Трухан Е.А., Рыжковский Н.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у подростков

Т

Подростковый возраст – это период взросления, эмоционального и социального отделения ребенка от семьи, когда референтной группой для подростка становятся его сверстники. Подросток, не умеющий налаживать неформальные отношения со сверстниками, имеет большой риск уйти в одну из форм киберзависимости.

Достаточно сложно провести четкую грань между сильной увлеченностью компьютерными играми и зависимостью от них. Компьютерные игры позволяют отвлечься от реальных ситуаций с их ответственностью и ограничениями. Благодаря таким факторам, 

как постоянная мыслительная активность, требуемая быстрота и точность реакций игрока, иллюзия непосредственного воздействия на игровую среду, возможность вести игровой диалог в режимах большей или меньшей интенсивности, игрок испытывает психологическую удовлетворенность от компьютерной игры и стремится продлить пребывание в виртуальном мире [1].

Поэтому под увлеченностью компьютерными играми мы понимаем эмоционально-мотивационное состояние, при котором человек испытывает сильный интерес к компьютерным играм и связанным с ними объектам виртуального и материального мира. 

Однако факторы и механизмы, используемые в индустрии компьютерных игр для формирования увлеченности (идентификация с игровым персонажем, нарратив, инициации, незавершенное действие, соревнование, удовлетворение фрустрированных потребностей), могут вызывать также и зависимость от компьютерных игр, если этому способствуют социальная среда (проблемы детско-родительских отношений, конфликты со сверстниками) и личностные особенности игрока (инфантильность, возбудимость).

К. Янг относит игровую компьютерную зависимость к одной из форм интернетзависимости [2]. А. В. Гришина рассматривает игровую компьютерную зависимость как новую форму зависимости, качественно отличающуюся от других нехимических зависимостей выходом на безграничные возможности виртуального мира и механизмами формирования на разных этапах возрастного развития [3].

В отличие от химических форм аддикций, игровая компьютерная зависимость проявляется только на эмоциональном и личностно-смысловом уровнях и не имеет под собой органической основы. 

Абстинентный синдром при игровой компьютерной зависимости проявляется без характерных физиологических симптомов. Тем не менее эмоциональная реакция на лишение предмета зависимости (компьютерной игры) может быть такой же сильной, как и при невозможности получить дозу наркотического вещества.

Игровая компьютерная зависимость имеет такие схожие проявления с другими формами зависимости, как формирование доминанты на предмете зависимости и угасание интереса к несвязанным с игрой вещам. У большинства людей игровая компьютерная зависимость со временем угасает, оставаясь на некритичном для нормальной жизнедеятельности уровне. Это является одним из ее ключевых отличий от химических зависимостей. 

Игровая компьютерная аддикция представляет гораздо меньшую опасность для здоровья человека, чем наркотическая зависимость или алкоголизм. Случаи, когда люди умирали от истощения организма во время компьютерной игры, единичны, в отличие от случаев гибели при передозировке наркотиков. Но воздействие на социальные аспекты жизнедеятельности в пиковые периоды игровой компьютерной зависимости может ничем не отличаться от влияния наркотической зависимости.

Специальных исследований, посвященных игровой компьютерной аддикции, значительно меньше, чем работ по другим формам киберзависимости или гемблинга, в частности, интернет-зависимости.

Согласно определению Д. Г. Рыбалтовича, игровая онлайн-аддикция – это расстройство, заключающееся в частых повторных эпизодах игры на компьютере, пользовании онлайн-играми, которые доминируют в жизни пациентов в ущерб социальным, профессиональным, материальным и семейным ценностям. 

У пользователей онлайн-игр был определен циклотимично-гипертивно-эмотивный тип характера, а также выявлена положительная взаимосвязь между выраженностью зависимости от онлайн-игр и уровнями реактивной и личностной тревожности [4].

Психологический профиль личности подростка, увлеченного RPG (ролевыми компьютерными играми), согласно данным А. С. Алексеевой и соавторов, отличается высоким уровнем аутои внешней агрессии, обиды, негативизма, враждебности, раздражительности и психотизма, а также низким уровнем искренности [5].

У подростков с выраженными признаками компьютерной игровой зависимости С. А. Хазова также отмечает такие особенности, как негативная коммуникативная установка, враждебность и негативно окрашенные эмоции в общении, высокая личностная тревожность и низкий уровень эмпатии [6].

Тип зависимости от интернета (от игр, от поиска информации, от общения в интернете) связан, согласно данным О. В. Григорьевой и Н. В. Ванюхиной, с особенностями психоэмоциональной сферы подростков. Так, у подростков, зависимых от игр в интернете, могут наблюдаться частые агрессивные состояния в виде косвенной и вербальной агрессии, негативизма, раздражительности, обидчивости, также они имеют достаточно выраженную личностную и ситуативную тревожность и нередко впадают в депрессию [7].

Проведенное нами исследование было нацелено на изучение структуры взаимосвязей между степенью увлеченности компьютерными играми и показателями эмоционального интеллекта у детей подросткового возраста. 

Особенности эмоционального интеллекта подростков, увлеченных компьютерными играми, мало изучены, хотя это одна из наиболее уязвимых возрастных групп для возникновения игровой компьютерной зависимости. 

В подростковом возрасте еще продолжается формирование эмоционального интеллекта, возникающие у подростков коммуникативные трудности часто связаны с непониманием эмоций, которые демонстрируют окружающие люди, с потерей ими контроля над своими эмоциями.

Всего в исследовании приняло участие 103 подростка в возрасте от 11 до 13 лет; 57 мальчиков и 46 девочек. Все опрошенные подростки – учащиеся 6–8 классов средней школы г. Минска.

В исследовании были использованы следующие методики: 1) тест-опросник степени увлеченности компьютерными играми А. В. Гришиной для выявления у подростков зависимости от компьютерных игр, а также степени выраженности различных показателей увлеченности играми [8]; 2) опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн Д. В. Люсина для определения у подростков уровня эмоционального интеллекта и его структурных компонентов [9].

Общий уровень увлеченности и склонности к зависимости от компьютерных игр у мальчиков-подростков оказался значимо выше, чем у девочек-подростков (U = 618 при р = 0,001).

Корреляционный анализ (непараметрический вариант Спирмена) показателей эмоционального интеллекта и шкал увлеченности компьютерными играми у всей выборки подростков позволил выявить следующие статистически значимые взаимосвязи (рис. 1).

Рис. 1. Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у подростков (при уровне значимости p ≤ 0,05)
Рис. 1. Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у подростков (при уровне значимости p ≤ 0,05)

Большинство обнаруженных значимых корреляций отрицательные, преимущественно между шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм и показателями эмоционального интеллекта, что вполне логично, учитывая содержательную основу данной шкалы. 

Ощущение эмоционального подъема во время игры можно объяснить разрядкой психоэмоционального напряжения и виртуальной компенсацией фрустрированных потребностей у игроков. 

Существуют обратно пропорциональные взаимосвязи между эмоциональной привлекательностью компьютерных игр и такими показателями эмоционального интеллекта, как управление эмоциями, межличностный эмоциональный интеллект, понимание и управление чужими эмоциями, а также общим уровнем эмоционального интеллекта.

Существует отрицательная взаимосвязь между целевой направленностью на компьютерные игры и способностью управлять чужими эмоциями. Шкала целевой направленности указывает на степень азартной вовлеченности подростка в игру. 

Следовательно, чем более азартен подросток в компьютерных играх, тем сложнее ему вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоциональных реакций окружающих.

Выявлена единственная положительная взаимосвязь между предпочтением виртуального общения реальному и способностью управлять своими эмоциями, следовательно, ориентированные на виртуальное общение подростки более способны в умении проявлять желательные эмоции и держать под контролем нежелательные. Это можно объяснить спецификой виртуального общения, когда отсутствуют жесткие социальные нормы и собеседники анонимны, реальные личности и возраст участников общения неизвестны. 

Подросток может выдавать себя за взрослого, мужчина – за женщину и т. д. В интернете встречается много провокаторов, целью которых является вызов эмоциональных реакций у собеседников. Постоянное общение в интернете тренирует способность контролировать свои эмоции, учит игнорировать провокации и незначительные вещи.

Между индексом игровой компьютерной зависимости и показателями эмоционального интеллекта статистически значимых корреляций у всей выборки подростков (без дифференциации по полу) не обнаружено.

Был проведен сравнительный анализ структуры взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и шкал увлеченности компьютерными играми с учетом пола подростков.

У мальчиков-подростков между показателями эмоционального интеллекта и шкалами увлеченности компьютерными играми (рис. 2) существуют исключительно обратно пропорциональные взаимосвязи (всего 13 отрицательных корреляций).

Рис. 2. Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у мальчиков-подростков (при уровне значимости p ≤ 0,05)
Рис. 2. Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у мальчиков-подростков (при уровне значимости p ≤ 0,05)

Отрицательная взаимосвязь у мальчиков-подростков обнаружена между общим уровнем эмоционального интеллекта и индексом игровой компьютерной зависимости, следовательно, с ростом степени увлеченности компьютерными играми у мальчиков-подростков снижается общий уровень эмоционального интеллекта. 

Этот результат соответствует данным исследований В. Л. Малыгина и соавторов [10; 11], А. С. Родионовой [12], в которых выявлено снижение показателей эмоционального интеллекта у интернет-зависимых подростков.

Помимо этого, у мальчиков-подростков существуют отрицательные корреляции между индексом игровой компьютерной зависимости и такими показателями эмоционального интеллекта, как внутриличностный эмоциональный интеллект, управление эмоциями и контроль своей экспрессии, понимание своих эмоций и управление чужими эмоциями. 

В исследовании В. Л. Малыгина и соавторов также установлено, что интернет-зависимые подростки хуже идентифицируют собственные эмоции, испытывают затруднения в эмоциональной самоорганизации, обнаруживают сложности с управлением эмоциями других людей. 

По мнению исследователей, способность идентифицировать эмоции является базовым фактором, лежащим в основании иерархической структуры эмоционального интеллекта. Его снижение в группе интернет-зависимых подростков свидетельствует о нарушениях, возникших на ранних этапах формирования, что обуславливает особенности формирования более поздних навыков, таких как управление эмоциями и общее снижение эмоциональной компетентности [10; 11].

А. С. Родионовой также выявлены отрицательные взаимосвязи интернет-зависимости с такими характеристиками эмоционального интеллекта, как эмпатия и самомотивация. 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что аддиктивные пользователи интернета недостаточно хорошо способны управлять своими эмоциями. Часто это проявляется в повышенной агрессии в поведении подростков, увлекающихся компьютерными онлайн-играми.

Сниженный уровень самомотивации в поведении интернет-зависимого человека выражается в неспособности бороться с непреодолимым желанием находиться всё больше времени в онлайн-режиме, из-за чего он начинает пропускать работу, учебу, пренебрегать домашними делами и отказываться от личной жизни [12].

Семь показателей эмоционального интеллекта у мальчиков-подростков имеют обратно пропорциональную взаимосвязь со шкалой эмоционального отношения к компьютерным играм: общий уровень эмоционального интеллекта, управление эмоциями, понимание своих эмоций и контроль экспрессии, управление своими и чужими эмоциями, внутриличностный эмоциональный интеллект. Это может быть обусловлено использованием в компьютерных играх эмоциональных механизмов вовлечения и удержания игроков. 

Над созданием современных компьютерных игр работают геймдизайнеры, продюсеры и психологи, стараясь создать продукт, максимально вовлекающий в игровой процесс. Спецификой данной группы испытуемых, по сравнению со всей выборкой исследования является, то, что ощущение эмоционального подъема во время игры у мальчиков-подростков связано со снижением не межличностного, а внутриличностного эмоционального интеллекта и всех его компонентов – контроля своей экспрессии, понимания своих эмоций и управления ими.

У мальчиков-подростков выявлена так же, как и у всей выборки подростков, обратно пропорциональная взаимосвязь между шкалой целевой направленности на компьютерные игры и показателем управления чужими эмоциями.

Между шкалами увлеченности компьютерными играми и показателями эмоционального интеллекта у девочек-подростков было выявлено только три статистически значимых корреляции (рис. 3).

Рис. 3. Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у девочек-подростков (при уровне значимости p ≤ 0,05)
Рис. 3. Структура взаимосвязей эмоционального интеллекта и увлеченности компьютерными играми у девочек-подростков (при уровне значимости p ≤ 0,05)

Для девочек-подростков характерны так же, как и для подростков в целом, положительная корреляция между шкалой предпочтения виртуального общения реальному и способностью управлять своими эмоциями, а также отрицательные корреляции между управлением чужими эмоциями, с одной стороны, и шкалами целевой направленности на компьютерные игры и эмоционального отношения к ним, с другой стороны. 

Между индексом игровой компьютерной зависимости и показателями эмоционального интеллекта статистически значимых корреляций у девочек-подростков не обнаружено. Возможно, это объясняется различиями предпочтений виртуального времяпрепровождения среди девочек и мальчиков. Если мальчики предпочитают компьютерные игры, то девочки больше склонны проводить время в социальных сетях.

Таким образом, сравнительный анализ структуры взаимосвязей показателей эмоционального интеллекта и шкал увлеченности компьютерными играми у мальчиков-подростков и девочек-подростков позволяет сделать вывод, что пол играет решающую роль в характере взаимосвязи эмоционального интеллекта и степени увлеченности компьютерными играми у подростков. 

Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и степенью увлеченности компьютерными играми верна только для мальчиков-подростков, у девочек-подростков такая взаимосвязь отсутствует. 

Результаты корреляционного анализа подтверждают, что с повышением индекса зависимости от компьютерных игр только у мальчиков-подростков снижается большинство показателей эмоционального интеллекта, у девочек-подростков данная тенденция не наблюдается.

Существующие данные исследований об особенностях эмоционального интеллекта подростков, имеющих компьютерные и интернет-аддикции, подтверждают наши результаты частично, только в отношении мальчиков-подростков. 

Можно согласиться с тезисом В. Л. Малыгина и соавторов [10], что сниженный эмоциональный интеллект может создавать благодатную почву для развития аддиктивного поведения у мальчиков-подростков. 

Одной из основных причин любой формы зависимости является поверхностность эмоциональных привязанностей. Человеку с более низким эмоциональным интеллектом сложнее создавать близкие отношения вследствие низкой эмпатии и слабого понимания своих и чужих переживаний.

Выводы

Между индексом игровой компьютерной зависимости и показателями эмоционального интеллекта статистически значимых корреляций у всей выборки подростков (без дифференциации по полу) не обнаружено.

С повышением степени увлеченности компьютерными играми у мальчиков-подростков снижается общий уровень эмоционального интеллекта, а также внутриличностный эмоциональный интеллект, способность к управлению эмоциями и контроль экспрессии, понимание своих эмоций. У девочек-подростков степень увлеченности компьютерными играми не связана с уровнем эмоционального интеллекта и его показателями.

С увеличением эмоциональности отношения к компьютерным играм у мальчиков-подростков снижается общий уровень эмоционального интеллекта, внутриличностный эмоциональный интеллект и его компоненты (понимание своих эмоций и управление ими, контроль своей экспрессии), способность к управлению эмоциями (своими и чужими). 

Более эмоциональное отношение к компьютерным играм, ощущение эмоционального подъема во время игры у девочек-подростков приводит к снижению способности к управлению чужими эмоциями.

Чем больше подростки (преимущественно девочки-подростки) предпочитают виртуальное общение реальному, тем лучше они способны управлять своими эмоциями.

С увеличением целевой направленности на компьютерные игры, азартной вовлеченности в игру у подростков обоих полов снижается способность к управлению чужими эмоциями.

Литература

  1. Фомичева Ю. В., Шмелев А. Г., Бурмистров И. В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 1991. – № 3. – С. 27–39.
  2. Young K. Internet Addiction: A Handbook and Guide to Evaluation and Treatment / Ed. by K. Young, C. N. de Abreu. – New York : Wiley, 2011. – 289 p.
  3. Гришина А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : дис канд. психол. наук. – Н. Новгород, 2011. – 196 c.
  4. Рыбалтович Д. Г. Психологические особенности пользователей онлайн-игр с различной степенью игровой аддикции : автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2012. – 23 с.
  5. Алексеева А. С., Миньков К. А., Оконечникова Л. В. Влияние ролевых компьютерных игр на личностные особенности подростков // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. – 2016. – Т. 22. – № 4 (156). – С. 115–120.
  6. Хазова С. А. Коммуникативные трудности подростков с признаками игровой компьютерной аддикции // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. – С. 70–73.
  7. Григорьева О. В., Ванюхина Н. В. Психоэмоциональная сфера подростков с зависимостью от интернета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2014. – № 3. – С. 32–35.
  8. Гришина А. В. Тест-опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2014. – № 4. – С. 131–140.
  9. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3–22.
  10. Особенности эмоционального и социального интеллекта среди интернет-зависимых подростков / В. Л. Малыгин и др. // Медицинская психология в России. – 2011. – № 5. 
  11. Малыгин В. Л., Хомерики Н. С., Антоненко А. А. Индивидуально-психологические свойства подростков как факторы риска формирования интернет-зависимого поведения // Медицинская психология в России. – 2015. – № 1 (30).
  12. Родионова А. С. Исследование особенностей эмоционального интеллекта лиц, имеющих интернет-аддикцию // Перспективы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 128–140.
Источник: Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 1. С. 4–11. DOI: 10.25513/2410-6364.2019.1.4-11

Об авторах

  • Елена Антоновна Трухан – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Белорусского государственного университета, Минск, Республика Беларусь.
  • Никита Сергеевич Рыжковский – бакалавр психологии, технический директор студии разработки видеоигр Travolab Replay, Минск, Республика Беларусь. 

Смотрите также:

Категории

Метки

Публикации

ОБЩЕНИЕ

CYBERPSY — первое место, куда вы отправляетесь за информацией о киберпсихологии. Подписывайтесь и читайте нас в социальных сетях.

vkpinterest