В современном мире стремительно увеличивается количество информационных потоков, развиваются новые информационные технологии. Вместе с расширением информационного пространства изменяется и процесс социализации.
Телевидение, Интернет, радио, печать играют ведущую роль в построении социального образа мира, охватывая колоссальную аудиторию и преодолевая любые барьеры – государственные, национальные, социальные [Андреева, 2005].
Возросшая плотность информационных потоков, окружающих подростков, позволяет говорить об информационном образе жизни мегаполисов [Марцинковская, 2010a; Прихожан, 2010].
Технологии и средства массовой информации в новой социальной ситуации опосредуют процесс общения подростков, порождают формы общения и поведения, диктуют иную систему ценностей, определяя содержание информационной социализации в подростковом возрасте.
Изменяется коммуникативный опыт (появляются новые формы и нормы общения), увеличиваются возможности получения и переработки информации (разные способы презентации информации), появляются новые возможности самопрезентации (блоги, онлайн-дневники, социальные сети) и ранней профессионализации (интернет-сообщества по интересам) подростков.
При изучении информационной социализации подростков в условиях постоянных изменений окружающей действительности необходимо не только изучение внешних условий, в которых развиваются подростки, но и внутренних факторов (сферы интересов, ценностей, увлечений, значимых структур информационного пространства, личностных особенностей) информационной социализации.
Роль социальных и индивидуальных переживаний в процессе социализации, детерминирующих расширение–сужение границ личностного пространства, анализируется в работах Т.Д.Марцинковской [Марцинковская, 2010a; Марцинковская, 2010b].
Важным механизмом социализации подростков является общение, однако оно приобретает свои специфические формы и нормы в информационном пространстве. При изучении роли сетевого общения в процессе социализации подростков показано, что виртуальное общение в некоторых случаях может подменять реальное [Изотова, 2010].
Данные исследования указывают на особую роль информационного пространства в процессе социализации подростков, а также свидетельствуют как о позитивном, так и о негативном воздействии информационных каналов на процесс социализации современных подростков.
Информационные технологии в значительной мере определяют формирование социальных представлений. Так, в исследованиях О.В.Гребенниковой выявлена роль постоянно изменяющейся действительности в формировании социальных представлений сегодняшних подростков [Гребенникова, 2010].
Наряду с институтом семьи СМИ становятся важным институтом социализации, где подростки осваивают и усваивают определенные социальные нормативы, ценности, социальные роли, транслируемые обществом.
Прослежена роль возрастного аспекта в процессе социализации: изменение информационных предпочтений, информационной активности в зависимости от возраста [Авдулова, 2010].
С годами меняется сфера интересов и увлечений подростков, а вместе с этим претерпевают изменения информационные предпочтения. С возрастом информационное пространство приобретает черты структурированности и многозначности, происходит дифференциация информационного опыта по разным основаниям [Авдулова, 2010].
Увлечения и дополнительное образование также участвуют в формировании информационных предпочтений подростков. В то же время выбор СМИ и информационный мир существенно различаются у подростков одного и того же возраста.
Данные различия тесно связаны со сферой увлечений подростков. Разнообразие информационных миров подростков во многом определяет несовпадение их ценностных ориентаций и стиля жизни [Голубева, Марцинковская, 2011; Голубева, 2011].
Современные эмпирические исследования, посвященные проблемам влияния информационного пространства на процесс социализации подростков, подтверждают необходимость одновременного изучения как внешних, так и внутренних факторов информационной социализации [Марцинковская, 2010a; Марцинковская, 2010b; Авдулова, 2010; Гребенникова, 2010; Голубева, Марцинковская, 2011].
С этой точки зрения большой интерес представляет изучение информационных предпочтений современных подростков: выбора ими разных по форме и содержанию видов СМИ.
Не менее важным представляется анализ влияния личностной мотивации и ценностей подростков на информационные предпочтения, а также взаимосвязь значимой для подростков деятельности с особенностями их информационной социализации.
Психологические исследования эндогенных факторов информационных предпочтений современных подростков приобретают все большую актуальность.
При проведении эмпирического исследования мы исходили из предположения, что профессионально значимая деятельность определяет не только выбор источников информации, которыми предпочитают пользоваться современные подростки, но и способ ее интерпретации. При этом ведущим фактором, определяющим особенности интерпретации информации, является информационная осведомленность подростков.
Методы
В исследовании принимали участие старшие подростки (14–16 лет) московских школ – общеобразовательной (50 учеников 10–11-х классов) и художественной (28 учеников хореографического отделения и 18 учеников художественного отделения).
Для изучения характерологических особенностей подростков мы использовали Пятифакторный личностный опросник 5PFQ (адаптированный вариант Хийджиро Теуйн) [Хромов, 2000].
Полученные данные позволили оценить различия между учащимися общеобразовательной школы, учащимися хореографического и художественного отделений школы искусств по пяти личностным факторам: «экстраверсия–интроверсия», «привязанность–обособленность», «самоконтроль–импульсивность», «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость», «экспрессивность–практичность».
Анализировались двухуровневые качественные переменные (высокие / низкие показатели, свидетельствующие о выраженности определенных особенностей; описание полюсов факторов см: [Хромов, 2000]).
Для оценки информационной осведомленности был использован опросник «Информационные предпочтения», разработанный в лаборатории психологии подростка Психологического института Российской академии образования коллективом авторов и направленный на выявление различных аспектов информационной социализации подростков [Марцинковская, 2010].
Оценивалась частота выборов источников информации, которыми подростки пользуются чаще всего, с учетом предпочитаемых видов информации и типов интернет-ресурсов.
Анализировались три уровня информационной осведомленности: высокий (23 и более используемых источников), средний (16–22 источников) и низкий (1–15 источников).
Для оценки способов интерпретации информации подросткам было предложено описать картины «Утро стрелецкой казни», «Встреча Лизы с Лаврецким у пруда», «Инкогнито из Петербурга». Анализировался интерпретационно-оценочный показатель: оценивалось описание картин, знание сюжета, интерпретация позиций героев и художника.
Для определения связей между исследуемыми показателями использовался критерий χ2 Пирсона. Статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета программ SPSS 15.0.
Результаты и их обсуждение
Результаты эмпирического исследования не обнаружили взаимосвязи между индивидуально-личностными характеристиками и степенью информационной осведомленности подростков.
Не выявлено статистически значимой сопряженности (оценка по критерию χ2) между уровнем выраженности характерологических особенностей и выбором источников информации, видов информации и типов интернет-ресурсов.
Все подростки выбирают в качестве основных источников получения информации: Интернет, телевидение, книги, личный опыт и опыт близких.
Независимо от уровня выраженности характерологических особенностей подростки предпочитают получать спортивную, музыкальную, познавательную, криминальную информацию.
Вне зависимости от личностного профиля подростки пользуются одинаковыми интернет-ресурсами: социальными сетями, форумами, информационными и познавательными сайтами.
Занятия творческой деятельностью, по полученным данным, связаны с ярким доминированием определенных характерологических признаков учащихся в зависимости от специфики этой деятельности (см. табл. 1).
Таблица 1. Результаты исследования характерологических особенностей старших подростков (%)
Учащиеся | Э | П | С | ЭН | Экс |
общеобразовательной школы | 68 | 60 | 72 | 40 | 72 |
хореографического отделения | 89 | 82 | 71 | 42 | 96 |
художественного отделения | 33 | 61 | 88 | 33 | 77 |
Примечания. Э – экстраверсия; П – привязанность; С – самоконтроль; ЭН – эмоциональная неустойчивость; Экс – экспрессивность.
Рассмотрим полученные результаты по факторам «экстраверсия–интроверсия» и «привязанность–обособленность». Выраженная экстраверсия характерна для учащихся хореографического отделения (89%), для учащихся художественного отделения, напротив, характерна интроверсия (67%).
У учащихся хореографического отделения ярко выражен полюс привязанности (82%), в сравнении с учащимися художественного отделения (61%).
Полученные результаты мы связываем со спецификой художественной деятельности. Ученики художественного отделения характеризуются пассивностью, замкнутостью, подчиненностью, у них выражена некоторая подозрительность к окружающим и непонимание ими других людей.
Учащиеся хореографического отделения, напротив, характеризуются активностью, стремлением к постоянному взаимодействию, к участию в коллективных мероприятиях.
Взаимосвязь характерологических особенностей со спецификой творческой деятельности также прослеживается по фактору «эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость».
Для подростков общеобразовательной школы и хореографического отделения была характерна эмоциональная неустойчивость, что соответствует данному возрастному периоду. При этом учащиеся художественного отделения того же возраста, что и подростки первых двух групп, демонстрируют эмоциональную устойчивость (67%).
Учащихся художественного отделения можно отнести к эмоционально зрелым, спокойным и постоянным в своих планах, не поддающимся случайным колебаниям настроения.
Существенной взаимосвязи характерологических особенностей со спецификой творческой деятельности не наблюдается по факторам «самоконтроль–импульсивность» и «экспрессивность–практичность».
Для всех подростков, участвовавших в исследовании, характерен высокий самоконтроль и экспрессивность. Но обращает на себя внимание тот факт, что более яркая степень выраженности этих особенностей характерна для учащихся школы искусств.
Высокий уровень самоконтроля присущ 88% учащихся художественного отделения (это может быть связано с особенностями творческой деятельности художника: точность, кропотливая работа, аккуратность в выполнении).
Высокий уровень экспрессивности характерен для учащихся хореографического отделения (96%). Любознательность, артистичность, пластичность – качества, необходимые для подростков, занимающихся творческой деятельностью.
Результаты исследования выявили взаимосвязь между степенью информационной осведомленности подростков и спецификой творческой деятельности. Определение уровня информационной осведомленности проводилось на основании количества указанных источников получения информации, которыми подростки пользуются чаще всего, видов (содержания) информации, используемых интернет-ресурсов.
Высокий уровень информационной осведомленности отличает 36% учащихся хореографического отделения. Данные результаты мы связываем с особенностями дополнительного образования.
Наряду с популярными источниками, на которые ссылались все подростки, учащиеся хореографического отделения обязательно упоминали источники получения информации, вид информации и интернет-ресурсы, которые были напрямую связаны со сферой их профильного обучения. Среди них можно выделить: посещение театров, концертов, экскурсий.
Среди информации, которая больше всего интересует учащихся хореографического отделения, – культурная (68%), познавательная (79%) и информация о природе и животном мире (53%).
В основном же для учащихся школы искусств характерен средний уровень информационной осведомленности (61% – учащиеся хореографического отделения, 67% – учащиеся художественного отделения).
Учеников общеобразовательной школы отличает низкий уровень информационной осведомленности (68%). Как правило, ученики общеобразовательной школы выделяли не более четырех источников информации, которыми они пользуются (Интернет, телевизор, опыт друзей, музыка); интересными для этой категории подростков были 4 вида: информация о музыке, спорте, мистическая информация и криминальная.
Количественное разнообразие наблюдалось лишь при выборе интернет-ресурсов. Только три человека из этой группы испытуемых (50 человек) обладают высоким уровнем информационной осведомленности.
Полученные результаты свидетельствуют о взаимосвязи профиля обучения с уровнем информационной осведомленности. Профильное дополнительное обучение увеличивает количество предпочитаемых информационных источников, расширяет набор видов информации, которые подростки хотят получить из этих источников (соответственно профилю обучения).
Результаты анализа описаний картин показывают, что у учащихся общеобразовательной школы доминирует низкий уровень интерпретационно-оценочного показателя (преобладает скудное описание картины, незнание сюжета, отсутствие интерпретации позиций героев и художника, отсутствует умение пересказать содержание картины, анализ картины сводится к перечислению изображенных фигур).
Процент учеников общеобразовательной школы с такими показателями составляет 71%. У учеников школы искусств низкий уровень интерпретационно-оценочного показателя обнаруживается в 3,5 раза реже (21%).
Средний уровень интерпретационно-оценочного показателя (умение дать характеристику поступкам и психологическим состояниям персонажей, изображенных на картине, на основе фрагментарных знаний, способность логично объяснить последовательность событий в сюжете, умение рассказать об отдельных компонентах образа, интерпретировать авторскую позицию) был выявлен у 26% опрошенных учащихся общеобразовательной школы (без заметных гендерных различий).
У учащихся школы искусств (хореографическое отделение) средний уровень интерпретационно-оценочного показателя встречался вдвое чаще (53%).
По результатам исследования выявлена взаимосвязь уровня интерпретационно-оценочного показателя со спецификой профессионально значимой творческой деятельности.
Учащиеся общеобразовательной школы понимают и интерпретируют художественные образы в упрощенной форме. Учащиеся школы искусств, напротив, склонны создавать многомерную модель воспринимаемого образа, выделяя в ней множество взаимосвязанных сторон.
При интерпретации картины учащиеся школы искусств не только перечисляют увиденное на картине, как это в большинстве своем делают ученики общеобразовательной школы, а дают более глубокий анализ картины.
Художественный образ в понимании учеников школы искусств несет не только информационную нагрузку, но и вызывает определенные переживания, которые сами подростки стараются изложить в ходе интерпретации картины (объяснение позиции автора, согласие / несогласие с данной позицией, понимание и объяснение переживаний героев, изображенных на картине).
Эту группу учащихся художественный образ наталкивает на дальнейшие размышления, в их сознании художественный образ несет определенную содержательную и смысловую нагрузку, наполнен эмоциональными смыслами, обеспечивает идентификацию образов творца и зрителя, слияние смыслов и эстетических переживаний. Интерпретация картины не заканчивается простым описанием изображенного, а продолжается осмыслением произведения.
Для определения связи между уровнем информационной осведомленности и уровнем интерпретационно-оценочного показателя был использован критерий χ2 Пирсона.
Обнаружена статистически значимая взаимосвязь между уровнем информационной осведомленности и уровнем интерпретационно-оценочного показателя у учащихся: общеобразовательной школы (n = 50; χ2 = 12,525; р < 0,010); хореографического отделения (n = 28; χ2 = 20,621; р < 0,001.); художественного отделения (n = 18; χ2 = 22,000; р < 0,001).
Полученные в исследовании результаты позволяют говорить о том, что профессионально значимая деятельность определяет не только круг источников информации, которыми пользуются современные подростки, но и содержание предпочитаемой информации.
Огромное значение в информационной социализации имеют увлечения подростков, которые играют особую роль при выборе источников информации, как по форме, так и по содержанию.
Заключение
Анализ полученных результатов показывает, что взаимосвязь эндогенных и экзогенных факторов создает специфическое информационное пространство, в котором происходит информационная социализация современных подростков.
Взаимосвязь внешних и внутренних факторов в процессе информационной социализации проявляется прежде всего в том, что влияние личностных и когнитивных особенностей подростков опосредуется содержанием значимой для них деятельности.
Наличие профессионально значимой творческой деятельности расширяет информационное пространство, увеличивая число источников информации и их содержательное наполнение.
Таким образом, существенно повышается уровень информационной осведомленности подростков, который, как показывают полученные материалы, является ведущим фактором, определяющим характер интерпретации новых данных.
Таким образом, можно констатировать, что увлечения подростков играют важную роль при выборе источников информации как по форме, так и по содержанию.
Полученные данные доказывают, что профессионально значимая деятельность определяет не только круг источников информации, которыми пользуются современные подростки, но и содержание самой информации, ее характер и способ интерпретации.
При этом чем более содержательна и значима для подростков их творческая деятельность, тем больше она влияет на особенности интерпретации информации, информационную осведомленность и характеристики информационного пространства, в котором происходит социализация.
Финансирование
Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект 10-06-00262-а «Информационная социализация: междисциплинарный и мультипарадигмальный подход».
Литература
- Авдулова Т.П. Подростки в информационном пространстве // Психология обучения. 2010. N 1(9). С. 28–38.
- Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005.
- Голубева Н.А. Сравнительный анализ информационных предпочтений старшеклассников московской школы и немецкой гимназии // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. 2011. N 4(13). С. 29–36.
- Голубева Н.А., Марцинковская Т.Д. Информационная социализация: психологический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20).
- Гребенникова О.В. Особенности социальных представлений современных российских подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 2(10).
- Изотова Е.И. Особенности виртуального общения современного подростка: предикторы выбора // Мир психологии. 2010. N 3. С. 102–111.
- Марцинковская Т.Д. Информационное пространство как фактор социализации современных подростков // Мир психологии. 2010a. N 3. С. 90–102.
- Марцинковская Т.Д. Проблема информационной социализации подростков // Образовательная политика. 2010b. N 4. С. 30–38.
- Прихожан А.М. Информационная безопасность и развитие информационной культуры личности // Мир психологии. 2010. N 3. С. 135–141.
- Хромов А.В. Пятифакторный личностный опросник: учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2000.
Об авторе
Наталья Александровна Голубева - научный сотрудник лаборатории психологии подростка, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски
- Аянян А.Н., Марцинковская Т.Д. Социализация подростков в информационном пространстве
- Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие
- Солодников В.В., Зайцева А.С. Использование социальных сетей и социализация российских подростков