Попрядухина Н.Г., Бубчикова Н.В. Специфика развития коммуникативной сферы у подростков с компьютерной зависимостью

П

Актуальность

Изучение проблемы общения по праву может стоять в центре научно-практических изысканий любой науки о человеке. И несмотря на ее постоянное изучение, практиками разных специальностей, особенно остро данная проблема актуализируется в век компьютеризации. Только в связи с этим, исследователи отмечают насущную необходимость объединить все усилия в ее детальном изучении.

Компьютеризация всех сфер жизнедеятельности человека – одно из самых значимых событий последней четверти XX века. В силу этого она и рассматривается как одно из самых выдающихся достижений современной научно-технической мысли. Однако при ее рассмотрении есть острые нюансы, которые заставляют задуматься, а так ли полезны и необходимы данного рода достижения. 

Всем известно, что любые технические приборы вырабатывают излучения. Последствия воздействия их на человека изучены недостаточно, а то, что уже удалось изучить, не донесено в необходимом объеме до пользователей. И кроме излучения есть много других факторов влияния компьютера на человека [2].

С раннего детства ребенок интересуется новейшими технологиями и не хуже взрослых разбирается в них. Однако помимо положительного влияния компьютера на жизнь ребенка невозможно оставить без внимания и негативные последствия этого процесса, которые оказывают влияние в первую очередь на социально-психологическое здоровье детей и подростков. Речь идет о компьютерной зависимости, которая ежегодно набирает обороты.

В современном мире растет количество детей и подростков, которые в совершенстве владеют компьютерными программами и умеют играть в компьютерные игры. Но вот общаться с окружающими взрослыми и сверстниками у них не всегда получается. 

Все вышесказанное противоречит главному утверждению, что человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в живом общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности человека [1].

Анализ литературы

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. 

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности [13].

В результате анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования выяснилось, что чаще всего в группу риска развития компьютерной зависимости попадают подростки, чей возраст колеблется от десяти до восемнадцати лет. Это связано, прежде всего, с возрастными особенностями поведения.

Подростковый возраст в большинстве отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин) [3] и зарубежных (Ш. Бюлер, К. Левин, Ж. Пиаже, Ст. Холл, Э. Шпрангер, Э. Эриксон) психологических подходов и теорий рассматривается как противоречивый и критический этап развития личности [16].

Именно в подростковом возрасте закладываются личностные особенности, связанные с ответственностью, рефлексивностью, целостностью Я-концепции, как важные качества зрелой личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Е.И. Исаев, Д.И. Фельдштейн, В.Л. Хайкин, Э. Эриксон). От развития коммуникативной сферы в подростковом периоде зависит дальнейшая социализация подростка и интеграция его в современном обществе [3].

Общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.

И.С. Кон считает, что психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых [16].

Таким образом, подростковый возраст, в силу возрастных психолого-педагогических особенностей, является наиболее подверженным компьютерной зависимости. Главной причиной этого явления считается недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Причем только изначально компьютер компенсирует общение, но уже через некоторое время окружение становится маловажным для подростка.

В исследованиях Н.И Коптелова и М.В. Даниловой отмечается факт свидетельствующий тому, что современные игры и программы максимально приближены к реалистичности, в процессе которых всегда имеется возможность исправить любую ошибку путем многократных попыток. Подросток может самостоятельно принимать любые решения в рамках игры, не задумываясь о последствиях – это и дает ощущение контроля над якобы вымышленной действительностью [5; 6].

Компьютерная зависимость становится одним из видов девиантного поведения подростка, еще более усугубляющим без того демонстративное неповиновение, связанное с возрастными особенностями. Это приводит к личностным деформациям, которые характеризуются чрезмерной обидчивостью, склонностью к конфликтам, подозрительностью, осознанным стремлением говорить неправду, уходом от ответственности в принятии решений, поиском оправдательных аргументов, стереотипностью поведения, повышенной тревожностью и т.д. [7].

Таким образом, подводя итоги всего вышесказанного, можно утверждать, что компьютерная зависимость имеет определенные признаки, наблюдаемые в поведении детей и подростков. Эта болезнь нашего века, поражающая не только психические стороны человека, но и его физическое здоровье.

Материалы и методы

Наше опытно-экспериментальное исследование по заявленной проблеме проводилось на базе МОАУ «СОШ №53 г. Орска» с учащимися 8 классов в количестве 30 человек. Возраст от 14 до 15 лет.

Первым этапом нашего опытно-экспериментального исследования было направлено на изучение уровня компьютерной зависимости и уровня развития коммуникативных умений у подростков. Для этого нами были использованы следующие методики:

  • на определение степени компьютерной зависимости: тест Такера [12]. Цель: определение степени вероятности компьютерной зависимости; 
  • тест – опросник степени увлеченности подростков компьютерными играми [8]. Цель: изучение отношения подростков к компьютеру, степень их привязанности.
  • на определение развития коммуникативных умений: тест коммуникативных умений Л. Михельсона [17]. Цель: определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений; 
  • методика изучения коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников (В. В. Синявский, В.А. Федорошин) [11]. Цель: выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей школьников.

Вторым этапом нашего опытно-экспериментального исследования была организация коррекционно-развивающей работы по развитию коммуникативной сферы у обучающихся подросткового возраста с компьютерной зависимостью. Ее основной целью было развитие коммуникативных умений, социальной перцепции, а также отработка навыков социального поведения.

Третьим этапом нашего опытно-экспериментального исследования было определение динамики развития коммуникативной сферы у обучающихся подросткового возраста, в том числе и у обучающихся с компьютерной зависимостью.

Результаты исследования

Анализируя полученные данные по определению уровня компьютерной зависимости можно отметить, что у 27% участников эксперимента, был выявлен высокий уровень привязанности к компьютеру. Данные подростки осведомлены о вреде компьютера на здоровье человека, но это их не пугает.

Средний уровень привязанности к компьютеру определился у 73% испытуемых. У этих ребят нет явного пристрастия к компьютеру, они могут контролировать время, проведенное за ним, однако некоторые признались, что чувствуют раздражительность и плохое настроение, если по каким-то причинам компьютер не работает или подросткам препятствуют находиться за ним. Также, для подростков этой категории интереснее провести время за компьютером, нежели за чтением книг или прогулками на свежем воздухе.

Все испытуемые, без исключения, уверены, что их интеллект возрастает при взаимодействии с компьютером. Они быстро ориентируются в виртуальном мире и с легкостью находят всю необходимую им информацию.

По результатам анкетирования не выявлено ни одного подростка с низким уровнем привязанности к компьютеру. Что свидетельствует о наличии у большинства школьников домашнего компьютера, и о наличии элементарных знаний обращения с компьютерной техникой.

Анализ данных направленных на изучение уровня компьютерной зависимости позволяет выделить среди испытуемых 5 групп, каждая из которых обозначает конкретный тип социального поведения:

  1. компетентный – 72%;
  2. компетентный агрессивный – 3%;
  3. зависимый – 13%;
  4. зависимый – агрессивный – 6%;
  5. агрессивный – 6% (см. рис. 1).
Рис. 1. Распределение испытуемых по типу социального поведения
Рис. 1. Распределение испытуемых по типу социального поведения

Анализ результатов диагностики коммуникативных способностей показал, что у подростков экспериментальной группы наблюдаются разные проявления коммуникативных способностей. Подросткам, обладающим высоким уровнем коммуникативных способностей – 26%, характерен неограниченный круг знакомств, они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, проявляют инициативу в общении, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации.

Для 33% испытуемых, характерен средний уровень проявления коммуникативных склонностей. Обладая в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.

У подростков с низкими коммуникативными умениями (23%) и с уровнем ниже среднего (18%) очень часто возникают трудности в общении, конфликты. Они чувствуют себя скованными в новой компании, коллективе. Предпочитают проводить время наедине с собой, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.

Анализ результатов диагностики испытуемых показал, что в данной выборке, можно выделить различные варианты сочетания у испытуемых уровня компьютерной зависимости и уровня развития коммуникативной сферы подростков (преобладающего типа поведения и уровня коммуникативных склонностей). Поэтому всех испытуемых мы разделили на 3 группы:

  • первую группу составили 37%, которые имеют компьютерную зависимость и проблемы в коммуникативной сфере;
  • вторую группу составили 23%, у которых нет компьютерной зависимости и проблем в коммуникативной сфере;
  • третью группу составили 40% испытуемых, которые не имеют компьютерную зависимость, а имеют проблемы в коммуникативной сфере (см. рис. 2).
 Рис. 2. Распределение испытуемых по сочетаниям уровня компьютерной зависимости и уровня развития коммуникативной сферы до эксперимента
Рис. 2. Распределение испытуемых по сочетаниям уровня компьютерной зависимости и уровня развития коммуникативной сферы до эксперимента

Это является серьезной психолого-педагогической проблемой отражающей неспособность подростка регулировать свое поведение в процессе общения, а именно ему не хватает знаний и умений при организации и проведении непосредственного общения с окружающими.

На следующем этапе нашего опытно-экспериментального исследования была организована коррекционно-развивающая работа по развитию коммуникативной сферы у обучающихся подросткового возраста. Коррекционно-развивающая работа проводилась со всей группой испытуемых, но особенно нас интересовали изменения в коммуникативной сфере у подростков с компьютерной зависимостью.

Цель программы: актуализация и обеспечение личностного роста, и развитие коммуникативной сферы подростка.

Задачи программы:

  1. Развитие способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении.
  2. Познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми.
  3. Осознание и снятие внутренних барьеров и зажимов, мешающих эффективной коммуникации.
  4. Развитие способности прогнозировать поведение другого человека.
  5. Сформировать адаптивный тип взаимоотношений с внешней средой, развить у подростков социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с другими людьми.
  6. Развитие у подростков представлений о ценности другого человека и себя самого.

Для стимулирования внимания использовались способы эмоциональной поддержки внимания, интонационной поддержки внимания и прямого вербального стимулирования.

Третьим этапом нашего опытно-экспериментального исследования было выявление эффективности проведения коррекционно-развивающей работы с группой испытуемых. Для этого, нам была вновь проведена диагностика компьютерной зависимости и уровня развития коммуникативной сферы в группе испытуемых по тем же методам, что и на констатирующем этапе исследования.

Анализ полученных результатов показал, что в обследуемой группе, можно также проследить различные варианты сочетания уровней компьютерной зависимости и уровня развития коммуникативной сферы подростков.

  • первую группу составили 22% испытуемых, которые имеют компьютерную зависимость и проблемы в коммуникативной сфере;
  • вторую группу составили 54% испытуемых, у которых нет компьютерной зависимости и проблем в коммуникативной сфере;
  • третью группу составили 24% испытуемых, которые не имеют компьютерную зависимость, а имеют проблемы в коммуникативной сфере (см. рис. 3).
 Рис. 3. Распределение испытуемых по сочетаниям уровня компьютерной зависимости и уровня развития коммуникативной сферы после эксперимента
Рис. 3. Распределение испытуемых по сочетаниям уровня компьютерной зависимости и уровня развития коммуникативной сферы после эксперимента

Обобщая полученные данные можно сказать, что в группе испытуемых без компьютерной зависимости и проблем в коммуникативной сфере число участников изменилось с 23% до 54% испытуемых. То есть их число увеличилось за счет повышения уровня коммуникативной сферы со среднего до высокого. 

Существенно изменился и состав группы у испытуемых, которые не имеют компьютерную зависимость, а имеют проблемы в коммуникативной сфере. Их число снизилось с 40% до 24%. То есть у испытуемых произошло развитие уровня коммуникативной сферы.

Состав первой группы также изменился. У 22 % испытуемых данной группы замечено некомпетентное – агрессивное реагирование на соответствующие вопросы, у остальных доминирующий тип поведения был определен как зависимый. 

Среди испытуемых с компьютерной зависимостью только один остался с прежним некомпетентным зависимо-агрессивным реагированием на соответствующие вопросы. У оставшихся испытуемых доминировал зависимый тип реагирования и даже компетентный.

У всех испытуемых с компьютерной зависимостью повысился уровень коммуникативных способностей до среднего. У них появилось стремление к контактам с людьми. Они перестали ограничивать круг своих знакомств, начали отстаивать свое мнение, планировать свою работу. 

Вместе с тем, полученные результаты заставили нас задуматься о том, что, несмотря на имеющуюся положительную динамику в развитии коммуникативной сферы у испытуемых, с учащимися необходимо проводить не только просветительскую, но в первую очередь коррекционно-развивающую работу, направленную на профилактику и снижение компьютерной зависимости в среде подростковых групп.

Заключение

Подводя итог можно отметить, что большинство структур, работающих с молодежью, в том числе родители, педагоги, психологи, и др., хотят наблюдать здоровое ответственное поколение молодежи. Но зачастую большинство этих молодых людей оказываются жертвами вредных привычек и установок, которые обусловлены негативным влиянием окружающей среды и отсутствием определенных навыков, необходимых для успешного перехода от детства к взрослой жизни. 

Компьютерная зависимость, как одна из наиболее острых проблем, часто встречающаяся в последнее время, также заставляет взрослых задуматься о разработке профилактической системы воздействия на современных подростков [2].

Центральная идея профилактических методов по предупреждению и профилактике компьютерной зависимости у подростков, по нашему мнению, должна заключаться в реализации системного психокоррекционного воздействия, которое будет направлено на укрепление психического здоровья и благополучия подростка, а также развитие и стабилизацию факторов личностной устойчивости и личностного роста [15].

Одним из эффективных методов работы в данном направлении является построение тренинговых занятий. При проведении которых до подростков следует донести, что в жизни могут возникать определенные проблемные ситуации, которые неизбежны, но их решение есть всегда. А порой именно сама проблема и может в данном случае выступить толчком личностного развития подростка.

Еще одним важным моментом в работе по предупреждению и профилактике компьютерной зависимости у подростков является непрерывность. То есть профилактическая работа с подростком не должна ограничиваться только пределами школы, а максимально охватывать все стороны его жизни.

Таким образом, уход ребенка от конфликтов в компьютерный мир является не только его проблемой, но и зачастую проблемой взрослых. Существует различные методики, системы, профилактические мероприятия, направленные на устранение такого вида зависимости. Главное вовремя заметить надвигающуюся опасность и не дать ей прогрессировать.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений подростка в современном мире. Москва-Воронеж. 2011. 106 с.
  2. Богомолова М.А., Бузина Т.С. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2018. T. 10, № 2(49).
  3. Божович Л.И. Подростковый возраст / Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия : для студентов высших педагогических учебных заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. Москва: Академия. 2001. С. 214-219.
  4. Бюлер Ш. Что такое пубертатный период // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство. 1997. С. 9-19.
  5. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра. 2000. С. 100–131.
  6. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 90–100.
  7. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд. стер. М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК». 2013. 240 с.
  8. Гришина А.В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми //Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2014. №4. С.131-141.
  9. Диагностика зависимости от Интернета: сравнение методических средств / А.Е. Войскунский, О.В. Митина, А.А. Гусейнова [и др.] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2015. № 4(33). C. 11.
  10. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика: пособие для школьных психологов, родителей, педагогов / под. общ. ред. В.Л. Малыгина. М.: Арсенал образования. 2010. 136 с.
  11. Истратова О.Н. Справочник психолога-консультанта / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. Изд.2-е Ростов н/Д: Феникс. 2007. 638 с.
  12. Комплексное клинико-психологическое исследование лиц с алкогольной зависимостью: учебное пособие под ред. докт. мед. наук Е.Н. Кривулина. Челябинск: Изд-во ПИРС. 2010. 88 с.
  13. Конева, Е. В. Психология общения: учебное пособие / Е. В. Конева, Е. В. Драпак; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль: ЯрГУ. 2016. 204 с.
  14. Коптелова Н.И., Данилова М.В. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков // Молодой ученый. 2014. №20. С. 547-549.
  15. Коптелова Н.И., Попов В.А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. 2015. №24. С. 970-973.
  16. Психология подростка: хрестоматия. / Сост. Фролов Ю.И.. M.: Российское педагогическое агентство. 1997. 526 с.
  17. Тест Л. Михельсона «Коммуникативные умения» в модификации Ю.З. Гильбуха / Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. Пособие для шк. психологов. М.: Из-во ВЛАДОС – ПРЕСС. 2002. 360 с.
Источник: Перспективы Науки и Образования. 2018. №4 (34).

Об авторах

Наталья Григорьевна Попрядухина - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, Оренбургский государственный университет, Орск, Россия.

Наталья Владимировна Бубчикова - старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ, Орск, Россия.

Смотрите также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest