер­жи­ва­ю­щих его там. Были выяв­ле­ны основ­ные моти­вы, опре­де­ля­ю­щие пре­бы­ва­ние чело­ве­ка в соц.сетях.

На этой осно­ве был создан тест «Моти­ва­ция пре­бы­ва­ния чело­ве­ка в соци­аль­ных сетях», кото­рый в даль­ней­шем может быть поле­зен для иссле­до­ва­ния «жиз­ни» в соц­се­тях как целых групп, так и отдель­ных пользователей.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вой­скун­ский А.Е. Пси­хо­ло­гия и Интер­нет. М.: Акро­поль, 2010. 439 с.
  2. Аре­сто­ва О.Н., Баба­нин Л.Н., Вой­скун­ский А.Е. Ком­му­ни­ка­ция в ком­пью­тер­ных сетях: пси­хо­ло­ги­че­ские детер­ми­нан­ты и послед­ствия // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 14. Пси­хо­ло­гия. 1996.   № 4. С. 14–20.
  3. Granovetter, M. The Strength of Weak Ties // American Journal of Sociology. 1973. Vol. 78. № 6. P. 1360–1380.
  4. Granovetter, M. Getting a job: A Study of Contacts and Careers (2nd ed.). Chicago: University of Chicago Press, 1995. 251 p.
  5. Михай­ло­ва Ю.М., Чудо­ва Н.В. Пси­хо­ло­гия жите­лей Ине­тер­не­та. М.: Изд-во ЛКИ. 2011. 224 с.
  6. Чудо­ва Н.В. Осо­бен­но­сти обра­за «Я» жите­ля Интер­не­та // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2002. Том 23. № 1. С. 113–118.
  7. Вой­скун­ский А.Е., Евдо­ки­мен­ко А.С., Феду­ни­на Н.Ю. Сете­вая и реаль­ная иден­тич­ность: срав­ни­тель­ное иссле­до­ва­ние // Пси­хо­ло­гия : жур­нал Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки. 2013. Т. 10,  № 2. С. 98–121.
  8. Пого­ре­лов Д.Н. Струк­ту­ра вир­ту­аль­ной иден­тич­но­сти поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей // Казан­ский педа­го­ги­че­ский жур­нал. 2020. № 4(141). С. 262–267.
  9. Пах­ту­со­ва Н.А., Ува­ри­на Н.И., Савчен­ков А.В. Иссле­до­ва­ние про­бле­мы ста­нов­ле­ния сете­вой иден­тич­но­сти моло­де­жи в усло­ви­ях вир­ту­аль­ной обра­зо­ва­тель­ной сре­ды. М.: Пер­вое эко­но­ми­че­ское изда­тель­ство, 2021. 234 с. ISBN: 978-5-91292-370-8 — doi: 10.18334/9785912923708.
  10. Жаде З.А., Ляу­ше­ва С.А. Новые тен­ден­ции в иссле­до­ва­нии сете­вой иден­тич­но­сти // Обще­ство: социо­ло­гия, пси­хо­ло­гия, педа­го­ги­ка. 2016. № 1.
  11. Фле­ни­на Т.А. Семан­ти­че­ское про­стран­ство поня­тия «сете­вая иден­тич­ность» // Изве­стия РГПУ име­ни А.И. Гер­це­на. 2014. № 171.
  12. Бог­да­нов­ская А.Б. Кли­ма­но­ва А.В., Фле­ни­на Т.А. Фак­то­ры фор­ми­ро­ва­ния сете­вой иден­тич­но­сти совре­мен­ной моло­дё­жи // Элек­трон­ный науч­ный жур­нал «Пись­ма в Эмиссия.Оффлайн». Июль 2015 г.
  13. Вой­скун­ский А.Е. Соци­аль­ная пер­цеп­ция в соци­аль­ных сетях // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 14. Пси­хо­ло­гия. 2014. № 2. С. 90–104.
  14. Коз­ло­ва Н.С., Суш­ков И.Р. Вли­я­ние ком­му­ни­ка­тив­ной сфе­ры лич­но­сти на спе­ци­фи­ку ее актив­но­сти в интер­нет-сре­де // Нау­ка и мир. 2014. № 10-2(14).  С. 131–134.
  15. Аре­сто­ва О.Н., Баба­нин Л.Н., Вой­скун­ский А.Е. Моти­ва­ция поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та // Гума­ни­тар­ные иссле­до­ва­ния в Интер­не­те / под ред. А.Е. Вой­скун­ско­го. — Можайск: «Москва-Тер­ра», 2000. С. 55–76.
  16. Тру­би­цы­на Л.В. Сла­бо­струк­ту­ри­ро­ван­ное интер­вью как метод каче­ствен­но­го иссле­до­ва­ния в пси­хо­ло­гии // Тео­ре­ти­че­ская и экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия. 2019. Том 12. № 3. С. 72–84.

Приложение

Феоктистова Е., Трубицына Л. Мотивация пребывания человека в социальных сетях

Ува­жа­е­мый респондент!

Про­сим Вас при­нять уча­стие в иссле­до­ва­нии, посвя­щён­ном изу­че­нию жиз­ни чело­ве­ка в про­стран­стве соци­аль­ных сетей.

  • Пол __________________________________________________________________________
  • Воз­раст ______________________________________________________________________
  • Про­фес­сия ___________________________________________________________________
  • Вре­мя, кото­рое про­во­ди­те в соци­аль­ных сетях ______________________________

Инструк­ция: Вни­ма­тель­но про­чи­тай­те каж­дое утвер­жде­ние и оце­ни­те, насколь­ко оно вер­но по отно­ше­нию к пре­бы­ва­нию Вами в соци­аль­ных сетях. В столб­це рядом с утвер­жде­ни­ем про­ставь­те соот­вет­ству­ю­щую цифру:

  • 1 — совер­шен­но не согла­сен (-на),
  • 2 — ско­рее не согла­сен (-на),
  • 3 — пять­де­сят на пятьдесят, 
  • 4 — ско­рее согла­сен (-на),
  • 5 — совер­шен­но согла­сен (-на).
Утвер­жде­ниеОтвет
1Я захо­жу в соци­аль­ные сети, когда мне нечем заняться. 
2Я не пони­маю, как мож­но кого-то под­дер­жать в соци­аль­ной сети. 
3Захо­жу в соци­аль­ные сети, что­бы мораль­но отдох­нуть после тяжё­ло­го рабочего/учебного дня. 
4Я исполь­зую соци­аль­ные сети, что­бы управ­лять людьми. 
5Я ста­ра­юсь решить повсе­днев­ные вопро­сы со сво­и­ми близ­ки­ми в мес­сен­дже­рах (WhatsApp, Viber, Telegram и т. д.). 
6Я не из тех, кто кон­тро­ли­ру­ет жизнь дру­го­го чело­ве­ка посред­ством про­смот­ра соци­аль­ных сетей. 
7Мне нра­вит­ся общать­ся с кол­ле­га­ми / одно­группни­ка­ми / одно­класс­ни­ка­ми в соци­аль­ных сетях, узна­вать их мне­ние, обсуж­дать с ними важ­ные проблемы. 
8Основ­ная цель мое­го пре­бы­ва­ние в соци­аль­ных сетях — это про­дви­же­ние моей груп­пы / мое­го сооб­ще­ства в рам­ках опре­де­лён­ной соци­аль­ной сети. 
9Я ино­гда чув­ствую, что не могу вый­ти из соци­аль­ных сетей самостоятельно. 
10В соци­аль­ных сетях я нико­гда не сле­жу за жиз­нью сво­е­го окружения. 
11Для меня абсо­лют­но есте­ствен­но напи­сать чело­ве­ку и под­дер­жать его, если его обидели. 
12Я нико­гда не жду от поль­зо­ва­те­лей сети при­зна­ния, люб­ви или внимания. 
13Не могу в соци­аль­ной сети отдох­нуть от насущ­ных про­блем и вопросов. 
14Я счи­таю, что в соци­аль­ных сетях невоз­мож­но най­ти полез­ную инфор­ма­цию для профессиональной/учебной деятельности. 
15Я про­сто люб­лю писать и раз­ме­щать свои тек­сты в соци­аль­ных сетях. 
16Мне бы хоте­лось быть похо­жим (-ей) на зна­ме­ни­то­стей и блоггеров. 
17Я ста­ра­юсь пере­слать сооб­ще­ние, в кото­ром напи­са­но «Пере­дай это 10 дру­зьям, назад нельзя!» 
18Мне не нра­вит­ся, когда зави­си­мые от сетей люди неадек­ват­но себя ведут, если их лишить гад­же­тов (теле­фо­нов, план­ше­тов, ком­пью­те­ров и т. д.). 
19В соци­аль­ных сетях мне нра­вит­ся пред­став­лять­ся дру­гим человеком. 
20В соци­аль­ных сетях я могу узнать, как дела у важ­ных для меня людей. 
21Я под­дер­жи­ваю людей через соци­аль­ные сети, если у них слу­чи­лось несчастье. 
22Мне нра­вит­ся при­вле­кать вни­ма­ние к сво­ей пер­соне в сети. 
23Все­гда захо­жу в груп­пы или сооб­ще­ства, что­бы посме­ять­ся над весё­лы­ми поста­ми или ком­мен­та­ри­я­ми дру­гих пользователей. 
24Мне кажет­ся, что я могу вли­ять на миро­вые собы­тия через соци­аль­ные сети. 
25Я хочу стать попу­ляр­ным (-ой) в сети. 
26Я часто обсуж­даю дело­вые вопро­сы в сети. 
27Люб­лю оформ­лять посты, делать их эстетичными. 
28Я хочу жить так, как живут знаменитости. 
29Мне не нра­вит­ся, что из-за суе­вер­ных стра­хов мне при­сы­ла­ют сооб­ще­ния со спамом. 
30Я не могу пре­кра­тить ста­вить лай­ки постам и пере­стать про­смат­ри­вать чужие странички. 
31Я не захо­жу в соци­аль­ные сети от скуки. 
32В соци­аль­ных сетях мне лег­че выра­зить свои эмоции. 
33Я нико­гда не напи­шу чело­ве­ку, кото­рый пере­жи­ва­ет горе. 
34Нико­гда не ищу инфор­ма­цию, каса­ю­щу­ю­ся моих инте­ре­сов, в сооб­ще­ствах или группах. 
35Не ком­мен­ти­рую и не став­лю лай­ки людям, кото­рые меня не знают. 
36Не стес­ня­юсь писать нега­тив­ные ком­мен­та­рии в соци­аль­ных сетях. 
37Я хотел(-а) бы овла­деть при­ё­ма­ми воз­дей­ствия на людей посред­ством соци­аль­ных сетей. 
38Я обме­ни­ва­юсь фото-, видео- и аудио­фай­ла­ми в соци­аль­ных сетях и мессенджерах. 
39Я не сле­дую образ­цам Интернет-моды. 
40Глу­по в XXI веке верить, что если не отпра­вить это сооб­ще­ние 10 людям, то чело­ве­ка ждёт нище­та в тече­ние 3 лет. 
41Я счи­таю, что люди глу­пе­ют в соци­аль­ных сетях. 
42Я захо­жу в соци­аль­ные сети на работе/учёбе, когда мне не инте­ре­сен материал. 
43Мне бы хоте­лось, что­бы в соци­аль­ной сети меня счи­та­ли успеш­ным (-ой). 
44В соци­аль­ных сетях мне про­ще общать­ся с людьми. 
45Когда мне было пло­хо, меня под­дер­жи­ва­ли в соци­аль­ных сетях. 
46Я исполь­зую соци­аль­ные сети в каче­стве блокнота/дневника, что­бы запи­сы­вать какие-то мысли. 
47В раз­ном настро­е­нии я могу делать абсо­лют­но любые вещи в сетях. 
48Нико­гда не указывал(-а) дру­го­му поль­зо­ва­те­лю, что и как ему (ей) нуж­но сделать. 
49Пред­по­чи­таю    зво­нить    или    писать    смс-сооб­ще­ния,    а    не    поль­зо­вать­ся соци­аль­ны­ми сетя­ми или мессенджерами. 
50Рас­це­ни­ваю соци­аль­ные сети как ресурс для само­сто­я­тель­но­го заработка 
51У меня нико­гда не воз­ни­ка­ет потреб­но­сти посто­ян­но быть на свя­зи, быть онлайн. 
52Я все­гда выхо­жу из сети, когда закон­чил (-а) дело, ради кото­ро­го захо­дил (-а). 
53Я нико­гда не захо­жу в соци­аль­ные сети, что­бы занять время. 
54Я не счи­таю, что соци­аль­ные сети удоб­ны для общения. 
55В сетях не слу­шаю музы­ку и не смот­рю фильмы. 
56Мне не нра­вит­ся читать длин­ные тек­сто­вые посты. 
57Ста­ра­юсь не про­яв­лять свои нега­тив­ные эмо­ции в ком­мен­та­ри­ях или в лич­ных сообщениях. 
58Мне удоб­но полу­чать инфор­ма­цию по вопро­сам, свя­зан­ным с работой/учебой в соци­аль­ных сетях. 
59Счи­таю обу­че­ние с помо­щью соци­аль­ных сетей малоэффективным. 
60Мне не важ­но ни коли­че­ство под­пис­чи­ков, ни коли­че­ство лай­ков, ни коли­че­ство ком­мен­та­ри­ев к моим постам. 
61Я сле­дую Интернет-тенденциям. 
62Я не хочу быть в кур­се собы­тий посред­ством соци­аль­ных сетей. 
63Нико­гда не играю в соци­аль­ных сетях. 
64Я счи­таю, что соци­аль­ные сети воз­дей­ству­ют на мас­со­вое сознание. 
65Я чув­ствую себя более вос­тре­бо­ван­ным в соци­аль­ных сетях, чем в обыч­ной жизни. 
66Исполь­зую соци­аль­ные сети для раз­ви­тия сво­е­го твор­че­ства (пение, живо­пись, корот­ко­мет­раж­ки и т. п.). 
67Мне важ­но, что­бы мои работы/публикации нахо­ди­лись в ТОПе. 
68Я пуб­ли­кую в сети всё, что хочу. Не заду­мы­ва­юсь над опуб­ли­ко­ван­ным материалом. 
69Мне труд­но само­му (-ой) кон­тро­ли­ро­вать вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в соци­аль­ных сетях. 
70В про­стран­стве соци­аль­ных сетей я могу созда­вать всё, что толь­ко при­дет мне в голову. 
71Мне нра­вит­ся про­во­ци­ро­вать кон­флик­ты и спо­ры в соци­аль­ных сетях. 
72Мне важ­но нахо­дить­ся в трен­де, важ­но не отстать от других. 
73Нико­гда не зави­дую дру­гим поль­зо­ва­те­лям соци­аль­ных сетей. 
74Не читаю ком­мен­та­рии, в кото­рых раз­жи­га­ют ссо­ры и конфликты. 
75Я нико­гда не заво­жу акка­унт в соци­аль­ной сети, если не пла­ни­рую там находиться. 

Ключ к опроснику

Вопро­сы, отме­чен­ные зна­ком звёз­доч­ки (*) счи­та­ют­ся как обратные: 

  • 5 — 1
  • 4 — 2
  • 3 — 3
  • 2 — 4
  • 1 — 5
Источ­ник: Мир нау­ки. Педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия. — 2022. — Т. 10. — № 6.

Об авторах

  • Люд­ми­ла Вален­ти­нов­на Тру­би­цы­на — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры «Пси­хо­ло­гии и педа­го­ги­ки», ГБОУ ВО МО «Ака­де­мия соци­аль­но­го управ­ле­ния», Москва, Россия.
  • Еле­на Андре­ев­на Фео­к­ти­сто­ва — магистр пси­хо­ло­гии, веду­щий тре­нер по про­дук­ту, ООО «ЭЛКОД», Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

ПРИМЕЧАНИЕ

  1. Чебо­та­ре­ва Н.Д. Интер­нет-форум как вир­ту­аль­ный ана­лог пси­хо­ди­на­ми­че­ской груп­пы [Элек­трон­ный ресурс] // Киберп­си. 2017. 

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest