Солдатова, Г.У., Илюхина С.Н. Аутодеструктивное поведение подростков и молодёжи в Интернете: анализ кейсов

С

Один из опас­ней­ших видов деструк­тив­но­го пове­де­ния под­рост­ков и моло­де­жи — ауто­де­струк­тив­ное само­по­вре­жда­ю­щее пове­де­ние как спо­соб при­чи­не­ния себе вре­да, угро­жа­ю­щее целост­но­сти раз­ви­тия лич­но­сти, физи­че­ско­му и пси­хо­ло­ги­че­ско­му здо­ро­вью человека.

Исполь­зо­ва­ние интер­не­та и циф­ро­вых тех­но­ло­гий в каче­стве инстру­мен­та для поис­ка инфор­ма­ции о спо­со­бах нане­се­ния себе вре­да — не новое явле­ние. Пер­вый опи­сан­ный в науч­ной лите­ра­ту­ре слу­чай отно­сит­ся к 1998 году, когда жен­щи­на совер­ши­ла две попыт­ки само­убий­ства, исполь­зуя сове­ты из интер­не­та [4]. Циф­ро­вой мир за послед­ние два­дцать лет суще­ствен­но изме­нил­ся и про­дол­жа­ет актив­но раз­ви­вать­ся, вме­сте с ним меня­ет­ся и само­по­вре­жда­ю­щее онлайн- пове­де­ние, при­об­ре­тая новые формы.

В лите­ра­ту­ре выде­ля­ют­ся несколь­ко воз­мож­ных меха­низ­мов рас­про­стра­не­ния ауто­де­струк­тив­но­го пове­де­ния с помо­щью циф­ро­вых технологий: 

1) «нор­ма­ли­за­ция» — пози­ци­о­ни­ро­ва­ние само­по­вре­жда­ю­ще­го как нор­маль­но­го, есте­ствен­но­го, не тре­бу­ю­ще­го помощи; 

2) «роман­ти­за­ция» — вос­хва­ле­ние и геро­иза­ция его как доступ­но­го толь­ко избранным;

3) «зара­же­ние» как стрем­ле­ние повто­рять за сверст­ни­ка­ми, не быть «белой воро­ной», а быть частью груп­пы, в том чис­ле сорев­но­вать­ся за статус; 

4) сти­му­ля­ция сдер­жи­ва­е­мо­го пове­де­ния при столк­но­ве­нии с кон­тен­том, посвя­щен­ным ауто­де­струк­тив­но­му пове­де­нию [1].

В иссле­до­ва­ни­ях под­чер­ки­ва­ет­ся зна­чи­мость соци­аль­ных сетей как про­стран­ства, спо­соб­ству­ю­щих рас­про­стра­не­нию кон­тен­та о само­по­вре­жда­ю­щем пове­де­нии. Сре­ди паци­ен­тов-под­рост­ков 12-17 лет, стра­да­ю­щих от сел­фхар­ма, 87% виде­ли изоб­ра­же­ния само­по­вре­жде­ний до того, как нача­ли нано­сить их в себе, столк­нув­шись с ними в сред­нем в 11 лет. [7].

Новые виды ауто­де­струк­тив­но­го онлайн-пове­де­ния воз­ни­ка­ют сти­хий­но и так­же рас­про­стра­ня­ют­ся с помо­щью Сети. Под­рост­ки и моло­дежь — основ­ные груп­пы рис­ка вслед­ствие не толь­ко воз­раст­но- пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей, а так­же в свя­зи с тем, что циф­ро­вой мир, в первую оче­редь, соци­аль­ные сети ста­но­вят­ся важ­ным про­стран­ством, где совре­мен­ные под­рост­ки про­во­дят все боль­ше вре­ме­ни [2, 3]. 

Для пони­ма­ния того, каким обра­зом Сеть может быть помощ­ни­ком и под­держ­кой для поль­зо­ва­те­лей в груп­пе рис­ка, необ­хо­ди­мо знать и посто­ян­но отсле­жи­вать уже суще­ству­ю­щие виды пове­де­ния и те, кото­рые могут воз­ник­нуть под вли­я­ни­ем раз­ви­тия и рас­про­стра­не­ния технологий.

В каче­стве основ­ных форм ауто­де­струк­тив­но­го пове­де­ния мож­но выделить: 

1) нане­се­ние себе телес­ных повре­жде­ний (сел­фхарм),

2) рас­строй­ства пище­во­го пове­де­ния (ано­рек­сия, були­мия, ком­пуль­сив­ное пере­еда­ние и дру­гие формы); 

3) суи­ци­даль­ное поведение; 

4) циф­ро­вое само­по­вре­жде­ние при кото­ром поль­зо­ва­те­ли ано­ним­но рас­про­стра­ня­ют оскор­би­тель­ный и уни­чи­жи­тель­ный кон­тент о самих себе; 

5) чрез­мер­ное исполь­зо­ва­ние интер­не­та и гад­же­тов и тех­но­ло­ги­че­ская зависимость.

Тех­но­ло­гии могут быть как инстру­мен­том для при­чи­не­ния себе вре­да, так и созда­вать сре­ду для рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции об ауто­де­струк­тив­ном пове­де­нии, попу­ля­ри­за­ции его через кон­тент. При­ме­ром подоб­но­го могут слу­жить груп­пы, роман­ти­зи­ру­ю­щие рас­строй­ства пище­во­го пове­де­ния и нездо­ро­вый и дей­стви­тель­но смер­тель­но опас­ный образ «иде­аль­но худо­го тела» (pro-ana) [5].

На момент иссле­до­ва­ния по запро­су «ано­рек­сия» Вкон­так­те было най­де­но 700 таких групп. Соглас­но эмпи­ри­че­ским иссле­до­ва­ни­ям, про­смотр фото­гра­фий, демон­стри­ру­ю­щих нере­а­ли­стич­ный и чаще все­го под­вер­гав­ший­ся рету­ши­ро­ва­нию образ жен­ско­го тела, спо­соб­ство­вал сни­же­нию уров­ня удо­вле­тво­рен­но­сти соб­ствен­ным телом сре­ди деву­шек-под­рост­ков [6].

Цель иссле­до­ва­ния — изу­че­ние осо­бен­но­стей столк­но­ве­ния под­рост­ков и моло­де­жи с кон­тен­том, посвя­щен­но­му само­по­вре­жда­ю­ще­му пове­де­нию. Иссле­до­ва­ние ста­вит перед собой зада­чу ана­ли­за роле­вой струк­ту­ры ситу­а­ции само­по­вре­жда­ю­ще­го онлайн-пове­де­ния под­рост­ков и моло­де­жи раз­но­го пола при столк­но­ве­нии с ауто­де­струк­тив­ным контентом.

В каче­стве выбор­ки иссле­до­ва­ния высту­пи­ли уча­щи­е­ся раз­лич­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний (школ, кол­ле­джей и инсти­ту­тов) в коли­че­стве 1056 чело­век. Сре­ди них для ана­ли­за были выде­ле­ны две груп­пы: под­рост­ки 15–17 лет (496 чело­век – 60 %) и моло­дежь 18–25 лет (331 чело­век – 40 %), в целом сре­ди кото­рых 489 деву­шек – 59 % и 334 юно­шей, 41 %. В выбор­ку вошли под­рост­ки и моло­дежь из Цен­траль­но­го, Севе­ро- Запад­но­го, При­волж­ско­го, Сибир­ско­го и Даль­не­во­сточ­но­го феде­раль­ных окру­гов России.

Метод

Само­по­вре­жда­ю­щее пове­де­ние, свя­зан­ное с онлайн-актив­но­стью, явля­ет­ся мало изу­чен­ным видом пове­де­ния в сети, кото­рое не толь­ко непре­рыв­но меня­ет­ся, но и порож­да­ет новые фор­мы (напри­мер, циф­ро­вое само­по­вре­жде­ние). В свя­зи с тем, что эта сфе­ра может быть свя­за­на с трав­ма­тич­ным опы­том и лич­ност­ны­ми про­бле­ма­ми, для изу­че­ния это­го вопро­са важ­но было исполь­зо­вать не толь­ко вопро­сы анке­ты, но и спе­ци­аль­ные пси­хо­ло­ги­че­ские при­е­мы. В част­но­сти, метод винье­ток, в осно­ве кото­ро­го лежа­ли кей­сы, опи­сы­ва­ю­щие раз­ные фор­мы само­по­вре­жда­ю­ще­го поведения.

Респон­ден­там пред­ла­га­лось озна­ко­мить­ся с опи­са­ни­ем ситу­а­ции ауто­де­струк­тив­но­го онлайн-пове­де­ния, состав­лен­ны­ми экс­пер­та­ми спе­ци­аль­но для иссле­до­ва­ния. После про­чте­ния опи­са­ния респон­ден­ты отве­ча­ли на вопро­сы: стал­ки­ва­лись ли они с подоб­ны­ми ситу­а­ци­я­ми и в какой роли высту­па­ли в них. Респон­ден­ты мог­ли отме­тить все роли, в кото­рых они были в опи­сан­ной ситуации.

Результаты и обсуждение

Боль­ше поло­ви­ны (69%) под­рост­ков и моло­де­жи не стал­ки­ва­лись с кон­крет­ны­ми ситу­а­ци­я­ми, когда они или кто-то из их зна­ко­мых мог постра­дать вслед­ствие столк­но­ве­ния с ауто­де­струк­тив­ным кон­тен­том в Сети. Чет­верть респон­ден­тов (24%) были наблю­да­те­ля­ми и не вме­ши­ва­лись в про­ис­хо­дя­щее. Каж­дый деся­тый (10%) ока­зал­ся рас­про­стра­ни­те­лем кон­тен­та о само­по­вре­жда­ю­щем пове­де­нии в соци­аль­ных сетях сре­ди зна­ко­мых, дру­зей и под­пис­чи­ков. В созда­нии ауто­де­струк­тив­но­го кон­тен­та при­знал­ся 1% под­рост­ков и моло­де­жи, таким обра­зом из 827 респон­ден­тов око­ло 8 были авто­ра­ми постов о само­по­вре­жде­нии. Постра­дав­ши­ми от ауто­де­струк­тив­но­го кон­тен­та были 4% респон­ден­тов, что в 4 раза боль­ше, чем созда­те­лей. Рас­смот­рим несколь­ко кейсов.

Пред­ста­вим кейс, опи­сы­ва­ю­щий груп­пы, посвя­щен­ных рас­строй­ствам пище­во­го пове­де­ния: «Таня реши­ла немно­го поху­деть, пото­му что все ее подру­ги посто­ян­но гово­ри­ли про жела­ние весить мень­ше. Для это­го она нача­ла искать Вкон­так­те паб­ли­ки для тех, кто хочет поху­деть. Таня быст­ро наткну­лась на груп­пу «40кг», кото­рая ее заин­те­ре­со­ва­ла. Девуш­ки в груп­пе рас­ска­зы­ва­ли исто­рии про свои дие­ты, выкла­ды­ва­ли фото­гра­фии сво­е­го худо­го тела, дели­лись сво­им про­грес­сом. Таня очень вдох­но­ви­лась этим и села на жест­кую дие­ту, что­бы тоже выло­жить в груп­пу свои фото­гра­фии. Дие­та помог­ла, но не так хоро­шо, пото­му что девуш­ки на фото­гра­фи­ях все рав­но каза­лись ей строй­нее. Она про­чи­та­ла в груп­пе о пре­па­ра­тах, кото­рые могут помочь, – сла­би­тель­ных и анти­де­прес­сан­тах – и отпра­ви­лась в аптеку».

Ана­лиз дан­ных по это­му кей­су пока­зал, что с груп­па­ми, посвя­щен­ны­ми рас­строй­ствам пище­во­го пове­де­ния, девуш­ки стал­ки­ва­ют­ся гораз­до чаще, чем юно­ши. Каж­дая вто­рая девуш­ка наблю­да­ла кон­тент в сети, посвя­щен­ный ауто­де­струк­тив­но­му пище­во­му пове­де­нию (49%) в то вре­мя, как толь­ко каж­дый шестой юно­ша стал­ки­вал­ся с кон­тен­том подоб­но­го рода (18%).

Со сто­ро­ны за ситу­а­ци­я­ми, когда кто-то из зна­ко­мых под вли­я­ни­ем тако­го кон­тен­та при­бе­гал к деструк­тив­ным спо­со­бам поху­де­ния, наблю­да­ли 34% деву­шек и 18% юно­шей. Пятая часть деву­шек (19%) состо­я­ли в груп­пах с тема­ти­кой экс­тре­маль­но­го поху­де­ния, а каж­дая деся­тая (10%) сле­до­ва­ла сове­там из групп, обща­лась с участ­ни­ка­ми сооб­ще­ства, выкла­ды­ва­ла свои фото с резуль­та­та­ми похудения.

Сре­ди моло­де­жи 18-25 лет наблю­дал со сто­ро­ны ситу­а­ции, когда кон­тент из групп об экс­тре­маль­ном поху­де­нии при­во­дит к ауто­де­струк­тив­но­му пище­во­му пове­де­нию, каж­дый тре­тий (31%), в то вре­мя как сре­ди под­рост­ков 15-17 лет наблю­дал такое каж­дый чет­вер­тый (25%). Сре­ди моло­де­жи боль­ше и тех, кто непо­сред­ствен­но всту­пал в подоб­ные груп­пы (15% и 10% соответственно).

Пред­ста­вим так­же ситу­а­цию, опи­сы­ва­ю­щую циф­ро­вое само­по­вре­жде­ние: «Вера посто­ян­но при­сы­ла­ет с ано­ним­ной стра­нич­ки оскор­би­тель­ные запи­си о себе в груп­пу «Под­слу­ша­но» сво­е­го кол­ле­джа. В запи­сях она пишет о том, что она изме­ня­ет сво­е­му пар­ню, пору­га­лась с роди­те­ля­ми и ушла из дома, кури­ла в кол­ле­дже и т.д. Под эти­ми запи­ся­ми ее зна­ко­мые остав­ля­ют непри­ят­ные ком­мен­та­рии и сме­ют­ся над ней».

С циф­ро­вым само­по­вре­жде­ни­ем стал­ки­ва­лись немно­гие, и 78% опро­шен­ных ниче­го не зна­ют об этом. Несмот­ря на то, что в фоку­се вни­ма­ния иссле­до­ва­те­лей подоб­ный вид само­по­вре­жда­ю­ще­го пове­де­ния с исполь­зо­ва­ни­ем онлайн-средств ока­зал­ся совсем недав­но, уже каж­дый пятый (19% под­рост­ков и моло­де­жи) стал­ки­вал­ся с таки­ми ситу­а­ци­я­ми в каче­стве наблю­да­те­лей, а 3% отме­ти­ли, что состо­я­ли в груп­пе, в кото­рой чело­век уни­жал себя и оскорб­лял, постил о себе уни­зи­тель­ные фак­ты и слу­хи. Око­ло 8 респон­ден­тов (1%) при­зна­лись в том, что рас­про­стра­ня­ли кон­тент тако­го рода. Такое же коли­че­ство под­рост­ков и моло­де­жи обо­их полов ока­зы­ва­лись жерт­вой циф­ро­во­го само­по­вре­жда­ю­ще­го пове­де­ния. В рав­ной сте­пе­ни с таки­ми ситу­а­ци­я­ми стал­ки­ва­лись как под­рост­ки более млад­ше­го воз­рас­та (15-17 лет), так и моло­дежь (18-25 лет).

Выводы

Резуль­та­ты эмпи­ри­че­ско­го иссле­до­ва­ния сви­де­тель­ству­ют о том, что само­по­вре­жда­ю­щее онлайн-пове­де­ние — зна­чи­мая про­бле­ма. Несмот­ря на то, что жертв и созда­те­лей ауто­де­струк­тив­но­го кон­тен­та ока­за­лось все­го 1- 4% сре­ди под­рост­ков и моло­де­жи, каж­дый чет­вер­тый стал­ки­вал­ся с кон­тен­том о таком спо­со­бе при­чи­не­ния себе вре­да, а каж­дый деся­тый его распространял.

Осо­бое зна­че­ние име­ет про­бле­ма пище­вых рас­стройств и рас­про­стра­не­ния инфор­ма­ции об экс­тре­маль­ных спо­со­бах поху­де­ния в Сети, кото­рая име­ет выра­жен­ный ген­дер­ный харак­тер, вслед­ствие осо­бых сте­рео­тип­ных тре­бо­ва­ний обще­ства к внеш­но­сти жен­щин. Каж­дая вто­рая девуш­ка стал­ки­ва­лась с подоб­ным кон­тен­том, треть име­ют сре­ди сво­их зна­ко­мых тех, кто поль­зо­вал­ся сове­та­ми о поху­де­нии, пятая часть состо­я­ли в pro-ana груп­пах, а каж­дая деся­тая была актив­ной участ­ни­цей в них.

Несмот­ря на пред­по­ло­же­ние, что циф­ро­вое само­по­вре­жде­ние может быть мало рас­про­стра­не­но, так как явля­ет­ся новым видом ауто­де­струк­тив­но­го онлайн-пове­де­ния, как мини­мум каж­дый пятый сре­ди под­рост­ков и моло­де­жи наблю­да­ли как кто-то уни­жал себя в Сети, а око­ло 8 чело­век в иссле­до­ва­нии ока­за­лись жерт­ва­ми. Полу­чен­ные дан­ные дают осно­ва­ние сде­лать вывод о том, что фено­мен циф­ро­во­го само­ого­во­ра заслу­жи­ва­ет отдель­но­го вни­ма­ния исследователей.

Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния под­ни­ма­ют вопро­сы о необ­хо­ди­мо­сти повы­ше­ния уров­ня циф­ро­вой куль­ту­ры, кото­рая поз­во­лит боль­ше­му коли­че­ству под­рост­ков и моло­де­жи стать актив­ны­ми моде­ра­то­ра­ми кон­тен­та в сети, а так­же воору­жит инстру­мен­та­ми и зна­ни­я­ми о том, как справ­лять­ся с ауто­де­струк­тив­ным контентом.

Литература

  1. Поль­ская Н. А., Яку­бов­ская Д. К. Вли­я­ние соци­аль­ных сетей на само­по­вре­жда­ю­щее пове­де­ние у под­рост­ков //Консультативная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. – 2019. – Т. 27. – №. 3. – С. 156-174.
  2. Сол­да­то­ва Г. У., Рас­ска­зо­ва Е. И., Нестик Т. А. Циф­ро­вое поко­ле­ние Рос­сии: ком­пе­тент­ность и без­опас­ность. — Смысл Москва, 2017. — 375 с.
  3. Сыро­ква­ши­на К.В., Дозор­це­ва Е.Г. Пси­хо­ло­ги­че­ские фак­то­ры рис­ка суи­ци­даль­но­го пове­де­ния у под­рост­ков // Кон­суль­та­тив­ная пси­хо­ло­гия и пси­хо­те­ра­пия. 2016. Т. 24. № 3. С. 8—24
  4. Haut F., Morrison A. The Internet and the future of psychiatry //Psychiatric Bulletin. – 1998. – Т. 22. – №. 10. – С. 641-642.
  5. Forbush, K. T., Crosby, R. D., Coniglio, K., Haynos, A. F. Education, dissemination, and the science of eating disorders: Reflections on the 2019 International Conference on Eating Disorders: Editorial to accompany IJED Virtual Issue in honor of the 2019. International Conference on Eating Disorders //International Journal of Eating Disorders. – 2019. – Т. 52. – №. 5. – С. 493-496.
  6. Kleemans, M., Daalmans, S., Carbaat, I., Anschütz, D. Picture perfect: the direct effect of manipulated Instagram photos on body image in adolescent girls //Media Psychology. – 2018. – Т. 21. – №. 1. – С. 93-110.
  7. Zhu, L., Westers, N. J., Horton, S. E., King, J. D., Diederich, A., Stewart, S. M., Kennard, B. D. Frequency of exposure to and engagement in nonsuicidal self-injury among inpatient adolescents //Archives of suicide research. – 2016. – Т. 20. – №. 4. – С. 580-590.

Рабо­та выпол­не­на в рам­ках про­ек­та РФФИ № 20-013-00857 «Соци­о­куль­тур­ные и лич­ност­ные пре­дик­то­ры деструк­тив­но­го и ауто­де­струк­тив­но­го пове­де­ния в интер­не­те у под­рост­ков и молодежи».

Источ­ник: Циф­ро­вое обще­ство как куль­тур­но-исто­ри­че­ский кон­текст раз­ви­тия чело­ве­ка: сбор­ник науч­ных статей/ под общ. ред. Р.В. Ершо­вой. - Колом­на: Госу­дар­ствен­ный соци­аль­но- гума­ни­тар­ный уни­вер­си­тет, 2020.

Об авторах

  • Гали­на Уртан­бе­ков­на Сол­да­то­ва — док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор, ака­де­мик РАО, док­тор пси­хо­ло­ги­че­ских наук, про­фес­сор кафед­ры пси­хо­ло­гии лич­но­сти факуль­те­та пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет име­ни М.В. Ломо­но­со­ва (ФГБОУ ВО МГУ им. М.В. Ломо­но­со­ва), заве­ду­ю­щий кафед­рой соци­аль­ной пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский инсти­тут пси­хо­ана­ли­за (НОЧУ ВО «Мос­ков­ский инсти­тут пси­хо­ана­ли­за»); дирек­тор Фон­да Раз­ви­тия Интер­нет, Москва, Россия.
  • Свет­ла­на Нико­ла­ев­на Илю­хи­на — пси­хо­лог, Фонд раз­ви­тия Интер­нет, Ака­де­мия соци­аль­но­го управ­ле­ния, мл. науч. сотр, Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest