Аникина В.Г., Хозе Е.Г., Стрижова И.В. Исследование виртуальной реальности высшего уровня и креативности личности

А

Введение

Ана­лиз иссле­до­ва­ний твор­че­ства, кре­а­тив­но­сти во вза­и­мо­свя­зи с вир­ту­аль­ной реаль­но­стью (ВР) пока­зы­ва­ет мас­штаб­ность науч­но­го поис­ка, кото­рый осу­ществ­ля­ет­ся уче­ны­ми в реше­нии как фун­да­мен­таль­ных, так и при­клад­ных про­блем, свя­зан­ных с дан­ной обла­стью науч­но­го познания. 

В рабо­тах совре­мен­ных оте­че­ствен­ных и зару­беж­ных иссле­до­ва­те­лей боль­шое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся вопро­сам раз­ви­тия кре­а­тив­но­сти, с исполь­зо­ва­ни­ем потен­ци­а­ла ВР в рам­ках под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов твор­че­ских про­фес­сий: архи­тек­то­ров, дизай­не­ров, кон­струк­то­ров и т. д. [4; 6; 7; 12; 34; 44]; при­ме­не­нию ВР в реше­нии про­фес­си­о­наль­ных задач твор­че­ско­го харак­те­ра: раз­ра­бот­ке новых тех­но­ло­гий в обла­сти меди­ци­ны, реа­би­ли­та­ции, пси­хо­те­ра­пии, кино­ис­кус­ства, кибер­без­опас­но­сти; исполь­зо­ва­ние потен­ци­а­ла ВР для фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия кре­а­тив­но­сти у школь­ни­ков [2; 5; 9; 17; 20; 21; 24; 28; 31; 34; 43] и т. д.

Вни­ма­ние уче­ных к про­бле­ме вза­и­мо­свя­зи твор­че­ства, кре­а­тив­но­сти и ВР обу­слов­ле­но рядом причин.

1. Тех­но­ген­ность сре­ды, в кото­рой фор­ми­ру­ет­ся совре­мен­ный чело­век, обу­слов­ли­ва­ет сме­ну содер­жа­ния твор­че­ской дея­тель­но­сти лич­но­сти. Акту­аль­ным ста­но­вит­ся пони­ма­ние новых гори­зон­тов твор­че­ства в раз­лич­ных сфе­рах чело­ве­че­ской прак­ти­ки, кото­рая исполь­зу­ет потен­ци­ал совре­мен­ных тех­но­ло­гий, в том чис­ле ВР.

2. Появ­ле­ние новых запро­сов совре­мен­но­го обще­ства в созда­нии про­грамм соци­аль­ной, пси­хо­ло­ги­че­ской, пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ской реа­би­ли­та­ции и кор­рек­ции, про­ек­ти­ро­ва­ния, про­гно­зи­ро­ва­ния слож­ных соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских явле­ний и т. д., поиск путей их реше­ния дела­ют необ­хо­ди­мым осу­ществ­ле­ние твор­че­ских раз­ра­бо­ток с исполь­зо­ва­ни­ем дости­же­ний в обла­сти ВР-ком­пью­тер­ных технологий.

3. Сфор­ми­ро­ва­лась потреб­ность в твор­че­ских, кре­а­тив­ных работ­ни­ках, кото­рые в рам­ках сво­ей дея­тель­но­сти исполь­зу­ют циф­ро­вые тех­но­ло­гии, в том чис­ле ВР. Кре­а­тив­ность при­об­ре­ла ста­тус про­фес­си­о­наль­но зна­чи­мо­го каче­ства, кото­рое необ­хо­ди­мо раз­ви­вать, как в про­цес­се обу­че­ния, так и в рам­ках самой про­фес­си­о­наль­ной деятельности.

4. Вклю­че­ние новых тех­но­ло­гий с при­ме­не­ни­ем ВР в совре­мен­ный педа­го­ги­че­ский про­цесс обу­слов­ли­ва­ет необ­хо­ди­мость поис­ка отве­та на вопрос о вли­я­нии ВР на пси­хи­че­ское раз­ви­тие обу­ча­ю­щих­ся, зна­че­нии ВР в раз­ви­тие твор­че­ской дея­тель­но­сти и фор­ми­ро­ва­нии кре­а­тив­но­сти у обу­ча­ю­щих­ся [35; 36].

5. Интен­сив­ное раз­ви­тие циф­ро­во­го искус­ства, с при­ме­не­ни­ем ВР явля­ет­ся источ­ни­ком тео­ре­ти­че­ско­го осмыс­ле­ние новой эсте­ти­ки, изу­че­ния осо­бен­но­стей созда­ния и вос­при­я­тия про­дук­та циф­ро­во­го твор­че­ства, его воз­дей­ствия на зри­те­ля и т. д. [14; 30].

Широ­кий диа­па­зон пред­став­лен­ных соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских детер­ми­нант, обу­слов­ли­ва­ю­щих иссле­до­ва­ния твор­че­ства, кре­а­тив­но­сти и ВР, явля­ет­ся источ­ни­ком изу­че­ния дан­ных фено­ме­нов в пси­хо­ло­гии, кон­кре­ти­зи­ру­ясь в сле­ду­ю­щих направлениях.

1. Иссле­до­ва­ние ВР как резуль­та­та твор­че­ской дея­тель­но­сти личности.

2. При­ме­не­ние потен­ци­а­ла ВР для реа­ли­за­ции как науч­ных, так и прак­ти­че­ских задач.

3. Рас­смот­ре­ние ВР как фак­то­ра фор­ми­ро­ва­ния и раз­ви­тия кре­а­тив­но­сти личности.

4. Изу­че­ние свя­зи ВР и кре­а­тив­но­сти лич­но­сти и т. д.

В рам­ках пред­став­лен­ной рабо­ты было осу­ществ­ле­но иссле­до­ва­ние вли­я­ния ВР выс­ше­го уров­ня на кре­а­тив­ность лич­но­сти. Было выдви­ну­то пред­по­ло­же­ние о том, что исполь­зо­ва­ние ВР выс­ше­го уров­ня (шле­мы VIVE) обу­слов­ли­ва­ет изме­не­ние в пока­за­те­лях кре­а­тив­но­сти личности.

Подходы к исследованию творчества и креативности. Понятия «творчество» и «креативность»

Одним из акту­аль­ных вопро­сов пси­хо­ло­гии твор­че­ства явля­ет­ся соот­но­ше­ние поня­тий «твор­че­ство» и «кре­а­тив­ность». В насто­я­щее вре­мя мож­но выде­лить два под­хо­да в реше­нии дан­но­го вопроса.

В рам­ках пер­во­го под­хо­да оба поня­тия отож­деств­ля­ют­ся, обос­но­вы­вая это сходство, 

  • во-пер­вых, общи­ми харак­те­ри­сти­ка­ми созда­ва­е­мых лич­но­стью твор­че­ских про­дук­тов, таки­ми как коли­че­ство, каче­ство и зна­чи­мость (Мак Фер­сон, К. Тей­лор, Д. Тей­лор и др.); 
  • во-вто­рых, общим про­цес­су­аль­ным харак­те­ром (И.А. Васи­льев, Е. Герас­ков, Д.И. Кир­нос и др.); 
  • в-тре­тьих, рас­смот­ре­ни­ем их как осо­бой спо­соб­но­сти лич­но­сти, состо­я­щей в уме­нии отка­зать­ся от сте­рео­тип­ных спо­со­бов мыш­ле­ния (Д. Симп­сон, Э. Фромм, Дж. Гил­форд, Э. Торренс); 
  • в-чет­вер­тых, про­яв­ле­ни­ем опре­де­лен­ных лич­ност­ных осо­бен­но­стей, сре­ди кото­рых осо­бая роль при­над­ле­жит стрем­ле­нию лич­но­сти к само­ак­ту­а­ли­за­ции (К. Гольд­штейн, К. Род­жерс, Н. Род­жерс, А. Мас­лоу) [26].

Во вто­ром под­хо­де поня­тия «твор­че­ство» и «кре­а­тив­ность» раз­де­ля­ют­ся, но нахо­дят­ся во вза­и­мо­свя­зи. Раз­ли­чия обнаруживаются:

— во-пер­вых, во вре­ме­ни появ­ле­ния тер­ми­нов. Поня­тие «твор­че­ство» появи­лось в эпо­ху Воз­рож­де­ния, а тер­мин «кре­а­тив­ность» стал упо­треб­лять­ся срав­ни­тель­но недав­но на фоне появ­ле­ния новых технологий;

— во-вто­рых, в сте­пе­ни обоб­щен­но­сти. Твор­че­ство под­ра­зу­ме­ва­ет спо­соб­ность отдель­но взя­той лич­но­сти созда­вать то, что не име­ет ана­ло­гов в мире. Оно эли­тар­но, посколь­ку изна­чаль­но ори­ен­ти­ро­ва­но на уни­каль­ность вос­при­я­тия инди­ви­ду­аль­но­сти [4; 26]. Кре­а­тив­ность же не явля­ет­ся спо­соб­но­стью избран­ных людей, наде­лен­ных талан­том и ода­рен­но­стью, она свой­ствен­на прак­ти­че­ски всем людям;

— в-тре­тьих, в целе­вой направ­лен­но­сти. Твор­че­ство под­ра­зу­ме­ва­ет эти­че­скую опре­де­лен­ность и все­гда сопря­же­но с инди­ви­ду­аль­ным, лич­ност­ным нача­лом, в отли­чие от кре­а­тив­но­сти, кото­рая име­ет отно­ше­ние к реа­ли­за­ции при­клад­ных идей, свя­зан­ных с кон­ку­рен­ци­ей и эко­но­ми­че­ской выго­дой в про­фес­си­о­наль­ной сфере;

— в-чет­вер­тых, в сопо­став­ле­нии с гума­ни­сти­че­ски­ми цен­но­стя­ми и обще­че­ло­ве­че­ски­ми смыс­ла­ми. Твор­че­ство как внут­рен­нее каче­ство чело­ве­ка, свя­зан­ное с лич­ност­ной уста­нов­кой на созда­ние ново­го, изна­чаль­но осно­ва­но на сво­бо­де дей­ствий и ответ­ствен­но­сти лич­но­сти [4; 10].

На совре­мен­ном эта­пе иссле­до­ва­ний твор­че­ства и кре­а­тив­но­сти [18; 19; 20; 23; 24; 26; 29] вто­рой под­ход явля­ет­ся приоритетным.

В нашем иссле­до­ва­нии «твор­че­ство» мы будем рас­смат­ри­вать как «…дея­тель­ность, резуль­тат кото­рой — созда­ние новых мате­ри­аль­ных и духов­ных цен­но­стей» [8].

Кре­а­тив­ность (от лат. creato — сози­да­ние) опре­де­ля­ет­ся как систем­ное (мно­го­мер­ное, мно­го­уров­не­вое) пси­хи­че­ское обра­зо­ва­ние, систе­ма общих твор­че­ских спо­соб­но­стей и инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей лич­но­сти, обес­пе­чи­ва­ю­щих воз­мож­ность само­сто­я­тель­но­го выдви­же­ния про­блем, нешаб­лон­но­го их реше­ния, гене­ри­ро­ва­ния боль­шо­го коли­че­ства ори­ги­наль­ных идей [22].

Основ­ны­ми раз­ли­чи­я­ми твор­че­ства и кре­а­тив­но­сти с пози­ции про­цесс­но­го под­хо­да явля­ет­ся изна­чаль­ная про­ра­бо­тан­ность целей, мето­дов, тех­но­ло­гий для реа­ли­за­ции задач, харак­тер­ных для кре­а­тив­но­сти, и порой непред­ска­зу­е­мость, спон­тан­ность твор­че­ско­го процесса.

Как отме­ча­ет С.Р. Ягол­ков­ский, иссле­дуя твор­че­ство и кре­а­тив­ность, «…необ­хо­ди­мо вклю­чать в ана­лиз наи­бо­лее важ­ные фак­то­ры, опре­де­ля­ю­щие смысл и пси­хо­ло­ги­че­ское содер­жа­ние этих кате­го­рий: резуль­та­тив­ность и про­цес­су­аль­ность; субъ­ек­тив­ность и объ­ек­тив­ность; внут­ри­лич­ност­ную и соци­о­куль­тур­ную обу­слов­лен­ность» [29, с. 18].

В целом, кре­а­тив­ность как пред­мет иссле­до­ва­ния пред­став­лен в очень широ­ком диа­па­зоне под­хо­дов и тео­рий, отра­жен­ных в рабо­тах как оте­че­ствен­ных, так и зару­беж­ных пси­хо­ло­гов (Э. Торpенс, Р. Мэй­ер, Дж. Гил­форд, Г. Гард­нер, Ф. Тей­лор, А. Двос­кин, А. Мат­ве­ев, В.Л. Рома­нов, С. Мед­ник, М.А. Холод­ная, Х. Гей­вин, Н.В. Коз­лен­ко, Т.А. Бары­шев, Ю.А. Жига­лов) [8, 24, 29].

Так, в рабо­тах Р. Мэй­е­ра пред­став­ле­ны шесть основ­ных под­хо­дов к изу­че­нию кре­а­тив­но­сти: пси­хо­мет­ри­че­ский, экс­пе­ри­мен­таль­ный, био­гра­фи­че­ский, био­ло­ги­че­ский, ком­пью­тер­ный, контекстуальный. 

По мне­нию Г. Гард­не­ра [29], ана­лиз кре­а­тив­но­сти мож­но осу­ществ­лять на четы­рех уров­нях: суб­пер­со­наль­ном, пер­со­наль­ном, экс­тра­пер­со­наль­ном, мультиперсональном. 

С.Р. Ягол­ков­ский [29], при­ме­няя уров­не­вый под­ход, в кото­ром каж­дый из уров­ней харак­те­ри­зу­ет кре­а­тив­ность в опре­де­лен­ном мас­шта­бе и детер­ми­на­ции выде­ля­ет: пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ский (био­мет­ри­че­ский) под­ход; когни­тив­но-эмо­ци­о­наль­ный под­ход; лич­ност­ный под­ход; систем­ный подход.

Важ­ным аспек­том иссле­до­ва­ния кре­а­тив­но­сти явля­ет­ся опре­де­ле­ние пара­мет­ров, поз­во­ля­ю­щих опе­ра­ци­о­на­ли­ро­вать про­це­ду­ру ее изу­че­ния [8].

В нашей рабо­те мы будем опи­рать­ся на кон­цеп­цию Э. Тор­рен­са, в кото­рой основ­ны­ми пара­мет­ра­ми кре­а­тив­но­сти явля­ют­ся: бег­лость, гиб­кость, ори­ги­наль­ность, слож­ность [40; 41], — и Д. Джон­со­на, кото­рый выде­лил пара­мет­ры вер­баль­ной кре­а­тив­но­сти, такие как: 

  • чув­стви­тель­ность к проблеме; 
  • пред­по­чте­ние сложностей; 
  • бег­лость;
  • гиб­кость;
  • наход­чи­вость;
  • изоб­ре­та­тель­ность;
  • вооб­ра­же­ние;
  • спо­соб­ность к структурированию; 
  • ори­ги­наль­ность;
  • изоб­ре­та­тель­ность и продуктивность; 
  • неза­ви­си­мость, нестандартность; 
  • уве­рен­ный стиль пове­де­ния с опо­рой на себя. 

Осно­ва­ни­я­ми, как для раз­ра­бо­ток Э. Тор­рен­са, так и Д. Джон­со­на, явля­ют­ся поло­же­ния тео­рии Дж. П. Гил­фр­да [37].

Опи­ра­ясь на ана­лиз иссле­до­ва­ний, как зару­беж­ных, так и оте­че­ствен­ных авто­ров, Е.П. Ильин [8] ука­зы­ва­ет на то, что изу­че­ние кре­а­тив­но­сти может осу­ществ­лять­ся в четы­рех аспек­тах: кре­а­тив­ность как спо­соб­ность, как кре­а­тив­ная лич­ность, кре­а­тив­ный про­дукт и кре­а­тив­ная среда. 

В рам­ках наше­го иссле­до­ва­ния веду­щи­ми аспек­та­ми рас­смот­ре­ния будут кре­а­тив­ность лич­но­сти и ВР как кре­а­тив­ная среда.

Виртуальная реальность и креативность личности

Вир­ту­аль­ная реаль­ность будет нами рас­смат­ри­вать­ся как поня­тие, кото­рое обо­зна­ча­ет трех­мер­ное ком­пью­тер­ное моде­ли­ро­ва­ние, созда­ю­щее эффект реаль­но­сти без ее реаль­но­го физи­че­ско­го каче­ства [25]. К сущ­ност­ным харак­те­ри­сти­кам ВР относятся:

— порож­да­е­мость (ВР вто­рич­на, отно­си­тель­но реаль­но­сти, кото­рая ее порождает);

— рефлек­сив­ность (осо­знан­ность при­сут­ствия в ВР субъ­ек­та вир­ту­аль­ной реаль­но­сти [1]);

— иммер­сив­ность (погру­же­ние в ВР — ощу­ще­ние физи­че­ско­го при­сут­ствия в ВР);

— интер­ак­тив­ность (ВР вза­и­мо­дей­ству­ет с порож­да­ю­щей ее реальностью);

— акту­аль­ность (ВР суще­ству­ет «здесь и теперь», когда функ­ци­о­ни­ру­ет порож­да­ю­щая реальность);

— авто­ном­ность, по сво­ей «внут­рен­ней при­ро­де» ВР (име­ет «свои» про­стран­ство и вре­мя) отли­ча­ет­ся от порож­да­ю­щей реальности;

— сим­во­лич­ность (ВР, как и все искус­ствен­но создан­ные реаль­но­сти, име­ют сим­во­ли­че­скую, зна­ко­вую природу).

Онто­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти ВР поз­во­ля­ют нам объ­яс­нить воз­мож­ность ее воз­дей­ствия на пси­хи­ку субъ­ек­та, а так­же ука­зы­ва­ют на слож­ность дан­но­го фено­ме­на [3; 38; 39].

В.В. Сели­ва­нов с кол­ле­га­ми выде­ли­ли три уров­ня ВР, каче­ствен­ное отли­чие кото­рых обу­слов­ле­но дву­мя осно­ва­ни­я­ми: естественность—искусственность источ­ни­ка ВР; сте­пень иммерсивности. 

Пер­вый уро­вень пред­став­лен сле­ду­ю­щи­ми вида­ми ВР: искус­ствен­ная реаль­ность, созда­ва­е­мая чело­ве­ком без циф­ро­вых тех­но­ло­гий (тра­ди­ци­он­ные про­из­ве­де­ния искус­ства; про­дук­ты дея­тель­но­сти вооб­ра­же­ния — мифо­ло­ги­че­ские пер­со­на­жи, сказ­ки, были­ны и т. д.); изме­нен­ные состо­я­ния созна­ния (кли­ни­че­ские пси­хо­ти­че­ские состо­я­ния, гип­но­ти­че­ские тран­со­вые состояния). 

Вто­рой уро­вень вклю­ча­ет искус­ствен­ную реаль­ность, созда­ва­е­мою чело­ве­ком при помо­щи циф­ро­вых тех­но­ло­гий, с низ­кой сте­пе­нью выра­жен­но­сти интер­ак­тив­но­сти и ани­ма­ции (инфор­ма­ци­он­ное про­стран­ство: Интер­нет, про­грамм­ные про­дук­ты пер­со­наль­но­го ком­пью­те­ра и др.). 

Тре­тий уро­вень ВР — тех­но­ло­гии выс­ше­го уров­ня— пред­став­ля­ет собой искус­ствен­ную инфор­ма­ци­он­ную сре­ду, создан­ную с целью мак­си­маль­но при­бли­жен­ной ими­та­ции обыч­ной реаль­но­сти при помо­щи циф­ро­вых тех­но­ло­гий, харак­те­ри­зу­ю­щу­ю­ся высо­кой сте­пе­нью ани­ма­ции и интер­ак­тив­но­сти [3].

Как в оте­че­ствен­ной, так и в зару­беж­ной пси­хо­ло­гии пред­став­лен широ­кий спектр иссле­до­ва­ний вир­ту­аль­ной реаль­но­сти и кре­а­тив­но­сти в ракур­се их вза­и­мо­свя­зи и вза­и­мо­де­тер­ми­на­ции [3; 7; 11; 23; 29; 42; 43; 44]. Осо­бое вни­ма­ние в них уде­ля­ет­ся рас­смот­ре­нию иммер­сив­но­сти, пред­став­лен­ной на раз­ных уров­нях ВР

Ана­лиз резуль­та­тов иссле­до­ва­ний поз­во­лит нам соста­вить общую кар­ти­ну дости­же­ний в дан­ной обла­сти науч­но­го поис­ка и наме­тить век­то­ры его даль­ней­ше­го развития.

Вли­я­ние ВР выс­ше­го уров­ня на кре­а­тив­ность чело­ве­ка и фак­то­ры, свя­зан­ные с кре­а­тив­но­стью, вклю­чая поток, вни­ма­ние и меди­та­цию (т. е. умствен­ное рас­слаб­ле­ние или стресс), иссле­до­ва­лось груп­пой китай­ских уче­ных X. Yang, L. Lin, P. Cheng [42].

Исполь­зуя опрос­ни­ки и изме­ре­ния элек­тро­эн­це­фа­ло­гра­фии (ЭЭГ) были полу­че­ны резуль­та­ты, досто­вер­но пока­зы­ва­ю­щие, что у участ­ни­ков в усло­ви­ях иммер­сив­ной вир­ту­аль­ной реаль­но­сти были полу­че­ны более каче­ствен­ные твор­че­ские про­дук­ты, чем у участ­ни­ков, когда они рабо­та­ли с исполь­зо­ва­ни­ем бума­ги и карандаша. 

Ана­лиз после­до­ва­тель­но­сти моз­го­вых волн участ­ни­ков ЭЭГ так­же пока­зал, что у тех, кто нахо­дил­ся в иммер­сив­ном ВР-про­стран­стве, сохра­ня­ет­ся высо­кая устой­чи­вость вни­ма­ния, в то вре­мя как участ­ни­ки, рабо­та­ю­щие в есте­ствен­ных усло­ви­ях, испы­ты­ва­ли более рас­слаб­лен­ное состояние.

В рам­ках изу­че­ния вли­я­ния ВР на когни­тив­ную нагруз­ку и твор­че­ское дизай­нер­ское мыш­ле­ние у участ­ни­ков иссле­до­ва­ния П. Чен с кол­ле­га­ми изме­ря­ли такие ком­по­нен­ты кре­а­тив­но­сти, как твор­че­ская моти­ва­ция, твор­че­ское мыш­ле­ние и про­фес­си­о­наль­ное позна­ние, а так­же диа­гно­сти­ро­ва­ли твор­че­скую эффек­тив­ность и когни­тив­ную нагруз­ку. В иссле­до­ва­нии так­же изу­ча­лись спо­соб­ность про­гно­зи­ро­вать ком­по­нен­ты твор­че­ства и твор­че­ская эффективность. 

Ана­лиз полу­чен­ных резуль­та­тов показал: 

  • при­ме­не­ние вир­ту­аль­ной реаль­но­сти ока­за­ло замет­ное вли­я­ние на про­фес­си­о­наль­ное позна­ние и твор­че­скую моти­ва­цию, одна­ко не повли­я­ло на навы­ки твор­че­ско­го мышления; 
  • замет­ное вли­я­ние ВР ока­за­ло на аспек­ты новиз­ны и полез­но­сти твор­че­ско­го испол­не­ния, а так­же на посто­рон­нюю и умест­ную когни­тив­ную нагруз­ку, но не повли­я­ло на внут­рен­нюю когни­тив­ную нагрузку; 
  • спо­соб­ность про­гно­зи­ро­вать твор­че­скую дея­тель­ность при­бли­зи­лась к при­ем­ле­мо­му уровню. 

Авто­ры дела­ют выво­ды о том, что ВР поло­жи­тель­но вли­я­ет на ряд аспек­тов твор­че­ской дея­тель­но­сти, одна­ко общие навы­ки твор­че­ско­го мыш­ле­ния под ее воз­дей­стви­ем не изме­ня­ют­ся. Сами авто­ры дан­ной рабо­ты отме­ча­ют, что одним из фак­то­ров, кото­рый может вли­ять на полу­чен­ные дан­ные, явля­ет­ся про­грам­ма обу­че­ния и общая стра­те­гия его реа­ли­за­ции (Y. Chen, Y. Chang, M. Chuang [43]).

Иссле­до­ва­ние, посвя­щен­ное изу­че­нию твор­че­ско­го про­цес­са и его осво­е­нию с исполь­зо­ва­ни­ем ВР, было про­ве­де­но I. Gräßler, P. Taplick. Участ­ни­ки, с помо­щью под­дер­жи­ва­ю­щей ВР (инстру­мент вир­ту­аль­ной реаль­но­сти «Вир­ту­аль­ное твор­че­ство» вклю­чал в себя функ­ции для под­держ­ки под­го­тов­ки вир­ту­аль­ных твор­че­ских сред (ВСЕ), гене­ра­ции и оцен­ки новых идей), про­хо­ди­ли фазы твор­че­ско­го про­цес­са, созда­вая свой про­ект, как в инди­ви­ду­аль­ной, так и в груп­по­вой фор­ме. Резуль­та­ты иссле­до­ва­ния пока­за­ли высо­кую про­дук­тив­ность в гене­ри­ро­ва­нии идей и их вопло­ще­нии с исполь­зо­ва­ни­ем ВР- кре­а­тив­ных тех­но­ло­гий [44].

В оте­че­ствен­ной пси­хо­ло­гии наи­бо­лее замет­ны­ми в обла­сти изу­че­ния мыш­ле­ния и кре­а­тив­но­сти во вза­и­мо­свя­зи с ВР явля­ют­ся иссле­до­ва­ния, кото­рые ведут­ся под руко­вод­ством В.В. Сели­ва­но­ва [3; 18; 19; 20].

В иссле­до­ва­нии позна­ва­тель­ных про­цес­сов, а так­же кре­а­тив­но­сти при крат­ко­сроч­ном воз­дей­ствии ВР (с исполь­зо­ва­ни­ем дидак­ти­че­ских ВР-про­грамм) были полу­че­ны уни­каль­ные резуль­та­ты, пока­зы­ва­ю­щие досто­вер­ные изме­не­ния в направ­ле­нии уве­ли­че­ния зна­че­ний пока­за­те­лей кре­а­тив­но­сти (коли­че­ства кол­ла­те­ра­лей), а так­же таких мыс­ли­тель­ных опе­ра­ций, как обоб­ще­ние, клас­си­фи­ка­ция, срав­не­ние; уве­ли­че­ние зна­че­ний как про­цес­су­аль­ных, так и опе­ра­ци­о­наль­ных харак­те­ри­стик мыш­ле­ния; повы­ше­ние пока­за­те­лей учеб­ной моти­ва­ции [3].

Для опи­са­ния кре­а­тив­но­сти Тор­рен­сом были выде­ле­ны сле­ду­ю­щие пара­мет­ры: бег­лость, гиб­кость, ори­ги­наль­ность, слож­ность [40; 41]. Джон­сон опре­де­лил сле­ду­ю­щие пара­мет­ры вер­баль­ной кре­а­тив­но­сти: чув­стви­тель­ность к про­бле­ме; пред­по­чте­ние слож­но­стей; бег­лость; гиб­кость; наход­чи­вость; изоб­ре­та­тель­ность; вооб­ра­же­ние; спо­соб­но­сти к струк­ту­ри­ро­ва­нию; ори­ги­наль­ность; изоб­ре­та­тель­ность и про­дук­тив­ность; неза­ви­си­мость, нестан­дарт­ность; уве­рен­ный стиль пове­де­ния с опо­рой на себя [27]. Пред­став­лен­ные пара­мет­ры раз­лич­ных видов кре­а­тив­но­сти пред­став­ле­ны в рам­ках тео­ре­ти­че­ских поло­же­ний Дж. Гил­фор­да [37].

В целом, иссле­до­ва­ния кре­а­тив­но­сти и ВР затра­ги­ва­ют аспек­ты, в боль­шей сте­пе­ни свя­зан­ные с рас­смот­ре­ни­ем ВР как детер­ми­нан­ты изме­не­ния кре­а­тив­но­сти лич­но­сти, в рам­ках раз­лич­ной дея­тель­но­сти, а так­же как тех­но­ло­гии, кото­рая сама в себе несет потен­ци­ал кре­а­тив­но­сти и тем самым явля­ет­ся инстру­мен­том осво­е­ния субъ­ек­том твор­че­ско­го про­цес­са. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся изу­че­нию пара­мет­ров кре­а­тив­но­сти и их зави­си­мо­сти от воз­дей­ствия ВР

С нашей точ­ки зре­ния, эта область иссле­до­ва­ний тре­бу­ет более при­сталь­но­го вни­ма­ния, так как полу­чен­ные резуль­та­ты поз­во­лят осу­ще­ствить раз­ра­бот­ку моде­лей вза­и­мо­свя­зи ВР и кре­а­тив­но­сти, а так­же вклю­чить в интер­пре­та­цию полу­чен­ных резуль­та­тов более широ­кий диа­па­зон пси­хи­че­ских про­цес­сов, пред­став­лен­ных в рам­ках раз­ра­бо­тан­ных тео­рий твор­че­ства и креативности.

Процедура и методы исследования

Про­це­ду­ра иссле­до­ва­ния пред­по­ла­га­ла рабо­ту груп­пы респон­ден­тов с ВР-про­грам­ма­ми. Участ­ни­кам экс­пе­ри­мен­таль­ной груп­пы пред­ла­га­лось выпол­нить зада­ние в про­грам­ме, реа­ли­зо­ван­ной по тех­но­ло­гии ВР выс­ше­го уров­ня, демон­стри­ру­е­мой при помо­щи ВР-гар­ни­ту­ры (шлем VIVE) [20; 32]. 

До и после экс­пе­ри­мен­таль­но­го воз­дей­ствия про­во­ди­лась диа­гно­сти­ка вось­ми пара­мет­ров вер­баль­ной кре­а­тив­но­сти: чув­стви­тель­ность к про­бле­ме; пред­по­чте­ние слож­но­стей; бег­лость; гиб­кость; наход­чи­вость; изоб­ре­та­тель­ность; вооб­ра­же­ние; спо­соб­но­сти к струк­ту­ри­ро­ва­нию; ори­ги­наль­ность, изоб­ре­та­тель­ность и про­дук­тив­ность; неза­ви­си­мость, нестан­дарт­ность; уве­рен­ный стиль пове­де­ния с опо­рой на себя (мето­ди­ка «Опрос­ник кре­а­тив­но­сти» (ОК) Джон­со­на) [27].

Так­же оце­ни­ва­лись два пара­мет­ра невер­баль­ной кре­а­тив­но­сти: ори­ги­наль­ность и уни­каль­ность («Диа­гно­сти­ка невер­баль­ной кре­а­тив­но­сти» — крат­кий вари­ант теста Тор­рен­са в адап­та­ции А.Н. Воро­ни­на) [13]; диа­гно­сти­ро­ва­лась невер­баль­ная кре­а­тив­ность (крат­кий вари­ант теста Рор­ша­ха) [15].

ВР-про­грам­мы. В иссле­до­ва­нии исполь­зо­ва­лись ВР-про­грам­мы «Поверх­но­сти 2-го поряд­ка», «Объ­е­мы». Про­грам­мы сге­не­ри­ро­ва­ны в муль­ти­плат­фор­мен­ном при­ло­же­нии для созда­ния 3D-изоб­ра­же­ний Unity, харак­те­ри­зу­ю­щем­ся высо­кой сте­пе­нью ани­ма­ции, интер­ак­тив­но­стью. Сред­няя про­дол­жи­тель­ность погру­же­ния — 15 мин.

Обо­ру­до­ва­ние. Предъ­яв­ле­ние ВР-про­грамм осу­ществ­ля­лось при помо­щи шле­мов VIVE. В шле­ме VIVE исполь­зу­ет­ся Full HD-экран OLED; раз­ре­ше­ние общее — 2880×1600, бино­ку­ляр­ное — 1440×1600; часто­та обнов­ле­ния — 90 Гц; угол обзо­ра —110°. Изоб­ра­же­ние — чет­кое и кон­траст­ное, за счет низ­ко­го вре­ме­ни откли­ка (2 мс) и высо­кой часто­ты обнов­ле­ния мат­ри­цы про­ек­ция изоб­ра­же­ния осу­ществ­ля­лась на все поле зре­ния. Шлем дан­но­го типа спо­со­бен отсле­жи­вать ори­ен­та­цию чело­ве­ка в про­стран­стве, накло­ны в сто­ро­ны, накло­ны впе­ред-назад, накло­ны вверх-вниз и передвижения.

Неза­ви­си­мы­ми пере­мен­ны­ми в иссле­до­ва­нии явля­лись пара­мет­ры рабо­ты испы­ту­е­мых с ВР-про­грам­ма­ми. В каче­стве зави­си­мых пере­мен­ных в экс­пе­ри­мен­те высту­пи­ли пока­за­те­ли кре­а­тив­но­сти личности.

В иссле­до­ва­нии при­ня­ли уча­стие сту­ден­ты вузов — 28 чело­век, в воз­расте от 17 до 25 лет (M= 20,7; =4,6), из них 21 девуш­ка и 7 юношей.

Результаты

В резуль­та­те ана­ли­за дан­ных по мето­ди­ке Джон­со­на были полу­че­ны зна­че­ния пока­за­те­лей вер­баль­ной кре­а­тив­но­сти участ­ни­ков иссле­до­ва­ния до и после рабо­ты с ВР-про­грам­мой. Для мате­ма­ти­че­ско­го ана­ли­за дан­ных при­ме­нял­ся ста­ти­сти­че­ский кри­те­рий T Вил­кок­со­на. Для под­сче­та кри­те­рия исполь­зо­вал­ся ста­ти­сти­че­ский пакет SPSS 21.

Резуль­та­ты ана­ли­за пока­за­те­лей вер­баль­ной кре­а­тив­но­сти, сред­ние зна­че­ния пред­став­ле­ны на рис. 1.

На рис. 1 пока­за­но, что пара­мет­ры кре­а­тив­но­сти, в чис­ле кото­рых «уве­рен­ный стиль пове­де­ния» (до — 3,28; после — 3,39); «находчивость/изобретательность» (до — 3,75; после — 3,96); «гиб­кость» (до — 3,78; после — 3,82); «чув­стви­тель­ность к про­бле­ме» (до — 3,92; после — 3, 96), на уровне тен­ден­ции име­ют отли­чия в сто­ро­ну повышения. 

Мож­но пред­по­ло­жить, что дан­ные пока­за­те­ли изме­ни­лись вви­ду того, что они отра­жа­ют орга­ни­за­цию актив­но­сти участ­ни­ков в усло­ви­ях необ­хо­ди­мо­сти адап­та­ции к реше­нию новых пер­цеп­тив­ных задач в сре­де ВР выс­ше­го уров­ня, напри­мер, фор­ми­ро­ва­ние пер­цеп­тив­но­го обра­за про­стран­ства (про­стран­ствен­ные отно­ше­ния объектов).

В то же вре­мя пара­мет­ры вер­баль­ной кре­а­тив­но­сти, такие как: «независимость/нестандартность» (до — 3,35; после — 3,17); «ори­ги­наль­ность» (до — 3,29; после — 3,07); «бег­лость» (до — 3,67; после — 3,46), на уровне тен­ден­ции име­ют снижение. 

Веро­ят­но, для изме­не­ния дан­ных пока­за­те­лей в сто­ро­ну уве­ли­че­ния тре­бу­ет­ся боль­ше вре­ме­ни, а в нашем слу­чае рабо­та в ВР-сре­де выс­ше­го уров­ня зани­ма­ла 15 минут, кото­рых, воз­мож­но, недо­ста­точ­но. Зада­чи, тре­бу­ю­щие более про­дол­жи­тель­но­го нахож­де­ния в сре­де в дан­ном иссле­до­ва­нии, не ставились.

Пара­метр «воображение/способность к струк­ту­ри­ро­ва­нию» (до — 4,28; после — 4,28) остал­ся без изме­не­ний, воз­мож­но, это так­же свя­за­но с усло­ви­я­ми зада­чи, не тре­бу­ю­щей фор­ми­ро­ва­ния новых образов.

В табл. 1 пред­став­ле­ны резуль­та­ты оцен­ки сдви­га зна­че­ний (Т-кри­те­рий Вил­кок­со­на) пока­за­те­лей пара­мет­ров вер­баль­ной креативности.

Таблица 1. Оценка сдвига параметров вербальной креативности (T-критерий Вилкоксона)

Пара­метрT-кри­те­рий Вилкоксона
1Чув­стви­тель­ность к про­бле­ме, пред­по­чте­ние сложностейTЭмп = 11 ≥ Ткрит =2 при р≤0,05 (досто­вер­ных изме­не­ний нет)
2Бег­лостьTЭмп = 16,5≥ Ткрит=13 при р≤0,05 (досто­вер­ных изме­не­ний нет)
3Гиб­костьTЭмп = 31 ≥ Ткрит=13 при р≤0,05 (досто­вер­ных изме­не­ний нет)
4Наход­чи­вость, изобретательностьTЭмп = 14 ≥ Ткрит=10 при р≤0,05 (досто­вер­ных изме­не­ний нет)
5Вооб­ра­же­ние, спо­соб­но­сти к структурированиюTЭмп = 33 ≥ Ткрит=13 при р≤0,05 (досто­вер­ных изме­не­ний нет)
6Ори­ги­наль­ность, изоб­ре­та­тель­ность и продуктивностьTЭмп = 19,5 ≥ Ткрит=17 при р≤0,05 (досто­вер­ных изме­не­ний нет)
7Неза­ви­си­мость, нестандартностьTЭмп = 34 ≥ Ткрит=21 при р≤0,05 (досто­вер­ных изме­не­ний нет)
8Уве­рен­ный стиль пове­де­ния с опо­рой на себя, само­до­ста­точ­ное поведениеTЭмп = 21 ≥ Ткрит=10 при р≤0,05 (досто­вер­ных изме­не­ний нет)

Табл. 1 сви­де­тель­ству­ет, что пока­за­те­ли вер­баль­ной кре­а­тив­но­сти у участ­ни­ков до и после выпол­не­ния зада­ния досто­вер­но не изме­ни­лись — ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мых раз­ли­чий не выявлено.

Резуль­та­ты ана­ли­за пока­за­те­лей пара­мет­ра невер­баль­ной кре­а­тив­но­сти «ори­ги­наль­ность» и «уни­каль­ность» пред­став­ле­ны на рис. 2 и 3.

Оцен­ка сдви­га зна­че­ний (Т-кри­те­рий Вил­кок­со­на) пара­мет­ра невер­баль­ной кре­а­тив­но­сти — «ори­ги­наль­ность» — пока­за­ла досто­вер­ные изме­не­ния до и после рабо­ты груп­пы с ВР-про­грам­мой (TЭмп = 98 ≤ Ткрит =113 при р≤0,05).

Оцен­ка сдви­га зна­че­ний (Т-кри­те­рий Вил­кок­со­на) пара­мет­ра невер­баль­ной кре­а­тив­но­сти — «уни­каль­ность» пока­за­ла досто­вер­ные изме­не­ний до и после рабо­ты груп­пы с ВР-про­грам­мой (TЭмп = 15 ≤ Ткрит = 19 при р≤0,01).

Резуль­та­ты ана­ли­за пока­за­те­лей невер­баль­ной кре­а­тив­но­сти, изме­рен­ные с помо­щью мето­ди­ки «Тест Рор­ша­ха» пред­став­ле­ны на рис. 4.

Оцен­ка сдви­га зна­че­ний (Т-кри­те­рий Вил­кок­со­на) пара­мет­ра невер­баль­ной кре­а­тив­но­сти пока­за­ла отсут­ствие досто­вер­ных изме­не­ний до и после рабо­ты груп­пы с ВР-про­грам­мой (TЭмп = 85,5 ≥ Ткрит = 75 при р≤0,05).

На рис. 4 пока­за­но сни­же­ние пока­за­те­лей кре­а­тив­но­сти на уровне тен­ден­ции (до — 2,9; после — 2,7). Отсут­ствие досто­вер­ных изме­не­ний, веро­ят­но, свя­за­но с тем, что усло­вие выпол­не­ния зада­ния не пред­по­ла­га­ло про­из­воль­но­го постро­е­ния новых обра­зов, а сро­и­лось непроизвольно.

Обсуждение результатов

В резуль­та­те про­ве­ден­но­го иссле­до­ва­ния было пока­за­но, что тен­ден­ция к уве­ли­че­нию пока­за­те­лей вер­баль­ной кре­а­тив­но­сти («уве­рен­ный стиль пове­де­ния», «находчивость/изобретательность», «гиб­кость», «чув­стви­тель­ность к про­бле­ме»), полу­чен­ная в нашей рабо­те, сопо­ста­ви­ма с резуль­та­та­ми иссле­до­ва­ния М. Чик­сент­ми­хайи, в кото­ром изу­ча­лась спо­соб­ность чело­ве­ка «отыс­ки­вать новые про­блем­ные обла­сти» [33].

Спо­соб­ность отыс­ки­вать новые про­блем­ные обла­сти, по мне­нию ряда иссле­до­ва­те­лей, счи­та­ет­ся наи­бо­лее важ­ной харак­те­ри­сти­кой кре­а­тив­но­сти [33].

В ходе ана­ли­за дан­ных пред­при­ня­та попыт­ка соот­не­сти резуль­та­ты иссле­до­ва­ния вер­баль­ной кре­а­тив­но­сти с фаза­ми моде­ли твор­че­ско­го про­цес­са (Я.А. Поно­ма­рев [16]). По нашим дан­ным кос­вен­но про­яви­лась 1-я фаза — «логи­че­ско­го ана­ли­за про­бле­мы» [16] обу­слов­ли­ва­ю­щая уве­ли­че­ние зна­че­ний пока­за­те­ля «наход­чи­вость, изобретательность». 

Мож­но пред­по­ло­жить, что в силу огра­ни­чен­но­сти вре­ме­ни участ­ни­кам иссле­до­ва­ния не уда­лось «достичь» 3-й фазы твор­че­ско­го про­цес­са — «вер­ба­ли­за­ции при­ня­тых реше­ний». Мы пред­по­ла­га­ем, что имен­но этим мож­но объ­яс­нить сни­же­ние пока­за­те­ля «ори­ги­наль­ность» вер­баль­ной креативности.

Пока­за­те­ли невер­баль­ной кре­а­тив­но­сти «ори­ги­наль­ность», «уни­каль­ность», кото­рые полу­чи­ли зна­чи­мые раз­ли­чия до и после выпол­не­ния зада­ния повто­ря­ют резуль­та­ты, полу­чен­ные в иссле­до­ва­ни­ях [42], но, одна­ко, в нашем иссле­до­ва­нии не ста­ви­лась зада­ча созда­ния кре­а­тив­но­го объ­ек­та, что в корне отли­ча­ет усло­вия про­ве­де­ния экс­пе­ри­мен­та. Это озна­ча­ет, что, несмот­ря на отсут­ствие спе­ци­аль­ных целей и спон­тан­ную актив­ность участ­ни­ков иссле­до­ва­ния, ВР ока­зы­ва­ет вли­я­ние на пара­мет­ры кре­а­тив­но­сти лич­но­сти. Воз­мож­но, это свя­за­но с отсут­стви­ем опы­та рабо­ты в ВР участ­ни­ков наше­го иссле­до­ва­ния, а так­же сре­да, с кото­рой при­шлось им столк­нуть­ся, харак­те­ри­зо­ва­лась высо­ким уров­нем новиз­ны и неопределенности.

Таким обра­зом, мож­но отме­тить, что пока­за­те­ли, полу­чен­ные в нашем иссле­до­ва­нии, изме­ни­лись вви­ду того, что они отра­жа­ют орга­ни­за­цию актив­но­сти участ­ни­ков в усло­ви­ях, не пред­по­ла­га­ю­щих выпол­не­ния спе­ци­аль­ной задачи. 

Участ­ни­ки реша­ли новые пер­цеп­тив­ные зада­чи в сре­де ВР выс­ше­го уров­ня, напри­мер, фор­ми­ро­ва­ли пер­цеп­тив­ный образ вир­ту­аль­но­го про­стран­ства (про­стран­ствен­ные отно­ше­ния объ­ек­тов), что в целом харак­те­ри­зу­ет про­цесс адап­та­ции к новым условиям.

Заключение

Полу­чен­ное иссле­до­ва­ние пока­зы­ва­ет, что при­ме­не­ние ВР-тех­но­ло­гий выс­ше­го поряд­ка (шлем VIVE) обу­слов­ли­ва­ет изме­не­ния кре­а­тив­но­сти личности.

1. Пока­за­те­ли невер­баль­ной кре­а­тив­но­сти харак­те­ри­зу­ют­ся раз­но­на­прав­лен­но­стью изме­не­ний. Для таких пара­мет­ров, как «уве­рен­ный стиль пове­де­ния», «находчивость/изобретательность», «гиб­кость», «чув­стви­тель­ность к про­бле­ме», выяв­ле­на тен­ден­ция к уве­ли­че­нию зна­че­ний, что, с нашей точ­ки зре­ния, отра­жа­ет высо­кую актив­ность участ­ни­ков иссле­до­ва­ния в усло­ви­ях необ­хо­ди­мо­сти адап­та­ции к реше­нию новых пер­цеп­тив­ных задач в сре­де ВР выс­ше­го уровня.

Обрат­ная тен­ден­ция — сни­же­ние пока­за­те­лей вер­баль­ной кре­а­тив­но­сти — выяв­ле­на у таких пара­мет­ров, как «независимость/нестандартность», «ори­ги­наль­ность», «бег­лость». Мож­но пред­по­ло­жить, что изме­не­ния дан­ных пара­мет­ров обу­слов­ле­но неболь­шим вре­мен­ным про­ме­жут­ком рабо­ты респон­ден­тов в ВР выс­ше­го уров­ня. Малый вре­мен­ной пери­од и отсут­ствие спе­ци­аль­ных задач в вир­ту­аль­ном про­стран­стве «не дали» участ­ни­кам иссле­до­ва­ния вый­ти на уро­вень вер­ба­ли­за­ции про­дук­тов их креативности.

2. Пока­за­те­ли пара­мет­ров невер­баль­ной кре­а­тив­но­сти — «ори­ги­наль­ность» и «уни­каль­ность» при исполь­зо­ва­нии ВР выс­ше­го поряд­ка досто­вер­но изме­ни­лись (при ста­ти­сти­че­ской зна­чи­мо­сти на уровне p≤0,05 и p≤0,01 соот­вет­ствен­но). Так как вре­мя рабо­ты в ВР было непро­дол­жи­тель­ным (15 минут), то мож­но исклю­чить при объ­яс­не­нии полу­чен­ных дан­ных воз­дей­ствие вре­мен­но­го фактора. 

Еще одним фак­то­ром, кото­рый кон­тро­ли­ро­вал­ся в экс­пе­ри­мен­те, был уро­вень сфор­ми­ро­ван­но­сти навы­ков рабо­ты с ВР-про­грам­ма­ми, исполь­зу­е­мы­ми в экс­пе­ри­мен­те. Боль­шая часть участ­ни­ков не име­ли опы­та рабо­ты с ВР, а про­грам­мы, пред­ла­га­е­мые им, были раз­ра­бо­та­ны совсем недав­но и не тира­жи­ро­ва­лись. Поэто­му мож­но с уве­рен­но­стью утвер­ждать, что в рам­ках про­ве­ден­но­го экс­пе­ри­мен­таль­но­го иссле­до­ва­ния имен­но ВР выс­ше­го уров­ня (шле­мы VIVE) явля­лась фак­то­ром изме­не­ния невер­баль­ной креативности.

3. В целом, мож­но сде­лать вывод о том, что ВР выс­ше­го уров­ня в рам­ках неболь­ших вре­мен­ных про­ме­жут­ков, даже без спе­ци­аль­но постав­лен­ных задач, ока­зы­ва­ет воз­дей­ствие на невер­баль­ную кре­а­тив­ность лич­но­сти юно­ше­ско­го воз­рас­та, обу­слов­ли­вая более яркое про­яв­ле­ние ее «ори­ги­наль­но­сти» и «уни­каль­но­сти».

Изу­че­ние потен­ци­а­ла вир­ту­аль­ной реаль­но­сти как фак­то­ра воз­дей­ствия на кре­а­тив­ность лич­но­сти явля­ет­ся одним из акту­аль­ных направ­ле­ний в совре­мен­ной психологии. 

В рам­ках дан­ной рабо­ты было дока­за­но, что ВР ока­зы­ва­ет более интен­сив­ное воз­дей­ствие на невер­баль­ную кре­а­тив­ность. Полу­чен­ные резуль­та­ты явля­ют­ся осно­ва­ни­ем для орга­ни­за­ции даль­ней­ше­го науч­но­го поис­ка, кото­рый может быть свя­зан с изу­че­ни­ем твор­че­ской дея­тель­но­сти в ВР и таких ее про­цес­сов, как вооб­ра­же­ние, инту­и­ция, дивер­гент­ное мыш­ле­ние и т. д.; выяв­ле­ни­ем зна­че­ния эмо­ци­о­наль­ной состав­ля­ю­щей твор­че­ско­го про­цес­са в ВР и эта­пов его про­те­ка­ния; опре­де­ле­ни­ем свя­зи ВР и про­яв­ле­ни­ем твор­че­ских спо­соб­но­стей с уче­том содер­жа­ния ВР-про­грамм; исполь­зо­ва­ни­ем ВР как источ­ни­ка раз­ви­тия твор­че­ской дея­тель­но­сти и кре­а­тив­но­сти обучающихся.

Литература

  1. Ани­ки­на В.Г. Рефлек­сия и вир­ту­аль­ная реаль­ность: от эти­мо­ло­ги­че­ско­го ана­ли­за поня­тий к пони­ма­нию сущ­ност­ных отно­ше­ний // Пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка и обра­зо­ва­ние. 2021. Том 26. № 1. С. 19—26. DOI: 10.17759/pse.2021000002
  2. Ани­ки­на В.Г., Хозе Е.Г., Стри­жо­ва И.В. Дина­ми­ка пси­хи­че­ских состо­я­ний обу­ча­ю­щих­ся, осва­и­ва­ю­щих дидак­ти­че­ские ВР-про­грам­мы с исполь­зо­ва­ни­ем тех­но­ло­гий вир­ту­аль­ной реаль­но­сти // Экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия. 2021. Том 14. № 4. С. 123—141.
  3. Бара­бан­щи­ков В.А., Сели­ва­нов В.В. Вза­и­мо­дей­ствие субъ­ек­та и вир­ту­аль­ной реаль­но­сти: пси­хи­че­ское раз­ви­тие и лич­ност­ная детер­ми­на­ция: моно­гра­фия [Элек­трон­ный ресурс] / Под ред. В.А. Бара­бан­щи­ко­ва, В.В. Сели­ва­но­ва. М: Уни­вер­сум, 2019. 479 с. 
  4. Бога­ты­рев А.А. О труд­но­стях пере­хо­да сту­ден­тов-пер­во­курс­ни­ков от нетвор­че­ско­го к твор­че­ско­му в оте­че­ствен­ном вузе // Раз­ви­тие твор­че­ской лич­но­сти в совре­мен­ном обра­зо­ва­нии: сб. ста­тей по мате­ри­а­лам Меж­ду­на­род­ной науч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции (Тверь, 24—25 янва­ря 2019 г.). Тверь: Инсти­тут худо­же­ствен­но­го обра­зо­ва­ния и куль­ту­ро­ло­гии РАО, 2019. С. 380—390.
  5. Бон­да­рен­ко Т.А. Транс­фор­ма­ция лич­но­сти в усло­ви­ях вир­ту­аль­ной реаль­но­сти. Ростов н/Д: Изда­тель­ский дом ЛГТУ, 2006. 50 с.
  6. Вир­ту­аль­ная реаль­ность в пси­хо­ло­гии и искус­ствен­ном интел­лек­те / Сост.: Н.В. Чудо­ва. М.: Рос­сий­ская ассо­ци­а­ция искус­ствен­но­го интел­лек­та, 1998. 315 с.
  7. Еро­хин С.В. Эсте­ти­ка циф­ро­во­го изоб­ра­зи­тель­но­го искус­ства. СПб.: Але­тейя, 2010. 432 с.
  8. Ильин Е.П. Пси­хо­ло­гия твор­че­ства, кре­а­тив­но­сти, ода­рен­но­сти. М.: Питер, 2009. 444 с.
  9. Котель­ни­ко­ва А.В. Тех­но­ло­гии вир­ту­аль­ной и допол­нен­ной реаль­но­сти в систе­ме пси­хо­ло­ги­че­ской реа­би­ли­та­ции паци­ен­тов с послед­стви­я­ми дви­га­тель­ных нару­ше­ний: авто­реф. дисс. … д-ра пси­хол. наук. М., 2021. 47 с.
  10. Купа­ра­шви­ли М.Д. Связь инно­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти с обез­зна­че­ни­ем логи­ки // Инно­ва­ци­он­ная эко­но­ми­ка и обще­ство. 2019. № 3(25). С. 87—92.
  11. Ланье Дж. На заре новой эры: авто­био­гра­фия «отца» вир­ту­аль­ной реаль­но­сти: пер. с англ. М: Экс­мо, 2019. 494 с.
  12. Мам­чур Е.А. Вир­ту­аль­ные миры искус­ства и нау­ки: про­бле­мы рефе­рен­ции // Тео­ре­ти­че­ская вир­ту­а­ли­сти­ка: новые про­бле­мы, под­хо­ды и реше­ния / Под ред. Е.А. Мам­чур. М.: Нау­ка, 2008. С. 140—160.
  13. Матюш­кин A.M. Фигур­ная фор­ма А теста твор­че­ско­го мыш­ле­ния Э. Тор­рен­са, адап­ти­ро­ван­но­го сотруд­ни­ка­ми Обще­со­юз­но­го цен­тра «Твор­че­ская ода­рен­ность» НИИ ОПП АПН СССР. М.: Изд-во НИИ ОПП АПН СССР, 1990. 45 с.
  14. Мел­ков Ю.А. Вир­ту­аль­ная реаль­ность как фено­мен куль­ту­ры // Тео­ре­ти­че­ская вир­ту­а­ли­сти­ка: новые про­бле­мы, под­хо­ды и реше­ния / Под ред. Е.А. Мам­чур. М.: Нау­ка, 2008. С.112—117.
  15. Рауш де Трау­бен­берг Н.К. Тест Рор­ша­ха: прак­ти­че­ское руко­вод­ство. М.: Коги­то-Центр, 2005. 255 c.
  16. Поно­ма­рев Я.А. Иссле­до­ва­ние пси­хо­ло­ги­че­ских меха­низ­мов твор­че­ско­го (про­дук­тив­но­го) мыш­ле­ния: авто­реф. дисс. … канд. пси­хол. наук. М., 1958. 16 с.
  17. Сед­ло­ва Н.В. Соот­но­ше­ния кре­а­тив­но­сти и ответ­ствен­но­сти в пред­при­ни­ма­тель­ской дея­тель­но­сти: обзор совре­мен­ных иссле­до­ва­ний // Мето­до­ло­гия совре­мен­ной пси­хо­ло­гии. 2020. № 11. С. 304—319.
  18. Сели­ва­нов В.В., Сели­ва­но­ва Л.Н. Вир­ту­аль­ная реаль­ность как метод и сред­ство обу­че­ния [Элек­трон­ный ресурс] // Обра­зо­ва­тель­ные тех­но­ло­гии и обще­ство. 2014. Том 17. № 3. C. 378—391.
  19. Сели­ва­нов В.В., Сели­ва­но­ва Л.Н. Позна­ние и лич­ность в вир­ту­аль­ной реаль­но­сти // Пси­хо­ло­гия когни­тив­ных про­цес­сов / Отв. ред. В.В. Сели­ва­нов. Смо­ленск: Смол­ГУ, 2015. С. 107—121.
  20. Сели­ва­нов В.В., Сели­ва­но­ва Л.Н. Эффек­тив­ность исполь­зо­ва­ния вир­ту­аль­ной реаль­но­сти в обу­че­нии в юно­ше­ском и взрос­лом воз­рас­тах [Элек­трон­ный ресурс] // Непре­рыв­ное обра­зо­ва­ние: ХХI век. 2015. № 1(9)
  21. Сол­да­то­ва Е.Л., Пого­ре­лов Д.Н. Фено­мен вир­ту­аль­ной иден­тич­но­сти: совре­мен­ное состо­я­ние про­бле­мы // Обра­зо­ва­ние и нау­ка. 2018. Том 20. № 5. С. 105—124. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5- 105-124
  22. Твор­че­ство: тео­рия, диа­гно­сти­ка, тех­но­ло­гии: Сло­варь-спра­воч­ник / Под. ред. Т.А. Бары­ше­вой. СПб.: Книж­ный дом, 2008. 293 с.
  23. Твор­че­ское насле­дие А.В. Брушлин­ско­го и О.К. Тихо­ми­ро­ва и совре­мен­ная пси­хо­ло­гия (к 70-летию со дня рож­де­ния): тези­сы докла­дов на науч­ной кон­фе­рен­ции (Москва, ИП РАН, 22— 23 мая 2003 г. / Отв. ред. В.В. Зна­ков, Т.В. Кор­ни­ло­ва. М.: Инсти­тут пси­хо­ло­гии РАН, 2003. 395 с.
  24. Уша­ко­ва С.А. Мето­до­ло­ги­че­ский аспект раз­ви­тия поня­тий твор­че­ства и кре­а­тив­но­сти в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се // Фило­со­фия обра­зо­ва­ния. 2012. № 3(42). С. 90—95.
  25. Федю­ков М.А. Алго­рит­мы постро­е­ния моде­ли голо­вы чело­ве­ка по изоб­ра­же­ни­ям для систем вир­ту­аль­ной реаль­но­сти: авто­реф. дисс. канд. физ.-мат. наук. М., 2015. 22 с.
  26. Шиш­ки­на Л.И. Кре­а­тив­ность и твор­че­ство: соот­но­ше­ние поня­тий // Управ­лен­че­ское кон­суль­ти­ро­ва­ние. 2015. № 4(76). С. 176—182.
  27. Туник Е.Е. Пси­хо­ди­а­гно­сти­ка твор­че­ско­го мыш­ле­ния: кре­а­тив­ные тесты. Спб.: Спб­ГУ­ПМ, 1997. 34 с.
  28. Юхвид А.В. Ком­пью­тер­ные вир­ту­аль­ные тех­но­ло­гии как новый тех­но-соци­аль­ный фено­мен (соци­аль­но-фило­соф­ский ана­лиз): дисс. … д-ра филос. наук. М., 2013. 268 с.
  29. Ягол­ков­ский С.Р. Пси­хо­ло­гия кре­а­тив­но­сти и инно­ва­ций. М.: Изд. дом «ГУ ВШЭ», 2007. 157 с.
  30. Abraham A. Reality = Relevance? Insinghts from Spontaneous Modulations of the Brain′s Default Network when Telling Fiction [Элек­трон­ный ресурс] /PLoSONe. Vol. 4. № 1. e4741. 
  31. Aczel P. Beyond persuasion — Rhetoric in a virtual world // Virtual reality — Real visuality. Virtual, visual, veridical. Visual Learning. Vol. 7. / Eds. A. Benedek, Veszelszki. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2017. P. 29—40.
  32. Burdea G. Virtual Reality Technology / G. Burdea, P. Coffet (Ed.). N.Y.: Wiley-IEEE Press, 2003.
  33. Csikszentmihalyi M. Implications of a systems perspective for the study of creativity // Handbook of creativity / R.J. Sternberg (ed.). Cambridge University Press, 1999. P. 313—335.
  34. Davies C. Virtual Space. Space: In Science? Art and Society / Ed. by F. Penz, G. Radick, R. Howell. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 69—104.
  35. Feldman D. H., Csikszentmihalyi M., Gardner H. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale: Yale Press, 1994.
  36. Foster J. Creativity and Teacher. Macmillan, 1971.
  37. Guilford J.P. Creativity // American Psychologist. Vol. 5. № 9. Р. 444—454.
  38. Heim M. Metaphysics of Virtual Reality. NY: Oxford University Press, 1993.
  39. Nechvatal J. Towards an Immersive Intelligence: Essays jn the Work of in the Age of Computer Technology and Virtual Reality (1993—2006). Edgewise Press, 2009. P. 53—58.
  40. Torrance E.P. Creativity and futurism in education: Retooling // Education. 1980(b). Vol. 100. P. 298—311.
  41. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its testing // R.J. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives. Cambridge: Cambridge University Press. P. 43—75.
  42. Xiaozhe Yang, Lin Lin, Pei-Yu Cheng, Xue Yang, Youqun Ren, Yueh-Min Huang. Examining creativity through a virtual reality support system // Educational Technology Research and Development? Vol. 66. P. 1231—1254.
  43. Yi-Ching Chen, Yu-Shan Chang, Meng-Jung Chuang Chen Y-C. Virtual reality application influences cognitive load-mediated creativity components and creative performance in engineering design // Journal of Computer Assisted Learning. Vol. 38(1). P. 6—18. DOI: 10.1111/jcal.12588
  44. Iris Gräßler, Patrick Taplick. Supporting Creativity with Virtual Reality Technology // Proceedings of the Design Society International Conference on Engineering Design. Vol. 1(1). P. 2011—2020. DOI: 10.1017/dsi.2019.207
Источ­ник: Экс­пе­ри­мен­таль­ная пси­хо­ло­гия. 2022. Том 15. № 2. С. 20–36. DOI: 10.17759/exppsy.2022150202

Об авторах

  • Веро­ни­ка Ген­на­дьев­на Ани­ки­на — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры общей пси­хо­ло­гии Инсти­ту­та экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.
  • Евге­ний Ген­на­дье­вич Хозе — кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, стар­ший науч­ный сотруд­ник, Центр экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии Инсти­ту­та экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), заве­ду­ю­щий лабо­ра­то­ри­ей экс­пе­ри­мен­таль­ной и прак­ти­че­ской пси­хо­ло­гии, доцент кафед­ры общей пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский инсти­тут пси­хо­ана­ли­за (НОЧУ МИП), Москва, Россия.
  • Ири­на Вик­то­ров­на Стри­жо­ва — кан­ди­дат педа­го­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры общей пси­хо­ло­гии Инсти­ту­та экс­пе­ри­мен­таль­ной пси­хо­ло­гии, Мос­ков­ский госу­дар­ствен­ный пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ский уни­вер­си­тет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия.

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest