В современном обществе проблема интернет-зависимости приобретает все большую актуальность, что закономерно отражается в росте интереса научного сообщества к данной теме. Прежде всего, данная проблема актуализируется у молодого поколения, поглощенного гаджетами и виртуальной средой, определяя стратегии дальнейшего существования современного молодого человека одновременно минимум в двух мирах, реальном и виртуальном, формируя новые социальные идентичности, проявляясь в новых способах адаптации и моделях поведения.
К сожалению, далеко не всегда адаптация молодого человека к полимодальной современной картине мира бывает успешной, нередко стратегии совладающего поведения дают сбои, формируя различного рода девиантное формы поведения, в том числе интернет-зависимость как возможный ответ не до конца сформированной психики на вызовы и риски современной цифровой среды.
Усугубляет ситуацию то, что сформированная интернет-зависимость зачастую служит благодатной почвой для развития более социально опасных и деструктивных форм девиантного поведения, включая кибербуллинг, употребление психоактивных веществ, суициды, экстремистские проявления, вступление в преступные сообщества, террористические акты, скулшутинг и многое другое [1].
Можно полагать, что Интернет и социальные сети выступают своеобразным посредником в деструктивных проявлениях современной молодежи, причем связующим звеном в этой цепочке является процесс формирования интернет-зависимости, которая делает молодого человека более уязвимым, внушаемым, импульсивным и менее критичным.
В современном научном сообществе в нашей стране за последние полтора года на момент написания данной статьи вопросы интернет-зависимости рассматриваются как часть жизненного пространства молодежи, с точки зрения времени пребывания в социальных сетях, погруженности в социальные сети, вовлеченности и присутствия, в контексте восприятия ими виртуального пространства и использования смартфонов, в связи с деструктивными проявлениями молодежи через участие в группах типа «Синий Кит», в связи с одиночеством, отчуждением, социально-психологической дезадаптацией, определением психологических границ, особенностями восприятия времени, во взаимосвязи с жизнеспособностью, с уровнями социального, эмоционального интеллекта и стресс-преодолевающим поведением, склонностью к нарциссизму, у студентов с различными типами акцентуаций характера, уровнем тревожности, копинг-стратегий, их самоотношением, уровнем развития интеллекта и критического мышления, «Я»-концепцией, особенностями мотивационной сферы, когнитивно-стилевыми особенностями обучающихся, с особенностями когнитивной культуры подростков, их копинг-стратегий, уровня их коммуникабельности, соотношение с конфликтологической компетентностью, с особенностями межличностных отношений, удовлетворенностью браком, ситуацией самоизоляции, изучается роль психотравмирующего опыта детства в формировании интернет-зависимости и ее влияние на жизненные приоритеты [6].
Изучаются ценностно-мировоззренческие основы формирования игровой интернет-зависимости, социометрические статусы молодежи с разными уровнями склонности к интернет-зависимости, ее последствия и способы преодоления, исследуются ролевые факторы в формировании интернет-зависимости, роль детско-родительских отношений на формирование интернет-зависимости, влияние интернет-зависимости на проявления физической агрессии и аутоагрессии, кибербуллинга [4].
Подчеркивается общественный характер проблемы интернет-зависимости, обращается внимание на конфликт поколений в оценках рисков интернет-зависимости, роль переходного периода в подростковом возрасте в формировании интернет-зависимости, интернет-зависимость рассматривается как один из видов подчинения человека технике, как угроза цифровой грамотности младших подростков, как фактор риска интернет-мошенничества, как один из рисков внедрения цифровых технологий в образование, исследуются социально-психологические, психолого-педагогические факторы формирования интернет-зависимости, изучается распространенность интернет-зависимости молодежи по различным регионам нашей страны, у студентов по различным направлениям подготовки, в том числе у курсантов.
Интернет-зависимость рассматривается как современная реальность, как вид информационной зависимости, как форма девиантного, аддиктивного поведения, как фактор аддиктивного поведения человека в киберпространстве и в то же время как предпосылка девиантного поведения [3].
Изучаются различные виды интернет-зависимости, дифференцируются понятия интернет-зависимости, интернет-увлеченности и интернет-полезности, исследуется феноменология, детерминация интернет-зависимости, рассматриваются вопросы ее психологической диагностики, роль программного обеспечения для выявления интернет-зависимости школьников, методы ее профилактики и психологические предикторы [5].
Делаются попытки определить роль генетических маркеров риска выраженности симптоматики и проявлений интернет-зависимости, изучаются клинические, гендерные и возрастные аспекты интернет-зависимости, связь с анамнестическими характеристиками, нейробиологические паттерны и факторы риска формирования интернет-зависимости, психофизиологические, клинико-психопатологические проявления интернет-зависимости, связь интернет-зависимости с наркотизацией подростков, рассматриваются вопросы лечения интернет-зависимости и психиатрические аспекты интернет-зависимости в целом.
Большая роль в современных публикациях уделяется вопросам профилактики интернет-зависимости в образовательных организациях, начиная с младшего школьного возраста, изучаются возможности тренинга с использованием гештальт-техник для коррекции интернет-зависимости, роль физической культуры, спорта, фитнеса, скалолазания в профилактике интернет-зависимости, семейная профилактика интернет-зависимости, роль медиаобразования в профилактике интернет-зависимости, внедрение профилактических программ в учебно-воспитательный процесс, проблемы организации профилактики интернет-зависимости в школах, проблемы социально-психологической адаптации интернет-зависимых, психологическая помощь интернет-зависимым при первичном обращении, изучаются антивиктимные свойства личности в преодолении интернет-зависимости, изучаются предикторы преодоления интернет-зависимости, превенция интернет-зависимости и ряд других важных вопросов.
В рамках работы Центра исследования социальных девиаций [2] и кафедры социальной и возрастной психологии Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина была проведена серия исследований, посвященных различным аспектам профилактики девиантного поведения среди студентов и учащихся профильных классов, включая изучение молодежной интернет-зависимости.
Одно из проведенных исследований было направлено на изучение социальных сетей как фактора деструктивного поведения молодежи [7]. Среди использованных методик были: тест на интернет-зависимость, разработанный К. Янг; методика Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности; опросник «SACS» С. Хобфолл и серия экспресс-методик, разработанная В. В. Бойко, по выявлению склонности к сниженному настроению, аффективному поведению и деструктивных установок в межличностных отношениях; корреляционный анализ.
В результате проведенного исследования были выявлены различия в показателях деструктивного поведения у студентов, обладающих склонностью к интернет-зависимости и не имеющих данную склонность.
По результатам использованных методик получились следующие результаты: преобладающими характеристиками личности с интернет-зависимостью оказались высокая личностная и ситуативная тревожность, агрессивность, враждебность, склонность к сниженному настроению, аффективному поведению и эмоциональной возбудимости.
В стрессовых ситуациях интернет-зависимые студенты используют асоциальные модели преодоления стресса, а в межличностных отношениях используют такие установки, как завуалированная и открытая жестокость в отношении к людям, обоснованный негативизм в суждениях о них, брюзжание и негативный опыт общения с окружающими.
Для выявления степени влияния социальных сетей на деструктивное поведение молодежи был проведен анализ аккаунтов студентов в социальных сетях, у которых была обнаружена интернет-зависимость. В ходе просмотра профилей в социальных сетях был обнаружен негативный контент на их страницах.
На основе результатов проведенного исследования был составлен психологический портрет пользователя социальными сетями, склонного к деструктивному поведению.
Пользователь социальными сетями обладает такими характеристиками, как выраженное состояние тревожности, демонстрация выраженной жестокости и асоциального поведения. У него часто меняется настроение, он бывает импульсивным, агрессивным, подвержен влиянию чувств, не умеет контролировать свои эмоции, игнорирует общественные нормы, пренебрегает социальным одобрением, дает негативную оценку окружающих.
Таким образом, в ходе исследования было установлено, что социальные сети могут являться причиной деструктивного поведения молодежи, если пользователь социальными сетями имеет интернет-зависимость; обладает такими психологическими особенностями, как неуправляемая эмоциональная возбудимость, тревожность, жестокость к людям, и необоснованный негативизм; использует в своем поведении такие модели преодоления стрессовых ситуаций, как асоциальные и агрессивные действия. Другими словами, интернет-зависимость выступает предпосылкой деструктивного поведения молодежи в социальных сетях, что обусловлено высокой уязвимостью интернет-зависимой молодежи к негативному интернет-контенту.
Результаты исследования в дальнейшем были использованы для повышения эффективности психолого-педагогической профилактики социальных девиаций обучающихся в образовательной среде вуза.
Литература
- Болдырев Е.В., Гонтаренко Н. Н. Молодежный экстремизм в социальных сетях: анализ основных трендов и мер противодействия // Обзор. НЦПТИ. 2020. № 2 (21). С. 37–46.
- Комаров В. В. Основные направления работы Центра исследований социальных девиаций г. Тамбова / Профилактика экстремизма в системе образования. Сборник материалов Центра профилактики религиозного и этнического экстремизма в образовательных организациях Российской Федерации. М., 2019. С. 35– 40.
- Кочетков Н. В. Интернет-зависимость и зависимость от компьютерных игр в трудах отечественных психологов // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 1. С. 27–54.
- Куприянова А.А., Гаджиева Э. Х., Емельяненко В. Д. Ценностно-мировоззренческие основания игровой интернет-зависимости и деструктивного поведения подростков (на примере игры «Синий Кит») / Фундаментальные и прикладные проблемы эффективности научных исследований и пути их решения. Сб. ст. по итогам Международной научно-практической конференции. Уфа, 2020. С. 32–37.
- Нестерова А.А., Левин Л. М. Зарубежные и отечественные исследования интернет-зависимости и включенности в социальные сети современной молодежи // Человеческий капитал. 2020. № 1 (133). С. 92–99.
- Пономарев М. В. Проблема интернет-зависимости в контексте особенностей когнитивной культуры современных подростков / Гарантии прав ребенка — безопасность детства. Сб. мат. конф. Отв. ред. А. В. Голышев, Н. М. Ладнушкина. М., 2020. С. 194–199.
- Самойлова В.В., Комаров В. В. Негативное влияние социальных сетей на современную молодежь // Развитие личности: психолого-педагогические проблемы. Сборник научных трудов. Тамбов, 2019. С. 186–190.
Об авторах
- Владимир Владимирович Комаров — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и возрастной психологии ТГУ имени Г. Р. Державина, ведущий психолог Центра исследований социальных девиаций ТГУ имени Г. Р. Державина.
- Виктория Владиславовна Самойлова — Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина.
Смотрите также:
- Комаров В.В. Психолого-педагогическая профилактика размещения подростками деструктивного и аутодеструктивного контента в социальных сетях и мессенджерах
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Чигарькова С.В. Виды киберагрессии: опыт подростков и молодежи
- Солдатова, Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивное поведение подростков и молодёжи в Интернете: анализ кейсов
- Сулер Дж. Компьютерная и интернет-зависимость