Развитие информационных технологий привело к тому, каждый человек в городе, поселке или деревне неизменно находится в их окружении. Особенно велико влияние их на несовершеннолетних. Они все чаще обращается к сети интернет, чтобы найти там единомышленников, получить новую для них информацию, самоутвердиться или просто провести свое свободное время.
С.А. Дружилов обращает внимание на значимость влияния информационных технологий и СМИ на формирование мышления человека. На основе получаемой информации у человека формируется своя модель мира, детерминирующая его дальнейшее поведение.
С.А. Дружилов подчёркивает тот факт, что «качество формируемой индивидуальной модели мира зависит от особенностей организации информации, поступающей человеку, от той объективной «информационной модели», посредством которой презентуется мир» [2, с. 37].
Учёный понятие «информационной модели», разработанное Б.Ф. Ломовым, представляет как сумму упорядоченной информации, которая потребляется человеком с помощью различных способов для достижения какой-либо цели, либо осуществления какой-либо деятельности. При этом важно, чтобы информационная модель была полной и сбалансированной, то есть не противоречила особенностям гностических процессов, с помощью которых мы принимаем и перерабатываем информацию [4, с. 134].
В условиях современной реальности, проблемы построения информационной модели имеют актуальность в связи с информатизацией общества.
Информатизация – это повсеместный, общецивилизационный процесс формирования и постоянного использования информационных ресурсов. Феномен информатизации общества характеризуется переизбытком поступающей информации из различных источников и неспособностью сознательно контролировать информационные потоки. Об этом свидетельствует тот факт, что всё чаще наблюдается неспособность современного школьника к анализу, прогнозу и обобщению.
Кроме того, намерение СМИ воздействовать напрямую на чувства, минуя фильтр сознания, значительно ослабляет связь между понятийной и образной составляющей картины мира, что в свою очередь, ведёт к снижению уровня интеллектуального развития школьников [2, с. 172].
Выдающийся исследователь М. Кастельс утверждает, что возможность современных СМИ практически мгновенно распространять информацию, создают «вневременность мультимидийного гипертекста» [11, с. 98].
«Гипертекст», опираясь на позицию Е.Ю. Чилингир, можно представить как метод общественного взаимодействия с помощью восприятия многочисленных отрывочных потоков информации, которые часто не усваиваются субъектом целиком [9, с. 76]. Этим объясняется тот факт, что в современном обществе человеку трудно усвоить и структурировать полученные знания.
Весь объём полученных знаний организуется в гипертекст – совокупность информационных отрывков, которые свободным образом могут распадаться или объединяться в ходе получения и производства знаний.
Е.Ю. Чилингир выделяет гипертекст как базу для развития интернета и ссылается на исследования Дж. Ландау, Р.А. Лэнхэма, Дж.Д. Болтера, выделяя следующие особенности восприятия информации с помощью интернет-ресурсов. Среди них:
а) активная позиция читателя и стирание границ между автором и читателем;
б) способность гипертекста к постоянным обновлениям и изменениям;
в) отсутствие традиционных начала и конца;
г) децентрализованность;
д) демократичность [9, с. 110].
Отличие гипертекста от традиционного текста заключается, прежде всего, в возможности выбора последовательности чтения. Гипертекст можно разделить на несколько блоков: актуальный текст (основной), предтекст (на который присутствуют ссылки в актуальном тексте, способствуют пониманию информации основного текста), посттекст (созданный читателем после прочтения актуального текста) и прецедентный текст (широко известный представителям данной культуры).
Данная схема восприятия информации, исключающая строго детерминированную последовательность прочтения, является доминирующим видом чтения у современного школьника.
Таким образом, в ходе стремительного развития информационных технологий, можно наблюдать процесс возникновения новой когнитивной реальности, результатом которой стало появление нового типа мышления – «клиповое». Одной из основных предпосылок возникновения данного термина можно считать так называемый «информационный взрыв», подразумевающий резкое возрастание суммарных знаний человечества в короткие сроки.
Понятие клипового мышления берёт своё начало из работы Э. Тоффлера «Третья волна», в которой автор впервые говорит о новом типе сознания современного человека [13]. Он описывает предпосылки возникновения нового «информационного сообщества» и нового типа мышления и обращает внимание читателя на то, что «вместо получения пространных, соотносящихся друг с другом «полос» идей, собранных и систематизированных, нас все больше пичкают короткими модульными вспышками информации – рекламой, командами, теориями, обрывками новостей, какими-то обрезанными, усеченными кусочками, не укладывающимися в наши прежние ментальные ячейки. Новый образный ряд не поддается классификации, отчасти из-за того, что выпадает из наших старых концептуальных категорий, но еще и потому, что подается в странной, скоротечной, бессвязной форме» [13, с. 124].
Э. Тоффлер также, как и М. Кастельс считал важнейшей составляющей перехода к новому типу общества, изменение восприятия времени. Исследователь объясняет непрерывное сжатие времени увеличением способностей компьютеров в обработке информации за единицу времени. Одним из главных качеств нового человека, он считает гибкость и умение работать в широком диапазоне разнородных структур.
Кроме того, в своей работе, автор высказывает гипотезу о развитии междисциплинарного мышления, помогающего человеку информационного сообщества беспрепятственно воспринимать, анализировать и интегрировать большие потоки постоянно поступающей информации.
Согласно К.Г. Фрумкину существует пять предпосылок, обеспечивших возникновение термина «клиповое мышление»:
- увеличение объёма воспринимаемой каждодневной информации, невозможность тщательного, вдумчивого отбора воспринимаемого, ускорение темпа жизни в целом;
- увеличение требований к поступающей информации, в частности, к актуальности и скорости подачи;
- информативное многообразие;
- мультизадачность деятельности человека;
- многоуровневое развитие диалогичности [8, с. 143].
К.Г. Фрумкин определяет «клиповое мышление» как «процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между частями, фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [8, с. 161].
Термин «клиповое сознание, мышление» возник на основе английского слова «clip», обозначающий краткий, красочный, подвергающий зрителя эмоциональному воздействию небольшой отрывок информации. Большая скорость смены кадров, яркость и эмотивность образов, способствуют бессознательному восприятию, моментальному «поглощению» информации.
В своей работе, культуролог обращает внимание на специфические формы восприятия, возникающие благодаря развитию «клиповости сознания», результатом которого является создание обрывочного образа, не нуждающегося в осмыслении, рефлексии. Так как происходит постоянное «обновление» поступающей информации, первоначально увиденные образы моментально устаревают.
На основе данного термина среди учителей и исследователей возникло две точки зрения к пониманию клипового мышления:
- клиповое мышление представляет собой ущербный, неполный тип мышления, возникший в результате непрекращающегося наплыва разнородной информации, поступающей в человеческое сознание изо дня в день;
- клиповое мышление представляет собой «квантовый» тип мышления, всегда присутствующий у человека в той или иной степени.
Следует подчеркнуть, что, несмотря на многочисленность публикаций, в них не сложилось устоявшегося термина «клиповое мышление». В нашем исследовании под «клиповым мышлением» рассматривается тип мышления, присущий современному человеку, воспитанному в рамках информационного сообщества.
Признаками такого типа мышления являются: привычка потреблять большие объёмы отрывочной информации каждый день, высокая скорость поверхностного восприятия образов.
Главным требованием для «клипа» является визуальность, эмоциональность, игровой характер, ассоциативность, имманентность, краткость и красочность его фрагментов.
Таким образом, «клиповое мышление» является своеобразным способом спасения человека от постоянно обрушивающихся на него потоков информации.
По мнению Т.В. Семеновских, отсутствие контекста является основной проблемой «клипового мышления» [7, с. 6]. В своей работе «феномен клипового мышления в образовательной вузовской среде», автор утверждает, что «при восприятии любого связанного текста формируется некий контекст – набор положений и допущений, которые уже были рассмотрены в связи с настоящими вопросами, и любое новое положение из текста человек рассматривает как в сформированном контексте, так и в контексте собственных знаний и опыта. При клиповом мышлении понимание контекста затруднено и в результате клип не оставляет следов в связанной семантике явлений» [7, с. 9].
На основании данного утверждения, можно сделать вывод о том, что целостность мышления разрушается и часто у носителей «клипового мышления» обнаруживается раздробленность и противоречивость в осмыслении информации.
Последствиями формирования «клипового мышления» является снижение уровня критического сознания, повышение восприимчивости и интереса к тайнам, мистике и чудесам.
Учащиеся с «клиповым мышлением» испытывают трудности при необходимости прочтения длинных литературных произведений, нахождения логических связей и критического анализа воспринятого материала.
Как результат можно наблюдать массовое снижение интереса к обучению, неумение анализировать и оценивать происходящие процессы, отсутствие творческого мышления.
Однако, помимо недостатков, развитие «клипового мышления» имеет ряд преимуществ. В частности, психолог Л. Розен утверждает, что носители «клипового мышления» отличаются развитыми навыками многозадачности [12]. К сожалению, подобная способность в свою очередь приводит к повышенной рассеянности, гиперактивности, дефициту внимания и т.д.
Также преимуществом «клипового мышления» является развитие способностей обращения с компьютерной техникой и сетью интернет, умение ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве.
Таким образом, формирование «клипового мышления» представляет собой противоречивый процесс, включающий как достоинства, так и недостатки. Среди основных противоречий между его носителями и традиционного (линейного) можно выделить разницу между раздробленной (мозаичной) картиной мира у носителей «клипового мышления» и целостной – у носителей традиционной.
В данный момент учёными ведётся активная дискуссия о том, стоит ли бороться с «клиповым мышлением», либо найти иную практику взаимодействия с ним.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что информатизация – это глобальный процесс, приводящий к изменениям в образе мышления современных школьников, в их взаимодействии с социумом и в их способе восприятия окружающего мира.
Можно утверждать, что изменения в доминирующих способах восприятия информации, ведет к изменениям в сфере когнитивного развития обучаемых. Среди них: главенствование конкретного мышления над абстрактным, неспособность к анализу, прогнозу, обобщению и т д.
Следует отметить, что повсеместная информатизация может привести как к формированию и развитию когнитивных способностей человека, так и к их деформации.
«Клиповое мышление» как тип мышления, присущ ребёнку, воспитанному в рамках информационного сообщества. Признаками его являются: привычка потреблять большие объёмы отрывочной информации каждый день, высокая скорость поверхностного восприятия образов.
Исследователи приходят к выводу, что такой тип мышления становится способом защиты от огромных потоков не связанных фрагментов информации, обрушивающихся на ребёнка каждый день.
Среди потенциальных достоинств носителей «клипового мышления», выделяются многозадачность, умение ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Кроме того, происходят изменения на уровне информационно- коммуникативного взаимодействия младших подростков.
Общение в интернете может нести как конструктивный, так и деструктивный характер, тем самым существенно сказываясь на социализации подростка.
Литература
- Донцов А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. – М.: Изд-во МГУ, 1984. – 208 с.
- Дружилов С.А. Формирование модели мира человека в новой информационной реальности / С.А. Дружилов // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – № 4 [Электронный ресурс].
- Кон И. С. Ребенок и общество: учеб. пособие для вузов / И.С. Кон. – М.: Академия, 2003. – 336 с.
- Ломов Б.Ф. О некоторых критериях оценки сигналов, передающих информацию человеку- оператору / Б.Ф. Ломов // Проблемы инженерной психологии: матер. конф. – Вып. 2. – Л., 1965.
- Мацковский М.С. Социальная семья: проблемы теории, методологии и методики / М.С. Мацковский. – М.: Просвещение, 1989. – 116 с.
- Петровский, А.В. Психология развивающейся личности / А.В. Петровский. – М.: Педагогика, 1987.
- Семеновских Т.В. «Клиповое мышление» – феномен современности / Т.В. Семеновских [Электронный ресурс]. / Оптимальные коммуникации: эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ.
- Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста / К.Г. Фрумкин // Nounivers. 2010.
- Чилингир Е.Ю. Российский пиар как гипертекст. Исторические и социокультурные аспекты: монография / Е.Ю. Чилингир. – Germany: LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 356c.
- Щёлокова С.Д. Информатизация общества / С.Д. Щёлокова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 171–175.
- Castells M. The Network Society: A Cross-Cultural Perspective. Cheltenham, UK; Northampton, MA, Edward Edgar (2004)
- Rosen L. Me, MySpace, and I Parenting the Net Generation. – Palgrave Macmillan, 2007.
- Toffler A. The Third Wave. Bantam Books (1980), 384p.
Об авторе
Гречкина Марина Эдуардовна—магистратура направления обучения «Психолого-педагогическое образование», Российский государственный социальный университет, Москва, Россия.
Смотрите также:
- Агеев Н.Я., Токарчук Ю.А., Токарчук А.М., Гаврилова Е.В. Связь цифровых технологий с развитием когнитивных и коммуникативных процессов подростков и юношей: обзор эмпирических исследований
- Дутко Ю.А., Беловол Е.В. Особенности формирования мышления личности в цифровой среде (сравнительный анализ поколений)
- Комаров В.В., Альбицкая Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков, социализирующихся в киберпространстве
- Разварина И.Н., Калачикова О.Н. Информационно-коммуникационные технологии. Влияние на познавательные процессы школьников