Баева Л.В. «Группы смерти» и «Колумбайн-сообщества» в онлайн культуре и реальном социуме

Б

Введение

18 декаб­ря 2018 года в Госу­дар­ствен­ной Думе РФ были при­ня­ты поправ­ки в два феде­раль­ных зако­на, свя­зан­ные с уси­ле­ни­ем мер по про­ти­во­дей­ствию кибер­во­здей­ствия на моло­дежь и под­рост­ков. Поправ­ки кос­ну­лись Феде­раль­но­го зако­на от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об инфор­ма­ции, инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­ги­ях и о защи­те инфор­ма­ции» и Феде­раль­но­го зако­на от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защи­те детей от инфор­ма­ции, при­чи­ня­ю­щей вред их здо­ро­вью и развитию». 

Вне­се­ние этих попра­вок вызва­но тре­бо­ва­ни­я­ми немед­лен­ной бло­ки­ров­ки интер­нет-стра­ниц, содер­жа­щих инфор­ма­цию, направ­лен­ную «на скло­не­ние или иное вовле­че­ние несо­вер­шен­но­лет­них в совер­ше­ние про­ти­во­прав­ных дей­ствий, пред­став­ля­ю­щих угро­зу для их жиз­ни и (или) здо­ро­вья либо для жиз­ни и (или) здо­ро­вья иных лиц» (149-ФЗ «Об инфор­ма­ции, инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­ги­ях и о защи­те инфор­ма­ции») [1].

При­ня­тие этих попра­вок было оче­ред­ной мерой в систе­ме дей­ствий, направ­лен­ных на про­ти­во­дей­ствие кибе­ру­гро­зам в циф­ро­вой сре­де, кото­рые име­ют реаль­ные послед­ствия для жиз­ни и здо­ро­вья детей, под­рост­ков и молодежи. 

При­чи­на­ми для это­го ста­ли попу­ляр­ные в послед­ние годы в соц­се­тях деструк­тив­ные вир­ту­аль­ные сооб­ще­ства и груп­пы, при­зы­ва­ю­щие к агрес­сии или суи­ци­дам, ори­ен­ти­ро­ван­ные на дет­скую, под­рост­ко­вую и моло­деж­ную аудитории. 

Наи­бо­лее зна­чи­мы­ми сре­ди них по сво­им тра­ги­че­ским послед­стви­ям ока­за­лись «груп­пы смер­ти» и «колум­байн-сооб­ще­ства», име­ю­щие на пер­вый взгляд раз­лич­ную направ­лен­ность, но сход­ные по мето­дам и целе­вой ауди­то­рии и финаль­ным эта­пам. Изу­че­нию этих угроз и фак­то­рам рис­ка и будет посвя­ще­на дан­ная статья.

Изу­че­ние фак­то­ра кибе­ру­гроз и кибер­во­здей­ствия в фило­соф­ском и соци­аль­но-антро­по­ло­ги­че­ском раз­ре­зах ведет­ся срав­ни­тель­но недав­но, по срав­не­нию с изу­че­ни­ем про­блем защи­ты инфор­ма­ции и вопро­сов наци­о­наль­ной без­опас­но­сти. Их акту­а­ли­за­ция была обу­слов­ле­на про­цес­сом само­ор­га­ни­за­ции деструк­тив­ных вир­ту­аль­ных групп, про­па­ган­ди­ру­ю­щих агрес­сию и суи­цид, став­шим свое­об­раз­ным трен­дом в онлайн-культуре. 

По мере раз­ви­тия вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ции и ста­нов­ле­ния элек­трон­ной-куль­ту­ры (онлайн, циф­ро­вой) воз­ни­ка­ли раз­но­об­раз­ные фак­то­ры рис­ка для чело­ве­ка и его безопасности.

Боль­шин­ство совре­мен­ных и раз­ви­тых стран уже столк­ну­лись с опре­де­лен­ны­ми послед­стви­я­ми вир­ту­а­ли­за­ции куль­ту­ры и меж­лич­ност­но­го обще­ния. Наря­ду с повы­ше­ни­ем уров­ня жиз­ни и зна­чи­тель­ны­ми про­ры­ва­ми в меди­цине, элек­тро­ни­ке и робо­то­тех­ни­ке появи­лись новые деви­а­ции, свя­зан­ные с дефор­ма­ци­ей отно­ше­ний меж­ду чело­ве­ком и миром, сверх­цен­ным отно­ше­ни­ем к вир­ту­аль­ной сре­де и ком­му­ни­ка­ции, уси­ле­ни­ем отчуж­ден­но­сти чело­ве­ка в реаль­ной сфере. 

Евро­пей­ские стра­ны, США, Япо­ния, Китай и Рос­сия уже столк­ну­лись с явле­ни­я­ми «бег­ства от реаль­но­сти», свя­зан­ны­ми с интер­нет-куль­ту­рой (зави­си­мые гей­ме­ры, хик­ки­ко­мо­ри и др.), ростом коли­че­ства под­рост­ко­вых и моло­деж­ных само­убийств, вспы­шек некон­тро­ли­ру­е­мой агрес­сии, ухо­да в вир­ту­аль­ные миры, уси­ле­ния зави­си­мо­сти от гад­же­тов и онлайн-при­сут­ствия в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, кото­рая сей­час назы­ва­ет­ся одной из угроз для модер­ни­зи­ро­ван­ных куль­тур и экзи­стен­ци­аль­ной безопасности.

Ана­лиз вли­я­ния инфор­ма­ци­он­ной эпо­хи, элек­трон­ной и медиа куль­ту­ры на совре­мен­ный соци­ум, чело­ве­ка и его миро­воз­зре­ние в наи­бо­лее обоб­щен­ном виде и по отдель­ным про­бле­мам про­во­ди­ли Ж. Бодрий­яр [2], М. Хейм [3], Б. Хел­лер [4], А. Коз­ник [5], Дж. Мар­шалл [6], С. Фер­г­юс­сон и др. [7].

В свою оче­редь Ф. Шефер [8] и Е. Кастро­но­ва [9] непо­сред­ствен­но обра­ща­лись к ана­ли­зу экзи­стен­ци­аль­ных аспек­тов и рис­ков раз­ви­тия инфор­ма­ци­он­но­го обще­ства и киберкультуры. 

Эти­че­ские и цен­ност­ные про­бле­мы, свя­зан­ные с интер­нет­куль­ту­рой, соци­аль­ны­ми сетя­ми, вир­ту­аль­ны­ми сооб­ще­ства­ми и вир­ту­аль­ной ком­му­ни­ка­ци­ей изу­ча­ли П. Брэй [10], Р. Капур­ро [11], А. Дафф [12], Б. Мил­лер [13], Р. Гил­берт и соав­то­ры [14] и др.

Одна­ко вопро­сам, свя­зан­ным с изу­че­ни­ем деструк­тив­ных угроз в элек­трон­ной куль­ту­ре, все еще уде­ля­ет­ся недо­ста­точ­но вни­ма­ния, несмот­ря на их высо­кую актуальность. 

Попро­бу­ем отча­сти вос­пол­нить дан­ный про­бел и обра­тить­ся к изу­че­нию таких ост­рых соци­аль­ных явле­ний инфор­ма­ци­он­но-гло­баль­но­го мира, как «груп­пы смер­ти» и колум­бай­не­ры, вызвав­ших высо­кий резо­нанс в рос­сий­ском обще­стве в послед­ние годы. 

Инфор­ма­ци­он­ные мате­ри­а­лы для дан­ной рабо­ты были полу­че­ны на осно­ве мони­то­рин­га моло­деж­ных виде­об­ло­гов, сете­вых сооб­ществ (сего­дня они под­вер­га­ют­ся бло­ки­ров­кам), мате­ри­а­лов СМИ, как рос­сий­ских, так и зарубежных. 

Основ­ны­ми мето­да­ми иссле­до­ва­ния высту­па­ют кон­тент-ана­лиз мате­ри­а­лов с сай­тов вир­ту­аль­ных сооб­ществ и бло­гов, экзи­стен­ци­аль­но-цен­ност­ный под­ход и тео­рия прай­мин­га в изу­че­нии фак­то­ров преступлений-копий.

«Группы смерти» — феномен направляемого саморазрушения

Одним из крайне опас­ных в моло­деж­ной сре­де явле­ний, рас­про­стра­ня­е­мых в циф­ро­вой сре­де, ста­ло появ­ле­ние так назы­ва­е­мых «групп смер­ти», ори­ен­ти­ру­ю­щих участ­ни­ков на само­изо­ля­цию и совер­ше­ние само­убий­ства. Эти сооб­ще­ства ори­ен­ти­ро­ва­ны в первую оче­редь на детей и под­рост­ков, чей воз­раст свя­зан с неустой­чи­вой пси­хи­кой и лег­кой под­вер­жен­но­стью раз­лич­ным влияниям. 

«Груп­пы смер­ти» впер­вые появи­лись в Рос­сии и рас­про­стра­ни­лись в соци­аль­ных сетях в тече­ние 2015–2016 гг., что при­ве­ло к ряду пре­ступ­ле­ний, после­ду­ю­щих за ними рас­сле­до­ва­ний, изме­не­ни­ям в зако­но­да­тель­стве РФ и уже­сто­че­нию мер нака­за­ния за дове­де­ние лиц до само­убий­ства, в част­но­сти через исполь­зо­ва­ние интер­не­та. Подоб­ные сооб­ще­ства появи­лись и в дру­гих стра­нах (вклю­чая Укра­и­ну, Казах­стан, Индию), хотя мас­шта­бы рас­про­стра­не­ния в них были гораз­до меньше.

Нача­ло про­дви­же­ния «групп смер­ти» было свя­за­но с само­убий­ством девоч­ки-под­рост­ка из сибир­ско­го горо­да Уссу­рий­ска, кото­рая 22 нояб­ря 2015 бро­си­лась под поезд. 

Филипп Фокс, адми­ни­стра­тор вир­ту­аль­ной груп­пы «F 57», свя­зал этот суи­цид и ряд само­убийств под­рост­ков с вли­я­ни­ем сво­ей груп­пы. Затем он свя­зал свою груп­пу с груп­па­ми «Море китов» и «Тихий дом», в ито­ге объ­еди­нив 8 групп, в кото­рых участ­ни­ки инте­ре­со­ва­лись исто­ри­я­ми смер­ти, само­убий­ства, пред­став­лен­ных в орео­ле муче­ни­че­ства, жерт­вен­но­сти и геро­иза­ции их образов. 

Тема суи­ци­да, кото­рая тра­ди­ци­он­но при­вле­ка­ет вни­ма­ние моло­де­жи, нахо­дя­щей­ся в пере­лом­ном воз­расте и кри­зис­ных ситу­а­ци­ях, быст­ро ста­ла попу­ляр­ной в соци­аль­ных сетях и элек­трон­ных СМИ, где при­во­дят­ся дан­ные о сот­нях под­рост­ко­вых само­убийств [15].

«Груп­пы смер­ти» — общее назва­ние для интер­нет-сооб­ществ, кото­рые под видом выпол­не­ния зада­ний в игро­вой фор­ме застав­ля­ли участ­ни­ков (детей и под­рост­ков) в конеч­ном сче­те совер­шать самоубийства. 

Сооб­ще­ства исполь­зо­ва­ли игро­вую фор­му, где день за днем участ­ник дол­жен был выпол­нять все более слож­ные зада­чи, от цара­пин на руках в фор­ме кита (извест­но­го сре­ди мле­ко­пи­та­ю­щих сво­ей спо­соб­но­стью к само­убий­ству) до паде­ния с высот­ных блоч­ных крыш и дру­гих форм самоубийства. 

Таким обра­зом, в 2015–2016 гг. в Рос­сии покон­чи­ло собой око­ло 130 детей. За этот пери­од в ВКон­так­те насчи­ты­ва­лось не менее 1500 групп, про­па­ган­ди­ру­ю­щих суицид.

В нояб­ре 2016 г. в резуль­та­те рас­сле­до­ва­ния 15 слу­ча­ев смер­ти детей и под­рост­ков (послед­нее из кото­рых в г. Аст­ра­ха­ни уда­лось предот­вра­тить) 21-лет­ний Филипп Будей­кин (Фокс) был аре­сто­ван, а в 2017 г. при­го­во­рен к 3 годам и 4 меся­цам коло­нии обще­го режи­ма (ста­тья «Дове­де­ние до само­убий­ства и поку­ше­ние на него»). 

Впо­след­ствии рас­сле­до­ва­ние было про­дол­же­но в Крас­но­дар­ском крае Рос­сии, рес­пуб­ли­ках Коми, Баш­кор­то­стане, Москве, Вол­го­град­ской, Воро­неж­ской, Туль­ской, Кеме­ров­ской, Ново­си­бир­ской и Омской обла­стях, где так же были выяв­ле­ны фак­ты при­нуж­де­ния под­рост­ков к совер­ше­нию само­убий­ства через интернет. 

В 2017 г. в соци­аль­ной сети ВКон­так­те было заре­ги­стри­ро­ва­но более 4000 групп, имев­ших сво­ей целью напра­вить под­рост­ков на совер­ше­ние самоубийства. 

По дан­ным рос­сий­ско­го упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам ребен­ка в Рос­сии Анны Куз­не­цо­вой, коли­че­ство дет­ских само­убийств с 2015 по 2017 год уве­ли­чи­лось на 57 % [16].

При этом сле­ду­ет отме­тить тот печаль­ный факт, что сре­ди евро­пей­ских стран в послед­ние годы Рос­сия явля­ет­ся лиде­ром по под­рост­ко­во­му само­убий­ству, по общим суи­ци­дам — на 15 месте в мире (по дан­ным рей­тин­га 2018 года).

Попу­ляр­ность «групп смер­ти» во мно­гом была свя­за­на с исполь­зо­ва­ни­ем игро­вой фор­мы, где были сов­ме­ще­ны онлайн и оффлайн уров­ни и вир­ту­аль­ные зада­ния долж­ны были реа­ли­зо­вы­вать­ся в жизни. 

Тре­бо­ва­ния адми­ни­стра­то­ра груп­пы «Синий кит», напри­мер, зада­ва­ли такой алго­ритм дей­ствий для под­рост­ка: 1) на сво­ей стра­ни­це в груп­пе сде­лать пост с хэш­те­гом #Я в игре, 2) свя­зать­ся с кура­то­ром для полу­че­ния задач, 3) невы­пол­не­ние зада­ния при­во­дит к угро­зам здо­ро­вью и жиз­ни чле­нов его семьи. 

За каж­дым чле­ном груп­пы яко­бы уста­нов­лен супер­вай­зер, кото­рый посто­ян­но за ним наблю­дал. Зада­ния при­хо­ди­ли каж­дый день, их было 50 (по ана­ло­гии с кни­гой С. Кра­ме­ра «50 дней до мое­го самоубийства»). 

Пер­вые зада­ния были свя­за­ны с тем, что нуж­но было сде­лать поре­зы на руке с изоб­ра­же­ни­ем кита, встать на край кры­ши и сде­лать фото­гра­фию, дока­зы­ва­ю­щую, что ты это сде­лал. Послед­ней зада­чей было «спа­сти мир от его при­сут­ствия», совер­шив само­убий­ство в той или иной фор­ме (спрыг­нуть с кры­ши, ныр­нуть под поезд, пове­сить­ся и мно­гое другое). 

Типич­ный воз­раст чле­нов «групп смер­ти» состав­лял в основ­ном 10–14 лет. Для уси­ле­ния воз­дей­ствия на ауди­то­рию исполь­зо­ва­лись рез­кие зву­ки, при­зы­вы, пси­хо­де­ли­че­ская музы­ка, видео смерт­ной каз­ни, а так­же дру­гие тре­бо­ва­ния по уси­ле­нию эффек­тов и дей­ствий в ноч­ное время. 

Под­рост­кам пред­ла­га­лись для про­смот­ра и чте­ния пес­си­ми­стич­ные ани­ме, рома­ны и филь­мы тра­ги­че­ско­го содер­жа­ния, вклю­ча­ю­щие само­убий­ство геро­ев. Основ­ны­ми мема­ми «груп­пы смер­ти» были синий кит, бабоч­ки, живу­щие 1 день, над­пись «4.20». Послед­няя над­пись была свя­за­на с груп­пой «Раз­бу­ди меня в 4.20», так же имев­шей направ­лен­ность на совер­ше­ние само­убий­ства, где зада­ния под­ро­сток полу­чал в 4.20 ночи, нахо­дясь в погра­нич­ном состо­я­нии созна­ния, на завер­ша­ю­щих эта­пах прак­ти­че­ски в состо­я­нии посто­ян­но­го бодр­ство­ва­ния, рас­ша­ты­ва­ю­ще­го его психику. 

Для мно­гих под­рост­ков и детей уча­стие в груп­пах вос­при­ни­ма­лось как экс­тре­маль­ное раз­вле­че­ние. Как и все запрет­ное, свя­зан­ное с тай­ной, стра­ха­ми, уча­стие в груп­пе выгля­де­ло как игра, а сами зада­ния были похо­жи на квест или мис­сию. Этот меха­низм был направ­лен на при­вле­че­ние все боль­ше­го чис­ла участ­ни­ков в свои ряды.

После суда над Ф. Будей­ки­ным вол­на само­убийств под­рост­ков нача­ла ути­хать, а «груп­пы смер­ти» ста­ли бло­ки­ро­вать­ся адми­ни­стра­то­ра­ми и волон­те­ра­ми соци­аль­ных сетей (в первую оче­редь роди­те­ля­ми умер­ших детей). 

Одна­ко само явле­ние не исчез­ло окон­ча­тель­но, оно нача­ло транс­фор­ма­цию. Дея­тель­ность адми­ни­стра­то­ров суи­ци­даль­ных групп пере­ме­сти­лась на Instagram и в мес­сен­дже­ры, где кон­троль за кон­тен­том извне был суще­ствен­но ниже. В сооб­ще­ства уже невоз­мож­но было всту­пить каж­до­му жела­ю­ще­му, посколь­ку все стра­ни­цы сооб­ществ были уда­ле­ны соглас­но ФЗ «Об инфор­ма­ции, инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­ги­ях и о защи­те информации». 

Вход в подоб­ные груп­пы пре­тер­пел изме­не­ния, для это­го под­ро­сток (жела­ю­щий) направ­лял запрос «Хочу играть» или «Ищу кура­то­ра» с хэш­те­гом в соци­аль­ные сети. Кура­то­ры сами при­гла­ша­ли их в груп­пы, про­ве­ряя, что­бы по воз­рас­ту участ­ник дей­стви­тель­но был под­рост­ком или ребенком.

В фев­ра­ле 2018 г. появи­лись вирус­ные сооб­ще­ния об игре «Беги или умри», где детям дава­лось зада­ние пере­бе­жать доро­гу перед дви­жу­щим­ся транс­пор­том. В янва­ре 2018 г. появи­лась игра «24-часо­вое исчез­но­ве­ние», под­стре­ка­ю­щая детей поки­нуть свои дома. 

Все эти моди­фи­ка­ции суи­ци­даль­ных сооб­ществ попреж­не­му дей­ству­ют в интер­не­те под раз­лич­ны­ми новы­ми вывес­ка­ми. По мне­нию пси­хо­ло­гов, инфор­ма­ция о совер­шен­ных само­убий­ствах ста­но­вит­ся вирус­ной для моло­деж­ной ауди­то­рии и может стать ката­ли­за­то­ром совер­ше­ния подоб­но­го акта, поэто­му в этих мас­со­вых рас­сыл­ках скры­ты меха­низ­мы при­вле­че­ния вни­ма­ния под­рост­ков к этим темам, что уже само по себе име­ет деструк­тив­ное воздействие. 

В то же вре­мя пола­га­ем, что если угро­за явля­ет­ся скры­той и адми­ни­стра­то­ры групп дей­ству­ют не напря­мую, а через ассо­ци­а­тив­ный ряд, то может иметь место эффект прай­мин­га, когда через опре­де­лен­ные зна­ки, мемы запус­ка­ют­ся в созна­нии ассо­ци­а­ции, веду­щие к тре­вож­ным, само­раз­ру­ши­тель­ным наклонностям. 

В этом слу­чае при­ня­тые в Рос­сии в 2016–2018 гг. поправ­ки в феде­раль­ные зако­ны о немед­лен­ной бло­ки­ров­ке «групп смер­ти» и уже­сто­че­ние уго­лов­но­го нака­за­ния за дове­де­ние до само­убий­ства с исполь­зо­ва­ни­ем интер­не­та — чрез­вы­чай­но важ­ные шаги на пути их рас­про­стра­не­ния и воз­дей­ствия на ауди­то­рию [17].

В мире «груп­пы смер­ти» так­же полу­чи­ли свое про­дви­же­ние, в том чис­ле на Укра­ине, Казах­стане, Индии. В 2016–2018 гг. в СМИ неод­но­крат­но зву­ча­ли при­зы­вы к уси­ле­нию бди­тель­но­сти про­тив подоб­ных угроз. 

Так, в 2017 г. инфор­ма­ция об игре суи­ци­даль­ной направ­лен­но­сти «Blue Whale Challenge» рас­про­стра­ни­лась в США, Вели­ко­бри­та­нии, Новой Зелан­дии, Афри­ке, где поли­ция пре­ду­пре­жда­ла о подоб­ной опас­но­сти роди­те­лей и детей в школах. 

В Индии высо­кий про­цент дет­ских само­убийств был свя­зан с вли­я­ни­ем «групп смер­ти» в 2017 г. [18]. Пра­во­охра­ни­тель­ные орга­ны Индии пре­ду­пре­жда­ли учи­те­лей, что под­рост­ки демон­стри­ру­ют высо­кий уро­вень вовле­чен­но­сти в игру «Momo», иных, подоб­ных груп­пе «Синий кит», про­си­ли уси­лить кон­троль над детьми [19].

Како­вы же источ­ни­ки и осно­ва­ния про­дви­же­ния подоб­ных групп? Преж­де все­го они осно­ва­ны на пси­хо­ло­ги­че­ских фак­то­рах мани­пу­ля­ции созна­ни­ем и пове­де­ни­ем. Люди, склон­ные при­со­еди­нять­ся к груп­пам смер­ти, под­вер­га­ют­ся тако­му же рис­ку, как и после­до­ва­те­ли тота­ли­тар­ных сект, высо­ко вос­при­им­чи­вые к внеш­ним мани­пу­ля­ци­ям сво­им созна­ни­ем. В груп­пы рис­ка в дан­ном слу­чае попа­да­ют те, кто склон­ны к частой депрес­сии, име­ют сла­бую волю, кому не хва­та­ет соци­аль­ной поддержки. 

Еще одним фак­то­ром, уси­ли­ва­ю­щим эти осо­бен­но­сти, явля­ет­ся кри­ти­че­ский пери­од под­рост­ко­во­го воз­рас­та, когда люди испы­ты­ва­ют острое чув­ство оди­но­че­ства, непо­ни­ма­ние близ­ких. И, нако­нец, еще одним важ­ным фак­то­ром, спо­соб­ству­ю­щим вхож­де­нию детей в груп­пы смер­ти, явля­ет­ся тен­ден­ция к фор­ми­ро­ва­нию силь­ных эмо­ций, при­ня­тию рис­ка, поис­ку новых ост­рых и опас­ных ощу­ще­ний [20].

В «груп­пах смер­ти» име­ет место не про­сто само­убий­ство, а мани­пу­ля­ции, навя­зан­ные пове­ден­че­ские сце­на­рии и исполь­зо­ва­ние опре­де­лен­ных пси­хо­тех­ник, что, фак­ти­че­ски, дела­ет их фор­ма­ми скры­то­го наси­лия. Эти пси­хо­тех­ни­ки исполь­зу­ют осо­бен­но­сти под­рост­ко­во­го воз­рас­та, инте­рес к теме смер­ти, таин­ствен­но­сти, а так­же высо­кую чув­стви­тель­ность, вос­при­им­чи­вость к наси­лию и запу­ги­ва­нию, ори­ен­тир на взрос­ло­го дру­га (кура­то­ра), жела­ние быть взрос­лым и исклю­чи­тель­но сильным. 

Экзи­стен­ци­аль­ная «погра­нич­ная ситу­а­ция», в кото­рой мог­ли ока­зать­ся под­рост­ки, чле­ны таких сооб­ществ, зача­стую были исполь­зо­ва­ны в каче­стве источ­ни­ка само­уни­что­же­ния, при­во­дя­ще­го к наме­рен­но­му самоубийству.

Если «груп­пы смер­ти» направ­ле­ны на внут­рен­нее раз­ру­ше­ние, то «колум­байн-сооб­ще­ства» име­ют целью внеш­нюю агрес­сию, хотя меха­низ­мы про­дви­же­ния этих сооб­ществ во мно­гом сход­ны, как и финаль­ная точ­ка, свя­зан­ная с самоубийством.

Колумбайн-сообщества и эффект прайминга

Воз­ник­но­ве­ние «колум­бай­не­ров» свя­за­но с мас­со­вой стрель­бой в шко­ле Колум­байн (Коло­ра­до, США), совер­шён­ной под­рост­ка­ми Эри­ком Хар­ри­сом и Дила­ном Кли­бол­дом 20 апре­ля 1999 года, жерт­ва­ми кото­рой ста­ли 13 чело­век и постра­да­ли еще 24. После неудав­ше­го­ся мини­ро­ва­ния сто­ло­вой они рас­стре­ля­ли школь­ни­ков и учи­те­лей, а затем рас­стре­ля­ли друг дру­га в поме­ще­нии школь­ной биб­лио­те­ки. Их пре­ступ­ле­ние ста­ло источ­ни­ком для мно­гих после­ду­ю­щих под­ра­жа­ний, тер­ак­тов­ко­пий, совер­шен­ных под­рост­ка­ми в США, а затем и дру­гих странах. 

Пре­ступ­ле­ний под­ра­жа­те­лей Колум­байн в США насчи­ты­ва­ют уже более 70. В Евро­пе мас­со­вые убий­ства в шко­лах были в Шве­ции в 2015 г. (там во мно­гом при­чи­ной ста­ла расо­вая нетер­пи­мость, пре­ступ­ник выбрал шко­лу, в кото­рой око­ло 90% уче­ни­ков были детьми мигран­тов), в Фин­лян­дии подоб­ные пре­ступ­ле­ния име­ли место несколь­ко раз (в 2007, 2008 и 2012 годах), в Эсто­нии — в 2014 г. и во Фран­ции — в 2017 г.

В Рос­сии с 2014 г. было совер­ше­но 7 подоб­ных пре­ступ­ле­ний. Пер­вое из них про­изо­шло в фев­ра­ле 2014 г., когда деся­ти­класс­ник мос­ков­ской шко­лы № 263, воору­жен­ный вин­тов­кой и кара­би­ном, застре­лил учи­те­ля гео­гра­фии, взял в залож­ни­ки одно­класс­ни­ков. После при­ез­да поли­ции он убил одно­го и тяже­ло ранил дру­го­го поли­цей­ско­го, затем сдал­ся, а поз­же был объ­яв­лен невме­ня­е­мым и избе­жал приговора. 

Начи­ная с 2017 г. под­ра­жа­ние «колум­бай­не­рам» ста­ло актив­но про­дви­гать­ся в Рос­сии в вир­ту­аль­ных сооб­ще­ствах через соци­аль­ные сети. Так, в четы­рех сооб­ще­ства «ВКон­так­те» «Эрик Хар­рис и Дилан Кли­болд», «Тrue columbine», «Сolumbine edits» и «Тупо колум­бай­нер» в 2017 г. состо­я­ло более 6,5 тыся­чи под­пис­чи­ков (ныне забло­ки­ро­ва­ны). Они сами назы­ва­ли себя «мафи­ей пла­щей», обме­ни­ва­лись в груп­пах сове­та­ми, где купить очки и пла­щи как у их куми­ров, какое ору­жие луч­ше и для чего, обсуж­да­ли свою нена­висть к шко­ле, учи­те­лям и одноклассникам. 

В груп­пах раз­ме­ща­лись фото и видео из дела Колум­байн, дей­ствия Хар­ри­са и Кли­бор­да роман­ти­зи­ро­ва­лись и геро­изи­ро­ва­лись как под­рост­ков, заму­чен­ных окру­же­ни­ем и решив­ших­ся на вызов обще­ству. Сре­ди участ­ни­ков сооб­ществ были попу­ляр­ны игры-шуте­ры, в том чис­ле Doom (в кото­рую игра­ли Хар­рис и Кли­борд), с высо­ким уров­нем наси­лия, веде­ние днев­ни­ков и бло­гов, вос­хи­ще­ние мас­со­вы­ми терактами.

Рас­стрел «иван­те­ев­ско­го стрел­ка», девя­ти­класс­ни­ка из Иван­те­ев­ки Мос­ков­ской обла­сти в сен­тяб­ре 2017 г. так же был про­ве­ден по сце­на­рию «Колум­бай­на», внешне он так же пытал­ся под­ра­жать Хар­ри­су и Кли­бор­ду. В ходе рас­сле­до­ва­ния выяс­ни­лось, что под­ро­сток был заре­ги­стри­ро­ван в соци­аль­ной сети «ВКон­так­те» под име­нем одно­го из стрел­ков Колум­бай­на и актив­но раз­ме­щал на сво­ей стра­ни­це видео­за­пи­си и фото­гра­фии стрель­бы в шко­ле Колум­байн. Преж­де чем его стра­ни­цу забло­ки­ро­ва­ли, на неё успе­ли под­пи­сать­ся почти 14 000 поль­зо­ва­те­лей [21].

В 2018 г. тер­ак­ты в сти­ле Колум­байн были совер­ше­ны в целом ряде рос­сий­ских школ. В Пер­ми в шко­ле № 127 после напа­де­ния двух стар­ше­класс­ни­ков постра­да­ли 15 чело­век, в том чис­ле сами напа­дав­шие, нанес­шие друг дру­гу наме­рен­ные ранения. 

В мар­те 2018 г. в шко­ле № 15 горо­да Шад­рин­ска Кур­ган­ской обла­сти 13-лет­няя уче­ни­ца откры­ла стрель­бу из пнев­ма­ти­че­ско­го ору­жия по одно­класс­ни­кам, в резуль­та­те инци­ден­та постра­да­ли семь подростков. 

Наи­бо­лее мас­со­вой ста­ла бой­ня в Кер­чен­ском поли­тех­ни­че­ском кол­ле­дже в октяб­ре 2018 г., когда от дей­ствий 18-лет­не­го сту­ден­та погиб­ли 21 чело­век, 50 были ране­ны, сам он застре­лил­ся в биб­лио­те­ке харак­тер­ным для колум­бай­не­ров способом. 

Кер­чен­ский стре­лок был одет подоб­но школь­ни­кам из Колум­бай­на — в белую фут­бол­ку (с над­пи­сью «Нена­висть»), чер­ные брю­ки, высо­кие ботин­ки, так­ти­че­ские пер­чат­ки. Как и Э. Хар­рис, сту­дент стре­лял из пом­по­во­го ружья, зами­ни­ро­вал буфет (где про­изо­шел взрыв), исполь­зо­вал само­дель­ные взрыв­ные средства.

Причины, факторы, источники

Пре­ступ­ле­ния-копии в сти­ле Колум­байн во мно­гом свя­за­ны с широ­кой рас­про­стра­нен­но­стью запус­ка­ю­щих их при­чин, в том чис­ле с куль­том наси­лия в меди­а­куль­ту­ре, повы­шен­ной агрес­сив­но­стью сре­ди моло­де­жи, доступ­но­стью ору­жия, гло­баль­ной ком­му­ни­ка­ци­ей, куль­ти­ви­ру­е­мым в соц­се­тях стрем­ле­ни­ем при­влечь к себе внимание. 

Колум­бай­не­ры, по их соб­ствен­но­му мне­нию, это резуль­тат трав­ли и уни­же­ний под­рост­ков (со сто­ро­ны одно­класс­ни­ков, учи­те­лей, ули­цы, роди­те­лей), они счи­та­ют себя нико­му не нуж­ны­ми и нена­ви­дят свое окру­же­ние. Так же, как в «груп­пах смер­ти», под­ро­сток нена­ви­дит свою жизнь и хочет от нее изба­вить­ся, толь­ко в слу­чае с колум­бай­не­ра­ми еще и ото­мстив обидчикам. 

Пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет колум­бай­не­ра, состав­лен­ный нами на осно­ве изу­че­ния моло­деж­ных виде­об­ло­гов, во мно­гом похож на участ­ни­ка суи­ци­даль­ных групп: неустой­чи­вая пси­хи­ка, сла­бая воля, высо­кая чув­стви­тель­ность, асо­ци­аль­ность, неком­му­ни­ка­бель­ность, отстра­нен­ность, неудо­вле­тво­рен­ность собой, нена­висть к окру­жа­ю­щим, стрем­ле­ние обви­нить дру­гих в соб­ствен­ных проблемах. 

С одной сто­ро­ны, колум­бай­не­ры ока­зы­ва­ют­ся жерт­ва­ми, с дру­гой — пре­ступ­ни­ка­ми, а в конеч­ном сче­те — само­убий­ца­ми. В то же вре­мя, если обра­тить­ся к пози­ции пси­хо­ло­гов-кри­ми­на­ли­стов, то колум­бай­не­ры будут пред­став­ле­ны не как затрав­лен­ные жерт­вы, решив­ши­е­ся на месть, а ско­рее как наи­бо­лее агрес­сив­ные и асо­ци­аль­ные под­рост­ки, пере­но­сив­шие в реаль­ность игру в наси­лие и жела­ю­щие при­влечь мак­си­мум внимания. 

В таких слож­ных соци­аль­ных явле­ни­ях одно­знач­ных отве­тов быть не может, одна­ко попро­бу­ем выде­лить основ­ные вер­сии, аргу­мен­ты и их силь­ные и сла­бые стороны:

  1. Это под­рост­ки, дове­ден­ные до край­но­сти изде­ва­тель­ства­ми окру­жа­ю­щих (одно­класс­ни­ка­ми, учи­те­ля­ми, роди­те­ля­ми, улич­ны­ми хули­га­на­ми), кото­рые реши­лись на месть в фор­ме тер­ак­та (не име­ю­ще­го поли­ти­че­ско­го харак­те­ра). Аргу­мен­ты: все пре­ступ­ле­ния совер­ша­лись под­рост­ка­ми, у кото­рых дей­стви­тель­но были кон­флик­ты с их окру­же­ни­ем, либо они были зна­чи­тель­но обособ­ле­ны от осталь­ных. Это сво­е­го рода муче­ни­ки, кото­рые вынуж­ден­но ста­ли ради­ка­ла­ми [22].
  2. Это след­ствие состо­я­ния совре­мен­но­го обще­ства с куль­том наси­лия, транс­ли­ру­е­мо­го через меди­а­куль­ту­ру. Аргу­мен­ты: леги­ти­ма­ция наси­лия, про­па­ган­ди­ру­е­мая мас­сме­диа и свя­зан­ная с ком­мер­ци­а­ли­за­ци­ей, в резуль­та­те чего в созна­нии моло­де­жи фор­ми­ру­ет­ся образ героя, уби­ва­ю­ще­го всех, кто сто­ит у него на пути, навя­зы­ва­е­мо­го через филь­мы и видео­иг­ры. Все моло­дые люди, совер­шив­шие пре­ступ­ле­ния, игра­ли в шуте­ры с высо­ким поро­гом наси­лия, стре­ми­лись к мак­си­му­му вни­ма­ния к себе в интер­не­те, утвер­жде­нию сво­е­го обра­за-героя, рас­про­стра­нен­но­го в совре­мен­ной онлайн-куль­ту­ре [7].
  3. Тер­акт в шко­ле Колум­байн был совер­шен пси­хи­че­ски нездо­ро­вы­ми под­рост­ка­ми, имев­ши­ми про­бле­мы с гне­вом, высо­кой агрес­сив­но­стью, кон­флик­то­вав­ши­ми с окру­жа­ю­щи­ми по при­чине их соб­ствен­но­го непри­я­тия мира. После­ду­ю­щие копии совер­ше­ны под­рост­ка­ми, тоже име­ю­щи­ми про­бле­мы с неста­биль­ной пси­хи­кой. Этот фак­тор накла­ды­вал­ся на дру­гие: увле­чен­ность видео­иг­ра­ми с высо­ким поро­гом наси­лия, кон­флик­ты с окру­жа­ю­щи­ми, пере­ход­ный воз­раст и др. [23].
  4. Про­дви­же­ние суи­ци­даль­ных групп и колум­бай­не­ров явля­ет­ся скры­той фор­мой мани­пу­ля­ций, осу­ществ­ля­е­мых с вре­до­нос­ны­ми, пре­ступ­ны­ми целя­ми. Аргу­мен­ты: меха­низ­мы дей­ствия групп осно­ва­ны на зна­нии под­рост­ко­вой пси­хо­ло­гии, прин­ци­пов вну­ше­ния, управ­ле­ния пове­де­ни­ем, прай­мин­га и др., что не может быть сти­хий­ным или создан­ным слу­чай­ны­ми людьми.

Осо­бо сле­ду­ет выде­лить фак­тор вирус­но­го рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции о совер­шен­ных пре­ступ­ле­ни­ях и суи­ци­дах, кото­рая ста­но­вит­ся источ­ни­ком для новых актов («эффект Вер­те­ра», соглас­но кото­ро­му инфор­ма­ция о суи­ци­де вызы­ва­ет подражания). 

По мне­нию иссле­до­ва­те­лей, фак­тор медиа (видео­игр, а так­же совре­мен­ных соц. сетей) высту­па­ет в дан­ном слу­чае не как источ­ник, а как допол­ни­тель­ный импульс, свя­зан­ный с вирус­ным вли­я­ни­ем инфор­ма­ции о насилии. 

Так, Л. Бер­ко­виц в рабо­те «Агрес­сия: при­чи­ны, послед­ствия и кон­троль» свя­зы­ва­ет рост агрес­сии в обще­стве с тео­ри­ей прай­мин­га [24], соглас­но кото­рой вос­при­я­тие наси­лия вызы­ва­ет у зри­те­ля ассо­ци­а­тив­ный ряд и укреп­ля­ет­ся в созна­нии, рас­ши­ря­ясь подоб­но эпидемии. 

Источ­ни­ком агрес­сии явля­ют­ся нега­тив­ные вос­по­ми­на­ния, ассо­ци­а­ции, кото­рые вос­кре­са­ют в памя­ти чело­ве­ка при вос­при­я­тии кон­тен­та с наси­ли­ем в СМИ

Запус­кать подоб­ные реак­ции может не толь­ко кон­тент с реаль­ным наси­ли­ем, но и игро­вые прак­ти­ки, что полу­ча­ет уси­лен­ный эффект в слу­чае, когда скла­ды­ва­ют­ся и иные небла­го­при­ят­ные фак­то­ры (соци­аль­ные, пси­хи­че­ские, эко­но­ми­че­ские, межличностные).

Изу­че­ние двух типов деструк­тив­ных интер­нет-сооб­ществ пока­зы­ва­ет целый ком­плекс сто­я­щих за ними про­блем, глав­ны­ми из кото­рых мож­но назвать следующие:

  • внут­рен­ние фак­то­ры — высо­кий уро­вень пси­хо­ло­ги­че­ской неустой­чи­во­сти моло­де­жи, отсут­ствие пози­тив­ных смыс­ло-жиз­нен­ных ори­ен­ти­ров и цен­но­стей в реаль­ной жиз­ни, склон­ность к само­раз­ру­ше­нию и агрес­сии под вли­я­ни­ем леги­ти­ма­ции наси­лия в культуре;
  • внеш­ние фак­то­ры — соци­аль­ная напря­жен­ность в учеб­ных заве­де­ни­ях, семьях, на ули­цах, высо­кий уро­вень наси­лия в под­рост­ко­во-моло­деж­ной сре­де, культ наси­лия, навя­зы­ва­е­мый СМИ и меди­а­куль­ту­рой, как спо­соб пре­одо­ле­ния любых про­блем, наме­рен­ное навя­зы­ва­ние с помо­щью мани­пу­ля­тив­ных пси­хо­тех­ник сце­на­ри­ев для раз­ру­ше­ния лич­но­сти или вовле­че­ние в пре­ступ­ную дея­тель­ность, отсут­ствие воз­мож­но­стей для пози­тив­но­го саморазвития.

Эти фак­то­ры ока­зы­ва­ют наи­боль­шее вли­я­ние на тех, кто вхо­дит в «груп­пы рис­ка» (неустой­чи­вая пси­хи­ка, сла­бая воля, высо­кая чув­стви­тель­ность, асо­ци­аль­ность, тяга к экс­тре­маль­ным ощу­ще­ни­ям, высо­кая вос­при­им­чи­вость и т.д.).

Серьез­ные рис­ки свя­за­ны так­же с пере­но­сом цен­но­стей в вир­ту­аль­ные миры, соци­аль­ные сети, что услож­ня­ет реаль­ное обще­ние и спо­соб­ность решать жиз­нен­но важ­ные зада­чи, а зна­чит, раз­ви­ва­ет деструк­тив­ный образ мыш­ле­ния и само­раз­ру­ши­тель­ное поведение.

Ста­тья напи­са­на в рам­ках иссле­до­ва­ния, финан­си­ру­е­мо­го Рос­сий­ским фон­дом фун­да­мен­таль­ных иссле­до­ва­ний (РФФИ), грант № 18–011–00056.

Литература

  1. Феде­раль­ный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 18.03.2019) «Об инфор­ма­ции, инфор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­ги­ях и о защи­те информации».
  2. BAUDRILLARD J. Simulacra and Simulation. Translated by Sheila Faria Glaser. Ann Arbor, MI: University of Michigan Press, 1994.
  3. HEIM, M. The Metaphysics of Virtual Reality. New York: Oxford University Press, 1993.
  4. HELLER, P. B. Technoethics: The Dilemma of Doing the Right Moral Thing in Technology Applications. International Journal of Technoethics, 3(1), pp/ 14–27, 2012.
  5. KOSNIK, A. Rogue Archives: Digital Cultural Memory and Media Fandom. MIT Press, 2016.
  6. MARSHALL, J. P. Culture, Disorder, and Death in an Online World. Virtual Community Par-ticipation and Motivation: Cross-Disciplinary Theories. I-Global, Hershey, PA: Infor-mation Science Reference, pp. 330–347, 2012.
  7. FERGUSON, C.J., GARZA, A., JERABECK, J., RAMOS, R., & GALINDO, M. Not Worth the Fuss af-ter All? Cross-sectional and Prospective Data on Violent Video Game Influences on Aggression, Visuospatial Cognition and Mathematics Ability in a Sample of Youth. Journal of Youth and Adolescence, 42, pp.109–122, 2013.
  8. SCHÄFER, F. Ludic Philosophy: Subjectivity, Choice and Virtual Death in Digital Media. Digital Culture & Education. Vol. 1, 2009. 
  9. CASTRONOVA, E. Synthetic Worlds. University of Chicago Press, 2008.
  10. BREY, P. The Ethics of Representation and Action in Virtual Reality. Ethics and Infor-mation Technology, 1 (1), pp. 5–14, 1999.
  11. CAPURRO, R. Towards an Ontological Foundation of Information Ethics. In: Ethics and In-formation Technology, 8 (4), pp. 175–186, 2006. 
  12. DUFF, A. The Normative Crisis of the Information Society. Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace, 2 (1), 2008. Retrieved December 2017.
  13. MILLER, V. Understanding Digital Culture. London: Sage, 2013.
  14. GILBERT, R.L., MURPHY, N.A., & ÁVALOS, C. M. Communication Patterns and Satisfaction Levels in Three-Dimensional Versus Real-Life Intimate Relationships. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. October 2011, 14 (10), pp. 585–589.
  15. «В 2016 году более 700 под­рост­ков в Рос­сии совер­ши­ли само­убий­ство». [Electronic resource] ТАСС (in Russian)
  16. GARETH, D. Social media ‘teen death groups’ encouraging suicides sweep across Russia prompting 57 percent increase in youngsters taking their own lives. 07.04.2017. Retrieved February 2018.
  17. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС. СТ. 110. Дове­де­ние до суи­ци­да (in Russian).
  18. SRIVASTAVA, D. What the Blue Whale Challenge’s popularity tells us about vulnerable teen-agers? 2017. Retrieved October 2018.
  19. Press Trust of India. «Momo Challenge: ICSE association in West Bengal warns schools about ‘game’, suggests awareness drives for parents and students». 2018. Retrieved No-vember 2018.
  20. KUSS, D.J., GRIFFITHS, M.D., KARILA, L., & BILLIEUX, J. Internet Addiction: a Systematic Re-view of Epidemiological Research for the Last Decade. Current Pharmaceutical Design, 20, pp. 4026–4052, 2014.
  21. Пар­ла­мент­ская газе­та. 2018. 
  22. WATSON, JUSTIN. The Martyrs of Columbine: Faith and Politics in Tragedy. New York: Pal-grave Macmillan, p. 25, 2002.
  23. TOPPO G. 10 Years Later, the Real Story behind Columbine. USA Today (14.04. 2009)
  24. БЕРКОВИЦ Л. Агрес­сия: при­чи­ны, послед­ствия и кон­троль. СПб.: Prime Euro Sign? 2007. 510 с.
Источ­ник: Инфор­ма­ци­он­ное обще­ство. – 2019. – № 3. – С. 33-42.

Об авторе

Люд­ми­ла Вла­ди­ми­ров­на Бае­ва — док­тор фило­соф­ских наук, про­фес­сор, декан факуль­те­та соци­аль­ных ком­му­ни­ка­ций Аст­ра­хан­ско­го госу­дар­ствен­но­го университета.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest