Пилотажное исследование на примере молодежи
Введение
Тематика, связанная с COVID–19 прочно укоренилась в информационных потоках с конца 2019 года по сегодняшний день. Наблюдается рост исследовательского интереса в предлагаемом контексте, в том числе и в рамках отечественной психологической научной мысли.
Так, С.Н. Ениколопов с соавторами изучали динамику психических реакций, разворачивающихся в процессе пандемии COVID-19 [1]. В.В. Гриценко с коллегами сосредоточились на исследовании переживания страха перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) в зависимости от выраженности базисных убеждений личности [2]. Любопытным является работа, посвященная изучению переживания неопределённости, тревоги, беспокойства в период пандемии [3].
Учитывая тот факт, что молодежь принимает участие в реализации всевозможных типов социальной активности, перспективным, на наш взгляд, будет являться рассмотрение вопроса реализации кибеагрессивных актов к виртуальному контенту, посвященному тематике COVID–19.
Особо отметим, что по данным современных исследований в молодежной среде растет количество совершаемых киберагрессивных актов.
Согласно работам некоторых отечественных авторов, опубликованных в 2019-2020 гг., показано, что в 2019 [4] году выявлено три часто совершаемые типы киберагрессии (попрошайничество, секстинг, флейминг), а в 2020 году – девять (киберсталкинг, секстинг, скамерство, очернение, открытая угроза, троллинг, флейминг, фишинг и харассмент) [5].
Это означает, что молодежь проявляет интерес к получению и использованию конфиденциальной информации, прибегает к сообщению ложных сведений о других, публикует оскорбительные комментарии, размещает материалы интимного характера, а также высказывает угрозы в адрес других пользователей.
Данные тенденции можно объяснить неблагоприятной эпидемиологической обстановкой с начала 2020 года. Причина этому – возникновение и диссеминация по всему миру новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Очевидно, что данное событие привело к ограничению социальных контактов, нарушению привычного жизненного распорядка индивидов, социальных групп и способствовало созданию психологического напряжения и стрессовых состояний.
Можно предположить, что сместился фокус социальной активности (в том числе и девиантной) из реальной среды в виртуальную. Кроме того, изобилие контента, касающегося пандемии, так или иначе, предполагает ответную реакцию адресата.
Цель статьи – в пробно-поисковом порядке выявить и описать проявления киберагрессии к контенту по тематике COVID–19 (на примере молодежи).
Задачи работы: сформулировать перечень утверждений для выявления фактов совершения киберагрессивных актов к контенту, посвященному COVID–19; провести опрос молодежной выборки по разработанной анкете; проанализировать, описать и представить полученные результаты; обозначить контуры основного этапа исследования.
Методика исследования
В связи с целью и задачами настоящего исследования весь контент, посвященный тематике COVID–19 разделен нами на три группы:
- новостной контент (официальная статистика заболевших/выздоровевших, мнения экспертов, отчеты исполнительной власти);
- информационно-профилактический контент (ролики профилактики заражения, памятки, санитарно-эпидемиологические рекомендации, материалы о вакцинации);
- развлекательный контент (шутки, анекдоты, видео, фотоматериалы, изображения, картинкидемотиваторы).
Каждый тип контента оценивается респондентом по шкале Лайкерта в плане нейтрального отношения, предкиберагрессии, а также киберагрессии по типу троллинга, флейминга и остракизма. Разработанный инструментарий представлен в приложении.
Обозначенная анкета прошла экспертную оценку у трех компетентных специалистов в области психологии отклоняющегося поведения, социальной психологии. Оценка согласованности экспертных мнений определялась с помощью коэффициента конкордации Кендалла (W = 0,67). Полученный результат свидетельствует о наличии приемлемой согласованности мнений экспертов. Далее анкета прошла проверку надежности по ее внутренней согласованности при помощи расчета коэффициента α‑Кронбаха.
Получен результат α=0,721. Таким образом, показан достаточный уровень внутренней согласованности. Выборку пилотажного этапа составили 60 респондентов, учащиеся высших учебных заведений г. Саратова. Средний возраст – 20,4 лет. Мужчины – 33%. Статистическая обработка проводилась с помощью пакета программ JASP (версия 0.8.8).
Результаты исследования и их обсуждение
Новостной контент
Применение критерия Краскела-Уоллиса в контексте сравнения полученных показателей проявления киберагрессии по типу троллинга, флейминга, остракизма к данному контенту продемонстрировало, что различия между результатами являются статистически значимыми (hэмп. = 8.558 при р≤0,01).
Последующие апостериорные сравнения данных с помощью U – критерия Манна-Уитни продемонстрировали, что проявление киберагрессии по типу троллинга преобладает по сравнению с проявлением киберагрессии по типу флейминга (U=322, 5 при p≤0.01) и остракизма (U=568, 5 при p≤0.01).
Это значит, что лица молодого возраста активнее всего проявляют к информационному контенту, связанному с COVID–19 киберагрессию по типу троллинга (реагируют на данную информацию оскорбительными и (или) высмеивающими комментариями, провокационными сообщениями).
Можно предположить, что новостной контент рассматриваемой тематики определяется молодежью как приемлемый онлайн-объект, в контексте реализации агрессивных актов. Вероятно, так происходит отреагирование психического напряжения, созданного неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и нарушением привычного ритма жизнедеятельности в реальной среде.
С другой стороны, трансформация социальной активности личности в условиях распространения COVID–19, смещение ее фокуса в виртуальное пространство, позволяет индивиду применившему акты троллинга обратить на себя внимание и получить, таким образом, признание.
Кроме того, муссирование этой темы в СМИ, виртуальной среде, спорные и часто противоположные мнения экспертов в контексте рассматриваемой проблематики, неоднозначное отношение к официальной статистике заболевших/выздоровевших, может вызывать негативные эмоции, ощущение безнадежности у представителей молодого поколения, отреагирование которых успешно реализуется в киберпространстве посредством публикации провокационных сообщений и оскорблений.
Информационно-профилактический контент
Применение критерия Краскела-Уоллиса в рамках сравнения показателей проявления киберагрессии по типу троллинга, остракизма и флейминга к данному контенту показало отсутствие статистически значимых различий.
Это значит, что не один тип проявления киберагрессии к информационно-профилактическому контенту не является доминирующим. Также не выявлено статистически значимых различий между показателями нейтрального отношения и предкиберагрессии.
Отсутствие проявления на значимом уровне предкиберагрессии, киберагрессии к данному контенту может свидетельствовать о том, что лица молодого возраста воспринимают ролики профилактики заражения, санитарно-эпидемиологические рекомендации, сообщения о вакцинации как необходимые меры в контексте сохранения здоровья и поддержания адекватного уровня социальной активности.
Несмотря на тиражирование данной тематики как в виртуальной, так и реальной среде, молодые люди осознают ее необходимость и в целом принимают.
Развлекательный контент
Применение критерия Краскела-Уоллиса в контексте сравнения показателей проявления киберагрессии по типу троллинга, остракизма и флейминга к данному контенту продемонстрировало отсутствие статистически значимых различий.
Это значит, что не один тип проявления киберагрессии к развлекательному контенту не является преобладающим. А вот между показателями предкиберагрессии и нейтрального отношения выявлены статистически значимые различия (U=30 при p≤0.01).
Это значит, что лица молодого возраста выражают неодобрение данной информации, которое может являться предвестником киберагрессии. Другими словами, неодобрение в виде дизлайков впоследствии может привести к высмеивающим комментариям, провокационным сообщениям, адресованным не только к данному контенту, но и другим пользователям в ходе обсуждения.
Проявление предкибеаргрессии к развлекательному контенту, связанному с тематикой COVID–19, может говорить о том, что понимая серьезность в плане неблагоприятной эпидемиологической обстановки, возможные столкновения с заболеванием или его осложнением в микросоциуме, представители молодого поколения выражают отторжение в плане демонстрации и распространения данной информации.
Развлекательный контент в виде шуток, анекдотов, видео и фотоматериалов не воспринимается в качестве объекта для юмора, а, скорее всего, вызывает раздражение.
Выводы
Таким образом, проведенное нами пилотажное исследование можно считать состоявшимся. Для дальнейшей работы в обозначенном направлении, на наш взгляд, необходимо увеличить выборку в несколько раз, расширить диапазон актов киберагрессии в рассматриваемом контексте, реализовать применение более широких статистических процедур в плане оценки психометрической пригодности диагностического материала, использовать параметрические критерии в аспекте анализа результатов основного этапа. А также перспективным будет являться расширение исследовательского интереса на подростковый и зрелый возраст.
Литература
- Динамика психологических реакций на начальном этапе пандемии COVID-19 / С.Н. Ениколопов, О.М. Бойко, Т.И. Медведева, О.Ю. Воронцова, О.Ю. Казьмина. – doi:10.17759/psyedu.2020120207 // Психолого-педагогические исследования. – 2020. – Т. 12., № 2. – С. 108–126.
- Гриценко В.В. Страх перед коронавирусным заболеванием (COVID-19) и базисные убеждения личности / В.В. Гриценко, А.Д. Резник, В.В. Константинов, Т.Ю. Маринова, Н.В. Хоменко, Р. Израйловиц. – doi:10.17759/cpse.2020090205 // Клиническая и специальная психология. – 2020. – Т 9., № 2. – С. 99–118.
- Комментарии экспертов: Переживание неопределенности, тревоги, беспокойства в условиях COVID-19 / Н.Е. Харламенкова, Ю.В. Быховец, М.В. Дан, Д.А. Никитина // COVID-19: влияние на человека и общество. – Институт психологии Российской академии наук, 2020.
- Шаров А.А. Специфика девиантной активности молодежи в интернет-среде / А.А. Шаров // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2019. – № 3 (51). – С. 255–261.
- Шаров А.А. Взаимосвязь девиантных практик в киберпространстве (на примере молодежи) / А.А. Шаров. – doi.org/10.26516/2304-1226.2020.33.89 // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. – 2020. – Т. 33. – С. 89–98.
Об авторе
Алексей Александрович Шаров - кандидат психологических наук, доцент Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского.
Смотрите также:
- Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий
- Волкова Е.Н., Волкова И.В., Голубовская А.С. Обзор зарубежных исследований по проблеме кибербуллинга среди подростков и молодежи
- Герасимова А.А., Холмогорова А.Б. Стратегии совладания, психологическое благополучие и проблемное использование интернета в период пандемии
- Кирюхина Д. В. Кибербуллинг среди молодых пользователей социальных сетей