Карелина Н.Л. Гендерные особенности поведенческих стратегий при проблемном использовании социальных сетей

К

Введение

Соглас­но ста­ти­сти­че­ским дан­ным, коли­че­ство поль­зо­ва­те­лей соци­аль­ных сетей в мире достиг­ло 4,9 млрд чело­век. Несмот­ря на зна­чи­тель­ный пока­за­тель уров­ня сете­вой актив­но­сти, к 2027 ожи­да­ет­ся при­рост, и пред­ва­ри­тель­но про­гно­зи­ру­ет­ся, что миро­вой объ­ем поль­зо­ва­те­лей соста­вит поряд­ка 5,85 млрд чело­век. Более того, поль­зо­ва­тель­ская актив­ность не огра­ни­чи­ва­ет­ся одним спо­со­бом вза­и­мо­дей­ствия, совре­мен­ный чело­век посе­ща­ет поряд­ка шести-семи плат­форм каж­дый месяц. [13]

Полу­че­ние ста­ти­сти­че­ской инфор­ма­ции отно­си­тель­но поль­зо­ва­тель­ской актив­но­сти в соци­аль­ных сетях детей и под­рост­ков ослож­ня­ет­ся мани­пу­ля­ци­ей дан­ны­ми при реги­стра­ции на плат­фор­мах: c целью допус­ка к более широ­ко­му диа­па­зо­ну кон­тен­та под­рост­ки часто ука­зы­ва­ют воз­раст стар­ше восем­на­дца­ти лет. 

Вме­сте с тем, соглас­но дан­ным, полу­чен­ным в рам­ках иссле­до­ва­ния спе­ци­фи­ки медиа­по­треб­ле­ния детьми и под­рост­ка­ми, «87% детей четы­рех-пяти лет уже поль­зу­ют­ся интер­не­том, 53% из них дела­ют это каж­дый день. При этом cред­не­су­точ­ная про­дол­жи­тель­ность поль­зо­ва­ния интер­не­том в мае 2023 года сре­ди всех под­рост­ков 12–17 лет в горо­дах более 100 тыс. чело­век соста­ви­ла 380 минут, из них 359 минут — на смарт­фоне» [3].

Столь суще­ствен­ное коли­че­ство вре­ме­ни, про­во­ди­мое в Интер­не­те и, в том чис­ле, в соци­аль­ных сетях – ста­вит вопрос о вли­я­нии тако­го вида актив­но­сти на лич­ность под­рост­ка и его жизнь. Боль­шин­ство уче­ных рас­смат­ри­ва­ют чрез­мер­ное пре­бы­ва­ние в онлайн про­стран­стве в кон­тек­сте аддик­тив­но­го пове­де­ния [1, 2], отно­ся зло­упо­треб­ле­ние Интер­не­том к раз­но­вид­но­сти пове­ден­че­ской зависимости. 

Одна­ко это мне­ние пока не нахо­дит отра­же­ния в ДСМ-5, где отсут­ству­ет такая кате­го­рия, как интер­нет-зави­си­мость. При этом в науч­ной лите­ра­ту­ре пред­став­лен серьез­ный объ­ем иссле­до­ва­ний, где авто­ры рас­смат­ри­ва­ют зави­си­мость от Интер­нет-при­ло­же­ний как серьез­ную угро­зу для пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья совре­мен­но­го чело­ве­ка и, в осо­бен­но­сти, для юно­го поколения. 

В рам­ках широ­ко­го спек­тра иссле­до­ва­ний были сфор­ми­ро­ва­ны тео­ре­ти­че­ские моде­ли это­го фено­ме­на и акку­му­ли­ро­ван эмпи­ри­че­ский материал.

Р.А. Дэвис, иссле­дуя про­блем­ное исполь­зо­ва­ние Интер­не­та, раз­де­ля­ет его на две фор­мы, одна из кото­рых пред­став­ля­ет­ся как вза­и­мо­дей­ствие со спе­ци­фи­че­ским кон­тен­том и явля­ет­ся аль­тер­на­тив­ной фор­мой сти­му­ла в реаль­ной жиз­ни. То есть: отсут­ствие досту­па к Интер­не­ту не явля­ет­ся пре­пят­стви­ем для реа­ли­за­ции аддик­тив­но­го наме­ре­ния, зави­си­мый может най­ти ана­ло­гич­ный источ­ник фик­са­ции в реаль­ной жизни. 

Вто­рая фор­ма про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния – общая или гене­ра­ли­зо­ван­ная, она и опре­де­ля­ет зави­си­мость от Интер­не­та как зави­си­мость от уни­каль­ной ком­му­ни­ка­тив­ной сре­ды, кото­рая под­ра­зу­ме­ва­ет вир­ту­аль­ное взаимодействие. 

Вме­сте с тем, по мне­нию Р.А. Дэви­са, при­чи­ной про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та явля­ют­ся пси­хо­ло­ги­че­ские или соци­аль­ные про­бле­мы, а так­же неуме­ние с ними справ­лять­ся. Таким обра­зом, дез­адап­тив­ный стиль исполь­зо­ва­ния Интер­не­та явля­ет­ся неэф­фек­тив­ным спо­со­бом совла­да­ю­ще­го пове­де­ния. [7]

C.Е. Кап­лан, осно­вы­ва­ясь на раз­мыш­ле­ни­ях Р.А. Дэви­са отно­си­тель­но гене­ра­ли­зо­ван­но­го про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния, изу­чал его вза­и­мо­связь с бла­го­со­сто­я­ни­ем человека. 

В про­цес­се про­ве­ден­ных иссле­до­ва­ний он при­шел к выво­ду о том, что наи­бо­лее выра­же­но кор­ре­ли­ру­ет с нега­тив­ны­ми послед­стви­я­ми про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та чув­ство оди­но­че­ства и чув­ство соб­ствен­но­го досто­ин­ства, а онлайн-обще­ние слу­жит сред­ством регу­ля­ции настро­е­ния и, как след­ствие, ведет к уси­ле­нию аддик­тив­но­го пове­де­ния. [6]

Таким обра­зом, авто­ры схо­дят­ся во мне­нии, что чрез­мер­ное и навяз­чи­вое исполь­зо­ва­ние Интер­не­та явля­ет­ся одним из спо­со­бов совла­да­ю­ще­го пове­де­ния, кото­рое явля­ет­ся неэф­фек­тив­ной коп­пинг-стра­те­ги­ей и при­во­дит к зави­си­мо­сти, а так­же к небла­го­при­ят­ным послед­стви­ям для жиз­ни и пси­хо­ло­ги­че­ско­го здо­ро­вья пользователей. 

Кро­ме того, неко­то­рые авто­ры скло­ня­ют­ся к раз­де­ле­нию про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та на типы вза­и­мо­дей­ствия в зави­си­мо­сти от кон­тен­та, гово­ря о суще­ство­ва­нии осо­бен­но­стей, напри­мер, про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей, раз­ли­ча­ют с Интер­нет-игра­ми или онлайн шоп­пин­гом. [9,10,12]

Поэто­му при иссле­до­ва­нии про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та как раз­но­вид­но­сти совла­да­ю­ще­го пове­де­ния сле­ду­ет учи­ты­вать тип его исполь­зо­ва­ния. В свою оче­редь, исполь­зо­ва­ние Интер­не­та в соци­аль­ном кон­тек­сте, напри­мер, соци­аль­ная ком­му­ни­ка­ция через сай­ты соци­аль­ных сетей, встре­ча­ет­ся осо­бен­но часто [8], что, как пред­по­ла­га­ет­ся, свя­за­но с отсут­стви­ем соци­аль­ной под­держ­ки в офлайне и соци­аль­ным дефи­ци­том, испы­ты­ва­е­мым чело­ве­ком в реаль­ной жизни.

Наи­бо­лее уяз­ви­мой к нега­тив­но­му вли­я­нию Интер­не­та груп­пой поль­зо­ва­те­лей явля­ют­ся под­рост­ки – вви­ду ака­де­ми­че­ско­го стрес­са, слож­но­стей постро­е­ния меж­лич­ност­но­го вза­и­мо­дей­ствия в под­рост­ко­вой сре­де, а так­же нес­фор­ми­ро­ван­но­сти стра­те­гий совла­да­ния с пси­хо­со­ци­аль­ны­ми проблемами. 

Совре­мен­ные иссле­до­ва­ния гово­рят о зна­чи­мо­сти сти­ля совла­да­ния со стрес­сом для раз­ви­тия или под­дер­жа­ния симп­то­мов интер­нет – зави­си­мо­сти гене­ра­ли­зо­ван­но­го типа. Кро­ме того, важ­ным меди­а­то­ром в этом про­цес­се явля­ют­ся пози­тив­ные ожи­да­ния от исполь­зо­ва­ния интер­не­та как спо­со­ба пре­одо­ле­ния стрес­со­вых ситу­а­ций. [5] Поэто­му рабо­та с дез­адап­тив­ным коп­пинг-пове­де­ни­ем явля­ет­ся клю­че­вым аспек­том в про­грам­мах реа­би­ли­та­ции и про­фи­лак­ти­ки зави­си­мо­сти сре­ди под­рост­ков. [2]

Авто­ра­ми учи­ты­ва­ет­ся ком­пен­са­тор­ное исполь­зо­ва­нии под­рост­ка­ми Интер­не­та для удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­стей, фруст­ри­ро­ван­ных в реаль­ной жиз­ни. Вме­сте с тем суще­ству­ют иссле­до­ва­ния, кото­рые гово­рят о ген­дер­ных раз­ли­чи­ях в про­цес­сах совла­да­ю­ще­го поведения. 

Так, у пред­ста­ви­те­лей муж­ско­го пола более выра­жен кон­фрон­та­ци­он­ный коп­пинг, а жен­щи­ны чаще при­бе­га­ют к стра­те­гии поис­ка под­держ­ки извне. Я.С. Сун­цо­ва отме­ча­ет: «Жен­щи­ны чаще при­бе­га­ют к стра­те­гии поис­ка соци­аль­ной под­держ­ки, что пред­по­ла­га­ет попыт­ки реше­ния про­блем при­вле­че­ни­ем внеш­них (соци­аль­ных) ресур­сов, выбор ори­ен­ти­ро­ван на вза­и­мо­дей­ствие с дру­ги­ми людь­ми, ожи­да­ние вни­ма­ния, сове­та, сочув­ствия» [4]. Это согла­су­ет­ся с иссле­до­ва­ни­я­ми спе­ци­фи­че­ско­го пато­ло­ги­че­ско­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та, где были обна­ру­же­ны неко­то­рые поло­вые раз­ли­чия онлайн-актив­но­сти как спо­со­ба совла­да­ю­ще­го поведения. 

У пред­ста­ви­те­лей муж­ско­го пола на ожи­да­ния поло­жи­тель­но­го эффек­та от исполь­зо­ва­ния Интер­не­та нега­тив­но вли­я­ют лич­ност­ные аспек­ты (само­оцен­ка, само­эф­фек­тив­ность, уро­вень стресса). 

У жен­щин поло­жи­тель­ные ожи­да­ния от исполь­зо­ва­ния Интер­не­та свя­за­ны с пси­хо­па­то­ло­ги­че­ски­ми состо­я­ни­я­ми, таки­ми как депрес­сия и соци­аль­ная тре­во­га. [5] Про­блем­ное исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей как одно из раз­но­вид­но­стей Интер­нет-актив­но­сти, соглас­но наше­му пред­по­ло­же­нию, будет раз­ли­чать­ся в зави­си­мо­сти от пола пользователей.

Методы

В иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие 180 чело­век – обу­ча­ю­щих­ся стар­ших клас­сов 15-18 лет (М=15,78), из них 96 деву­шек и 84 юноши. 

В каче­стве мето­дов иссле­до­ва­ния исполь­зо­ван опрос­ник про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей в адап­та­ции Н.А. Сиро­ты, Д.В. Мос­ков­чен­ко, В.М. Ялтон­ско­го, А.В. Ялтон­ской, поз­во­ля­ю­щий выявить у поль­зо­ва­те­лей такие ком­по­нен­ты как: пред­по­чте­ние соци­аль­ных сетей в каче­стве спо­со­ба обще­ния, сред­ства регу­ля­ции эмо­ций, погло­щен­ность, ком­пуль­сив­ность и нега­тив­ные послед­ствия исполь­зо­ва­ния. Мето­ди­ка явля­ет­ся резуль­та­том моди­фи­ка­ции и апро­ба­ции опрос­ни­ка про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния Facebook* на рус­ско­языч­ной выборке. 

Вви­ду того, что мы пола­га­ем необ­хо­ди­мым даже в рам­ках такой раз­но­вид­но­сти Интер­нет-актив­но­сти, как соци­аль­ные сети, учи­ты­вать раз­но­об­ра­зие предо­став­ля­е­мо­го кон­тен­та и раз­ли­чать сфе­ры инте­ре­сов, в кото­рых реа­ли­зу­ет­ся поль­зо­ва­тель­ская актив­ность, в этих целях нами исполь­зо­ва­лась спе­ци­аль­но раз­ра­бо­тан­ная анке­та. Она состо­ит из вопро­сов, отве­ты на кото­рые поз­во­ля­ют уста­но­вить, в про­стран­стве како­го поля соци­аль­ной сети реа­ли­зу­ют­ся инте­ре­сы участ­ни­ков исследования. 

Для обра­бот­ки дан­ных исполь­зо­ва­лись мето­ды опи­са­тель­ной ста­ти­сти­ки и непа­ра­мет­ри­че­ский U-кри­те­рий Ман­на – Уитни.

Результаты

Соглас­но дан­ным иссле­до­ва­ния, пред­став­лен­ным в таб­ли­це 1, опре­де­ле­ны зна­чи­мые раз­ли­чия в выра­жен­но­сти ком­по­нен­тов про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния по всем пока­за­те­лям, при­чем сред­ний уро­вень зна­че­ний пока­за­те­лей зна­чи­мо выше в жен­ской выборке.

Таблица 1. Средние значения компонентов проблемного использования

Ком­по­нен­ты про­блем­но­го использованияСред­ние значенияУро­вень досто­вер­но­сти, p
Юно­шиДевуш­ки
Регу­ля­ция эмоций10,614,560,001
Погло­щен­ность8,6711,000,001
Пред­по­чти­тель­ный спо­соб общения9,7911,270,017
Ком­пуль­сив­ность8,6211,690,001
Нега­тив­ные последствия7,408,670,024

Это может сви­де­тель­ство­вать о том, что для пред­ста­ви­те­лей жен­ско­го пола исполь­зо­ва­ние соци­аль­ных сетей в каче­стве стра­те­гии совла­да­ю­ще­го пове­де­ния явля­ет­ся более пред­по­чти­тель­ным видом онлайн актив­но­сти, так как в этом про­стран­стве есть воз­мож­ность полу­чить соци­аль­ную поддержку. 

Для юно­шей более свой­ствен­на стра­те­гия вытес­не­ния, кото­рая может быть эффек­тив­но реа­ли­зо­ва­на в про­стран­стве интер­нет-игр, для кото­рых свой­ствен­на боль­шая отда­лен­ность от реаль­но­сти, в отли­чие от соци­аль­ных сетей, кото­рые, будучи онлайн сре­дой, явля­ют­ся отра­же­ни­ем суще­ству­ю­щих соци­аль­ных связей.

Вме­сте с тем, по полям, в кото­рых реа­ли­зу­ет­ся сете­вая актив­ность в кон­тек­сте пас­сив­но­го исполь­зо­ва­ния, заклю­ча­ю­ще­го­ся в потреб­ле­нии кон­тен­та, усмат­ри­ва­ют­ся раз­ли­чия меж­ду юно­ша­ми и девуш­ка­ми в выра­жен­но­сти пока­за­те­лей по сфе­рам обы­ден­ной жиз­ни (p ≤ 0,000), обра­зо­ва­нию (p ≤ 0,41), поли­ти­ки (p ≤ 0,000), раз­вле­че­ний (p ≤ 0,008) и куль­ту­ре (p ≤ 0,016) (табл.2).

Вме­сте с тем зна­че­ния по инте­ре­сам в обы­ден­ной жиз­ни, раз­вле­че­ни­ям, обра­зо­ва­нию, куль­ту­ре у деву­шек выше, чем у юно­шей. Пре­ва­ли­ро­ва­ние сфер раз­вле­че­ния и обы­ден­ной жиз­ни кос­вен­но может гово­рить о ком­пен­са­тор­ном исполь­зо­ва­нии сай­тов соци­аль­ных сетей и быть свя­за­но с более выра­жен­ны­ми пока­за­те­ля­ми про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния у деву­шек. Инте­ре­сы юно­шей при потреб­ле­нии кон­тен­та боль­ше лежат в сфе­ре поли­ти­ки, полу­че­ния инфор­ма­ции, а не развлечения.

Таблица 2. Средние значения использования социальных сетей в пассивном режиме по интересам

Поля сете­вой актив­но­сти по пас­сив­но­му типу использованияСред­ние значенияУро­вень досто­вер­но­сти, p
Юно­шиДевуш­ки
Про­стран­ство обы­ден­ной жизни5,717,710,001
Поле обра­зо­ва­ния7,318,350,410
Эко­но­ми­че­ское поле6,526,080,335
Науч­ное поле6,485,790,289
Поли­ти­че­ское поле6,955,080,001
Раз­вле­ка­тель­ное поле9,2110,330,008
Поле куль­ту­ры5,696,630,016

Соглас­но полу­чен­ным дан­ным, пред­став­лен­ным в табл. 3, выяв­ле­ны досто­вер­ные раз­ли­чия меж­ду инте­ре­са­ми юно­шей и деву­шек в аспек­те созда­ния и рас­про­стра­не­ния кон­тен­та по сфе­рам: эко­но­ми­че­ская (p ≤ 0,006), поли­ти­че­ская (p ≤ 0,000), раз­вле­ка­тель­ная (p ≤ 0,006) и куль­тур­ная (p ≤ 0,043).

Более выра­жен­ные пока­за­те­ли по инте­ре­сам раз­вле­че­ния и куль­ту­ры у деву­шек согла­су­ют­ся с преды­ду­щи­ми дан­ны­ми по пас­сив­но­му исполь­зо­ва­нию и могут гово­рить о выра­жен­но­сти раз­вле­ка­тель­ной цели вви­ду свя­зан­но­сти потреб­ле­ния и рас­про­стра­не­ния в лока­ли­зо­ван­ной части интер­нет-про­стран­ства. У юно­шей выра­жен­ны­ми тема­ми рас­про­стра­ня­е­мой инфор­ма­ции явля­ют­ся поли­ти­че­ская (так­же как в вопро­се потреб­ле­ния) и экономическая.

Таблица 3. Средние значения использования социальных сетей в активном режиме по интересам

Поля сете­вой актив­но­сти по актив­но­му типу использованияСред­ние значенияУро­вень досто­вер­но­сти, p
Юно­шиДевуш­ки
Про­стран­ство обы­ден­ной жизни4,524,810,530
Поле обра­зо­ва­ния4,984,440,493
Эко­но­ми­че­ское поле4,793,650,006
Науч­ное поле4,643,670,081
Поли­ти­че­ское поле4,743,440,001
Раз­вле­ка­тель­ное поле5,266,440,006
Поле куль­ту­ры4,384,650,043

Обсуждение и выводы

В целях иссле­до­ва­ния вли­я­ния про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та мы пола­га­ем важ­ным учи­ты­вать фор­му вза­и­мо­дей­ствия с Интер­нет-про­стран­ством, кото­рая выра­жа­ет­ся в пре­иму­ще­ствен­ном выбо­ре того или ино­го при­ло­же­ния, а так­же заин­те­ре­со­ван­ность в спе­ци­фи­ке кон­тен­та, кото­рая обу­слов­ле­на целя­ми и моти­ва­ми сете­вой активности.

Как пока­зы­ва­ют резуль­та­ты иссле­до­ва­ния, пове­ден­че­ские стра­те­гии при про­блем­ном исполь­зо­ва­нии соци­аль­ных сетей у юно­шей и деву­шек раз­нят­ся. Ком­по­нен­ты про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния более выра­же­ны у пред­ста­ви­тель­ниц жен­ско­го пола, что может быть свя­за­но с выбо­ром исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей как спо­со­ба совла­да­ю­ще­го пове­де­ния и с ожи­да­ни­ем бла­го­при­ят­ных послед­ствий в виде соци­аль­ной поддержки. 

Кро­ме того, более высо­кие пока­за­те­ли про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей сре­ди деву­шек могут быть обу­слов­ле­ны реа­ли­за­ци­ей сете­вой актив­но­сти пре­иму­ще­ствен­но в поле раз­вле­че­ний. При этом инте­ре­сы юно­шей боль­ше реа­ли­зу­ют­ся в поле поли­ти­ки и эко­но­ми­ки, что может объ­яс­нять более низ­кую выра­жен­ность дез­адап­тив­но­го исполь­зо­ва­ния соци­аль­ных сетей и нега­тив­ных послед­ствий сете­вой активности. 

Таким обра­зом, пола­га­ем важ­ным учи­ты­вать ген­дер­ные раз­ли­чия при раз­ра­бот­ке про­грамм, направ­лен­ных на кор­рек­цию и про­фи­лак­ти­ку про­блем­но­го исполь­зо­ва­ния Интер­не­та, вви­ду нали­чия раз­ли­чий в стра­те­ги­ях пре­одо­ле­ния стрес­со­вых ситу­а­ций с целью более эффек­тив­но­го поис­ка аль­тер­на­тив­ных спо­со­бов под­держ­ки в реаль­ной жизни.

Литература

  1. Вой­скун­ский А.Е. Фено­мен зави­си­мо­сти от Интер­не­та // Гума­ни­тар­ные иссле­до­ва­ния в Интер­не­те / Под ред. А.Е. Вой­скун­ско­го. М.: Можайск-Тер­ра, 2000. С. 100-131.
  2. Сиро­та Н.А. Копинг-пове­де­ние в под­рост­ко­вом воз­расте и про­фи­лак­ти­ка его аддик­тив­но­го вари­ан­та // Мате­ри­а­лы Все­рос­сий­ская науч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем «Аддик­тив­ное пове­де­ние: про­фи­лак­ти­ка и реа­би­ли­та­ция» (г. Москва, 22-23 апре­ля 2011 г.). Москва: МГППУ, 2011. С. 40-45.
  3. Стро­го­ва Е. Под­рост­ки посчи­та­ли Instagram* и Netflix «уста­рев­ши­ми для Рос­сии» трен­да­ми. Чем отли­ча­ет­ся пове­де­ние детей и взрос­лых в интернете.
  4. Сун­цо­ва Я.C. Осо­бен­но­сти пси­хо­ло­ги­че­ских защит и копинг-стра­те­гий муж­чин и жен­щин // Вест­ник Удмурт­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия «Фило­со­фия. Пси­хо­ло­гия. Педа­го­ги­ка». 2014. 
  5. Brand M., Laier C., Young K.S. Internet addiction: coping styles, expectancies, and treatment implications // Frontiers in Psychology. 2014. doi:10.3389/fpsyg.2014.01256.
  6. Caplan S.E. Problematic Internet use and psychosocial well-being: development of a theory-based cognitive-behavioral measurement instrument // Computers in Human Behavior. 2002. No. 18. P. 553–575. doi:10.1016/S0747-5632(02)00004-3.
  7. Davis R.A. A cognitive-behavioral model of pathological Internet use // Computers in Human Behavior17, 2001. P.187–195. doi: 10.1016/S0747-5632(00)00041-8
  8. Lortie C.L., Guitton M.J. Internet addiction assessment tools: dimensional structure and methodological status // Addiction. 2013. No. 108, P. 1207–1216. doi:10.1111/add.12202.
  9. Kus, D.J.,Griffith, M.D. Internet gaming addiction: a systematic review of empirical research // International Journal of Mental Health and Addiction. 2011. P. 278–296. doi:10.1007/s11469-011-9318-5/
  10. Kuss D.J., Griffiths M.D. Online social networking and addiction: a review of the psychological literature // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2011. No. 8. P. 3528–3552. doi:10.3390/ijerph8093528
  11. Kuss D.J., Griffiths M.D., Karila M., Billieux J. Internet addiction: a systematic review of epidemiological research for the last decade // Current Pharmaceutical Design. 2014. N. 20, P. 4026–4052. doi: 10.2174/13816128113199990617.
  12. Yu SC., Hsu W.H., Y, M.N., Hsu H.Y. Is the use of social networking sites correlated with internet addiction? Facebook* use among Taiwanese college students. // World Academy of Science, Engineering and Technology. 2012. No. 68. P.1659-1661.
  13. Wong Belle J.D., Bottorff Cassie Top Social Media Statistics And Trends Of 2024.
Источ­ник: Циф­ро­вая гума­ни­та­ри­сти­ка и тех­но­ло­гии в обра­зо­ва­нии (DHTE 2024): сб. ста­тей V меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции. 14—15 нояб­ря 2024 г. / Под ред. В.В. Руб­цо­ва, М.Г. Соро­ко­вой, Н.П. Рад­чи­ко­вой М.: Изда­тель­ство ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. С. 474–483.

Об авторах

Ната­лия Лео­ни­дов­на Каре­ли­на — аспи­рант, Иркут­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО ИГУ), Иркутск, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest