Актуальность
Электронная коммуникация стала неотъемлемым элементом социальной активности современного человека. Рост популярности электронных сетей обусловил необходимость пересмотра феноменологии общения с учетом новых технологических возможностей. Следует заметить, что в настоящее время существуют разнообразные средства, формы и способы общения, и большая часть из них так или иначе связана с современными техническими возможностями, которые представлены в Интернете. Это позволяет взаимодействовать с людьми вне зависимости от места и времени [1,2].
Соколов А.В. рассматривает Интернет как глобальную социально-коммуникационную компьютерную сеть, предназначенную для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий. Следовательно, Интернет представляет особой опосредованную форму общения, что предполагает общение людей, которые находятся в разных городах и даже странах [3].
Такие возможности Интернета, как оперативность, интерактивность, мультимедийность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, обратная связь пользователей, позволяют использовать сеть Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения [4,5]. Marjolijn L. отмечает, что Интернет влияет на то, как люди встречаются, общаются и поддерживают дружеские отношения [6]. Также, Интернет рассматривают как пространство для самореализации личности, что дает возможность проявить себя в комфортных условиях ( например, таких как анонимность, разные виды коммуникативного взаимодействия, неограниченное число потенциальных собеседников, возможность заявить о себе широкой аудитории, наличие сайтов, удовлетворяющих многие потребности в хобби, творчестве и т.д.) [7-9].
В исследовании Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. было выявлено влияние Интернета на взаимоотношения людей, частота использования которого расширяет их возможности в решении задач, в дальнейшем это влияет на развитие потенциала молодых людей и построения их карьеры [10].
Кроме отмеченных выше положительных фактов использования сети Интернет, существуют и отрицательные, описанные в различных исследованиях. Так, в исследованиях Сушкова И.Р., Козловой Н.С. было доказано, что активность в социальных сетях способствует переносу сферы общения в Интернет и влияет на изменения в коммуникативной сфере личности в целом [11]. Выяснение отношений посредством использования сети Интернет в дальнейшем снижает мотивацию людей к взаимодействию друг с другом, в результат они значительно меньше времени проводят в компании друзей и с членами семьи [12-14]. И здесь может идти речь об интернетзависимости, и, как следствие, социальной дезинтеграции и изоляции [15].
Таким образом, проведённый теоретический анализ позволяет сделать заключение о разных взглядах на коммуникацию в Интернете. Исследователями выделены следующие особенности интернет-коммуникации: отсутствие визуального контакта (в определенной степени); высокая степень анонимности; возможность построения собственного образа с помощью компьютерных средств; слабая социальная регламентированность вербального поведения; сложность проявления эмоций в процессе общения [16-20].
Цель
В результате проведенного теоретического анализа выявлено противоречие, возникающее между потребностью в интернет-коммуникации современного человека и недостаточной изученностью особенностей такой коммуникации, что не даёт возможности грамотно выстраивать работу по управлению межличностным взаимодействием и конфликтами в случае, если они происходят в рамках интернеткоммуникации. Исходя из этого, цель нашего исследования – выявление специфических особенностей выяснения личных (романтических) отношений с использованием различных способов и средств интернет-коммуникации.
Материалы и методы
Исследование проводилось поэтапно: на первом (пилотном) этапе исследования экспертами (психологами, исследующими проблемы коммуникаций) было рассмотрено 10 диалогов, посвященных выяснению личных отношений (общим объемом 36 страниц), предоставленных пользователями социальной сети «ВКонтакте». Опираясь на данные, полученные в ходе контент-анализа диалогов, и на подходы к изучению особенностей интернет-коммуникации Н.Н. Богомоловой, О.А. Гулевич, Л.Н. Мун, экспертами были выделены критерии, которые характеризуют особенности выяснения отношения посредством интернет – коммуникации: неполная (сокращенная) форма выражения своих мыслей; сдержанность высказываний; снятие жестких культурных границ, несдержанность высказываний; неверное понимание сообщений (мыслей собеседника); неполное понимание сообщений (мыслей собеседника); возникновение сложностей с расшифровкой текста/ специфическая компьютерная этика (сокращенные слова); затрудненность эмоционального компонента общения; стремление к эмоциональному наполнению текста (смайлики, псевдопунктуация и т.д.); ошибки с интерпретацией эмоции; отсроченность ответа, долгие паузы; неожиданное прерывание контакта одной из сторон; неоднократное прерывание и возврат к разговору (выход из сети и возвращение в сеть); смена темы беседы; игнорирование собеседника; предоставление точно сказанных слов.
На втором этапе исследования проведено анкетирование. Выборку составили 60 респондентов (активных интернет-пользователей): 30 мужчин и 30 женщин в возрасте от 18 до 56 лет. Респонденты рандомно выбирались среди пользователей социальной сети ВКонтакте. Критерием вхождения в выборку были положительные ответы на вопросы об имеющемся у респондентов опыте выяснения личных отношений всеми перечисленными способами (лично, телефонное и СМС-общение, различные варианты интернет-взаимодействия).
Был составлен модифицированный семантический дифференциал, в который вошли ранее выделенные характеристики в качестве дескрипторов, по которым респондентам необходимо было оценить разные виды коммуникации, используемые при выяснении личных (романтических) отношений.
Виды коммуникации выступили в качестве объектов: личное взаимодействие, телефонный разговор, СМС-переписка, коммуникация через социальные сети и Skype.
Полученные результаты были обработаны в программе STATISTICA методами факторного и кластерного анализа.
Результаты и их обсуждение
Контент-анализ представленных диалогов интернет-переписки показал, что наибольшее наполнение при выяснении личных (романтических) отношений посредством интернет-коммуникации наблюдаются в таких категориях, как «Стремление к эмоциональному наполнению текста (смайлики, псевдопунктуация и т.д.)» – 344 единицы, «Неполная (сокращенная) форма выражения своих мыслей» – 48 единиц, «Снятие жестких культурных границ, несдержанность высказываний» – 30 единиц, «Ошибки с интерпретацией эмоций» – 15 единиц.
Наименьшее наполнение при выяснении личных (романтических) отношений посредством интернет-коммуникации наблюдается в таких категориях, как:
- «Неоднократное прерывание и возврат к разговору (выход из сети и возвращение в сеть)» – 2 единицы;
- «Игнорирование собеседника» – 2 единицы;
- «Неожиданное прерывание контакта одной из сторон» – 3 единицы;
- «Смена темы беседы» – 4 единицы;
- «Отсроченность ответа, долгие паузы» – 5 единиц;
- «Сдержанность высказываний» – 6 единиц;
- «Неверное понимание сообщений (мыслей собеседника)» – 8 единиц;
- «Затрудненность эмоционального компонента общения» – 13 единиц.
Следовательно, несмотря на отсутствие личного взаимодействия партнеров, в процессе интернет-коммуникации выяснение отношений проходит так же, как и при реальном взаимодействии, при этом отличительной чертой интернет-коммуникации являются невербальные средства общения. Интернет-пользователи в своих сообщениях активно стараются передавать эмоциональное состояние, чувства, внутренние переживания, наполняя текст сообщения различными смайлами, псевдопунктуациями, неоднократной отправкой сообщений за минимальное количество времени, добавление картинок и видео.
В результате модифицированного семантического дифференциала, было выявлено, что для выяснения личных (романтических) отношений используются все способы коммуникации (рис. 1): личное взаимодействие, интернет-коммуникация и телефонная связь.
Выяснение отношений посредством интернет-коммуникации только набирает активность в использовании.
В сравнении двух выборок – мужской и женской – было отмечено, что для выяснения личных (романтических) отношений, как мужчины, так и женщины достаточно часто используют телефон и социальные сети (рис. 2).
Также из рисунка 2 видно, что такой способ выяснения отношения, как личное взаимодействие, является предпочтительным как для мужчин, так и для женщин. Как мужчины, так и женщины для выяснения отношения используют телефон и социальные сети в равной степени. Выяснение отношений через СМС-сообщения мужчины используют меньше, чем женщины.
Далее в результате проведенного факторного анализа данных всей выборки было выделено два фактора (табл. 1-3).
Таблица 1. Таблица значений факторов всей выборки
Наличие дескрипторов, представленных в таблице 2, позволило нам условно назвать данный фактор как «Непродуктивная коммуникация».
Таблица 2. Таблица значений фактора 1
Таблица 3. Таблица значений фактора 2
Полученные данные свидетельствует о том, что испытуемым, при выяснении личных (романтических) отношений, сложнее всего распознавать и передавать эмоции собеседнику в процессе переписки. Понимание собеседников в социальных сетях часто осложняется сокращениями слов и мыслей. В русском языке передача смысла во многом зависит от интонации и ударений, без использования которых смысл сообщений в процессе переписки может исказиться. Отрицательным полюсом был выявлен способ интернет-коммуникации Skype, это говорит о том, что данные особенности выяснения личных (романтических) отношений незначительны при этом способе коммуникации. Возможно, это связано с тем, что в Skype есть возможность невербальных проявлений, выражения смысла и эмоций интонацией, тоном и т.д. Полученные данные подтверждает нашу гипотезу о том, что существуют специфические черты, которые характерны для выяснения личных (романтических) отношений посредством интернет-коммуникации.
Второй фактор условно был назван «Свободная коммуникация». Наличие данных дескрипторов, представленных в Таблице 3, свидетельствует о том, что при личном взаимодействии специфика выяснения личных (романтических) отношений значительно отличаются от специфики выявления личных (романтических) отношений в интернет-пространстве, которое предоставляет испытуемым больше свободы в выражении своих эмоций, мыслей, высказываний с использованием различных средств интернет-коммуникации.
Skype вышел в отрицательный полюс. Мы полагаем, что испытуемые не чувствуют полной свободы в выражении переживаемых эмоций, данная программа устроена так, что в процессе интернет-общения каждый из участников видит на экране компьютера не только партнера, но и себя. Это заставляет человека следить за собственными жестами, поведением, мимикой.
По результатам факторного анализа женской выборки было выделено 2 фактора (табл. 4-6), по наличию дескрипторов условно были названы «Сложная коммуникация» (фактор 1) и «Легкая коммуникация» (фактор 2).
Таблица 4. Таблица значений факторов женской группы
Таблица 5. Таблица значений фактора 1 женской группы
Таблица 6. Таблица значений фактора 2 женской группы
Выявлено, что женщины, при выяснении отношений в СМС-сообщениях и социальных сетях, чаще всего сталкиваются с неожиданным прерыванием контакта одной из сторон, игнорированием со стороны собеседника, отсроченностью ответов и наличием долгих пауз. Возникают сложности с пониманием и передачей эмоций собеседнику, расшифровкой высказываний, с использованием односложных ответов, краткой формой выражения мыслей, что может быть вызвано отсутствием невербальных проявлений.
По результатам факторного анализа мужской выборки выделено 2 фактора условно названные «Эффективная коммуникация» (фактор 1) и «Неэффективная коммуникация» (фактор 2) (табл. 7-9).
Таблица 7. Таблица значений факторов мужской группы
Таблица 8. Таблица значений факторов 1 мужской группы
Таблица 9. Таблица значений факторов 9 мужской группы
Выявлено, что мужчины для выяснения личных (романтических) отношений предпочитают личную и телефонную коммуникацию. Для данных способов выяснения отношений в мужской выборке характерна резкая смена темы беседы. При выборе данных способов выяснения отношений мужчины испытывают некоторую «свободу», они осознанно доносят свои эмоции.
В социальных сетях и СМС-сообщениях мужчины часто игнорируют собеседника, что, возможно, является наиболее удобным способом ухода от выяснения отношений.
Далее проводилась обработка полученных данных методом кластерного анализа, по результатам которого определилось, что выяснения личных (романтических) отношений для женщин через социальные сети ближе к СМС-сообщениям, то есть они воспринимают информацию как текст. У мужчин социальные сети ближе к программе Skype, то есть они воспринимают это как контактный способ выяснения отношений, что свидетельствует о различиях в восприятии выяснения личных (романтических) отношений посредством интернет-коммуникации у мужчин и у женщин.
Подводя итоги проведенного исследования, мы пришли к выводу, что выяснение личных (романтических) отношений в сети Интернет имеет как свои специфические, так и гендерные особенности:
Интернет-переписка в настоящее время является одним из главных средств коммуникации, однако, респонденты предпочитают выяснение личных (романтических) отношения при непосредственном общении, но при этом телефонная связь и социальные сети у респондентов пользуются популярностью в решении межличностных конфликтов и выяснении личных отношений.
Главным преимуществом выяснения личных (романтических) отношений по интернет-коммуникации является возможность хорошо продумать текст, добавить в него различные смайлы, псевдопунктуации, картинки и видео (невербальные средства общения), а также за минимальное количество времени есть возможность отправить сообщение неоднократно или, наоборот, есть возможность внимательно прочитать слова собеседника, обдумать их смысл и только после ответить на сообщение.
Женщины при выяснении отношений в СМС-сообщениях и социальных сетях чаще всего сталкиваются с неожиданным прерыванием контакта одной из сторон. У них возникают сложности с пониманием и передачей эмоций собеседнику, что может быть вызвано отсутствием невербальных проявлений. При личном взаимодействии женщинам легче начать выяснение отношений, чем в социальных сетях, СМС-сообщениях и по телефону. Они чувствуют большую «свободу» в процессе выяснения отношений.
В процессе интернет-коммуникации мужчины осознанно доносят свои эмоции, предпочитают резко менять тему беседы, испытывают некоторую «свободу». В социальных сетях и СМС-сообщениях мужчины часто игнорируют собеседника, что, возможно, является наиболее удобным способом ухода от выяснения отношений. Мужчины сталкиваются с отстроченностью ответов и наличием долгих пауз, что может быть связано как с более тщательным обдумыванием формулировок для точной передачи мыслей и эмоции партнерше, так и с внешними факторами.
Женщины коммуникацию в социальных сетях воспринимают как текст, также как и СМС-сообщения. Мужчины социальные сети воспринимают как контактный способ выяснения отношений.
Выводы
Несмотря на то, что коммуникация во многом смещается в интернет-пространство, для выяснения личных отношений, как для мужчин, так и для женщин остается предпочтительнее личное взаимодействие.
Результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать в практике индивидуального консультирования в качестве разъяснения, предотвращения и прогнозирования исходов частого выяснения личных (романтических) отношений посредством интернет-коммуникации, а также в рамках психологического просвещения о качественных и продуктивных взаимоотношениях посредством различных способов интернет-коммуникации.
Конфликт интересов отсутствует.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Хуторной С.Н. Сетевое виртуальное общение и его влияние на межличностные отношения // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 6.
- Lee J., Bonk C.J. Social network analysis of peer relationships and online interactions in a blended class using blogs // The Internet and Hinger Education. 2016. Vol. 28. P. 35-44. doi:10.1016/ j.iheduc.2015.09.001
- Соколов А.В. Метатеория социальной коммуникации. СПб.: Российская национальная библиотека; 2001.
- Никитина Д.Н., Попова Л.В. Особенности интернет-коммуникации // Национальная ассоциация ученых (НАУ). Психологические науки. 2015. №2-8 (7). С. 130-132.
- Кудрина Л.В. Влияние интернет-коммуникаций на современное информационное поле // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2016. №6. С. 97-101. doi:10.20339/ PhS.6-16.097
- Antheunis М.L. Friendships and the Internet // The International Encyclopedia of Interpersonal C o m m u n i c a t i o n . 2 0 1 5 . V o l . 2 . Р . 1 8 . doi:10.1002/9781118540190.wbeic261
- Южанинова Е.Р. Интернет-коммуникация как способ самореализации личности // Теория и практика общественного развития. 2013. №5. С. 25-28.
- Özgüven N., Mucan B. The relationship between personality traits and social media use // Social Behavior and Personality: An international journal. 2013. Vol. 41. Р. 517-528. doi:10.2224/sbp.2013. 41.3.517
- Дзялошинская М.И. Социально ответственное поведение в интернете: поиски модели // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. №5. С. 32-41.
- Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. Digital socialization: young people’s changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood // Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18 (9). Р. 1022-1038. doi:10.1080/ 1369118х.2015.1007074
- Сушков И.Р., Козлова Н.С. Интернет-активность как проявление потребности личности в коллективном субъекте // Психологический журнал. 2015. Т. 36, №5. С. 75-83.
- Якоба И.А. Гендер в интернет-коммуникации: динамика развития // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. №1(72). С. 303-309.
- Soleymani А. Farahati М. The Impact of Excessive Internet Use on Communication Skills and Mental Health in Cafe Internet Users // International Journal of School Health. 2014. Vol. 1, №2. doi:10.17795/intjsh-23524
- Wegmann E., Brand М. Internet-Communication Disorder: It’s a Matter of Social Aspects, Coping, and Internet-Use Expectancies // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 7. doi:10.3389/fpsyg.2016.01747
- Ушакова Е.С. Интернет-зависимость как проблема современного общества // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2014. №1(4).
- Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. №2. С. 90-104.
- Старикова М.А., Воробьева А.А. Способы проявлений эмоций молодёжи в интернеткоммуникации // Аллея науки. 2017. Т. 2, №14. С. 750-754.
- Обухова Ю.О., Евсеева Л.И., Танова А.Г. Новые технологии коммуникации в восприятии современного человека // Теория и практика общественного развития. 2017. №12. С. 43-47. doi:10.24158/tipor.2017.12.9
- Nagel Е. From usernames to profiles: the development of pseudonymity in Internet communication // Internet Histories. 2017. №1(4). С. 312-331. doi:10.1080/24701475.2017.1389548
- Segev E., Nissenbaum A., Stolero N., et al. Families and Networks of Internet Memes: The Relationship Between Cohesiveness, Uniqueness, and Quiddity Concreteness // Journal of ComputerMediated Communication. 2015. №20 (4). С. 417433. doi:10.1111/jcc4.12120
Об авторах
- Ольга Станиславовна Андреева – кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия.
- Ксения Андреевна Володина – кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия.
- Евгения Борисовна Шуракова – магистрант, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия.
Смотрите также:
- Белинская Д.В. Спид дейтинг как форма добрачных отношений
- Первитская А.М. Личностные и социально-психологические особенности девушек, самопрезентирующих кросс-пол в социальных сетях
- Пучкова Л.Л. Селфи как форма репрезентации телесности современной молодежи: гендерный аспект
- Урусова Е. А., Хусяинов Т. М. Неслучайные встречи: как технологизируются знакомства и отношения в условиях общества постмодерна