К постановке проблемы. В последние годы стремительно растет вовлеченность детей в использование цифровых устройств (далее ЦУ). К ним в данной статье мы отнесли смартфон, планшет, игровую приставку, ноутбук, компьютер и прочие медиатехнологии, которые имеют экран и могут обеспечивать доступ к Интернету.
В России собственный смартфон или планшет есть у 42% детей 3–6 лет, а более половины маленьких граждан от 0 до 12 лет имеют возможность использовать ЦУ родителей и смотреть телевизор [Ежегодный доклад…, 2018]. Средняя суточная цифровая активность российских детей 5–10 лет составляет от 1 до 3 ч. [Солдатова, Вишнева, 2019], а вместе с просмотром телевизора – 3–5 ч. в день [Ежегодный доклад…, 2018].
Согласно зарубежным исследованиям, усредненное ежедневное «экранное время» дошкольников составляет около 3 ч. [Przybylski et al., 2019; The Common Sense Census…, 2017], а период, проведенный при включенном в фоновом режиме телевизоре, может быть намного больше 4 ч. в день [Tandon et al., 2011].
Среди немногочисленных русскоязычных публикаций преобладают исследования об использовании ЦУ подростками [Солдатова, Теславская, 2018; Собкин, Федотова, 2018; Карабанова, Молчанов, 2018], а работы, посвященные дошкольникам, единичны [Солдатова, Шляпников, 2015].
В то же время изучение использования ЦУ детьми раннего возраста очень важно, ведь в этом периоде ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра, которая в современном «цифровом» обществе претерпевает большие изменения [Солдатова, Шляпников, 2015]: игры и досуг при помощи ЦУ постепенно вытесняют традиционные виды игровой деятельности [Собкин, 2011].
Авторы представленного исследования определили своей целью изучение особенностей использования современными дошкольниками ЦУ: какие виды деятельности наиболее популярны у детей, с кем и как часто они пользуются ЦУ, есть ли различия между девочками и мальчиками.
Предпочитаемые детьми виды деятельности на цифровых устройствах: обзор исследований. Часть родителей и специалистов воспринимают активное использование детьми ЦУ как негативный фактор их развития [Assathiany et al., 2018; Horowitz-Kraus et al., 2017; Radesky, Christakis, 2016; Смирнова, 2019], другие видят в цифровых гаджетах новый способ обучения и игры, способствующий познавательному развитию [Gjelaj et al., 2020; Huber et al., 2018b].
Содержание деятельности при помощи ЦУ не менее важно, чем затраченное на нее время [Kostyrka-Allchorne et al., 2017]. Из полуструктурированных интервью со 100 российскими детьми 6–7 лет [Солдатова, Шляпников, 2015] получены следующие данные: 88% малышей ответили, что используют планшет для игр, 34% – для просмотра мультфильмов и фотографий, 10% пользуются образовательными программами. Большинство детей отметили, что для них игры гораздо интереснее Интернета, а общение в социальных сетях они находят скучным. В данной работе исследователи сосредоточились только на планшетах и смартфонах. При этом во многих работах показано, что дети отдают предпочтение просмотру видео и телевизора [Ежегодный доклад…, 2018; Isikoglu Erdogan et al., 2018].
По результатам американского национального исследования [The Common Sense Census…, 2017], в котором приняли участие 1454 родителя детей в возрасте 0–8 лет, малыши в среднем в день тратили 1 ч. 40 мин на просмотр телевизора, а также видео на других ЦУ, 29 мин – на чтение при помощи ЦУ (включая то время, когда детям читают вслух взрослые), 25 мин – на игры при помощи цифровых гаджетов, 18 мин – на прослушивание музыки, 10 мин – на прочие активности при помощи ЦУ.
В австралийском исследовании [Huber et al., 2018b] со слов родителей (406 семей с детьми от 0 до 8 лет) получены данные, что преобладающую часть времени, потраченного на ЦУ, дети проводят за просмотром телевизора или видео на других цифровых девайсах.
Интересно отметить, что просмотр телевизора и видео остается самым популярным детским занятием при помощи ЦУ на протяжении последних лет, меняется лишь, что и как смотрят дети. В 2013 г. 45% всего времени, потраченного на видеоматериалы, было отдано телепросмотру. А в 2017 г. этот показатель составил уже 27%, однако дети больше смотрели различные видео на портативных устройствах в Интернете [The Common Sense Census…, 2017; Ежегодный доклад…, 2018].
В португальском исследовании [Brito, Dias, 2019] с каждой семьей с годичным интервалом было проведено два интервью, целью которых являлось изучение того, как менялось в течение 12 месяцев использование ЦУ детьми 6–8 лет. Оба выявили, что любимыми занятиями малышей оставались цифровые игры и просмотр видео на YouTube. Ближе к 8 годам они развили навыки поиска информации в Интернете.
Таким образом, часть исследований показывают, что наиболее популярный вид деятельности детей с помощью ЦУ – это игра [Солдатова, Шляпников, 2015; Brito, Dias, 2019], тогда как в других исследованиях – это просмотр мультфильмов и видео [Huber et al., 2018b; The Common Sense Census…, 2017; Ежегодный доклад…, 2018; Isikoglu Erdogan et al., 2018]. Данные противоречия могут быть обусловлены особенностями сбора данных (родители или сами дети отвечали на вопросы об использовании ЦУ), а также включением телевизора в перечень анализируемых ЦУ.
Что касается половых различий в использовании детьми цифровых устройств, то ряд исследователей обнаруживают некоторые различия между мальчиками и девочками в характере, времени использования ЦУ, а также в том, как эти устройства влияют на них.
Установлено, что в среднем мальчики проводят больше времени перед экраном (учитывается суммарный период перед телевизором, компьютером, планшетом, смартфоном) [Przybylski et al., 2019; Huber et al., 2018a].
В российском обзоре медиапотребления маленькими пользователями от 0 до 12 лет указано, что именно мальчики 4–5 лет больше других смотрят телевизор и проводят у экрана около 2,5 ч. [Ежегодный доклад…, 2018].
Также есть работы, показывающие разницу между малышами разных полов в выборе занятий на ЦУ.
Португальское исследование (интервью с 10 семьями с детьми 6–8 лет) [Brito, Dias, 2019] показало, что поведение девочек в отношении девайсов ближе к поведению подростков – им нравится просмотр клипов поп-музыкантов на YouTube, они интересуются социальными сетями, предпочитают смартфон для общения с друзьями.
Мальчики чаще выбирают видео и игры, в частности с участием любимых персонажей из вымышленных миров (например, супергероев или человечков «Лего»), также про спорт, сражения, драки. Девочки любят видео и игры с участием кукол Барби и диснеевских принцесс (одевание принцесс, нанесение макияжа), игры, где нужно заботиться о животных. Все дети в равной степени интересуются играми, связанными с конструированием и креативностью.
В работе Н.С. Хеуи с коллегами при помощи опросника «Шкала цифровой зависимости у детей» (Digital Addiction Scale for Children – DASC) показано, что к группе риска возникновения зависимости от ЦУ были отнесены 12,4% (14,2% детей мужского и 10,2% детей женского пола), из них 62,4% – мальчики [Hawi et al., 2019].
На данный момент проведено мало исследований об использовании детьми ЦУ, где сведения собирались от самих дошкольников [Солдатова, Шляпников, 2015]. Почти нет работ о том, что именно и с кем они делают при помощи ЦУ. Кроме того, в основном собираются данные о детях в довольно широких возрастных диапазонах (например, от 0 до 12 лет), что не позволяет увидеть специфику использования ЦУ дошкольниками.
Об исследовании. Выборку исследования составили 417 детей в возрасте 6–7 лет, посещавших подготовительные группы муниципальных детских садов в г. Москве: 202 мальчика и 215 девочек. Преобладающее большинство семей детей, составивших выборку, имеет средний уровень достатка. Сбор эмпирических данных был проведен в ноябре– декабре 2019 г. Предварительно были получены информированные согласия родителей на участие их детей в исследовании.
Полуструктурированное интервью включало 6 вопросов, требующих от детей развернутого ответа: Знаешь ли ты, что такое компьютер, планшет, мобильный телефон? Для чего они нужны? Как часто ты ими пользуешься? (Как часто родители дают их тебе?) Для чего ты их используешь? (Что ты обычно делаешь с ними?) Ты делаешь это один или вместе с кем-то? С кем? Какое твое самое любимое занятие на планшете, телефоне, компьютере? Беседа с каждым ребенком проводилась в индивидуальном порядке в тихом привычном для него помещении (спальня или кабинет психолога).
Все малыши, согласно их ответам, знают, что такое мобильный телефон, планшет, компьютер, и уже пользовались хотя бы каким-то из этих устройств. При этом 16 детей из 417 (3,8%) применяют только мобильный телефон и исключительно для звонков, а 9 из них (2,2%) родители вообще не разрешают пользоваться гаджетами. То есть около 94% детей пользуются ЦУ для разнообразных целей, помимо связи.
Важно отметить, что из 417 маленьких респондентов не все ответили на последующие вопросы интервью, а некоторые ответы в силу возрастных особенностей респондентов были не по существу и не учитывались, поэтому в каждом вопросе отличается число ответивших.
Результаты исследования. Анализ показал, что у современных дошкольников наблюдается очень разный уровень осведомленности о функциях и возможностях ЦУ. Так, некоторые из них перечисляют множество различных функций ЦУ (например, «Планшет нужен, чтобы фотографировать, смотреть мультфильмы, скачивать приложения, использовать как фонарик, песни слушать, рисовать. Телефон – звонить. Компьютер – играть в игры, смотреть фильмы, переписываться с друзьями, песни слушать, смотреть новости»), а некоторые отвечают размыто и неполно (например, «платить за свет, писать, что очень важно»; «смотреть время»; «присылать смс или играть» и т.п.).
Самые популярные ответы: «связь, общение» (75,4%), «игры» (53,2%), «работа и учеба» (33,4%) (табл. 1). При этом мальчики чаще называли ответы категории «игры» (критерий Хи-квадрат, p = 0,005) и категории «работа, учеба» (критерий Хи-квадрат, p = 0,003), которые в основном относятся к деятельности родителей и старших сиблингов на ЦУ.
Таблица 1. Ответы детей на вопрос о том, для чего нужны цифровые устройства (в %)
Дети в первую очередь используют смартфоны, планшеты и компьютеры именно для игр (79,3% детей ответили, что обычно используют ЦУ для игр) (табл. 2).
Следующие по популярности категории ответов на вопрос № 4: это «просмотр мультфильмов» (27,2%), «связь, общение» (25,1%), «просмотр видео» (15,8%).
Категория «просмотр видео» была выделена отдельно от просмотра мультфильмов, так как некоторые дети называли просмотр видео на YouTube, не упоминая мультфильмы, и наоборот. В этом вопросе мальчики также чаще давали ответы категории «игры» (p = 0,006), а девочки – ответы категорий «мультфильмы» (p = 0,036), «музыка» (p = 0,038), «образование» (p = 0,033).
Таблица 2. Что обычно дошкольники делают при помощи цифровых устройств? (в %)
Среди любимых занятий детей (вопрос № 6) на первое место выходят игры (68,7%), а далее идет «просмотр мультфильмов» и «просмотр видео» (13,3 и 10,7% соответственно). При этом мальчики чаще называли своим любимым занятием игры (p ≤ 0,001), а девочки значимо – связь (p = 0,021) и рисование (p = 0,022) (табл. 3).
Таблица 3. Любимое занятие дошкольников на цифровом устройстве (в %)
Большинство дошкольников пользуются ЦУ каждый день (51% детей) или несколько раз в неделю (26,3%). Лишь 13,6% детей используют устройства исключительно по выходным и менее 10% детей – реже, чем раз в неделю. При этом значимо большее число мальчиков по сравнению с девочками пользуется ЦУ каждый день (p = 0,054), в то время как значимо большее число девочек пользуется ЦУ раз в неделю (p = 0,007) (табл. 4).
Таблица 4. Частота использования цифровых устройств дошкольниками (в %)
Ответы дошкольников показали, что в основном они пользуются ЦУ самостоятельно (64,2%) или же с сиблингами (20,7%). Родителей упомянули только 12% детей. Несколько мальчиков сообщили, что они играют вместе с отцами в игры. Некоторые ребята сказали, что мамы помогают им пользоваться ЦУ, например, писать правильно («вместе с мамой телефоном пользуюсь, она мне помогает, чтобы я буквы не спутала»). Девочки намного чаще пользуются ЦУ вместе с сиблингом (p = 0,015) (табл. 5).
Таблица 5. Ответы детей на вопрос о том, с кем они обычно пользуются цифровыми устройствами (в %)
Обсуждение результатов. Наше исследование показало, что 51% детей пользуются ЦУ каждый день, а 26% – через день. В отечественном исследовании 2015 г. со слов детей 6–7 лет получены следующие данные: 25% детей используют ЦУ каждый день «когда захотят», 25% – через день, 25% – редко, 25% – не смогли ответить или дали неопределенный ответ [Солдатова, Шляпников, 2015]. Возможно, различия в полученных данных свидетельствуют о тенденции к увеличению частоты использования ЦУ дошкольниками.
Однако в обоих исследованиях оценка произведена со слов детей, поэтому может быть несколько неточной. Некоторые ответы были размытыми, например: «когда дома никого нет, не знаю, сколько минут» или «всегда, когда хочешь».
При этом лишь 10% детей называли точное время использования ЦУ в течение дня, или описывали ситуации, когда они это делают, например, «два раза в день мама разрешает телевизор 1 ч. посмотреть и 15 мин планшет»; «каждый день телефон, мама разрешает по 2 часа»; «через день по полчаса»; «45 минут, пока едем на тренировку». Такие конкретные ответы указывают на контроль родителей и наличие установленных правил в семье.
Авторы не оценивали количество времени, которое дети проводят с ЦУ, так как многие малыши 6–7 лет еще не могут адекватно оценить этот параметр. В отличие от авторского и приведенного выше исследования Г.У. Солдатовой и В.Н. Шляпникова [2015] в преобладающем большинстве работ «экранное время» детей и частота использования ЦУ оцениваются со слов родителей.
Несмотря на разные источники, все результаты указывают на то, что большинство детей используют ЦУ каждый или почти каждый день, чаше всего без контроля родителей.
Доминирующей детской активностью при помощи ЦУ оказались игры, в то время как в большинстве зарубежных исследований – просмотр видеороликов и мультфильмов. Возможно, эта разница объясняется тем, что в нашем исследовании в формулировки вопросов не был включен телевизор, при этом некоторые дети сами добавляли к ЦУ игровую приставку.
Однако и по результатам проведенного в данном исследовании интервью просмотр мультфильмов и видео – это вторая по популярности активность после игр. Полученные данные также согласуются с результатами российского доклада «Дети. Медиапотребление», в котором указано, что 72% детей в возрасте от 0 до 12 лет ежедневно или почти ежедневно смотрят телевизор, 48% – ролики на YouTube, 45% – играют в игры на планшете или смартфоне [Ежегодный доклад…, 2018].
В схожем отечественном исследовании 88% детей ответили, что используют планшет для игр, что соотносится с полученными нами данными [Солдатова, Шляпников, 2015]. Увлеченность детей именно играми на ЦУ может быть объяснена тем, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра [Выготский, 2004].
Настоящее исследование показало, что большинство детей пользуются ЦУ самостоятельно. Аналогичные сведения приводятся и в других российских исследованиях [Солдатова, Шляпников, 2015; Ежегодный доклад…, 2018; Смирнова и др., 2019].
При этом только 12% от всей выборки хотя бы иногда пользуются ЦУ вместе с родителями, что может говорить об отсутствии контроля и неосведомленности родителей. Опыт совместного использования ЦУ с сиблингами имеют 21% детей, с друзьями – только 6%.
В основном в нашем исследовании под совместным использованием с другом или сиблингом дети имели в виду наблюдение одного ребенка за игрой другого. Это иллюстрируют ответы на вопрос: с кем ты обычно пользуешься ЦУ? Например: «Когда я играю, Глеб всегда ко мне приходит. Он смотрит», «Один или со своим другом по очереди», «С сестрами: после того, как одна проиграет, играет следующая», «Я обычно смотрю, как папа играет».
В работе 2015 г. отмечено, что примерно половине детей также нравится наблюдать за тем, как их родители или старшие сиблинги «сидят» в социальных сетях, они любят вместе с родителями просматривать фотографии, видеозаписи, слушать музыку [Солдатова, Шляпников, 2015].
Даже совместное использование ЦУ с родителями, сиблингами и друзьями часто представляет из себя пассивное наблюдение ребенка за деятельностью другого человека без их полноценного взаимодействия и общения.
Согласно полученным нами данным, мальчики пользуются ЦУ чаще. Другие исследования тоже подтверждают этот факт [Huber et al., 2018a; Przybylski et al., 2019], как и то, что мальчики более склонны к зависимостям от гаджетов [Hawi et al., 2019].
Согласно ответам родителей, мальчики значительно чаще играют в компьютерные игры в сравнении с другими видами игр (настольными, ролевыми и т.п.) [Собкин и др., 2011], то есть проводят больше времени за ЦУ. Таким образом, можно предположить, что мальчики более подвержены риску возникновения зависимости от ЦУ.
Также в соответствии с полученными нами данными мальчики больше, чем девочки, играют на ЦУ и смотрят видеоролики, что соотносится и с результатами других работ [Собкин и др., 2011; Brito, Dias, 2019].
Девочки, по результатам нашего исследования, больше ориентированы на общение: они чаще называют своей любимой активностью при помощи ЦУ «связь, общение», чаще пользуются ЦУ вместе с сиблингами, и больше, чем мальчики, выбирают рисование, музыку, образовательные активности, а также просмотр мультфильмов при помощи ЦУ. Это согласуется с исследованием Р. Брито и П. Диас [Brito, Dias, 2019], показавшим, что девочкам 7–8 лет свойственны более «подростковые» интересы в использовании ЦУ, чем мальчикам, – в частности, прослушивание музыки и пользование социальными сетями.
В исследовании игровых предпочтений дошкольников были получены данные, что девочки чаще, чем мальчики, играют в «семью» и в различные профессии [Собкин и др., 2011], что также указывает на более выраженный интерес девочек к социальной сфере и взаимоотношениям.
Таким образом, данные различия, с одной стороны, могут объясняться особенностями данного «переходного» периода между детским садом и школой, когда для мальчиков игра пока еще остается ведущей деятельностью, а у девочек в связи с подготовкой к школе уже появляются новые познавательные и социальные интересы, свойственные для младшего школьного возраста [Солдатова, Шляпников, 2015].
С другой стороны, пол ребенка может оказывать существенное влияние на способ организации его досуга родителями. В.С. Собкин с коллегами получили данные о том, что родители мальчиков чаще предпочитают играть с ребенком, а родители девочек – заниматься художественно-эстетической деятельностью: чтением, лепкой и рисованием [Собкин и др., 2012].
В качественном исследовании португальских авторов показано, что в некоторых семьях есть ряд занятий при помощи ЦУ, в которые дети вовлечены вместе с родителем своего пола: так, мамы с дочерями включают музыкальные клипы, поют и танцуют под них во время уборки или приготовления пищи [Brito, Dias, 2019].
Об ограничении исследования. Во-первых, данное исследование основано на ответах детей, что является его сильной стороной, так как родители не всегда точно знают, чем и сколько занимаются их дети с ЦУ, и могут давать социально желаемые ответы. С другой стороны, данный вид сбора информации обладает недостатками, так как дети могут давать не вполне объективные и полные ответы.
Во-вторых, наше исследование описывает ситуацию, характерную для детей, проживающих в г. Москве, и не может дать обобщенную картину для всей России в силу социально-экономической неоднородности страны.
В-третьих, семьи, принявшие участие в исследовании, в основном имеют средний уровень достатка, тогда как особенности использования ЦУ детьми из неблагополучных семей, с очень низким или, наоборот, очень высоким уровнем достатка не изучены.
В-четвертых, такие важные факторы, как состав семьи (полнота и наличие сиблингов) и уровень образования родителей, в данном исследовании не учитывались.
В-пятых, с точки зрения влияния ЦУ на развитие детей существенную играет роль собственное отношение родителей к ЦУ, их «экранное время» и медиапредпочтения [Nevski, Siibak, 2016; Gjelaj et al., 2020].
В связи с этим для более глубокого и всестороннего дальнейшего изучения данной темы в дальнейшем планируется провести анализ ответов родителей о том, как они сами пользуются ЦУ, как, по их мнению, ЦУ пользуются их дети, а также сопоставить особенности использования ЦУ родителями и их детьми.
Также при продолжении данного исследования планируется учет социально-стратификационных характеристик семей.
Как отдельное направление работы планируется сопоставление особенностей использования ЦУ дошкольниками с результатами психологической диагностики их когнитивного и эмоционального развития.
Заключение. В результате проведенного исследования было установлено, что примерно 94% современных дошкольников активно пользуются ЦУ и лишь 6% детей или не имеют доступа к ним, или используют их исключительно для связи.
Большинство пользуется ЦУ каждый или почти каждый день (77%), преимущественно для игр и просмотра мультфильмов и видео. При этом только 12% от всей выборки хотя бы иногда используют гаджеты вместе с родителями, что может говорить об отсутствии контроля и осведомленности родителей о том, чем занят ребенок во время использования им ЦУ.
Мальчики в среднем пользуются ЦУ чаще. Девочки больше используют ЦУ для общения, просмотра мультфильмов, прослушивания музыки, образовательных целей и рисования, тогда как мальчики – в основном для игр.
Исследование показало, что современные российские дошкольники являются активными пользователями цифровых устройств. В связи с этим необходимо дальнейшее изучение влияния цифровых устройств на их развитие.
Исследование выполнено при поддержке РФФИ, грант 19-29-14088 мк.
Список литературы
- Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994.
- Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А. Применение компьютерных игровых технологий для развития регуляторных функций дошкольников // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 3. С. 106–133. DOI: 10.21702/rpj.2017.3.6.
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004. С. 200–223.
- Ежегодный доклад «Дети. Медиапотребление. 2017» / Институт современных медиа. 2018.
- Карабанова О.А., Молчанов С.В. Риски негативного воздействия информационной продукции на психическое развитие и поведение детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 37–46. DOI: 10.11621/npj.2018.0304.
- Смирнова Е.О. Специфика современного дошкольного детства // Национальный психологический журнал. 2019. № 2(34). С. 25–32. DOI: 10.11621/npj.2019.
- Смирнова Е.О., Матушкина Н.Ю. Семинар «Виртуальная реальность современного детства» // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 71–76. DOI: 10.17759/chp.2017130208.
- Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 79–87. DOI: 10.17759/ jmfp.2019080408.
- Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. № 2. С. 56–67.
- Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Структура досуга современного дошкольника: мнение родителей // Социология образования. Труды по социологии образования / Под ред. В.С. Собкина. Т. 16. М.: ИСО РАО, 2012. С. 32–44.
- Собкин В.С., Федотова А.В. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 23–30. DOI: 10.11621/ npj.2018.0303.
- Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/ sps.2018090308.
- Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 97–118. DOI: 10.17759/cpp.2019270307.
- Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал. 2018. № 3(31). С. 12–22. DOI: 10.11621/ npj.2018.0302.
- Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78–85.
- Assathiany R., Guery E., Caron F., Cheymol J., Picherot G., Foucaud P., Gelbert N. Children and Screens: A Survey by French Pediatricians // Archives de Pédiatrie. 2018. Vol. 25. No. 2. P. 84–88. DOI: 10.1016/ j.arcped.2017.11.001.
- Brito R., Dias P. Technologies and Children up to 8 Years Old: What Changes in One Year? // Observatorio. 2019. Vol. 13. No. 2. P. 68–86. DOI: 10.15847/obsOBS13220191366.
- Gjelaj M., Buza K., Shatri K., Zabeli N. Digital Technologies in Early Childhood: Attitudes and Practices of Parents and Teachers in Kosovo // International Journal of Instruction. 2020. Vol. 13. No. 1. P. 165–184. DOI: 10.29333/iji.2020.13111a.
- Hawi N.S., Samaha M., Griffiths M.D. The Digital Addiction Scale for Children: Development and Validation // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. Vol. 22. No. 12. P. 771–778. DOI: 10.1089/ cyber.2019.0132.
- Horowitz-Kraus T., Hutton J.S. Brain Connectivity in Children is Increased by the Time They Spend Reading Books and Decreased by the Length of Exposure to Screen-based Media // Acta Paediatrica. 2017. Vol. 107. No. 4: P. 685–693. DOI: 10.1111/apa.14176.
- Huber B., Highfield K., Kaufman J. Detailing the Digital Experience: Parent Reports of Children’s Media Use in the Home Learning Environment // British Journal of Educational Technology. 2018a. Vol. 49. No. 5. P. 821–833. DOI: 10.1111/bjet.12667.
- Huber B., Yeates M., Meyer D., Fleckhammer L., Kaufman J. The Effects of Screen Media Content on Young Children’s Executive Functioning // Journal of Experimental Child Psychology. 2018b. Vol. 170. P. 72–85. DOI: 10.1016/j.jecp.2018.01.006.
- Isikoglu Erdogan N., Johnson J.E., Dong P.I., Qiu Z. Do Parents Prefer Digital Play? Examination of Parental Preferences and Beliefs in Four Nations // Early Childhood Education Journal. 2019. Vol. 47. P. 131–142. DOI: 10.1007/s10643-018-0901-2.
- Kostyrka-Allchorne K., Cooper N.R., Simpson A. The Relationship between Television Exposure and Children’s Cognition and Behaviour: A Systematic Review // Developmental Review. 2017. Vol. 44. P. 19–58. DOI: 10.1016/j.dr.2016.12.002.
- Lee D.Y., Roh H.W., Kim S.J., Park E.J., Yoo H., Suh S., Shin Y. Trends in Digital Media Use in Korean Preschool Children // Journal of Korean Medical Science. 2019. Vol. 34. No. 41. DOI: 10.3346/jkms.2019.34.e263.
- Lillard A.S., Hui Li, Boguszewski K. Television and Children’s Executive Function // Advances in Child Development and Behavior. 2015. Vol. 48. P. 219–248. DOI: 10.1016/bs.acdb.2014.11.006.
- Nevski E., Siibak A. Mediation Practices of Parents and Older Siblings in Guiding Toddlers’ Touchscreen Technology Use: An Ethnographic Case Study // Media Education Studies & Research. 2016. Vol. 7. P. 320–340. DOI: 10.14605/MED721609.
- Przybylski A.K., Weinstein N. Digital Screen Time Limits and Young Children’s Psychological Well-Being: Evidence From a Population-Based Study // Child Development. 2017. Vol. 90, No. 1. P. 56–65. DOI: 10.1111/cdev.13007.
- Radesky J.S., Christakis D.A. Increased Screen Time: Implications for Early Childhood Development and Behavior // Pediatric Clinics of North America. 2016. Vol. 63. No. 5. P. 827–839. DOI: 10.1016/ j.pcl.2016.06.006.
- Tandon P.S., Zhou C., Lozano P., Christakis D.A. Preschoolers’ Total Daily Screen Time at Home and by Type of Child Care // The Journal of Pediatrics. 2011. Vol. 158. No. 2. P. 297–300. DOI:10.1016/ j.jpeds.2010.08.005.
- The Common Sense Census: Media Use by Kids Age Zero to Eight, 2017 // Common Sense Media. 2017.
Об авторах
- Александр Николаевич Веракса — доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой; кафедра психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Москва, Россия.
- Дарья Алексеевна Бухаленкова — кандидат психологических наук, доцент кафедры; кафедра психологии образования и педагогики факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Москва, Россия.
- Елена Алексеевна Чичинина — детский нейропсихолог, «Детская академия речи»; Москва, Россия.
- Ольга Викторовна Алмазова — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и возрастной психологии факультета психологии Московского госу дарственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Гордеева А. В. Персонификация компьютера у детей старшего дошкольного возраста
- Денисенкова Н.С., Красило Т.А. Развитие дошкольников в эпоху цифровой социализации
- Красило Т.А. Взаимосвязь между частотой использования электронных гаджетов, включенностью в игровое взаимодействие и креативностью у дошкольников
- Писаренко И.А., Заиченко Л.И. Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей