Трухан Е.А., Рыжковский Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у подростков

Т

Под­рост­ко­вый воз­раст – это пери­од взрос­ле­ния, эмо­ци­о­наль­но­го и соци­аль­но­го отде­ле­ния ребен­ка от семьи, когда рефе­рент­ной груп­пой для под­рост­ка ста­но­вят­ся его сверст­ни­ки. Под­ро­сток, не уме­ю­щий нала­жи­вать нефор­маль­ные отно­ше­ния со сверст­ни­ка­ми, име­ет боль­шой риск уйти в одну из форм киберзависимости.

Доста­точ­но слож­но про­ве­сти чет­кую грань меж­ду силь­ной увле­чен­но­стью ком­пью­тер­ны­ми игра­ми и зави­си­мо­стью от них. Ком­пью­тер­ные игры поз­во­ля­ют отвлечь­ся от реаль­ных ситу­а­ций с их ответ­ствен­но­стью и огра­ни­че­ни­я­ми. Бла­го­да­ря таким факторам, 

как посто­ян­ная мыс­ли­тель­ная актив­ность, тре­бу­е­мая быст­ро­та и точ­ность реак­ций игро­ка, иллю­зия непо­сред­ствен­но­го воз­дей­ствия на игро­вую сре­ду, воз­мож­ность вести игро­вой диа­лог в режи­мах боль­шей или мень­шей интен­сив­но­сти, игрок испы­ты­ва­ет пси­хо­ло­ги­че­скую удо­вле­тво­рен­ность от ком­пью­тер­ной игры и стре­мит­ся про­длить пре­бы­ва­ние в вир­ту­аль­ном мире [1].

Поэто­му под увле­чен­но­стью ком­пью­тер­ны­ми игра­ми мы пони­ма­ем эмо­ци­о­наль­но-моти­ва­ци­он­ное состо­я­ние, при кото­ром чело­век испы­ты­ва­ет силь­ный инте­рес к ком­пью­тер­ным играм и свя­зан­ным с ними объ­ек­там вир­ту­аль­но­го и мате­ри­аль­но­го мира. 

Одна­ко фак­то­ры и меха­низ­мы, исполь­зу­е­мые в инду­стрии ком­пью­тер­ных игр для фор­ми­ро­ва­ния увле­чен­но­сти (иден­ти­фи­ка­ция с игро­вым пер­со­на­жем, нар­ра­тив, ини­ци­а­ции, неза­вер­шен­ное дей­ствие, сорев­но­ва­ние, удо­вле­тво­ре­ние фруст­ри­ро­ван­ных потреб­но­стей), могут вызы­вать так­же и зави­си­мость от ком­пью­тер­ных игр, если это­му спо­соб­ству­ют соци­аль­ная сре­да (про­бле­мы дет­ско-роди­тель­ских отно­ше­ний, кон­флик­ты со сверст­ни­ка­ми) и лич­ност­ные осо­бен­но­сти игро­ка (инфан­тиль­ность, возбудимость).

К. Янг отно­сит игро­вую ком­пью­тер­ную зави­си­мость к одной из форм интер­нет­за­ви­си­мо­сти [2]. А. В. Гри­ши­на рас­смат­ри­ва­ет игро­вую ком­пью­тер­ную зави­си­мость как новую фор­му зави­си­мо­сти, каче­ствен­но отли­ча­ю­щу­ю­ся от дру­гих нехи­ми­че­ских зави­си­мо­стей выхо­дом на без­гра­нич­ные воз­мож­но­сти вир­ту­аль­но­го мира и меха­низ­ма­ми фор­ми­ро­ва­ния на раз­ных эта­пах воз­раст­но­го раз­ви­тия [3].

В отли­чие от хими­че­ских форм аддик­ций, игро­вая ком­пью­тер­ная зави­си­мость про­яв­ля­ет­ся толь­ко на эмо­ци­о­наль­ном и лич­ност­но-смыс­ло­вом уров­нях и не име­ет под собой орга­ни­че­ской основы. 

Абсти­нент­ный син­дром при игро­вой ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти про­яв­ля­ет­ся без харак­тер­ных физио­ло­ги­че­ских симп­то­мов. Тем не менее эмо­ци­о­наль­ная реак­ция на лише­ние пред­ме­та зави­си­мо­сти (ком­пью­тер­ной игры) может быть такой же силь­ной, как и при невоз­мож­но­сти полу­чить дозу нар­ко­ти­че­ско­го вещества.

Игро­вая ком­пью­тер­ная зави­си­мость име­ет такие схо­жие про­яв­ле­ния с дру­ги­ми фор­ма­ми зави­си­мо­сти, как фор­ми­ро­ва­ние доми­нан­ты на пред­ме­те зави­си­мо­сти и уга­са­ние инте­ре­са к несвя­зан­ным с игрой вещам. У боль­шин­ства людей игро­вая ком­пью­тер­ная зави­си­мость со вре­ме­нем уга­са­ет, оста­ва­ясь на некри­тич­ном для нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти уровне. Это явля­ет­ся одним из ее клю­че­вых отли­чий от хими­че­ских зависимостей. 

Игро­вая ком­пью­тер­ная аддик­ция пред­став­ля­ет гораз­до мень­шую опас­ность для здо­ро­вья чело­ве­ка, чем нар­ко­ти­че­ская зави­си­мость или алко­го­лизм. Слу­чаи, когда люди уми­ра­ли от исто­ще­ния орга­низ­ма во вре­мя ком­пью­тер­ной игры, еди­нич­ны, в отли­чие от слу­ча­ев гибе­ли при пере­до­зи­ров­ке нар­ко­ти­ков. Но воз­дей­ствие на соци­аль­ные аспек­ты жиз­не­де­я­тель­но­сти в пико­вые пери­о­ды игро­вой ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти может ничем не отли­чать­ся от вли­я­ния нар­ко­ти­че­ской зависимости.

Спе­ци­аль­ных иссле­до­ва­ний, посвя­щен­ных игро­вой ком­пью­тер­ной аддик­ции, зна­чи­тель­но мень­ше, чем работ по дру­гим фор­мам кибер­за­ви­си­мо­сти или гем­блин­га, в част­но­сти, интернет-зависимости.

Соглас­но опре­де­ле­нию Д. Г. Рыбал­то­ви­ча, игро­вая онлайн-аддик­ция – это рас­строй­ство, заклю­ча­ю­ще­е­ся в частых повтор­ных эпи­зо­дах игры на ком­пью­те­ре, поль­зо­ва­нии онлайн-игра­ми, кото­рые доми­ни­ру­ют в жиз­ни паци­ен­тов в ущерб соци­аль­ным, про­фес­си­о­наль­ным, мате­ри­аль­ным и семей­ным ценностям. 

У поль­зо­ва­те­лей онлайн-игр был опре­де­лен цик­ло­ти­мич­но-гипер­тив­но-эмо­тив­ный тип харак­те­ра, а так­же выяв­ле­на поло­жи­тель­ная вза­и­мо­связь меж­ду выра­жен­но­стью зави­си­мо­сти от онлайн-игр и уров­ня­ми реак­тив­ной и лич­ност­ной тре­вож­но­сти [4].

Пси­хо­ло­ги­че­ский про­филь лич­но­сти под­рост­ка, увле­чен­но­го RPG (роле­вы­ми ком­пью­тер­ны­ми игра­ми), соглас­но дан­ным А. С. Алек­се­е­вой и соав­то­ров, отли­ча­ет­ся высо­ким уров­нем аутои внеш­ней агрес­сии, оби­ды, нега­ти­виз­ма, враж­деб­но­сти, раз­дра­жи­тель­но­сти и пси­хо­тиз­ма, а так­же низ­ким уров­нем искрен­но­сти [5].

У под­рост­ков с выра­жен­ны­ми при­зна­ка­ми ком­пью­тер­ной игро­вой зави­си­мо­сти С. А. Хазо­ва так­же отме­ча­ет такие осо­бен­но­сти, как нега­тив­ная ком­му­ни­ка­тив­ная уста­нов­ка, враж­деб­ность и нега­тив­но окра­шен­ные эмо­ции в обще­нии, высо­кая лич­ност­ная тре­вож­ность и низ­кий уро­вень эмпа­тии [6].

Тип зави­си­мо­сти от интер­не­та (от игр, от поис­ка инфор­ма­ции, от обще­ния в интер­не­те) свя­зан, соглас­но дан­ным О. В. Гри­го­рье­вой и Н. В. Ваню­хи­ной, с осо­бен­но­стя­ми пси­хо­эмо­ци­о­наль­ной сфе­ры под­рост­ков. Так, у под­рост­ков, зави­си­мых от игр в интер­не­те, могут наблю­дать­ся частые агрес­сив­ные состо­я­ния в виде кос­вен­ной и вер­баль­ной агрес­сии, нега­ти­виз­ма, раз­дра­жи­тель­но­сти, обид­чи­во­сти, так­же они име­ют доста­точ­но выра­жен­ную лич­ност­ную и ситу­а­тив­ную тре­вож­ность и неред­ко впа­да­ют в депрес­сию [7].

Про­ве­ден­ное нами иссле­до­ва­ние было наце­ле­но на изу­че­ние струк­ту­ры вза­и­мо­свя­зей меж­ду сте­пе­нью увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми и пока­за­те­ля­ми эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та у детей под­рост­ко­во­го возраста. 

Осо­бен­но­сти эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та под­рост­ков, увле­чен­ных ком­пью­тер­ны­ми игра­ми, мало изу­че­ны, хотя это одна из наи­бо­лее уяз­ви­мых воз­раст­ных групп для воз­ник­но­ве­ния игро­вой ком­пью­тер­ной зависимости. 

В под­рост­ко­вом воз­расте еще про­дол­жа­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та, воз­ни­ка­ю­щие у под­рост­ков ком­му­ни­ка­тив­ные труд­но­сти часто свя­за­ны с непо­ни­ма­ни­ем эмо­ций, кото­рые демон­стри­ру­ют окру­жа­ю­щие люди, с поте­рей ими кон­тро­ля над сво­и­ми эмоциями.

Все­го в иссле­до­ва­нии при­ня­ло уча­стие 103 под­рост­ка в воз­расте от 11 до 13 лет; 57 маль­чи­ков и 46 дево­чек. Все опро­шен­ные под­рост­ки – уча­щи­е­ся 6–8 клас­сов сред­ней шко­лы г. Минска.

В иссле­до­ва­нии были исполь­зо­ва­ны сле­ду­ю­щие мето­ди­ки: 1) тест-опрос­ник сте­пе­ни увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми А. В. Гри­ши­ной для выяв­ле­ния у под­рост­ков зави­си­мо­сти от ком­пью­тер­ных игр, а так­же сте­пе­ни выра­жен­но­сти раз­лич­ных пока­за­те­лей увле­чен­но­сти игра­ми [8]; 2) опрос­ник на эмо­ци­о­наль­ный интел­лект ЭмИн Д. В. Люси­на для опре­де­ле­ния у под­рост­ков уров­ня эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и его струк­тур­ных ком­по­нен­тов [9].

Общий уро­вень увле­чен­но­сти и склон­но­сти к зави­си­мо­сти от ком­пью­тер­ных игр у маль­чи­ков-под­рост­ков ока­зал­ся зна­чи­мо выше, чем у дево­чек-под­рост­ков (U = 618 при р = 0,001).

Кор­ре­ля­ци­он­ный ана­лиз (непа­ра­мет­ри­че­ский вари­ант Спир­ме­на) пока­за­те­лей эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и шкал увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми у всей выбор­ки под­рост­ков поз­во­лил выявить сле­ду­ю­щие ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мые вза­и­мо­свя­зи (рис. 1).

Рис. 1. Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у подростков (при уровне значимости p ≤ 0,05)
Рис. 1. Струк­ту­ра вза­и­мо­свя­зей эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми у под­рост­ков (при уровне зна­чи­мо­сти p ≤ 0,05)

Боль­шин­ство обна­ру­жен­ных зна­чи­мых кор­ре­ля­ций отри­ца­тель­ные, пре­иму­ще­ствен­но меж­ду шка­лой эмо­ци­о­наль­но­го отно­ше­ния к ком­пью­тер­ным играм и пока­за­те­ля­ми эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та, что вполне логич­но, учи­ты­вая содер­жа­тель­ную осно­ву дан­ной шкалы. 

Ощу­ще­ние эмо­ци­о­наль­но­го подъ­ема во вре­мя игры мож­но объ­яс­нить раз­ряд­кой пси­хо­эмо­ци­о­наль­но­го напря­же­ния и вир­ту­аль­ной ком­пен­са­ци­ей фруст­ри­ро­ван­ных потреб­но­стей у игроков. 

Суще­ству­ют обрат­но про­пор­ци­о­наль­ные вза­и­мо­свя­зи меж­ду эмо­ци­о­наль­ной при­вле­ка­тель­но­стью ком­пью­тер­ных игр и таки­ми пока­за­те­ля­ми эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та, как управ­ле­ние эмо­ци­я­ми, меж­лич­ност­ный эмо­ци­о­наль­ный интел­лект, пони­ма­ние и управ­ле­ние чужи­ми эмо­ци­я­ми, а так­же общим уров­нем эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта.

Суще­ству­ет отри­ца­тель­ная вза­и­мо­связь меж­ду целе­вой направ­лен­но­стью на ком­пью­тер­ные игры и спо­соб­но­стью управ­лять чужи­ми эмо­ци­я­ми. Шка­ла целе­вой направ­лен­но­сти ука­зы­ва­ет на сте­пень азарт­ной вовле­чен­но­сти под­рост­ка в игру. 

Сле­до­ва­тель­но, чем более азар­тен под­ро­сток в ком­пью­тер­ных играх, тем слож­нее ему вызы­вать у дру­гих людей те или иные эмо­ции, сни­жать интен­сив­ность неже­ла­тель­ных эмо­ци­о­наль­ных реак­ций окружающих.

Выяв­ле­на един­ствен­ная поло­жи­тель­ная вза­и­мо­связь меж­ду пред­по­чте­ни­ем вир­ту­аль­но­го обще­ния реаль­но­му и спо­соб­но­стью управ­лять сво­и­ми эмо­ци­я­ми, сле­до­ва­тель­но, ори­ен­ти­ро­ван­ные на вир­ту­аль­ное обще­ние под­рост­ки более спо­соб­ны в уме­нии про­яв­лять жела­тель­ные эмо­ции и дер­жать под кон­тро­лем неже­ла­тель­ные. Это мож­но объ­яс­нить спе­ци­фи­кой вир­ту­аль­но­го обще­ния, когда отсут­ству­ют жест­кие соци­аль­ные нор­мы и собе­сед­ни­ки ано­ним­ны, реаль­ные лич­но­сти и воз­раст участ­ни­ков обще­ния неизвестны. 

Под­ро­сток может выда­вать себя за взрос­ло­го, муж­чи­на – за жен­щи­ну и т. д. В интер­не­те встре­ча­ет­ся мно­го про­во­ка­то­ров, целью кото­рых явля­ет­ся вызов эмо­ци­о­наль­ных реак­ций у собе­сед­ни­ков. Посто­ян­ное обще­ние в интер­не­те тре­ни­ру­ет спо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать свои эмо­ции, учит игно­ри­ро­вать про­во­ка­ции и незна­чи­тель­ные вещи.

Меж­ду индек­сом игро­вой ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти и пока­за­те­ля­ми эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мых кор­ре­ля­ций у всей выбор­ки под­рост­ков (без диф­фе­рен­ци­а­ции по полу) не обнаружено.

Был про­ве­ден срав­ни­тель­ный ана­лиз струк­ту­ры вза­и­мо­свя­зей пока­за­те­лей эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и шкал увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми с уче­том пола подростков.

У маль­чи­ков-под­рост­ков меж­ду пока­за­те­ля­ми эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и шка­ла­ми увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми (рис. 2) суще­ству­ют исклю­чи­тель­но обрат­но про­пор­ци­о­наль­ные вза­и­мо­свя­зи (все­го 13 отри­ца­тель­ных корреляций).

Рис. 2. Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у мальчиков-подростков (при уровне значимости p ≤ 0,05)
Рис. 2. Струк­ту­ра вза­и­мо­свя­зей эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми у маль­чи­ков-под­рост­ков (при уровне зна­чи­мо­сти p ≤ 0,05)

Отри­ца­тель­ная вза­и­мо­связь у маль­чи­ков-под­рост­ков обна­ру­же­на меж­ду общим уров­нем эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и индек­сом игро­вой ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти, сле­до­ва­тель­но, с ростом сте­пе­ни увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми у маль­чи­ков-под­рост­ков сни­жа­ет­ся общий уро­вень эмо­ци­о­наль­но­го интеллекта. 

Этот резуль­тат соот­вет­ству­ет дан­ным иссле­до­ва­ний В. Л. Малы­ги­на и соав­то­ров [10; 11], А. С. Роди­о­но­вой [12], в кото­рых выяв­ле­но сни­же­ние пока­за­те­лей эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та у интер­нет-зави­си­мых подростков.

Поми­мо это­го, у маль­чи­ков-под­рост­ков суще­ству­ют отри­ца­тель­ные кор­ре­ля­ции меж­ду индек­сом игро­вой ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти и таки­ми пока­за­те­ля­ми эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та, как внут­ри­лич­ност­ный эмо­ци­о­наль­ный интел­лект, управ­ле­ние эмо­ци­я­ми и кон­троль сво­ей экс­прес­сии, пони­ма­ние сво­их эмо­ций и управ­ле­ние чужи­ми эмоциями. 

В иссле­до­ва­нии В. Л. Малы­ги­на и соав­то­ров так­же уста­нов­ле­но, что интер­нет-зави­си­мые под­рост­ки хуже иден­ти­фи­ци­ру­ют соб­ствен­ные эмо­ции, испы­ты­ва­ют затруд­не­ния в эмо­ци­о­наль­ной само­ор­га­ни­за­ции, обна­ру­жи­ва­ют слож­но­сти с управ­ле­ни­ем эмо­ци­я­ми дру­гих людей. 

По мне­нию иссле­до­ва­те­лей, спо­соб­ность иден­ти­фи­ци­ро­вать эмо­ции явля­ет­ся базо­вым фак­то­ром, лежа­щим в осно­ва­нии иерар­хи­че­ской струк­ту­ры эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та. Его сни­же­ние в груп­пе интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков сви­де­тель­ству­ет о нару­ше­ни­ях, воз­ник­ших на ран­них эта­пах фор­ми­ро­ва­ния, что обу­слав­ли­ва­ет осо­бен­но­сти фор­ми­ро­ва­ния более позд­них навы­ков, таких как управ­ле­ние эмо­ци­я­ми и общее сни­же­ние эмо­ци­о­наль­ной ком­пе­тент­но­сти [10; 11].

А. С. Роди­о­но­вой так­же выяв­ле­ны отри­ца­тель­ные вза­и­мо­свя­зи интер­нет-зави­си­мо­сти с таки­ми харак­те­ри­сти­ка­ми эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та, как эмпа­тия и самомотивация. 

Полу­чен­ные резуль­та­ты сви­де­тель­ству­ют о том, что аддик­тив­ные поль­зо­ва­те­ли интер­не­та недо­ста­точ­но хоро­шо спо­соб­ны управ­лять сво­и­ми эмо­ци­я­ми. Часто это про­яв­ля­ет­ся в повы­шен­ной агрес­сии в пове­де­нии под­рост­ков, увле­ка­ю­щих­ся ком­пью­тер­ны­ми онлайн-играми.

Сни­жен­ный уро­вень само­мо­ти­ва­ции в пове­де­нии интер­нет-зави­си­мо­го чело­ве­ка выра­жа­ет­ся в неспо­соб­но­сти бороть­ся с непре­одо­ли­мым жела­ни­ем нахо­дить­ся всё боль­ше вре­ме­ни в онлайн-режи­ме, из-за чего он начи­на­ет про­пус­кать рабо­ту, уче­бу, пре­не­бре­гать домаш­ни­ми дела­ми и отка­зы­вать­ся от лич­ной жиз­ни [12].

Семь пока­за­те­лей эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та у маль­чи­ков-под­рост­ков име­ют обрат­но про­пор­ци­о­наль­ную вза­и­мо­связь со шка­лой эмо­ци­о­наль­но­го отно­ше­ния к ком­пью­тер­ным играм: общий уро­вень эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та, управ­ле­ние эмо­ци­я­ми, пони­ма­ние сво­их эмо­ций и кон­троль экс­прес­сии, управ­ле­ние сво­и­ми и чужи­ми эмо­ци­я­ми, внут­ри­лич­ност­ный эмо­ци­о­наль­ный интел­лект. Это может быть обу­слов­ле­но исполь­зо­ва­ни­ем в ком­пью­тер­ных играх эмо­ци­о­наль­ных меха­низ­мов вовле­че­ния и удер­жа­ния игроков. 

Над созда­ни­ем совре­мен­ных ком­пью­тер­ных игр рабо­та­ют гейм­ди­зай­не­ры, про­дю­се­ры и пси­хо­ло­ги, ста­ра­ясь создать про­дукт, мак­си­маль­но вовле­ка­ю­щий в игро­вой про­цесс. Спе­ци­фи­кой дан­ной груп­пы испы­ту­е­мых, по срав­не­нию со всей выбор­кой иссле­до­ва­ния явля­ет­ся, то, что ощу­ще­ние эмо­ци­о­наль­но­го подъ­ема во вре­мя игры у маль­чи­ков-под­рост­ков свя­за­но со сни­же­ни­ем не меж­лич­ност­но­го, а внут­ри­лич­ност­но­го эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и всех его ком­по­нен­тов – кон­тро­ля сво­ей экс­прес­сии, пони­ма­ния сво­их эмо­ций и управ­ле­ния ими.

У маль­чи­ков-под­рост­ков выяв­ле­на так же, как и у всей выбор­ки под­рост­ков, обрат­но про­пор­ци­о­наль­ная вза­и­мо­связь меж­ду шка­лой целе­вой направ­лен­но­сти на ком­пью­тер­ные игры и пока­за­те­лем управ­ле­ния чужи­ми эмоциями.

Меж­ду шка­ла­ми увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми и пока­за­те­ля­ми эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та у дево­чек-под­рост­ков было выяв­ле­но толь­ко три ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мых кор­ре­ля­ции (рис. 3).

Рис. 3. Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у девочек-подростков (при уровне значимости p ≤ 0,05)
Рис. 3. Струк­ту­ра вза­и­мо­свя­зей эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми у дево­чек-под­рост­ков (при уровне зна­чи­мо­сти p ≤ 0,05)

Для дево­чек-под­рост­ков харак­тер­ны так же, как и для под­рост­ков в целом, поло­жи­тель­ная кор­ре­ля­ция меж­ду шка­лой пред­по­чте­ния вир­ту­аль­но­го обще­ния реаль­но­му и спо­соб­но­стью управ­лять сво­и­ми эмо­ци­я­ми, а так­же отри­ца­тель­ные кор­ре­ля­ции меж­ду управ­ле­ни­ем чужи­ми эмо­ци­я­ми, с одной сто­ро­ны, и шка­ла­ми целе­вой направ­лен­но­сти на ком­пью­тер­ные игры и эмо­ци­о­наль­но­го отно­ше­ния к ним, с дру­гой стороны. 

Меж­ду индек­сом игро­вой ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти и пока­за­те­ля­ми эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мых кор­ре­ля­ций у дево­чек-под­рост­ков не обна­ру­же­но. Воз­мож­но, это объ­яс­ня­ет­ся раз­ли­чи­я­ми пред­по­чте­ний вир­ту­аль­но­го вре­мя­пре­про­вож­де­ния сре­ди дево­чек и маль­чи­ков. Если маль­чи­ки пред­по­чи­та­ют ком­пью­тер­ные игры, то девоч­ки боль­ше склон­ны про­во­дить вре­мя в соци­аль­ных сетях.

Таким обра­зом, срав­ни­тель­ный ана­лиз струк­ту­ры вза­и­мо­свя­зей пока­за­те­лей эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и шкал увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми у маль­чи­ков-под­рост­ков и дево­чек-под­рост­ков поз­во­ля­ет сде­лать вывод, что пол игра­ет реша­ю­щую роль в харак­те­ре вза­и­мо­свя­зи эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и сте­пе­ни увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми у подростков. 

Гипо­те­за о том, что суще­ству­ет вза­и­мо­связь меж­ду уров­нем эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и сте­пе­нью увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми вер­на толь­ко для маль­чи­ков-под­рост­ков, у дево­чек-под­рост­ков такая вза­и­мо­связь отсутствует. 

Резуль­та­ты кор­ре­ля­ци­он­но­го ана­ли­за под­твер­жда­ют, что с повы­ше­ни­ем индек­са зави­си­мо­сти от ком­пью­тер­ных игр толь­ко у маль­чи­ков-под­рост­ков сни­жа­ет­ся боль­шин­ство пока­за­те­лей эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та, у дево­чек-под­рост­ков дан­ная тен­ден­ция не наблюдается.

Суще­ству­ю­щие дан­ные иссле­до­ва­ний об осо­бен­но­стях эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та под­рост­ков, име­ю­щих ком­пью­тер­ные и интер­нет-аддик­ции, под­твер­жда­ют наши резуль­та­ты частич­но, толь­ко в отно­ше­нии мальчиков-подростков. 

Мож­но согла­сить­ся с тези­сом В. Л. Малы­ги­на и соав­то­ров [10], что сни­жен­ный эмо­ци­о­наль­ный интел­лект может созда­вать бла­го­дат­ную поч­ву для раз­ви­тия аддик­тив­но­го пове­де­ния у мальчиков-подростков. 

Одной из основ­ных при­чин любой фор­мы зави­си­мо­сти явля­ет­ся поверх­ност­ность эмо­ци­о­наль­ных при­вя­зан­но­стей. Чело­ве­ку с более низ­ким эмо­ци­о­наль­ным интел­лек­том слож­нее созда­вать близ­кие отно­ше­ния вслед­ствие низ­кой эмпа­тии и сла­бо­го пони­ма­ния сво­их и чужих переживаний.

Выводы

Меж­ду индек­сом игро­вой ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти и пока­за­те­ля­ми эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мых кор­ре­ля­ций у всей выбор­ки под­рост­ков (без диф­фе­рен­ци­а­ции по полу) не обнаружено.

С повы­ше­ни­ем сте­пе­ни увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми у маль­чи­ков-под­рост­ков сни­жа­ет­ся общий уро­вень эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та, а так­же внут­ри­лич­ност­ный эмо­ци­о­наль­ный интел­лект, спо­соб­ность к управ­ле­нию эмо­ци­я­ми и кон­троль экс­прес­сии, пони­ма­ние сво­их эмо­ций. У дево­чек-под­рост­ков сте­пень увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми не свя­за­на с уров­нем эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та и его показателями.

С уве­ли­че­ни­ем эмо­ци­о­наль­но­сти отно­ше­ния к ком­пью­тер­ным играм у маль­чи­ков-под­рост­ков сни­жа­ет­ся общий уро­вень эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та, внут­ри­лич­ност­ный эмо­ци­о­наль­ный интел­лект и его ком­по­нен­ты (пони­ма­ние сво­их эмо­ций и управ­ле­ние ими, кон­троль сво­ей экс­прес­сии), спо­соб­ность к управ­ле­нию эмо­ци­я­ми (сво­и­ми и чужими). 

Более эмо­ци­о­наль­ное отно­ше­ние к ком­пью­тер­ным играм, ощу­ще­ние эмо­ци­о­наль­но­го подъ­ема во вре­мя игры у дево­чек-под­рост­ков при­во­дит к сни­же­нию спо­соб­но­сти к управ­ле­нию чужи­ми эмоциями.

Чем боль­ше под­рост­ки (пре­иму­ще­ствен­но девоч­ки-под­рост­ки) пред­по­чи­та­ют вир­ту­аль­ное обще­ние реаль­но­му, тем луч­ше они спо­соб­ны управ­лять сво­и­ми эмоциями.

С уве­ли­че­ни­ем целе­вой направ­лен­но­сти на ком­пью­тер­ные игры, азарт­ной вовле­чен­но­сти в игру у под­рост­ков обо­их полов сни­жа­ет­ся спо­соб­ность к управ­ле­нию чужи­ми эмоциями.

Литература

  1. Фоми­че­ва Ю. В., Шме­лев А. Г., Бур­ми­ст­ров И. В. Пси­хо­ло­ги­че­ские кор­ре­ля­ты увле­чен­но­сти ком­пью­тер­ны­ми игра­ми // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 14. Пси­хо­ло­гия. – 1991. – № 3. – С. 27–39.
  2. Young K. Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment / Ed. by K. Young, C. N. de Abreu. – New York : Wiley, 2011. – 289 p.
  3. Гри­ши­на А. В. Пси­хо­ло­ги­че­ские фак­то­ры воз­ник­но­ве­ния и пре­одо­ле­ния игро­вой ком­пью­тер­ной зави­си­мо­сти в млад­шем под­рост­ко­вом воз­расте : дис канд. пси­хол. наук. – Н. Нов­го­род, 2011. – 196 c.
  4. Рыбал­то­вич Д. Г. Пси­хо­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти поль­зо­ва­те­лей онлайн-игр с раз­лич­ной сте­пе­нью игро­вой аддик­ции : авто­реф. дис. … канд. пси­хол. наук. – СПб., 2012. – 23 с.
  5. Алек­се­е­ва А. С., Минь­ков К. А., Око­неч­ни­ко­ва Л. В. Вли­я­ние роле­вых ком­пью­тер­ных игр на лич­ност­ные осо­бен­но­сти под­рост­ков // Изве­стия Ураль­ско­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та. Серия 1: Про­бле­мы обра­зо­ва­ния, нау­ки и куль­ту­ры. – 2016. – Т. 22. – № 4 (156). – С. 115–120.
  6. Хазо­ва С. А. Ком­му­ни­ка­тив­ные труд­но­сти под­рост­ков с при­зна­ка­ми игро­вой ком­пью­тер­ной аддик­ции // Вест­ник КГУ им. Н. А. Некра­со­ва. – 2013. – Т. 19. – С. 70–73.
  7. Гри­го­рье­ва О. В., Ваню­хи­на Н. В. Пси­хо­эмо­ци­о­наль­ная сфе­ра под­рост­ков с зави­си­мо­стью от интер­не­та // Ази­мут науч­ных иссле­до­ва­ний: педа­го­ги­ка и пси­хо­ло­гия. – 2014. – № 3. – С. 32–35.
  8. Гри­ши­на А. В. Тест-опрос­ник сте­пе­ни увле­чен­но­сти млад­ших под­рост­ков ком­пью­тер­ны­ми игра­ми // Вест­ник Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. Серия 14. Пси­хо­ло­гия. – 2014. – № 4. – С. 131–140.
  9. Люсин Д. В. Опрос­ник на эмо­ци­о­наль­ный интел­лект ЭмИн: новые пси­хо­мет­ри­че­ские дан­ные // Пси­хо­ло­ги­че­ская диа­гно­сти­ка. – 2006. – № 4. – С. 3–22.
  10. Осо­бен­но­сти эмо­ци­о­наль­но­го и соци­аль­но­го интел­лек­та сре­ди интер­нет-зави­си­мых под­рост­ков / В. Л. Малы­гин и др. // Меди­цин­ская пси­хо­ло­гия в Рос­сии. – 2011. – № 5. 
  11. Малы­гин В. Л., Хоме­ри­ки Н. С., Анто­нен­ко А. А. Инди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские свой­ства под­рост­ков как фак­то­ры рис­ка фор­ми­ро­ва­ния интер­нет-зави­си­мо­го пове­де­ния // Меди­цин­ская пси­хо­ло­гия в Рос­сии. – 2015. – № 1 (30).
  12. Роди­о­но­ва А. С. Иссле­до­ва­ние осо­бен­но­стей эмо­ци­о­наль­но­го интел­лек­та лиц, име­ю­щих интер­нет-аддик­цию // Пер­спек­ти­вы нау­ки и обра­зо­ва­ния. – 2013. – № 6. – С. 128–140.
Источ­ник: Вест­ник Омско­го уни­вер­си­те­та. Серия «Пси­хо­ло­гия». 2019. № 1. С. 4–11. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.1.4-11

Об авторах

  • Еле­на Анто­нов­на Тру­хан – кан­ди­дат пси­хо­ло­ги­че­ских наук, доцент кафед­ры пси­хо­ло­гии Бело­рус­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, Минск, Рес­пуб­ли­ка Беларусь.
  • Ники­та Сер­ге­е­вич Рыж­ков­ский – бака­лавр пси­хо­ло­гии, тех­ни­че­ский дирек­тор сту­дии раз­ра­бот­ки видео­игр Travolab Replay, Минск, Рес­пуб­ли­ка Беларусь. 

Смот­ри­те также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest