Результаты исследования школьников Москвы и Московской области
В современной ситуации развития общества интернет становится неотъемлемой частью жизни детей и взрослых. Интернет расширяет возможности для общения, особенно активно этим пользуются подростки.
Тем не менее, активность подростка в интернете может приводить к ряду серьезных рисков, в том числе, и столкновению с агрессией в онлайн-пространстве.
В связи с новизной и актуальностью данной темы было проведено исследование агрессивного поведения в интернете среди подростков 12-17 лет, родителей подростков и представителей молодежи (N=301 чел.), проживающих в Москве и Московской области.
В качестве методического инструментария была создана и апробирована авторская анкета. На основании полученных данных можно сделать ряд выводов:
- подростки и молодежь интенсивно сталкиваются с агрессивной коммуникацией в сети;
- наиболее распространенными видами агрессии являются флейминг, троллинг и хейтинг;
- старшие подростки чаще остальных возрастных групп сталкиваются с различными видами агрессии, в том числе, кибербуллингом;
- внешность и личностные характеристики чаще всего становятся поводами для киберагрессии;
- в качестве основных мотивов киберагрессоров выступают развлечение и власть;
- безнаказанность, простота и скорость, анонимность онлайн- пространства делает его более привлекательным для выражения своего мнения и агрессии по сравнению с оффлайн;
- подростки реже видят в родителях ресурс для поддержки в ситуации онлайн-травли, пытаясь справиться с переживаниями в одиночестве или с помощью друзей;
- ответственность за снижение агрессии в сети всеми возрастными группами возлагается на модераторов онлайн-сообществ.
Полученные результаты свидетельствуют о серьезности рассматриваемой проблемы и необходимости дальнейших исследований в области цифровой коммуникации и киберагрессии, которые послужат основой для решения важной задачи для современного общества – разработки стратегий повышения цифровой культуры и снижения агрессивности онлайн-среды.
Современная ситуация развития общества характеризуется стремительным распространением и внедрением в повседневную жизнь инфокоммуникационных технологий. Интернет становится неотъемлемой частью процесса социализации детей и деятельности взрослых. По данным на конец 2017 г. уже более 70% процентов взрослого населения РФ от 18 лет и старше являются пользователями интернета. Телевизор как самый распространенный ресурс уходит на второй план [1].
При этом дети по активности освоения интернета уже давно превзошли взрослых – еще в 2013 г., по данным Фонда Развития Интернет, 89% подростков использовали Интернет каждый день или почти каждый день, а каждый седьмой проводил в нем в среднем 8 часов в сутки [2].
Таким образом, мы можем говорить о серьезных качественных изменениях образа жизни населения страны. В первую очередь, эти изменения касаются сферы коммуникации. Эта сфера представляется особенно важной для подростков. Интернет предоставляет огромные возможности для общения, что несет целый ряд позитивных аспектов. Так, в обществах, где Интернет трансформирует традиционный образ жизни и детерминирует новый, доступ в сеть становится необходимым условием для решения задач развития в подростковом возрасте. Интернет помогает достигать личной автономии, укреплять отношения со сверстниками [4; 8].
Особенно активно подростки используют социальные сети, которые предоставляют возможность увеличить свой социальный капитал, социализироваться в различных группах, решить ряд проблем, связанных с психологическим благополучием ребенка, развить социальные качества, необходимые в мире цифровых технологий.
Тем не менее, активность подростка в интернете может приводить к ряду серьезных рисков, в том числе, и столкновению с агрессией в онлайн-пространстве. Подростки отмечают, что именно агрессия в сети занимает лидирующую позицию в системе остальных онлайн-рисков. Актуальность темы агрессии в сети в современном мире привлекает внимание исследователей из разных стран [1; 3; 5].
Ученые разрабатывают различные подходы к исследованию и классификации агрессивного поведения в интернете. Выделяются такие виды киберагрессии как флейминг (разжигание спора, публичные оскорбления и эмоциональный обмен репликами в интернете между участниками в равных позициях), троллинг (размещение в интернете провокационных сообщений с целью вызвать негативную эмоциональную реакцию или конфликты между участниками), хейтинг (ненавистнические комментарии и сообщения, иррациональная критика в адрес конкретного человека или явления, часто без обоснования своей позиции) и киберсталкинг (использование электронных средств для преследования жертвы через повторяющиеся сообщения, вызывающие тревогу и раздражение) [1].
В большинстве исследований агрессивного поведения в сети особое внимание уделяется кибербуллингу.
Под кибербуллингом понимаются агрессивные, умышленные, продолжительные во времени действия, совершаемые группой лиц или одним лицом с использованием электронных форм контакта и повторяющееся неоднократно в отношении жертвы, которой трудно защитить себя [6; 7; 9].
Стоит отметить ряд особенностей кибербуллинга, определяемых возможностями онлайн-коммуникации. Анонимность и дистанцированность в сети позволяет агрессорам чувствовать себя менее ответственными и неуязвимыми.
Агрессор не видит эмоциональной реакции жертвы, что не дает ему представлений о травматических последствиях своих действий. Особенности онлайн- среды создают условия, в которых жертвой кибербуллинга может стать каждый вне зависимости от статуса, местонахождения или времени суток.
Высокая доступность онлайн-коммуникации способствует увеличению аудитории свидетелей, которые могут поддерживать обидчиков, демонстрируя молчаливое одобрение и поощрение агрессии.
Кибербуллинг остается незаметным для родителей и учителей, поскольку отсутствуют физические следы и жертва зачастую скрывает факт травли. Травля в интернете может иметь серьезные последствия в реальной жизни: социальная изоляция, развитие депрессивных и тревожных состояний, расстройства пищевого поведения, аддикции, асоциальное поведение, риск суицидального поведения.
Таким образом, кибербуллинг является значимым и опасным феноменом онлайн-коммуникации. При этом исследований феноменов агрессивного поведения в сети пока достаточно мало, особенно в отечественной науке. В связи с новизной и актуальностью темы было проведено исследование агрессивного поведения в интернете на российской выборке.
Целью исследования состояла в изучении феномена киберагрессии в современном российском обществе. Выборку исследования составили 301 респондент, проживающий в Москве и Московской области. В исследовании приняли участие разные возрастные группы: младшие подростки 12-13 лет (58 чел.), старшие подростки 14-17 лет (52 чел.), представители молодежи 18-30 лет (90 чел.), родители подростков 12-17 лет (101 чел.).
В качестве методического инструментария была создана и апробирована авторская анкета, включающая несколько блоков вопросов: социально-демографические характеристики, пользовательская активность, социальные сети и социальный капитал, столкновение с онлайн-рисками, соотношение онлайн- и оффлайн-агрессии, опыт столкновения с разными видами киберагрессии, поводы, последствия и совладание с киберагрессией, регуляция онлайн-коммуникации.
Мы хотели бы остановиться на некоторых важных результатах исследования.
1. Опыт столкновения с коммуникационными рисками. В системе коммуникационных рисков подростки 14-17 лет чаще всего становятся свидетелями агрессивного онлайн-поведения (46%), а 44% получают агрессивные сообщения. 48 % становятся жертвами груминга, т.е. получали предложения пообщаться на интимные темы или выслать фотографии или видео в обнаженном виде. 23% получали угрозы физической расправы.
Среди различных типов коммуникационных рисков младшие подростки чаще всего становятся свидетелями (36 %) или жертвами (29%) агрессивной коммуникации.
Стоит отметить, что представления родителей об опыте столкновения своих детей с агрессивной коммуникацией не соответствуют ответам детей и являются заниженными. Особенно ярко это проявляется в ситуации с грумингом, только 10 % опрошенных родителей осведомлены об этом. В целом, среди возрастных групп чаще всего сталкивается с агрессивной коммуникацией и грумингом молодежь.
2. Опыт столкновения с разными видами онлайн-агрессии (Рис.1). Самыми распространенными видами онлайн-агрессии стали флейминг, троллинг и хейтинг (среди подростоков 12-13 лет – 47-54%, подростков 14-17 лет – 63-69%, представителей молодежи – 49-73%). Старшие подростки чаще, чем все остальные возрастные группы, сталкиваются с разными видами онлайн-агрессией (троллинг – 65%, хейтинг – 69%, киберсталкинг – 44%, кибербуллинг – 42%).
3. Основные поводы для онлайн-агрессии. Внешность и личностные особенности как поводы для киберагрессии занимают лидирующие позиции по мнению всех опрошенных возрастных групп. Среди старших подростков выделили внешность – 64%, личностные особенности – 60%, увлечения и хобби – 50%, сексуальную ориентацию и национальную принадлежность – по 44%, особенности здоровья и развития – 40%.
4. Основные мотивы киберагрессоров. Все возрастные группы в качестве мотивации агрессоров указали развлечение и власть (желание показать силу и доказать свое превосходство). В группе старших подростков мотив развлечения выбрали 46% респондентов, власти – 40%, причинение вреда другому (намеренная агрессия) и выплеск накопившегося негатива – 35 %. По мнению 31 % подростков, травля в интернете также может быть способом поддержания репутации.
5. Предпочтение онлайн-агрессии и оффлайн-агрессии (Рис.2). Предпочтение выражения агрессии в формате онлайн, а не оффлайн, все возрастные группы объяснили безнаказанностью, простотой и скоростью, анонимностью в сети.
33% подростков также отметили, что выражение своего мнения в виртуальном пространстве менее болезненно. 31% отметили страх наблюдения эмоциональной реакции другого.
6. Совладание через обращение за поддержкой у жертв кибербуллинга. Мы рассмотрели, к кому за поддержкой обращаются жертвы кибербуллинга. Среди младших подростков каждый пятый подросток оказывается наедине со своей проблемой (21 %), то есть не обращается ни к кому. За помощью к родителям обратятся 17% младших подростков, к друзьям – 16%. Старшие подростки ищут поддержку у друзей (27%) и меньшей степени в семье – 8% у родителей или сиблингов. По мнению родителей дети ни к кому не обратятся – 12 %, к друзьям – 11%, к родителям – 4%. Таким образом, родители не считают, что они могут стать ресурсом для поддержки своих детей в ситуации кибербуллинга.
7. Регуляция цифровой среды и ответственность за снижение распространенности онлайн-агрессии. Все возрастные группы считают, что ответственность за регуляцию цифровой среды и агрессивности в сети лежит на модераторах онлайн-сообществ. Родители возлагают в большей степени ответственность на себя – 52%, затем на модераторов – 50%, на лидеров общественного мнения среди СМИ и блоггеров – 30% и 31% соответственно.
Старшие подростки практически не рассчитывают на родителей (9 %), в больше степени возлагая ответственность на модераторах (31%) и самих подростков (23%), а также лидеров общественного мнения в лице знаменитостей (21 %) и представителей СМИ (19 %).
Младшие подростки надеются на родителей – 33%, на модераторов – 29%, на собственное поколение – 22%, на IT- компании – 21%, на знаменитостей и блоггеров – по 19%. Каждый пятый младший подросток считает, что президент сможет решить эту проблему.
Таким образом, на основании полученных данных мы можем сделать ряд выводов:
- подростки и молодежь интенсивно сталкиваются с агрессивной коммуникацией в сети;
- родители недооценивают наличие такого опыта у своих детей;
- наиболее распространенными видами агрессии являются флейминг, троллинг и хейтинг;
- старшие подростки чаще остальных возрастных групп сталкиваются с различными видами агрессии, в том числе, кибербуллингом;
- внешность и личностные характеристики чаще всего становятся поводами для киберагрессии;
- в качестве основных мотивов киберагрессоров выступают развлечение и власть;
- безнаказанность, простота и скорость, анонимность онлайн-пространства делает его более привлекательным для выражения своего мнения и агрессии по сравнению с оффлайн;
- подростки реже видят в родителях ресурс для поддержки в ситуации онлайн-травли, пытаясь справиться с переживаниями в одиночестве или с помощью друзей;
- ответственность за снижение агрессии в цифровой среде всеми возрастными группами возлагается в большей мере на внешнюю регуляцию со стороны технической поддержки онлайн-сообществ (модераторов).
Полученные результаты свидетельствуют о том, что практически каждый среди опрошенных подростков и представителей молодежи сталкивался с одним или более видом онлайн-агрессии. Такие цифры говорят о достаточно высоком уровне агрессивности поведения в цифровой среде. Во многом это объясняется, с одной стороны, особенностями самого онлайн-пространства (анонимность, дистантность, отсутствие пространственных и временных ограничений) и распространением цифровых технологий коммуникации (сматрфоны), с другой стороны, новизной этого пространства и, как следствием, отсутствием выработанных норм и правил взаимодействия – цифровой культурой.
Интернет стал новой «terra incognito» в коммуникации, в которой не действуют выработанные тысячелетиями правила поведения в обществе – подобием Дикого Запада в цифровую эпоху. Дальнейшее расширение и углубление исследований в области цифровой коммуникации и киберагрессии является основой для решения важной задачи для современного общества – разработка стратегий повышения цифровой культуры и снижения агрессивности онлайн-среды.
Список литературы
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2017. — 375 c.
- Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И, Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность российских подростков и родителей: результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013.
- Appel M., Stiglbauer B., Batinic B., Holtz P. Internet use and verbal aggression: The moderating role of parents and peers // Computers in human behavior. – 2014. – Vol. 33. – P. 235–241.
- Borca G., Bina M., Keller P.S., Gilbert L.R., Begotti T. Internet use and developmental tasks: Adolescents’ point of view // Computers in Human Behavior. – 2015. – Vol. 52. – P. 49–58.
- Lee S. Analyzing negative SNS behaviors of elementary and middle school students in Korea // Computers in Human Behavior. – 2015. – Vol. 43. – P. 15–27.
- Patchin J.W., Hinduja S. Digital Self-Harm among Adolescents // Journal of Adolescent Health. – 2017.
- Smith P. K., Mahdavi J., Carvalho M., Fisher S., Russel S., Tippett N. Cyberbullying: Its nature and impact in secondary school pupils //Journal of child psychology and psychiatry. – 2008. – Vol. 49. – №. 4. – P. 376-385.
- Subrahmanyam K., Smahel D. Digital youth: The role of media in development. – N.Y.: Springer Science & Business Media, 2011.
- Tokunaga R.S. Following you home from school: A critical review and synthesis of research of cyberbullying victimizacion / Computers in Human Behavior. – 2010. – № 26. – P. 277-287.
Об авторах
- Галина Уртанбековна Солдатова — доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник, заведующий кафедрой социальной психологии и антропологии Московского Института Психоанализа Россия, г. Москва.
- Чигарькова Светлана Вячеславна — инженер кафедры психологии личности, факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель заведующего кафедрой социальной психологии и антропологии Московского Института Психоанализа Россия, г. Москва.
- Львова Елена Николаевна — к. психол. н., психолог кафедры методологии психологии факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Россия, г. Москва.
- Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире
- Солдатова Г. У., Теславская О. И. Дружба в реальном и виртуальном мире: взгляд российских школьников
- Щелина Т.Т., Маслова В.С. Феномен интернет-зависимости как причина девиантного поведения подростков
- ДЕТИ РОССИИ ОНЛАЙН: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России