Коваль Т.В. Особенности межличностных взаимодействий у подростков, склонных и не склонных к развитию компьютерной зависимости

К

Одна из наи­бо­лее акту­аль­ных обла­стей пси­хо­ло­гии в насто­я­щее вре­мя – пси­хо­ло­гия зави­си­мо­сти. Зави­си­мое (аддик­тив­ное) пове­де­ние в широ­ком смыс­ле сло­ва – это одна из форм деструк­тив­но­го пове­де­ния, кото­рая выра­жа­ет­ся в стрем­ле­нии к ухо­ду от реаль­но­сти путем изме­не­ния сво­е­го пси­хи­че­ско­го состо­я­ния посред­ством при­е­ма неко­то­рых веществ или посто­ян­ной фик­са­ции вни­ма­ния на опре­де­лен­ных пред­ме­тах или видах дея­тель­но­сти, что сопро­вож­да­ет­ся раз­ви­ти­ем интен­сив­ных эмо­ций [6].

Уче­ние о зави­си­мо­стях (аддик­то­ло­гия) сфор­ми­ро­ва­лось на сты­ке пси­хо­ло­гии и меди­ци­ны [3]. Наря­ду с науч­ным поис­ком и совер­шен­ство­ва­ни­ем средств борь­бы с тра­ди­ци­он­ны­ми вида­ми зави­си­мо­стей, таки­ми как нар­ко­ти­че­ская, алко­голь­ная или табач­ная, повы­ша­ет­ся инте­рес к изу­че­нию и дру­гих, нехи­ми­че­ских, зави­си­мо­стей, что дает более широ­кое пред­став­ле­ние о фено­мене аддик­ции. Фак­ти­че­ски под­чер­ки­ва­ет­ся мно­го­об­ра­зие спо­со­бов «ухо­да» чело­ве­ка от реаль­ной жиз­ни путем изме­не­ния сво­е­го пси­хи­че­ско­го состояния. 

Одним из видов аддик­ций, полу­чив­шим широ­кое рас­про­стра­не­ние во всем мире в свя­зи с ком­пью­те­ри­за­ци­ей обще­ства, ста­ла ком­пью­тер­ная зави­си­мость, кото­рая, по мне­нию ряда иссле­до­ва­те­лей, обу­слов­ли­ва­ет раз­ви­тие пси­хо­па­то­ло­ги­че­ских изме­не­ний лич­но­сти и ведет к нару­ше­ни­ям соци­аль­ных норм пове­де­ния и к пра­во­на­ру­ше­ни­ям [2; 7]. В клас­си­фи­ка­цию нехи­ми­че­ских аддик­ций вошла так­же Интер­нет-зави­си­мость [5].

Несмот­ря на рас­ши­ря­ю­щий­ся спи­сок аддик­тив­ных про­яв­ле­ний иссле­до­ва­те­ли выде­ля­ют их общие диа­гно­сти­че­ские кри­те­рии [9]. Так, М. Гриф­фитс пред­ла­га­ет опе­ра­ци­о­наль­ные кри­те­рии, в сум­ме опре­де­ля­ю­щие зависимость:

  • при­о­ри­тет­ность (salience) – излюб­лен­ная дея­тель­ность при­об­ре­та­ет пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние и пре­об­ла­да­ет в мыс­лях, чув­ствах и поступ­ках (пове­де­нии);
  • изме­не­ние настро­е­ния (mood modification) –  сопут­ству­ет состо­я­нию погло­щен­но­сти дея­тель­но­стью (при­ме­ра­ми могут слу­жить состо­я­ние эмо­ци­о­наль­но­го подъ­ема либо, наобо­рот,  обре­те­ния спо­кой­ствия при пере­хо­де к люби­мо­му занятию);
  • толе­рант­ность (tolerance) – коли­че­ствен­ное уве­ли­че­ние пара­мет­ров дея­тель­но­сти для дости­же­ния при­выч­но­го эффекта;
  • симп­то­мы отме­ны (withdrawal symptoms) – воз­ник­но­ве­ние непри­ят­ных ощу­ще­ний или физио­ло­ги­че­ских реак­ций при поте­ре или вне­зап­ном сокра­ще­нии воз­мож­но­стей зани­мать­ся люби­мой деятельностью;
  • кон­фликт (conflict) – воз­ник­но­ве­ние про­ти­во­сто­я­ния в раз­лич­ных фор­мах и видах: кон­флик­ты интра­пси­хи­че­ские, меж­лич­ност­ные (с окру­жа­ю­щи­ми людь­ми), с дру­ги­ми вида­ми дея­тель­но­сти (рабо­та, соци­аль­ная жизнь, хоб­би и интересы);
  • реци­див (relapse) — воз­врат к излюб­лен­ной ранее дея­тель­но­сти, ино­гда после мно­го­лет­не­го абсти­нент­но­го периода.

Тер­мин «ком­пью­тер­ная зави­си­мость» опре­де­ля­ет пато­ло­ги­че­ское при­стра­стие чело­ве­ка к рабо­те или про­ве­де­нию вре­ме­ни за компьютером. 

Родо­на­чаль­ни­ка­ми пси­хо­ло­ги­че­ско­го изу­че­ния фено­ме­нов ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти и, в част­но­сти, зави­си­мо­сти от Интер­не­та могут счи­тать­ся двое аме­ри­кан­ских иссле­до­ва­те­лей: кли­ни­че­ский пси­хо­лог К. Янг и пси­хи­атр И. Гол­дберг [9]. В 1994 г. К. Янг раз­ра­бо­та­ла и поме­сти­ла на веб-сай­те спе­ци­аль­ный опрос­ник, на кото­рый отве­ти­ли почти 500 чело­век, по резуль­та­там ана­ли­за отве­тов око­ло 400 чело­век из чис­ла отве­тив­ших  ока­за­лись ком­пью­тер­ны­ми аддиктами. 

И. Гол­дберг в 1995 г. пред­ло­жил набор диа­гно­сти­че­ских кри­те­ри­ев для опре­де­ле­ния зави­си­мо­сти от Интер­не­та, постро­ен­ный на осно­ве при­зна­ков пато­ло­ги­че­ско­го при­стра­стия к азарт­ным играм (гем­блин­га). В 1997–1999 гг. были созда­ны иссле­до­ва­тель­ские и кон­суль­та­тив­но-пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ские веб-служ­бы по дан­ной проблематике.

В наше вре­мя тер­мин «ком­пью­тер­ная зави­си­мость» пока еще не при­знан мно­ги­ми спе­ци­а­ли­ста­ми, зани­ма­ю­щи­ми­ся про­бле­ма­ми пси­хи­че­ских рас­стройств, одна­ко сам фено­мен фор­ми­ро­ва­ния пато­ло­ги­че­ской свя­зи меж­ду чело­ве­ком и ком­пью­те­ром стал оче­ви­ден и при­об­ре­та­ет все боль­ший раз­мах. Поми­мо ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти выде­ля­ют неко­то­рые род­ствен­ные виды зави­си­мо­стей: Интер­нет-зави­си­мость и зави­си­мость от ком­пью­тер­ных игр, кото­рые так или ина­че свя­за­ны с про­ве­де­ни­ем дли­тель­но­го вре­ме­ни за компьютером. 

Несмот­ря на оби­лие раз­лич­ных точек зре­ния спе­ци­а­ли­сты еди­ны в опре­де­ле­нии пове­ден­че­ских харак­те­ри­стик, кото­рые мог­ли бы быть отне­се­ны к это­му фено­ме­ну (или син­дро­му). Сре­ди них отмечаются:

- неспо­соб­ность и актив­ное неже­ла­ние отвлечь­ся даже на корот­кое вре­мя от рабо­ты за ком­пью­те­ром, а тем более пре­кра­тить работу;

- доса­да и раз­дра­же­ние, воз­ни­ка­ю­щие при вынуж­ден­ных отвлечениях;

- стрем­ле­ние про­во­дить за ком­пью­те­ром все боль­шее коли­че­ство вре­ме­ни и неспо­соб­ность спла­ни­ро­вать вре­мя окон­ча­ния кон­крет­но­го сеан­са работы;

- побуж­де­ние тра­тить на обес­пе­че­ние рабо­ты в Интер­не­те все боль­ше денег, не оста­нав­ли­ва­ясь перед рас­хо­до­ва­ни­ем при­па­сен­ных для дру­гих целей сбе­ре­же­ний или накоп­ле­ни­ем долгов;

- готов­ность лгать дру­зьям и чле­нам семьи, пре­умень­шая дли­тель­ность и часто­ту рабо­ты в Интернете;

- спо­соб­ность и склон­ность забы­вать при нахож­де­нии за ком­пью­те­ром о домаш­них делах, уче­бе или слу­жеб­ных обя­зан­но­стях, важ­ных лич­ных и дело­вых встре­чах, пре­не­бре­гая карьерой;

- стрем­ле­ние и спо­соб­ность осво­бо­дить­ся на вре­мя рабо­ты за ком­пью­те­ром от ранее воз­ник­ших чувств вины или бес­по­мощ­но­сти, от состо­я­ний тре­во­ги или депрес­сии, обре­те­ние ощу­ще­ния эмо­ци­о­наль­но­го подъ­ема и свое­об­раз­ной эйфории; 

- неже­ла­ние при­ни­мать кри­ти­ку подоб­но­го обра­за  жиз­ни со сто­ро­ны близ­ких или начальства; 

- готов­ность мирить­ся с раз­ру­ше­ни­ем семьи, поте­рей дру­зей и кру­га обще­ния из-за погло­щен­но­сти рабо­той в Интернете; 

- пре­не­бре­же­ние соб­ствен­ным здо­ро­вьем и, в част­но­сти, рез­кое сокра­ще­ние дли­тель­но­сти сна в свя­зи с систе­ма­ти­че­ской рабо­той в Интер­не­те в ноч­ное время; 

- избе­га­ние физи­че­ской актив­но­сти или стрем­ле­ние сокра­тить ее, оправ­ды­ва­е­мое необ­хо­ди­мо­стью выпол­не­ния сроч­ной рабо­ты, свя­зан­ной с исполь­зо­ва­ни­ем компьютера; 

- пре­не­бре­же­ние лич­ной гиги­е­ной из-за стрем­ле­ния про­во­дить все без остат­ка «лич­ное» вре­мя, рабо­тая в Интернете; 

- пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к еде, готов­ность удо­вле­тво­рять­ся слу­чай­ной и одно­об­раз­ной пищей, погло­ща­е­мой нере­гу­ляр­но и не отры­ва­ясь от ком­пью­те­ра; зло­упо­треб­ле­ние кофе и дру­ги­ми тони­зи­ру­ю­щи­ми средствами.

Соглас­но дан­ным Computer Economics, в мире 20% поль­зо­ва­те­лей стра­да­ют зави­си­мо­стью от ком­пью­те­ра [5]. Каж­дый пятый из них со вре­ме­нем само­сто­я­тель­но справ­ля­ет­ся с этой про­бле­мой, когда появ­ля­ют­ся дру­гие инте­ре­сы. Но осталь­ным тре­бу­ет­ся помощь, ведь меди­ки и пси­хо­ло­ги дав­но счи­та­ют этот вид зави­си­мо­сти очень похо­жим на нар­ко­ма­нию, когда чело­век ни дня не может обой­тись без при­выч­но­го занятия.

Ком­пью­тер­ная зави­си­мость рас­смат­ри­ва­ет­ся как аль­тер­на­тив­ная фор­ма адап­та­ции неко­то­рых под­рост­ков к жиз­нен­ным усло­ви­ям, как сред­ство их само­ре­а­ли­за­ции и эмо­ци­о­наль­но-пси­хи­че­ской регуляции. 

В то же вре­мя игро­вая ком­пью­тер­ная зави­си­мость, как и любой дру­гой вид пове­ден­че­ской аддик­ции, име­ет раз­ру­ши­тель­ные послед­ствия для фор­ми­ру­ю­щей­ся лич­но­сти под­рост­ка и его соци­аль­ной адаптации. 

Чрез­мер­ное увле­че­ние ком­пью­тер­ны­ми игра­ми про­яв­ля­ет­ся в нега­тив­ных изме­не­ни­ях пове­де­ния, моти­ва­ции, эмо­ци­о­наль­но-аффек­тив­ной сфе­ры под­рост­ков, в сни­же­нии успе­ва­е­мо­сти в шко­ле, ухуд­ше­нии физи­че­ско­го само­чув­ствия [1].

Спе­ци­а­ли­ста­ми отме­ча­ет­ся, что на про­цесс обра­зо­ва­ния пове­ден­че­ских нару­ше­ний, в том чис­ле аддик­тив­ных рас­стройств, может ока­зы­вать вли­я­ние доста­точ­но боль­шой круг куль­тур­ных, эко­но­ми­че­ских, соци­аль­ных, меди­цин­ских, педа­го­ги­че­ских фак­то­ров [8].

Несмот­ря на повы­ша­ю­щу­ю­ся актив­ность в изу­че­нии ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти у иссле­до­ва­те­лей до сих пор нет еди­но­го мне­ния отно­си­тель­но пра­во­мер­но­сти поста­нов­ки самой про­бле­мы. И если изу­че­ни­ем вопро­са ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти за рубе­жом ста­ли зани­мать­ся еще в сере­дине 1990-х гг., то в Рос­сии дан­ная отрасль иссле­до­ва­ний отно­си­тель­но моло­дая и мало изученная. 

Акту­аль­ность иссле­до­ва­ния пси­хо­ло­ги­че­ских при­чин и послед­ствий ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти в под­рост­ко­вом воз­расте опре­де­ля­ет­ся, во-пер­вых, посто­ян­ным уве­ли­че­ни­ем чис­ла под­рост­ков и юно­шей – поль­зо­ва­те­лей Интер­не­та (око­ло 60% в насто­я­щее вре­мя), во-вто­рых, тем, что чрез­мер­ное при­стра­стие к Интер­не­ту раз­ру­ша­ю­ще дей­ству­ет на пси­хи­ку ребен­ка, в-тре­тьих, немно­го­чис­лен­но­стью  науч­ных иссле­до­ва­ний в этой обла­сти в силу отно­си­тель­ной новиз­ны фено­ме­на ком­пью­тер­ной аддик­ции, кото­рый в насто­я­щее вре­мя в рус­ско­языч­ной лите­ра­ту­ре пред­став­лен недо­ста­точ­но [3].

Мы реши­ли иссле­до­вать сфе­ру меж­лич­ност­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний под­рост­ков, склон­ных к раз­ви­тию ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. Про­ве­ден­ный нами тео­ре­ти­че­ский ана­лиз пока­зал, что сего­дня в доста­точ­ной мере изу­че­ны  пред­по­сыл­ки, меха­низ­мы, фак­то­ры раз­ви­тия нар­ко­за­ви­си­мо­го и алко­голь­за­ви­си­мо­го пове­де­ния и их связь с деви­ант­ным пове­де­ни­ем под­рост­ков, и в то же вре­мя прак­ти­че­ски отсут­ству­ют иссле­до­ва­ния, посвя­щен­ные про­бле­ме вза­и­мо­свя­зи ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти и осо­бен­но­стей меж­лич­ност­ной сфе­ры под­рост­ков. Меж­ду тем  неко­то­рые воз­раст­ные и лич­ност­ные осо­бен­но­сти под­рост­ков могут ста­но­вить­ся фак­то­ра­ми рис­ка раз­ви­тия ком­пью­тер­ной зависимости. 

Напри­мер, извест­но, что неудо­вле­тво­рен­ная потреб­ность под­рост­ка в эмо­ци­о­наль­ном обще­нии, явля­ю­щем­ся веду­щей дея­тель­но­стью в этот воз­раст­ной пери­од, может ком­пен­си­ро­вать­ся актив­ным вир­ту­аль­ным обще­ни­ем, кото­рое может пере­рас­тать в пато­ло­ги­че­ское пристрастие.

Поми­мо дефи­ци­та в обще­нии в целом, кото­рый может испы­ты­вать под­ро­сток, воз­ник­но­ве­ние зави­си­мо­сти от вир­ту­аль­ной реаль­но­сти, по наше­му мне­нию, может быть обу­слов­ле­но и дру­ги­ми про­бле­ма­ми, кото­рые лежат в сфе­ре обще­ния, а имен­но в сфе­ре вза­и­мо­дей­ствия под­рост­ка со взрос­лы­ми и сверст­ни­ка­ми, осо­бен­но­стью кото­рой явля­ет­ся при­чин­ная обу­слов­лен­ность и  вза­и­мо­вли­я­ние друг на друга. 

Дру­ги­ми сло­ва­ми, речь идет о спо­соб­но­сти  или неспо­соб­но­сти самих под­рост­ков выстра­и­вать меж­лич­ност­ные отно­ше­ния в зави­си­мо­сти от сво­их инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей, что будет опре­де­лять их удо­вле­тво­рен­ность или неудо­вле­тво­рен­ность обще­ни­ем как таковым.

С целью про­вер­ки это­го пред­по­ло­же­ния в 2010–2012 гг. нами было про­ве­де­но иссле­до­ва­ние в обще­об­ра­зо­ва­тель­ных шко­лах Моск­вы – в госу­дар­ствен­ных обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ни­ях Севе­ро-Запад­но­го адми­ни­стра­тив­но­го окру­га – сре­ди уча­щих­ся VIIIX клас­сов. Уча­щим­ся было пред­ло­же­но отве­тить на вопро­сы теста CIAS («Шка­ла Интер­нет-зави­си­мо­сти Чена» в адап­та­ции В.Л. Малы­ги­на), направ­лен­ных на выяв­ле­ние пред­рас­по­ло­жен­но­сти к ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. Общая выбор­ка соста­ви­ла 184 под­рост­ка в воз­расте 13–17 лет. 

По резуль­та­там иссле­до­ва­ния испы­ту­е­мые были раз­де­ле­ны на две груп­пы: кон­троль­ную и экс­пе­ри­мен­таль­ную.  Кон­троль­ную груп­пу (112 чело­век) соста­ви­ли под­рост­ки, кото­рые пока­за­ли низ­кий уро­вень пред­рас­по­ло­жен­но­сти к ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти. Экс­пе­ри­мен­таль­ная груп­па  (72 чело­ве­ка) была сфор­ми­ро­ва­на из под­рост­ков, попав­ших в груп­пу рис­ка по раз­ви­тию ком­пью­тер­ной зависимости.

Для выяв­ле­ния инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей всем испы­ту­е­мым была пред­ло­же­на мето­ди­ка диа­гно­сти­ки меж­лич­ност­ных отно­ше­ний Т. Лири, направ­лен­ная на выяв­ле­ние осо­бен­но­стей пред­став­ле­ния о себе. Мето­ди­ка Т.Лири поз­во­ли­ла про­ве­сти более углуб­лен­ную диа­гно­сти­ку тех харак­те­ри­стик обра­за Я, кото­рые каса­ют­ся меж­лич­ност­ных отношений. 

Оцен­ка пред­став­ле­ния о себе про­из­во­ди­лась по вось­ми шка­лам, соот­вет­ству­ю­щим вось­ми типам отно­ше­ния к окру­жа­ю­щим: авто­ри­тар­ный, эго­и­стич­ный, агрес­сив­ный, подо­зри­тель­ный, под­чи­ня­е­мый, зави­си­мый, дру­же­люб­ный, альтруистический. 

Ста­ти­че­ская обра­бот­ка полу­чен­ных дан­ных с помо­щью паке­тов SPSS при­ве­ла к сле­ду­ю­щим результатам.

Прак­ти­че­ски по всем шка­лам в груп­пе под­рост­ков с ком­пью­тер­ной зави­си­мо­стью были выяв­ле­ны зна­чи­мые раз­ли­чия (p< 0,05) меж­ду обра­за­ми Я-реаль­ное и Я-иде­аль­ное.  Я-реаль­ное не соот­вет­ство­ва­ло их пред­став­ле­нию о том, каки­ми бы они хоте­ли быть в иде­а­ле. С точ­ки зре­ния неко­то­рых тео­рий лич­но­сти, дан­ный факт может интер­пре­ти­ро­вать­ся как нали­чие внут­ри­лич­ност­но­го кон­флик­та и явля­ет­ся сви­де­тель­ством высо­кой нев­ро­ти­за­ции лич­но­сти и фруст­ра­ции ее базо­вых потребностей.

По резуль­та­там при­ме­не­ния мето­ди­ки Т.Лири под­рост­ки из груп­пы рис­ка по раз­ви­тию ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти отли­ча­ют­ся тем, что при­пи­сы­ва­ют себе эго­и­сти­че­ские чер­ты, ори­ен­та­цию на себя, склон­ность к сопер­ни­че­ству, доми­ни­ро­ва­нию, тогда как под­рост­ки из кон­троль­ной груп­пы оце­ни­ва­ют себя как более дру­же­люб­ные и менее стре­мя­щи­е­ся к доминированию

Под­рост­ков из экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пы в меж­лич­ност­ных отно­ше­ни­ях отли­ча­ет высо­кая сте­пень чув­ства соб­ствен­но­сти, что озна­ча­ет жела­ние кон­тро­ли­ро­вать и «вла­деть» ситу­а­ци­ей и дру­ги­ми объ­ек­та­ми, а так­же стрем­ле­ние доми­ни­ро­вать над дру­ги­ми (по само­оцен­кам респондентов). 

В меж­лич­ност­ных отно­ше­ни­ях они пыта­ют­ся быть неза­ви­си­мы­ми, что одно­вре­мен­но соче­та­ет­ся с про­яв­ле­ни­я­ми агрес­сив­но­сти и стрем­ле­ни­ем обви­нять дру­гих в сво­их про­бле­мах и неудачах. 

Отме­ча­ет­ся так­же тен­ден­ция к подо­зри­тель­но­сти, враж­деб­но­сти, обма­ну. Мож­но пред­по­ло­жить, что такой тип пове­де­ния носит защит­ный харак­тер, отра­жа­ю­щий  эмо­ци­о­наль­ное небла­го­по­лу­чие, что ком­пен­си­ру­ет­ся под­рост­ка­ми ухо­дом в вир­ту­аль­ную реаль­ность, кото­рая дает им ощу­ще­ние более ком­форт­ных и без­опас­ных усло­вий для  удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­сти в обще­нии и самореализации.

Неза­ви­си­мые под­рост­ки харак­те­ри­зу­ют­ся боль­шей склон­но­стью осо­зна­вать себя как носи­те­лей пози­тив­ных, соци­аль­но жела­тель­ных харак­те­ри­стик. Они оце­ни­ва­ют себя как более доб­ро­же­ла­тель­ных, доб­ро­со­вест­ных и отзыв­чи­вых по срав­не­нию с само­ооцен­ка­ми под­рост­ков из груп­пы риска. 

Для экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пы харак­те­рен авто­ри­тар­ный стиль меж­лич­ност­но­го отно­ше­ния (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма показателей уровня выраженности шкал по методике Т. Лири у группы подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости
Рис. 1. Диа­грам­ма пока­за­те­лей уров­ня выра­жен­но­сти шкал по мето­ди­ке Т. Лири у груп­пы под­рост­ков, склон­ных к раз­ви­тию ком­пью­тер­ной зависимости

Дан­ный стиль меж­лич­ност­но­го отно­ше­ния харак­те­ри­зу­ет­ся быст­ро­той реак­ций, высо­кой актив­но­стью, выра­жен­ной моти­ва­ци­ей дости­же­ния, тен­ден­ци­ей к доми­ни­ро­ва­нию, повы­шен­ным уров­нем при­тя­за­ний, лег­ко­стью и быст­ро­той в при­ня­тии реше­ний, ори­ен­та­ци­ей в основ­ном на соб­ствен­ное мне­ние и мини­маль­ной зави­си­мо­стью от внеш­них сре­до­вых факторов. 

Поступ­ки и выска­зы­ва­ния могут опе­ре­жать их про­ду­ман­ность. Это реа­ги­ро­ва­ние по типу «здесь и теперь» с выра­жен­ной тен­ден­ци­ей к спон­тан­ной само­ре­а­ли­за­ции, актив­но­му воз­дей­ствию на окру­же­ние, заво­е­ва­тель­ной пози­ции, стрем­ле­нию вести за собой. 

Нали­чие высо­ко­го уров­ня при­тя­за­ний на лидер­ство в соче­та­нии с агрес­си­ей, обви­не­ни­ем дру­гих, враж­деб­но­стью и подо­зри­тель­но­стью спо­соб­ству­ет тому, что для этих под­рост­ков един­ствен­ной воз­мож­но­стью оста­ет­ся  вир­ту­аль­ная реаль­ность, что­бы реа­ли­зо­вать свои инди­ви­ду­аль­ные потребности. 

Для груп­пы неза­ви­си­мых под­рост­ков (кон­троль­ная  груп­па) харак­те­рен сотруд­ни­ча­ю­щий стиль меж­лич­ност­но­го отно­ше­ния (рис. 2). 

Рис. 2. Диаграмма показателей уровня выраженности шкал по методике Т. Лири у подростков, не зависимых от компьютера
Рис. 2. Диа­грам­ма пока­за­те­лей уров­ня выра­жен­но­сти шкал по мето­ди­ке Т. Лири у под­рост­ков, не зави­си­мых от компьютера

Дан­ный стиль обла­да­ет таки­ми харак­те­ри­сти­ка­ми, как эмо­ци­о­наль­ная неустой­чи­вость, высо­кий уро­вень тре­вож­но­сти и низ­кий уро­вень  агрес­сив­но­сти, повы­шен­ная отвле­ка­е­мость на сре­до­вые воз­дей­ствия, зави­си­мость само­оцен­ки от мне­ния зна­чи­мых дру­гих, стрем­ле­ние к при­част­но­сти груп­по­вым вея­ни­ям, сотруд­ни­че­ству, экзаль­та­ция, потреб­ность в изли­я­нии дру­же­лю­бия на окру­жа­ю­щих, поис­ки при­зна­ния в гла­зах наи­бо­лее авто­ри­тет­ных лич­но­стей группы. 

Кро­ме того, харак­тер­но стрем­ле­ние най­ти общ­ность с дру­ги­ми, энту­зи­азм, вос­при­им­чи­вость к эмо­ци­о­наль­но­му настрою груп­пы, широ­кий круг интересов. 

Полу­чен­ные пока­за­те­ли сви­де­тель­ству­ют о нали­чии зна­чи­мой отри­ца­тель­ной кор­ре­ля­ции  меж­ду склон­но­стью к ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти и дру­же­люб­ным и аль­тру­и­сти­че­ским типа­ми отно­ше­ния к дру­гим людям (p= -0,55). 

Что же каса­ет­ся груп­пы под­рост­ков со склон­но­стью к ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, то в иссле­до­ва­нии было уста­нов­ле­но нали­чие зна­чи­мой поло­жи­тель­ной кор­ре­ля­ции меж­ду склон­но­стью к Интер­нет-зави­си­мо­сти и агрес­сив­ным типом меж­лич­ност­ных отно­ше­ний (p=-0,63). Это сви­де­тель­ству­ет о реаль­ной труд­но­сти выстра­и­ва­ния отно­ше­ний со сверст­ни­ка­ми, чему меша­ют вспыль­чи­вость, импуль­сив­ность, раздражение. 

В свя­зи с отсут­стви­ем необ­хо­ди­мой для обще­ния спо­соб­но­сти выра­жать свои чув­ства и эмо­ции, под­рост­ки при­бе­га­ют к  агрес­сив­ным фор­мам пове­де­ния (вер­баль­ная агрес­сия, дра­ки, нега­ти­визм и т.д.), что огра­ни­чи­ва­ет их воз­мож­но­сти выстра­и­ва­ния здо­ро­вых отно­ше­ний в реаль­ной жизни. 

Высо­кий уро­вень агрес­сив­но­го пове­де­ния при­во­дит к тому, что ком­пью­тер ста­но­вит­ся для под­рост­ков, порой, един­ствен­ной воз­мож­но­стью для без­опас­но­го выра­же­ния сво­ей агрес­сии (напри­мер, в играх, ком­мен­та­ри­ях и т. д.).

Таким обра­зом, про­ве­ден­ное нами иссле­до­ва­ние пока­за­ло, что пред­рас­по­ло­жен­ность к ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти свя­за­на с инди­ви­ду­аль­ны­ми осо­бен­но­стя­ми постро­е­ния меж­лич­ност­ных отно­ше­ний у подростков. 

Под­рост­ки, склон­ные к раз­ви­тию ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, чаще про­яв­ля­ют авто­ри­тар­ный тип меж­лич­ност­но­го вза­и­мо­дей­ствия. Это свя­за­но как с нали­чи­ем внут­ри­лич­ност­но­го кон­флик­та, когда воз­ни­ка­ет жела­ние общать­ся, выра­жать свои мыс­ли, быть сре­ди лиде­ров в соче­та­нии с  низ­ким уров­нем раз­ви­тия соци­аль­ных навы­ков обще­ния, так и с нали­чи­ем серьез­но­го небла­го­по­лу­чия в эмо­ци­о­наль­ной сфе­ре под­рост­ков. В свя­зи с этим под­рост­ки склон­ны ухо­дить в вир­ту­аль­ную реаль­ность и реа­ли­зо­вы­вать там свои фруст­ри­ро­ван­ные потреб­но­сти наи­бо­лее без­опас­ным для них образом. 

Полу­чен­ные резуль­та­ты поз­во­ли­ли нам под­твер­дить пред­по­ло­же­ние о том, что воз­ник­но­ве­ние ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти в под­рост­ко­вом воз­расте может быть обу­слов­ле­но осо­бен­но­стя­ми вза­и­мо­дей­ствия под­рост­ка со взрос­лы­ми и сверстниками. 

В про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния гар­мо­нич­ной лич­но­сти под­рост­ка боль­шое зна­че­ние отво­дит­ся его меж­лич­ност­ным вза­и­мо­от­но­ше­ни­ям, кото­рые спо­соб­ству­ют появ­ле­нию у под­рост­ка спо­соб­но­сти и потреб­но­сти познать само­го себя, окру­жа­ю­щих его людей, ана­ли­зи­ро­вать их поступ­ки, а так­же выстра­и­вать с ними отношения. 

Меж­лич­ност­ные отно­ше­ния под­рост­ки с пред­рас­по­ло­жен­но­стью к ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти выстра­и­ва­ют по деструк­тив­но­му типу, что при­во­дит к кон­флик­там, непри­ня­тию, отвер­же­нию их в соци­у­ме. Вир­ту­аль­ная реаль­ность ока­зы­ва­ет­ся в этом слу­чае той сре­дой, где под­рост­ки полу­ча­ют воз­мож­ность побы­вать в дру­гой роли, созда­вая для себя усло­вия иллю­зор­но­го эмо­ци­о­наль­но­го бла­го­по­лу­чия и, тем самым, все более ста­но­вясь зави­си­мы­ми от рабо­ты за компьютером.

Исхо­дя из резуль­та­тов иссле­до­ва­ния, мож­но пред­по­ло­жить, что в осно­ве про­грамм про­фи­лак­ти­ки и кор­рек­ции ком­пью­тер­ной аддик­ции сре­ди под­рост­ков долж­ны лежать осо­бен­но­сти их меж­лич­ност­ных отно­ше­ний, осо­бен­но­сти вза­и­мо­дей­ствия со сверстниками. 

Судя по резуль­та­там иссле­до­ва­ния, таки­ми пси­хо­ло­ги­че­ски­ми мише­ня­ми долж­ны стать выстра­и­ва­ние кон­струк­тив­ных отно­ше­ний со сверст­ни­ка­ми, реа­ли­за­ция сво­их лидер­ских качеств, уча­стие в сов­мест­ной дея­тель­но­сти, выстра­и­ва­ние адек­ват­ной самооценки. 

Если  кон­струк­тив­ные отно­ше­ния со сверст­ни­ка­ми у под­рост­ка отсут­ству­ют, то может сфор­ми­ро­вать­ся серьез­ный внут­рен­ний кон­фликт, вызван­ный про­ти­во­ре­чи­я­ми меж­ду тре­бо­ва­ни­я­ми дру­гих людей и сво­и­ми соб­ствен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми. Этот кон­фликт нару­ша­ет эмо­ци­о­наль­ный ком­форт, тор­мо­зит гар­мо­нич­ное раз­ви­тие лич­но­сти, что, в свою оче­редь, может при­ве­сти к раз­ви­тию аддик­тив­но­го поведения.

 Обще­ство сверст­ни­ков  – это не толь­ко важ­ный канал инфор­ма­ции, вид эмо­ци­о­наль­но­го кон­так­та, но и опыт сов­мест­ной дея­тель­но­сти и меж­лич­ност­ных отно­ше­ний, кото­рые выра­ба­ты­ва­ют у под­рост­ка необ­хо­ди­мые навы­ки соци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия, фор­ми­ру­ют созна­ние груп­по­вой при­над­леж­но­сти, соли­дар­но­сти, това­ри­ще­ской вза­и­мо­по­мо­щи,  что не толь­ко облег­ча­ет под­рост­ку авто­но­ми­за­цию от взрос­лых, но и дает ему чрез­вы­чай­но важ­ное чув­ство эмо­ци­о­наль­но­го бла­го­по­лу­чия и устойчивости. 

Одна из осо­бен­но­стей под­рост­ко­во­го воз­рас­та состо­ит в том, что у ребен­ка суще­ству­ет объ­ек­тив­ная потреб­ность во вни­ма­нии со сто­ро­ны учи­те­лей, роди­те­лей и осо­бен­но сверст­ни­ков. В свя­зи с этим очень важ­но не остав­лять ребен­ка, склон­но­го к раз­ви­тию ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, один на один со сво­и­ми про­бле­ма­ми, а вовре­мя ока­зы­вать ему пси­хо­ло­ги­че­скую поддержку. 

В кон­тек­сте про­фи­лак­ти­ки ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти про­бле­ма фор­ми­ро­ва­ния исход­но бла­го­по­луч­но­го эмо­ци­о­наль­но­го  здо­ро­вья у под­рост­ков при­об­ре­та­ет осо­бый смысл. 

Овла­де­ние под­рост­ка сред­ства­ми само­по­ни­ма­ния, само­при­ня­тия и само­раз­ви­тия во вза­и­мо­дей­ствии с окру­жа­ю­щи­ми  людь­ми и в усло­ви­ях окру­жа­ю­ще­го мира может стать  эффек­тив­ной мерой пре­одо­ле­ния эмо­ци­о­наль­но­го небла­го­по­лу­чия, посколь­ку это помо­га­ет ему обре­сти сред­ства реше­ния реаль­ных пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем, в про­ти­во­вес ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, даю­щей лишь иллю­зию их решения.

Литература

  1. Арши­но­ва .В., Бар­цал­ки­на В.В., Дуден­ко­ва Т.В. Про­фи­лак­ти­ка гем­блин­га в Интер­нет-зави­си­мо­сти в обра­зо­ва­тель­ной сре­де. М., 2010.
  2. Асмо­лов А.Г., Цвет­ко­ва Н.А., Цвет­ков А.В. Пси­хо­ло­ги­че­ская модель Интер­нет-зави­си­мо­сти лич­но­сти // Мир пси­хо­ло­гии. 2004. № 1.
  3. Бар­цал­ки­на В.В. Акту­аль­ность науч­но­го направ­ле­ния «Аддик­то­ло­гия» // Мате­ри­а­лы все­рос­сий­ской науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем «Аддик­тив­ное пове­де­ние: про­фи­лак­ти­ка и реабилитация»/ Под ред. В.В. Бар­цал­ки­ной,  Н.Б. Фло­ро­вой, В.В. Арши­но­вой. М., 2011.
  4. Вой­скун­ский А.Е. Акту­аль­ные про­бле­мы пси­хо­ло­гии зави­си­мо­сти от Интер­не­та // Пси­хо­ло­ги­че­ский жур­нал. 2004. Т. 25. № 1.
  5. Его­ров А.Ю. Нехи­ми­че­ские зави­си­мо­сти. СПб., 2007.
  6. Коро­лен­ко Ц.П., Дмит­ри­е­ва Н.В. Пси­хо­со­ци­аль­ная аддик­то­ло­гия. Ново­си­бирск, 2001.
  7. Лос­ку­то­ва В.А. Интер­нет-зави­си­мость как фор­ма нехи­ми­че­ских аддик­тив­ных рас­стройств: Дис…. канд. мед. наук. Ново­си­бирск, 2004.
  8. Фур­ма­нов И.А. Пси­хо­ло­ги­че­ские осно­вы диа­гно­сти­ки и кор­рек­ции нару­ше­ний пове­де­ния у детей под­рост­ко­во­го и юно­ше­ско­го воз­рас­та. Минск, 1997.
  9. Griffiths M.D. Internet addiction – time to be taken seriously? // Addiction Research. 2000. Vol. 8. № 5.
Источ­ник: Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2012. Том 4. № 4.

Об авторе

Татья­на Вяче­сла­вов­на Коваль — науч­ный сотруд­ник лабо­ра­то­рии «Меди­ко-пси­хо­ло­ги­че­ская реа­би­ли­та­ция» МГППУ, педа­гог-пси­хо­лог ГОУ ЦПМСС «Мити­но», Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest