ДЕТИ РОССИИ ОНЛАЙН: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева и др. — Москва, 2012. — С. 213.
Полный текст результатов исследования на русском и английском языках (PDF).
Для проведения сравнительного международного анализа Фонд Развития Интернет и факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова на правах самостоятельных участников вошли в исследовательский проект EU KidsOnline II, проводившийся в 2009–2011 гг. и охвативший 25 стран Европы, а также Россию и Австралию. (Livingstone, Haddon, Görzig, Ólafsson, 2011).
В каждой стране-участнице были проведены интервью с детьми 9–16 лет и их родителями с целью получения точных, пригодных для кросс-культурного сравнения количественных данных относительно использования интернета в Европе.
Координатор проекта – Лондонская школа экономики и политических наук (LSE), Факультет медиа и коммуникаций. Руководителипроекта – профессор Соня Ливинстони доктор Лесли Хэддон.
Проект финансировался Программой Безопасного Интернета Еврокомиссии. Проект EU Kids Online II, адаптируя центрированный на детях, сравнительный, критический и контекстуальный подход, поставил своей целью разработать, провести и проанализировать крупное количественное исследование детского опыта столкновения с онлайн-рисками. Исследование включает вопросы об использовании детьми интернета, цифровой грамотности, совладании с онлайн-рисками, восприятии рисков и практикой обеспечения своей безопасности. Эти результаты были систематически сравнены с тем, как воспринимают риски и какие практики для обеспечения безопасности используют их родителей.
Это был второй проект, проводимый сетью EU Kids Online, объединивший около 70 экспертов в области общественного использования интернета и новых медиа, медиа образования и цифровой грамотности, исследований детства и семьи, психологии подросткового возраста и идентичности, юридических и управленческих перспектив и исследовательских методов.
Цель проекта — исследование детского и родительского опыта столкновения с интернет-угрозами и безопасного использования интернета и новых онлайн-технологий в России и других странах мира.
Исследование проводилось на основе общей методики, разработанной в рамках проекта EU Kids Online II. Вопросы охватывали разные проблемные области: пользовательская интернет-активность и интернет-грамотность детей и их родителей, их осведомленность о онлайн-рисках и способах борьбы сними, их личный опыт обеспечения безопасности в интернете.
Для российского исследования методика была переведена, культурно адаптирована и валидизирована сотрудниками Фонда Развития Интернет и факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
ВЫБОРКА И РЕГИОНЫ
В исследовании использовалась многоступенчатая стратифицированная территориальная случайная выборка. Страты формировались в границах Федеральных округов РФ. Отбор проводился с вероятностью пропорциональной численности детского населения (использовались данные Госкомстата России на 2009 г.). В силу различных обстоятельств Калининградская область была исключена из рассмотрения в процессе проектирования выборки. Общий размер выборки (1000 пар родитель-ребенок)распределялся между стратами пропорционально численности детского населения каждой страты.
Полевая работа началась в июле и была проведена в срок с июля по ноябрь 2010.
Исследование охватило 11 регионов России: Забайкальский край, Кемеровская, Кировская области, Москва, Московская область, Республика Дагестан, Республика Коми, Ростовская область, Санкт-Петербург, Саратовская, Челябинская области.
Общая выборка исследования составила 1025 пар «родитель-ребенок», включающих детей 9–16 лет и одного из их родителей. В исследовании приняли участие 44,5% мальчиков и 55,5% девочек. По возрасту дети распределились следующим образом:
25,5% — детей 9–10 лет (9,5% — 9 лет и 16% — 10 лет), 16,5% — детей 11–12 лет (7,5% — 11 лет, 9% — 12 лет), 28% — детей 13–14 лет (10% — 13 лет и 18% — 14 лет), 31% — детей 15–16 лет, (18% — 15 лет, 13% — 16 лет).
Некоторые таблицы и диаграммы, представленные в книге
КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА
Около половины детей используют для выхода в интернет компьютер, находящийся в общем пользовании. Одновременно многие школьники активно пользуются личными устройствами, среди них наравне с персональным компьютером (57%) лидирует мобильный телефон (45%). В среднем один ребенок для выхода в сеть использует два электронных устройства.
Чем старше школьники, тем реже взрослые их контролируют: 70% российских школьников 9–10 лет и свыше 90% школьников старше 13 лет пользуются интернетом бесконтрольно – когда рядом нет родителей, старших, учителей.
Лишь треть российских детей ответили, что пользуются интернетом в школе. Это в два раза меньше, чем в странах Европы, где наблюдаются обратные результаты: дети чаще пользуются интернетом в школе (более 60%) и в общей комнате дома (60%).
В России дети в среднем начинают выходить в сеть в 10 лет, в городах-мегаполисах – Москве и Санкт-Петербурге, возраст начала использования интернета составляет 9 лет. Среди детей 11–12 лет в среднем около половины имеют навыки безопасного использования интернета. Почти половина детей считают, что знают об интернете больше, чем их родители.
Практически каждый пятый ребенок в России безуспешно пытается уменьшить проводимое в интернете время, блуждает по интернету, даже не испытывая особого интереса, и чувствует себя дискомфортно, когда не имеет к нему доступа.
РИСК И ВРЕД
Более половины российских школьников (53%) согласны с тем, что в интернете может быть что-то плохое для детей их возраста, четверть детей (26%) имеет отрицательный опыт столкновения с негативом в сети.
Среди детей 11–12 лет пятая часть детей (21%) практически ежедневно испытывает отрицательные эмоции из-за столкновения с негативным контентом в интернете.
Российские и европейские школьники практически единодушны в том, что интернет может быть небезопасен для детей их возраста. Но когда речь идет о личном негативном опыте в сети, данные расходятся – в России показатели в целом в 2 раза выше.
14% родителей считают, что их ребенок мог расстроиться из-за столкновения с чем-либо негативным в интернете. На самом деле детей, попадавших в подобные ситуации, в два раза больше (26%).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В целом чуть меньше половины всех школьников (45%) согласны с тем, что в интернете есть много хорошего для детей их возраста. Пятая часть детей абсолютно не согласна с этим утверждением (20%).
Российские школьники пытаются освоить практически все возможные виды активности в сети, отдавая предпочтение коммуникационной деятельности: 77% заходят в социальные сети, 60% отправляют и получают почту, 56% пользуются мессенджером, 31% посещают чат, 12% делают записи в блоге.
Около 80% детей пользуются интернетом в учебных целях. В среднем один школьник занят в сети восемью различными видами деятельности. Почти 80% российских детей указали, что у них есть профиль в социальных сетях. Среди детей 9–12 лет больше половины пользуются социальными сетями, игнорируя возрастной ценз, установленный в России – 13 лет.
В среднем российские школьники имеют около 50 друзей в социальных сетях. У шестой части детей (16%) в друзьях более 100 пользователей.
У большинства российских школьников (62%) странички в соц. сетях находятся в ограниченном или частично ограниченном доступе, однако, у третьей части опрошенных детей профили открыты всему миру.
Примерно от 60% до 80% российских школьников выкладывают в сети фамилию, точный возраст, номер школы, а также фотографию, на которой видно их лицо, треть детей указывает на странице в сети номер телефона или свой домашний адрес.
Около половины школьников общаются с людьми, с которыми они познакомились в интернете и которые никак не связаны с их жизнью вне сети (48%). Практически половина школьников заводит новые знакомства в интернете каждый месяц и даже чаще.
Около трети школьников (24%) чаще одного раза в месяц отправляют информацию личного характера незнакомым людям.
СЕКСУАЛЬНЫЙ КОНТЕНТ
По сравнению с европейскими школьниками, российские подростки в 2 раза чаще сталкиваются с сексуальными изображениями онлайн и оффлайн. Более трети детей (41%) сталкивались с сексуальными изображениями в интернете.
Российские дети в 6 раз чаще, чем европейские, сталкиваются с сексуальным контентом во всплывающих окнах (42% в России против 7% в Европе) и значимо чаще в социальных сетях (17% в России против 3% в Европе).
Особенно часто российские подростки видят изображения/видео людей в обнаженном виде (38%), интимных частей тела (29%), людей, занимающихся сексом (28%).
Практически каждый десятый школьник в возрасте 11–16 лет сталкивался с самым экстремальным типом контента – порнографией с насилием (9%). Мальчики чаще, чем девочки, признаются в том, что видели подобное в интернете (12% против 6%).
Родители более чем в два раза недооценивают риск столкновения с сексуальным контентом в интернете.
Почти каждый шестой школьник (16%) расстраивается из-за столкновения с сексуальным контентом. По сравнению с европейскими, российские дети расстраиваются немного меньше и быстрее справляются с переживаниями.
В 43% случаев подростки, чтобы справиться с переживаниями из-за сексуального контента, рассказывают об этом другим людям. Каждый пятый ребенок надеется, что проблема решится сама собой, лишь немногие пытаются решить проблему (10%).
БУЛЛИНГ
В среднем по России 23% детей, которые пользуются интернетом, были жертвами буллинга онлайн или офлайн за последние 12 месяцев. 6% детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1–2 раза в неделю.
Буллинг в интернете так же распространен, как и буллинг «лицом к лицу»: каждый десятый ребенок подвергался буллингу одним из этих способов.
Основная площадка кибербуллинга в Рунете – социальные сети. Основные приемы кибербуллинга: отправление пользователю сообщений непристойного и обидного характера, либо размещение подобной информации о ребенке в открытом доступе в интернете.
Каждый четвертый ребенок (28%) признался, что за последний год обижал или оскорблял других людей в реальной жизни или в интернете. С возрастом дети чаще становятся агрессорами: это практически каждый третий ребенок 13–16 лет. При этом практически во всех регионах России «агрессоров» столько же или даже больше, чем «жертв».
Российские школьники чаще, чем европейские, сознаются, что проявляли агрессию «лицом к лицу» (соответственно, 21% в России и 10% в Европе). И те, и другие гораздо реже признаются, что вели себя агрессивно в интернете (8% в России и 3% в Европе).
Каждый третий ребенок, проявлявший агрессию в интернете, сам был жертвой кибербуллинга.
Лишь пятая часть родителей детей, подвергавшихся кибербуллингу, знает об этом (21%).
Более двух третьих опрошенных детей (72%), ставших жертвами кибербуллинга, переживают это как стрессовое событие. При этом девочки расстраиваются в значительно большей степени, чем мальчики. Наиболее сильно переживают из-за кибербуллинга дети 9–12 лет.
Среди источников социальной поддержки и в России, и в Европе лидируют друзья: каждый второй ребенок делился с друзьями тем, что случилось (49% и 52% соответственно). Родители гораздо реже служат источником социальной поддержки: в России каждый четвертый делился проблемой с родителями (25%), в то время как в Европе – почти каждый второй (42%).
СЕКСТИНГ
Треть (28%) российских школьников встречали или получали лично сообщения сексуального характера в интернете, причем более 15% – раз в месяц и чаще.
По проценту детей, получающих или сталкивающихся с сообщениями сексуального характера в интернете, Россия опережает все европейские страны.
Дети сравнительно редко (4%) признаются, что пишут сами сообщения сексуального характера. При этом, в среднем по России школьники получают подобные сообщения в 7 раз чаще, чем отправляют сами.
Из тех детей, кто сталкивался с секстингом в интернете, каждый пятый читал размещенные в открытом доступе сообщения сексуального характера (20%). Каждый десятый ребенок видел в сети как другие люди занимаются сексом (10%).
Сообщения сексуального характера дети чаще встречают во всплывающих окнах (18%) и в социальных сетях (13%), причем в России это происходит в три раза чаще, чем в европейских странах.
Мальчики (33%) чаще, чем девочки (23%), признаются, что встречали или получали сообщения сексуального характера. При этом девочкам значимо чаще, чем мальчикам, предлагают поговорить о половом акте в интернете.
И в России и в Европе примерно половина родителей осведомлена о том, что их дети сталкиваются с секстингом.
Каждый четвертый подросток, столкнувшийся с секстингом, расстроился из-за этого. Дети 11–12 лет расстраиваются сильнее и переживают дольше, чем дети 13–16 лет, а также чаще используют выжидательную стратегию – ждут, что проблема решится сама собой. Старшие подростки предпочитают активные стратегии совладания.
Треть детей (33%) рассказывает о секстинге кому-либо из своего близкого окружения, либо обращаются в специальные службы.
ВСТРЕЧИ С НЕЗНАКОМЦАМИ
Половина (47%) российских детей призналась, что им приходилось общаться в интернете с кем-либо, с кем они никогда не общались лицом к лицу.
Каждый пятый ребенок лично встречается с теми, с кем познакомился в сети (21%). Это более чем в два раза превышает показатели по странам Европы (9%).
С возрастом заметно увеличивается как частота контактов с незнакомцами в интернете, так и частота личных встреч после знакомства в интернете.
Больше двух третьих российских детей, встречавшихся с интернет-знакомыми, установили контакты в интернете с людьми, которые ранее не имели никакого отношения к кругу их общения (69%).
Среди мест знакомства лидируют социальные сети, 61% российских детей, встречавшихся с интернет-знакомыми в реальной жизни, познакомились с ними в социальной сети.
Только каждый пятый родитель знает, что его ребенок встречался лично с интернет-знакомыми (22%).
Практически каждый третий ребенок из тех, кто встречался с интернет-знакомыми, признался, что эти встречи так или иначе его расстроили. При этом, в большинстве случаев в этой негативной ситуации они встречались с людьми приблизительно своего возраста (75%).
В 5% случаев дети встретились со взрослым человеком. Эти данные соответствуют европейским.
Большинство детей и в России, и в Европе, встречавшихся лично с интернет-знакомыми, рассказывали об этой встрече кому-либо (70%).
Больше половины российских школьников брали кого-то на встречу с незнакомыми (62%). Каждый второй ребенок брал с собой ровесника, единицы – взрослого (2%).
Некоторые дети признались, что на встрече другой человек либо ударил их (7%), либо предпринял действия сексуального характера (7%) или сделал еще что-либо плохое (7%).
Каждый второй ребенок в России рассказывал кому-либо о случившемся (55%).
Среди источников социальной поддержки дети предпочитают друзей – к ним обращались 45% детей, расстроившихся от встречи с интернет-знакомыми.
Каждый десятый прекращал пользоваться интернетом на некоторое время (12%) или уничтожал любые послания от другого лица (13%).
ОПАСНЫЕ САЙТЫ: КОНТЕНТНЫЕ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ РИСКИ
46% детей в возрасте 11–16 лет сталкивались с сайтами, несущими угрозу их физическому здоровью и благополучию, а также с сайтами, где пропагандируется насилие и расовая ненависть.
29% детей сталкиваются с ненавистническим контентом, 28% детей посещают сайты, где обсуждаются способы чрезмерного похудения, 14% детей заходят на сайты, посвященные причинению физического вреда себе и другим людям, 13% — на сайты, пропагандирующие наркотики, 11% — на сайты, описывающие способы совершения суицида.
Среди детей 11–13 лет мальчики и девочки практически в равной степени сталкивались с опасным контентом в сети (37и 34% соответственно).
Среди старших детей лидируют девочки: с вступлением в подростковый возраст, у них резко возрастает интерес к сайтам, где обсуждаются различные диеты и способы похудения (с 22% до 43%).
Среди детей 11–13 лет мальчики в 5 раз чаще девочек интересуются сайтами, на которых представлена информация о наркотиках (15% и 3% соответственно).
В России процент посещений детьми ненавистнических сайтов в два раза выше, чем в европейских странах: 46% против 22%.
Школьники в 3 раза чаще, чем предполагают родители, сталкивались с опасным для здоровья или ненавистническим контентом. Родители гораздо в большей степени осведомлены о том, что их дети сталкиваются с обманом и мошенничеством в сети.
Каждый четвертый ребенок (26%) сталкивался в сети с обманом и кражей личных данных. Дети 13–14 лет чаще всего попадали в ситуацию, когда кто-то использовал личную информацию, предоставленную ребенком в интернете, для розыгрыша или оскорбления (14%). В то же время жертвой кражи пароля для тех же целей чаще становились дети 15–16 лет (21%).
Около половины российских детей (47%) сталкивались при использовании интернета с вирусами.
МЕДИАЦИЯ
Менее половины опрошенных родителей в России вовлечены в деятельность своих детей в Интернете. Тем не менее, многие родители пытаются разговаривать с ребенком о том, чем он занимается в сети (58%), или поощряют к ее самостоятельному освоению (40%).
С возрастом родители реже помогают ребенку. Старшие дети меньше замечают участие родителей в их деятельности в интернете.
Более половины российских родителей помогают детям в случае трудностей (53%), почти половина объясняет, почему сайты бывают хорошими и плохими (45%).
В 15–20% случаев родители считают, что помогают ребенку, тогда как он этого не видит.
Менее 25% родителей вводят ограничения на пользование ICQ и социальных сетей, скачивание музыки, фото, видео просмотр видеоклипов.
Наиболее частым предметом контроля, как в России, так и в Европе, является возможность передачи личной информации (39% в России).
Родители довольно редко проверяют то, что их дети делают в интернете. Чаще всего родители проверяют, какие сайты посещает ребенок (24%) и его профиль в социальной сети (20%), очень редко (11%) — сообщения в его электронной почте. Половина детей, находящихся под контролем, отрицает это.
Взрослые активно используют лишь программное обеспечение от спама и вирусов (70%). При этом мало кто из родителей пользуется программами для блокировки и фильтрации сайтов, отслеживания сайтов, которые дети посетили, или ограничения во времени.
Родители значимо чаще блокируют доступ к определенным сайтам для детей до 12 лет, по сравнению с более старшими детьми.
Более чем в 40% случаев, когда родителям кажется, что они помогают ребенку, тот не ощущает никакой поддержки. Напротив, более чем в 30% случаев, когда ребенок ощущает помощь родителей, те считают свою помощь незначительной или не чувствуют ее вовсе.
Каждый третий ребенок в России считает, что родители мало знают или ничего не знают о том, что он делает в интернете.
В 39% случаев дети считают, что родители контролируют их деятельность в интернете, при этом они считают даже нестрогий контроль достаточным или чрезмерно ограничивающим.
По мере взросления ребенка родители все выше оценивают его возможности справиться с трудностями в Интернете и несколько ниже – свои возможности помочь.
В 13% случаев дети игнорируют то, что им говорят родители об интернете, а еще в 35% случаев — игнорируют часть такой информации.
Большинство детей не замечает изменения в поведении родителей как реакцию на их онлайн-проблемы.
Более половины детей устраивает то, какой интерес проявляют родители к их деятельности в Интернете (68%). 14% детей хотели бы, чтобы родители больше участвовали в их деятельности в интернете.
Родители в России немного сильнее чувствуют необходимость своего вмешательства в жизнь ребенка в интернете, чем родители в Европе. Европейские дети в 2–3 раза чаще, чем российские, говорят об участии учителей в их деятельности в интернете. При этом, чем старше дети, тем чаще они сами помогают друг другу безопасно пользоваться интернетом.
Смотрите также:
- Ежеквартальный журнал «ДЕТИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ» под ред. Г.В. Солдатовой.
- ПОЙМАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете. Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С..