Азарёнок Н.В. Основные мотивы интернет-общения в представлениях современной молодежи

А

Введение

Совре­мен­ный чело­век уже с тру­дом пред­став­ля­ет себе свою жизнь без интер­не­та, а соци­аль­ные сети и мес­сен­дже­ры ста­ли зна­чи­мы­ми состав­ля­ю­щи­ми нашей жиз­ни, предо­став­ля­ю­щи­ми быст­рый доступ к обще­нию – одной из важ­ней­ших цен­но­стей жиз­ни любо­го человека. 

По мне­нию А.Е. Вой­скун­ско­го, с пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния чело­ве­че­ская актив­ность в Интер­не­те под­чи­не­на удо­вле­тво­ре­нию трех основ­ных видов потреб­но­стей: ком­му­ни­ка­тив­ной, позна­ва­тель­ной и игро­вой [3]. Уче­ный при­зна­ет, что пре­об­ла­да­ю­щей дея­тель­но­стью Интер­нет-поль­зо­ва­те­лей все же явля­ет­ся коммуникация. 

Потреб­ность в обще­нии – важ­ней­шая потреб­ность соци­аль­но-актив­но­го чело­ве­ка, так как таким спо­со­бом часто удо­вле­тво­ря­ют­ся потреб­но­сти в при­зна­нии, при­ня­тии и даже в самоактуализации. 

Во мно­гом это объ­яс­ня­ет нарас­та­ю­щую попу­ляр­ность обще­ния в Интер­нет, и в част­но­сти, в соци­аль­ных сетях, где появ­ля­ет­ся воз­мож­ность уста­нав­ли­вать гораз­до боль­шее коли­че­ство кон­так­тов, най­ти ста­рых и новых дру­зей, быст­ро обме­нять­ся сооб­ще­ни­я­ми, не при­вя­зы­ва­ясь к месту и вре­ме­ни, и даже устро­ить само­пре­зен­та­цию, создать еди­ное хра­ни­ли­ще для люби­мой музы­ки, игр и видео со сво­и­ми дру­зья­ми. Такие воз­мож­но­сти при­вле­ка­ют моло­дежь как одну из самых актив­ных поль­зо­ва­те­лей Интернета.

А. Ейки­на, Е. Чив­ки­на, Н. Чудо­ва опи­сы­вая раз­но­об­ра­зие ком­му­ни­ка­тив­ной дея­тель­но­сти, выде­ля­ют основ­ные виды обще­ния в сети. Авто­ры опре­де­ля­ют обще­ние в режи­ме реаль­но­го вре­ме­ни (так назы­ва­е­мый «чат»), кото­рое может про­ис­хо­дить как с одним собе­сед­ни­ком, так и с боль­шим коли­че­ством людей одно­вре­мен­но. С таким же раз­де­ле­ни­ем по коли­че­ствен­но­му соста­ву участ­ни­ков может про­ис­хо­дить и обще­ние, при кото­ром сооб­ще­ния к адре­са­ту при­хо­дят с отсроч­кой (элек­трон­ная поч­та, ньюс­груп­пы) [5].

Е.А. Махри­на акцен­ти­ру­ет вни­ма­ние, что «обще­ние в Интер­не­те боль­шей частью реа­ли­зу­ет­ся в соци­аль­ных сетях, сам тер­мин «соци­аль­ная сеть» как нель­зя луч­ше отра­жа­ет суть вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции, кото­рая осу­ществ­ля­ет­ся не столь­ко ради обме­на инфор­ма­ци­ей, сколь­ко ради уста­нов­ле­ния соци­аль­ных свя­зей» [6, с.286]. Про­цесс обу­че­ния так­же сме­ща­ет­ся в область вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции [8].

Несмот­ря на акту­аль­ность темы, ана­лиз иссле­до­ва­ний интер­нет-обще­ния не отли­ча­ет­ся мно­го­век­тор­но­стью, боль­шая часть из них ори­ен­ти­ро­ва­на на изу­че­ние фор­ми­ро­ва­ния и про­яв­ле­ния зави­си­мо­стей от исполь­зо­ва­ния Интер­не­та, нега­тив­но­го вли­я­ния Интер­не­та на лич­ность и соци­ум в целом: науч­ный поиск был направ­лен на выяв­ле­ние про­блем­ных аспек­тов Интер­нет-ком­му­ни­ка­ции и ее вре­до­нос­ных эффек­тов [6].

Здесь еще раз хочет­ся обра­тить вни­ма­ние, что «боль­шая часть авто­ров не раз­во­дит поня­тия «интер­нет-обще­ние», «интер­нет-ком­му­ни­ка­ция», «вир­ту­аль­ное обще­ние», а исполь­зу­ют их как синонимичные. 

На наш взгляд, при­дер­жи­ва­ясь кон­цеп­ции А.А. Бода­ле­ва, интер­нет-обще­ние вклю­ча­ет в себя интер­нет-ком­му­ни­ка­цию как про­цесс обме­на инфор­ма­ци­ей меж­ду поль­зо­ва­те­ля­ми интер­не­том и явля­ет­ся более общим» [1, с. 433]. 

Непо­сред­ствен­но интер­нет-ком­му­ни­ка­цию, как счи­та­ет Е.И. Горош­ко, мож­но рас­смат­ри­вать как «ком­му­ни­ка­тив­ное вза­и­мо­дей­ствие в гло­баль­ной ком­пью­тер­ной сети интер­нет-поль­зо­ва­те­лей с раз­лич­ным куль­тур­ным уров­нем и уров­нем обра­зо­ван­но­сти» [4, с.131].

Вопро­су моти­вов обще­ния в интер­не­те уде­ля­ет­ся отдель­ное вни­ма­ние в совре­мен­ных иссле­до­ва­ни­ях. Одна­ко, как счи­та­ет Л.В. Тру­би­цы­на, основ­ной акцент сде­лан на при­чи­нах «выбо­ра обще­ния в Интер­не­те в целом и, в част­но­сти, в соци­аль­ных сетях: недо­ста­ток обще­ния в реаль­ной жиз­ни, воз­мож­ность реа­ли­за­ции фруст­ри­ро­ван­ных в реаль­ной жиз­ни качеств лич­но­сти, про­иг­ры­ва­ния ролей, пере­жи­ва­ния эмо­ций, неудо­вле­тво­рен­ность реаль­ной соци­аль­ной иден­тич­но­стью» [7, с. 2].

Методы

Дан­ное иссле­до­ва­ние было направ­ле­но на изу­че­ние пред­став­ле­ний моло­де­жи о воз­ник­но­ве­нии необ­хо­ди­мо­сти обще­ния в сети Интер­нет, его отли­чи­тель­ных осо­бен­но­стях в срав­не­нии с обще­ни­ем при лич­ной встре­че, при­вле­ка­тель­ной сто­роне обще­ния в Интер­нет и кон­крет­ных при­чи­нах пре­кра­ще­ния такое общение. 

Обо­зна­чен­ные аспек­ты были выде­ле­ны в отдель­ные вопро­сы, отве­ты на кото­рые в ано­ним­ной фор­ме пред­ла­га­ла моло­дежь в воз­расте от 18 до 25 лет. Все­го было опро­ше­но 65 чело­век (25 юно­шей и 35 девушек). 

Опрос про­во­дил­ся как в ауди­то­рии при лич­ном кон­так­те с респон­ден­та­ми, так и дистан­ци­он­но, с помо­щью интер­нет-ресур­сов. Респон­ден­там не дава­лись ника­кие уста­нов­ки, пояс­не­ния и огра­ни­че­ния, кро­ме кон­крет­но­го вопро­са, на кото­рый мож­но было пред­ста­вить любое коли­че­ство отве­тов-опи­са­ний. Поэто­му метод иссле­до­ва­ния обо­зна­чен как тема­ти­че­ское сво­бод­ное описание. 

Интер­пре­та­ция дан­ных про­во­ди­лась с исполь­зо­ва­ни­ем инстру­мен­тов тема­ти­че­ско­го ана­ли­за. «По срав­не­нию с кон­тент-ана­ли­зом про­це­ду­ра тема­ти­че­ско­го ана­ли­за менее фор­ма­ли­зо­ва­на, в ней боль­шее место отво­дит­ся рабо­те с кон­тек­стом и интерпретации… 

В тема­ти­че­ском ана­ли­зе сохра­ня­ет­ся систе­ма­тич­ность рабо­ты с дан­ны­ми, при­ня­тая в кон­тент-ана­ли­зе, но при этом ана­ли­тик в боль­шей мере оза­бо­чен «схва­ты­ва­ни­ем» импли­цит­но­го смыс­ла, кото­рый может быть рас­крыт толь­ко исхо­дя из кон­тек­ста…» [2, с. 300].

Результаты

Отно­си­тель­но вопро­са «Когда чаще все­го у вас воз­ни­ка­ет необ­хо­ди­мость пооб­щать­ся в сети Интер­нет» про­це­ду­ра коди­ро­ва­ния поз­во­ли­ла выде­лить шесть устой­чи­вых тем, опи­сы­ва­ю­щих воз­ник­но­ве­ние потреб­но­сти в интернет-общении:

  • «Сво­бод­ное вре­мя», куда вошли коды, исход­ный текст кото­рых поз­во­лил их назвать «сво­бод­ное вре­мя», «скуч­но», «нечем занять­ся», «хочет­ся отвлечь­ся», «в целях развлечения»;
  • «Есть необ­хо­ди­мость что-то обсу­дить», вклю­ча­ю­щая тек­сты, содер­жа­щие такие момен­ты: «необ­хо­ди­мость обще­ния в интер­не­те воз­ни­ка­ет при реше­нии тех или иных вопро­сов», «когда вне­зап­но появ­ля­ет­ся акту­аль­ная инте­рес­ная тема для обсуж­де­ния», «когда нуж­но что-то спро­сить», «есть инте­рес­ные ново­сти, жела­ние поде­лить­ся с семьей», «появ­ля­ет­ся то, что надо обсудить»;
  • «Необ­хо­ди­мость по работе/учебе» с исход­ны­ми тек­ста­ми «в рабо­чих момен­тах», «моя рабо­та», «когда ищу инфор­ма­цию по уче­бе» и дру­ги­ми подобными;
  • «Нет воз­мож­но­сти для лич­ных встреч», вклю­ча­ю­щая соот­вет­ству­ю­щие описания;
  • «Кон­крет­ное вре­мя», в кото­рую вошли коды с исход­ным тек­стом, ука­зы­ва­ю­щим реаль­ное вре­мя обще­ния в Интер­не­те (напри­мер, «вече­ром», «осо­бен­но ночью», «24 на 7», «три часа в день» и др.).

Исход­ные тек­сты отве­тов-опи­са­ний на обо­зна­чен­ный вопрос поз­во­ли­ли зафик­си­ро­вать 80 выска­зы­ва­ний для коди­ро­ва­ния, кото­рые опре­де­ли­лись в назван­ные темы. При ана­ли­зе исход­но­го тек­ста мог­ло выде­лить­ся несколь­ко кодов, кото­рые попа­да­ли в раз­лич­ные темы. 

Напри­мер, опи­са­ние «вече­ром, когда ста­но­вит­ся скуч­но, ино­гда даже ночью. Хоте­лось бы, конеч­но, общать­ся 24/7, но это не все­гда воз­мож­но» было отне­се­но как к теме «Кон­крет­ное вре­мя», так и «Сво­бод­ное время».

При­ме­не­ние к обо­зна­чен­ным темам частот­но­го индек­са поз­во­ли­ло визу­а­ли­зи­ро­вать пред­став­ле­ния моло­де­жи о воз­ник­но­ве­нии необ­хо­ди­мо­сти обще­ния в сети Интер­нет в виде диа­грам­мы (рису­нок 1).

Ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые раз­ли­чия опре­де­ля­ют­ся в исполь­зо­ва­нии опи­са­ний темы «Кон­крет­ное вре­мя». Девуш­ки чаще назы­ва­ли кон­крет­ное вре­мя обще­ния в Интер­не­те при отве­те на ука­зан­ный вопрос, чем юно­ши (φ*= 1,87, р ≤ 0,05).

Обра­ща­ет на себя вни­ма­ние тот факт, что у боль­шей части респон­ден­тов необ­хо­ди­мость пооб­щать­ся в Интер­не­те воз­ни­ка­ет в сво­бод­ное вре­мя, когда нечем себя занять, ста­но­вит­ся скуч­но, и такой спо­соб обще­ния поз­во­ля­ет запол­нить обра­зо­вав­шу­ю­ся пустоту. 

На наш взгляд, это доста­точ­но насто­ра­жи­ва­ю­щий факт, сви­де­тель­ству­ю­щий, что совре­мен­ная моло­дежь отвы­ка­ет от актив­ных спо­со­бов орга­ни­за­ции досу­га, отча­сти опо­сре­дуя дан­ный про­цесс тех­ни­че­ски­ми и инфор­ма­ци­он­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, исполь­зо­ва­ни­ем Искус­ствен­но­го интеллекта.

В каче­стве под­твер­жде­ния тези­са будет акту­аль­но пред­ста­вить опи­са­ние, пред­ло­жен­ное девуш­кой (19 лет): «Я не обща­юсь с живы­ми людь­ми, я обща­юсь с бота­ми. Послед­нее вре­мя доста­точ­но часто. Обыч­но каж­дый день, вече­ром, перед сном. Быва­ют пери­о­ды, когда очень надо­еда­ет и не обща­юсь с ними месяц, а быва­ет наобо­рот, про­ис­хо­дит силь­ная фик­са­ция и общать­ся хочет­ся посто­ян­но. Общать­ся с реаль­ны­ми людь­ми пред­по­чи­таю вжи­вую, а не через переписку».

Ответ-опи­са­ние на вопрос «Чем отли­ча­ет­ся обще­ние с дру­зья­ми при лич­ной встре­че от обще­ния в сети Интер­нет» поз­во­лил выде­лить сле­ду­ю­щие основ­ные темы (все­го 98 выска­зы­ва­ний, кото­рым были при­сво­е­ны коды):

  • «Эмо­ци­о­наль­ная сте­риль­ность интер­нет обще­ния», исход­ны­ми тек­ста­ми кото­ро­го явля­лись «обще­ние в интер­не­те не пере­да­ет эмо­ций, сопе­ре­жи­ва­ние», «может создать дистан­цию и неглу­бо­кую связь» и др.;
  • «Физи­че­ская близость/искренность лич­но­го обще­ния», вклю­ча­ю­щая опи­са­ния «более ожив­лен­ное обще­ние», «опре­де­лен­ная атмо­сфе­ра», «так­тиль­ное обще­ние, ты можешь кос­нуть­ся чело­ве­ка, обнять его», «есть зри­тель­ный кон­такт, кото­рый очень важен, наблю­де­ние за реак­ци­ей собе­сед­ни­ка», «при лич­ном обще­нии ты можешь чув­ство­вать чело­ве­ка». Дан­ное опи­са­ние зна­чи­тель­но чаще встре­ча­ет­ся у деву­шек (φ*= 4,29, р ≤ 0,01), что сви­де­тель­ству­ет о его зна­чи­мо­сти для жен­ской выборки.

Так­же отдель­ны­ми бло­ка­ми выде­ли­лись темы «Удоб­ство обще­ния в интер­не­те», «Ано­ним­ность интер­нет обще­ния» и «Ничем». В послед­нюю вошли опи­са­ния, сви­де­тель­ству­ю­щие об отсут­ствии таких раз­ли­чий, напри­мер, «Я не чув­ствую раз­ни­цу меж­ду обще­ни­ем вжи­вую или через Интернет».

Заслу­жи­ва­ю­щим отдель­ное вни­ма­ние фак­том явля­ет­ся выде­ле­ние темы «Эко­но­ми­че­ская выго­да обще­ния в интер­не­те», кото­рая при­сут­ство­ва­ла толь­ко в муж­ской выбор­ке, с исход­ным тек­стом «при лич­ной встре­че ухо­дит боль­ше денеж­ных средств», «с дру­зья­ми надо посто­ян­но где-то соби­рать­ся, тратиться». 

Дан­ный факт может сви­де­тель­ство­вать о пони­ма­нии интер­нет-обще­ния как менее финан­со­во затрат­но­го и являть­ся для неко­то­рых кате­го­рий моло­де­жи моти­ва­ци­ей в опре­де­лен­ных эко­но­ми­че­ских ситу­а­ци­ях отка­зать­ся от лич­ных встреч и уйти в онлайн.

Частот­ная диа­грам­ма тем-опи­са­ний пред­став­ле­ний об отли­чи­ях обще­ния с дру­зья­ми при лич­ной встре­че и в сети Интер­нет визу­а­ли­зи­ро­ва­на на рисун­ке 2. 

Далее, как опре­де­лен­ный аспект моти­ва­ции, свя­зан­ный с побу­ди­тель­ным источ­ни­ком актив­но­сти лич­но­сти, инте­рес вызва­ла имен­но при­вле­ка­тель­ная сто­ро­на интернет-общения. 

Было полу­че­но 103 отве­та-опи­са­ния на вопрос «Что боль­ше все­го нра­вит­ся при обще­нии в сети Интер­нет», кото­рые сгруп­пи­ро­ва­лись в сле­ду­ю­щие темы «Быстрота/доступность», «Тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти», «Само­сто­я­тель­ный кон­троль про­цес­са», «Кон­фи­ден­ци­аль­ность», «Не нра­вит­ся интер­нет-обще­ние» с соот­вет­ству­ю­щи­ми смыс­ло­вы­ми кода­ми (рису­нок 3).

В тему «Само­сто­я­тель­ный кон­троль про­цес­са» вклю­ча­лись коды, содер­жа­щие, к при­ме­ру, сле­ду­ю­щий текст «если что, мож­но закон­чить раз­го­вор в любой удоб­ный момент», «не нуж­но отве­чать сра­зу, а мож­но поз­же, когда удоб­но», «нра­вит­ся то, что ино­гда мож­но скрыть свои нежелательные/негативные реак­ции от дру­гих людей» и др. 

Отдель­но сто­ит обра­тить вни­ма­ние, что наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щим­ся кодом этой темы явля­ет­ся «воз­мож­ность поду­мать над ответом». 

Инте­рес­ным при­ме­ром может слу­жить опи­са­ние девуш­ки 18 лет, кото­рая изла­га­ет кон­троль над про­цес­сом в сле­ду­ю­щих состав­ля­ю­щих: «в интер­не­те лег­че откры­вать­ся новым людям, лег­че закрыть­ся и, если нуж­но, пре­рвать диа­лог; так­же обще­ние менее энер­го­за­трат­но, не обя­за­тель­но пока­зы­вать весь спектр эмо­ций, соци­аль­ная бата­рея садить­ся мед­лен­нее, чем при обще­нии вживую». 

Дру­гим при­ме­ром дан­ной темы может быть такой исход­ный текст-опи­са­ние девят­на­дца­ти­лет­ней девуш­ки-сту­дент­ки (код «Воз­мож­ность выбо­ра собе­сед­ни­ка»): «Он (интер­нет) свя­зы­ва­ет меня с людь­ми, кото­рые име­ют такие же вку­сы, как и у меня, под­хо­дят мне по тем­пе­ра­мен­ту и харак­те­ру. Таким обра­зом я могу най­ти людей, под­хо­дя­щих мне боль­ше, чем те, кото­рые есть в нынеш­нем окру­же­нии». Сто­ит отме­тить, что дан­ный мотив интер­нет-обще­ния более зна­чим для жен­ской выбор­ки (φ*= 2,75, р ≤ 0,01).

К теме «Тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти» поми­мо оче­вид­ных тех­ни­че­ских воз­мож­но­стей интер­не­та (отпра­вить фото, боль­шой файл, поста­вить смай­лик, исполь­зо­вать сти­кер, гиф­ку, голо­со­вое сооб­ще­ние) были отне­се­ны и дру­гие, не столь оче­вид­ные, но поз­во­ля­ю­щие при­сво­ить соот­вет­ству­ю­щий код в рам­ках назван­ной темы. 

К таким опи­са­ни­ям были отне­се­ны исход­ные тек­сты «не нуж­но пере­спра­ши­вать инфор­ма­цию, так как все есть в пере­пис­ке», «мож­но пере­слать, заскри­нить», «мож­но сохра­нить исто­рию пере­пи­сок», «все­гда мож­но вер­нуть­ся и посмот­реть, о чем был диалог». 

Отдель­но хочет­ся обра­тить вни­ма­ние на такую воз­мож­ность как исполь­зо­ва­ние лока­ции, поз­во­ля­ю­щую узнать, где нахо­дит­ся собе­сед­ник. Таким обра­зом удо­вле­тво­ря­ет­ся такая потреб­ность, как любо­пыт­ство, при­су­щая наше­му внут­рен­не­му ребенку.

Ана­лиз отве­тов о при­вле­ка­тель­но­сти интер­нет-обще­ния под­твер­дил тезис Л.В. Тру­би­цы­ной, о том, что интер­нет-обще­ние дает воз­мож­ность реа­ли­за­ции фруст­ри­ро­ван­ных в реаль­ной жиз­ни качеств лич­но­сти, про­иг­ры­ва­ния ролей [7].

При­ме­ром могут слу­жить такие исход­ные тек­сты «с мало­зна­ко­мы­ми людь­ми про­ще общать­ся в пере­пис­ке», «с близ­ки­ми дру­зья­ми я пред­по­чи­таю общать­ся вжи­вую, с мало­зна­ко­мы­ми людь­ми мне ком­форт­нее общать­ся в сети», «в обще­нии в интер­не­те нет стес­ни­тель­но­сти», «с бота­ми нра­вит­ся то, что они не насто­я­щие, про­ще жало­вать­ся, нет чув­ства вины» или выска­зы­ва­ние «обще­ние вжи­вую для неко­то­рых людей явля­ет­ся более труд­ной фор­мой обще­ния из-за опре­де­лен­но­го стес­не­ния или неуме­ния быст­ро гене­ри­ро­вать отве­ты на вопро­сы, кото­рые зада­ют­ся чело­ве­ку напря­мую и кото­рые могут поста­вить чело­ве­ка в тупик».

Отдель­ным бло­ком рас­смат­ри­ва­лись моти­вы прекратить/закончить обще­ние в сети. Здесь из 102 выска­зы­ва­ний выде­ли­лись сле­ду­ю­щие темы «Дру­гие дела», «Отсут­ствие жела­ния», «Нару­ше­ние лич­ных гра­ниц», «Нет инте­ре­са у собе­сед­ни­ка», «Обман со сто­ро­ны собе­сед­ни­ка», «Потреб­ность живо­го обще­ния» (рису­нок 4).

Как сле­ду­ет из рисун­ка 4, наи­бо­лее зна­чи­мы­ми фак­то­ра­ми, кото­рые спо­соб­ству­ют окон­ча­нию обще­ния в Интер­не­те, явля­ют­ся дру­гие вне­зап­но воз­ник­шие дела. 

Исход­ным тек­стом дан­ной темы явля­лись выска­зы­ва­ния «дела и реаль­но жиз­нен­ные вещи», «заня­тость», «необ­хо­ди­мость рабо­тать, лечь спать, появ­ле­ние важ­ных ситу­а­ци­он­ных задач», «недо­ста­ток вре­ме­ни», «нуж­но сосре­до­то­чить­ся на важ­ных делах», «из-за ситу­а­ции в реаль­но­сти» и др.

Тема «Отсут­ствие жела­ния» вклю­ча­ет «выго­ра­ние и про­сто неже­ла­ние общать­ся», «надо­еда­ет писать/общаться», «нет тем, кото­рые хоте­лось бы обсу­дить» и подобные.

«Нару­ше­ние лич­ных гра­ниц» как тема более свой­ствен­ная жен­ской выбор­ке (φ*= 2,31, р ≤ 0,05), пред­став­ле­на опи­са­ни­я­ми о нару­ше­нии суб­ор­ди­на­ции, оскорб­ле­ни­ях и кон­флик­тах, непо­до­ба­ю­щем пове­де­нии собе­сед­ни­ка, напри­мер, «начи­на­ют настой­чи­во писать незна­ко­мые люди», «неадек­ват­ное пове­де­ние собе­сед­ни­ка, попыт­ка выудить информацию».

«Нет инте­ре­са у собе­сед­ни­ка» – дан­ная тема про­яви­лась толь­ко у жен­ской выбор­ки иссле­до­ва­ния. Исход­ным мате­ри­а­лом для выде­ле­ния дан­ной темы послу­жи­ли выска­зы­ва­ния: «когда чело­век не про­яв­ля­ет ини­ци­а­ти­вы в обще­нии, игно­ри­ру­ет», «собе­сед­ник игно­ри­ру­ет меня или отве­ча­ет спу­стя несколь­ко дней или боль­ше». Сле­до­ва­тель­но, мож­но сде­лать вывод, что для жен­ской выбор­ки важ­на обрат­ная связь от собе­сед­ни­ка как моти­ва­тор для про­дол­же­ния общения.

Темы «Обман со сто­ро­ны собе­сед­ни­ка» и «Потреб­ность живо­го обще­ния» с соот­вет­ству­ю­щи­ми опи­са­ни­я­ми не име­ют выра­жен­ной частот­ной пред­став­лен­но­сти, одна­ко вхо­дят в струк­ту­ру моти­вов, застав­ля­ю­щих закон­чить интернет-общение.

Обсуждение

Таким обра­зом обще­ние поз­во­ля­ет не толь­ко обме­ни­вать­ся инфор­ма­ци­ей, но и пере­дать эмо­ции, чув­ства, уста­но­вить необ­хо­ди­мые дело­вые и лич­ные кон­так­ты. Одна­ко обще­ние при лич­ной встре­че и обще­ние, опо­сре­до­ван­ное ресур­са­ми Интер­нет, име­ют свою спе­ци­фи­ку, во мно­гом обу­слов­ли­ва­ю­щую выбор одно­го из ука­зан­ных видов. 

Доми­ни­ру­ю­щим моти­вом обще­ния в Интер­не­те для совре­мен­ной моло­де­жи явля­ет­ся жела­ние запол­нить сво­бод­ное вре­мя, что-то обсу­дить, и толь­ко на тре­тьей пози­ции необ­хо­ди­мость обще­ния по работе/учебе. При этом почти поло­ви­на опро­шен­ных ука­зы­ва­ют на эмо­ци­о­наль­ную сте­риль­ность интер­нет-обще­ния с дру­зья­ми, кото­рая может достав­лять опре­де­лен­ный дис­ком­форт. Зато обще­ние посред­ством Интер­нет, на взгляд наших респон­ден­тов, менее затрат­но и поз­во­ля­ет сэко­но­мить как финан­со­вые, так и энер­ге­ти­че­ские (соци­аль­ные) ресурсы. 

Конеч­но, совре­мен­ную моло­дежь при­вле­ка­ет быст­ро­та, доступ­ность и воз­рас­та­ю­щие тех­ни­че­ские воз­мож­но­сти обще­ния в интер­не­те, но мно­гие вопро­сы они пред­по­чи­та­ют решать при лич­ной встре­че. Неко­то­рым из них вооб­ще не нра­вит­ся общать­ся в Интернете. 

Основ­ны­ми фак­то­ра­ми, кото­рые могут отвлечь совре­мен­ную моло­дежь от Интер­не­та, явля­ют­ся дру­гие дела, воз­ник­шие в реа­ле, или отсут­ствие жела­ния общать­ся вообще.

Литература

  1. Аза­рё­нок Н.В. Пред­став­ле­ния сту­ден­тов об осо­бен­но­стях обще­ния в сети Интер­нет // Циф­ро­вая гума­ни­та­ри­сти­ка и тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии (DHTE 2023): сб. ста­тей IV Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. 16–17 нояб­ря 2023 г. / Под ред. В.В. Руб­цо­ва, М.Г. Соро­ко­вой, Н.П. Рад­чи­ко­вой. М.: Изда­тель­ство ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. 431–440 с.
  2. Бусы­ги­на Н.П. Каче­ствен­ные мето­ды иссле­до­ва­ния в пси­хо­ло­гии: учеб­ник для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2022. 423 с.
  3. Вой­скун­ский А.Е. Интер­нет – новая область иссле­до­ва­ний в пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке // Уче­ные запис­ки кафед­ры общей пси­хо­ло­гии МГУ.  М.: Смысл, 2002.  Вып. 1. С. 82-101.
  4. Горош­ко Е.И. Ком­му­ни­ка­тив­ное про­стран­ство Интер­не­та как объ­ект соци­о­куль­тур­но­го ана­ли­за // Віс­ник Одесь­ко­го націо­наль­но­го універ­си­те­ту. Оде­са, 2010. Т. 15 вип. 14.  С. 130- 136.
  5. Ейки­на А, Чив­ки­на Е., Чудо­ва Н. К вопро­су о моти­ва­ции интер­нет-обще­ния // Уче­ные запис­ки. 2005. №2. С 58-65.
  6. Махри­на Е. А. Оди­но­че­ство вне Сети: Интер­нет-ком­му­ни­ка­ция – спа­се­ние или путь к зави­си­мо­сти? // Пси­хо­ло­гия. Исто­ри­ко-кри­ти­че­ские обзо­ры и совре­мен­ные иссле­до­ва­ния. 2019. Т. 8. № . С. 284-293. DOI: 10.34670/AR.2019.44.4.038.
  7. Тру­би­цы­на Л. В., Фео­к­ти­сто­ва Е.А. Моти­ва­ция пре­бы­ва­ния чело­ве­ка в соци­аль­ных сетях // Мир нау­ки. Педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия. 2022. Т. 10. № 6. с 2.
  8. Фро­ло­ва С.В., Еси­на С.В. Вызо­вы совре­мен­но­сти: спе­ци­фи­ка обще­ния сту­ден­тов с пре­по­да­ва­те­ля­ми в дистан­ци­он­ной фор­ме // Раз­ви­тие совре­мен­но­го обще­ства: вызо­вы и воз­мож­но­сти: мате­ри­а­лы XVII меж­ду­на­род­ной науч­ной кон­фе­рен­ции, в 4 ч., Москва, 02 апре­ля 2021 года. Том 1. Москва: Мос­ков­ский уни­вер­си­тет им. С.Ю. Вит­те, 2021. С. 754-763.
Источ­ник: Циф­ро­вая гума­ни­та­ри­сти­ка и тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии (DHTE 2024): сб. ста­тей V меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. 14—15 нояб­ря 2024 г. / Под ред. В.В. Руб­цо­ва, М.Г. Соро­ко­вой, Н.П. Рад­чи­ко­вой М.: Изда­тель­ство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 453–465.

Об авторе

Ната­лья Вале­рьев­на Аза­рё­нок — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии и кон­флик­то­ло­гии, ФГБОУ ВО «Фили­ал Рос­сий­ско­го госу­дар­ствен­но­го соци­аль­но­го уни­вер­си­те­та в г. Мин­ске, Рес­пуб­ли­ка Бела­русь» (Фили­ал РГСУ), Минск, Беларусь.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest