Голубева Н.А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков

Г

В совре­мен­ном мире стре­ми­тель­но уве­ли­чи­ва­ет­ся коли­че­ство инфор­ма­ци­он­ных пото­ков, раз­ви­ва­ют­ся новые инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии. Вме­сте с рас­ши­ре­ни­ем инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства изме­ня­ет­ся и про­цесс социализации.

Теле­ви­де­ние, Интер­нет, радио, печать игра­ют веду­щую роль в постро­е­нии соци­аль­но­го обра­за мира, охва­ты­вая колос­саль­ную ауди­то­рию и пре­одо­ле­вая любые барье­ры – госу­дар­ствен­ные, наци­о­наль­ные, соци­аль­ные [Андре­ева, 2005]. 

Воз­рос­шая плот­ность инфор­ма­ци­он­ных пото­ков, окру­жа­ю­щих под­рост­ков, поз­во­ля­ет гово­рить об инфор­ма­ци­он­ном обра­зе жиз­ни мега­по­ли­сов [Мар­цин­ков­ская, 2010a; При­хо­жан, 2010].

Тех­но­ло­гии и сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции в новой соци­аль­ной ситу­а­ции опо­сре­ду­ют про­цесс обще­ния под­рост­ков, порож­да­ют фор­мы обще­ния и пове­де­ния, дик­ту­ют иную систе­му цен­но­стей, опре­де­ляя содер­жа­ние инфор­ма­ци­он­ной соци­а­ли­за­ции в под­рост­ко­вом возрасте.

Изме­ня­ет­ся ком­му­ни­ка­тив­ный опыт (появ­ля­ют­ся новые фор­мы и нор­мы обще­ния), уве­ли­чи­ва­ют­ся воз­мож­но­сти полу­че­ния и пере­ра­бот­ки инфор­ма­ции (раз­ные спо­со­бы пре­зен­та­ции инфор­ма­ции), появ­ля­ют­ся новые воз­мож­но­сти само­пре­зен­та­ции (бло­ги, онлайн-днев­ни­ки, соци­аль­ные сети) и ран­ней про­фес­си­о­на­ли­за­ции (интер­нет-сооб­ще­ства по инте­ре­сам) подростков.

При изу­че­нии инфор­ма­ци­он­ной соци­а­ли­за­ции под­рост­ков в усло­ви­ях посто­ян­ных изме­не­ний окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти необ­хо­ди­мо не толь­ко изу­че­ние внеш­них усло­вий, в кото­рых раз­ви­ва­ют­ся под­рост­ки, но и внут­рен­них фак­то­ров (сфе­ры инте­ре­сов, цен­но­стей, увле­че­ний, зна­чи­мых струк­тур инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства, лич­ност­ных осо­бен­но­стей) инфор­ма­ци­он­ной социализации.

Роль соци­аль­ных и инди­ви­ду­аль­ных пере­жи­ва­ний в про­цес­се соци­а­ли­за­ции, детер­ми­ни­ру­ю­щих расширение–сужение гра­ниц лич­ност­но­го про­стран­ства, ана­ли­зи­ру­ет­ся в рабо­тах Т.Д.Марцинковской [Мар­цин­ков­ская, 2010a; Мар­цин­ков­ская, 2010b].

Важ­ным меха­низ­мом соци­а­ли­за­ции под­рост­ков явля­ет­ся обще­ние, одна­ко оно при­об­ре­та­ет свои спе­ци­фи­че­ские фор­мы и нор­мы в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве. При изу­че­нии роли сете­во­го обще­ния в про­цес­се соци­а­ли­за­ции под­рост­ков пока­за­но, что вир­ту­аль­ное обще­ние в неко­то­рых слу­ча­ях может под­ме­нять реаль­ное [Изо­то­ва, 2010].

Дан­ные иссле­до­ва­ния ука­зы­ва­ют на осо­бую роль инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства в про­цес­се соци­а­ли­за­ции под­рост­ков, а так­же сви­де­тель­ству­ют как о пози­тив­ном, так и о нега­тив­ном воз­дей­ствии инфор­ма­ци­он­ных кана­лов на про­цесс соци­а­ли­за­ции совре­мен­ных подростков.

Инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии в зна­чи­тель­ной мере опре­де­ля­ют фор­ми­ро­ва­ние соци­аль­ных пред­став­ле­ний. Так, в иссле­до­ва­ни­ях О.В.Гребенниковой выяв­ле­на роль посто­ян­но изме­ня­ю­щей­ся дей­стви­тель­но­сти в фор­ми­ро­ва­нии соци­аль­ных пред­став­ле­ний сего­дняш­них под­рост­ков [Гре­бен­ни­ко­ва, 2010].

Наря­ду с инсти­ту­том семьи СМИ ста­но­вят­ся важ­ным инсти­ту­том соци­а­ли­за­ции, где под­рост­ки осва­и­ва­ют и усва­и­ва­ют опре­де­лен­ные соци­аль­ные нор­ма­ти­вы, цен­но­сти, соци­аль­ные роли, транс­ли­ру­е­мые обществом.

Про­сле­же­на роль воз­раст­но­го аспек­та в про­цес­се соци­а­ли­за­ции: изме­не­ние инфор­ма­ци­он­ных пред­по­чте­ний, инфор­ма­ци­он­ной актив­но­сти в зави­си­мо­сти от воз­рас­та [Авду­ло­ва, 2010].

С года­ми меня­ет­ся сфе­ра инте­ре­сов и увле­че­ний под­рост­ков, а вме­сте с этим пре­тер­пе­ва­ют изме­не­ния инфор­ма­ци­он­ные пред­по­чте­ния. С воз­рас­том инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство при­об­ре­та­ет чер­ты струк­ту­ри­ро­ван­но­сти и мно­го­знач­но­сти, про­ис­хо­дит диф­фе­рен­ци­а­ция инфор­ма­ци­он­но­го опы­та по раз­ным осно­ва­ни­ям [Авду­ло­ва, 2010].

Увле­че­ния и допол­ни­тель­ное обра­зо­ва­ние так­же участ­ву­ют в фор­ми­ро­ва­нии инфор­ма­ци­он­ных пред­по­чте­ний под­рост­ков. В то же вре­мя выбор СМИ и инфор­ма­ци­он­ный мир суще­ствен­но раз­ли­ча­ют­ся у под­рост­ков одно­го и того же возраста.

Дан­ные раз­ли­чия тес­но свя­за­ны со сфе­рой увле­че­ний под­рост­ков. Раз­но­об­ра­зие инфор­ма­ци­он­ных миров под­рост­ков во мно­гом опре­де­ля­ет несов­па­де­ние их цен­ност­ных ори­ен­та­ций и сти­ля жиз­ни [Голу­бе­ва, Мар­цин­ков­ская, 2011; Голу­бе­ва, 2011].

Совре­мен­ные эмпи­ри­че­ские иссле­до­ва­ния, посвя­щен­ные про­бле­мам вли­я­ния инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства на про­цесс соци­а­ли­за­ции под­рост­ков, под­твер­жда­ют необ­хо­ди­мость одно­вре­мен­но­го изу­че­ния как внеш­них, так и внут­рен­них фак­то­ров инфор­ма­ци­он­ной соци­а­ли­за­ции [Мар­цин­ков­ская, 2010a; Мар­цин­ков­ская, 2010b; Авду­ло­ва, 2010; Гре­бен­ни­ко­ва, 2010; Голу­бе­ва, Мар­цин­ков­ская, 2011].

С этой точ­ки зре­ния боль­шой инте­рес пред­став­ля­ет изу­че­ние инфор­ма­ци­он­ных пред­по­чте­ний совре­мен­ных под­рост­ков: выбо­ра ими раз­ных по фор­ме и содер­жа­нию видов СМИ.

Не менее важ­ным пред­став­ля­ет­ся ана­лиз вли­я­ния лич­ност­ной моти­ва­ции и цен­но­стей под­рост­ков на инфор­ма­ци­он­ные пред­по­чте­ния, а так­же вза­и­мо­связь зна­чи­мой для под­рост­ков дея­тель­но­сти с осо­бен­но­стя­ми их инфор­ма­ци­он­ной социализации.

Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния эндо­ген­ных фак­то­ров инфор­ма­ци­он­ных пред­по­чте­ний совре­мен­ных под­рост­ков при­об­ре­та­ют все боль­шую актуальность.

При про­ве­де­нии эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния мы исхо­ди­ли из пред­по­ло­же­ния, что про­фес­си­о­наль­но зна­чи­мая дея­тель­ность опре­де­ля­ет не толь­ко выбор источ­ни­ков инфор­ма­ции, кото­ры­ми пред­по­чи­та­ют поль­зо­вать­ся совре­мен­ные под­рост­ки, но и спо­соб ее интер­пре­та­ции. При этом веду­щим фак­то­ром, опре­де­ля­ю­щим осо­бен­но­сти интер­пре­та­ции инфор­ма­ции, явля­ет­ся инфор­ма­ци­он­ная осве­дом­лен­ность подростков.

Методы

В иссле­до­ва­нии при­ни­ма­ли уча­стие стар­шие под­рост­ки (14–16 лет) мос­ков­ских школ – обще­об­ра­зо­ва­тель­ной (50 уче­ни­ков 10–11-х клас­сов) и худо­же­ствен­ной (28 уче­ни­ков хорео­гра­фи­че­ско­го отде­ле­ния и 18 уче­ни­ков худо­же­ствен­но­го отделения).

Для изу­че­ния харак­те­ро­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей под­рост­ков мы исполь­зо­ва­ли Пяти­фак­тор­ный лич­ност­ный опрос­ник 5PFQ (адап­ти­ро­ван­ный вари­ант Хий­джи­ро Теуйн) [Хро­мов, 2000].

Полу­чен­ные дан­ные поз­во­ли­ли оце­нить раз­ли­чия меж­ду уча­щи­ми­ся обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы, уча­щи­ми­ся хорео­гра­фи­че­ско­го и худо­же­ствен­но­го отде­ле­ний шко­лы искусств по пяти лич­ност­ным фак­то­рам: «экстраверсия–интроверсия», «привязанность–обособленность», «самоконтроль–импульсивность», «эмо­ци­о­наль­ная устой­чи­вость – эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость», «экспрессивность–практичность».

Ана­ли­зи­ро­ва­лись двух­уров­не­вые каче­ствен­ные пере­мен­ные (высо­кие / низ­кие пока­за­те­ли, сви­де­тель­ству­ю­щие о выра­жен­но­сти опре­де­лен­ных осо­бен­но­стей; опи­са­ние полю­сов фак­то­ров см: [Хро­мов, 2000]).

Для оцен­ки инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти был исполь­зо­ван опрос­ник «Инфор­ма­ци­он­ные пред­по­чте­ния», раз­ра­бо­тан­ный в лабо­ра­то­рии пси­хо­ло­гии под­рост­ка Пси­хо­ло­ги­че­ско­го инсти­ту­та Рос­сий­ской ака­де­мии обра­зо­ва­ния кол­лек­ти­вом авто­ров и направ­лен­ный на выяв­ле­ние раз­лич­ных аспек­тов инфор­ма­ци­он­ной соци­а­ли­за­ции под­рост­ков [Мар­цин­ков­ская, 2010].

Оце­ни­ва­лась часто­та выбо­ров источ­ни­ков инфор­ма­ции, кото­ры­ми под­рост­ки поль­зу­ют­ся чаще все­го, с уче­том пред­по­чи­та­е­мых видов инфор­ма­ции и типов интернет-ресурсов.

Ана­ли­зи­ро­ва­лись три уров­ня инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти: высо­кий (23 и более исполь­зу­е­мых источ­ни­ков), сред­ний (16–22 источ­ни­ков) и низ­кий (1–15 источников).

Для оцен­ки спо­со­бов интер­пре­та­ции инфор­ма­ции под­рост­кам было пред­ло­же­но опи­сать кар­ти­ны «Утро стре­лец­кой каз­ни», «Встре­ча Лизы с Лаврец­ким у пру­да», «Инког­ни­то из Петер­бур­га». Ана­ли­зи­ро­вал­ся интер­пре­та­ци­он­но-оце­ноч­ный пока­за­тель: оце­ни­ва­лось опи­са­ние кар­тин, зна­ние сюже­та, интер­пре­та­ция пози­ций геро­ев и художника.

Для опре­де­ле­ния свя­зей меж­ду иссле­ду­е­мы­ми пока­за­те­ля­ми исполь­зо­вал­ся кри­те­рий χ2 Пир­со­на. Ста­ти­сти­че­ская обра­бот­ка дан­ных про­во­ди­лась с исполь­зо­ва­ни­ем паке­та про­грамм SPSS 15.0.

Результаты и их обсуждение

Резуль­та­ты эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния не обна­ру­жи­ли вза­и­мо­свя­зи меж­ду инди­ви­ду­аль­но-лич­ност­ны­ми харак­те­ри­сти­ка­ми и сте­пе­нью инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти подростков.

Не выяв­ле­но ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мой сопря­жен­но­сти (оцен­ка по кри­те­рию χ2) меж­ду уров­нем выра­жен­но­сти харак­те­ро­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей и выбо­ром источ­ни­ков инфор­ма­ции, видов инфор­ма­ции и типов интернет-ресурсов.

Все под­рост­ки выби­ра­ют в каче­стве основ­ных источ­ни­ков полу­че­ния инфор­ма­ции: Интер­нет, теле­ви­де­ние, кни­ги, лич­ный опыт и опыт близких.

Неза­ви­си­мо от уров­ня выра­жен­но­сти харак­те­ро­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей под­рост­ки пред­по­чи­та­ют полу­чать спор­тив­ную, музы­каль­ную, позна­ва­тель­ную, кри­ми­наль­ную информацию.

Вне зави­си­мо­сти от лич­ност­но­го про­фи­ля под­рост­ки поль­зу­ют­ся оди­на­ко­вы­ми интер­нет-ресур­са­ми: соци­аль­ны­ми сетя­ми, фору­ма­ми, инфор­ма­ци­он­ны­ми и позна­ва­тель­ны­ми сайтами.

Заня­тия твор­че­ской дея­тель­но­стью, по полу­чен­ным дан­ным, свя­за­ны с ярким доми­ни­ро­ва­ни­ем опре­де­лен­ных харак­те­ро­ло­ги­че­ских при­зна­ков уча­щих­ся в зави­си­мо­сти от спе­ци­фи­ки этой дея­тель­но­сти (см. табл. 1).

Таблица 1. Результаты исследования характерологических особенностей старших подростков (%)

Учащиеся Э П С ЭН Экс
обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школы 68 60 72 40 72
хорео­гра­фи­че­ско­го отделения 89 82 71 42 96
худо­же­ствен­но­го отделения 33 61 88 33 77

При­ме­ча­ния. Э – экс­тра­вер­сия; П – при­вя­зан­ность; С – само­кон­троль; ЭН – эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость; Экс – экспрессивность.

Рас­смот­рим полу­чен­ные резуль­та­ты по фак­то­рам «экстраверсия–интроверсия» и «привязанность–обособленность». Выра­жен­ная экс­тра­вер­сия харак­тер­на для уча­щих­ся хорео­гра­фи­че­ско­го отде­ле­ния (89%), для уча­щих­ся худо­же­ствен­но­го отде­ле­ния, напро­тив, харак­тер­на интро­вер­сия (67%).

У уча­щих­ся хорео­гра­фи­че­ско­го отде­ле­ния ярко выра­жен полюс при­вя­зан­но­сти (82%), в срав­не­нии с уча­щи­ми­ся худо­же­ствен­но­го отде­ле­ния (61%).

Полу­чен­ные резуль­та­ты мы свя­зы­ва­ем со спе­ци­фи­кой худо­же­ствен­ной дея­тель­но­сти. Уче­ни­ки худо­же­ствен­но­го отде­ле­ния харак­те­ри­зу­ют­ся пас­сив­но­стью, замкну­то­стью, под­чи­нен­но­стью, у них выра­же­на неко­то­рая подо­зри­тель­ность к окру­жа­ю­щим и непо­ни­ма­ние ими дру­гих людей.

Уча­щи­е­ся хорео­гра­фи­че­ско­го отде­ле­ния, напро­тив, харак­те­ри­зу­ют­ся актив­но­стью, стрем­ле­ни­ем к посто­ян­но­му вза­и­мо­дей­ствию, к уча­стию в кол­лек­тив­ных мероприятиях.

Вза­и­мо­связь харак­те­ро­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей со спе­ци­фи­кой твор­че­ской дея­тель­но­сти так­же про­сле­жи­ва­ет­ся по фак­то­ру «эмо­ци­о­наль­ная устой­чи­вость – эмо­ци­о­наль­ная неустойчивость».

Для под­рост­ков обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы и хорео­гра­фи­че­ско­го отде­ле­ния была харак­тер­на эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость, что соот­вет­ству­ет дан­но­му воз­раст­но­му пери­о­ду. При этом уча­щи­е­ся худо­же­ствен­но­го отде­ле­ния того же воз­рас­та, что и под­рост­ки пер­вых двух групп, демон­стри­ру­ют эмо­ци­о­наль­ную устой­чи­вость (67%).

Уча­щих­ся худо­же­ствен­но­го отде­ле­ния мож­но отне­сти к эмо­ци­о­наль­но зре­лым, спо­кой­ным и посто­ян­ным в сво­их пла­нах, не под­да­ю­щим­ся слу­чай­ным коле­ба­ни­ям настроения.

Суще­ствен­ной вза­и­мо­свя­зи харак­те­ро­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей со спе­ци­фи­кой твор­че­ской дея­тель­но­сти не наблю­да­ет­ся по фак­то­рам «самоконтроль–импульсивность» и «экспрессивность–практичность».

Для всех под­рост­ков, участ­во­вав­ших в иссле­до­ва­нии, харак­те­рен высо­кий само­кон­троль и экс­прес­сив­ность. Но обра­ща­ет на себя вни­ма­ние тот факт, что более яркая сте­пень выра­жен­но­сти этих осо­бен­но­стей харак­тер­на для уча­щих­ся шко­лы искусств.

Высо­кий уро­вень само­кон­тро­ля при­сущ 88% уча­щих­ся худо­же­ствен­но­го отде­ле­ния (это может быть свя­за­но с осо­бен­но­стя­ми твор­че­ской дея­тель­но­сти худож­ни­ка: точ­ность, кро­пот­ли­вая рабо­та, акку­рат­ность в выполнении).

Высо­кий уро­вень экс­прес­сив­но­сти харак­те­рен для уча­щих­ся хорео­гра­фи­че­ско­го отде­ле­ния (96%). Любо­зна­тель­ность, арти­стич­ность, пла­стич­ность – каче­ства, необ­хо­ди­мые для под­рост­ков, зани­ма­ю­щих­ся твор­че­ской деятельностью.

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния выяви­ли вза­и­мо­связь меж­ду сте­пе­нью инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти под­рост­ков и спе­ци­фи­кой твор­че­ской дея­тель­но­сти. Опре­де­ле­ние уров­ня инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти про­во­ди­лось на осно­ва­нии коли­че­ства ука­зан­ных источ­ни­ков полу­че­ния инфор­ма­ции, кото­ры­ми под­рост­ки поль­зу­ют­ся чаще все­го, видов (содер­жа­ния) инфор­ма­ции, исполь­зу­е­мых интернет-ресурсов.

Высо­кий уро­вень инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти отли­ча­ет 36% уча­щих­ся хорео­гра­фи­че­ско­го отде­ле­ния. Дан­ные резуль­та­ты мы свя­зы­ва­ем с осо­бен­но­стя­ми допол­ни­тель­но­го образования.

Наря­ду с попу­ляр­ны­ми источ­ни­ка­ми, на кото­рые ссы­ла­лись все под­рост­ки, уча­щи­е­ся хорео­гра­фи­че­ско­го отде­ле­ния обя­за­тель­но упо­ми­на­ли источ­ни­ки полу­че­ния инфор­ма­ции, вид инфор­ма­ции и интер­нет-ресур­сы, кото­рые были напря­мую свя­за­ны со сфе­рой их про­филь­но­го обу­че­ния. Сре­ди них мож­но выде­лить: посе­ще­ние теат­ров, кон­цер­тов, экскурсий.

Сре­ди инфор­ма­ции, кото­рая боль­ше все­го инте­ре­су­ет уча­щих­ся хорео­гра­фи­че­ско­го отде­ле­ния, – куль­тур­ная (68%), позна­ва­тель­ная (79%) и инфор­ма­ция о при­ро­де и живот­ном мире (53%).

В основ­ном же для уча­щих­ся шко­лы искусств харак­те­рен сред­ний уро­вень инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти (61% – уча­щи­е­ся хорео­гра­фи­че­ско­го отде­ле­ния, 67% – уча­щи­е­ся худо­же­ствен­но­го отделения).

Уче­ни­ков обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы отли­ча­ет низ­кий уро­вень инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти (68%). Как пра­ви­ло, уче­ни­ки обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы выде­ля­ли не более четы­рех источ­ни­ков инфор­ма­ции, кото­ры­ми они поль­зу­ют­ся (Интер­нет, теле­ви­зор, опыт дру­зей, музы­ка); инте­рес­ны­ми для этой кате­го­рии под­рост­ков были 4 вида: инфор­ма­ция о музы­ке, спор­те, мисти­че­ская инфор­ма­ция и криминальная.

Коли­че­ствен­ное раз­но­об­ра­зие наблю­да­лось лишь при выбо­ре интер­нет-ресур­сов. Толь­ко три чело­ве­ка из этой груп­пы испы­ту­е­мых (50 чело­век) обла­да­ют высо­ким уров­нем инфор­ма­ци­он­ной осведомленности.

Полу­чен­ные резуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют о вза­и­мо­свя­зи про­фи­ля обу­че­ния с уров­нем инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти. Про­филь­ное допол­ни­тель­ное обу­че­ние уве­ли­чи­ва­ет коли­че­ство пред­по­чи­та­е­мых инфор­ма­ци­он­ных источ­ни­ков, рас­ши­ря­ет набор видов инфор­ма­ции, кото­рые под­рост­ки хотят полу­чить из этих источ­ни­ков (соот­вет­ствен­но про­фи­лю обучения).

Резуль­та­ты ана­ли­за опи­са­ний кар­тин пока­зы­ва­ют, что у уча­щих­ся обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы доми­ни­ру­ет низ­кий уро­вень интер­пре­та­ци­он­но-оце­ноч­но­го пока­за­те­ля (пре­об­ла­да­ет скуд­ное опи­са­ние кар­ти­ны, незна­ние сюже­та, отсут­ствие интер­пре­та­ции пози­ций геро­ев и худож­ни­ка, отсут­ству­ет уме­ние пере­ска­зать содер­жа­ние кар­ти­ны, ана­лиз кар­ти­ны сво­дит­ся к пере­чис­ле­нию изоб­ра­жен­ных фигур).

Про­цент уче­ни­ков обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы с таки­ми пока­за­те­ля­ми состав­ля­ет 71%. У уче­ни­ков шко­лы искусств низ­кий уро­вень интер­пре­та­ци­он­но-оце­ноч­но­го пока­за­те­ля обна­ру­жи­ва­ет­ся в 3,5 раза реже (21%).

Сред­ний уро­вень интер­пре­та­ци­он­но-оце­ноч­но­го пока­за­те­ля (уме­ние дать харак­те­ри­сти­ку поступ­кам и пси­хо­ло­ги­че­ским состо­я­ни­ям пер­со­на­жей, изоб­ра­жен­ных на кар­тине, на осно­ве фраг­мен­тар­ных зна­ний, спо­соб­ность логич­но объ­яс­нить после­до­ва­тель­ность собы­тий в сюже­те, уме­ние рас­ска­зать об отдель­ных ком­по­нен­тах обра­за, интер­пре­ти­ро­вать автор­скую пози­цию) был выяв­лен у 26% опро­шен­ных уча­щих­ся обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы (без замет­ных ген­дер­ных различий).

У уча­щих­ся шко­лы искусств (хорео­гра­фи­че­ское отде­ле­ние) сред­ний уро­вень интер­пре­та­ци­он­но-оце­ноч­но­го пока­за­те­ля встре­чал­ся вдвое чаще (53%).

По резуль­та­там иссле­до­ва­ния выяв­ле­на вза­и­мо­связь уров­ня интер­пре­та­ци­он­но-оце­ноч­но­го пока­за­те­ля со спе­ци­фи­кой про­фес­си­о­наль­но зна­чи­мой твор­че­ской деятельности.

Уча­щи­е­ся обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы пони­ма­ют и интер­пре­ти­ру­ют худо­же­ствен­ные обра­зы в упро­щен­ной фор­ме. Уча­щи­е­ся шко­лы искусств, напро­тив, склон­ны созда­вать мно­го­мер­ную модель вос­при­ни­ма­е­мо­го обра­за, выде­ляя в ней мно­же­ство вза­и­мо­свя­зан­ных сторон.

При интер­пре­та­ции кар­ти­ны уча­щи­е­ся шко­лы искусств не толь­ко пере­чис­ля­ют уви­ден­ное на кар­тине, как это в боль­шин­стве сво­ем дела­ют уче­ни­ки обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы, а дают более глу­бо­кий ана­лиз картины.

Худо­же­ствен­ный образ в пони­ма­нии уче­ни­ков шко­лы искусств несет не толь­ко инфор­ма­ци­он­ную нагруз­ку, но и вызы­ва­ет опре­де­лен­ные пере­жи­ва­ния, кото­рые сами под­рост­ки ста­ра­ют­ся изло­жить в ходе интер­пре­та­ции кар­ти­ны (объ­яс­не­ние пози­ции авто­ра, согла­сие / несо­гла­сие с дан­ной пози­ци­ей, пони­ма­ние и объ­яс­не­ние пере­жи­ва­ний геро­ев, изоб­ра­жен­ных на картине).

Эту груп­пу уча­щих­ся худо­же­ствен­ный образ натал­ки­ва­ет на даль­ней­шие раз­мыш­ле­ния, в их созна­нии худо­же­ствен­ный образ несет опре­де­лен­ную содер­жа­тель­ную и смыс­ло­вую нагруз­ку, напол­нен эмо­ци­о­наль­ны­ми смыс­ла­ми, обес­пе­чи­ва­ет иден­ти­фи­ка­цию обра­зов твор­ца и зри­те­ля, сли­я­ние смыс­лов и эсте­ти­че­ских пере­жи­ва­ний. Интер­пре­та­ция кар­ти­ны не закан­чи­ва­ет­ся про­стым опи­са­ни­ем изоб­ра­жен­но­го, а про­дол­жа­ет­ся осмыс­ле­ни­ем произведения.

Для опре­де­ле­ния свя­зи меж­ду уров­нем инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти и уров­нем интер­пре­та­ци­он­но-оце­ноч­но­го пока­за­те­ля был исполь­зо­ван кри­те­рий χ2 Пирсона.

Обна­ру­же­на ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мая вза­и­мо­связь меж­ду уров­нем инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти и уров­нем интер­пре­та­ци­он­но-оце­ноч­но­го пока­за­те­ля у уча­щих­ся: обще­об­ра­зо­ва­тель­ной шко­лы (n = 50; χ2 = 12,525; р < 0,010); хорео­гра­фи­че­ско­го отде­ле­ния (n = 28; χ2 = 20,621; р < 0,001.); худо­же­ствен­но­го отде­ле­ния (n = 18; χ2 = 22,000; р < 0,001).

Полу­чен­ные в иссле­до­ва­нии резуль­та­ты поз­во­ля­ют гово­рить о том, что про­фес­си­о­наль­но зна­чи­мая дея­тель­ность опре­де­ля­ет не толь­ко круг источ­ни­ков инфор­ма­ции, кото­ры­ми поль­зу­ют­ся совре­мен­ные под­рост­ки, но и содер­жа­ние пред­по­чи­та­е­мой информации.

Огром­ное зна­че­ние в инфор­ма­ци­он­ной соци­а­ли­за­ции име­ют увле­че­ния под­рост­ков, кото­рые игра­ют осо­бую роль при выбо­ре источ­ни­ков инфор­ма­ции, как по фор­ме, так и по содержанию.

Заключение

Ана­лиз полу­чен­ных резуль­та­тов пока­зы­ва­ет, что вза­и­мо­связь эндо­ген­ных и экзо­ген­ных фак­то­ров созда­ет спе­ци­фи­че­ское инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство, в кото­ром про­ис­хо­дит инфор­ма­ци­он­ная соци­а­ли­за­ция совре­мен­ных подростков.

Вза­и­мо­связь внеш­них и внут­рен­них фак­то­ров в про­цес­се инфор­ма­ци­он­ной соци­а­ли­за­ции про­яв­ля­ет­ся преж­де все­го в том, что вли­я­ние лич­ност­ных и когни­тив­ных осо­бен­но­стей под­рост­ков опо­сре­ду­ет­ся содер­жа­ни­ем зна­чи­мой для них деятельности.

Нали­чие про­фес­си­о­наль­но зна­чи­мой твор­че­ской дея­тель­но­сти рас­ши­ря­ет инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство, уве­ли­чи­вая чис­ло источ­ни­ков инфор­ма­ции и их содер­жа­тель­ное наполнение.

Таким обра­зом, суще­ствен­но повы­ша­ет­ся уро­вень инфор­ма­ци­он­ной осве­дом­лен­но­сти под­рост­ков, кото­рый, как пока­зы­ва­ют полу­чен­ные мате­ри­а­лы, явля­ет­ся веду­щим фак­то­ром, опре­де­ля­ю­щим харак­тер интер­пре­та­ции новых данных.

Таким обра­зом, мож­но кон­ста­ти­ро­вать, что увле­че­ния под­рост­ков игра­ют важ­ную роль при выбо­ре источ­ни­ков инфор­ма­ции как по фор­ме, так и по содержанию.

Полу­чен­ные дан­ные дока­зы­ва­ют, что про­фес­си­о­наль­но зна­чи­мая дея­тель­ность опре­де­ля­ет не толь­ко круг источ­ни­ков инфор­ма­ции, кото­ры­ми поль­зу­ют­ся совре­мен­ные под­рост­ки, но и содер­жа­ние самой инфор­ма­ции, ее харак­тер и спо­соб интерпретации.

При этом чем более содер­жа­тель­на и зна­чи­ма для под­рост­ков их твор­че­ская дея­тель­ность, тем боль­ше она вли­я­ет на осо­бен­но­сти интер­пре­та­ции инфор­ма­ции, инфор­ма­ци­он­ную осве­дом­лен­ность и харак­те­ри­сти­ки инфор­ма­ци­он­но­го про­стран­ства, в кото­ром про­ис­хо­дит социализация.

Финан­си­ро­ва­ние
Иссле­до­ва­ние выпол­не­но при под­держ­ке Рос­сий­ско­го фон­да фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний, про­ект 10-06-00262-а «Инфор­ма­ци­он­ная соци­а­ли­за­ция: меж­дис­ци­пли­нар­ный и муль­ти­па­ра­диг­маль­ный подход».

Литература

  1. Авду­ло­ва Т.П. Под­рост­ки в инфор­ма­ци­он­ном про­стран­стве // Пси­хо­ло­гия обу­че­ния. 2010. N 1(9). С. 28–38.
  2. Андре­ева Г.М. Пси­хо­ло­гия соци­аль­но­го позна­ния. М.: Аспект Пресс, 2005.
  3. Голу­бе­ва Н.А. Срав­ни­тель­ный ана­лиз инфор­ма­ци­он­ных пред­по­чте­ний стар­ше­класс­ни­ков мос­ков­ской шко­лы и немец­кой гим­на­зии // Совре­мен­ная соци­аль­ная пси­хо­ло­гия: тео­ре­ти­че­ские под­хо­ды и при­клад­ные иссле­до­ва­ния. 2011. N 4(13). С. 29–36.
  4. Голу­бе­ва Н.А., Мар­цин­ков­ская Т.Д. Инфор­ма­ци­он­ная соци­а­ли­за­ция: пси­хо­ло­ги­че­ский под­ход [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния: элек­трон. науч. журн. 2011. N 6(20).
  5. Гре­бен­ни­ко­ва О.В. Осо­бен­но­сти соци­аль­ных пред­став­ле­ний совре­мен­ных рос­сий­ских под­рост­ков [Элек­трон­ный ресурс] // Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния: элек­трон. науч. журн. 2010. N 2(10).
  6. Изо­то­ва Е.И. Осо­бен­но­сти вир­ту­аль­но­го обще­ния совре­мен­но­го под­рост­ка: пре­дик­то­ры выбо­ра // Мир пси­хо­ло­гии. 2010. N 3. С. 102–111.
  7. Мар­цин­ков­ская Т.Д. Инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство как фак­тор соци­а­ли­за­ции совре­мен­ных под­рост­ков // Мир пси­хо­ло­гии. 2010a. N 3. С. 90–102.
  8. Мар­цин­ков­ская Т.Д. Про­бле­ма инфор­ма­ци­он­ной соци­а­ли­за­ции под­рост­ков // Обра­зо­ва­тель­ная поли­ти­ка. 2010b. N 4. С. 30–38.
  9. При­хо­жан А.М. Инфор­ма­ци­он­ная без­опас­ность и раз­ви­тие инфор­ма­ци­он­ной куль­ту­ры лич­но­сти // Мир пси­хо­ло­гии. 2010. N 3. С. 135–141.
  10. Хро­мов А.В. Пяти­фак­тор­ный лич­ност­ный опрос­ник: учеб­но-мето­ди­че­ское посо­бие. Кур­ган: Изд-во Кур­ган. гос. ун-та, 2000. 
Источ­ник: Пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния, 2012, No. 1(21), 7.

Об авторе

Ната­лья Алек­сан­дров­на Голу­бе­ва - науч­ный сотруд­ник лабо­ра­то­рии пси­хо­ло­гии под­рост­ка, Пси­хо­ло­ги­че­ский инсти­тут Рос­сий­ской ака­де­мии обра­зо­ва­ния, Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest