ДЕТИ. МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ. 2017. Отчет MOMRI

Д

Иссле­до­ва­тель­ская про­грам­ма про­во­ди­лась по зака­зу АО «Циф­ро­вое теле­ви­де­ние», а так­же ини­ци­а­тив­но Инсти­ту­том совре­мен­ных медиа (MOMRI).

Пуб­ли­ку­ет­ся с сокра­ще­ни­я­ми. Пол­ная элек­трон­ная вер­сия докла­да «ДЕТИ. МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ. 2017» доступ­на по запро­су на e-mail: info@momri.org.

МЕТОДОЛОГИЯ

Насто­я­щий отчет под­го­тов­лен Инсти­ту­том совре­мен­ных медиа (MOMRI) на осно­ва­нии дан­ных уни­каль­но­го ком­плек­са из 25 иссле­до­ва­ний, посвя­щен­ных тема­ти­ке дет­ско­го, под­рост­ко­во­го и моло­деж­но­го медиа­по­треб­ле­ния.

Цель проекта:

изу­че­ние осо­бен­но­стей и тен­ден­ций медиа­по­треб­ле­ния детей в Рос­сии.

География проекта:

Рос­сий­ская Феде­ра­ция. Горо­да-мил­ли­он­ни­ки и Москва были выбра­ны как насе­лен­ные пунк­ты с более высо­ким уров­нем про­ник­но­ве­ния интер­не­та и тех­но­ло­гий, где мож­но уви­деть наи­бо­лее яркие моде­ли медий­но­го пове­де­ния, выявить спе­ци­фи­ку и трен­ды.

Целевая аудитория:

основ­ная – все дети 0–12 лет. Допол­ни­тель­ная — все, 12+.

Выборка:

в рас­смат­ри­ва­е­мых иссле­до­ва­ни­ях при­ня­ли уча­стие 7181 роди­тель из Моск­вы и реги­о­нов Рос­сии, 3226 детей, под­рост­ков и моло­де­жи в воз­расте от 2 до 25 лет.

Основные задачи:

  • выяв­ле­ние основ­ных видов медиа­ак­тив­но­сти детей;
  • изу­че­ние осо­бен­но­стей медиа­по­по­треб­ле­ния детей до 12 лет по вре­ме­ни, типам устройств, кон­тент­ным пред­по­чте­ни­ям, дру­гим кри­те­ри­ям;
  • объ­ек­тив­ная оцен­ка рис­ков и потен­ци­а­ла исполь­зо­ва­ния мобиль­ных игр для раз­ви­тия детей;
  • ана­лиз роди­тель­ской пози­ции в отно­ше­нии медиа­по­ве­де­ния и медиа­пред­по­чте­ний детей;
  • изу­че­ние потре­би­тель­ской актив­но­сти детей, отно­ше­ния детей и роди­те­лей к лицен­зи­он­ным това­рам.

Сбор данных:

исполь­зо­ва­лись каби­нет­ные и поле­вые мето­ди­ки сбо­ра каче­ствен­ных и коли­че­ствен­ных дан­ных. Про­це­ду­ры были раз­лич­ны — от игро­вых мето­дик и тести­ро­ва­ния игр детьми до скайп- и лич­ных интер­вью со взрос­лы­ми, глу­бин­ных экс­перт­ных интер­вью.

Дан­ные по теле­смот­ре­нию ком­па­нии Медиа­скоп предо­став­ле­ны Ана­ли­ти­че­ской служ­бой ВГТРК.

Типы данных:

для более глу­бо­ко­го пони­ма­ния дет­ской ауди­то­рии и повы­ше­ния досто­вер­но­сти резуль­та­тов в отче­те исполь­зо­ва­ны раз­лич­ные типы дан­ных:

  • дан­ные, осно­ван­ные на отве­тах роди­те­лей о медиа­по­ве­де­нии детей. Роди­те­лей спра­ши­ва­ли о кон­крет­ном ребен­ке в семье. В этом слу­чае суще­ству­ют иска­же­ния, одна­ко учи­ты­вая воз­раст целе­вой ауди­то­рии, отве­ты роди­те­лей на ряд вопро­сов более надеж­ны, чем те, кото­рые полу­че­ны от ребен­ка;
  • дан­ные, полу­чен­ные непо­сред­ствен­но в ходе вклю­чен­но­го наблю­де­ния за детьми, лич­ных интер­вью и фокус-групп (состав­ле­ние анкет и иссле­до­ва­тель­ские про­це­ду­ры с детьми все­гда про­во­ди­ли про­фес­си­о­наль­ные дет­ские и под­рост­ко­вые пси­хо­ло­ги);
  • дан­ные меди­а­из­ме­ри­те­лей;
  • экс­перт­ные оцен­ки пред­ста­ви­те­лей ком­па­ний меди­а­ин­ду­стрии, ори­ен­ти­ро­ван­ных на дет­скую ауди­то­рию, и мне­ния авто­ри­тет­ных прак­ти­ку­ю­щих пси­хо­ло­гов, пред­став­ля­ю­щих раз­ные шко­лы и направ­ле­ния.

Команда проекта:

социо­ло­ги и пси­хо­ло­ги, мно­гие из кото­рых сами явля­ют­ся роди­те­ля­ми, и поэто­му цель иссле­до­ва­ния вос­при­ни­ма­лась не толь­ко как про­фес­си­о­наль­ная, но и как лич­но зна­чи­мая.

КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ

2017 год явно про­де­мон­стри­ро­вал систем­ные изме­не­ния меди­а­ин­ду­стрии под вли­я­ни­ем дет­ско­го сег­мен­та. Совре­мен­ные дети — самая мно­го­чис­лен­ная (22,6 млн.) и самая медий­ная часть соци­у­ма, зна­чи­тель­но опе­ре­жа­ю­щая по медиа­по­треб­ле­нию под­рост­ков и моло­дежь.

Дети роди­лись и рас­тут в домо­хо­зяй­ствах, где есть два теле­ви­зо­ра, доступ в интер­нет, план­шет, смарт­фон, ком­пью­тер или ноут­бук, а так­же DVD, игро­вая при­став­ка и мно­гое дру­гое. Вопре­ки сте­рео­ти­пу, дети явля­ют­ся потре­би­те­ля­ми самых раз­ных типов кон­тен­та: ТВ (72%), печат­но­го (77%), игро­во­го (71%), музы­каль­но­го (42%), и др.

Иссле­до­ва­ния MOMRI 2017 года пока­за­ли, что дети в ран­нем воз­расте из пас­сив­ных потре­би­те­лей пре­вра­ща­ют­ся в актив­ных, и уже в 3–5 лет начи­на­ют вли­ять на выбор кон­тен­та и това­ров (95% роди­те­лей гово­рят об уча­стии детей 3–5 лет в выбо­ре).

Медий­ное изоби­лие, зна­чи­тель­ное нара­щи­ва­ние объ­е­мов каче­ствен­но­го рос­сий­ско­го дет­ско­го кон­тен­та — ката­ли­за­то­ры роста дет­ско­го медиа­по­треб­ле­ния в Рос­сии.

Как пока­за­ли иссле­до­ва­ния MOMRI 2017 года, уве­ли­чи­ва­ет­ся сово­куп­ная доля дет­ских кана­лов (16,6%, +4,2% к 2014 году, 4–17) и вре­мя смот­ре­ния феде­раль­ных кана­лов (115 минут, +14 минут к 2016 году для феде­раль­ных кана­лов, вклю­чая в т.ч. теле­ка­нал Мульт, 4–17).

Уско­ря­ю­щи­ми­ся тем­па­ми рас­тет дет­ский сег­мент книж­но­го рын­ка (21%, +12% к 2016 году), уве­ли­чи­ва­ют­ся доля дет­ских оте­че­ствен­ных релиз­ных сбо­ров от общих дет­ских релиз­ных сбо­ров в Рос­сии (25,8%, +14.1% к 2016 году) и объ­е­мы загру­зок дет­ских и семей­ных мобиль­ных игр (240 млн, +22% к 2016 году).

Роди­те­ли, неза­ви­си­мо от уров­ня дохо­да, обес­пе­чи­ва­ют детям доступ к совре­мен­ным медиа: теперь более поло­ви­ны детей от рож­де­ния до 12 лет име­ют воз­мож­ность еже­днев­но исполь­зо­вать смарт­фон или план­шет роди­те­лей (59%).

Соб­ствен­ные циф­ро­вые устрой­ства, в том чис­ле мобиль­ные, появ­ля­ют­ся у детей как нико­гда рано: в воз­расте до 3 лет каж­дый 10-й ребе­нок явля­ет­ся обла­да­те­лем соб­ствен­но­го гад­же­та. Покуп­ка план­ше­та или смарт­фо­на для ребен­ка в дошколь­ном воз­расте вос­при­ни­ма­ет­ся роди­те­ля­ми как есте­ствен­ная (план­шет или смарт­фон в Рос­сии име­ют дети в воз­расте 4–7 лет – 24% и 16% соот­вет­ствен­но).

К 10 годам 9 из 10 детей име­ют соб­ствен­ный план­шет или теле­фон либо оба устрой­ства сра­зу.

По дан­ным иссле­до­ва­ний MOMRI 2017 года, про­смотр теле­ви­зо­ра и чте­ние (само­сто­я­тель­ное или с роди­те­ля­ми) – самые попу­ляр­ные виды медиа­ак­тив­но­сти у детей до 12 лет в Рос­сии.

Поло­ви­на детей име­ет соб­ствен­ный ТВ или тот, кото­рый смот­рят по жела­нию (45%). Каж­дый пятый ребе­нок име­ет соб­ствен­ный пакет теле­ка­на­лов (19%).

В 2017 году теле­ви­зор – глав­ное циф­ро­вое устрой­ство дошколь­ни­ка. Глав­ный гад­жет под­рост­ка – смарт­фон.

Муль­ти­экран­ность и диджи­та­ли­за­ция – новые при­зна­ки дет­ско­го медиа­по­треб­ле­ния. Новым явле­ни­ем стал мас­со­вый еже­днев­ный про­смотр детьми видео­кон­тен­та на Youtube (48% в 0–12 лет), исполь­зо­ва­ние мес­сен­дже­ров (35% в 8–12 лет), обще­ние детей с 8–10 лет в соци­аль­ных сетях (36% в 8–12 лет). Мобиль­ные игры на план­ше­те или теле­фоне ста­ли еже­днев­ным видом досу­га для каж­до­го вто­ро­го ребен­ка с рож­де­ния до 12 лет (45%).

В 2017 году сохра­ня­ет­ся высо­кий уро­вень тре­вож­но­сти и отме­ча­ет­ся дефи­цит роди­тель­ской осве­дом­лен­но­сти и меди­а­ком­пе­тен­ции в усло­ви­ях ран­не­го и интен­сив­но­го овла­де­ния детьми циф­ро­вы­ми устрой­ства­ми, кото­рое зача­стую про­ис­хо­дит без уча­стия роди­те­лей.

Медиа ста­ли весо­мой частью повсе­днев­ной жиз­ни детей. Что­бы не поте­рять кон­такт с ребен­ком, эффек­тив­но и без­опас­но исполь­зо­вать широ­кие воз­мож­но­сти, кото­рые предо­став­ля­ют гад­же­ты и медиа­про­стран­ство, необ­хо­ди­мо вни­ма­тель­нее отно­сить­ся к теме исполь­зо­ва­ния интер­не­та и циф­ро­вых устройств детьми, раз­ви­вать направ­ле­ние медиа как сов­мест­но­го досу­га роди­те­лей с детьми, а так­же насы­щать собы­ти­я­ми жизнь ребен­ка.

Опыт исполь­зо­ва­ния детьми циф­ро­вых устройств тре­бу­ет даль­ней­ше­го все­сто­рон­не­го изу­че­ния, одна­ко опи­ра­ясь на име­ю­щи­е­ся сего­дня дан­ные, мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что суще­ству­ет огром­ный потен­ци­ал для дет­ско-роди­тель­ско­го вза­и­мо­дей­ствия в циф­ро­вом про­стран­стве.

Помощ­ни­ком роди­те­лям на этом пути могут стать обшир­ные дан­ные и раз­ра­бо­тан­ные сов­мест­но с веду­щи­ми пси­хо­ло­га­ми реко­мен­да­ции, пред­став­лен­ные в насто­я­щем отче­те.

Дети, супер­ак­тив­ные потре­би­те­ли кон­тен­та, сохра­нят лояль­ность к тем брен­дам и геро­ям, кото­рых сего­дня они вос­при­ни­ма­ют пози­тив­но. В то же вре­мя дети сами фор­ми­ру­ют трен­ды, зада­ют моду на кон­тент, игры, игруш­ки. Их отсле­жи­ва­ние поз­во­лит создать более каче­ствен­ный про­дукт, сфор­ми­ро­вать высо­ко­ло­яль­ную потре­би­тель­скую ауди­то­рию на несколь­ко деся­ти­ле­тий.

ДЕМОГРАФИЯ. ДЕТИ

В Рос­сии 22,6 млн детей в воз­расте до 12 лет – 15,4% от все­го насе­ле­ния. Прак­ти­че­ски оди­на­ко­вое чис­ло маль­чи­ков и дево­чек (соот­но­ше­ние = 1,05, по дан­ным Рос­ста­та на 01.01.2017). 2/3 детей – един­ствен­ные в семье. Треть име­ет бра­тьев и сестер, при этом в мно­го­дет­ных семьях живут лишь 6 из 100 детей.

Рисунок 1.
Рису­нок 1.

Дети 2005–2017 гг. рож­де­ния – самое медий­ное поко­ле­ние. Циф­ро­вая сре­да, к кото­рой их роди­те­лям при­хо­ди­лось адап­ти­ро­вать­ся года­ми, для них явля­ет­ся есте­ствен­ной и при­выч­ной.

ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ 0–12

Медиа­по­ве­де­ние детей опре­де­ля­ет­ся рядом фак­то­ров, и наи­бо­лее зна­чи­мы­ми явля­ют­ся: воз­раст, соци­аль­ная ситу­а­ция раз­ви­тия, уста­нов­ки роди­те­лей в отно­ше­нии медиа, доступ­ность циф­ро­вых устройств для детей.

Ключевые характеристики освоения медиапространства детьми

Рисунок 2.
Рису­нок 2.

ТРЕНДЫ ДЕТСКОГО МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ УСТРОЙСТВ

Рисунок 3.
Рису­нок 3.

По мере взрос­ле­ния дети ста­но­вят­ся обла­да­те­ля­ми соб­ствен­ных мобиль­ных устройств, теле­ви­зо­ров, и уже к 3 годам какое-либо устрой­ство есть у каж­до­го 10-го ребен­ка. В 3–6 лет почти у поло­ви­ны детей (42%), а к 10 годам 9 из 10 детей (91%) в Рос­сии име­ют соб­ствен­ный мобиль­ный теле­фон или план­шет либо оба устрой­ства сра­зу.

По сло­вам роди­те­лей, более поло­ви­ны детей в Рос­сии не име­ют огра­ни­че­ний по бюд­же­ту на мобиль­ную связь (58%).

ГДЕ ДЕТИ ИСПОЛЬЗУЮТ МОБИЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА?

Рисунок 4.
Рису­нок 4.

МЕДИААКТИВНОСТЬ И ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ

Дет­ское медиа­по­треб­ле­ние харак­те­ри­зу­ет­ся муль­ти­экран­но­стью и непре­рыв­но­стью — боль­шин­ство детей еже­днев­но исполь­зу­ют одно или несколь­ко устройств, а так­же чита­ют само­сто­я­тель­но или с роди­те­ля­ми. Роди­те­ли в Рос­сии гово­рят о том, что еже­днев­но три чет­вер­ти детей (72%) смот­рят теле­ви­зор, почти поло­ви­на детей (44%) чита­ют сами и боль­шин­ство (64%) слу­ша­ют, как им чита­ют стар­шие.

В Рос­сии сред­нее вре­мя теле­смот­ре­ния дет­ской ауди­то­рии ста­биль­но на про­тя­же­нии послед­них лет – дошколь­ни­ки и млад­шие школь­ни­ки смот­рят теле­ви­зор более 2 часов в день (138 минут – в груп­пе 4–7 лет, 134 мину­ты – в воз­расте 8–10 лет).

Вре­мя исполь­зо­ва­ния мобиль­но­го интер­не­та и мобиль­ных игр дет­ской ауди­то­рии варьи­ру­ет­ся от несколь­ко раз в неде­лю или реже до еже­днев­ных игр от 1 до 3 часов, реже – более 3 часов.

Вре­мя смот­ре­ния ТВ в сред­нем в 2 раза пре­вос­хо­дит вре­мя мобиль­ных игр детей.

Рисунок 5.
Рису­нок 5.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Дет­ское теле­смот­ре­ние в послед­ние 5 лет явля­ет­ся драй­ве­ром роста рос­сий­ско­го тема­ти­че­ско­го теле­ви­де­ния. Сово­куп­ная доля дет­ских кана­лов рас­тет.

Дети вклю­ча­ют теле­ви­зор чаще, чем более взрос­лые груп­пы ауди­то­рии. За послед­ние 3 года про­цент теле­зри­те­лей млад­ше­го воз­рас­та (4–12 лет) оста­ет­ся прак­ти­че­ски неиз­мен­ным.

По дан­ным наци­о­наль­но­го меди­а­из­ме­ри­те­ля, в Рос­сии в 2017 году еже­днев­но смот­рят теле­ви­зор 60% детей в воз­расте от 4 до 12 лет. 72% детей в воз­расте 0–12 лет смот­рят ТВ регу­ляр­но, по дан­ным опро­сов роди­те­лей детей 0–12 лет, про­ве­ден­ных MOMRI в 2017 году.

ВРЕМЯ СМОТРЕНИЯ

По ито­гам 2017 года отме­ча­ет­ся паде­ние вре­ме­ни смот­ре­ния все­го ТВ, впер­вые за послед­ние 5 лет; в сред­нем – минус 6 минут по всей ауди­то­рии. Вре­мя смот­ре­ния сни­зи­лось во всех груп­пах; мини­маль­но при этом – у детей 3–7 лет (-1 мину­та). При этом феде­раль­ные кана­лы пока­за­ли боль­шее сни­же­ние вре­ме­ни смот­ре­ния по срав­не­нию с тема­ти­че­ски­ми.

В чис­ле теле­ка­на­лов, пока­зав­ших рост по ито­гам 2017 года, — боль­шое чис­ло кана­лов для детей и роди­те­лей. Имен­но бла­го­да­ря актив­но­му теле­смот­ре­нию в 2017 году дет­ской воз­раст­ной груп­пой общий уро­вень теле­смот­ре­ния феде­раль­но­го ТВ и тема­ти­че­ско­го ТВ в груп­пе 4–25 оста­ет­ся ста­биль­ным.

В 2017 году дети-дошколь­ни­ки и пер­во­класс­ни­ки доль­ше всех смот­рят теле­ви­зор сре­ди моло­дой ауди­то­рии (4–25). Лиде­ра­ми теле­смот­ре­ния явля­ют­ся маль­чи­ки 4–5 лет.

Дошколь­ни­ки в целом ста­ли смот­реть ТВ доль­ше – почти 2,5 часа в день (+10% к 2015 году, +2% к 2016 году), у млад­ших школь­ни­ков и млад­ших под­рост­ков вре­мя смот­ре­ния ТВ, наобо­рот, сокра­ти­лось и состав­ля­ет в сред­нем чуть более 2 часов в день (-13% к 2015 году, -9% к 2016 году), что обу­слов­ле­но в первую оче­редь ростом исполь­зо­ва­ния мобиль­ных устройств и повы­ше­ни­ем дет­ской, под­рост­ко­вой медиа­ак­тив­но­сти в интер­не­те. Это соот­вет­ству­ет трен­дам, харак­тер­ным для более стар­шей, под­рост­ко­вой и моло­деж­ной ауди­то­рии.

Рисунок 6.
Рису­нок 6.
Рисунок 7.
Рису­нок 7.

Уста­нов­ле­но, что уро­вень медиа­ак­тив­но­сти детей, в част­но­сти, свя­зан с нали­чи­ем или отсут­стви­ем сиб­лин­гов, и, как след­ствие, боль­шей или мень­шей доступ­но­стью живо­го обще­ния и игры.

Иссле­до­ва­ние теле­смот­ре­ния, про­ве­ден­ное Инсти­ту­том совре­мен­ных медиа в 2017 году, пока­за­ло, что един­ствен­ный ребе­нок в семье про­во­дит на 17% боль­ше вре­ме­ни у экра­на теле­ви­зо­ра, чем дети в семьях с 2 и более детьми. Дан­ная осо­бен­ность отме­ча­ет­ся во всех воз­раст­ных груп­пах от 4 до 12 лет.

УСТРОЙСТВА ПРОСМОТРА ТВ И ВИДЕО

Дет­ское потреб­ле­ние харак­те­ри­зу­ет­ся муль­ти­экран­но­стью. К тра­ди­ци­он­но­му про­смот­ру теле­ви­зо­ра доба­вил­ся про­смотр ТВ и видео на мобиль­ных устрой­ствах через интер­нет. С 2016 года про­изо­шел замет­ный рост доли про­смот­ров на мобиль­ных устрой­ствах. В 2017 году, по сло­вам роди­те­лей, каж­дый тре­тий ребе­нок смот­рит ТВ или видео на план­ше­те (34%) или теле­фоне (30%)

ИГРЫ И МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Рост инте­ре­са дет­ской ауди­то­рии к мобиль­ным играм про­дол­жа­ет­ся. В 2017 году спрос на мобиль­ные игры для детей воз­рос.

Такую попу­ляр­ность мож­но объ­яс­нить, с одной сто­ро­ны, демо­гра­фи­че­ски­ми фак­то­ра­ми и ран­ним воз­рас­том нача­ла игр, а с дру­гой – появ­ле­ни­ем в мага­зи­нах при­ло­же­ний боль­шо­го чис­ла новых рос­сий­ских позна­ва­тель­ных, обу­ча­ю­щих и раз­ви­ва­ю­щих игр для детей 0+.

Рисунок 8.
Рису­нок 8.

Все­го в ком­пью­тер­ные игры на том или ином устрой­стве (смарт­фоне, план­ше­те, ком­пью­те­ре) игра­ют 71% детей воз­рас­та 2–12 лет.

СКОЛЬКО ИГРАЮТ ДЕТИ?

Часто­та ком­пью­тер­ных и мобиль­ных игр у детей силь­но варьи­ру­ет­ся – от эпи­зо­ди­че­ской, реже чем в 1 раз в неде­лю, до регу­ляр­ной игры про­дол­жи­тель­но­стью 1–3 часа и более.

Часто­та и вре­мя игры зави­сят от пола и воз­рас­та ребен­ка. По мере взрос­ле­ния начи­на­ют чаще играть, при­чем чаще игра­ют на ком­пью­те­ре, реже – на план­ше­те.

Пик увле­че­ния ком­пью­тер­ны­ми и мобиль­ны­ми игра­ми при­хо­дит­ся на млад­ший под­рост­ко­вый воз­раст.

Регу­ляр­но игра­ю­щие дошколь­ни­ки и млад­шие школь­ни­ки чаще пред­по­чи­та­ют план­шет. Мне­ния млад­ших под­рост­ков по пово­ду устройств, на кото­рых удоб­нее играть, раз­де­ля­ют­ся. Часть счи­та­ет, что на смарт­фо­нах удоб­нее, так как они ком­пакт­ные, дру­гие выби­ра­ют ком­пью­те­ры, ноут­бу­ки и при­став­ки, объ­яс­няя выбор луч­шей эрго­но­ми­кой. В доро­ге и в шко­ле выбор чаще пада­ет на смарт­фон.

Гово­ря о кон­со­лях, неко­то­рые млад­шие под­рост­ки (10–13 лет) как суще­ствен­ный минус отме­ча­ют огра­ни­чен­ное коли­че­ство игр.

Начи­ная с 10 лет спать неко­то­рые дети ложат­ся в 23–24 часа, так как мно­го уро­ков на сле­ду­ю­щий день, а еще хотят поиг­рать, пооб­щать­ся онлайн. Есть под­рост­ки, кото­рые игра­ют по ночам, если нет чет­ко­го запре­та, кото­рый уста­нов­лен с само­го ран­не­го воз­рас­та.

Девоч­ки игра­ют на смарт­фо­нах, план­ше­тах боль­ше, чем маль­чи­ки, на ком­пью­те­рах и ноут­бу­ках – мень­ше. Маль­чи­ки в целом чаще игра­ют, сре­ди дево­чек прак­ти­че­ски нет «игро­ма­нов», кото­рые игра­ют более 3 часов в день еже­днев­но. Девоч­ки чаще все­го игра­ют несколь­ко раз в неде­лю.

Рисунок 9.
Рису­нок 9.
Рисунок 10.
Рису­нок 10.

ГДЕ ИГРАЮТ ДЕТИ?

Чем стар­ше ребе­нок, тем реже он игра­ет на смарт­фоне и план­ше­те в доро­ге. С воз­рас­том уве­ли­чи­ва­ет­ся вре­мя игры на смарт­фоне дома и в шко­ле.

Поло­ви­на детей доволь­на вре­ме­нем, кото­рое дома отво­дит­ся на мобиль­ные и ком­пью­тер­ные игры (46%).

Каж­дый тре­тий ребе­нок жалу­ет­ся, что ему не хва­та­ет вре­ме­ни на ком­пью­тер­ные и мобиль­ные игры, и он хотел бы играть боль­ше. Чаще об этом гово­рят уче­ни­ки началь­ной шко­лы (39% маль­чи­ков и 35% дево­чек).

Сре­ди при­чин, пре­пят­ству­ю­щих играм, дети чаще все­го назы­ва­ют огра­ни­че­ния и запре­ты роди­те­лей, потен­ци­аль­ный вред для глаз и ухуд­ше­ние зре­ния, дефи­цит вре­ме­ни, отсут­ствие устройств (план­ше­та, ПК, теле­фо­на).

КАК ИГРАЮТ ДЕТИ?

Исcле­до­ва­ния MOMRI пока­за­ли, что чем стар­ше ребе­нок, тем чаще он игра­ет или один (рост с 53% до 71%), или с дру­зья­ми (рост с 5% до 27%). С роди­те­ля­ми в млад­шем воз­расте игра­ют 43%, в воз­расте 6–9 лет – 19% и в воз­расте от 10 до 12 лет – лишь 8%.

В 2017 году эти пока­за­те­ли под­твер­жда­ют­ся, уро­вень сов­мест­но­го исполь­зо­ва­ния гад­же­тов для игр низ­кий, в то вре­мя как пси­хо­ло­ги реко­мен­ду­ют роди­те­лям рас­смат­ри­вать гад­же­ты в том чис­ле как поле для сов­мест­ной дея­тель­но­сти, игр.

Боль­шин­ство детей в воз­расте от 2 до 12 лет (64%) игра­ют в несколь­ко игр одно­вре­мен­но, чем мень­ше воз­раст детей, тем чаще игра­ют в несколь­ко игр сра­зу. Чаще все­го дети игра­ют в 2–3 игры парал­лель­но.

Рисунок 11.
Рису­нок 11.

Ком­пью­тер­ные и мобиль­ные игры – одна из тем, кото­рая обсуж­да­ет­ся в дет­ской сре­де начи­ная с дет­ско­го сада (50%). И если рост инте­ре­са обсуж­де­ния игро­вых тем у дево­чек отме­ча­ет­ся в млад­шем под­рост­ко­вом воз­расте (+17%), то доля маль­чи­ков, ком­му­ни­ка­ции кото­рых стро­ят­ся вокруг игро­вых исто­рий, рас­тет непре­рыв­но, в 3–5 лет – 49%, в 6–9 лет – 65%, в 10–13 лет – 78%.

Наи­боль­ший инте­рес тема ком­пью­тер­ных игр вызы­ва­ет у под­рост­ков. В 10–13 лет 4 из 5 ребят обсуж­да­ют ком­пью­тер­ные игры с дру­зья­ми.

Свое увле­че­ние ком­пью­тер­ны­ми игра­ми под­рост­ки объ­яс­ня­ют воз­мож­но­стью «при­ят­но про­ве­сти вре­мя, когда себя нечем занять», «убить вре­мя», пере­клю­чить­ся с основ­но­го заня­тия – уче­бы.

Дру­гая функ­ция ком­пью­тер­ных игр каса­ет­ся эмо­ци­о­наль­ной сфе­ры дан­но­го воз­рас­та. Под­рост­ки реа­ли­зу­ют потреб­но­сти в дости­же­нии резуль­та­тов, успеш­но­сти.

И, нако­нец, тре­тье – ком­пью­тер­ные игры поз­во­ля­ют попро­бо­вать себя в раз­лич­ных соци­аль­ных, пове­ден­че­ских ролях, побыть дру­гим – хоро­шим, пло­хим, жесто­ким, непо­бе­ди­мым.

КАК И КАКИЕ ИГРЫ ВЫБИРАЮТ ДЕТИ?

Рисунок 12.
Рису­нок 12.

Вли­я­ние на пред­по­чте­ния игр раз­ных жан­ров ока­зы­ва­ют воз­раст­ные и ген­дер­ные раз­ли­чия, а так­же увле­че­ния и инте­ре­сы детей.

В млад­ших воз­рас­тах дети игра­ют в основ­ном в обу­ча­ю­щие игры, а так­же голо­во­лом­ки и паз­лы. С воз­рас­том рас­тет инте­рес к дру­гим жан­рам.

Рисунок 13.
Рису­нок 13.

Маль­чи­ки в воз­расте 2–5 лет чаще все­го игра­ют в обу­ча­ю­щие (56%), логи­че­ские (46%) игры.

В воз­расте от 6 до 9 лет тема­ти­ка игр очень раз­но­об­раз­на, лиде­ра по пред­по­чте­ни­ям нет.

Маль­чи­ки 10–12 лет чаще пред­по­чи­та­ют более дина­мич­ный харак­тер игр – action, мно­го­чис­лен­ные вари­ан­ты шуте­ров (53%), раз­лич­ные стра­те­гии (43%), симу­ля­то­ры (гон­ки, фут­бол и пр.).

Девоч­ки в воз­расте 2–5 лет чаще все­го игра­ют в обу­ча­ю­щие (72%), логи­че­ские (43%) игры, с извест­ны­ми пер­со­на­жа­ми (35%).

В воз­расте от 6 до 9 лет чуть чаще игра­ют в логи­че­ские (46%) и обу­ча­ю­щие (44%) игры.

В воз­расте от 10 до 12 лет – в логи­че­ские игры (49%). Сре­ди дево­чек стар­ше 10 лет попу­ляр­ны игры, даю­щие сво­е­го рода «могу­ще­ство» – воз­мож­ность созда­ния и управ­ле­ния соб­ствен­ным миром, реше­ния так­ти­че­ских и стра­те­ги­че­ских задач.

Млад­шие под­рост­ки могут играть без выхо­да в интер­нет, для стар­ших ста­но­вит­ся кри­тич­но важ­ной воз­мож­ность обще­ния.

В 10–12 лет при­сут­ствие извест­ных пер­со­на­жей в игре для детей уже не так зна­чи­мо, по мне­нию роди­те­лей.

В обу­ча­ю­щие игры боль­ше игра­ют девоч­ки, в част­но­сти, девоч­ки чаще игра­ют в игры на раз­ви­тие логи­че­ско­го мыш­ле­ния, на раз­ви­тие памя­ти и обу­ча­ю­щие чте­нию.

ИНТЕРЕС К ИГРЕ

Иссле­до­ва­ния, про­ве­ден­ные в Игро­вой лабо­ра­то­рии MOMRI (на при­ме­ре игр «Лео и Тиг», «Ска­зоч­ный пат­руль», Москва, июнь 2016, июнь 2017), пока­за­ли, что на уро­вень инте­ре­са в момент игры и удо­вле­тво­рен­ность детей игрой вли­я­ют:

  • обра­зы пер­со­на­жей, уча­стие люби­мых мульт­ге­ро­ев
  • ори­ги­наль­ность сюже­та
  • уро­вень слож­но­сти зада­ний: они не долж­ны быть слиш­ком про­сты­ми или крайне труд­ны­ми
  • темп и раз­но­об­ра­зие: детям инте­рес­ны более дина­мич­ные игры с раз­но­об­раз­ным кон­тен­том
  • типы игро­вых зада­ний: напри­мер, в игре «Лео и Тиг» детям очень нра­вит­ся про­хо­дить лаби­рин­ты, бегать, соби­рать
  • про­сто­та нави­га­ции и удоб­ство управ­ле­ния дей­стви­я­ми в игро­вом мире.

УСТАНОВКА И ЗАПУСК ИГР

Чем стар­ше ребе­нок, тем реже он при­бе­га­ет к помо­щи стар­ших для ска­чи­ва­ния игр и чаще дела­ет это сам: в воз­расте от 2 до 5 лет мама ска­чи­ва­ет игры в 33% слу­ча­ев, сам ребе­нок – в 19%; в воз­расте от 10 до 12 лет это соот­но­ше­ние уже 13% к 65%. Помощь отца прак­ти­че­ски оди­на­ко­во вос­тре­бо­ва­на во всех воз­рас­тах.

РОДИТЕЛЬСКИЙ КОНТРОЛЬ ИГР

Роди­те­ли ста­ра­ют­ся огра­ни­чи­вать вре­мя игры, но часто не зна­ют или не отсле­жи­ва­ют по часам, сколь­ко фак­ти­че­ски игра­ет ребе­нок. Иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют рас­хож­де­ние меж­ду рефлек­си­ру­е­мым и фак­ти­че­ским пове­де­ни­ем. Неко­то­рые роди­те­ли не зна­ют, во что или с кем игра­ет их ребе­нок. Не зна­ют сюже­та и не пони­ма­ют сути игры. Детей рас­стра­и­ва­ет и оби­жа­ет, что роди­те­ли могут пре­рвать игру в непод­хо­дя­щий момент.

РАЗВИВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ МОБИЛЬНЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Пси­хо­ло­ги отме­ча­ют, что при пра­виль­ной инте­гра­ции в жизнь ребен­ка мобиль­ные, ком­пью­тер­ные игры наравне с настоль­ны­ми, напри­мер, могут являть­ся сти­муль­ным мате­ри­а­лом для раз­ви­тия ребен­ка, а так­же инстру­мен­том соци­а­ли­за­ции. Усло­вие – долж­но остать­ся доста­точ­но вре­ме­ни для «живо­го» обще­ния с роди­те­ля­ми, дру­зья­ми, дру­гих форм досу­га, в том чис­ле кол­лек­тив­ных, подвиж­ных игр, игр с пра­ви­ла­ми, круж­ков, сек­ций и пр.

Реко­мен­ду­е­мое пси­хо­ло­га­ми вре­мя мобиль­ных и ком­пью­тер­ных игр немно­го варьи­ру­ет­ся, зави­сит от воз­рас­та и нев­ро­ло­ги­че­ско­го ста­ту­са ребен­ка: от 15–20 минут в 3–5 лет до 40–60 минут в 7–10 лет.

Пси­хо­ло­ги под­твер­жда­ют, что мобиль­ные игры откры­ва­ют новые воз­мож­но­сти, осо­бен­но если они носят раз­ви­ва­ю­щий, интер­ак­тив­ный харак­тер, дают воз­мож­но­сти ребен­ку сфор­ми­ро­вать широ­кий спектр новых ком­пе­тен­ций при пра­виль­ном под­бо­ре кон­тен­та, вре­ме­ни игры, необ­хо­ди­мом и доста­точ­ном уча­стии взрос­ло­го.

План­шет и теле­фон не долж­ны ста­но­вить­ся заме­сти­те­ля­ми роди­те­лей, «выклю­ча­те­ля­ми» ребен­ка и его эмо­ций, «кну­том или пря­ни­ком», «лекар­ством» от ску­ки, сфе­рой, где ребе­нок один-на-один с собой – все это, по мне­нию пси­хо­ло­гов, рис­ки нару­ше­ния раз­ви­тия, фор­ми­ро­ва­ния пред­по­сы­лок для раз­ви­тия зави­си­мо­го пове­де­ния.

 

КАКИЕ НАВЫКИ МОГУТ РАЗВИВАТЬ МОБИЛЬНЫЕ ИГРЫ

Рисунок 14.
Рису­нок 14.

Боль­шин­ство роди­те­лей в Рос­сии (72%) зна­ют о раз­ви­ва­ю­щем потен­ци­а­ле мобиль­ных игр, до поло­ви­ны детей (39%) исполь­зу­ют раз­ви­ва­ю­щие при­ло­же­ния, но лишь неболь­шая часть роди­те­лей рас­смат­ри­ва­ет мобиль­ные игры как фор­мат сов­мест­ной дея­тель­но­сти с ребен­ком. 76% роди­те­лей игра­ют в раз­ви­ва­ю­щие игры с детьми, а исполь­зуя план­шет – толь­ко 15%.

Одной из суще­ствен­ных при­чин такой ситу­а­ции явля­ет­ся отсут­ствие тако­го опы­та в соб­ствен­ном дет­стве и дефи­цит досто­вер­ной инфор­ма­ции о том, как вза­и­мо­дей­ство­вать с гад­же­том, как пра­виль­но инте­гри­ро­вать его в жизнь ребен­ка.

Чем стар­ше ребе­нок, тем пози­тив­нее роди­те­ли отно­сят­ся к раз­ви­ва­ю­щим и обра­зо­ва­тель­ным при­ло­же­ни­ям; нега­тив­ное отно­ше­ние чаще наблю­да­ет­ся у роди­те­лей 2–4-летних детей.

При­чи­ны, по кото­рым роди­те­ли пло­хо отно­сят­ся к дет­ским раз­ви­ва­ю­щим при­ло­же­ни­ям и играм:

  • Счи­та­ют, что раз­ви­вать детей нуж­но по-дру­го­му, с помо­щью книг, обще­ния и т.п. (20%)
  • Дети слиш­ком мно­го вре­ме­ни про­во­дят за ними, отвле­ка­ют­ся от дей­стви­тель­но важ­ных дел (11%)
  • Про­сто вред­но, пло­хо (11%)
  • Вызы­ва­ют при­вы­ка­ние (10%)
  • Пор­тят здо­ро­вье (9%)
  • От них ста­но­вят­ся глу­пы­ми (8%)
  • Рано поль­зо­вать­ся таки­ми тех­но­ло­ги­я­ми (7%)
  • Пло­хо вли­я­ют на пси­хи­ку (3%)
  • Мно­го лиш­ней инфор­ма­ции (2%)
  • Дру­гое (20%)

МУЗЫКА. РАДИО

8 из 10 детей регу­ляр­но слу­ша­ют аудио­кон­тент (82% – несколь­ко раз в неде­лю или чаще). Про­слу­ши­ва­ние музы­ки вхо­дит в чис­ло рас­про­стра­нен­ных и люби­мых детьми фор­ма­тов про­ве­де­ния сво­бод­но­го вре­ме­ни. Наи­бо­лее рас­про­стра­не­но про­слу­ши­ва­ние музы­ки на ТВ (27%) и через Интер­нет (26%).

Дошколь­ни­ки слу­ша­ют самую раз­но­об­раз­ную музы­ку – начи­ная от клас­си­ки и совет­ских песен, закан­чи­вая саунд­тре­ка­ми к филь­мам и хита­ми груп­пы «Ленин­град», кото­рые слу­ша­ют вме­сте с роди­те­ля­ми.

Боль­шин­ство роди­те­лей гово­рят о том, что им нра­вят­ся совет­ские дет­ские пес­ни (71%) и музы­ка, пес­ни из совре­мен­ных мульт­филь­мов (69%).

Абсо­лют­ное боль­шин­ство детей 9–12 лет на фокус-груп­пах гово­ри­ли о том, что очень часто слу­ша­ют музы­ку, в основ­ном на теле­фоне в науш­ни­ках, чаще слу­ша­ют онлайн через VK (ВКон­так­те).

При­зна­ва­лись одни и согла­ша­лись дру­гие под­рост­ки с тем, что и в шко­ле на уро­ках тоже ино­гда слу­ша­ют музы­ку. Для части детей и млад­ших под­рост­ков про­вод­ни­ка­ми в мир музы­ки ста­но­вят­ся стар­шие бра­тья и сест­ры.

ЧТЕНИЕ

Появ­ле­ние в жиз­ни детей циф­ро­вых устройств не ста­ло пре­гра­дой чте­нию. Иссле­до­ва­ния пока­зы­ва­ют, что более поло­ви­ны детей в Рос­сии прак­ти­че­ски еже­днев­но чита­ют с роди­те­ля­ми и/или само­сто­я­тель­но.

Меж­ду­на­род­ное иссле­до­ва­ние Progress in International Reading Literacy Study (далее — PIRLS), резуль­та­ты кото­ро­го были опуб­ли­ко­ва­ны в 2017 году, пока­за­ло, что сего­дня рос­сий­ские дети (4 класс) зани­ма­ют пер­вое место в мире по каче­ству чте­ния (гра­мот­но­сти, пони­ма­нию и интер­пре­та­ции тек­ста), пре­вос­хо­дят сверст­ни­ков из Фин­лян­дии, Син­га­пу­ра, Гон­кон­га и др. Так­же в иссле­до­ва­нии PIRLS было отме­че­но, что успеш­нее в чте­нии дети, кото­рые посе­ща­ли дет­ский сад 3 года и более.

Рисунок 15.
Рису­нок 15.

Чита­тель­ская актив­ность ребен­ка в боль­шей сте­пе­ни зави­сит от того, любят ли читать его роди­те­ли, чита­ют ли роди­те­ли вме­сте с ребен­ком, учат ли алфа­вит, рас­ска­зы­ва­ют ли в ран­нем воз­расте сказ­ки, есть ли дома биб­лио­те­ка, элек­трон­ные кни­ги.

Взрос­лые за послед­ние 5 лет ста­ли мень­ше читать для себя, но боль­ше – для детей.

Актив­нее все­го чита­ют вме­сте с детьми жен­щи­ны-домо­хо­зяй­ки или нахо­дя­щи­е­ся в декрет­ном отпус­ке.

Одна­ко вызы­ва­ет тре­во­гу тот факт, что сре­ди детей до 3 лет есть те (20%), кому взрос­лые не чита­ют.

С воз­рас­том, зако­но­мер­но, воз­рас­та­ет доля детей, кото­рые сами чита­ют печат­ные и элек­трон­ные кни­ги, жур­на­лы, и сокра­ща­ет­ся чис­ло тех, кому чита­ют взрос­лые.

3/4 детей 8–12 лет само­сто­я­тель­но чита­ют печат­ные кни­ги, 1/3 – чита­ют жур­на­лы, почти 1/5 – чита­ют элек­трон­ные кни­ги.

Сред­нее вре­мя чте­ния в 5–8 лет – пол­ча­са в день.

По дан­ным фокус-групп MOMRI, млад­шие под­рост­ки (10–12 лет) выде­ля­ют сре­ди люби­мых жан­ров: фэн­те­зи, при­клю­че­ния, а так­же позна­ва­тель­ное и смеш­ное. Гово­рят, что боль­ше дру­гих чита­ют кни­ги те под­рост­ки, у кото­рых дома есть тра­ди­ция чте­ния, домаш­няя биб­лио­те­ка.

Еще одним мар­ке­ром акту­аль­но­сти чте­ния и инте­ре­са под­рост­ков и моло­де­жи к кни­гам явля­ют­ся виде­об­ло­ги о кни­гах, авто­ры кото­рых назы­ва­ют себя буктью­бе­ра­ми (от BookTube – раз­дел YouTube, посвя­щен­ный книж­ным обзо­рам). Так­же суще­ству­ют и, по мне­нию экс­пер­тов, интен­сив­но раз­ви­ва­ют­ся бук­трей­ле­ры — роли­ки, посвя­щен­ные кни­гам.

ИНТЕРНЕТ

Дети, как и пер­вое циф­ро­вое поко­ле­ние (моло­дежь), – визу­а­лы. Они актив­но потреб­ля­ют видео­кон­тент в интер­не­те, как и стар­шая ауди­то­рия.

Стре­ми­тель­но рас­тет инте­рес к про­смот­ру роли­ков на YouTube, кото­рый силь­нее выра­жен в стар­шей воз­раст­ной кате­го­рии. В 8–12 лет еже­днев­но 3 из 5 детей посвя­ща­ют про­смот­ру YouTube часть сво­е­го досу­га.

Рисунок 16.
Рису­нок 16.

В 2017 году дет­ский вло­гинг про­дол­жа­ет наби­рать попу­ляр­ность. Дети с 2–3 лет при помо­щи роди­те­лей ста­но­вят­ся вло­ге­ра­ми. Чис­ло про­смот­ров отдель­ных роли­ков топо­вых детей-вло­ге­ров дости­га­ет 80–90 млн про­смот­ров.

Попу­ляр­ным и вос­тре­бо­ван­ным у дет­ской ауди­то­рии в 2016–2017 годах стал так­же фор­мат Let’s play, вклю­ча­ю­щий в себя демон­стра­цию игро­во­го про­цес­са с соб­ствен­ны­ми ком­мен­та­ри­я­ми.

По оцен­кам экс­пер­тов, 10–20% детей созда­ют соб­ствен­ный кон­тент, осталь­ные – явля­ют­ся толь­ко потре­би­те­ля­ми.

Спер­ва дети чаще выхо­дят в интер­нет при уча­стии роди­те­лей, смот­рят видео­кон­тент вме­сте, но уже в дошколь­ном воз­расте могут выхо­дить в сеть и само­сто­я­тель­но. Те, кто не уме­ют писать, исполь­зу­ют голо­со­вой поиск (2+) или запо­ми­на­ют после­до­ва­тель­ность дей­ствий. Дети ска­чи­ва­ют и откры­ва­ют при­ло­же­ния и игры, смот­рят мульт­филь­мы и роли­ки на YouTube, слу­ша­ют музы­ку, исполь­зу­ют мес­сен­дже­ры (спер­ва роди­тель­ские акка­ун­ты для обще­ния с род­ствен­ни­ка­ми, затем соб­ствен­ные для обще­ния с более широ­ким кру­гом соб­ствен­ных зна­ко­мых), к млад­ше­му под­рост­ко­во­му воз­рас­ту начи­на­ют общать­ся в соци­аль­ных сетях, оформ­лять под­пис­ки и актив­нее смот­реть вло­ги, играть по сети, совер­шать покуп­ки онлайн.

Тема­ти­че­ские пред­по­чте­ния, под­пис­ки на бло­ги, плей­ли­сты отдель­ных под­рост­ков могут изме­нять­ся несколь­ко раз в тече­ние года.

Чис­ло кон­так­тов в соц­се­тях силь­но варьи­ру­ет­ся – от 2–3 дру­зей до сот­ни и более. Мно­гие под­рост­ки при­зна­ют­ся, что у них боль­шой лист кон­так­тов, при­чи­на такой ситу­а­ции, в том, что в ВК, напри­мер, есть весь про­шлый класс, или дру­гие люди, с кото­ры­ми они уже не под­дер­жи­ва­ют отно­ше­ния, но не уда­ля­ют, что­бы не оби­деть их.

То есть, кон­так­ты – это акту­аль­ный круг обще­ния плюс сво­е­го рода «запис­ная книж­ка». Как пра­ви­ло, млад­шие под­рост­ки (до 13 лет) гово­рят о том, что обща­ют­ся онлайн с теми, кого зна­ют вжи­вую.

Уже сре­ди млад­ших школь­ни­ков есть дети, кото­рые скры­ва­ют от роди­те­лей свою актив­ность в интер­не­те, в част­но­сти, по обще­нию в соц­се­тях, про­смот­ру видео и играм.

К под­рост­ко­во­му воз­рас­ту мно­гие из участ­ни­ков фокус- групп меня­ют свой «дет­ский акка­унт» в ВК, пред­по­чи­тая не добав­лять туда роди­те­лей.

В Рос­сии, как и в Евро­пе, отме­ча­ет­ся всплеск исполь­зо­ва­ния мес­сен­дже­ров под­рост­ка­ми. Участ­ни­ки фокус-групп гово­рят об исполь­зо­ва­нии: WhatsApp, Viber, Instagram, Twitter, Telegram, Skype.

Facebook – мало попу­ля­рен сре­ди под­рост­ков, одна из при­чин – боль­шое коли­че­ство взрос­лых, инте­рес со сто­ро­ны роди­те­лей. Одна­ко часть под­рост­ков его исполь­зу­ет, так как там есть инфор­ма­ция, отве­ча­ю­щая их инте­ре­сам, в част­но­сти кон­так­ты, кото­рых нет в дру­гих сетях.

Дефи­цит живо­го обще­ния, ску­ка, при­выч­ная потреб­ность в ком­му­ни­ка­ции и собы­тий­но­сти, неогра­ни­чен­ный доступ к инфор­ма­ции, воз­мож­ность при­ме­рить дру­гой образ – клю­че­вые при­чи­ны выхо­да под­рост­ков в интер­нет.

Важ­ным наблю­де­ни­ем явля­ет­ся то, что несмот­ря на систе­ма­ти­че­скую интер­нет-актив­ность и рас­про­стра­не­ние онлайн обще­ния дети любят общать­ся вжи­вую.

Напри­мер, в вымыш­лен­ной ситу­а­ции «Кру­ше­ние само­ле­та» все млад­шие под­рост­ки «поплы­ли» к ост­ро­ву, на кото­ром были их дру­зья, не к ост­ро­ву с интер­нет-выш­кой.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (VR)

Вир­ту­аль­ная реаль­ность явля­ет­ся отно­си­тель­но новым явле­ни­ем. В насто­я­щее вре­мя в Рос­сии и в мире мало изу­че­на тема исполь­зо­ва­ния тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти детьми и их вли­я­ния на пси­хи­ку.

Инсти­тут совре­мен­ных медиа (MOMRI) в июне 2017 года про­вел пер­вое мас­штаб­ное иссле­до­ва­ние в этой обла­сти. Резуль­та­ты про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния осно­ва­ны на наблю­де­нии спе­ци­а­ли­стов- пси­хо­ло­гов за 193 детьми воз­рас­та от 5 до 14 лет, поль­зу­ю­щих­ся VR-при­ло­же­ни­ем «Вол­шеб­ный фонарь» (обо­ру­до­ва­ние – HTC Vive), дети про­хо­ди­ли интер­вью после исполь­зо­ва­ния VR, так­же вопро­сы зада­ва­лись их роди­те­лям.

Рисунок 17.
Рису­нок 17.

Каж­дый вто­рой роди­тель (56%) демон­стри­ру­ет высо­кий уро­вень тре­вож­но­сти отно­си­тель­но VR-тех­но­ло­гий. Опа­се­ния каса­ют­ся трех сфер: зави­си­мость и вли­я­ние на мозг, пси­хи­ку; физи­че­ские послед­ствия; при­сут­ству­ют и неопре­де­лен­ные стра­хи.

VR-игра – новая, пока еще мало­изу­чен­ная фор­ма интер­ак­тив­ных раз­вле­че­ний, кото­рая в боль­шей сте­пе­ни вовле­ка­ет ребен­ка.

В вир­ту­аль­ном про­стран­стве вклю­че­ны все ана­ли­за­то­ры, и это вызы­ва­ет иллю­зию реаль­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го, при­во­дит к дви­га­тель­ной, вер­баль­ной актив­но­сти и мощ­но­му эмо­ци­о­наль­но­му откли­ку. Важ­но знать, что в такой ситу­а­ции нерв­ная систе­ма ребен­ка, гла­за быст­рее утом­ля­ют­ся, чем при обыч­ной игре, поэто­му необ­хо­ди­мо уча­стие взрос­ло­го в выбо­ре реле­вант­но­го воз­рас­ту ребен­ка кон­тен­та, соблю­де­нии вре­мен­но­го режи­ма игры.

Если будут соблю­де­ны все реко­мен­да­ции, если нет огра­ни­че­ний по здо­ро­вью, если у ребен­ка есть воз­мож­ность по окон­ча­нии игры пере­клю­чить­ся на аль­тер­на­ти­вы в виде про­гул­ки, сов­мест­ной игры с роди­те­ля­ми или сверст­ни­кам, хоб­би, то в ходе VR-игры, рав­но как и мобиль­ной или ком­пью­тер­ной, не могут сфор­ми­ро­вать­ся пред­по­сыл­ки для игро­вой зави­си­мо­сти.

Сего­дня каж­дый деся­тый взрос­лый (12%) гово­рит о том, что име­ет дома VR-устрой­ство. Более поло­ви­ны взрос­лых (60%) заяви­ли о жела­нии иметь дома VR-устрой­ство, при­чем чаще так гово­ри­ли папы, чем мамы.

ВЗГЛЯДЫ РОДИТЕЛЕЙ НА МЕДИАПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ

Боль­шин­ство роди­те­лей тре­во­жит исполь­зо­ва­ние медиа детьми. В боль­шей сте­пе­ни роди­те­лей при исполь­зо­ва­нии детьми медиа бес­по­ко­ит то, что дети до 12 лет могут столк­нуть­ся с небез­опас­ным кон­тен­том, свя­зан­ным с наси­ли­ем, жесто­ко­стью (65%), а так­же под­вер­гать­ся воз­дей­ствию рекла­мы (66%).

Более поло­ви­ны роди­те­лей так­же тре­во­жит то, что дети могут столк­нуть­ся с кон­тен­том сек­су­аль­но­го харак­те­ра (58%), тра­тят слиш­ком мно­го вре­ме­ни на гад­же­ты (57%).

Рисунок 18.
Рису­нок 18.

Роди­те­ли в Рос­сии, как и в Евро­пе, стре­мят­ся, что­бы в ходе игры на план­ше­те или мобиль­ном теле­фоне дети осво­и­ли новые тех­но­ло­гии, полу­чи­ли новые зна­ния, при­ни­ма­ют во вни­ма­ние их инте­ре­сы и потреб­ность в обще­нии.

Отли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью явля­ет­ся то, что в Рос­сии для мень­ше­го чис­ла пап и мам, чем, напри­мер, в Гер­ма­нии радость и весе­лье ребен­ка явля­ет­ся побу­ди­тель­ным моти­вом (иссле­до­ва­ние KB&B, 2016).

Отно­ше­ние роди­те­лей к зару­беж­ным играм отри­ца­тель­ное, но при этом боль­шин­ство игр, кото­рые они зна­ют и в кото­рые игра­ют их дети, – ино­стран­ные.

Дети роди­те­лей, кото­рые сами игра­ют в ком­пью­тер­ные и мобиль­ные игры (таких роди­те­лей почти поло­ви­на – 49%), зна­чи­тель­но чаще игра­ют в ком­пью­тер­ные и мобиль­ные игры, чаще исполь­зу­ют раз­ви­ва­ю­щие мобиль­ные при­ло­же­ния.

Более 60% роди­те­лей в каче­стве нака­за­ния за пло­хое пове­де­ние запре­ща­ют ребен­ку играть в ком­пью­тер­ные игры (чет­верть дела­ют это регу­ляр­но). Запре­ща­ют смот­реть мульт­филь­мы про­ви­нив­ше­му­ся ребен­ку око­ло поло­ви­ны роди­те­лей, а для каж­до­го пято­го это явля­ет­ся посто­ян­ной прак­ти­кой в вос­пи­та­нии.

В каче­стве поощ­ре­ния за хоро­шее пове­де­ние мульт­филь­мы и видео­иг­ры исполь­зу­ют мень­шее чис­ло роди­те­лей – око­ло тре­ти.

Сре­ди самых рас­про­стра­нен­ных спо­со­бов нака­за­ния под­рост­ка – лише­ние теле­фо­на или план­ше­та, запрет на ком­пью­тер­ные игры.

По дан­ным иссле­до­ва­ний дет­ско­го и кли­ни­че­ско­го пси­хо­ло­га Мари­ны Бого­мо­ло­вой, в Рос­сии к 10 годам пред­по­сыл­ки игро­вой зави­си­мо­сти име­ют до 50% детей. Одна­ко пси­хо­ло­ги в один голос гово­рят о том, что в зави­си­мо­стях вино­ва­ты не гад­же­ты, в первую оче­редь она свя­за­на с пси­хи­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми ребен­ка, внут­ри­се­мей­ной ситу­а­ци­ей, а так­же отсут­стви­ем пра­вил, рамок, в том чис­ле в отно­ше­нии ком­пью­тер­ных и мобиль­ных игр.

Мобиль­ные игры – это те же раз­ви­ва­ю­щие игры, кото­рые нуж­ны для детей, и они долж­ны встать вме­сте в один ряд, не долж­ны выби­вать­ся, не долж­ны стать «запрет­ным пло­дом», инстру­мен­том нака­за­ния или поощ­ре­ния, они долж­ны быть тем пред­ме­том, кото­рый нам помо­га­ет раз­вить, познать новое в этом мире.

Дети – иссле­до­ва­те­ли. Каж­дый ребе­нок при­шел в этот мир для раз­ви­тия, и элек­трон­ные игры, и гад­же­ты, если рядом взрос­лый, ему очень в этом помо­га­ют.

 

Ната­лья Михай­ло­ва / прак­ти­ку­ю­щий дет­ский пси­хо­лог

Общее отно­ше­ние роди­те­лей к играм – про­ти­во­ре­чи­вое. Стал­ки­ва­ет­ся сте­рео­тип о нега­тив­ном вли­я­нии игр с удоб­ством для роди­те­лей – игра как досуг, спо­соб занять ребен­ка. Сте­рео­ти­па о том, что игра – это спо­соб обу­че­ния, раз­ви­тия – пока в Рос­сии не суще­ству­ет.

Боль­шая часть взрос­лых посе­ти­те­лей «Игро­вой лабо­ра­то­рии» (70%) гово­рит, что вли­я­ние игры на ребен­ка зави­сит от того, во что имен­но и сколь­ко он игра­ет. Прак­ти­че­ски во всех воз­рас­тах респон­ден­ты оди­на­ко­во оце­ни­ва­ют вли­я­ние игр на ребен­ка. Есть незна­чи­тель­ные ген­дер­ные раз­ли­чия: муж­чи­ны чаще оце­ни­ва­ют игры как нега­тив­ные, жен­щи­ны, наобо­рот, чаще отно­сят­ся с пози­ти­вом.

Рисунок 19.
Рису­нок 19.

Про­дви­ну­тые рос­сий­ские роди­те­ли исполь­зу­ют совре­мен­ные тех­но­ло­гии в обще­нии с детьми и под­рост­ка­ми:

  • Орга­ни­зу­ют семей­ные чаты в мес­сен­дже­рах для обсуж­де­ния общих вопро­сов
  • Могут ока­зать эмо­ци­о­наль­ную под­держ­ку под­рост­ку здесь и сей­час, исполь­зуя, напри­мер, WhatsАpp
  • Вме­сте смот­рят ТВ и игра­ют в игры
  • Помо­га­ют создать акка­унт, про­яв­ля­ют искрен­ний инте- рес к пуб­ли­ка­ци­ям ребен­ка в соц­се­тях

Источ­ник: www.momri.org

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА (MOMRI), иссле­до­ва­тель­ская и экс­перт­ная орга­ни­за­ция, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­ща­я­ся на изу­че­нии СМИ и медиа­по­треб­ле­ния насе­ле­ния Рос­сии.

Пред­мет­ная спе­ци­а­ли­за­ция Инсти­ту­та – теле­ви­де­ние и новые медиа, рынок плат­но­го теле­ви­де­ния и муль­ти­плат­фор­мен­ных сер­ви­сов достав­ки кон­тен­та, видео­иг­ры и мобиль­ные при­ло­же­ния, брен­ды ком­па­ний и про­дук­тов, тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной и допол­нен­ной реаль­но­сти. Поми­мо рос­сий­ско­го рын­ка, экс­пер­ты Инсти­ту­та сле­дят за медиа-тен­ден­ци­я­ми все­го мира, в том чис­ле Азии. Кли­ен­та­ми и парт­не­ра­ми MOMRI явля­ют­ся меди­а­ком­па­нии, теле­ка­на­лы и инфор­ма­ци­он­ные ресур­сы, про­из­во­ди­те­ли меди­а­кон­тен­та, про­из­вод­ствен­ные и тех­но­ло­ги­че­ские ком­па­нии, иссле­до­ва­тель­ские струк­ту­ры.

В 2015 году было выде­ле­но отдель­ное иссле­до­ва­тель­ское направ­ле­ние «ДЕТИ. ПОДРОСТКИ. МЕДИА». За три года Инсти­тут совре­мен­ных медиа реа­ли­зо­вал 25 про­ек­тов, посвя­щен­ных тема­ти­ке дет­ско­го, под­рост­ко­во­го и моло­деж­но­го медиа­по­треб­ле­ния.

Ряд иссле­до­ва­ний, про­ве­ден­ных Инсти­ту­том, явля­ют­ся абсо­лют­но уни­каль­ны­ми. Так, при ана­ли­зе про­бле­ма­ти­ки мобиль­ных игр был впер­вые про­ве­ден глу­бо­кий ана­лиз мне­ния про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства по тема­ти­ке мобиль­ных игр.

В 2017 году впер­вые в Рос­сии было про­ве­де­но мас­штаб­ное иссле­до­ва­ние вос­при­я­тия детьми VR-тех­но­ло­гий; в нем при­ня­ли уча­стие почти 200 детей, что явля­ет­ся одним из самых круп­ных иссле­до­ва­ний на дан­ную тему в миро­вом мас­шта­бе.

Про­ект CYBERPSY бла­го­да­рит руко­во­ди­те­ля про­грам­мы «Дети. Под­рост­ки. Медиа» Инсти­ту­та совре­мен­ных медиа (MOMRI) Але­ну Корот­ко­ву за предо­став­лен­ные мате­ри­а­лы.

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkgooglepluspinterest