Комаров В.В., Самойлова В.В. Интернет-зависимость как предпосылка деструктивного поведения современной молодежи

К

В совре­мен­ном обще­стве про­бле­ма интер­нет-зави­си­мо­сти при­об­ре­та­ет все боль­шую акту­аль­ность, что зако­но­мер­но отра­жа­ет­ся в росте инте­ре­са науч­но­го сооб­ще­ства к дан­ной теме. Преж­де все­го, дан­ная про­бле­ма акту­а­ли­зи­ру­ет­ся у моло­до­го поко­ле­ния, погло­щен­но­го гад­же­та­ми и вир­ту­аль­ной сре­дой, опре­де­ляя стра­те­гии даль­ней­ше­го суще­ство­ва­ния совре­мен­но­го моло­до­го чело­ве­ка одно­вре­мен­но мини­мум в двух мирах, реаль­ном и вир­ту­аль­ном, фор­ми­руя новые соци­аль­ные иден­тич­но­сти, про­яв­ля­ясь в новых спо­со­бах адап­та­ции и моде­лях поведения. 

К сожа­ле­нию, дале­ко не все­гда адап­та­ция моло­до­го чело­ве­ка к поли­мо­даль­ной совре­мен­ной кар­тине мира быва­ет успеш­ной, неред­ко стра­те­гии совла­да­ю­ще­го пове­де­ния дают сбои, фор­ми­руя раз­лич­но­го рода деви­ант­ное фор­мы пове­де­ния, в том чис­ле интер­нет-зави­си­мость как воз­мож­ный ответ не до кон­ца сфор­ми­ро­ван­ной пси­хи­ки на вызо­вы и рис­ки совре­мен­ной циф­ро­вой среды.

Усу­губ­ля­ет ситу­а­цию то, что сфор­ми­ро­ван­ная интер­нет-зави­си­мость зача­стую слу­жит бла­го­дат­ной поч­вой для раз­ви­тия более соци­аль­но опас­ных и деструк­тив­ных форм деви­ант­но­го пове­де­ния, вклю­чая кибер­бул­линг, упо­треб­ле­ние пси­хо­ак­тив­ных веществ, суи­ци­ды, экс­тре­мист­ские про­яв­ле­ния, вступ­ле­ние в пре­ступ­ные сооб­ще­ства, тер­ро­ри­сти­че­ские акты, скул­шу­тинг и мно­гое дру­гое [1].

Мож­но пола­гать, что Интер­нет и соци­аль­ные сети высту­па­ют свое­об­раз­ным посред­ни­ком в деструк­тив­ных про­яв­ле­ни­ях совре­мен­ной моло­де­жи, при­чем свя­зу­ю­щим зве­ном в этой цепоч­ке явля­ет­ся про­цесс фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти, кото­рая дела­ет моло­до­го чело­ве­ка более уяз­ви­мым, вну­ша­е­мым, импуль­сив­ным и менее критичным.

В совре­мен­ном науч­ном сооб­ще­стве в нашей стране за послед­ние пол­то­ра года на момент напи­са­ния дан­ной ста­тьи вопро­сы интер­нет-зави­си­мо­сти рас­смат­ри­ва­ют­ся как часть жиз­нен­но­го про­стран­ства моло­де­жи, с точ­ки зре­ния вре­ме­ни пре­бы­ва­ния в соци­аль­ных сетях, погру­жен­но­сти в соци­аль­ные сети, вовле­чен­но­сти и при­сут­ствия, в кон­тек­сте вос­при­я­тия ими вир­ту­аль­но­го про­стран­ства и исполь­зо­ва­ния смарт­фо­нов, в свя­зи с деструк­тив­ны­ми про­яв­ле­ни­я­ми моло­де­жи через уча­стие в груп­пах типа «Синий Кит», в свя­зи с оди­но­че­ством, отчуж­де­ни­ем, соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской дез­адап­та­ци­ей, опре­де­ле­ни­ем пси­хо­ло­ги­че­ских гра­ниц, осо­бен­но­стя­ми вос­при­я­тия вре­ме­ни, во вза­и­мо­свя­зи с жиз­не­спо­соб­но­стью, с уров­ня­ми соци­аль­но­го, эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и стресс-пре­одо­ле­ва­ю­щим пове­де­ни­ем, склон­но­стью к нар­цис­сиз­му, у сту­ден­тов с раз­лич­ны­ми типа­ми акцен­ту­а­ций харак­те­ра, уров­нем тре­вож­но­сти, копинг-стра­те­гий, их само­от­но­ше­ни­ем, уров­нем раз­ви­тия интел­лек­та и кри­ти­че­ско­го мыш­ле­ния, «Я»-концепцией, осо­бен­но­стя­ми моти­ва­ци­он­ной сфе­ры, когни­тив­но-сти­ле­вы­ми осо­бен­но­стя­ми обу­ча­ю­щих­ся, с осо­бен­но­стя­ми когни­тив­ной куль­ту­ры под­рост­ков, их копинг-стра­те­гий, уров­ня их ком­му­ни­ка­бель­но­сти, соот­но­ше­ние с кон­флик­то­ло­ги­че­ской ком­пе­тент­но­стью, с осо­бен­но­стя­ми меж­лич­ност­ных отно­ше­ний, удо­вле­тво­рен­но­стью бра­ком, ситу­а­ци­ей само­изо­ля­ции, изу­ча­ет­ся роль пси­хо­трав­ми­ру­ю­ще­го опы­та дет­ства в фор­ми­ро­ва­нии интер­нет-зави­си­мо­сти и ее вли­я­ние на жиз­нен­ные при­о­ри­те­ты [6].

Изу­ча­ют­ся цен­ност­но-миро­воз­зрен­че­ские осно­вы фор­ми­ро­ва­ния игро­вой интер­нет-зави­си­мо­сти, социо­мет­ри­че­ские ста­ту­сы моло­де­жи с раз­ны­ми уров­ня­ми склон­но­сти к интер­нет-зави­си­мо­сти, ее послед­ствия и спо­со­бы пре­одо­ле­ния, иссле­ду­ют­ся роле­вые фак­то­ры в фор­ми­ро­ва­нии интер­нет-зави­си­мо­сти, роль дет­ско-роди­тель­ских отно­ше­ний на фор­ми­ро­ва­ние интер­нет-зави­си­мо­сти, вли­я­ние интер­нет-зави­си­мо­сти на про­яв­ле­ния физи­че­ской агрес­сии и ауто­агрес­сии, кибер­бул­лин­га [4].

Под­чер­ки­ва­ет­ся обще­ствен­ный харак­тер про­бле­мы интер­нет-зави­си­мо­сти, обра­ща­ет­ся вни­ма­ние на кон­фликт поко­ле­ний в оцен­ках рис­ков интер­нет-зави­си­мо­сти, роль пере­ход­но­го пери­о­да в под­рост­ко­вом воз­расте в фор­ми­ро­ва­нии интер­нет-зави­си­мо­сти, интер­нет-зави­си­мость рас­смат­ри­ва­ет­ся как один из видов под­чи­не­ния чело­ве­ка тех­ни­ке, как угро­за циф­ро­вой гра­мот­но­сти млад­ших под­рост­ков, как фак­тор рис­ка интер­нет-мошен­ни­че­ства, как один из рис­ков внед­ре­ния циф­ро­вых тех­но­ло­гий в обра­зо­ва­ние, иссле­ду­ют­ся соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские, пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские фак­то­ры фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти, изу­ча­ет­ся рас­про­стра­нен­ность интер­нет-зави­си­мо­сти моло­де­жи по раз­лич­ным реги­о­нам нашей стра­ны, у сту­ден­тов по раз­лич­ным направ­ле­ни­ям под­го­тов­ки, в том чис­ле у курсантов.

Интер­нет-зави­си­мость рас­смат­ри­ва­ет­ся как совре­мен­ная реаль­ность, как вид инфор­ма­ци­он­ной зави­си­мо­сти, как фор­ма деви­ант­но­го, аддик­тив­но­го пове­де­ния, как фак­тор аддик­тив­но­го пове­де­ния чело­ве­ка в кибер­про­стран­стве и в то же вре­мя как пред­по­сыл­ка деви­ант­но­го пове­де­ния [3].

Изу­ча­ют­ся раз­лич­ные виды интер­нет-зави­си­мо­сти, диф­фе­рен­ци­ру­ют­ся поня­тия интер­нет-зави­си­мо­сти, интер­нет-увле­чен­но­сти и интер­нет-полез­но­сти, иссле­ду­ет­ся фено­ме­но­ло­гия, детер­ми­на­ция интер­нет-зави­си­мо­сти, рас­смат­ри­ва­ют­ся вопро­сы ее пси­хо­ло­ги­че­ской диа­гно­сти­ки, роль про­грамм­но­го обес­пе­че­ния для выяв­ле­ния интер­нет-зави­си­мо­сти школь­ни­ков, мето­ды ее про­фи­лак­ти­ки и пси­хо­ло­ги­че­ские пре­дик­то­ры [5].

Дела­ют­ся попыт­ки опре­де­лить роль гене­ти­че­ских мар­ке­ров рис­ка выра­жен­но­сти симп­то­ма­ти­ки и про­яв­ле­ний интер­нет-зави­си­мо­сти, изу­ча­ют­ся кли­ни­че­ские, ген­дер­ные и воз­раст­ные аспек­ты интер­нет-зави­си­мо­сти, связь с ана­мне­сти­че­ски­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, ней­ро­био­ло­ги­че­ские пат­тер­ны и фак­то­ры рис­ка фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти, пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские, кли­ни­ко-пси­хо­па­то­ло­ги­че­ские про­яв­ле­ния интер­нет-зави­си­мо­сти, связь интер­нет-зави­си­мо­сти с нар­ко­ти­за­ци­ей под­рост­ков, рас­смат­ри­ва­ют­ся вопро­сы лече­ния интер­нет-зави­си­мо­сти и пси­хи­ат­ри­че­ские аспек­ты интер­нет-зави­си­мо­сти в целом.

Боль­шая роль в совре­мен­ных пуб­ли­ка­ци­ях уде­ля­ет­ся вопро­сам про­фи­лак­ти­ки   интер­нет-зави­си­мо­сти в обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ци­ях, начи­ная с млад­ше­го школь­но­го воз­рас­та, изу­ча­ют­ся воз­мож­но­сти тре­нин­га с исполь­зо­ва­ни­ем гештальт-тех­ник для кор­рек­ции интер­нет-зави­си­мо­сти, роль физи­че­ской куль­ту­ры, спор­та, фит­не­са, ска­ло­ла­за­ния в про­фи­лак­ти­ке интер­нет-зави­си­мо­сти, семей­ная про­фи­лак­ти­ка интер­нет-зави­си­мо­сти, роль медиа­об­ра­зо­ва­ния в про­фи­лак­ти­ке интер­нет-зави­си­мо­сти, внед­ре­ние про­фи­лак­ти­че­ских про­грамм в учеб­но-вос­пи­та­тель­ный про­цесс, про­бле­мы орга­ни­за­ции про­фи­лак­ти­ки интер­нет-зави­си­мо­сти в шко­лах, про­бле­мы соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ской адап­та­ции интер­нет-зави­си­мых, пси­хо­ло­ги­че­ская помощь интер­нет-зави­си­мым при пер­вич­ном обра­ще­нии, изу­ча­ют­ся анти­вик­тим­ные свой­ства лич­но­сти в пре­одо­ле­нии интер­нет-зави­си­мо­сти, изу­ча­ют­ся пре­дик­то­ры пре­одо­ле­ния интер­нет-зави­си­мо­сти, пре­вен­ция интер­нет-зави­си­мо­сти и ряд дру­гих важ­ных вопросов.

В рам­ках рабо­ты Цен­тра иссле­до­ва­ния соци­аль­ных деви­а­ций [2] и кафед­ры соци­аль­ной и воз­раст­ной пси­хо­ло­гии Там­бов­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та име­ни Г. Р. Дер­жа­ви­на была про­ве­де­на серия иссле­до­ва­ний, посвя­щен­ных раз­лич­ным аспек­там про­фи­лак­ти­ки деви­ант­но­го пове­де­ния сре­ди сту­ден­тов и уча­щих­ся про­филь­ных клас­сов, вклю­чая изу­че­ние моло­деж­ной интернет-зависимости.

Одно из про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний было направ­ле­но на изу­че­ние соци­аль­ных сетей как фак­то­ра деструк­тив­но­го пове­де­ния моло­де­жи [7]. Сре­ди исполь­зо­ван­ных мето­дик были: тест на интер­нет-зави­си­мость, раз­ра­бо­тан­ный К. Янг; мето­ди­ка Спил­бер­ге­ра на выяв­ле­ние лич­ност­ной и ситу­а­тив­ной тре­вож­но­сти; опрос­ник «SACS» С. Хоб­фолл и серия экс­пресс-мето­дик, раз­ра­бо­тан­ная В. В. Бой­ко, по выяв­ле­нию склон­но­сти к сни­жен­но­му настро­е­нию, аффек­тив­но­му пове­де­нию и деструк­тив­ных уста­но­вок в меж­лич­ност­ных отно­ше­ни­ях; кор­ре­ля­ци­он­ный анализ.

В резуль­та­те про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния были выяв­ле­ны раз­ли­чия в пока­за­те­лях деструк­тив­но­го пове­де­ния у сту­ден­тов, обла­да­ю­щих склон­но­стью к интер­нет-зави­си­мо­сти и не име­ю­щих дан­ную склонность.

По резуль­та­там   исполь­зо­ван­ных мето­дик полу­чи­лись сле­ду­ю­щие резуль­та­ты: пре­об­ла­да­ю­щи­ми харак­те­ри­сти­ка­ми лич­но­сти с интер­нет-зави­си­мо­стью ока­за­лись высо­кая лич­ност­ная и ситу­а­тив­ная тре­вож­ность, агрес­сив­ность, враж­деб­ность, склон­ность к сни­жен­но­му настро­е­нию, аффек­тив­но­му пове­де­нию и эмо­ци­о­наль­ной возбудимости. 

В стрес­со­вых ситу­а­ци­ях интер­нет-зави­си­мые сту­ден­ты исполь­зу­ют асо­ци­аль­ные моде­ли пре­одо­ле­ния стрес­са, а в меж­лич­ност­ных отно­ше­ни­ях исполь­зу­ют такие уста­нов­ки, как заву­а­ли­ро­ван­ная и откры­тая жесто­кость в отно­ше­нии к людям, обос­но­ван­ный нега­ти­визм в суж­де­ни­ях о них, брюз­жа­ние и нега­тив­ный опыт обще­ния с окружающими. 

Для выяв­ле­ния сте­пе­ни вли­я­ния соци­аль­ных сетей на деструк­тив­ное пове­де­ние моло­де­жи был про­ве­ден ана­лиз акка­ун­тов сту­ден­тов в соци­аль­ных сетях, у кото­рых была обна­ру­же­на интер­нет-зави­си­мость. В ходе про­смот­ра про­фи­лей в соци­аль­ных сетях был обна­ру­жен нега­тив­ный кон­тент на их страницах.

На осно­ве резуль­та­тов про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния был состав­лен пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет поль­зо­ва­те­ля соци­аль­ны­ми сетя­ми, склон­но­го к деструк­тив­но­му поведению. 

Поль­зо­ва­тель соци­аль­ны­ми сетя­ми обла­да­ет таки­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, как выра­жен­ное состо­я­ние тре­вож­но­сти, демон­стра­ция выра­жен­ной жесто­ко­сти и асо­ци­аль­но­го пове­де­ния. У него часто меня­ет­ся настро­е­ние, он быва­ет импуль­сив­ным, агрес­сив­ным, под­вер­жен вли­я­нию чувств, не уме­ет кон­тро­ли­ро­вать свои эмо­ции, игно­ри­ру­ет обще­ствен­ные нор­мы, пре­не­бре­га­ет соци­аль­ным одоб­ре­ни­ем, дает нега­тив­ную оцен­ку окружающих.

Таким обра­зом, в ходе иссле­до­ва­ния было уста­нов­ле­но, что соци­аль­ные сети могут являть­ся при­чи­ной деструк­тив­но­го пове­де­ния моло­де­жи, если поль­зо­ва­тель соци­аль­ны­ми сетя­ми име­ет интер­нет-зави­си­мость; обла­да­ет таки­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми, как неуправ­ля­е­мая эмо­ци­о­наль­ная воз­бу­ди­мость, тре­вож­ность, жесто­кость к людям, и необос­но­ван­ный нега­ти­визм; исполь­зу­ет в сво­ем пове­де­нии такие моде­ли пре­одо­ле­ния стрес­со­вых ситу­а­ций, как асо­ци­аль­ные и агрес­сив­ные дей­ствия. Дру­ги­ми сло­ва­ми, интер­нет-зави­си­мость высту­па­ет пред­по­сыл­кой деструк­тив­но­го пове­де­ния моло­де­жи в соци­аль­ных сетях, что обу­слов­ле­но высо­кой уяз­ви­мо­стью интер­нет-зави­си­мой моло­де­жи к нега­тив­но­му интернет-контенту. 

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния в даль­ней­шем были исполь­зо­ва­ны для повы­ше­ния эффек­тив­но­сти пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ской про­фи­лак­ти­ки соци­аль­ных деви­а­ций обу­ча­ю­щих­ся в обра­зо­ва­тель­ной сре­де вуза.

Литература

  1. Бол­ды­рев Е.В., Гон­та­рен­ко Н. Н. Моло­деж­ный экс­тре­мизм в соци­аль­ных сетях: ана­лиз основ­ных трен­дов и мер про­ти­во­дей­ствия // Обзор. НЦПТИ. 2020. № 2 (21). С. 37–46.
  2. Кома­ров В. В. Основ­ные направ­ле­ния рабо­ты Цен­тра иссле­до­ва­ний соци­аль­ных деви­а­ций г. Там­бо­ва / Про­фи­лак­ти­ка экс­тре­миз­ма в систе­ме обра­зо­ва­ния. Сбор­ник мате­ри­а­лов Цен­тра про­фи­лак­ти­ки рели­ги­оз­но­го и этни­че­ско­го экс­тре­миз­ма в обра­зо­ва­тель­ных орга­ни­за­ци­ях Рос­сий­ской Феде­ра­ции. М., 2019. С. 35– 40.
  3. Кочет­ков Н. В. Интер­нет-зави­си­мость и зави­си­мость от ком­пью­тер­ных игр в тру­дах оте­че­ствен­ных пси­хо­ло­гов // Соци­аль­ная пси­хо­ло­гия и обще­ство. 2020. Т. 11. № 1. С. 27–54.
  4. Куп­ри­я­но­ва А.А., Гаджи­е­ва Э. Х., Еме­лья­нен­ко В. Д. Цен­ност­но-миро­воз­зрен­че­ские осно­ва­ния игро­вой интер­нет-зави­си­мо­сти и деструк­тив­но­го пове­де­ния под­рост­ков (на при­ме­ре игры «Синий Кит») / Фун­да­мен­таль­ные и при­клад­ные про­бле­мы эффек­тив­но­сти науч­ных иссле­до­ва­ний и пути их реше­ния. Сб. ст. по ито­гам Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. Уфа, 2020. С. 32–37.
  5. Несте­ро­ва А.А., Левин Л. М. Зару­беж­ные и оте­че­ствен­ные иссле­до­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­сти и вклю­чен­но­сти в соци­аль­ные сети совре­мен­ной моло­де­жи // Чело­ве­че­ский капи­тал. 2020. № 1 (133). С. 92–99.
  6. Поно­ма­рев М. В. Про­бле­ма интер­нет-зави­си­мо­сти в кон­тек­сте осо­бен­но­стей когни­тив­ной куль­ту­ры совре­мен­ных под­рост­ков / Гаран­тии прав ребен­ка — без­опас­ность дет­ства. Сб. мат. конф. Отв. ред. А. В. Голы­шев, Н. М. Лад­нуш­ки­на. М., 2020. С. 194–199.
  7. Самой­ло­ва В.В., Кома­ров В. В. Нега­тив­ное вли­я­ние соци­аль­ных сетей на совре­мен­ную моло­дежь // Раз­ви­тие лич­но­сти: пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ские про­бле­мы. Сбор­ник науч­ных тру­дов. Там­бов, 2019. С. 186–190.
Источ­ник: Моло­дежь и совре­мен­ный мир: пси­хо­ло­ги­че­ские про­бле­мы вза­и­мо­дей­ствия : сбор­ник науч­ных тру­дов / Мини­стер­ство нау­ки и выс­ше­го обра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Феде­ра­ции; Феде­раль­ное Госу­дар­ствен­ное бюд­жет­ное обра­зо­ва­тель­ное учре­жде­ние выс­ше­го обра­зо­ва­ния «Там­бов­ский Госу­дар­ствен­ный Уни­вер­си­тет им. Г.Р. Дер­жа­ви­на». – Там­бов : Изда­тель­ский дом «Дер­жа­вин­ский», 2021. – С. 72-76. 

Об авторах

  • Вла­ди­мир Вла­ди­ми­ро­вич Кома­ров — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры соци­аль­ной и воз­раст­ной пси­хо­ло­гии ТГУ име­ни Г. Р. Дер­жа­ви­на, веду­щий пси­хо­лог Цен­тра иссле­до­ва­ний соци­аль­ных деви­а­ций ТГУ име­ни Г. Р. Державина. 
  • Вик­то­рия Вла­ди­сла­вов­на Самой­ло­ва — Там­бов­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет им. Г. Р. Державина.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest